Другие книги серии « Сант Мат» – Путь Мастеров 4 глава




Как толь­ко ра­зум всту­пит в кон­такт с Бо­же­ст­вен­ной Ме­ло­ди­ей, до­но­ся­щей­ся свер­ху, он бу­дет под­нят, как Ан­тей, и на­все­гда по­те­ря­ет ин­те­рес к тя­ну­щим его вниз мир­ским удо­воль­ст­ви­ям. Это по­сте­пен­но при­ве­дет к фак­ти­че­ской «смер­ти» те­ла, ос­тав­лен­но­го те­перь да­ле­ко по­за­ди, так же как и ра­зу­ма, ко­то­рый, под­няв­шись на не­ко­то­рую вы­со­ту, соль­ет­ся с Chit-Akash64 в сво­ей ис­кон­ной ро­ди­не. Chit-Akash есть ог­ром­ное хра­ни­ли­ще па­мя­ти, со­б­ран­ное со вре­мен не­за­па­мят­ных65, от­ку­да ра­зум опус­тился с ду­но­ве­ни­ем жиз­нен­ной энер­гии pranas66 на чис­тое соз­на­ние, тем са­мым оку­тав его двой­ным по­кро­вом (mana-mai и ргап-mai-koshas), сфор­ми­ро­вав та­ким об­ра­зом мыс­ли­тель­ный ап­па­рат, при­год­ный ду­ше для ее функ­цио­ни­ро­ва­ния в ма­те­ри­аль­ной зем­ной сфе­ре, и это че­рез еще один по­кров: фи­зи­че­ский (апп-mai-koshas) по­кров те­ла, снаб­жен­ный гру­бы­ми ор­га­на­ми чувств, так не­об­хо­ди­мы­ми в ми­ре фи­зи­че­ских ощу­ще­ний.

 

64 Chit-Akash — чис­тей­шая суть ра­зу­ма, от­ку­да про­изош­ли виб­ра­ции ра­зу­ма, при­няв фор­му чувств, мыс­лей и дей­ст­вий.

65 Хра­ни­ли­ще па­мя­ти — д-р био­ло­ги­че­ских на­ук Ф. Е. Ши­пу­нов го­во­рит сле­дую­щее:

«Вол­но­вая функ­ция (со­став­ляю­щая Все­лен­ную) оп­ре­де­ля­ет всю струк­ту­ру и стро­ит весь фи­зи­че­ский мир. При­чем име­ют­ся та­кие вол­ны, мет­ри­ки ко­то­рых рав­ня­ют­ся мет­ри­ке Все­лен­ной, то есть вол­на рас­пре­де­ля­ет­ся мгно­вен­но в лю­бую точ­ку Все­лен­ной. Сло­во ли про­из­не­сен­ное или со­бы­тие за­пе­чат­ле­ва­ют­ся в лю­бой точ­ке Все­лен­ной и на­все­гда» («Рус­ская Жизнь», ста­тья «Бе­се­да». 6 де­каб­ря 1990 г.). Так соз­да­ет­ся хра­ни­ли­ще (прим. пер.).

66 Pranas — Жиз­нен­ные Си­лы, (Жиз­нен­ный По­ток, про­яв­ле­ние пер­вич­ной энер­гии, спу­щен­ной вниз по виб­ра­ци­он­ной шка­ле. Д-р Джу­ли­ан Джон­сон. Путь Мас­те­ров, с. 340), про­ни­зы­ваю­щие те­ло и кон­тро­ли­рую­щие все­воз­мож­ные фи­зио­ло­ги­че­ские про­цес­сы: ды­ха­ние, пе­ре­ва­ри­ва­ние пи­щи, гло­та­ние, цир­ку­ля­цию и т. д. Те, кто сле­ду­ет сис­те­ме йо­ги Па­тан­жа­ли (Hathayoga, RajayogaHT.n.), кон­тро­ли­ру­ют pranas и ис­поль­зу­ют их для изъ­я­тия ду­ши из те­ла. Ис­клю­чи­тель­но труд­ный про­цесс.

 

За­клю­чен­ные, втис­ну­тые, вдав­лен­ные в ма­ги­че­скую ко­роб­ку те­ла, мы тем не ме­нее не при­ко­ва­ны к ней це­пью, хо­тя ду­ма­ем и дей­ст­ву­ем все вре­мя как аре­стан­ты в око­вах, ибо не зна­ем, как ос­во­бо­дить жи­ву­щий внут­ри те­ла дух и как под­нять­ся над те­лом. Все Мас­те­ра про­шед­ших ве­ков в один го­лос го­во­ри­ли нам о не­об­хо­ди­мо­сти «ид­ти внутрь и смот­реть внут­ри», где и на­хо­дит­ся ма­як Све­та, «Свет Жиз­ни», Свет не­соз­дан­ный, не от­бра­сы­ваю­щий те­ни, Са­мо­све­тя­щий­ся — тот един­ст­вен­ный луч на­де­ж­ды и спа­се­ния, что све­тит в ок­ру­жаю­щей нас бес­про­свет­ной тьме мрач­ной тюрь­мы, где мы жи­вем.

О том ска­за­но:

 

И Свет во тьме све­тит, и тьма не объ­я­ла его.

От Ио­ан­на 1:5

 

Итак, смот­ри:

Свет, ко­то­рый в те­бе, не есть ли тьма?

