В связи с этим Христос изрек серьезное предостережение:
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные...» (От Матфея 7:15), а также: «...если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (От Матфея 15:14).
Первостепенной необходимостью поэтому окажутся поиски сведущего Мастера; однако, прежде чем принять Его как своего непогрешимого руководителя и неизменного друга на пути следования к Богу, необходимо убедиться в Его подлинности. Куда лучше потратить на поиски всю свою жизнь, чем следовать за псевдомастером и потерять единственную представившуюся в жизни возможность. Не пропадут зря подобные поиски.
«Ищите и обрящете».
Камнем я умер, обратился растеньем,
Растеньем я умер, поднялся животным,
Животным я умер и стал человеком.
Нет причины бояться.
Умирая, я меньшим не стал.
Вновь, однако, умру я, но теперь человеком,
Чтоб с блаженными ангелами ввысь воспарить,
Но и их я оставлю, кроме Бога, все смертно.
Душу ангела в жертву теперь принесу.
Обращусь в непонятное разуму нечто...
О позволь, разреши мне не быть,
И в органных тонах небытие возвещает:
«Мы теперь возвратимся к Нему».
Маулана Руми
Глава I
НИЧТО НЕ УМИРАЕТ В ПРИРОДЕ
Смерть и бессмертие присущи всему, что существует, всему, что сочетает в себе материю и дух.
Материя есть всего лишь проекционный экран духа, вездесущего духа, притягивающего к себе материю различной степени плотности и частоты колебаний и проявляющегося таким образом на различных уровнях жизни во всевозможных тонах и узорах форм. Дух без материального покрова, необходимого для его проявления в материальном мире, есть пустота, ибо дух без материального покрова физическим глазам невидим, как невидима воскрешающая сила весны, ощущаемая нами в расцветающих цветах, в их упоительном благоухании и в плодах, пропитанных сладким соком.
|
Человек представляет собою Доктрину Троицы на Земле, сочетая в себе тело, разум и душу. Последняя, являясь Сутью Бога, Дыханием Жизни, оживляет как тело, так и разум, создавая таким образом живого человека, с головы до пят пронизанного Дыханием Бога.
Человеческое тело есть обособленная материя; дух, заключенный в нем, кажется нам индивидуализированным55. В действительности же этот индивидуализированный дух есть как бы во многих сосудах с водой отраженное единое солнце.
55 Индивидуализированный дух — искра везде и всегда сущего Слова или душа, закованная в физическом, астральном, ментальном телах и эго, которое и создает в нем чувство самостоятельности, обособленности, индивидуальности или «я». Называется также «Джива», или неочищенная Душа (прим. пер.).
После смерти тело, состоящее из различных элементов, растворяется и возвращается в космическое вместилище материй, в конечном итоге сливаясь с первичной единой субстанцией, а душа возвращается к Богу: «Доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодцем.
|
И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, который дал его» (Екклесиаст 12:6, 7).
Живой человек не есть нечто отдельное и независимое от Высшей Силы56, пронизывающей его. Он — продукт этой Высшей Силы, действующей в материальном мире посредством системы организованных волн, порождающих в нем состояние сознания. Человек живет до тех пор, пока Высшая Сила присутствует и течет в его телесной форме, но лишь только эта Сила вбирается сама в себя, жизнь человека обрывается, деятельность прекращается, и он заканчивает всяческую свою земную активность. Что остается? Ничего, кроме инертной материи, хотя по форме и субстанции той же, что и раньше, однако лишенной Жизненного Импульса, пульсировавшего в ней всего лишь несколько мгновений тому назад.
Как отдельный человек, так и вся Вселенная являются проявлением одного и того же Принципа Жизни, принципа живого сознания различных степеней, начинающегося Логосом57 и опускающегося до атомов материальных элементов, непрерывно ритмично двигающихся, формирующих и переформирующих в быстрой последовательности всевозможные формы и узоры (Творения) под влиянием Высшей Силы, действующей в них и на них. Короче говоря, Высшая Разумная Сила Вселенной пребывает ныне и вечно в сердце каждого атома, танцующего под Ее мелодию танец, подобный вечному танцу Шивы58, живущего воплощения Шакти, Матери Мироздания. В эзотерической космогонии теория «мертвой» материи не находит себе никакого места, ибо сама по себе материя не может существовать без внутренней связующей и присущей ей Силы. В реальности материя есть форма застывшей энергии.
|
56 Высшая Сила — см. сноску 16.
57 Логос — 1) Слово. 2) По представлениям некоторых древних философов, разум, мысль Бога, выделившаяся для создания мира и управления им. Термин «Логос» употреблялся в древней философии и теологии и с различными изменениями встречается в индийской, египетской и персидской системах мышления.
58 Шива — один из трех членов индийской Троицы. Называется также Mahadeva, «великий Бог». Шива разрушает рожденное от зла. Разрушение — это прелюдия нового начала, поэтому его боготворят как творящее выражение Верховного Существа (Кирпал Сингх. Джап Джи, с. 144.)
Между понятиями «бытие» и «существование» в древней философии проводилась четкая граница. Логос, Прототип Мироздания, есть подлинное, истинное «бытие», неизменное и вечное, в то время как «существование» есть его выражение и расширение или продвижение вперед и вовне в «мир становления», мир безостановочных перемен и изменений, свершающихся от мгновения к мгновению.
Физиологи и врачи, а также ботаники, садоводы и цветоводы многое сообщают нам о механических и химических процессах обмена веществ человека или любого другого живого организма, будь то дерево, цветок, фрукт, муравей или слон, однако ни дерево, ни цветок не могут объяснить, почему и для чего они живут, как живут, что есть сущность самой жизни и, превыше всего, что есть сознание, характеризующее Импульс Жизни в любой и во всех вместе сферах существования.
Космический цикл доказывает, что жизнь вечна. Жизнь есть бесконечный процесс. И он продолжается снова и снова, принимая то одну, то другую форму в нескончаемой серии появлений, исчезновений и появлений вновь, подобно волнам и пузырям в потоке времени — времени, текущего от вечности к вечности.
Природа есть колоссальное вместилище жизни и материи, в котором ничто не теряется и ничто не умирает, несмотря на всевозможные изменения форм, изменения калейдоскопические и происходящие в мгновение ока. Именно этот процесс изменения и принято называть смертью, смертью одной формы в одном месте и рождением в иной форме в другом месте или сфере. Невидимый пар, поднимающийся над морем, умирает, чтоб обратиться в видимый застывший снег на вершине горы, а видимый снег опять свершает обратный процесс, процесс смерти, становясь водой, вода снова обращается невидимым паром; так продолжается бесконечная цепь причин и следствий. Так же и человек обращается в видимый индивидуум, как только дух его облачится в человеческую форму, затем с течением времени тот же человек, сыгравший столько различных ролей на подмостках жизни (сына и брата, мужа и отца; сначала младенца, потом юноши и наконец слабоумного старика), в конце концов, когда дух его покинет тело, опять станет невидимым, к общему замешательству стоящих вокруг, обратившись пустотой в громадной паутине отношений, которые он сплёл вокруг себя во время своего существования на Земле. Именно так всё и происходит во время смерти. Затем физическое тело начинает распадаться и вбирается в космический порядок вещей, а жизненные потоки сливаются с великим космическим Принципом Жизни, который по природе своей — органический и жизненный, а не химически-неорганический и механический.
Смерть — совсем не то, чем она нам кажется и чем мы ее полагаем. Смерть и жизнь — термины соотносительные, но только в материальном мире; в действительности же между ними нет разницы, и отличить их друг от друга невозможно, ибо смерть не в силах поглотить жизнь, не в силах оборвать её. Смерть и жизнь есть взаимосменяемый процесс, вроде двух сторон монеты, вертящейся вокруг своей оси. Разве не наблюдаем мы смену дня и ночи, света и тьмы, поочередно то появляющихся, то исчезающих благодаря вращению Земли вокруг своей оси; разве в различных местах солнце не отбрасывает тени различных длин и форм, в то время как само оно неизменно продолжает сиять? Смерть не означает полного прекращения и уничтожения, как зачастую считается. Смерть — не что иное, как изменение сознания, переходящего из одного места существования в другое; жизнь же, наоборот, есть единый и непрерывный процесс, не ведающий конца. Смерть, следующая за жизнью, — это не безжизненность, а жизнь в иной форме, в ином месте, здесь, на Земле, или еще где-нибудь — в ином виде, с иным именем и при иных обстоятельствах в соответствии с Божественным предначертанием (Dharam Raj), работающим согласно неумолимому закону Действия (или Кармы) — «что посеет человек, то и пожнет» (К Галатам 6:7). Жизнь есть позитивное выражение Высшего Бога и не подчинена негативности смерти, поэтому последняя не в состоянии погасить первую — вечное Пламя Жизни.
Мы имеем свидетельства непрерывно следующих друг за другом Мастеров, утверждающих, что жизнь и смерть есть всего лишь два слова, употребляемые в мире дуальности и описывающие поверхностный эффект или внешнюю перемену в состоянии сознания Внутреннего Существа, живущего в центре. Они есть всего лишь видимые и невидимые фазы в космическом цикле, через которые проходит внутренний человек. Печальная, горестная и страх нагоняющая смерть в действительности есть рождение (рождение вновь внутреннего человека) в новую жизнь, которая может оказаться гораздо более радостной и прекрасной, чем она была до сих пор.
«Смерть, благоговение внушающая, душераздирающая смерть, — говорит Кабир, — для меня есть предвестник радостной Жизни, и я приветствую смерть». Евангелие также рассказывает о Царстве Божием, ожидающем человека по ту сторону могилы:
...Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух... Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
От Иоанна 3:3, 5, 6, 8
Таким образом, с каждой последующей смертью или растворением формы освобожденный из плотной формы дух не только возрастает от силы к силе и от мощи к мощи, но и возрастает его сознание, расширяясь и увеличиваясь. Нам так говорит Маулана Руми:
Камнем я умер, обратился растеньем,
Растеньем я умер, поднялся животным,
Животным я умер и стал человеком.
Нет причины бояться.
Умирая, я меньшим не стал.
Вновь, однако, умру я, но теперь человеком,
Чтоб с блаженными ангелами ввысь воспарить,
Но и их я оставлю, кроме Бога, все смертно.
Душу ангела в жертву теперь принесу.
Обращусь в непонятное разуму нечто...
О позволь, разреши мне не быть,
И в органных тонах небытие возвещает:
«Мы теперь возвратимся к Нему».
«Смерть» есть иное название перемены, свершающейся в центральном Принципе Жизни, стержне, вокруг которого движется и функционирует организованная монада Жизни. Смерть есть переход от одного набора обстоятельств к другому — иных форм, иных условий, наиболее благоприятных для конечного и полного развития и расцвета «Self»59 или «себя» — Живущей Монады, переход, ведущий к более и более широкому и глубокому пониманию высших духовных ценностей жизни:
Говорю вам тайну: не все мы у мрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока... и мертвые воскреснут нетленными... и смертное cue облечется в бессмертие... тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»
1-е Коринфянам 15:51—55
59 «Self» — в данном переводе это слово будет переводиться как душа, «Внутреннее существо в нас», «себя», «индивидуализированный дух» и т. д.; см. также сноску 55.
В своей книге «Человек неизвестный» Алексис Каррель (1) говорит: «Человек создан из череды призраков, посреди которых шествует непознаваемая Реальность». Сходным образом говорит о себе и Гуру Нанак: «Посреди внешней физической формы, называемой "Нанак", играет невидимая Сила Всевышнего».
В Бхагавад Гите, «Песне Обожаемого», Бхагван Кришна, восьмая аватара Вишну (в индийской мифологии один из знаменитой Троицы)60, так говорит нам:
О, знай, мой принц из Панду, никогда того не было дня, когда ты, когда я, когда прочие принцы земные не жили, и не наступит тот день, когда жизнь оборвется. Душа, облаченная телом, испытав свое детство и юность, испытав возмужалость и старость, перейдет, и так оно будет, в совсем иное, новое тело и в других воплощениях и в других временах будет снова тут жить и играть свою роль. Кто постиг Мистическую Доктрину, кто знает ее секреты, тех не трогает изменчивость здешних событий, смерть и жизнь для них всего лишь незначащие слова, невечные, внешние проявления скрытой глубже души.
60 Кришна. Господь — автор известной «Небесной Песни» или «Песни Обожаемого», называемой «Бхагавад Гита», монументальной работы, касающейся исключительно запутанной проблемы Dharma (Жизненный Принцип. Карма наций и общества) в ее различных аспектах и содержащей ценные рассуждения (с различных точек зрения) в защиту справедливой войны.
Таким образом, делается ясным, что согласно космическому циклическому закону всё движется по кругу и всё — вечно. Танец Шивы — одновременно как бога смерти, так и смерти, ведущей к новой жизни, нередко на более высоком уровне существования, — длится вечно. Находясь под неизменно вращающимся «Колесом Жизни», человек в процессе эволюции или роста непрерывно изменяется, прогрессируя от простого физического существа к астральному, затем причинному, продвигаясь из сферы в сферу, пока наконец не обратится существом духовным и не осознает полностью вечно развивающегося в нем Принципа Сознания, которым он потенциально и является, и не охватит всей полноты своего Существа.
От одной крови Он произвел весь род человеческий... мы Им живем и движемся и существуем... ибо мы Его род.
Деяния 17:26, 28
«Подобное порождает подобное». Всё, будь то растение, животное или человек, развивается из семени в соответствии с его видом, однако в согласии с установленным образцом жизни, заключенным в природе данного семени. «Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть» (1-е Коринфянам 15:38—39). Человек, живя на Земле, стоит на высшей ступени жизни, однако он не оторван от своего Творца. Отец в потенциальной форме находится в сыне, а сын твердо укоренен в Отце, однако, ограниченный возможностями своего физического тела, в котором существует и действует здесь, на Земле, он может и не знать настоящего положения вещей. Благодаря действующей в нём Силе Бога истинно живёт он во Храме Господнем, коим является его тело: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е Коринфянам 3:16) (поэтому вы и есть Дух Божий). Термин «человек» есть всего лишь слово, обозначающее воплощенный Дух Бога на Земле. Знаменитая доктрина Троицы такова: Целое состоит из трех частей: Отец (Вселенский Дух), Сын (индивидуализированный дух, облаченный телом, разумом и интеллектом) и Дух Святой (спасительные звенья или Поток Жизни, связывающий их, следуя которому душа может выбраться из западни своего тела). Все три находятся и соединены воедино в человеке. Отсюда призыв Пророка Галилейского: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (От Матфея 5:48)61.Только тот, кто сам достиг совершенства, может научить нас, как стать совершенными.
61 Совершенство — только совершенный человек (душа, смывшая в Пар-Брахманде — четвертой сфере Творения — в озере Амритсар, последние следы греха) может предстать перед Совершенством, или Сат-Пурушем (первым и главным проявлением Бога-Абсолюта в пятой сфере Творения, или Сач-Кханде) и таким образом оказаться спасенной, иными словами — неподвластной законам перевоплощения и растворения Творения (прим. пер.).
Совершенство является целью человеческой жизни на Земле. А заключается оно в саморазвитии или эволюции индивидуального духа путем преодоления ограничений, наложенных на него телом, разумом и интеллектом, и ознакомления с сокрытыми в глубинах великого океана подсознания тайнами — ещё неизвестными и неисследованными. Это задача исключительно трудна, но разрешима при условии, что индивидууму посчастливится войти в контакт с Совершенным Мастером, хорошо осведомленным в науке и искусстве Пара Видьи (Para Vidya), науке о Божественных мирах, лежащих за пределами чувств, помогающих нам справиться только в мире Апра Видьи (Арга Vidya) или мире эмпирическом, мире наблюдений и экспериментов. «...Не придет Царствие Божие приметным образом... Царствие Божие внутрь вас есть» (От Луки 17:20—21). Не придет Царствие Божие с облаков Небесных. Оно уже здесь, внутри человека, и каждый может стать тому свидетелем: свидетелем его неописуемого великолепия, путем обращения внимания внутрь себя, путем как бы добровольной смерти еще при жизни на Земле — путем, которому с незапамятных времен обучали Мастера своих избранных учеников. Чего достиг один человек, другой также может достичь — конечно, не без соответствующей помощи и указаний Богочеловека. Каждый Святой имеет свое прошлое, каждый грешник — будущее.
Глава II
СВЕТ ЖИЗНИ
Мы все спустились вниз, в эту далекую отчизну, называемую Землей, блудные сыны Бога, принесшие с собой потенциал Отца, который мы проматываем день за днем и миг за мигом в познании эфемерных красот и великолепий этой планеты, напрочь забывая тем временем о нашем Божественном Начале, блаженстве Отцовского Дома, о нашем происхождении и великом Наследстве, по праву принадлежащем нам.
«Рожденные от плоти» и живя во плоти, мы потеряли связь со спасительным Жизненным Потоком внутри нас62 и, став такими, оказались духовно мертвыми — мертвыми, несмотря на лихорадочную жизнь на физическом уровне и уровне разума, несмотря на изумительные достижения в искусстве, науке и технике. Со всеми удобствами жизни, которыми нас, приемышей, одарила Мать-Природа, мы живём в состоянии вечного страха, недоверия не только к другим, но и к самим себе. Дрейфуя в океане жизни, мы плывем беспомощно и безнадежно и в ураган, и в бурю — без руля и без причалов, где можно было бы ошвартовать нашу лодку устойчиво и покойно. Человек есть микрокосм, реплика макрокосма (Вселенной), и оба, индивидуум и Вселенское, тесно связаны друг с другом, часть с частью. Всё, что находится вовне, находится также и внутри. Дух человека, несмотря на груз тяжелых физических помех и пут разума, способен прорваться сквозь плотно окутывающие его завесы и взглянуть на то, что лежит по ту сторону, — на вечно господствующего Всевышнего Бога, Самосуществующую Истину, неизменную с начала времен.
62 Спасительный Жизненный Поток Шабда (Слово) — Поток, возвращающийся из Творения обратно к Творцу. См. сноски 88 на и 139.
Мы имеем свидетельства многих мистиков:
И хотя ты живешь в великих просторах,
Но вне их находятся корни твои,
Научись, милый друг, закрыв ставни над миром,
Взлетать в бесконечность далеких миров.
До тех пор, пока ты живешь в чувственных сферах,
Ты чуждым останешься миру Творца.
Беспрестанно старайся и снова старайся
Вылететь вон из клетки земной,
И тогда ты поймешь суету и тщеславье
Всех этих многих нижних миров.
Воспари, не боясь, над плотью земною,
Бога величие духом узришь,
Воистину есть Его трон твое место,
А ты выбираешь лачугу Земли.
И хотя ты вне тела, но тело имеешь,
Почему ты страшишься оставить его?
* * *
Свою плотскую жизнь стороной обойди,
Ты Свет Жизни увидишь тогда,
Ты — воистину Жизнь всего, что живет,
Ибо оба находятся мира внутри.
* * *
От тебя истекла и родилась вся мудрость,
Сам Господь свои тайны открывает тебе.
Ты мне кажешься мал, но в тебе есть весь космос;
Ты телом и ангельским духом снабжен,
По земле ли бродить иль в заоблачных сферах
Ты можешь по собственной воле своей,
Так покинь же теперь свое бренное тело,
Воспари к высочайшим, бескрайним мирам.
Брось невечный свой дом из плоти и крови,
Однако свой разум и дух с собой прихвати.
* * *
Если б выбраться смог из шатра своей плоти,
Ты взлетел бы совсем в иные миры,
Где нет места ни склепам, ни плоти, ни крови;
На Земле ты живешь от воды и еды,
На Земле ты одет точно в то же земное,
Почему по ночам не покинуть свой склеп?
Ведь ты соткан внутри из всего неземного,
И есть выход в тебе к тому, кто есть Бог.
Без труда доберешься до Мира иного,
Как только взлетишь из телесной тюрьмы.
Совершенный Мастер рассказывает нам и повторяет снова и снова, что внутри нас лежит потерянное Царство, позабытое с незапамятных времен и позаброшенное, потерянное в мощном водовороте мира разума и материи, в котором мы дрейфуем из жизни в жизнь. Богом дана нам возможность пройти не пройденным Путем, изведать неизведанное и вновь открыть внутри нас то, что издавна принадлежало нам, — истинных себя. Рождение в человеческом теле есть редкая привилегия, она приходит в конце длительного эволюционного процесса, начинающегося с камней и минералов, проходящего через растительное царство, мир насекомых, рептилий и грызунов, а затем достигающего следующих стадий — пернатого братства лесных и домашних птиц и, наконец, зверей и четвероногих млекопитающих.
В человеке имеется отсутствующий во всех других существах (или присутствующий в бесконечно малой степени) элемент — воздушный или эфирный (Akash), наделяющий его возможностью рассуждать, распознавать и отличать правильное от ошибочного, добродетель от порока, а также отличать и применять в жизни высшие и благородные качества и выбирать необходимое для дальнейшего прогресса так, чтобы суметь «родиться от Духа», тем самым добавив дополнительное измерение к своему сознанию, достигнув сначала сверхсознания, затем сознания космического и, наконец, потустороннего. Все вышесказанное является несомненной возможностью, хотя, вероятно, и неизвестной нам в настоящее время.
«Наше «себя», — говорит философ Юнг (2), — есть сосуд, содержащий не только весь наш живой организм, включая все вклады и итоги всего того, что было пережито в прошлом, но и являющийся исходной точкой, плодородной Матерью-Землей, из которой возникнет вся будущая жизнь. Предчувствие грядущих событий известно нашему внутреннему чувству так же ясно, как историческое прошлое. Идея бессмертия, возникающая на этих психологических основаниях, вполне законна».
Заключенный в земную форму, управляемый разумом, человек, это маленькое дитя земное, живущее в необъятном Творении, незначителен как по размерам своим, так и по силе. Однако он безграничен и вездесущ душою; кажущийся индивидуализированным дух его есть драгоценный камень неизмеримой ценности.
Мудрец и мистик Бхиик63 так говорит нам:
63 Бхиик (Bhikha) — индийский Святой XVI века.
О Бхиик, никто в этом мире не беден,
У каждого в поясе спрятан рубин.
Но, увы, не зная, как добраться к рубину,
Мы просим милостыню у каждой двери.
«Бог, — говорит мудрец из Дакшинешвара (Рамакришна Парамханза), — есть во всех, но все не в Нём». Гуру Нанак предлагает нам выход — путь к раскрытию великой тайны и господству над всем остальным: «Победив разум, ты победишь мир». Таков его простой способ. В настоящее время разум разрывается между всевозможными бесчисленными желаниями, которые тянут его в разные стороны, но постепенно он должен быть вновь интегрирован и обращен в неделимое целое с любовью Бога, вздымающейся и трепещущей в каждой фибре его существа, ибо только тогда разум обратится послушным инструментом, способным служить духу, вместо того чтоб, как сейчас, стаскивать его вниз и вовне, загонять в безысходные тесные углы — здесь, там, повсюду и постоянно. До тех пор, пока разум — многоголовая гидра, это чудовище — не будет выдрессирован и укрощен, он, как бог морей Протей, будет продолжать свои дикие выходки под различными масками и формами, окрашиваясь, как сидящий на земле хамелеон, во всевозможные цвета. Пока разум привязан к земле и всему земному, он будет расти от силы к силе, извлекая ее из Матери-Земли. Поэтому его следует поднять высоко в воздух и держать там, как когда-то поступил Геркулес с Антеем, чтоб одолеть этого гиганта, непобедимого, пока он имел контакт с Матерью-Землей, от которой и получал свою силу.