Как только разум вступит в контакт с Божественной Мелодией, доносящейся сверху, он будет поднят, как Антей, и навсегда потеряет интерес к тянущим его вниз мирским удовольствиям. Это постепенно приведет к фактической «смерти» тела, оставленного теперь далеко позади, так же как и разума, который, поднявшись на некоторую высоту, сольется с Chit-Akash64 в своей исконной родине. Chit-Akash есть огромное хранилище памяти, собранное со времен незапамятных65, откуда разум опустился с дуновением жизненной энергии pranas66 на чистое сознание, тем самым окутав его двойным покровом (mana-mai и ргап-mai-koshas), сформировав таким образом мыслительный аппарат, пригодный душе для ее функционирования в материальной земной сфере, и это через еще один покров: физический (апп-mai-koshas) покров тела, снабженный грубыми органами чувств, так необходимыми в мире физических ощущений.
64 Chit-Akash — чистейшая суть разума, откуда произошли вибрации разума, приняв форму чувств, мыслей и действий.
65 Хранилище памяти — д-р биологических наук Ф. Е. Шипунов говорит следующее:
«Волновая функция (составляющая Вселенную) определяет всю структуру и строит весь физический мир. Причем имеются такие волны, метрики которых равняются метрике Вселенной, то есть волна распределяется мгновенно в любую точку Вселенной. Слово ли произнесенное или событие запечатлеваются в любой точке Вселенной и навсегда» («Русская Жизнь», статья «Беседа». 6 декабря 1990 г.). Так создается хранилище (прим. пер.).
66 Pranas — Жизненные Силы, (Жизненный Поток, проявление первичной энергии, спущенной вниз по вибрационной шкале. Д-р Джулиан Джонсон. Путь Мастеров, с. 340), пронизывающие тело и контролирующие всевозможные физиологические процессы: дыхание, переваривание пищи, глотание, циркуляцию и т. д. Те, кто следует системе йоги Патанжали (Hathayoga, RajayogaHT.n.), контролируют pranas и используют их для изъятия души из тела. Исключительно трудный процесс.
Заключенные, втиснутые, вдавленные в магическую коробку тела, мы тем не менее не прикованы к ней цепью, хотя думаем и действуем все время как арестанты в оковах, ибо не знаем, как освободить живущий внутри тела дух и как подняться над телом. Все Мастера прошедших веков в один голос говорили нам о необходимости «идти внутрь и смотреть внутри», где и находится маяк Света, «Свет Жизни», Свет несозданный, не отбрасывающий тени, Самосветящийся — тот единственный луч надежды и спасения, что светит в окружающей нас беспросветной тьме мрачной тюрьмы, где мы живем.
О том сказано:
И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
От Иоанна 1:5
Итак, смотри:
Свет, который в тебе, не есть ли тьма?
От Луки 11:35
И именно этот Свет, провозглашенный «Утренней Звездой» (2-е Петра 1:19) и служащий верующим как «Светильник для ног» (Псалтирь 118:105), очаровывает как разум, так и дух, которые невольно притягиваются к Нему и начинают подниматься сперва в сферу высшего сознания, а затем сверхсознания вдоль Светящегося Потока Жизни, Слышимого Жизненного Потока (Слово, или Шабд), уносимые на крыльях Божественной Музыки, исходящей из Священного Света, образно описываемого как белокрылый конь богов Пегас или barq (молния), которая, как говорят, унесла Пророка в рай (almiraj).
Великие Мастера всех времен и стран рассказывают об этом уникальном и замечательном доме — человеческом теле, истинном Храме Божием, где пребывают Отец, Сын и Дух Святой. До тех пор, пока Сын (дух человека) милостью какого-нибудь Богочеловека не будет крещен Святым Духом (Силой Бога, проявленной в теле Богочеловеком; смотри также От Луки 3:16), блудный Сын, скитающийся среди чудес изумительного внешнего мира, не сможет сам по себе отыскать выход из лабиринта, ведущий к Дому его Отца (Бога). Вечный и основной закон гласит:
Во плоти (человеческая земная форма) и чрез плоть (Слово, ставшее плотию) мы приходим к Тому, кто находится за плотию
Блаженный Августин67.
67 Блаженный Августин — Аврелий Блаженный (354—430 г.г. н. э.), один из известнейших Отцов церкви. Имел огромное влияние на дальнейшее развитие католической церкви и на все средневековое мировоззрение.
Внутри нас — Свет Жизни. Днем и ночью вечно горит эта Небесная Лампада в куполе телесного Храма. «Тот, кто придёт путем Божественного Света в высшие сферы, парит освобожденный». Это — истина, ведущая к Истине.
«Тот, кто знает Истину, знает, где находится этот Свет, а кто знает этот Свет, знает Вечность» (Блаженный Августин), «и познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (От Иоанна 8:32) — свободными от сожаления о прошлом, от страха настоящего и ужаса смерти, которые постоянно довлеют над нами. Слово или Святой Дух есть великая Истина, лежащая в основе всего Творения. «Всё чрез Него [Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (От Иоанна 1:3), «Весь мир возник из Шабда»68, — так сказал Нанак, и еще: «От Единого Слова Его это громадное Творение расцвело, и тысячи потоков жизни возникли и ожили». В Упанишадах сказано: «Ekoaham, Bahu syaam», что означает: «Я Един и желаю стать многочисленным». Мусульмане говорят о Слове: «Kun-fia-kun» — «Он пожелал, и вот возникло все Творение». Таким образом, именно Сила Бога в действии (Свет, Жизнь — Мелодия Бога), Вездесущая и Всесильная, присутствующая во всем, что видимо и невидимо, создает и поддерживает бесчисленные Мироздания. Гуру Нанак говорит о Творении следующее: «И бесчисленны Твои сферы, недоступные и неприступные, и бессчетны Твои Божественные равнины». Даже словом «бессчетные» мы не в состоянии описать Его. Слова «считать» и «бессчетный» несущественны для Всемогущего. Тому, кто существует во всем и является самой Жизнью Творения, известна каждая его частица.
68 Шабд — см. сноску 16.
Чтоб лучше понять высшую Жизнь, Жизнь Духа, человек должен сам пересечь границы земной жизни, пройти сквозь ворота, именуемые смертью, и возродиться в эфирном, неземном, потустороннем мире. «...Рожденное от Духа есть Дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (От Иоанна 3:6—7). Именно этот контакт с «Жизнью Света», проявленный Богочеловеком внутри индивидуума, и приводит к концу странствования души в вечно вращающемся колесе жизни и смерти.
Все Творение, как предполагают, разделено на 8 миллионов 400 тысяч видов (84 лакх):
I. Существ, живущих в воде — 900000 (9 лакх)
II. Существ, живущих в воздухе — 1400000 (14 лакх)
III. Насекомых, грызунов, рептилий и т.д. — 2700000 (27 лакх)
IV. Различных видов деревьев, кустов, трав и др., овощей, ползучих растений и т.д. — 3000000 (30 лакх)
V. Разных родов четвероногих и животных, людей, включая богов и богинь, полубогов и божественных Сил, демонов и блуждающих духов — 400000 (4 лакх)
Пока Jiva-atman, или индивидуализированная душа, не будет освобождена, став таким образом Атманом (или чистым духом), она будет вращаться то в одном материальном теле, то в другом, повинуясь силе закона Кармы и впечатлениям, собранным ею в течение многих ее предыдущих существований.
Такова прелюдия69 к истинной жизни и жизни вечной, являющейся результатом контакта с «Голосом Сына Божьего» (Внутренней Музыкой, проявленной Им), и те, кто услышит Ее (хотя сейчас они и глухи к Ней), оживут (и будут жить вечно благодаря Нам)» (От Иоанна 5:25—26), ибо сказано: «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются Воды (Жизнь) в пустыне (в сердце человека) и в степи Потоки» (Исайя 35:5—6). «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1-е Коринфянам 13:12).
69 Прелюдия — вступление. В тексте подразумевается избавление от закона Кармы и соответственно от перевоплощений; достигается в 4-й сфере Творения — Пар-Брахманд.