От Лу­ки 11:35

 

И имен­но этот Свет, про­воз­гла­шен­ный «Ут­рен­ней Звез­дой» (2-е Пет­ра 1:19) и слу­жа­щий ве­рую­щим как «Све­тиль­ник для ног» (Псал­тирь 118:105), оча­ро­вы­ва­ет как ра­зум, так и дух, ко­то­рые не­воль­но при­тя­ги­ва­ют­ся к Не­му и на­чи­на­ют под­ни­мать­ся спер­ва в сфе­ру выс­ше­го соз­на­ния, а за­тем сверх­соз­на­ния вдоль Све­тя­ще­го­ся По­то­ка Жиз­ни, Слы­ши­мо­го Жиз­нен­но­го По­то­ка (Сло­во, или Шабд), уно­си­мые на крыль­ях Бо­же­ст­вен­ной Му­зы­ки, ис­хо­дя­щей из Свя­щен­но­го Све­та, об­раз­но опи­сы­вае­мо­го как бе­ло­кры­лый конь бо­гов Пе­гас или barq (мол­ния), ко­то­рая, как го­во­рят, унес­ла Про­ро­ка в рай (almiraj).

Ве­ли­кие Мас­те­ра всех вре­мен и стран рас­ска­зы­ва­ют об этом уни­каль­ном и за­ме­ча­тель­ном до­ме — че­ло­ве­че­ском те­ле, ис­тин­ном Хра­ме Бо­жи­ем, где пре­бы­ва­ют Отец, Сын и Дух Свя­той. До тех пор, по­ка Сын (дух че­ло­ве­ка) ми­ло­стью ка­ко­го-ни­будь Бо­го­че­ло­ве­ка не бу­дет кре­щен Свя­тым Ду­хом (Си­лой Бо­га, про­яв­лен­ной в те­ле Бо­го­че­ло­ве­ком; смот­ри так­же От Лу­ки 3:16), блуд­ный Сын, ски­таю­щий­ся сре­ди чу­дес изу­ми­тель­но­го внеш­не­го ми­ра, не смо­жет сам по се­бе оты­скать вы­ход из ла­би­рин­та, ве­ду­щий к До­му его От­ца (Бо­га). Веч­ный и ос­нов­ной за­кон гла­сит:

 

Во пло­ти (че­ло­ве­че­ская зем­ная фор­ма) и чрез плоть (Сло­во, став­шее пло­тию) мы при­хо­дим к То­му, кто на­хо­дит­ся за пло­тию

Бла­жен­ный Ав­гу­стин67.

 

67 Бла­жен­ный Ав­гу­стин — Ав­ре­лий Бла­жен­ный (354—430 г.г. н. э.), один из из­вест­ней­ших От­цов церк­ви. Имел ог­ром­ное влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие ка­то­ли­че­ской церк­ви и на все сред­не­ве­ко­вое ми­ро­воз­зре­ние.

 

Внут­ри нас — Свет Жиз­ни. Днем и но­чью веч­но го­рит эта Не­бес­ная Лам­па­да в ку­по­ле те­лес­но­го Хра­ма. «Тот, кто при­дёт пу­тем Бо­же­ст­вен­но­го Све­та в выс­шие сфе­ры, па­рит ос­во­бо­ж­ден­ный». Это — ис­ти­на, ве­ду­щая к Ис­ти­не.

«Тот, кто зна­ет Ис­ти­ну, зна­ет, где на­хо­дит­ся этот Свет, а кто зна­ет этот Свет, зна­ет Веч­ность» (Бла­жен­ный Ав­гу­стин), «и по­знае­те Ис­ти­ну, и Ис­ти­на сде­ла­ет вас сво­бод­ны­ми» (От Ио­ан­на 8:32) — сво­бод­ны­ми от со­жа­ле­ния о про­шлом, от стра­ха на­стоя­ще­го и ужа­са смер­ти, ко­то­рые по­сто­ян­но дов­ле­ют над на­ми. Сло­во или Свя­той Дух есть ве­ли­кая Ис­ти­на, ле­жа­щая в ос­но­ве все­го Тво­ре­ния. «Всё чрез Не­го [Сло­во] на­ча­ло быть, и без Не­го ни­что не на­ча­ло быть, что на­ча­ло быть» (От Ио­ан­на 1:3), «Весь мир воз­ник из Шаб­да»68, — так ска­зал На­нак, и еще: «От Еди­но­го Сло­ва Его это гро­мад­ное Тво­ре­ние рас­цве­ло, и ты­ся­чи по­то­ков жиз­ни воз­ник­ли и ожи­ли». В Упа­ни­ша­дах ска­за­но: «Ekoaham, Bahu syaam», что оз­на­ча­ет: «Я Един и же­лаю стать мно­го­чис­лен­ным». Му­суль­ма­не го­во­рят о Сло­ве: «Kun-fia-kun» — «Он по­же­лал, и вот воз­ник­ло все Тво­ре­ние». Та­ким об­ра­зом, имен­но Си­ла Бо­га в дей­ст­вии (Свет, Жизнь — Ме­ло­дия Бо­га), Вез­де­су­щая и Все­силь­ная, при­сут­ст­вую­щая во всем, что ви­ди­мо и не­ви­ди­мо, соз­да­ет и под­дер­жи­ва­ет бес­чис­лен­ные Ми­ро­зда­ния. Гу­ру На­нак го­во­рит о Тво­ре­нии сле­дую­щее: «И бес­чис­лен­ны Твои сфе­ры, не­дос­туп­ные и не­при­ступ­ные, и бес­счет­ны Твои Бо­же­ст­вен­ные рав­ни­ны». Да­же сло­вом «бес­счет­ные» мы не в со­стоя­нии опи­сать Его. Сло­ва «счи­тать» и «бес­счет­ный» не­су­ще­ст­вен­ны для Все­мо­гу­ще­го. То­му, кто су­ществу­ет во всем и яв­ля­ет­ся са­мой Жиз­нью Тво­ре­ния, из­вест­на ка­ж­дая его час­ти­ца.

 

68 Шабд — см. сно­ску 16.

