121 Дхарам Радж — см. сноску 47.
122 Брахман — то же, что Брахм.См. сноску 85.
123 Кармическое тело (Karan Sharir) — Семенное, или Причинное, тело, в котором хранятся семена всех действий. Все эти действия проявляются также и в низших телах.
Так же и в момент смерти отходящая душа уносит с собой все собранные ею во время жизни впечатления, теперь глубоко впечатанные в плитку разума, а также преобладавшие во время всей ее жизни страсти, выделенные теперь пылающими красками124 — красками, которые затем определят ее будущее направление в астральном и (или) причинном мире духов. Потеряв свой физический плащ (тело), каждая душа стоит обнаженной, и истинная сущность ее индивидуальности (ранее невидимая) теперь ясно видна, словно освещенная полуденным солнцем. Человечество здесь, на Земле, может обманывать себя, сколь долго ему ни заблагорассудится, набожными и благочестивыми выражениями лиц, красивыми одеждами. И на время может в этом преуспеть. Однако ни один человек не сможет остаться лицемером в астральном мире, где он стоит разоблаченный, ибо потерял свою внешнюю непрозрачную покрышку, свое грубое телесное одеяние.
О Нанак,
Там Божественная Тайна наконец раскрывается.
Совершенен тот, кто боготворит Совершенство.
Несовершенные совершенствуются там,
А те, кто, умерев, возвращаются обратно,
Те несовершенны еще.
Астральный мир есть мир духов, душ, сбросивших с себя физическое тело, но все еще обернутых в утонченные оболочки и оболочку разума. Мир этот также называют «Pitri Lok» или местом, где находятся Pitri, души отбывших предков. В астральном мире души заточены как бы в семискорлупную обертку (18), втягивая в себя утонченную астральную субстанцию всех семи ее подсфер.
|
124 Пылающими красками — иными словами, светом разного цвета, ибо чувства и мысли, будучи каждая вибрациями различных длин волн, имеют свой собственный и уникальный Свето-Цвет.
Именно здесь души отрабатывают причины, пущенные ими в действие еще в физическом мире, путем очищения в божественном тигле. Когда сгорят собранные и накопленные ими сор и нечистота, души эти делаются достойными Страны светящихся.
Г-жа Анни Безант (1847—1933), ученица г-жи Блаватской, в своем знаменитом труде «Древняя Мудрость» дает графическое описание различных подсфер в месте, которое она называет Кам Лок, — в нижней подсфере астрального мира125. Как следует из названия, место это есть место желаний; в нём, как говорят, существует семь подсфер (подразделений), населённых людьми разных нравов, характеров и темпераментов. Подонки человеческого рода, самые подлые из подлых, убийцы, мародеры, распутники, злодеи и типы со зверскими вкусами и скотскими аппетитами, которые во время своей земной жизни сами создали себе зверские астральные тела, теперь, после смерти, появляются в своих варварских формах — в полной натуральности, отвратительности и гнусности — в самом низшем подразделении этого адского места, блуждая, вопя, неистовствуя, беснуясь яростно и бешено, как одержимые звери, стараясь найти средства для удовлетворения своих ненасытных желаний. В этом мрачном и отвратительном окружении они пожинают плоды собственных посевов, изучают урок, так им необходимый, который они не в состоянии были выучить при жизни на Земле, где крутились в волнах желаний и похоти. Уроки природы горьки и остры, но в конечном итоге оказываются милосердными, ибо преподаны ради высшего добра для каждой души.
|
125 Астральный мир имеет семь подсфер. Кам Лок является первой и нижней подсферой и в свою очередь делится на семь собственных подсфер. В верхней части астрального мира (седьмая подсфера) расположен великолепный город Тысячелепесткового Лотоса, или Саханс дел Канвал, в центре которого пылает колоссальное пламя, зачастую называемое Горой Света, окруженное тысячью лепестков Света различного цвета и оттенков. (Д-р Джулиан Джонсон. «Путь Мастеров», с. 376.)
В следующую подсферу попадают души тех, кто покинул свое тело в глубоком душевном беспокойстве, теперь тяжело лежащем на их плечах, а также тех, кто отягощен ненасытными аппетитами и желаниями самоугождения и самодовольства.
|
Затем следуют еще две подсферы, куда попадают образованные и мыслящие люди, которые во время своей жизни на Земле были целиком заняты мирскими делами. Они принадлежат к прогрессивному типу, и внимание их больше направлено вперед, чем назад.
Начиная с пятой подсферы и выше окружение и окрестности серьезно меняются, обращаясь астральными в истинном смысле этого слова, действительно усеянными звездами, а панорамы вокруг делаются радостно вдохновляющими. Эти три подсферы (5, 6 и 7-я), приблизительно говоря, именуются раем, раем низшего типа, иногда называемым, например поздними евреями, «адским раем», ибо находится он, в отличие от высшего рая, в адском мире.
Религиозные и философские хлопотуны попадают в материализовавшиеся рай пятой подсферы, каждый в свой рай, о котором он мечтал и которого жаждал во время жизни на Земле, как-то: «Счастливые Охотничьи Места», «Валгалла» (место окончательного отдохновения умерших знаменитостей и павших в битвах героев), радостью наполненный Бахишт, или рай мусульман, Новый Иерусалим с его Вратами, украшенными драгоценностями, а также семинариями и лицеями наполненный рай.
Души более развитого типа — например, художников — находят себе место в шестой подсфере. Седьмая, или высшая, подсфера полностью предназначена для материалистов-интеллектуалов, как-то: политиков, администраторов и ученых, чьи взгляды на Земле не отклонялись от материалистического мировоззрения и кто был обвенчан с мирскими путями в приобретении своих знаний.
Жизнь в Кам Лок, как говорят, более активна, формы более пластичны, а духо-материя более высоко заряжена и неприметна, хотя она прозрачна и просвечивает.
Мыслеформы126 появляются и исчезают здесь с калейдоскопической быстротой благодаря большой скорости вибраций, порождаемых чувствами, эмоциями и ощущениями.
126 Мыслеформы (Thought-forms) — любая мысль принимает форму в потустороннем мире. См.: К. Ледбитер. «Жизнь после смерти», глава X: «Мысли есть предметы».
Духовно развитой человек с очищенным астральным телом пересекает Кам Лок без задержек. Чистые и воздержанные, хотя и менее быстрые в своём продвижении, пересекают его сонно и покойно. Другие, менее развитые души, приходят в сознание в местах, сходных с теми, где они работали во время своей жизни на Земле. Тот, кто не сумел избавиться от приставших к нему животных страстей, пробудится буквально и точно «в своем собственном месте», в соответствующей области, к которой он и принадлежит. Эта сфера127 изменчива и обманчива, и тем, кто получил от Совершенного Мастера своего времени Посвящение в божественные тайны потустороннего мира, не разрешается задерживаться здесь, чтоб не оказаться околдованным. Наоборот, с помощью и под защитой они быстро пересекают её, вступая в иные, более высокие сферы, где и достигают зрелости и стойкости. Окрепнув таким образом, они смогут в будущем сами уверенно пересекать эту сферу и выдерживать искушающее волшебство, всякие обольщения и обманы этого места, не застревая здесь во время своего подъема в чисто духовные сферы.
127 Астральный мир.
Из астрального мира желаний некоторые души переступают в следующий мир — мир мыслей. Это есть зона разума (mano-maisrishti), созданная мыслящим разумом или manas, как его называют. Мысли имеют энергию необычайной силы, и каждый человек за время своей жизни на Земле создает через взлеты фантазии, воображения и мечты собственную страну грез. До этой страны душа постепенно добирается после смерти и попадает туда, чтоб насладиться своими, как их называют, «воздушными замками». Разум на каждой стадии, начиная от вселенского Брахмана с его чистой сутью разума и вплоть до индивидуального, сплетает собственный мир и живёт в нем, наслаждаясь, как паук в своей паутине, удивительно художественно сотканной из тонкого и легкого вещества. В этой паутине он бегает как хочет. Точно так же узоры и образы, сотканные мыслями каждого человека, всплывают наружу, сотворяя удивительные царства задолго до того, как сам мыслитель в теле освободится из тюрьмы своего физического существования в материальном мире.