Так говорит и Гуру Нанак: «Дух, находящийся в гармонии со Звуковым Потоком, начинает видеть [Свет Бога] без [физических] глаз, и слышать [Голос Бога] без ушей, и держаться [за Божественную Музыку] без рук, и продвигаться вперед [к Богу] без ног». И опять продолжает великий учитель свои объяснения: «Видящие глаза не видят [Реальности], но милостию Гуру человек начинает видеть [Силу Бога] лицом к лицу. И именно благодаря милости Гуру и видит достойный ученик, полный Богопочитания, Бога везде и повсюду». Наши органы чувств способны служить нам лишь в физическом мире, ибо так они созданы, да и то далеко не совершенно, но изменяют нам, как только мы поднимаемся на сверхфизический уровень.
«...Слухом услышите и не уразумеете; и очами смотреть будете и не увидите, ибо огрубело сердце... и не уразумеют сердцем и не обратятся» (Исайя 6:9—10; От Матфея 11:15; От Марка 4:12; К Римлянам 11:8). Но полная перемена, изумительная перемена приходит только после того, как человек научится обращать внимание внутрь себя и практически проходить через процесс добровольной смерти при жизни на Земле.
Поэтому предостережение: «Научись умирать [оставлять позади свое тело], чтоб начать жить [свободно и бесстрашно в живом духе, освобожденном от всяческих ограничений телесной оболочки]». Оставь плоть ради духа, не люби плоть больше духа, — таков давний совет Пророка Галилейского.
До тех пор, пока мы чувствуем себя «дома в теле», мы удалены от Бога. «Чем больше человек отступает от самого себя, тем больше приближается он к Богу». Ничто в Творении не сравнится с Творцом, ибо что не есть Бог, есть ноль.
С перемещением сознания из сферы земной (что обычно называется «смертью») в духовную сферу (перерождение или второе рождение, рождение духа, как это называется) путем контакта с Силой Мастера, Силой Бога, текущей в теле, человек никогда не погибает. «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (От Иоанна 10:28). «...Побеждающий [тот, кто переступит границы своего физического тела, став трансцендентным человеком] не потерпит вреда от второй смерти» (Откровение 2:11), ибо «Если же вы духом водитесь [вас ведет дух], то вы не под законом [законом действия и последствия, или причины и следствия, ведущим к повторным перевоплощениям]» (К Галатам 5:18).
Это все не просто теория, а ФАКТ — «Факт жизни», ибо с момента рождения каждого человека приходит и «Свет Жизни» (От Иоанна 1:9), и дается Он каждому для того, чтоб познать тайны «Светящегося Звука» и «тайны Царствия Небесного [Царствия Божия]» (От Матфея 13:11).
В науке о потустороннем мире логике и рассуждениям нет места. Только когда человек видит всё сам, обретает он веру и убеждение. Свет Света, Отец всего Света, Swayomjyoti swarup Parmatma (Самолучезарный Бог), Nooran-ala-Noor (Великий Небесный Свет) и дух в человеке (Искра Божественного Света Вселенского Духа, капля сознания от Океана Сознания, появляющаяся как индивидуализированный дух, облаченный в различные мантии) — все они присутствуют в человеческом теле (narnaraini deh). Но как это ни покажется странным, хотя и живут они в такой близости друг от друга, но один не видел лица другого. Почему? Потому что мы ошибочно приняли бесплодную пустыню Земли за наше истинное место жительства.
Совершенные Мастера не только уведомляют нас о Реальности и богатом наследии, которое по праву принадлежит нам, но, подобно Христу, восклицают: «И дам тебе ключи Царства Небесного» (От Матфея 16:19). Нанак тоже говорит нам: «Мастер имеет ключи к подвижному дому души, прикованной к телу и разуму; О Нанак! Без Совершенного Мастера нет пути побега из этой тюрьмы».
Многие ли из нас поверили их жизненно важным заверениям, многие ли из нас оказались готовы принять ключи Царства Небесного, а тем более отомкнуть и открыть стальной портал70 позади двух физических глаз? И того еще меньше готовых услышать Божественное Слово, о котором говорит Христос: «Слушающий Слово мое... имеет жизнь вечную... и перешел от смерти в жизнь» (От Иоанна 5:24) — и всё это несмотря на наши пылкие ежедневные молитвы о том, чтоб нас повели от неправды к Истине, от тьмы к Свету и от смерти к Бессмертию...
70 Стальной портал — «Единое Око» (Третий глаз).