 

Чтоб луч­ше по­нять выс­шую Жизнь, Жизнь Ду­ха, че­ло­век дол­жен сам пе­ре­сечь гра­ни­цы зем­ной жиз­ни, прой­ти сквозь во­ро­та, име­нуе­мые смер­тью, и воз­ро­дить­ся в эфир­ном, не­зем­ном, по­тус­то­рон­нем ми­ре. «...Ро­ж­ден­ное от Ду­ха есть Дух. Не удив­ляй­ся то­му, что Я ска­зал те­бе: долж­но вам ро­дить­ся свы­ше» (От Ио­ан­на 3:6—7). Имен­но этот кон­такт с «Жиз­нью Све­та», про­яв­лен­ный Бо­го­че­ло­ве­ком внут­ри ин­ди­ви­дуу­ма, и при­во­дит к кон­цу стран­ст­во­ва­ния ду­ши в веч­но вра­щаю­щем­ся ко­ле­се жиз­ни и смер­ти.

Все Тво­ре­ние, как пред­по­ла­га­ют, раз­де­ле­но на 8 мил­лио­нов 400 ты­сяч ви­дов (84 лакх):

I. Су­ществ, жи­ву­щих в во­де — 900000 (9 лакх)

II. Су­ществ, жи­ву­щих в воз­ду­хе — 1400000 (14 лакх)

III. На­се­ко­мых, гры­зу­нов, реп­ти­лий и т.д. — 2700000 (27 лакх)

IV. Раз­лич­ных ви­дов де­ревь­ев, кус­тов, трав и др., ово­щей, пол­зу­чих рас­те­ний и т.д. — 3000000 (30 лакх)

V. Раз­ных ро­дов чет­ве­ро­но­гих и жи­вот­ных, лю­дей, вклю­чая бо­гов и бо­гинь, по­лу­бо­гов и бо­же­ст­вен­ных Сил, де­мо­нов и блу­ж­даю­щих ду­хов — 400000 (4 лакх)

По­ка Jiva-atman, или ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ная ду­ша, не бу­дет ос­во­бо­ж­де­на, став та­ким об­ра­зом Ат­ма­ном (или чис­тым ду­хом), она бу­дет вра­щать­ся то в од­ном ма­те­ри­аль­ном те­ле, то в дру­гом, по­ви­ну­ясь си­ле за­ко­на Кар­мы и впе­чат­ле­ни­ям, со­б­ран­ным ею в те­че­ние мно­гих ее пре­ды­ду­щих су­ще­ст­во­ва­ний.

Та­ко­ва пре­лю­дия69 к ис­тин­ной жиз­ни и жиз­ни веч­ной, яв­ляю­щей­ся ре­зуль­та­том кон­так­та с «Го­ло­сом Сы­на Божь­е­го» (Внут­рен­ней Му­зы­кой, про­яв­лен­ной Им), и те, кто ус­лы­шит Ее (хо­тя сей­час они и глу­хи к Ней), ожи­вут (и бу­дут жить веч­но бла­го­да­ря Нам)» (От Ио­ан­на 5:25—26), ибо ска­за­но: «То­гда от­кро­ют­ся гла­за сле­пых и уши глу­хих от­верз­нут­ся. То­гда хро­мой вско­чит, как олень, и язык не­мо­го бу­дет петь; ибо про­бьют­ся Во­ды (Жизнь) в пус­ты­не (в серд­це че­ло­ве­ка) и в сте­пи По­то­ки» (Исайя 35:5—6). «Те­перь мы ви­дим как бы сквозь туск­лое стек­ло, га­да­тель­но, то­гда же ли­цом к ли­цу; те­перь знаю я от­час­ти, а то­гда по­знаю, по­доб­но как я по­знан» (1-е Ко­рин­фя­нам 13:12).

 

69 Пре­лю­дия — всту­п­ле­ние. В тек­сте под­ра­зу­ме­ва­ет­ся из­бав­ле­ние от за­ко­на Кар­мы и со­от­вет­ст­вен­но от пе­ре­во­пло­ще­ний; дос­ти­га­ет­ся в 4-й сфе­ре Тво­ре­ния — Пар-Брах­манд.

 

Так го­во­рит и Гу­ру На­нак: «Дух, на­хо­дя­щий­ся в гар­мо­нии со Зву­ко­вым По­то­ком, на­чи­на­ет ви­деть [Свет Бо­га] без [фи­зи­че­ских] глаз, и слы­шать [Го­лос Бо­га] без ушей, и дер­жать­ся [за Бо­же­ст­вен­ную Му­зы­ку] без рук, и про­дви­гать­ся впе­ред [к Бо­гу] без ног». И опять про­дол­жа­ет ве­ли­кий учи­тель свои объ­яс­не­ния: «Ви­дя­щие гла­за не ви­дят [Ре­аль­но­сти], но ми­ло­стию Гу­ру че­ло­век на­чи­на­ет ви­деть [Си­лу Бо­га] ли­цом к ли­цу. И имен­но бла­го­да­ря ми­ло­сти Гу­ру и ви­дит дос­той­ный уче­ник, пол­ный Бо­го­по­чи­та­ния, Бо­га вез­де и по­всю­ду». На­ши ор­га­ны чувств спо­соб­ны слу­жить нам лишь в фи­зи­че­ском ми­ре, ибо так они соз­да­ны, да и то да­ле­ко не со­вер­шен­но, но из­ме­ня­ют нам, как толь­ко мы под­ни­ма­ем­ся на сверх­фи­зи­че­ский уро­вень.

«...Слу­хом ус­лы­ши­те и не ура­зу­мее­те; и оча­ми смот­реть бу­де­те и не уви­ди­те, ибо ог­ру­бе­ло серд­це... и не ура­зу­ме­ют серд­цем и не об­ра­тят­ся» (Исайя 6:9—10; От Мат­фея 11:15; От Мар­ка 4:12; К Рим­ля­нам 11:8). Но пол­ная пе­ре­ме­на, изу­ми­тель­ная пе­ре­ме­на при­хо­дит толь­ко по­сле то­го, как че­ло­век нау­чит­ся об­ра­щать вни­ма­ние внутрь се­бя и прак­ти­че­ски про­хо­дить че­рез про­цесс доб­ро­воль­ной смер­ти при жиз­ни на Зем­ле.

По­это­му пре­дос­те­ре­же­ние: «Нау­чись уми­рать [ос­тав­лять по­за­ди свое те­ло], чтоб на­чать жить [сво­бод­но и бес­страш­но в жи­вом ду­хе, ос­во­бо­ж­ден­ном от вся­че­ских ог­ра­ни­че­ний те­лес­ной обо­лоч­ки]». Ос­тавь плоть ра­ди ду­ха, не лю­би плоть боль­ше ду­ха, — та­ков дав­ний со­вет Про­ро­ка Га­ли­лей­ско­го.

До тех пор, по­ка мы чув­ст­ву­ем се­бя «до­ма в те­ле», мы уда­ле­ны от Бо­га. «Чем боль­ше че­ло­век от­сту­па­ет от са­мо­го се­бя, тем боль­ше при­бли­жа­ет­ся он к Бо­гу». Ни­что в Тво­ре­нии не срав­нит­ся с Твор­цом, ибо что не есть Бог, есть ноль.

С пе­ре­ме­ще­ни­ем соз­на­ния из сфе­ры зем­ной (что обыч­но на­зы­ва­ет­ся «смер­тью») в ду­хов­ную сфе­ру (пе­ре­ро­ж­де­ние или вто­рое ро­ж­де­ние, ро­ж­де­ние ду­ха, как это на­зы­ва­ет­ся) пу­тем кон­так­та с Си­лой Мас­те­ра, Си­лой Бо­га, те­ку­щей в те­ле, че­ло­век ни­ко­гда не по­ги­ба­ет. «И Я даю им жизнь веч­ную, и не по­гиб­нут во­век, и ни­кто не по­хи­тит их из ру­ки Мо­ей» (От Ио­ан­на 10:28). «...По­бе­ж­даю­щий [тот, кто пе­ре­сту­пит гра­ни­цы сво­его фи­зи­че­ско­го те­ла, став транс­цен­дент­ным че­ло­ве­ком] не по­тер­пит вре­да от вто­рой смер­ти» (От­кро­ве­ние 2:11), ибо «Ес­ли же вы ду­хом во­ди­тесь [вас ве­дет дух], то вы не под за­ко­ном [за­ко­ном дей­ст­вия и по­след­ст­вия, или при­чи­ны и след­ст­вия, ве­ду­щим к по­втор­ным пе­ре­во­пло­ще­ни­ям]» (К Га­ла­там 5:18).

Это все не про­сто тео­рия, а ФАКТ — «Факт жиз­ни», ибо с мо­мен­та ро­ж­де­ния ка­ж­до­го че­ло­ве­ка при­хо­дит и «Свет Жиз­ни» (От Ио­ан­на 1:9), и да­ет­ся Он ка­ж­до­му для то­го, чтоб по­знать тай­ны «Све­тя­ще­го­ся Зву­ка» и «тай­ны Цар­ст­вия Не­бес­но­го [Цар­ст­вия Бо­жия]» (От Мат­фея 13:11).

В нау­ке о по­тус­то­рон­нем ми­ре ло­ги­ке и рас­су­ж­де­ни­ям нет мес­та. Толь­ко ко­гда че­ло­век ви­дит всё сам, об­ре­та­ет он ве­ру и убе­ж­де­ние. Свет Све­та, Отец все­го Све­та, Swayomjyoti swarup Parmatma (Са­мо­лу­че­зар­ный Бог), Nooran-ala-Noor (Ве­ли­кий Не­бес­ный Свет) и дух в че­ло­ве­ке (Ис­кра Бо­же­ст­вен­но­го Све­та Все­лен­ско­го Ду­ха, ка­п­ля соз­на­ния от Океа­на Соз­на­ния, по­яв­ляю­щая­ся как ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ный дух, об­ла­чен­ный в раз­лич­ные ман­тии) — все они при­сут­ст­ву­ют в че­ло­ве­че­ском те­ле (narnaraini deh). Но как это ни по­ка­жет­ся стран­ным, хо­тя и жи­вут они в та­кой бли­зо­сти друг от дру­га, но один не ви­дел ли­ца дру­го­го. По­че­му? По­то­му что мы оши­боч­но при­ня­ли бес­плод­ную пус­ты­ню Зем­ли за на­ше ис­тин­ное ме­сто жи­тель­ст­ва.

Со­вер­шен­ные Мас­те­ра не толь­ко уве­дом­ля­ют нас о Ре­аль­но­сти и бо­га­том на­сле­дии, ко­то­рое по пра­ву при­над­ле­жит нам, но, по­доб­но Хри­сту, вос­кли­ца­ют: «И дам те­бе клю­чи Цар­ст­ва Не­бес­но­го» (От Мат­фея 16:19). На­нак то­же го­во­рит нам: «Мас­тер име­ет клю­чи к под­виж­но­му до­му ду­ши, при­ко­ван­ной к те­лу и ра­зу­му; О На­нак! Без Со­вер­шен­но­го Мас­те­ра нет пу­ти по­бе­га из этой тюрь­мы».

Мно­гие ли из нас по­ве­ри­ли их жиз­нен­но важ­ным за­ве­ре­ни­ям, мно­гие ли из нас ока­за­лись го­то­вы при­нять клю­чи Цар­ст­ва Не­бес­но­го, а тем бо­лее отомк­нуть и от­крыть сталь­ной пор­тал70 по­за­ди двух фи­зи­че­ских глаз? И то­го еще мень­ше го­то­вых ус­лы­шать Бо­же­ст­вен­ное Сло­во, о ко­то­ром го­во­рит Хри­стос: «Слу­шаю­щий Сло­во мое... име­ет жизнь веч­ную... и пе­ре­шел от смер­ти в жизнь» (От Ио­ан­на 5:24) — и всё это не­смот­ря на на­ши пыл­кие еже­днев­ные мо­лит­вы о том, чтоб нас по­ве­ли от не­прав­ды к Ис­ти­не, от тьмы к Све­ту и от смер­ти к Бес­смер­тию...

 

70 Сталь­ной пор­тал — «Еди­ное Око» (Тре­тий глаз).

 

Это дей­ст­ви­тель­но стран­ный па­ра­докс, бо­лее па­ра­док­саль­ный, чем за­гад­ки, за­га­дан­ные ко­гда-то Сфин­ксом жи­те­лям Фе­бы, или за­гад­ки Як­ши, де­мо­на-хра­ни­те­ля пру­да со све­жей во­дой, пред­ло­жен­ные прин­цам Пан­да­вас, ко­то­рые, же­лая уто­лить жа­ж­ду, один за дру­гим при­хо­ди­ли к пру­ду, но бы­ли не в си­лах их раз­га­дать (кро­ме Юд­хиш­тры, прин­ца Dharma71), за что и бы­ли об­ра­ще­ны в кам­ни.

 

71 Dharma — спра­вед­ли­вость как за­кон жиз­ни. «То, что сле­ду­ет де­лать». Бо­лее под­роб­но см. сно­ску 60.

 

Раз­ве на де­ле не ве­дем мы под­лин­но ока­ме­не­лую жизнь — жизнь ока­ме­не­лую, слов­но смерть, по­доб­ную бес­чис­лен­ным не­оду­шев­лен­ным пред­ме­там, — ожи­дая при­хо­да Прин­ца Ми­ра, чтоб Он воз­ро­дил нас к Жиз­ни веч­ной, по­бо­ров как древ­не­го Сфин­кса, так и де­мо­на Як­шу, ко­то­рые, как дра­ко­ны, сте­ре­гут нас и сле­дят за на­ми, чтоб мы не сбе­жа­ли из-под их дес­по­ти­че­ской вла­сти, со­блаз­нен­ные, по­доб­но Ясо­ну, ле­ген­дар­ным Зо­ло­тым Ру­ном, и не по­лу­чи­ли же­лан­ной на­гра­ды.

Та­ко­ва ве­ли­чай­шая за­гад­ка жиз­ни, и она долж­на быть раз­га­да­на, ибо без пра­виль­но­го от­ве­та на­ша ко­рот­кая жизнь на Зем­ле ока­жет­ся па­ра­ли­зо­ван­ной и ни­чтож­ной.

Боль­шин­ст­во из нас ве­дёт са­мое обык­но­вен­ное жи­вот­ное су­ще­ст­во­ва­ние: сле­пую жизнь, управ­ляе­мую моз­гом. Мы ни­ко­гда ещё не под­ни­ма­лись над эмо­цио­наль­ным ми­ром и ми­ром ра­зу­ма, ко­то­ры­ми мы са­ми се­бя ок­ру­жи­ли и ко­то­рые, в свою оче­редь, дер­жат нас те­перь мерт­вой хват­кой. «Бо­же­ст­вен­ный Свет» для боль­шин­ст­ва из нас есть плод че­ло­ве­че­ско­го во­об­ра­же­ния, но ни­как не ре­аль­ность.

 

В те­ле на­шем Он с на­ми,

Но не ви­дим Его.

Тьфу на эту жизнь без­жиз­нен­ную!

Все во­ис­ти­ну сле­пы, о Тул­си!

 

Ка­бир го­во­рит:

 

Весь мир во тьме бре­дет ощу­пью,

Ах, ка­бы два или три …

Их мож­но бы­ло бы то­гда вы­пра­вить,

По­ста­вить на пра­виль­ный Путь.

 

О том же го­во­рит Гу­ру На­нак:

 

Оза­рен­но­му яс­но, что все бли­зо­ру­ки, Они внут­рен­ней тай­ны не ви­дят.

 

Да­лее Гу­ру На­нак так оп­ре­де­ля­ет сле­по­ту:

 

Не тот слеп, у ко­то­ро­го не­ту глаз,

А тот, кто не ви­дит Бога.

Но эти ви­дя­щие Бо­га гла­за —

Гла­за со­всем иные.

 

А так­же ска­за­но:

 

Фи­зи­че­ские гла­за не ви­дят Его.

Ко­гда Мас­тер оза­рит внут­рен­ние,

То­гда дос­той­ный уче­ник Его

Уви­дит Си­лу Бо­га и Сла­ву Его.

 

От­че­го по­лу­ча­ет­ся так, что, не­смот­ря на все на­ши са­мые серь­ез­ные и доб­ро­со­ве­ст­ные уси­лия, мы не ви­дим Гос­по­да?

 

Объ­я­тые мра­ком, к Не­му мрач­но стре­мим­ся

Де­ла­ми не ме­нее мрач­ны­ми...

Без Мас­те­ра ни­кто не на­шел пу­ти,

Не на­шел и ни­ко­гда не най­дет.

Встре­тив же Мас­те­ра, Оком от­кры­тым

Мы на­чи­на­ем ви­деть Его, ви­деть

В соб­ст­вен­ном серд­це сво­ем.

Толь­ко пу­тем пря­мо­го об­ще­ния со Свя­тым Сло­вом че­ло­век осоз­на­ёт, что, зная Его, боль­ше не­че­го уз­нать. В Джап Джи72 ве­ли­кий учи­тель73 пе­ре­чис­ля­ет не­ис­чис­ли­мые бла­га, ко­то­рые са­ми со­бой на­чи­на­ют раз­ли­вать­ся в по­доб­ном че­ло­ве­ке, об­ра­щая его в оби­тель всех доб­ро­де­те­лей:

 

Об­ща­ясь со Сло­вом, мож­но дос­тичь

Ста­ту­са Сид­хи74, и Пи­ра75, и Су­ра76, и На­тха77;

Об­ща­ясь со Сло­вом, мож­но по­нять

Как тай­ны Зем­ли, Так и Не­бес,

И под­дер­жи­ваю­ще­го их бы­ка78;

Об­ща­ясь со Сло­вом, не­вре­ди­мы­ми мы смо­жем

Про­скольз­нуть сквозь смер­ти вра­та;

О На­нак, вер­но пре­дан­ные Ему

Жи­вут в веч­ном экс­та­зе,

Ибо Сло­во смы­ва­ет все гре­хи и пе­ча­ли.

Об­ща­ясь со Сло­вом, мож­но дос­тичь мо­гу­ще­ст­ва

Ши­вы, и Брах­мы, и Ин­д­ры;

72 ДжапДжч — на­пи­са­на Гу­ру На­на­ком (1469—1539) и по­слу­жи­ла про­ло­гом к ду­хов­ной со­кро­вищ­ни­це сик­хов «Гу­ру (Ади) Грант Са­хиб», со­стоя­щей из 1400 стра­ниц, со­б­ран­ной и со­став­лен­ной Гу­ру Ард­жан Дэ­вом (1563—1606).

73 Ве­ли­кий учи­тель — Гу­ру На­нак.

74 Сид­ха — об­ла­да­тель сверхъ­ес­те­ст­вен­ных сил.

75 Пир — ду­хов­ный учи­тель ис­ла­ма.

76 Су­ра — бо­ги.

77 Натх — йог. Адепт йо­ги.

78 Бык — Дхау­ла, ми­фи­че­ский бык, яко­бы под­дер­жи­ваю­щий Зем­лю и не­бо.

 

Об­ща­ясь со Сло­вом,

Мож­но дос­тичь об­ще­го ува­же­ния,

Не­смот­ря на свои про­шлые де­ла;

Об­ща­ясь со Сло­вом, мож­но по­лу­чить

Йо­гов­ское про­зре­ние,

Со все­ми тай­на­ми жиз­ни и се­бя от­кры­ты­ми;

Об­ща­ясь со Сло­вом, мож­но по­нять ис­тин­ный смысл

Как Шастр79, так и Вед80, так и Смри­тис81;

О На­нак, вер­но пре­дан­ные Ему

Жи­вут в веч­ном экс­та­зе,

Ибо Сло­во смы­ва­ет все гре­хи и пе­ча­ли.

Об­ща­ясь со Сло­вом, че­ло­век об­ра­ща­ет­ся

Оби­те­лью Ис­ти­ны, По­коя и выс­ше­го Зна­ния;

Об­ща­ясь со Сло­вом, че­ло­век по­лу­ча­ет пло­ды

68 мест па­лом­ни­че­ст­ва82;

Об­ща­ясь со Сло­вом, че­ло­век осы­па­ет­ся

Все­ми по­чес­тя­ми уче­но­го;

Об­ща­ясь со Сло­вом, че­ло­век дос­ти­га­ет

Сте­пе­ни и бла­жен­ст­ва Са­хад­жа83

О На­нак, вер­но пре­дан­ные Ему

Жи­вут в веч­ном экс­та­зе,

Ибо Сло­во смы­ва­ет все гре­хи и пе­ча­ли.

Об­ща­ясь со Сло­вом, че­ло­век об­ра­ща­ет­ся

В ме­сто­пре­бы­ва­ние всех доб­ро­де­те­лей;

Об­ща­ясь со Сло­вом, мож­но стать Шей­хом,

Мас­те­ром и ис­тин­ным ду­хов­ным Вла­ды­кой;

Об­ща­ясь со Сло­вом, ду­хов­но сле­пые

На­хо­дят путь к По­зна­нию;

Об­ща­ясь со Сло­вом, че­ло­век пе­ре­се­ка­ет

Гра­ни­цы Без­мер­но­го Океа­на ил­лю­зор­ной ма­те­рии.

О На­нак, вер­но пре­дан­ные Ему

Жи­вут в веч­ном экс­та­зе,

Ибо Сло­во смы­ва­ет все гре­хи и пе­ча­ли.

79 Ша­ст­ры — фи­ло­соф­ские пи­са­ния ин­дуи­стов

80 Ве­ды — ран­ние кни­ги о че­ло­ве­ке и Бо­же­ст­вен­ном.

81 Смри­тис — древ­ние Свя­щен­ные Пи­са­ния ин­дуи­стов.

82 68 мест па­лом­ни­че­ст­ва — по ин­дуи­ст­ско­му по­ве­рью, 68 мест па­лом­ни­че­ст­ва смы­ва­ют все гре­хов­ные дей­ст­вия, и Гу­ру На­нак ис­поль­зу­ет здесь это по­ве­рье.

83 Са­хадж — со­стоя­ние веч­но­го бла­жен­ст­ва, ко­гда суе­та фи­зи­че­ской и ас­т­раль­ной сфер, а так­же сфе­ры ра­зу­ма со все­ми их за­во­ра­жи­ваю­щи­ми кар­ти­на­ми ос­та­нет­ся по­за­ди и ве­ли­кий Прин­цип Жиз­ни ока­жет­ся ви­ди­мым внут­ри; см. Джап джи, станс X, сно­ска 2.

 

Та­ким об­ра­зом, мы ви­дим, что сек­рет на­ше­го ус­пе­ха как здесь, так и в ми­рах по­тус­то­рон­них за­клю­ча­ет­ся в при­ве­де­нии «се­бя» в со­зву­чие со «Сверх­се­бя» или Зву­ко­вым По­то­ком, ко­то­рый и яв­ля­ет­ся аль­фой и оме­гой все­го су­ще­го.

По­это­му На­нак уве­ще­ва­ет нас:

 

Толь­ко бла­го­да­ря ве­ли­кой и сча­ст­ли­вой судь­бе

Воз­мож­но ро­дить­ся че­ло­ве­ком,

И сле­ду­ет ис­поль­зо­вать

Этот шанс наи­луч­шим об­ра­зом.

Од­на­ко вниз по шка­ле Тво­ре­ния опус­тит­ся тот,

Кто умыш­лен­но пре­ры­ва­ет связь

Со спа­си­тель­ным Жиз­нен­ным По­то­ком внут­ри.