КАК ЧЕЛОВЕК МЫСЛИТ, ТАКИМ ОН И СТАНЕТ.
Таков закон природы, и никто не может его избежать. В мире разума вибрации мыслей являются единственным способом коммуникации между душой и душой, и все души живут в близком общении друг с другом. Расстояние и время там не имеют значения. Если между душами и случается какое-то разобщение, то только из-за отсутствия симпатии, а не по какой-нибудь другой причине.
Жизнь в мире мыслей богаче, полнее и совершеннее жизни в предшествующих сферах, однако она остается обманчивой, поскольку является результатом действия вещества разума каждого индивидуума. Никто там не может полностью избежать заблуждений и иллюзий, хотя и наслаждается до предела своим собственным раем: огромным и расширяющимся или мелким и ограниченным, в соответствии с действием субстанции его разума. Живя в мире мыслей среди окружающей его иллюзии, каждый тем не менее уверен, что находится среди реальности.
Особенно интересно здесь, в сфере разума, место, называемое Dev Lok, обитель devas, или светящихся, где пребывают души людей, в свое время достигших высокой степени озарения и далеко продвинувшихся в своих исканиях. В Dev Lok находятся Сваргас и Байкунтс индуистов, Сукх Вати буддистов, рай последователей Зороастра и христиан, Арша менее материалистически настроенных мусульман и высшие рай и места удовольствий поздних евреев. Здесь же находится сад Эдема, из которого Бог изгнал человека за его первое ослушание Заповедей Господних.
Джон Мильтон (19), гениальный поэт, а также глубокий политический и духовный мыслитель, в своих ставших бессмертной классикой поэмах «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» дает изумительное описание падения человека, его Воскресения и возвращения к Богу после заступничества Сына Человеческого.
Оставив в стороне Священные Писания различных религий, описывающие посмертное существование человека в различных сферах Творения, следует опять обратиться к Brahma Vidya, или Божественной мудрости, так справедливо названной греками «Теософия», которая учит нас в достаточной степени компетентной философии, включающей мудрость Востока и Запада.
Вернемся опять к великому мистику г-же Анни Безант. По ее словам, сфера разума населена людьми, сбросившими с себя как физическое тело, так и астральное. Каждая душа, очищенная от эгоистических, скотских страстей, вступив в эту сферу, пожинает плоды своих благородных дел, какими бы они ни были, великими или маленькими, в зависимости от уровня добрых мыслей, личных стремлений, честолюбий, надежд и страхов, интересов и любви. Мы не можем вместить больше, чем мы есть, наша жатва соответствует посеву:
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет.
К Галатам 6:7
Эта Вселенная управляется «Хорошим Законом», милостиво справедливым и дарующим каждому точно отмеренное вознаграждение за его труды на Земле. Каждая мысль, каждое стремление теперь возводится в силу, тщетные усилия обращаются способностями, борьба и поражения вырастают в столпы силы и могущества, горести и ошибки выковывают сияющие доспехи — всё это вызревает в стране полуночного солнца в той или иной из семи ее райских подсфер.
Здесь просыпается самосознание и видит полностью свое «не Я» окружение; воспоминания простираются теперь в доселе неизвестное прошлое, и возрождаются в памяти причины, создавшие прошедшую жизнь человека на Земле, а также причины, которые человек успел там выковать и которые создадут для него его обширное будущее. Прошедшее, настоящее и будущее предстают теперь перед душой как единая картина жизни, как открытая книга, в которой ничего не скрыто и из которой ничто не вычеркнуто. Здесь душа развивает Единое всевидящее Око и обращается совершенным провидцем всего того, что касается ее собственной индивидуальности в прямом смысле этого слова.
В этом райском мире причинной сферы нижняя часть отведена наименее развитым душам с искренней и бескорыстной любовью к своим семьям и друзьям и с восхищением людьми более благородными, совершенными и лучшими, чем они сами. Мера их вознаграждения соответственно узка и ограниченна, ибо чаша их восприимчивости мала, однако их переполняют счастье, чистота и гармония, и через некоторое время они перевоплощаются на Земле с улучшенными способностями и силами.
Далее следуют мужчины и женщины разных религий с сердцами и разумом, обращенными к Богу — их персональному Богу, самими ими выбранному, имеющему то или иное имя и обличье, в которого они верили, — и Безымянный и Бесформенный появляется перед ними именно в той форме и том обличье, в которых они Его так боготворили, вызывая в них экстаз преданности в соответствии с их умственными и эмоциональными способностями. Божественное принимает форму, знакомую Его поклонникам. Это действительно странно, что человек забывает: все Божества обитают в его собственном сердце. Достаточно обратиться внутрь, чтоб мельком увидеть Бесформенного в той самой форме, которую мы боготворили больше всего. Поэтому сказано:
Бесформен Он, однако все формы принадлежат Ему;
Безымянен Он, однако все имена принадлежат Ему;
Обратись к Нему любым именем,
И Он повернется к тебе.
В третью подсферу попадают преданные и серьезные души, которые видят Бога и служат Ему в человеке, боготворят Его в Его проявленном Творении. В этой подсфере они совершенствуются, обращаясь великими благотворителями времен грядущих, и награждаются обильной способностью бескорыстной любви к человечеству.
Души гениев всевозможных искусств: музыки, скульптуры, живописи, исследователей законов природы, студентов — пылких и благоговейных, разведывающих глубины знаний, получают здесь, в четвертой подсфере, возможность развиться в совершенных учителей человечества будущих веков. И когда они появляются, то служат факелоносцами и оставляют свои следы на песках времени.
Дальше следуют три возвышенные подсферы бесформенных раев. Многие души просто достигнут их нижней части, где пребывание их будет кратковременным, познают вспышку ознакомления в соответствии со своим посевом и затем, окунувшись таким образом в великое Неизвестное, возвратятся в физическую земную сферу. Души вдумчивые, благородно прожившие свою жизнь на Земле, мгновенно и верно постигают Истину, видят источники всех причин, единство, лежащее в основе, и осознают неизменное постоянство работы гармонического Божественного Закона среди крайних несоответствий и несообразностей, какими могут казаться нетренированному глазу его последствия и где, как говорит Александр Поп (20), «хотя все вещи разны, всё находится в согласье».
Еще более развитые души с превосходной и неповрежденной памятью находят путь в шестую подсферу. Собрав там богатства Божественного Разума (Брахманд), они возвращаются на Землю великими учителями человечества, способными объяснить ему пути Господни и прославляющими Бога. «Великие мертвые» веков прошедших получают здесь возможность испытать «жизнь блаженства» и оказаться свидетелями работы Воли Брахмана в её совершенной полноте без хотя бы одного недостающего звена в цепи причинности.
В самую высшую подсферу попадают души Мастеров Brahma Vidya и их посвященных (Brahmacharis), ибо никто, кроме посвященных, не сможет найти «тесные Врата» и «узкую тропу, ведущую в Жизнь»; таким образом, только немногие избранные смогут вступить в страну и жизнь Брахмана. До наивысших пределов наслаждаются они своим самосознанием, но еще не награждены космическим сознанием.
Анни Безант подводит итог следующим образом:
Таков очерк "семираев", в один из которых в свое время, после той перемены, которую называют "смерть", попадает человек. Смерть есть всего лишь перемена, которая дает душе частичное освобождение, снимая с нее самую тяжелую цепь. Смерть есть рождение в более широкую жизнь, возвращение после короткого изгнания на Земле в свой истинный дом (Дом Вселенского разума), освобождение из тюрьмы на свободу "верхнего воздуха". Смерть — Величайшая иллюзия из всех земных иллюзий; смерти нет, есть только перемена в условиях жизни. Жизнь непрерывна, ненарушима, "нерожденная, вечная, древняя, постоянная", она не погибает с гибелью тел, ее облекающих. Мы можем вообразить себе, что обрушится небо, если разобьется горшок, но это так же верно, как воображать, что погибла душа, потому что тело распалось на части.
После смерти человеческая жизнь во всех трех мирах — физическом, астральном и мире разума — не ведает покоя. Освобожденные от физической оболочки души продолжают подниматься и опускаться в гигантском колесе жизни Брахманд силою своих собственных мыслей, слов и дел. Всё это есть игра индивидуального разума, обширное поле действия которого простирается от низшего физического мира до миров разума, где человек создает себе собственные обители и где проводит после своей смерти некоторое время, продолжительность которого целиком зависит от его способностей в изучении урока Брахмана. По мере своего продвижения к Совершенству каждая душа собирает посильный, но богатый урожай прежде, чем она исчерпывает приведенные в действие внешними стимулами и силами причины своего пребывания в различных подсферах трех вышеописанных миров.
Причинное, или Семенное, тело человеческой души — её самый сокровенный жилет — имеет ещё две очень тонкие и возвышенные подкладки, соответственно называемые Буддхик (the vigyanic) и Нирваник (the anandic, или блаженство). Только отважная душа, отважная до предела, как душа принца Сиддхартхи128, может достичь степени Будды и стать самим Буддой, Озаренным, насладиться блаженством Творца всех трех миров и затем, вернувшись в материальную сферу, дать миру Закон — Dhamma129 и Dharma130 с упором на избавление от желаний, дабы очистить таким образом разум от привязанностей и получить возможность самому вступить на восьмиступенчатый путь праведности, ведущий к Совершенству.
Или это может быть Джейн Тиртханкара или Mahavira, храбрейший из храбрых, отважившийся приблизиться к Божественному трону Брахмана и затем преподнести миру Закон вселенской Любви и Ahimsa131, любви ко всем живым существам, начиная от самого маленького насекомого, беспомощно ползающего в пыли, и заканчивая бесчисленными духами воздуха и воды, изящно скользящими в соответствующих сферах и невидимых невооруженным глазом.
128 Принц Сиддхартха Гаутама Будда (623—544 до н.э.) происходил из царского рода племени Шакьев в Северной Индии; отказался от трона, стал нищим и достиг озарения. Его чтят как основоположника буддизма.
129 Dhamma — обуздание и сдерживание страстей и разума.
130 Dharma — дхарма; см. сноски 60 и 71.
131 Ahimsa — ахимза: отсутствие в мыслях, словах и делах насилия над всем, что существует.
В сфере, называемой Буддхик, человек развивает интеллектуальную сторону своей Божественной сущности и начинает видеть себя не только в себе, но и во всем окружающем, начинает понимать, что он находится в этой «Самости» точно так же, как и все остальные.
Таким образом, каждая душа приходит к пониманию великого основного Единства всего бытия, или «Sutra Atma», охватывающего всё, от муравья до слона, подобно шнурку четок с нанизанными на него бусинками, несмотря на различие в форме, размере и цвете, различие как внутреннее, так и внешнее, несмотря на разницу в климатических условиях, умственных способностях, внутреннем развитии и росте.
В сфере Буддхик человеческая монада (см. сноску 84) — выдох жизни Брахмана — живёт в жизни вдоха Брахмана с Его божественными силами и качествами и стремится достичь блаженства этого Божественного состояния — сознания Atmic или Nirvanic, принадлежащего Sat-Chit-Anand — сердцу и душе Вселенной, которое она теперь приобретает и сливается с Ним.
Это действительно исключительно длинный и утомительный процесс — правильно понять Brahm Vidya и затем успешно практиковать его: пересечь Брахманд от одного конца до другого, шаг за шагом, начиная с физического мира грубой материи до Brahm Lok — места, где властвует великая иллюзия (Maha-maya) в ее деликатнейшей и тончайшей форме.
Брахманд132 есть проявление Силы Бога, помещенной в «Ом»133, наиболее священном слоге учения Веданты; Брахманд поэтому есть akar или форма Ом (Om-kar); Брахманд есть Logos (Бог) греков и Ek-Onkar различных Священных Писаний.
Таков окончательный и предельный результат человеческих достижений, говорит Веданта — наивысшее учение, которое создали ее поздние представители и мудрецы (древние риши)134. Их достижения стали результатом напряженных медитаций на недоступных и заснеженных вершинах гор или в глухих лесных хижинах. Брахман есть жизнь Вселенной, включающая в себя все три сферы, описанные выше, со всем, что находится в каждой из них. Поэтому Брахман есть Triloki Nath, Бог трех панорам жизни во всей ее полноте.
132 Брахманд — причинная сфера, духовно-материальная. Подчинена закону распада и растворения Творения. Зачастую Брахманд означает все три нижние сферы Творения: физическую, астральную и причинную. Имеет форму яйца, находится ниже Пар-Брахманда.
133 «Ом» — в Брахманде выше города Света или Тысячелепесткового Лотоса, в сфере космического разума в районе крепостей раздается сквозь тучи цвета темно-красного перца глубокий, пульсирующий звук «Ом». (Д-р Джордж Арнсби Джонс. «Паломничество Джеймса», с. 54.)
134 Риши — в индуизме — вдохновенный поэт или мудрец.
Слова мудрости древних риши дошли до нас в форме афоризмов — сокровищ «чистейшего, светлейшего луча», собранных в бесценных трактатах, известных под названием «Упанишады», которые справедливо считаются Ведантами, или последними ступенями или частями Вед, этих цветов духовной мудрости. Веданты заканчиваются великой мудростью, Maha Vakya: «Ты есть Это» (Tat Tvam Asi), означающей, что человек по природе и сути своей есть Брахман. Осознав эту основную Истину, человек невольно восклицает «aham Brahm asmi», или «Я есть Брахман», или «Я и Отец — одно» (От Иоанна 10:30), или «Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (От Иоанна 12:50).
Величайший урок, который в силах человеческих извлечь из Веданты, можно суммировать следующим образом: источник наш — один и тот же, форма наша (как внешняя, так и внутренняя) — одна и та же, наши возможности и силы, как бы скрыты и запутаны они ни были, — одни и те же, и мы одинаково способны, раньше или позже, развить их; процесс развития или развертывания самого себя также в основном одинаков, и цель жизни всего человечества также одна и та же, ибо все мы поклонники Брахмана.
Таким образом, выдох жизни, составляющий индивидуальный разум, сливается с вдохом жизни вселенского разума, или с Mahat — «великим разумом космоса» — третьим Логосом или Божественным Творящим Интеллектом, Брахмом индуистов, Манджусри буддистов, Духом Святым христиан, Аллах-Ху мистиков и суфийских дервишей.
Здесь, в Брахм Лок, души остаются очень долго, пребывая неподалеку от Брахмана, впитывая в себя любовь, разум и блаженство этого Существа или Силы; и действительно, столь продолжительна их жизнь здесь, что они склонны верить, будто достигли спасения: «пламя, сливающееся с Пламенем» (Брахмана). Тем не менее, каким бы продолжительным ни было их пребывание здесь, оно не вечно и продолжается лишь до тех пор, пока Брахманд сам не растворится в момент, когда Вселенский Разум окончит свою жизнь, втянув в себя все души, где бы эти души ни находились. Драма вдоха и выдоха, свертывания и развертывания жизни, называемая Брахманд, повторяется снова и снова; и великая игра эта продолжается вечно и безостановочно. Прекрасно описывает ее Божественная философия:
О, как очаровательна Божественная философия,
Не жесткая и не угрюмая, как думает глупец,
Но сладкозвучная, как лютня Аполлона,
Душистого нектара вечный праздник,
Не знающий конца.
От Брахмана берут свое начало три великие силы (Брахма, Вишну и Шива): создающая, поддерживающая и разрушающая всё, что состоит из материи или Мауа (иллюзии) в той или иной форме. Эти три порождения сил приходят в бытие через Его Shakti или Maha-maya, называемой Матерью Мироздания. Здесь мы вновь приведем сравнение с легким веществом паутины, которое появляется не снаружи, а изнутри тела самого паука или кокона, шелкового наружного футляра, сплетенного шелковичной личинкой из тонких нитей собственного производства для своей защиты. Из этих нитей мы изготавливаем всевозможные шелковые одежды различных красок и фасонов, чтоб прикрыть свою наготу, и наряжаемся в эти заимствованные одежды, приходя в восторг, если нам удается кого-нибудь поразить.