Это действительно странный парадокс, более парадоксальный, чем загадки, загаданные когда-то Сфинксом жителям Фебы, или загадки Якши, демона-хранителя пруда со свежей водой, предложенные принцам Пандавас, которые, желая утолить жажду, один за другим приходили к пруду, но были не в силах их разгадать (кроме Юдхиштры, принца Dharma71), за что и были обращены в камни.
71 Dharma — справедливость как закон жизни. «То, что следует делать». Более подробно см. сноску 60.
Разве на деле не ведем мы подлинно окаменелую жизнь — жизнь окаменелую, словно смерть, подобную бесчисленным неодушевленным предметам, — ожидая прихода Принца Мира, чтоб Он возродил нас к Жизни вечной, поборов как древнего Сфинкса, так и демона Якшу, которые, как драконы, стерегут нас и следят за нами, чтоб мы не сбежали из-под их деспотической власти, соблазненные, подобно Ясону, легендарным Золотым Руном, и не получили желанной награды.
Такова величайшая загадка жизни, и она должна быть разгадана, ибо без правильного ответа наша короткая жизнь на Земле окажется парализованной и ничтожной.
Большинство из нас ведёт самое обыкновенное животное существование: слепую жизнь, управляемую мозгом. Мы никогда ещё не поднимались над эмоциональным миром и миром разума, которыми мы сами себя окружили и которые, в свою очередь, держат нас теперь мертвой хваткой. «Божественный Свет» для большинства из нас есть плод человеческого воображения, но никак не реальность.
В теле нашем Он с нами,
Но не видим Его.
Тьфу на эту жизнь безжизненную!
Все воистину слепы, о Тулси!
Кабир говорит:
Весь мир во тьме бредет ощупью,
Ах, кабы два или три …
Их можно было бы тогда выправить,
Поставить на правильный Путь.
О том же говорит Гуру Нанак:
Озаренному ясно, что все близоруки, Они внутренней тайны не видят.
Далее Гуру Нанак так определяет слепоту:
Не тот слеп, у которого нету глаз,
А тот, кто не видит Бога.
Но эти видящие Бога глаза —
Глаза совсем иные.
А также сказано:
Физические глаза не видят Его.
Когда Мастер озарит внутренние,
Тогда достойный ученик Его
Увидит Силу Бога и Славу Его.
Отчего получается так, что, несмотря на все наши самые серьезные и добросовестные усилия, мы не видим Господа?
Объятые мраком, к Нему мрачно стремимся
Делами не менее мрачными...
Без Мастера никто не нашел пути,
Не нашел и никогда не найдет.
Встретив же Мастера, Оком открытым
Мы начинаем видеть Его, видеть
В собственном сердце своем.
Только путем прямого общения со Святым Словом человек осознаёт, что, зная Его, больше нечего узнать. В Джап Джи72 великий учитель73 перечисляет неисчислимые блага, которые сами собой начинают разливаться в подобном человеке, обращая его в обитель всех добродетелей:
Общаясь со Словом, можно достичь
Статуса Сидхи74, и Пира75, и Сура76, и Натха77;
Общаясь со Словом, можно понять
Как тайны Земли, Так и Небес,
И поддерживающего их быка78;
Общаясь со Словом, невредимыми мы сможем
Проскользнуть сквозь смерти врата;
О Нанак, верно преданные Ему
Живут в вечном экстазе,
Ибо Слово смывает все грехи и печали.
Общаясь со Словом, можно достичь могущества
Шивы, и Брахмы, и Индры;
72 ДжапДжч — написана Гуру Нанаком (1469—1539) и послужила прологом к духовной сокровищнице сикхов «Гуру (Ади) Грант Сахиб», состоящей из 1400 страниц, собранной и составленной Гуру Арджан Дэвом (1563—1606).
73 Великий учитель — Гуру Нанак.
74 Сидха — обладатель сверхъестественных сил.
75 Пир — духовный учитель ислама.
76 Сура — боги.
77 Натх — йог. Адепт йоги.
78 Бык — Дхаула, мифический бык, якобы поддерживающий Землю и небо.
Общаясь со Словом,
Можно достичь общего уважения,
Несмотря на свои прошлые дела;
Общаясь со Словом, можно получить
Йоговское прозрение,
Со всеми тайнами жизни и себя открытыми;
Общаясь со Словом, можно понять истинный смысл
Как Шастр79, так и Вед80, так и Смритис81;
О Нанак, верно преданные Ему
Живут в вечном экстазе,
Ибо Слово смывает все грехи и печали.
Общаясь со Словом, человек обращается
Обителью Истины, Покоя и высшего Знания;
Общаясь со Словом, человек получает плоды
68 мест паломничества82;
Общаясь со Словом, человек осыпается
Всеми почестями ученого;
Общаясь со Словом, человек достигает
Степени и блаженства Сахаджа83
О Нанак, верно преданные Ему
Живут в вечном экстазе,
Ибо Слово смывает все грехи и печали.
Общаясь со Словом, человек обращается
В местопребывание всех добродетелей;
Общаясь со Словом, можно стать Шейхом,
Мастером и истинным духовным Владыкой;
Общаясь со Словом, духовно слепые
Находят путь к Познанию;
Общаясь со Словом, человек пересекает
Границы Безмерного Океана иллюзорной материи.
О Нанак, верно преданные Ему
Живут в вечном экстазе,
Ибо Слово смывает все грехи и печали.
79 Шастры — философские писания индуистов
80 Веды — ранние книги о человеке и Божественном.
81 Смритис — древние Священные Писания индуистов.
82 68 мест паломничества — по индуистскому поверью, 68 мест паломничества смывают все греховные действия, и Гуру Нанак использует здесь это поверье.
83 Сахадж — состояние вечного блаженства, когда суета физической и астральной сфер, а также сферы разума со всеми их завораживающими картинами останется позади и великий Принцип Жизни окажется видимым внутри; см. Джап джи, станс X, сноска 2.
Таким образом, мы видим, что секрет нашего успеха как здесь, так и в мирах потусторонних заключается в приведении «себя» в созвучие со «Сверхсебя» или Звуковым Потоком, который и является альфой и омегой всего сущего.
Поэтому Нанак увещевает нас:
Только благодаря великой и счастливой судьбе
Возможно родиться человеком,
И следует использовать
Этот шанс наилучшим образом.
Однако вниз по шкале Творения опустится тот,
Кто умышленно прерывает связь
Со спасительным Жизненным Потоком внутри.
Воистину, сколь жалко существование того, кто приобрел богатства всего мира, но потерял свою душу! Не только не получил он никакой выгоды, но навлек на себя тяжелую потерю — неисправимую и невозместимую потерю, от которой веками будет страдать, пока вновь не достигнет человеческого уровня. И если дать этой возможности ускользнуть сквозь пальцы, то все доселе приобретенное смывается за борт, и человек опять безнадежно барахтается среди отмелей и песчаных наносов в бесконечном потоке жизни.
Падение с высшей ступени лестницы жизни есть действительно страшное падение!
Глава III
ЖИЗНЬ В ЕЕ ПОЛНОТЕ
Наша Земля, арена борьбы и распрей, полная противоречий, разногласий и противоположностей, представляющая собой необъятную панораму жизни во всевозможных формах и красках, есть всего лишь крупинка в безграничной Вселенной Великого Творца.
Нет конца Творению,
Его бесчисленным формам жизни,
Названным различными именами,
Нет конца видам и краскам,
Вписанным вечно бегущим пером Творца
В Его великом Мироздании.
Нанак
При всех его кажущихся недостатках этот мир служит полезной цели в Божественном Плане — как полезен мелкий винт в механизме огромной электростанции. Природа, это рукоделие Творца, ни в коей мере не экстравагантна по своему замыслу и устройству. Этот мир — тюрьма, исправительный дом, своего рода чистилище, место искупления, тренировочное поле, где душа очищается опытом. Он находится на полдороге между физическими сферами и духовными. Силы, царящие здесь, есть безжалостные и строгие ревнители порядка, следующие древнему Моисееву закону (3) «Око за око, зуб за зуб». На Земле в ходу всевозможные суровые методы, и несправедливые удары сыплются без жалости и без милости, чтоб таким образом урок, преподносимый здесь, был воспринят человеком всерьез: от мирских путей человеку должно повернуться к путям Божественным. Жизнь на Земле, темная от страха и ужаса, есть беспросветный кошмар. И в этом диком мирском тупике мы, дети Бога, затеряны со времен незапамятных.
Эволюция заложена в природе живущих «монад»84 и состоит в продвижении к их Источнику и слиянию с Ним, ибо истинное счастье лежит в «Божественном сообществе, сообществе с Сутью, пока не засияем, полностью преображенные и от пространства свободные». Трагедия земной жизни заключается в том, что «мы не знаем, что мы есть, и еще меньше того знаем, чем мы можем стать». «Что мы есть, мы не видим, что мы видим, есть наша тень», — сказал Сократ (4). Наше «внутреннее существо» (душа) создано по подобию Бога и не находит покоя, пока не успокоится в Нем. Как говорит Плотин (5), «истинное религиозное откровение состоит в нахождении душой, изгнанной из Рая, своего истинного Дома». И откровение это может стать нашим, как только мы научимся освобождать «себя» от сбруи и пут тела и разума.
84 Монада — теософский термин, означающий индивидуализированный дух, искру Божественного Огня. Состоит из трех частей: дух, интуиция и интеллект, составляющих эго. См.: Артур И. Повелл. «Причинное тело», с. 79, изд. 1956 г.
Наивысшей целью земного существования является Самопознание и Богопознание. Самопознание предшествует Богопознанию. «Познай самого себя» — призывали древние. Сначала греки, затем, в свой черед, римляне придавали огромное значение «gnothi seauton» и «nosce teipsum», как они соответственно это называли; оба термина означают «самопознание» или познание «себя», находящегося внутри нас, или atma Jnana индийских риши и Khud Shanasi мусульманских дервишей; самопознание есть первый шаг, за ним последует познание «Сверхсебя» или Бога — Paramatman или Rab-ul-almeen — это и есть Khuda Shanasi, или познание Бога.
Процесс самопознания, при котором душа освобождается от мощного лабиринта разума и материи, начинается с обращения внимания внутрь. Внимание есть внешнее проявление души в объективном мире. Процесс самопознания есть искусство изъятия внимания из мира чувств (внешнего мира) и введения его в мир внутренний, за пределы физических чувств, что и называется термином Пара Видья.
Истинная жизнь или Реальность есть нечто, познаваемое только в состоянии, подобном смерти, состоянии, наступающем при сознательном отступлении внимания от физического тела и концентрации его в «Едином Оке». Жизнь есть «активное Начало, как бы далеко оно ни отстояло от восприятий, чувств и наблюдений».
В повседневной жизни мы легко поддаемся всяческим желаниям, вожделениям плоти и разных органов чувств — глаз, ушей; нами постоянно владеют бесчисленные привязанности и честолюбие, мириады стремлений и страстей, порождаемых различными желаниями сердца, а также желаниями, скрытыми в складках разума и неведомых нам. Всевозможные симпатии и антипатии, тщеславие и предрассудки, а также любовь и ненависть и многое другое против нашей воли прокрадываются в наше сознание, растрачивая нашу духовную энергию и отвлекая нас от достижения нашей конечной цели и смысла жизни на Земле — Самопознания. Это незнание цели человеческой жизни на Земле есть тяжкое заболевание, жертвой которого мы стали, а также и причина нашего заточения — заточения души в мире, «залитом грехом и печалью».
Однако есть внутри нас Сила, способная воскресить душу. Поэтому мы должны повернуться на 180 градусов — отойти от внешней драматической и лихорадочной активности и найти неподвижный центр покоя внутри себя, в теле, где и находится Вездесущая и Свободная Сила. Это человеческое тело воистину есть Храм Божий, и Дух Святой обитает в нем. Всю нашу повседневную активность нужно повернуть и направить в противоположную сторону. Этот процесс изменения направления нашей активности Эмерсон (6) назвал «стучать внутрь» или, как однажды выразился президент Гарри Трумэн (7), «скрываться в лисьей норке своего мозга», ибо именно в эту лисью норку уходил он, когда хотел отдохнуть в тишине от забот и бремени своего высокого поста. Веды называют эту норку Brahmrendra, или вход, через который можно войти и вступить в контакт с Брахманом85.