 

Во­ис­ти­ну, сколь жал­ко су­ще­ст­во­ва­ние то­го, кто при­об­рел бо­гат­ст­ва все­го ми­ра, но по­те­рял свою ду­шу! Не толь­ко не по­лу­чил он ни­ка­кой вы­го­ды, но на­влек на се­бя тя­же­лую по­те­рю — не­ис­пра­ви­мую и не­воз­мес­ти­мую по­те­рю, от ко­то­рой ве­ка­ми бу­дет стра­дать, по­ка вновь не дос­тиг­нет че­ло­ве­че­ско­го уров­ня. И ес­ли дать этой воз­мож­но­сти ус­кольз­нуть сквозь паль­цы, то все до­се­ле при­об­ре­тен­ное смы­ва­ет­ся за борт, и че­ло­век опять без­на­деж­но ба­рах­та­ет­ся сре­ди от­ме­лей и пес­ча­ных на­но­сов в бес­ко­неч­ном по­то­ке жиз­ни.

Па­де­ние с выс­шей сту­пе­ни ле­ст­ни­цы жиз­ни есть дей­ст­ви­тель­но страш­ное па­де­ние!

Гла­ва III

ЖИЗНЬ В ЕЕ ПОЛ­НО­ТЕ

На­ша Зем­ля, аре­на борь­бы и рас­прей, пол­ная про­ти­во­ре­чий, раз­но­гла­сий и про­ти­во­по­лож­но­стей, пред­став­ляю­щая со­бой не­объ­ят­ную па­но­ра­му жиз­ни во все­воз­мож­ных фор­мах и крас­ках, есть все­го лишь кру­пин­ка в без­гра­нич­ной Все­лен­ной Ве­ли­ко­го Твор­ца.

 

Нет кон­ца Тво­ре­нию,

Его бес­чис­лен­ным фор­мам жиз­ни,

На­зван­ным раз­лич­ны­ми име­на­ми,

Нет кон­ца ви­дам и крас­кам,

Впи­сан­ным веч­но бе­гу­щим пе­ром Твор­ца

В Его ве­ли­ком Ми­ро­зда­нии.

На­нак

 

При всех его ка­жу­щих­ся не­дос­тат­ках этот мир слу­жит по­лез­ной це­ли в Бо­же­ст­вен­ном Пла­не — как по­ле­зен мел­кий винт в ме­ха­низ­ме ог­ром­ной элек­тро­стан­ции. При­ро­да, это ру­ко­де­лие Твор­ца, ни в ко­ей ме­ре не экс­т­ра­ва­гант­на по сво­ему за­мыс­лу и уст­рой­ст­ву. Этот мир — тюрь­ма, ис­пра­ви­тель­ный дом, сво­его ро­да чис­ти­ли­ще, ме­сто ис­ку­п­ле­ния, тре­ни­ро­воч­ное по­ле, где ду­ша очи­ща­ет­ся опы­том. Он на­хо­дит­ся на пол­до­ро­ге ме­ж­ду фи­зи­че­ски­ми сфе­ра­ми и ду­хов­ны­ми. Си­лы, ца­ря­щие здесь, есть без­жа­ло­ст­ные и стро­гие рев­ни­те­ли по­ряд­ка, сле­дую­щие древ­не­му Мои­сее­ву за­ко­ну (3) «Око за око, зуб за зуб». На Зем­ле в хо­ду все­воз­мож­ные су­ро­вые ме­то­ды, и не­спра­вед­ли­вые уда­ры сы­п­лют­ся без жа­ло­сти и без ми­ло­сти, чтоб та­ким об­ра­зом урок, пре­под­но­си­мый здесь, был вос­при­нят че­ло­ве­ком все­рь­ез: от мир­ских пу­тей че­ло­ве­ку долж­но по­вер­нуть­ся к пу­тям Бо­же­ст­вен­ным. Жизнь на Зем­ле, тем­ная от стра­ха и ужа­са, есть бес­про­свет­ный кош­мар. И в этом ди­ком мир­ском ту­пи­ке мы, де­ти Бо­га, за­те­ря­ны со вре­мен не­за­па­мят­ных.

Эво­лю­ция за­ло­же­на в при­ро­де жи­ву­щих «мо­над»84 и со­сто­ит в про­дви­же­нии к их Ис­точ­ни­ку и слия­нию с Ним, ибо ис­тин­ное сча­стье ле­жит в «Бо­же­ст­вен­ном со­об­ще­ст­ве, со­об­ще­ст­ве с Су­тью, по­ка не за­сия­ем, пол­но­стью пре­об­ра­жен­ные и от про­стран­ст­ва сво­бод­ные». Тра­ге­дия зем­ной жиз­ни за­клю­ча­ет­ся в том, что «мы не зна­ем, что мы есть, и еще мень­ше то­го зна­ем, чем мы мо­жем стать». «Что мы есть, мы не ви­дим, что мы ви­дим, есть на­ша тень», — ска­зал Со­крат (4). На­ше «внут­рен­нее су­ще­ст­во» (ду­ша) соз­да­но по по­до­бию Бо­га и не на­хо­дит по­коя, по­ка не ус­по­ко­ит­ся в Нем. Как го­во­рит Пло­тин (5), «ис­тин­ное ре­ли­ги­оз­ное от­кро­ве­ние со­сто­ит в на­хо­ж­де­нии ду­шой, из­гнан­ной из Рая, сво­его ис­тин­но­го До­ма». И от­кро­ве­ние это мо­жет стать на­шим, как толь­ко мы нау­чим­ся ос­во­бо­ж­дать «се­бя» от сбруи и пут те­ла и ра­зу­ма.

 

84 Мо­на­да — тео­соф­ский тер­мин, оз­на­чаю­щий ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ный дух, ис­кру Бо­же­ст­вен­но­го Ог­ня. Со­сто­ит из трех час­тей: дух, ин­туи­ция и ин­тел­лект, со­став­ляю­щих эго. См.: Ар­тур И. По­велл. «При­чин­ное те­ло», с. 79, изд. 1956 г.

 

Наи­выс­шей це­лью зем­но­го су­ще­ст­во­ва­ния яв­ля­ет­ся Са­мо­по­зна­ние и Бо­го­по­зна­ние. Са­мо­по­зна­ние пред­ше­ст­ву­ет Бо­го­по­зна­нию. «По­знай са­мо­го се­бя» — при­зы­ва­ли древ­ние. Сна­ча­ла гре­ки, за­тем, в свой че­ред, рим­ля­не при­да­ва­ли ог­ром­ное зна­че­ние «gnothi seauton» и «nosce teipsum», как они со­от­вет­ст­вен­но это на­зы­ва­ли; оба тер­ми­на оз­на­ча­ют «са­мо­по­зна­ние» или по­зна­ние «се­бя», на­хо­дя­ще­го­ся внут­ри нас, или atma Jnana ин­дий­ских ри­ши и Khud Shanasi му­суль­ман­ских дер­ви­шей; са­мо­по­зна­ние есть пер­вый шаг, за ним по­сле­ду­ет по­зна­ние «Сверх­се­бя» или Бо­га — Paramatman или Rab-ul-almeen — это и есть Khuda Shanasi, или по­зна­ние Бо­га.

Про­цесс са­мо­по­зна­ния, при ко­то­ром ду­ша ос­во­бо­ж­да­ет­ся от мощ­но­го ла­би­рин­та ра­зу­ма и ма­те­рии, на­чи­на­ет­ся с об­ра­ще­ния вни­ма­ния внутрь. Вни­ма­ние есть внеш­нее про­яв­ле­ние ду­ши в объ­ек­тив­ном ми­ре. Про­цесс са­мо­по­зна­ния есть ис­кус­ст­во изъ­я­тия вни­ма­ния из ми­ра чувств (внеш­не­го ми­ра) и вве­де­ния его в мир внут­рен­ний, за пре­де­лы фи­зи­че­ских чувств, что и на­зы­ва­ет­ся тер­ми­ном Па­ра Ви­дья.

Ис­тин­ная жизнь или Ре­аль­ность есть не­что, по­зна­вае­мое толь­ко в со­стоя­нии, по­доб­ном смер­ти, со­стоя­нии, на­сту­паю­щем при соз­на­тель­ном от­сту­п­ле­нии вни­ма­ния от фи­зи­че­ско­го те­ла и кон­цен­тра­ции его в «Еди­ном Оке». Жизнь есть «ак­тив­ное На­ча­ло, как бы да­ле­ко оно ни от­стоя­ло от вос­при­ятий, чувств и на­блю­де­ний».

В по­все­днев­ной жиз­ни мы лег­ко под­да­ем­ся вся­че­ским же­ла­ни­ям, во­ж­де­ле­ни­ям пло­ти и раз­ных ор­га­нов чувств — глаз, ушей; на­ми по­сто­ян­но вла­де­ют бес­чис­лен­ные при­вя­зан­но­сти и чес­то­лю­бие, ми­риа­ды стрем­ле­ний и стра­стей, по­ро­ж­дае­мых раз­лич­ны­ми же­ла­ния­ми серд­ца, а так­же же­ла­ния­ми, скры­ты­ми в склад­ках ра­зу­ма и не­ве­до­мых нам. Все­воз­мож­ные сим­па­тии и ан­ти­па­тии, тще­сла­вие и пред­рас­суд­ки, а так­же лю­бовь и не­на­висть и мно­гое дру­гое про­тив на­шей во­ли про­кра­ды­ва­ют­ся в на­ше соз­на­ние, рас­тра­чи­вая на­шу ду­хов­ную энер­гию и от­вле­кая нас от дос­ти­же­ния на­шей ко­неч­ной це­ли и смыс­ла жиз­ни на Зем­ле — Са­мо­по­зна­ния. Это не­зна­ние це­ли че­ло­ве­че­ской жиз­ни на Зем­ле есть тяж­кое за­бо­ле­ва­ние, жерт­вой ко­то­ро­го мы ста­ли, а так­же и при­чи­на на­ше­го за­то­че­ния — за­то­че­ния ду­ши в ми­ре, «за­ли­том гре­хом и пе­ча­лью».

Од­на­ко есть внут­ри нас Си­ла, спо­соб­ная вос­кре­сить ду­шу. По­это­му мы долж­ны по­вер­нуть­ся на 180 гра­ду­сов — отой­ти от внеш­ней дра­ма­ти­че­ской и ли­хо­ра­доч­ной ак­тив­но­сти и най­ти не­под­виж­ный центр по­коя внут­ри се­бя, в те­ле, где и на­хо­дит­ся Вез­де­су­щая и Сво­бод­ная Си­ла. Это че­ло­ве­че­ское те­ло во­ис­ти­ну есть Храм Бо­жий, и Дух Свя­той оби­та­ет в нем. Всю на­шу по­все­днев­ную ак­тив­ность нуж­но по­вер­нуть и на­пра­вить в про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну. Этот про­цесс из­ме­не­ния на­прав­ле­ния на­шей ак­тив­но­сти Эмер­сон (6) на­звал «сту­чать внутрь» или, как од­на­ж­ды вы­ра­зил­ся пре­зи­дент Гар­ри Тру­мэн (7), «скры­вать­ся в лись­ей нор­ке сво­его моз­га», ибо имен­но в эту ли­сью нор­ку ухо­дил он, ко­гда хо­тел от­дох­нуть в ти­ши­не от за­бот и бре­ме­ни сво­его вы­со­ко­го по­ста. Ве­ды на­зы­ва­ют эту нор­ку Brahmrendra, или вход, че­рез ко­то­рый мож­но вой­ти и всту­пить в кон­такт с Брах­ма­ном85.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: