То же самое говорит Гуру Нанак:
Учись такой йоге, о Нанак,
Которая научит тебя умирать,
И это при жизни твоей.
Пророк Магомет также призывает своих верных (unmat) умирать до прихода смерти:
До смерти — умри.
Mautoo- qibalantumautoo
Мусульманские мистики-Святые, как-то: Кваджа Хафиз92, Шамаз-и-Табриз и Маулана Руми, придавали большое значение такому уникальному внутреннему опыту:
Переступить сумей границы, сферы чувств,
Иначе тайной для тебя останется
Вся внутренняя жизнь,
Так почему ж боишься ты покинуть свою плоть,
Когда имеешь ты еще совсем иные одеянья 93
Цитирование высказываний на эту тему можно продолжать и дальше, но мы закончим словами Эрла Р. Вассермана:
Множество есть всего лишь несовершенные индивидуализации Одного. Смерть дозволяет неиндивидуализированную и, следовательно, неограниченную духовную
92 Хафиз, Кваджа Сахиб (1320—1389) — великий персидский Святой-поэт. Родился в Ширазе. Хафиз — псевдоним, означающий: «Тот, кто знает Коран наизусть»; настоящее его имя: Шамз-уд-Дин Магомет. Великий суфий, его поэмы считаются одними из лучших в Персии.
93 Иные одеянья — астральное тело и причинное.
Жизнь. Посмертная Жизнь поэтому есть духовное существование, ибо смерть, разрушив многокрасочный шатер, разрешает душе «парить над тенями ночи». То, что кажется нам физическим концом, оказывается духовным бессмертием. А то, что мы называем «жизнь», есть разложение, поэтому земное заключение, смертельная атмосфера грязнят лучезарность Вечности. С другой стороны, воскресшая душа — слившаяся с Одним — не есть тень смерти или тень физической материи, она в действительности распространяется во всей природе, ибо конечная Реальность повсюду есть Дух... Если изъять атмосферу смертности (из нашего мышления), то человек бы понял, что «только Один остается», что «Божественный Свет сияет вечно», что едины день и ночь, а также жизнь и смерть, Люцифер94 и Веспер95 и что конечная реальность как земной жизни, так и посмертной есть Духовное Единство...и это понимание духовной идентичности смертной и посмертной жизни заканчивает, наконец, существование таких парных противоположностей, как «жизнь и смерть»... ибо Один сияет сквозь время и изменения, и, без сомнений, — неугасимо Тот же.
Вассерман продолжает:
Научись идти бесстрашно в пропасть смерти, ибо где заканчивается смертное существование, духовное существование начинается. Со смертью воскресшая душа парит над тенями ночи и вновь сливается с Одним, Беспеременным.
Пророк Магомет то же говорит о «смерти во время жизни»:
Подобная смерть не унесет тебя в могилу,
Но выведет из мрака к Свету.
Учись поэтому умирать каждый день,
Переступив тяжелые оковы тела.
94 Люцифер — а) Поэтическое название утренней звезды, планеты Венеры; б) В Священных Писаниях блестящий, но гордый ангел, возмутивший против Бога других ангелов и за то свергнутый в преисподнюю; отсюда вообще — дьявол, злой дух.
95 Веспер — планета Венера, известная уже древним под именем «утренней и вечерней звезды», так как видна на небе только утром и вечером.
Как только душа переступит порог своего тела, Мастер в Своей Лучезарной Форме встречает ее, помогает переправиться через высшие сферы и ведет дальше к Истинной ее Обители — причем не только после смерти, но и еще при жизни человека на Земле.
Нанак так говорит нам:
О Нанак! Оборви эфемерные связи мирские
И найди себе верного друга в Святом;
Еще при жизни твоей тебя все успеют покинуть,
А Он не оставит тебя даже после смерти твоей.
Что сказал Сатгуру, точно следуй тому
И держись неустанно за Истину,
Неизменно везде будь ты верен Ему,
А Он будет верен тебе до конца.
Мусульманский дервиш говорит:
О душа отважная! За подол Его держись без устали.
Он выше всех миров как здешних, так и миров над ними.
В Евангелии мы находим:
...И се, Я с вами во все дни до скончания века.
От Матфея 28:20
...не оставлю тебя и не покину тебя.
К Евреям 13:5
Таким образом достигается не только наивысшая цель человеческой жизни: истинная жизнь во всей ее полноте, но и контакт «себя» с самим собой, избавляющий от колючек и шипов мирской жизни, — все это, конечно, при помощи и руководстве Мастера. Этот внутренний опыт даруется всем одинаково, вне зависимости от пола, возраста, профессии, веры и связей, социального положения, основанного на крови, касте, цвете кожи или вере.
Дух должен избавиться от фальшивого ореола самосозданной личности, который, сам того не подозревая, плетет вокруг себя человек. Если он не станет чистым духом, лишенным любви ко всем созданным вещам, он не сможет насладиться Жизнью Творца — Жизнью, полной несказанного блаженства.
Глава IV
СМЕРТЬ В НЕВОЛЕ
В природе смерть следует за жизнью, а жизнь вытекает из смерти. Смерть, или прекращение жизни в одной форме, есть всего лишь прелюдия к началу жизни в другой форме, обычно на более высоком, чем прежде, уровне существования, в лучшем и более приятном окружении.
Эволюция есть Закон Жизни, заключающийся в активном расцвете скрытых в духо-материи возможностей, она охватывает не только эволюцию этой духо-материи, которая по мере продвижения вперед делается всё более пластичной и прозрачной, но также и эволюцию форм от минералов до человека и наконец доходит до расширения Самосознания. Так называемая мертвая материя в реальности не мертва, хотя энергия в ней временно находится в застывшем состоянии.
Изношенная одежда, ставшая бесполезной, выбрасывается и заменяется новой, скроенной и сшитой в соответствии с желанным образцом. Таков закон Природы — рукоделия Творца. Добрый Отец, как говорят, предписал, чтоб дети Его могли иметь всё то, чего горячо пожелают.
Обеспечивая всё необходимое для жизни на Земле — Любовь, Свет, Жизнь и добавления к ним, как-то: землю, воду, солнце, воздух, пространство и средства пропитания, — Всевышний Бог Мироздания безмерно щедр, одинаково бесплатно снабжая всех в соответствии с их нуждами и потребностями. Щедрость Его неистощима и неисчислима, и человек веками по-разному ею пользовался. Однако, не удовлетворенный беспредельными дарами, человек вечно жаждет большего: больше серебра и золота, больше удовольствий и жизненных удобств, больше всего остального; он бьется и хлопочет бесконечно, силясь добыть их.
Вместо того чтобы быть благодарными Богу за всё, чем Он в Своей Милости одарил нас, мы проклинаем себя, проклинаем тех вокруг нас, кто находится в лучших условиях и более богат, проклинаем невинные звезды над головою и не задумываясь придираемся, браним жалящими словами нашу участь и судьбу — судьбу, которую мы сами себе создали и выковали своими собственными действиями. «Со всеми своими владениями и собственностью за жалкий грош человек теряет свою жизнь».
Человеческая жизнь — это большая привилегия, редкое достояние и благословение. Она приходит после длительного эволюционного процесса, простирающегося на бесконечные времена. Она дает нам возможность собрать духовные сокровища, лежащие скрытыми внутри нас, о существовании которых мы едва ли имеем какое-либо представление. Большинство из нас стремится к чему-то эфемерному и несущественному — земным чувственным удовольствиям, но никак не к истинному счастью. Во имя этих кратковременных и мимолетных удовольствий — которые мы можем и не получить — всеми возможными средствами, правдами и неправдами мы стараемся сдвинуть землю и небо и расплачиваемся за эти удовольствия, скорее чаще, чем реже, очень дорого, зачастую и собственной своей жизнью. А затем мы покидаем подмостки жизни со многими глубокими сожалениями в душе о том или другом, о недостойных способах и путях, примененных нами, и горестях, пережитых во время всех этих попыток.
Природа в своих замыслах и намерениях ничуть не экстравагантна.
КАК ЧЕЛОВЕК МЫСЛИТ, ТАКИМ ОН И СТАНЕТ.
Наши чувства и эмоции, мысли и страсти, желания и стремления не умирают со смертью тела. Они образуют внутреннюю оболочку, как бы нижнее одеяние (Астральное тело) под плащом физического тела. Дух, покидающий свое физическое тело и заключенный в теле Астральном, покрывается еще одной оболочкой и втягивает в себя некоторые кармические семена, лежащие в хранилище96 причинного (семенного) тела, этого сундука с сокровищами. Именно это причинное или инструментальное тело с его огромными ресурсами помогает в дальнейшем своему постояльцу, духу, в формировании новой телесной обители, новой формы, которая и послужит ему затем хорошим инструментом для использования всего того, что теперь пребывает наверху его подсознания.
96 См. сноску 65.
Еще до того как человек окончательно покинет сцену жизни и исчезнет из виду, поднимается занавес и перед умирающим развертывается панорама его жизни — до мельчайших деталей и подробностей. И хотя на смертном одре человек сможет мельком увидеть реальность, однако будет уже слишком поздно что-либо понять.
Этот процесс продолжается и продолжается, давая в конце каждой прошедшей земной жизни новый толчок колесу жизни и смерти с обычными сопутствующими ему радостями и печалями, счастьем и несчастьями, взлетами и падениями, движением по вечному кругу, ибо никогда не удовлетворен человек тем, что получает во время своей жизни на Земле, и добавляет в каждой новой жизни новые надежды, новые желания, смешанные со многими сожалениями о том, что мог бы получить, да не получил. Тем самым, сам того не подозревая, он вечно занят посевом новых семян, новых драконьих зубов — причин будущих всходов. И жизнь за жизнью он проводит в им самим созданных битвах, с им самим поднятыми вооруженными ордами, которые, как тени, как неукротимые фурии или мстительные духи, преследуют его по пятам. А природа, как колесо гончара, поставляет ему средства в виде глиняных горшков, что появляются один за другим, дабы уменьшить неутолимую жажду и ожидания каждого индивидуума. С головы до пят отягченный бесчисленными желаниями, человек сам себя обращает в раба. А без них мог бы наслаждаться Богом внутри. В конце концов, что есть человек? Бог плюс желания. И наоборот, что есть Бог? Человек минус желания.
Великий философ и поэт Уильям Вордсворт (13) в известной оде, посвященной бессмертию, так пишет о подрастающем ребенке:
Звезда жизни, душа, поднимается с нами,
В другом месте находит начало свое,
Придя издалека;
Не в полном забвенье, со шлейфом из Славы,
Плывущим за ней,
Сюда мы пришли из Обители Бога,
Рай окружает нас в детстве везде.
Тени тюрьмы постепенно сгущаются
Над головой молодого юнца;
Но с упоеньем он Света Истоки
Видит в своем путешествии Вдаль от Востока, Оставшись Творения верным жрецом.
Его окружают блеск и сиянье
Видения, сопровождающего его.
А возмужав, он теперь наблюдает,
Как блекнет тот Свет и как умирает
В смешенье со светом обычного дня.
Земля наполняет подол его радостью,
Она по-родному вздыхает всегда:
Есть Материнское что-то в деяньях,
В ее разуме — не недостойная цель.
Все для него эта няня простая
Делает так, чтоб приёмыш ее
Забыл свою прошлую Славу и счастье,
Забыл свой далекий имперский дворец,
Откуда недавно на Землю пришел.
Такова убогая картина жизни на Земле, ежедневными свидетелями которой мы являемся. Даже получив всё желаемое, как и было предопределено свыше, мы тем не менее голодны, ненасытно голодны, нам нужно больше и больше денег, богатств, власти, эфемерных забав и чувственных удовольствий.
Далекие от благодарности за все те блага, которыми нас осыпала природа, «мы смотрим вперед, мы смотрим назад и тоскуем по тому, чего нет». Природа не может оставаться молчаливым зрителем нашего неукротимого обжорства и своим магическим жезлом обращает нас, как Цирцея97, в свиней, так чтоб смогли наесться досыта бессмыслицы и вздора, прежде чем с нами будет покончено. Только какой-нибудь мудрый Одиссей (14), вооруженный магическим цветком посланника богов Гермеса, в силах сразиться с чародейкой на её собственной земле и спасти своих спутников, вернув человеческий облик и им, и всем прочим, оказавшимся в заточении у колдуньи в различных формах, каждый сообразно своей природе. Тип господствующей в нас страсти определяет курс нашей жизни не только здесь и сейчас, в данный момент, но также и в мирах потусторонних.
97 Цирцея — в греческой мифологии дочь Гелиоса и Персеяды, волшебница, царица острова Эя; влюбилась в Одиссея и превратила его спутников в свиней.
Теперь взглянем на неизбежный процесс перемены, называемый смертью. Этот переход от одного состояния жизни к другому есть неодолимый закон жизни и происходит в предначертанное время, зачастую с ошеломляющей быстротой и внезапностью, когда его меньше всего ожидают. Смерть не знает календарей, и никто не может предсказать дату ее прихода, никто при всей своей ловкости и хитрости не может ускользнуть от нее. Каждое живое существо имеет свою продолжительность жизни. Мы все живем, двигаемся и существуем во времени, и когда песок времени просыплется, приходит эта перемена и продолжает приходить снова и снова до тех пор, пока человек не доберется до самых далеких границ времени и не вознесется в Безвременье.
Смерть, как мы видим, есть нечто реальное и неизбежное. Она, пожалуй, самая реальная вещь среди всех нереальностей мира. Каждый, богач и бедняк, король и нищий, юный и старый, больной и здоровый, должен будет пройти сквозь ее двери, нравится ему это или не нравится. Человек может жить долго или коротко, 100 лет или лишь немного, но никто не может жить вечно в одной и той же физической форме, которая со временем наверняка придет в упадок, обветшает и обратится в утомительно обременительный, так сказать, мельничный жернов на шее — человек тогда в полном отчаянии может взмолиться о быстром освобождении от этого тяжелого груза, висящего вокруг его «я».
Никто не остается. Все уходят,
Короли и нищие,
Каждый в свой определенный час.
Ади Грант Сахиб. Ramkali MI
Магометанский дервиш дает нам совет:
Всю свою жизнь ты оплакивал
Смерть и того, и другого,
Почему бы теперь не подумать тебе
О своей грядущей судьбе.
Является ли смерть мучительным процессом? Таков наш следующий вопрос. Говоря откровенно, для многих это именно так. Священные Писания говорят нам о той мучительной боли, которую испытывает умирающий во время смерти. В Бхагавад Пурана сказано, что терзания предсмертной агонии можно сравнить с укусом миллионов скорпионов разом. А в Священном Коране страдания умирающего сравниваются с состоянием человека, которому тянут по пищеварительному тракту колючую ветку. Священные Писания сикхов говорят примерно то же: «Жизненные потоки вытаскивают из тела». Все эти и подобные утверждения всего лишь иллюстрируют безмерность пытки, которую, возможно, испытывает человек, когда появляются демоны смерти и насильственно извлекают дух из тела. Однако что именно происходит во время смерти, знает только сам умирающий. Никто не вернулся после смерти обратно, никто не перешагнул границу страны усопших, чтоб рассказать нам об ощущениях смертного часа.
Каждый страдает в одиночку, а затем навеки впадает в безмолвие. Находиться на смертном одре — это воистину быть пригвождаемым к кресту.
А комната смерти обращается склепом для хранения костей. Вряд ли возможно остаться равнодушным, глядя, как некоторые умирающие целыми днями с предсмертным хрипом в горле маются без передышки в невыносимой агонии на своем смертном одре. Кто может облегчить пытки смерти? Все беспомощно стоят вокруг. Лучшие врачи дают лекарства до самого конца, сиделки ходят на цыпочках. Близкие родственники и друзья с глазами, полными слез, с помутневшими от горя взглядами и мрачными лицами — все ожидают неизбежной кончины. Кто слышит жалобные вопли несчастной жертвы? Кто слышит плач его близких, жены и детей?
Пока жена растерзанная стонет,
Дух одинокий улетает прочь.
Кабир
Об Александре Великом (356—323 гг. до н.э.), царе Македонии, покорителе мира — как о нем говорили уже в те времена, рассказывают, что согласно предсказанию он должен был умереть только тогда, когда земля обратится металлом, а небо золотом. Ввиду того, что ни то, ни другое считалось невозможным, царь решил, что ему дарована вечная безопасность. Он вообразил и поверил, что бессмертен, как олимпийский бог. После длительного и изнурительного похода на Восток, когда царь уже пересекал пустыню около Вавилона, возвращаясь в Грецию, он дурно себя почувствовал и обессилел от высокой температуры. Не имея сил держаться в седле, он с помощью верных соратников слез с лошади и лег на распростертую по земле кольчугу, подбитую изнутри бархатом, которую снял с себя один из его полководцев. Чтобы уберечь повелителя от беспощадных солнечных лучей пустыни, он вдобавок раскрыл над царем свой золотом вытканный зонт. И тут-то великий герой многих битв, непобедимый завоеватель понял, что конец его близок: он лежал на земле, обратившейся металлом, и над ним, как небо, простирался золотом вытканный зонт. Царя охватил страх. Обратившись к своим лучшим врачам, он со слезами на глазах умолял их помочь ему продлить хоть ненадолго жизнь, чтобы смог он вернуться домой к матери, которую любил. Как один, все врачи заявили о своей полной беспомощности. Александр Македонский предложил им половину своего царства, а затем и все царство за возможность отсрочить час смерти.
Кто в силах изменить Божественный указ?!
На десятый день болезни, когда военачальники один за другим проходили сквозь палатку умирающего царя, он, прощаясь с ними, приказал, чтоб во время похорон руки его были положены поверх савана, дабы все видели: великий властелин покидает этот мир с пустыми руками — точно так же, как и пришел в него.
Такова же печальная история одной великой и талантливой королевы, повелительницы многих земель. Народ обожал ее за ослепительную красоту и восхищался ее глубокой проницательностью. Она правила мудро и долго. Выросшая среди роскоши, с сотнями слуг и служанок вокруг, она ни разу не задумалась, что на свете существует такая вещь, как «смерть». Когда пробил ее последний час, ею овладело великое беспокойство и охватила мучительная тоска. Ничем не смогли помочь стоявшие вокруг врачи, бессильные развеять ее страх и терзания. Когда смерть уже смотрела ей в лицо, они попытались утешить ее и попросили подготовиться к последнему путешествию.
—Что?! — в ужасе воскликнула она. — Куда я отправляюсь?!
— Увы, в страну, из которой нет возврата.
— Не сон ли это? — спросила она, не веря своим ушам.
— Нет. Вам придется идти, Ваше Величество.
— Неужели есть страна, из которой нет возврата? А если есть, то где она?
— Далеко, далеко от этого мира, — ответил царедворец.
— Разве не могли вы найти ее для меня вовремя? И какие приготовления вы сделали, чтоб мое пребывание там было удобным?
— Никаких, Ваше Величество.
— Кто из вас сопроводит меня? — испуганно спросила королева.
— Вам придется идти одной, Ваше Величество.
— Сколько служанок смогу я взять с собой?
— Ни одной, — отвечал царедворец. Таково наше полное невежество относительно реалий жизни. Мы умны. Мы очень умны в повседневных мирских делах. Но каким бы странным это ни казалось, мы совершенно ничего не знаем о том суровом возмездии, которое ожидает нас всех впереди, и о той одинокой тропе, которою нам придется следовать, как и всем прочим, с пустыми руками.
«Нагим я вступил в этот мир и нагим уйду», — поет псаломщик.
Такова всеобщая неизбежная судьба. Плача, приходим мы в этот мир и, плача, уходим. Приходить в слезах и с плачем — это понятно. Появившись на свет из чрева матери, новорожденный плачет, ибо порвалась его связь со Светом Света, Светом Жизни, поддерживавшим его всё время развития в этой тесной обители опрокинутым головою вниз. И именно поэтому мы обычно зажигаем в детской комнате какой-нибудь свет в течение нескольких ночей после рождения младенца и поворачиваем его голову в сторону света, как только он начинает плакать, или по временам играем погремушкой, чтоб развлечь и успокоить его. Но почему мы плачем в момент нашего ухода, когда вступаем на обратный путь и направляемся в Обитель своего заботливого и любящего Отца?
Живя на Земле, мы имеем возможность перейти с одного берега жизни на другой98 и начать сознательно работать в другом направлении. Однако именно этого мы не желаем делать, а потому вся наша жизнь от колыбели до могилы проходит впустую. Потеряв данную нам возможность, мы можем опуститься и вниз по шкале существования.
98 С одного берега жизни на другой — от берега материального мира перейти к духовному {прим. пер.).
Рвать мирские связи, образовавшиеся во время нашего существования на Земле, — больно, уходить — мучительно, тем более что мы совершенно не подготовлены к тому моменту, когда перед нами неожиданно появится уведомление о конце нашего земного существования. Мы не ведаем, как покинуть «арендованный дом»99 и куда затем направиться. Перспектива быть выброшенным в неизвестное, ибо мы ничего не знаем о жизни после смерти, приводит нас в полное замешательство, в состояние ужаса, невообразимого ужаса самого наихудшего образца.
99 «Арендованный дом» — физическое тело.
Вот почему сказано:
Помни день, когда, плача, пришел ты
В этот мир, к ликованию всех.
Живи так, чтоб из мира ушел ты,
Сам ликуя, под рыдания всех.
Франсис Куарлес (15), поэт-мистик, размышляя о смерти, пишет: «Если ты ожидаешь смерть как друга, будь готов поразвлечь ее, если ты ожидаешь смерть как врага, будь готов победить ее; нет у смерти иного преимущества, кроме того, когда является она незнакомцем». В этом заключается разница между восточным и западным взглядом на смерть. Апостол Павел, описывая смерть как последнего врага человеческого, сообщает: «Я каждый день умираю» (1-е Кор. 15:31). Поглощая смерть победой, он насмешливо восклицает: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1-е Кор. 15:55). Восточные мудрецы приветствуют смерть как возможность единения с Возлюбленным. Из обоих случаев следует один и тот же вывод: смерть имеет над нами преимущество только в случае, когда она приходит мгновенно, неожиданно и как совершенный незнакомец (но не как ожидаемый друг или страшный враг), ибо в этом случае мы оказываемся совершенно не готовы принять ее вызов. Те же, кто подготовился к ней, готовы поминутно, встречают ее, приветствуют ее как момент возвращения домой и средство единения с Возлюбленным. Истинно преданный Богу, даже когда он приговорен к смерти за ересь, радостно опускает голову на плаху и умоляет палача быстрее избавить его саблей от тела, ибо в сабле видит он отраженный Свет своего Возлюбленного — Господа.
В конце концов, что есть смерть?
«Смерть, — говорит Еврипид (16), — есть долг, который мы все должны заплатить». В таком случае, почему не заплатить долг и оказаться навечно свободным от подобного обязательства? Тело есть выкуп или приданое, которое должна заплатить и передать душа, прежде чем обретет взамен окончательное освобождение от Закона Действия и Последствия.
Чтобы получить некоторое представление о том, что случится после смерти, обратимся к Священным Писаниям.
Мастера разделяют человечество на четыре категории.
В первую категорию попадают те, кому при жизни не посчастливилось встретить Сант-Сатгуру и оказаться под его защитой. А таких большинство. Им придется идти в полном одиночестве, каждая душа сама по себе, без друзей, без спутников. Все подобные души предстанут перед Вечным Судией и затем будут жить в соответствии с приговором справедливого бога Дхарам Раджа, судьи строгого и сурового, судящего каждого по закону «что посеешь, то и пожнешь» без всякого сочувствия и сострадания.
Таков неотвратимый закон Кармы100.
И пишет перо Его
По Его Божественной Воле,
Но в совершенном соответствии
С нашими действиями.
Нанак
Есть три типа Кармы:
а) Пралабд — та порция Кармы, которая назначена на текущую жизнь и является ее причиной. Называется также Судьба.