Другие книги серии « Сант Мат» – Путь Мастеров 9 глава




На­нак, го­во­ря о дей­ст­вии Бо­же­ст­вен­но­го Тво­ре­ния, так­же ссы­ла­ет­ся на трой­ной прин­цип, а имен­но со­зи­да­ние, под­дер­жа­ние и раз­ру­ше­ние — все три си­лы ра­бо­та­ют со­глас­но с Во­лей Все­выш­не­го как Его на­ме­ст­ни­ки, имею­щие власть упол­но­мо­чен­ных. Од­на­ко, как это ни по­ка­жет­ся стран­ным, им не да­но знать Его, ибо они яв­ля­ют­ся ча­стью объ­ек­тив­но­го Тво­ре­ния, а Он — Все­выш­ний — субъ­ек­ти­вен и бес­фор­мен.

 

На Свет про­из­ве­ла Ве­ли­кая Мать трех пра­ви­те­лей:

Соз­даю­ще­го, под­дер­жи­ваю­ще­го и раз­ру­шаю­ще­го.

Что Он по­же­ла­ет, они ис­пол­ня­ют,

Дей­ст­вуя по Во­ле Его.

О, как ве­ли­ко, од­на­ко, изум­ле­нье:

Он сле­дит за ни­ми,

Они ж не ви­дят Его.

Хва­ла, хва­ла Ему лишь од­но­му:

Пер­вич­но­му, Чис­то­му, Веч­но­му,

Бес­смерт­но­му и Не­из­мен­но­му в ве­ках и ве­ках.

 

Что ка­са­ет­ся не­объ­ят­ной и ог­ром­ной ра­бо­ты по управ­ле­нию тре­мя ми­ра­ми, вклю­чаю­щи­ми в се­бя су­ще­ст­вую­щие в них ады и рай всех ви­дов, то Виш­ну, вто­рая Си­ла три­ум­ви­ра­та, или Три­мур­ти, яв­ля­ет­ся здесь ад­ми­ни­ст­ра­то­ром. Од­на­ж­ды на во­прос, как он, Виш­ну, мо­жет управ­лять та­ким ко­лос­саль­ным пред­став­ле­ни­ем, как мо­жет пла­ни­ро­вать и по­став­лять бес­чис­лен­ным вве­рен­ным ему ду­шам ра­до­сти и го­ре­сти всех сор­тов в выс­ших и низ­ших ми­рах сво­его цар­ст­ва, он от­ве­тил: «О, мне со­всем не при­хо­дит­ся ра­бо­тать, ибо ка­ж­дая ду­ша, по­яв­ляю­щая­ся в лю­бом из мо­их вла­де­ний, при­но­сит с со­бой груз сво­их го­ре­стей и удо­воль­ст­вий, соз­да­вая та­ким об­ра­зом свой соб­ст­вен­ный ад или рай, при­чем как здесь, так и на Зем­ле. Всё, что ко­му тре­бу­ет­ся в мо­их вла­де­ни­ях, он сам для се­бя уст­раи­ва­ет, я же про­сто без­раз­лич­но смот­рю на это че­ло­ве­че­ское пред­став­ле­ние, тра­ги­че­ское, или ко­ми­че­ское, или тра­ги­ко­ми­че­ское, смот­ря по слу­чаю; пред­став­ле­ние, рас­кры­ваю­щее то, что бы­ло свер­ну­то внут­ри ка­ж­дой из душ. Так дви­жет­ся бо­же­ст­вен­ная ма­ши­на, дви­жет­ся ав­то­ма­ти­че­ски, са­ма по се­бе и са­ма со­бой, и всё это по Во­ле Гос­под­ней».

Брах­ман есть ве­ли­кая си­ла, на­столь­ко ве­ли­кая, что по­стичь ее че­ло­ве­че­ский ра­зум не в си­лах. Что же ка­са­ет­ся ми­ров по­тус­то­рон­них, то о них зна­ют толь­ко Свя­тые, и толь­ко Они мо­гут ав­то­ри­тет­но о них го­во­рить, не ка­но­ни­зи­ро­ван­ные Свя­тые, а Свя­тые ста­ту­са Сант-Сат­гу­ру, упол­но­мо­чен­ные Ис­ти­ной — Ис­ти­ной, ко­то­рая бы­ла из­на­чаль­но, Ис­ти­ной, ко­то­рая су­ще­ст­ву­ет сей­час, и Ис­ти­ной, ко­то­рая ос­та­нет­ся на­веч­но, — учить че­ло­ве­че­ст­во и по­свя­щать ищу­щие и со­зрев­шие ду­ши в тай­ны по­тус­то­рон­не­го ми­ра и ми­ров за ми­ра­ми по­тус­то­рон­ни­ми, по­свя­щать ду­ши, спо­соб­ные пра­виль­но по­нять Бес­при­чин­ную При­чи­ну, При­чи­ну всех при­чин, ко­то­рая дей­ст­ву­ет в Ми­ро­зда­нии и в ка­ж­дом из Ее ми­ров, и го­то­вые жить жиз­нию ду­ха в ка­че­ст­ве jivan mukats, или ос­во­бо­ж­ден­ных су­ществ, хо­тя еще и во пло­ти:

 

Jivan mukat есть тот,

Кто зна­ет и прак­ти­ку­ет

Ис­кус­ст­во Смер­ти при жиз­ни

И кто, раз по­ки­нув под­мо­ст­ки жиз­ни,

На­ве­ки по­ки­да­ет их

Без вся­кой не­об­хо­ди­мо­сти

Ко­гда-ли­бо вер­нуть­ся об­рат­но.

На­нак

 

Та­ко­во уче­ние ParaVidya, или Нау­ка о по­тус­то­рон­них ми­рах.

Здесь сле­ду­ет по­яс­нить, что есть мно­го ка­те­го­рий учи­те­лей Brahm Vidya и все они объ­яс­ня­ют че­ло­ве­че­ст­ву пу­ти Брах­ма­на — ка­ж­дый в гра­ни­цах сво­их спо­соб­но­стей. Про­ро­ки и Мес­сии обыч­но пред­ска­зы­ва­ют на­сту­п­ле­ние ве­ли­ких со­бы­тий, обу­ча­ют че­ло­ве­че­ст­во, как жить бо­же­ст­вен­ной жиз­нью, и при­но­сят ему вес­ти и по­сла­ния Гос­под­ни (Брах­ма­на). Ава­та­ры есть во­пло­ще­ния раз­лич­ных сил Брах­ма­на. Их за­да­чей яв­ля­ет­ся под­дер­жа­ние сба­лан­си­ро­ван­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния ми­ра и со­ци­аль­но­го по­ряд­ка так, чтоб спра­вед­ли­вость и не­спра­вед­ли­вость урав­но­ве­ши­ва­лись. Йо­ги и йо­гиш­ва­ры ос­та­ют­ся в сфе­ре дей­ст­вия их yog-maya (си­ла ра­зу­ма) и ве­дут сво­их по­свя­щен­ных до наи­выс­ше­го из пунк­тов, ими са­ми­ми дос­тиг­ну­тых при по­мо­щи йо­гов­ских сил.

Brahm Lok име­ет мно­го под­раз­де­ле­ний, на­зы­вае­мых Puris, Bhavans, Tabaqs, ка­ж­дое из ко­то­рых управ­ля­ет­ся той или иной си­лой Брах­ма­на, как-то: Brahma Puri, Shiva Puri, Vishnu Puri, Indra Puri и т.д. В ка­ж­дое из под­раз­де­ле­ний, из­вест­ных под об­щим име­нем Брах­ман, со вре­ме­нем не­одо­ли­мо при­тя­ги­ва­ют­ся по­клон­ни­ки этих сил, и ка­ж­дый на­прав­ля­ет­ся в пред­на­зна­чен­ное ему ме­сто, ко­то­ро­му он и при­над­ле­жит.

Древ­ние гре­ки на­зы­ва­ют этот трой­ной ас­пект Бо­же­ст­ва «три се­ст­ры у прял­ки»: од­на пря­дет нить жиз­ни для ка­ж­дой ду­ши, вторая за­ня­та ук­ра­ше­ни­ем и от­дел­кой ни­ти, тре­тья же в пред­на­чер­тан­ный миг по­ры­ва­ет нить135.

 

135 «Трой­ной ас­пект Бо­же­ст­ва» де­таль­но опи­сан в «Ис­то­рии Эр», пе­ре­ска­зан­ной Со­кра­том на по­след­них стра­ни­цах его де­ся­той кни­ги диа­ло­гов «Рес­пуб­ли­ка», со­хра­нен­ной Пла­то­ном.

 

По­доб­ным об­ра­зом хри­сти­ан­ская тео­ло­гия го­во­рит о пер­вом Ло­го­се (твор­че­ском ас­пек­те при­ро­ды), вто­ром Ло­го­се и треть­ем Ло­го­се с ана­ло­гич­ны­ми обя­зан­но­стя­ми. Это и есть из­вест­ная Док­три­на Трои­цы: Отец, Сын и Дух Свя­той. Где кон­ча­ют­ся все фи­ло­со­фии ми­ра, там на­чи­на­ет­ся ис­тин­ная ре­ли­гия.

Толь­ко по­сле то­го как ду­ша, «жи­тель в те­ле», сбро­сит с се­бя тя­жесть лич­но­сти, со­стоя­щей из трех одея­ний или обер­ток, а имен­но фи­зи­че­ско­го те­ла, ра­зу­ма и ин­тел­лек­та, она об­ра­тит­ся су­ще­ст­вом пер­во­здан­ной про­сто­ты — не­раз­де­ли­мым це­лым, веч­но­зе­ле­ным бес­смерт­ным де­ре­вом, веч­но све­жим в сво­ей при­род­ной су­ти, не­смот­ря на не­пре­рыв­но ме­няю­щую­ся па­но­ра­му жиз­ни во­круг, — и смо­жет вы­рвать­ся из ма­ги­че­ско­го за­ла мно­го­кра­соч­ных зер­кал, пе­ре­сечь трой­ной слой Яй­ца Брах­манд и свер­шить по­бег за его пре­де­лы.

Дос­тичь по­доб­ных ре­зуль­та­тов воз­мож­но толь­ко в слу­чае, ес­ли че­ло­век нау­чит­ся ро­ж­дать­ся два­ж­ды, вро­де Фе­ник­са, вос­кре­саю­ще­го и под­ни­маю­ще­го­ся из пе­п­ла сво­его быв­ше­го те­ла с вновь об­ре­тен­ны­ми мо­ло­до­стью и си­лой, так что­бы иметь воз­мож­ность жить те­перь жиз­нью ду­ха — жиз­нью, ле­жа­щей впе­ре­ди.

Пе­ре­сечь сфе­ру ра­зу­ма не так-то про­сто, как мо­жет по­ка­зать­ся че­ло­ве­ку, не­зна­ко­мо­му с тай­на­ми по­тус­то­рон­не­го ми­ра. В этом наи­бо­лее ил­лю­зор­ном из ми­ров да­же Ма­хат­мы и ри­ши со все­ми их зна­ния­ми и прак­ти­кой не мо­гут ус­то­ять на но­гах. Всё есть в Бо­же­ст­вен­ном Тво­ре­нии, и что толь­ко не пред­ло­жит Брах­ман ка­ж­дой же­лаю­щей ус­кольз­нуть из Его вла­де­ний ду­ше — ду­ше, же­лаю­щей дос­тичь бе­ре­гов Ро­ди­ны и До­ма сво­его От­ца. Будь то в ми­ре ма­те­ри­аль­ном, ас­т­раль­ном или сфе­ре ра­зу­ма, Он пре­гра­ж­да­ет и за­кры­ва­ет путь по­доб­ной ду­ше. Ве­ли­кие Про­ро­ки, Мес­сии и все про­чие — все до еди­но­го! — по­ве­да­ли нам о яро­ст­ных столк­но­ве­ни­ях и страш­ных встре­чах с Са­та­ной, Ма­рой или Ари­ма­ном, со злы­ми ду­ха­ми — Азу­ра­ми, де­мо­на­ми, а так­же их по­слан­ца­ми, ко­то­рые все­воз­мож­ны­ми пу­тя­ми, че­ст­ны­ми и бес­че­ст­ны­ми, ста­ра­ют­ся пре­гра­дить до­ро­гу и пы­та­ют­ся по­бе­дить ис­ка­те­ля Ис­ти­ны клят­вен­ны­ми обе­ща­ния­ми зем­ных благ, ко­ро­левств и кня­жеств. Ес­ли ищу­щий не под­да­ет­ся со­блаз­ну, то они дей­ст­ву­ют за­пу­ги­ва­ни­ем, уг­ро­за­ми ог­нем, гро­мом, зем­летря­се­ния­ми, рас­ко­ла­ми не­бес, взры­ва­ми туч, уда­ра­ми мол­ний — пе­ре­чис­ляю лишь не­мно­гое.

По­ло­же­ние со­вер­шен­но от­ча­ян­ное. И вы­дер­жать по­доб­ный на­тиск, по­доб­ное ис­пы­та­ние воз­мож­но толь­ко при ус­ло­вии, что ря­дом с ду­шой сто­ит ее Гу­ру, или Мур­шид. Си­ла Гу­ру при­тя­ги­ва­ет и вби­ра­ет ду­шу уче­ни­ка в Се­бя и ве­дет ее пу­тем «Све­тя­щей­ся Му­зы­ки Сфер». Брах­ман жес­то­ко бьет­ся — бьет­ся до кон­ца за ка­ж­дую ду­шу, не от­сту­пая ни при ка­ких ус­ло­ви­ях. Он ре­ти­ру­ет­ся толь­ко в том слу­чае, ес­ли убе­ж­ден — убе­ж­ден окон­ча­тель­но, бес­по­во­рот­но и пол­но­стью, — что уче­ник всей ду­шой дер­жит­ся за по­мощь Си­лы Мас­те­ра, Си­лы Akal, стоя­щей вне вре­ме­ни. Да­же в ми­ре ма­те­ри­аль­ном мы ви­дим, как во­ж­ди и го­су­дар­ст­ва за­кры­ва­ют свои гра­ни­цы, не же­лая до­пус­тить эмиг­ра­ции сво­их под­дан­ных, и вы­ду­мы­ва­ют за­ко­ны, при­зван­ные кон­тро­ли­ро­вать от­ток на­се­ле­ния.

 

Ве­ли­ка есть Си­ла Вре­ме­ни,

И ни­кто Его не по­бе­дит.

Од­на­ко Без­вре­мен­ная Му­зы­ка

При­во­дит Вре­мя в страх,

Ибо по­те­рять­ся бо­ит­ся Оно

В её Бо­же­ст­вен­ной Гар­мо­нии.

 

Опи­са­ние Гу­ру На­на­ком Дха­рам-Кхан­да136 уже бы­ло да­но ра­нее на этих стра­ни­цах. За­тем ве­ли­кий учи­тель про­дол­жа­ет свое опи­са­ние пу­те­ше­ст­вия па­лом­ни­цы — ду­ши че­рез все­воз­мож­ные сфе­ры и под­сфе­ры — пу­те­ше­ст­вия, окан­чи­ваю­ще­го­ся в Сач-Кхан­де137. Сле­дую­щие две сфе­ры он со­от­вет­ст­вен­но на­зы­ва­ет Ги­ян-Кханд (сфе­ра по­зна­ния) и Са­рам-Кханд (сфе­ра экс­та­за)138. В пер­вой го­ри­зон­ты по­зна­ния ду­ши без­мер­но уве­ли­чи­ва­ют­ся, ибо она мгно­вен­но осоз­на­ет раз­но­об­раз­ный ха­рак­тер всех соз­дан­ных ве­щей, имею­щих бес­чис­лен­ные фор­мы и про­яв­ле­ния, и по­сти­га­ет не­из­мен­ные за­ко­ны, дей­ст­вую­щие в при­ро­де. Во вто­рой ду­ша не­одо­ли­мо при­тя­ги­ва­ет­ся Си­лой Сло­ва139, вку­ша­ет и по­зна­ёт ис­тин­ную сущ­ность ве­щей.

 

За­тем сле­ду­ет Ка­рам-Кханд (сфе­ра Ми­ло­сти)140. Очи­щен­ная Свя­тым Сло­вом, ду­ша раз и на­все­гда ока­зы­ва­ет­ся сво­бод­ной от ма­лей­ших туск­лых, не­яс­ных сле­дов и пя­тен гре­ха, при­няв­ших те­перь фор­му Vasnas141; ма­те­рия боль­ше не ос­ле­п­ля­ет её, и она осоз­нан­но ви­дит Его ли­цом к ли­цу, ви­дит чис­тей­шую Эс­сен­цию (Суть) Сло­ва, Све­та Жиз­ни, Све­та, по­ро­ж­даю­ще­го Брах­манд и ми­ры, за­клю­чаю­щие­ся в нём.

 

136 Дха­рам-Кханд — пер­вая, на­чи­ная счет сни­зу, сфе­ра Тво­ре­ния, фи­зи­че­ский мир или сфе­ра дей­ст­вия. На­зы­ва­ет­ся так­же Пин­да.

'37 Сач-Кханд — пя­тая сфе­ра Тво­ре­ния. Сфе­ра Ис­ти­ны. Опи­са­ние ее и де­та­ли смот­ри с. 34—37 в «Джап Джи» или «По­сла­ние Гу­ру На­на­ка».

138 Са­рам-Кханд — тре­тья сфе­ра Тво­ре­ния. Сфе­ра ра­зу­ма, сфе­ра экс­та­за, на­зы­вае­мая так­же Брах­манд.

139 Си­ла Сло­ва — Све­то-Зву­ко­вой По­ток Жиз­ни. Име­ет два ас­пек­та: тво­ря­щий, не­га­тив­ный, иду­щий в Тво­ре­ние, и по­зи­тив­ный, под­ни­маю­щий­ся из Тво­ре­ния об­рат­но к сво­ему ис­точ­ни­ку. Всё в Тво­ре­нии дви­жет­ся по кру­гам.

140 Карам-Кханд — чет­вер­тая сфе­ра Тво­ре­ния. Сфе­ра Ми­ло­сти. На­зы­ва­ет­ся так­же Пар-Брах­манд. Здесь на­хо­дит­ся — в ее ниж­ней час­ти (Dasam Dwar), при слия­нии трех ве­ли­ких све­то­вых рек — озе­ро очи­ще­ния, на­зы­вае­мое Ам­рит­сар или озе­ро Нек­та­ра.

141 Vasnas — ос­та­ток сле­да мыс­ли или дей­ст­вия.

 

И на­ко­нец ду­ша дос­ти­га­ет Сач-Кхан­да, сфе­ры Ис­ти­ны, где пол­но­стью осоз­на­ёт со­вер­шен­ное Един­ст­во и Гар­мо­нию в со­гла­сии с Его Во­лей:

 

Вне до­ся­гае­мо­сти смер­ти и ил­лю­зий,

С серд­цем, Бо­гом на­пол­нен­ным,

По Во­ле Его они жи­вут и дви­жут­ся

На­чер­тан­ной Им судь­бою.

Здесь та­ко­ва кра­со­та не­во­об­ра­зи­мая,

Что опи­сать ее есть осоз­нать

Своё пол­ное бес­си­лие.

Этот подъ­ем ду­ши в Сверх­соз­на­ние на­зы­ва­ет­ся, как бы­ло уже упо­мя­ну­то ра­нее, «веч­ной жиз­нью», из ко­то­рой нет воз­вра­та.

Всё, что опи­сал вы­ше Гу­ру На­нак, от­но­сит­ся к об­лас­ти Vijnana (субъ­ек­тив­ный, внут­рен­ний опыт — пря­мой и мгно­вен­ный) в от­ли­чие от Jnana, или зна­ния тео­ре­ти­че­ско­го, ко­то­рое Мас­те­ра пре­под­но­сят сво­им уче­ни­кам пу­тем пра­виль­ной ин­тер­пре­та­ции Свя­щен­ных Пи­са­ний. Со­вер­шен­ный Мас­тер есть все Свя­щен­ные Пи­са­ния вме­сте взя­тые — и не­что боль­шее. В кон­це кон­цов Свя­щен­ные Пи­са­ния — это все­го лишь со­б­ран­ные в кни­ги за­пи­си опы­та Свя­тых, вре­мя от вре­ме­ни по­яв­ляв­ших­ся в ми­ре, да­бы на­ста­вить че­ло­ве­че­ст­во на Путь Бо­га.Без со­мне­ния, мы мо­жем чи­тать Свя­щен­ные Пи­са­ния (при ус­ло­вии, что дос­та­точ­но све­ду­щи в древ­них, ар­хаи­че­ских язы­ках, на ко­то­рых они на­пи­са­ны), но мы не су­ме­ем по­нять их глу­бо­ко­го смыс­ла и со­гла­со­вать яв­ные раз­ли­чия в тек­стах Свя­щен­ных Пи­са­ний раз­лич­ных ре­ли­гий. Но тот, кто име­ет дос­туп к внут­рен­не­му фон­та­ну жиз­ни и ду­ха, ле­жа­ще­му в ос­но­ве всех этих тек­стов и яв­ляю­ще­му­ся об­щим для них, со сво­им глу­бо­ким ду­хов­ным опы­том смо­жет сде­лать по­нят­ны­ми и дос­туп­ны­ми для всех все Свя­щен­ные Пи­са­ния.

В об­ще­ст­ве Свя­то­го, как го­во­рят, сам Бог при­бли­жа­ет­ся к че­ло­ве­ку, ибо сам Бог го­во­рит че­рез Не­го. По­сколь­ку все мы тем или иным об­ра­зом свя­за­ны с раз­лич­ны­ми Свя­щен­ны­ми Пи­са­ния­ми, Мас­тер в пол­ной ме­ре ис­поль­зу­ет их в сво­ей ра­бо­те ду­хов­но­го воз­ро­ж­де­ния че­ло­ве­че­ст­ва, воз­вра­ще­ния лю­дей раз­лич­ных вер на ис­тин­ный путь, под­сту­пив к ним с по­зи­ций их наи­мень­ше­го со­про­тив­ле­ния.

Murshid-i-Kamil (Мас­тер) не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся пре­по­да­ва­ни­ем толь­ко тео­ре­ти­че­ских зна­ний. Он на прак­ти­ке де­мон­ст­ри­ру­ет то, о чем го­во­рит. И в этом Его ве­ли­чие. Тот, кто не мо­жет дать су­ще­ст­вен­но­го прак­ти­че­ско­го опы­та на уров­не ду­ши — опы­та, под­твер­ждаю­ще­го всё то, что он го­во­рит на уров­не ра­зу­ма, — не есть Мас­тер в ис­тин­ном смыс­ле сло­ва, и его сло­ва не мо­гут иметь ве­са и ока­зать­ся убе­ди­тель­ны­ми.

Во­ис­ти­ну, Сат­гу­ру есть во­пло­щен­ная Ис­ти­на: Бог в об­ли­чье че­ло­ве­ка. Его мис­сия — дос­та­вить че­ло­ве­че­ские ду­ши к До­му Сво­его От­ца (Sat, или Ис­ти­на), на­зы­вае­мо­му Сач-Кханд или Оби­тель Ис­ти­ны, пер­вую Ве­ли­кую сфе­ру Творения142, воз­ник­шую по Его Во­ле и яв­ляю­щую­ся сфе­рой чис­то­го ду­ха, веч­но­го и не­ру­ши­мо­го.

 

142 Пер­вая Ве­ли­кая сфе­ра, счи­тая свер­ху; ес­ли счи­тать сни­зу, то Сач-Кханд ока­жет­ся пя­той сфе­рой Тво­ре­ния.

 

Путь Мас­те­ров есть ве­ли­кая До­ро­га, ве­ду­щая из ниж­них ма­те­ри­аль­ных ми­ров в чис­то ду­хов­ные, ле­жа­щие за пре­де­ла­ми ду­аль­но­сти и про­ти­во­по­лож­но­стей. Сат­гу­ру го­во­рит:

 

В ог­ром­ном океа­не Све­то­вой суб­стан­ции

Серд­цем сво­им в сво­ем соб­ст­вен­ном со­вер­шен­ст­ве дви­гай­ся,

И иди, и иди впе­ред, по­ка ни­че­го в те­бе не ос­та­нет­ся че­ло­ве­че­ско­го.

Не зна­ет суб­стан­ция Све­та ни­ка­ких со­вер­шен­но гра­ниц.

 

Его Путь — не путь ада и рая, не путь тру­дов и пе­ча­ли, Его Путь есть цве­ту­щий буль­вар, «ук­ра­шен­ный не­бес­ны­ми ог­ня­ми и ду­шу ус­ла­ж­даю­щи­ми на­пе­ва­ми Бо­же­ст­вен­ной Гар­мо­нии», но пре­вы­ше все­го — Он Сам как не­оши­баю­щий­ся про­вод­ник и не­из­мен­ный Друг, во всем сво­ем лу­че­зар­ном ве­ли­ко­ле­пии и сия­нии, при­хо­дит и со­про­во­ж­да­ет па­лом­ни­цу-ду­шу в ве­ли­кое По­тус­то­рон­нее. По ме­ре про­дви­же­ния ду­ши впе­ред Он зна­ко­мит ее с жиз­нью ду­ха, ука­зы­ва­ет на кра­со­ты, встре­чаю­щие­ся на Пу­ти, пре­до­хра­ня­ет от ло­ву­шек и пре­ду­пре­ж­да­ет о при­бли­жаю­щих­ся кру­тых по­во­ро­тах и об­ры­вах.

Уче­ник с са­мо­го на­ча­ла, с мо­мен­та по­свя­ще­ния, уз­на­ёт ме­тод, бла­го­да­ря ко­то­ро­му он мо­жет по­ки­нуть свое те­ло, под­нять­ся над те­лес­ным соз­на­ни­ем и всту­пить в по­тус­то­рон­ний мир. Внут­рен­ний че­ло­век дол­жен ос­та­вить по­за­ди свою те­лес­ную тем­ни­цу, ибо толь­ко ду­ша в сво­ем luciform body143, как вы­ра­жа­ют­ся не­оп­ла­то­ни­ки, спо­соб­на под­нять­ся и най­ти Се­бя. Мун­дук Упа­ни­ша­ды го­во­рят нам:

 

Не вос­при­ни­мае­мая ни гла­зом, ни ре­чью, ни бо­га­ми [чув­ст­ва­ми], ни су­ро­во­стя­ми, ни ре­ли­ги­оз­ны­ми об­ря­да­ми и це­ре­мо­ния­ми, но толь­ко ти­хой муд­ро­стью, чис­тей­шая суть уви­дит Не­де­ли­мо­го Еди­но­го в сво­ей ме­ди­та­ции.

143Luciform body — све­тя­щее­ся те­ло.

 

За­пад­ные уче­ные го­во­рят сле­дую­щее:

 

Ис­тин­ное сча­стье ни­ко­гда не при­хо­дит пу­тем чувств, ибо ле­жит оно за пре­де­ла­ми чувств. Бес­пре­дель­ное сча­стье мо­жет стать на­шим при ус­ло­вии, что мы зна­ем, как под­нять­ся за пре­де­лы чувств и уло­вить воз­вы­шен­ное Ви­де­ние, ко­то­рое по­яв­ля­ет­ся толь­ко чис­тым.

 

Ко­рот­ко го­во­ря, Бо­же­ст­вен­ная Муд­рость есть од­но­вре­мен­но как нау­ка, так и ис­кус­ст­во ду­ши. Толь­ко пол­но­стью со­сре­до­то­чен­ный в Бо­ге Свя­той, пре­крас­но ос­ве­дом­лен­ный и в том, и в дру­гом, мо­жет ре­шить для нас за­гад­ку жиз­ни и смер­ти, пре­дос­та­вив нам воз­мож­ность уме­реть еще при жиз­ни. Он да­ет нам этот прак­ти­че­ский опыт и тем са­мым до­ка­зы­ва­ет, не ос­тав­ляя и те­ни со­мне­ния, что:

 

Жизнь есть чис­тое пла­мя, и мы жи­вем бла­го­да­ря сия­нию не­ви­ди­мо­го солн­ца внут­ри нас.

 

Ка­кое от­но­ше­ние име­ют жизнь и смерть к Све­ту? В об­ра­зе Све­та Мое­го Я соз­дал вас. От­но­си­тель­ность смер­ти и жиз­ни при­над­ле­жит кос­ми­че­ско­му сну. Осоз­най свое су­ще­ст­во — в нем нет снов.

Тво­ре­ние есть Свет и тень, ина­че не соз­дать кар­ти­ны. Тем­но­та об­ра­ща­ет­ся лу­че­зар­но­стью, а пус­то­та при­но­сит пло­ды толь­ко в том слу­чае, ес­ли ты осоз­нал, что ты — ни­что.

Толь­ко на Го­ре Пре­об­ра­же­ния по­лу­чишь ты от­кро­ве­ние и уви­дишь сме­ше­ние Не­ба и Зем­ли.

Бо­го­тво­рить Со­вер­шен­ст­во есть наи­выс­шая нау­ка в жиз­ни;

толь­ко тот, кто Со­вер­ше­нен, спо­со­бен пу­тем пе­ре­да­чи Сво­его соб­ст­вен­но­го Жиз­нен­но­го Им­пуль­са ос­во­бо­дить ду­шу из те­нет ра­зу­ма и ма­те­рии и да­ро­вать ей ви­де­ние воз­вы­шен­ной Ре­аль­но­сти. Тот, кто спо­со­бен уже при по­свя­ще­нии уче­ни­ка от­крыть бо­лее или ме­нее его «Еди­ное Око», и ми­мо­лет­но по­ка­зать ему Не­бес­ный бо­же­ст­вен­ный Свет внут­ри, и от­крыть внут­рен­нее ухо, и дать воз­мож­ность ус­лы­шать Му­зы­ку Сфер, один мо­жет счи­тать­ся Со­вер­шен­ным Свя­тым или ис­тин­ным Гу­ру. И имен­но о та­ком Свя­том пи­сал Шан­ка­ра:

 

Не су­ще­ст­ву­ет ни­ка­ко­го срав­не­ния ни с чем во всех трех ми­рах с ис­тин­ным Гу­ру. Ес­ли фи­ло­соф­ский ка­мень дей­ст­ви­тель­но яв­ля­ет­ся та­ко­вым, то смо­жет он толь­ко же­ле­зо об­ра­тить в зо­ло­то, а не в еще один фи­ло­соф­ский ка­мень. В то вре­мя как Бла­го­сло­вен­ный Учи­тель соз­да­ет ра­вен­ст­во ме­ж­ду Со­бой и уче­ни­ком, сле­дую­щим Его ука­за­ни­ям. Ис­тин­ный Гу­ру по­это­му бес­по­до­бен. Нет, Он — транс­цен­ден­тен.

 

Гу­ру Ард­жан о сво­ем Мас­те­ре, Гу­ру Рам Да­се144, го­во­рит сле­дую­щее:

 

Я обы­скал весь Брах­манд и не на­шел ни­ко­го,

Кто мог бы срав­нить­ся с мо­им Мас­те­ром.

 

И за­вер­ша­ет сло­ва­ми:

 

Мне ка­жет­ся, сам Бог на­звал Се­бя «Рам­Дас».

 

В на­шей по­все­днев­ной жиз­ни все мы очень за­ня­ты, мы чрез­мер­но за­ня­ты, до то­го за­ня­ты, что не име­ем вре­ме­ни по­ду­мать о Бо­ге, и еще мень­ше вре­ме­ни прак­ти­ко­вать­ся в зна­нии, что Он вез­де­сущ, и еще то­го мень­ше вре­ме­ни жить в Его Свя­том При­сут­ст­вии. Ес­ли во­об­ще в ка­кой-то стран­ный мо­мент мыс­ли на­ши об­ра­ща­ют­ся к Не­му и мы го­во­рим о Нем, воз­но­сим Ему хва­лу, мо­лим­ся Ему, то это не по­то­му, что мы хо­тим быть с Ним во имя Его Са­мо­го или быть с Ним ра­ди нас са­мих, но по­то­му толь­ко, что же­ла­ем сни­скать Его рас­по­ло­же­ние, по­лу­чить бы­строе и лег­кое из­бав­ле­ние от на­ших труднос­тей и при воз­мож­но­сти сбе­жать от вся­че­ских ис­пы­та­ний и на­пас­тей.

 

144 Гуру Рам Дас (1534—1581) — чет­вер­тый Гу­ру сик­хов. Был зя­тем и пре­дан­ным уче­ни­ком Гу­ру Амар Да­са. Он отец и Мас­тер Гу­ру Ард­жа­на.

 

И опять же, в те ред­кие мо­мен­ты, ко­гда мы серь­ез­но ду­ма­ем о Бо­ге, мы ищем Его в мир­ском ок­ру­же­нии, в пе­ще­рах гор с за­сне­жен­ны­ми вер­ши­на­ми, в го­ря­щих пес­ках пус­тынь и глу­би­нах свя­щен­ных рек и озер, бо­го­тво­рим Его в эле­мен­тар­ных си­лах при­ро­ды — в под­ни­маю­щем­ся солн­це, пус­том про­стран­ст­ве над го­ло­вой, гро­зо­вых ту­чах, Лю­ци­фе­ре и Вес­пе­ре и еще то­го ху­же — в ду­п­лах де­ревь­ев, в мор­ской ры­бе и не­бес­ных пти­цах. Нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го, что при всех этих на­пря­жен­ных по­ис­ках мы Его до сих пор не на­шли.

Са­мим Гос­по­дом ска­за­но:

 

Я так ве­лик, что весь мир не мо­жет вме­стить Ме­ня — ни Не­бе­са дать дос­та­точ­ную опо­ру, ни Зем­ля пре­дос­та­вить Мне си­де­нье; но, как это ни стран­но, Я жи­ву в серд­цах Свя­тых. Ес­ли же­ла­ешь ты уви­деть Ме­ня, ищи Ме­ня там — и ты най­дешь Ме­ня.

 

Ка­бир го­во­рит сле­дую­щее:

 

Как мо­жешь ты най­ти Ре­аль­ность,

Ес­ли ищешь там, где ее нет?

Ищи Ре­аль­ность, где Ре­аль­ность су­ще­ст­ву­ет,

Об­ра­тись к то­му, кто зна­ет Ее,

И к Ней Он дос­та­вит те­бя за од­но мгно­ве­нье.

 

Та­ков путь са­мо­оза­ре­ния. Хо­тя про­цесс этот мо­жет по­ка­зать­ся слож­ным и дли­тель­ным, но он уп­ро­ща­ет­ся ми­ло­стью Со­вер­шен­но­го Мас­те­ра (Сант-Сат­гу­ру). Мас­тер да­ет ма­ги­че­ский жезл «Се­зам, от­крой­ся», спо­соб­ный свер­шить чу­до, пре­дос­тав­ляя нам та­ким об­ра­зом дос­туп к То­му, что не­дос­туп­но.

 

То­му, кто под­ни­ма­ет­ся за пре­де­лы Cam Ло­ка,

Не­по­нят­ный и Не­вы­ра­зи­мый из­вес­тен ему.

В Бе­зы­мян­ном и Веч­ном жи­вут все Свя­тые,

Бед­ный На­нак на­хо­дит в Нем свой по­кой.

 

Та­ким об­ра­зом, мы ви­дим, что, нау­чив­шись уми­рать доб­ро­воль­ной смер­тью при жиз­ни, мы на­гра­ж­да­ем­ся веч­ной жиз­нью, сво­бод­ной от бес­ко­неч­ной сме­ны смер­тей и ро­ж­де­ний. По­это­му Свя­тые вос­пе­ва­ют по­доб­ную смерть сно­ва и сно­ва, объ­яс­ня­ют нам, как пе­ре­сечь раз­лич­ные Сфе­ры и всту­пить в ве­ли­кое Не­из­вест­ное, в Цар­ст­во Бо­жие, на­ше ны­не уте­рян­ное ис­тин­ное на­след­ст­во. Оно на­хо­дит­ся в на­шей до­ся­гае­мо­сти, ес­ли бы мы толь­ко по­слу­ша­ли Свя­тых, при­ня­ли Их уче­ние и за­тем сле­до­ва­ли бы ему при­леж­но и с доб­ро­воль­ным по­слу­ша­ни­ем.

По­сле смер­ти ка­ж­дый из нас всле­пую от­пра­вит­ся в по­тус­то­рон­ний мир один и со­вер­шен­но бес­по­мощ­ный. Все Свя­щен­ные Пи­са­ния ми­ра вы­со­ко це­нят спо­соб­ность пе­ре­се­че­ния гра­ни­цы ме­ж­ду жиз­нью и смер­тью по эту сто­ро­ну ми­ра, а за­тем смер­ти и жиз­ни по дру­гую сто­ро­ну.

 

О ду­ша, ку­да по­сле смер­ти те­бе при­дет­ся ид­ти,

Пе­ре­сту­пи по­рог, ве­ду­щий ту­да, еще при жиз­ни сво­ей.

Ади Грант Са­хиб, Sri Rag Ml

О На­нак! Нау­чись уми­рать, по­ка не ис­сяк­ло вре­мя.

И во­ис­ти­ну, это и есть са­мая на­стоя­щая йо­га.

Ади Грант Са­хиб, Suhi Ml

Ум­ри и мертв ос­тань­ся к зем­но­му ми­ру.

Та­кою смер­тью я уми­раю по мно­гу раз в день.

Ка­бир

 

Ми­ло­стью Мас­те­ра по­ко­рить ус­пеш­но мож­но свой ра­зум

И, так по­ко­рив Его, встре­тить Гос­по­да на­вер­ня­ка.

Ка­бир

Будь мертв, по­ка жив, и сво­бо­ден от стра­ха

С Мас­те­ром Со­вер­шен­ным ря­дом с то­бой,

И то­гда ни о чем, ни­ко­гда по­жа­леть те­бе не при­дет­ся.

Ка­бир

Ты бо­га­тое пож­нешь воз­да­я­нье,

Коль нау­чишь­ся уми­рать до то­го,

Как явит­ся смерть за то­бою.

Бул­ле-Шах145

ШАБД, Веч­ной Жиз­ни по­ток —

На Пу­ти по­мощ­ник един­ст­вен­ный;

В ШАБД мы вбе­рем­ся и жить бу­дем веч­но

Без вся­ко­го стра­ха смер­ти;

ШАБД есть ис­тин­ная Жиз­ни Во­да,

Ред­кая по­доб­ной ми­ло­сти за­слу­жит ду­ша.

Ади Грант Са­хиб, Sorath, МЗ

 

145 Булле-Шах, Ка­ди­ри Ша­та­ри (1680—1758) — ве­ли­кий мис­ти­че­ский су­фий­ский по­эт из Пенд­жа­ба. Его про­из­ве­де­ния счи­та­ют­ся луч­ши­ми в ли­те­ра­ту­ре су­фи­стов. Он был уче­ни­ком Со­вер­шен­но­го Мас­те­ра Ша­ха Ина­ят Ка­ди­ри.

 

Что да­ёт нам Мас­тер? Он про­яв­ля­ет в нас веч­но су­ще­ст­вую­щий Зву­ко­вой По­ток, яв­ляю­щий­ся Жиз­нью Все­лен­ной, в ко­то­ром мы все жи­вем. Под­ни­ма­ясь по Зву­ку Слы­ши­мо­го Жиз­нен­но­го По­то­ка, мы ещё при жиз­ни на Зем­ле мо­жем по соб­ст­вен­ной во­ле пе­ре­сечь раз­лич­ные сфе­ры Ми­ро­зда­ния и за­тем по соб­ст­вен­но­му же­ла­нию вер­нуть­ся об­рат­но в фи­зи­че­ский мир.

 

Без по­мо­щи ШАБ­ДА ты из те­ла не вы­бе­решь­ся,

А кро­ме то­го, нет во­об­ще ино­го пу­ти.

Со­ами Джи

 

Спа­се­ние или веч­ную жизнь не за­слу­жить де­ла­ми, ка­ки­ми бы спра­вед­ли­вы­ми и по­хваль­ны­ми они ни бы­ли в гла­зах ми­рян. Спа­се­ние ис­клю­чи­тель­но и толь­ко есть дар Ми­ло­сти Бо­го­че­ло­ве­ка (Мас­те­ра), в ко­то­ром Си­ла Бо­га ра­бо­та­ет в пре­дель­ной сте­пе­ни.

 

Ибо бла­го­да­тию вы спа­се­ны чрез ве­ру, и cue не от вас, Бо­жий дар.

К Ефе­ся­нам 2:8

 

Он спас нас не по де­лам пра­вед­но­сти, ко­то­рые бы мы со­тво­ри­ли, а по Сво­ей ми­ло­сти, ба­нею воз­ро­ж­де­ния и об­нов­ле­ния Свя­тым Ду­хом.

К Ти­ту 3:5

 

Ибо нет дру­го­го име­ни под не­бом, дан­но­го че­ло­ве­кам, ко­то­рым над­ле­жа­ло бы нам спа­стись.

Дея­ния 4:12

 

Ибо яви­лась бла­го­дать Бо­жия, спа­си­тель­ная для всех че­ло­ве­ков.

К Ти­ту 2:11

 

И ми­лость Его бу­дет про­яв­лять­ся до тех пор, по­ка су­ще­ст­ву­ет Бог и Его Тво­ре­ние бу­дет на­се­лять Зем­лю. Та­ков путь к веч­ной жиз­ни, и, по­вто­ря­ем, это ис­кус­ст­во жить в са­мом Прин­ци­пе Жиз­ни, в не­пре­рыв­ном об­ще­нии с Бо­же­ст­вен­ным Сло­вом или Во­лей Гос­под­ней (Hukam). He най­ти, как ни пы­тай­ся, ино­го пу­ти, кро­ме это­го. Од­на­ко от­кро­ве­ние бо­же­ст­вен­но­го Пу­ти в Жиз­нен­ных По­то­ках внут­ри (Свя­той Свет и Го­лос Бо­га) за­ви­сит исклю­чи­тель­но от ми­ло­сти Бо­го­че­ло­ве­ка, Сло­ва, «став­ше­го пло­тию», Ко­му все пре­да­но От­цом Его и о Ком ска­за­но:

 

Ни­кто не зна­ет Сы­на, кро­ме От­ца;

и От­ца не зна­ет ни­кто, кро­ме Сы­на, и ко­му Сын хо­чет от­крыть.

От Мат­фея 11:27

 

Сно­ва и сно­ва при­хо­дят в мир ве­ли­кие ду­ши, чтоб на­пом­нить нам о на­шей под­лин­ной Ро­ди­не. Они из­ве­ща­ют нас, что этот мир не есть наш ис­тин­ный дом. Мы бу­дем на­хо­дить­ся здесь лишь крат­кое вре­мя, как пу­те­ше­ст­вен­ни­ки в ка­ра­ва­не, по­это­му мы долж­ны за­ра­нее при­го­то­вить­ся к от­бы­тию — и чем ско­рее это сде­ла­ем, тем луч­ше бу­дет для нас. По­это­му мы долж­ны тру­дить­ся во имя Цар­ст­ва Не­бес­но­го и по­лу­чить на­гра­ду Веч­ной Жиз­ни. И да при­дет Цар­ст­во Твое на Зем­ле, яко на Не­бе. Об этом Цар­ст­ве ска­за­но:

 

...не при­дет Цар­ст­вие Бо­жие при­мет­ным об­ра­зом, И не ска­жут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Цар­ст­вие Бо­жие внутрь вас есть.

От Лу­ки 17:20-21

 

Не знае­те ли, что те­ла ва­ши суть храм жи­ву­ще­го в вас Свя­то­го Ду­ха, Ко­то­ро­го имее­те вы от Бо­га, и вы не свои?

1-е Ко­рин­фя­нам 6:19

 

Вот по­че­му все муд­ре­цы и про­вид­цы пре­ду­пре­ж­да­ют нас:

То ме­сто, ко­то­рое те­бе при­дет­ся ос­та­вить,

Вце­пи­лось в те­бя боль­ше все­го.

А ме­сто, о ко­то­ром ты ни­че­го не зна­ешь,

Есть ме­сто, в ко­то­ром ты бу­дешь жить.

На­нак

 

Арш'46 есть твоя ис­тин­ная Оби­тель, ду­ша,

Тьфу на те­бя, ты за­пу­та­лась в те­ле зем­ном.

Ша­маз-и-Таб­риз

 

 

146 Арш — рай.

 

Ты, мой Бог, в сво­ей род­ной стра­не живешь,

А я здесь пол­заю в гря­зи.

На­нак

Твоя Оби­тель там, где нет зем­ли,

За­чем це­п­ля­ешь­ся за зем­лю ты?

Со­ами Джи

 

Жизнь че­ло­ве­че­ская не луч­ше па­ра,

А по­то­му жи­ви в об­ще­нье с веч­ным Сло­вом.

Ка­бир

 

Для тех, кто всту­пил в об­ще­нье со Сло­вом,

Окон­чат­ся все тру­ды.

Их ли­ца го­реть бу­дут пла­ме­нем Сла­вы,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: