СЕКРЕТ СМЕРТИ
ББК 86.39 Инд.
К43
Перевод с английского Киры Скрябиной Редиин
Kirpal Singh. The mystery of death.
Перевод выполнен с издания 1968 г.,
издательство Рухани Сатсанг, Саван Ашрам, Дели, Индия.
Дополнения взяты из издания 1986 г.,
издательство Рухани Сатсанг, Анахейм, Калифорния, США.
Сноски взяты из книг Сант Кирпал Сингха, Сант Саван Сингха, профессора Лех Радж Пури, д-ра Джулиана Джонсона, Британской энциклопедии и словаря Ф. Павленкова.
Сант Кирпал Сингх
К43 Секрет смерти. — М.: Русский университет, 1999. —с.
Апостолом Павлом сказано: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но всё изменимся вдруг, во мгновение ока...». Эта книга — своего рода шанс: шанс без страха и болезненного любопытства заглянуть за грань, отделяющую физическое бытие от небытия. И услышать слово надежды и ободрения.
© 2004 KTSI (США), “Эдишен Наам”, Россия, Санкт-Петербург.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА.......................................... 2
ВВЕДЕНИЕ..................................................................... 4
Глава I............................................................................ 29
НИЧТО НЕ УМИРАЕТ В ПРИРОДЕ...................... 29
Глава II........................................................................... 39
СВЕТ ЖИЗНИ.............................................................. 39
Глава III......................................................................... 55
ЖИЗНЬ В ЕЕ ПОЛНОТЕ........................................... 55
Глава IV......................................................................... 79
СМЕРТЬ В НЕВОЛЕ.................................................. 79
Глава V......................................................................... 104
ЧТО СЛУЧИТСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ?.................. 104
ОБ АВТОРЕ................................................................ 138
КИРПАЛ СИНГХ ДЖИ МАХАРАДЖ.................. 138
МИССИЯ ЖИВУЩЕГО СОВЕРШЕННОГО МАСТЕРА
ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ПОЗНАНИЕ СЕБЯ И «СВЕРХСЕБЯ»
РЕЛИГИИ И ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РОЖДЕНИЕ — ЗОЛОТАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Сант Кирпал Сингх
(1894 – 1974)
ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМОГУЩЕМУ БОГУ,
ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ВО ВСЕХ МАСТЕРАХ,
КОГДА-ЛИБО ПОСЕТИВШИХ ЗЕМЛЮ,
И БАБА САВАН СИНГХУ ДЖИ МАХАРАДЖ,
У ЧЬИХ НОГ АВТОР ВКУСИЛ СЛАДОСТНЫЙ
ЭЛИКСИР БОЖЕСТВЕННОГО НААМА – СЛОВА.
Если в потусторонний мир желаешь ты
Свершить паломничество,
Возьми с собой паломника-товарища.
Значенья не имеет, индус ли он,
Араб ли он иль турок,
Но будь уверен точно в том,
Что он есть истинный паломник.
Маулана Руми
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
«Смерть» есть величайшая загадка жизни. С незапамятных времен она ставила в тупик человечество. И несмотря на все попытки разгадать ее секреты, смерть, как и прежде, так и осталась тайной.
Святым наивысшего ранга — Сант-Сатгуру1, или Совершенным Мастерам, приходящим в наш мир из сферы бессмертия и всегда находящимся в созвучии с Бесконечностью, известен ее призрачный характер. Смерть не является тем, чем она нам кажется, говорят Они. Смерть есть радостное рождение («рождение вновь») в блаженство новой жизни, блаженство, о существовании которого мы, живя здесь, на Земле, даже не способны мечтать. Смерть можно уподобить солнцу, что закатывается с одной стороны земного шара и восходит с другой.
Святые объясняют и наглядно показывают нам путь, следуя которому мы, победив смерть, доселе казавшуюся нам неодолимой и страшной, окажемся полностью свободными от подобного страха. И в этом кроется величайший урок, который мы сможем получить от Святых.
Они уверяют нас, что мы не умираем, а просто стряхиваем физическое тело, чтоб начать действовать в иных телах — астральном и причинном2; затем — выше — мы в конце концов осознаём свою Божественную сущность и своё единство с Богом — Всесознанием и Блаженством.
1 Сант-Сатгуру (Сант — Святой, Сат — Истина, Гуру — учитель) — человек (душа), достигший пятой сферы Творения, называемой Сач-Кханд (Сфера Истины), или сферы первого и главного проявления Бога-Абсолюта. Сант-Сатгуру проявляет в своих действиях качества богов, составляющих индуистскую Троицу: Брахмы, Вишну и Шивы, которые символизируют принципы созидания, сохранения и разрушения. Как Брахма, Он наделяет ученика Божественной мудростью и знанием и таким образом дает ему новое рождение — рождение в духе. Как Вишну, Он защищает и охраняет ученика от всяческих опасностей и как Шива разрушает в нем его дурные и пагубные качества. Однако Он является не только всем этим вместе, но и чем-то гораздо большим, а именно воплощением первого и главного проявления Бога-Абсолюта (в пятой сфере Творения — Сач-Кханд), называемым Сат-Пуруш.
2 Астральное и причинное тела — тела, состоящие соответственно из всё более разреженной и тонкой материи (в сравнении с материей, существующей в физическом мире) и дающие душе возможность действовать в этих посмертных сферах Творения, восьми общим счетом. Первая сфера Творения (считая снизу) есть сфера физическая, вторая — астральная, а третья — причинная, или сфера разума (прим. пер.).
На последующих страницах предпринимается попытка разрешить эту загадку, запутанную и трудную, в форме краткой и ясной, доступной любому читателю.
Данное исследование, написанное простым языком, даст читателю возможность узнать и понять сложные эзотерические учения, касающиеся души, тела и их взаимоотношений. Оно также разъяснит методы контроля над разумом, которые обратят разум в послушный и податливый инструмент, при помощи которого сделается возможным переступить пределы телесного сознания, заранее дав нам таким образом предвкушение процесса смерти — процесса, который каждый из нас должен будет рано или поздно испытать3.
Величие Совершенного Мастера заключается в том, что Он не только учит нас на уровне интеллекта, но и дает непосредственный, прямой, практический опыт всего того, чему Он учит в теории. Единственная духовная наука, доказуемая в лаборатории разума, есть Наука Мастеров.
Она дает опыт выхода из тела, открывая необозримые перспективы духовного пробуждения в неземных сферах неописуемого великолепия — и всё это еще при жизни человека во плоти. Чтобы стать реальностью, спасение должно быть достигнуто именно здесь и сейчас.
Путь к Духу, к Силе Бога всегда открыт для честного искателя Истины, однако успех на этом пути всецело зависит от Милости Бога, действующей через Богочеловека4. Тот, кто охвачен любовью к Богу, безусловно отыщет средство достигнуть Его. Секрет заключается в степени интенсивности желания. Если чиста и искренна Любовь к Богу, то Бог Сам приходит к ищущим в обличье Святого, чтоб привести их к Самому Себе.
И да осветит Свет Его путь тем, кто страждет жить Жизнию Духа, и приведет их к Тому, в ком сияет этот Свет.
Я благодарен от всего моего сердца Шри Бхадра Сена, а также другим подобным ему душам, которые всячески помогали издать этот труд и проводили с любовью и преданностью долгие часы над манускриптом.
25авг. 1968г.
Кирпал Сингх
3 Сант-Сатгуру дает посвященным метод подъема истинного человека (души) из его временной обители (тела) в потусторонние миры, причем до наступления смерти человека на Земле (прим. пер.).
4 Богочеловек — Мастер или Святой, Сант-Сатгуру. См. сноску 1.
ВВЕДЕНИЕ
«Жизнь» и «смерть» — понятия соотносимые. В мире относительности5 мы не можем думать, говорить и действовать без сопоставления вещей друг с другом. Таков путь к пониманию феномена (то есть того, что воспринимается на уровне чувств). В окружающем нас разнообразии мы сталкиваемся на каждом шагу со множеством затруднений и всяческих проблем, и чтоб хотя бы что-то понять на уровне чувств и интеллекта, нам приходится в каждом отдельном случае применять аналитический метод, сортировать составные части, называть каждую часть в отдельности, сравнивать и связывать их друг с другом.
5 Мир относительности — физический мир.
Таким образом, подчиненные законам Мироздания и свойствам наших познавательных возможностей, которыми нас наградила природа, мы живём только знанием составных частей, но никогда не охватываем истинной картины во всей её целостности.
Не познав на опыте нумен (то есть сверхчувственное), мы не имеем о нём ни малейшего представления и должны поэтому все время довольствоваться лишь формой и цветом видимых нами вещей, их свойствами и характеристиками, проявляющимися на поверхности. Мы не проникаем в глубину, а именно к Принципу Жизни, находящемуся в основе всего существующего и одинаковому во всем и всех, несмотря на видимые различия в массе, плотности, объеме, весе и форме наблюдаемых нами предметов и вещей.
Подобно леди Чайлот, мы живем в мире теней, отражающихся в зеркале нашего разума и интеллекта, живем, повернувшись спиной к окружающему нас объективному миру; что уж говорить о мире субъективном, находящемся внутри нас, — мире Реальности с его сокрытыми чудесами, ни с чем не сравнимыми в нашем физическом мире, чудесами великолепными, безбрежными и неописуемыми.
С восходом в человеке первой трепетной искры Божественности — Силы, контролирующей и поддерживающей всю органическую и неорганическую природу, — в нем возникло и развилось представление о некоем Принципе, являющемся Жизнью и Душой Вселенной, что привело в дальнейшем к образованию различных религий. Каждая из возникших религий соответствовала представлениям ее основателя и запросам своего времени, а также нуждам людей и их способностям воспринимать, усваивать и понимать учения Апостолов, Мессий и Пророков, время от времени появлявшихся на Земле для материального, умственного, морального, социального и экономического подъема человечества. Все религии возникают из наилучших побуждений.
Руководители религиозной мысли являются в такой же мере продуктом своего времени, как и условия, создаваемые ими для блага масс, среди которых они проповедуют.
Поэтому не будет ошибочным утверждение, что возвышенные учения просветленных Учителей для большинства их последователей обратились социальными религиями, иными словами — сводом общественных и моральных законов, ставивших целью мирное сосуществование людей и заменивших таким образом покоем постоянную тревогу и боязнь войны — войны одного против всех и всех против одного.
Все хорошие и добродетельные мысли, как и любые другие мысли, исходят от разума. Подобные мысли Учителей человечества возникли как результат их собственной духовной жизни, которой они следовали. Однако очень немногие поднимаются до их уровня и извлекают пользу из их истинных учений, а именно из практического аспекта каждой религии — мистицизма, являющегося сутью их учений. Таким образом, практическая, центральная часть учения передавалась немногим избранным, тогда как массам сообщался лишь теоретический аспект учения в форме иносказаний, притч — в надежде, что в дальнейшем они приведут массы к пониманию истинной сути учения.
Исследуя глубины всех религий, мы только иногда, и то лишь мельком, способны увидеть проблески Истины, лежащей в их основе, ибо наши глаза не развиты в такой степени, как глаза их основателей.
Для рядового человека религия оставалась всего лишь теорией, в лучшем случае — целесообразной теорией, способной исправить участь ее последователя, сделать его лучшим членом социального строя, к которому он принадлежит, истинным гражданином своей страны, защищенным соответствующими гражданскими правами,
ответственным за общество и семью; и религия наилучшим образом помогала ему исполнить все эти обязанности.
Все добродетели, действия, все науки и ремесла, включая искусство управлять государством, священнослужения, а также изящные искусства имеют в своей основе нечто общее (в незначительном количестве и в разной степени), а именно универсальную Истину, какой ее представляли себе предки.
В результате всего вышеупомянутого произошло смешение религии с социальными и моральными законами, сделавшее ее более приемлемой и привлекательной для обычных людей.
Это и есть тот аспект религии, который создает прочную базу социального строя различных народов.
Если мы двинемся дальше, то найдем в религии иной ее аспект, а именно всевозможные моральные добродетели, выраженные на различных уровнях, как-то: обрядность, ритуалы, церемонии и доктрины, аскетизм и посты, филантропия и благотворительная деятельность, молитвы и мольбы о помощи, обращенные к высшим силам в надежде, что они укротят непримиримые, антагонистические силы и помогут в часы бедствий и несчастий.
Нельзя не упомянуть о йогах6 и йогишварах7, имеющих большой опыт в различных учениях йог, в чем мы и будем иметь вскоре возможность убедиться.
На вершине духовной иерархии стоят Мастера-Святые, совершенные индивидуумы, Богочеловеки. Они не только говорят о Силе и Духе Бога, но и проявляют Их в своих посвященных, сознательно соединяя с Ними индивидуальные души. Отдавая должное Мастерам, можно сказать с уверенностью, что Их религия и есть истинная религия в этимологическом и практическом смысле этого слова, воссоединяющая человека с его Творцом.
Учения Мастеров не создают официальных религий, как обычно полагают. Их учения являются одним из видов науки, а именно Науки о Душе. Тот, кто внимает указаниям Мастеров и добросовестно следует им на практике, достигает тех же результатов, что и Мастера, приходит к тем же выводам, независимо от того, к какой церкви или религии он принадлежит — католической ли, епископальной или пресвитерианской.
6 Йоги — занимающиеся йогой.
7 Йогишвар — мастер йоги, который с помощью духовных упражнений достиг конца второй сферы Творения.
Наука о Душе есть ядро всех религий, основание, на котором они зиждутся. Мастера учат, что в Творении имеется семь сфер, а именно: Пицца8, Анда9, Брахманд10, Пар-Брахманд11, Сач-Кханд12, Алак13, Агам14, и над всем Космосом расположена 8-я сфера, называемая Святыми по-разному: Анами (Безымянная), МахаДаял (Господь Милосердия), Нирала (Самый Изумительный), Соами (Всевышний Бог). Посвященным Мастера вкратце сообщают отличительные признаки первых пяти сфер, название характерного Звука и Света, превалирующего в сфере, а также имена господствующих в ней Сил.
8 Пинда — физическая сфера. Сфера первая.
9 Анда — астральная сфера. Сфера вторая.
10 Брахманд — сфера разума. Сфера третья.
11 Пар-Брахманд — сфера сверхразума. Сфера четвертая.
12 Сач-Кханд — сфера Истины. Сфера пятая. Подробно см. в сноске 52.
13 Алак — сфера Неописуемая. Сфера шестая.
14 Агам — сфера Непостижимая. Сфера седьмая.
Посвященный, успешно пересекший первую сферу Творения, называется Садхак (ученик); пересекший вторую — Садх (дисциплинированная душа); тот, кто очистился в Пар-Брахманд от всех своих желаний и пятен греха, называется Ханза (очищенная душа); тот, кто поднялся выше, — Парам-Ханза (безупречная душа); достигший пятой сферы (Сач-Кханд) называется Сант или Святой. Святой, которому Всевышним Богом поручено учить Истине (Shiksha) и наглядно демонстрировать Истину (Diksha), называется Сант-Сатгуру (Совершенный Мастер). Он властен провести человеческие души (jivas) через все потусторонние миры и доставить их в сферу Истины (Сач-Кханд) — отчизну души, Царство Божие.
Йога означает единение души со Сверхдушой, или Силой Бога. Существует много видов йог: Mantra yoga, Hatha yoga, Ashtang yoga, Karma yoga, Bhakti yoga, Jnana yoga, Raja yoga, Laya yoga и т.д. Эти йоги в большей или меньшей степени заняты тренировкой физического тела, органов чувств (направленных во внешний мир), разума и интеллекта. Их цель — достижение физического здоровья и долголетия путем формирования здорового разума в здоровом теле. Каждая из них имеет свой радиус действия и свою цель. Все эти различные виды йог не изолированы друг от друга, сообща они интегрируют человека в единое целое, создавая таким образом неделимую личность. (Для более детального ознакомления с этим вопросом можно порекомендовать книгу «Венец Жизни», где эта тема освещена подробно.)
Существует еще один вид йоги — Сюрат Шабд Йога (Surat Shabd yoga)15, или общение со Священным Словом16, внутренним Свето-Звуковым Потоком.
И хотя Сюрат Шабд Йога лежит в основе всех религий, однако факт этот неправильно понимается теологами.
Сюрат Шабд Йога приводит своего последователя к конечной цели — к Безымянному Абсолюту (Anami), скрытой Силе позади Творения, являющейся как его материальной, так и созидательной Беспричинной Причиной17.
15 Сюрат Шабд Йога. Сюрат — душа человека, сознание, внимание. Шабд — вибрационный, творящий, сознательный поток, Музыка Сфер, Слово, Жизнь или Бог в действии. Йога — учение. Сюрат Шабд Йога есть эзотерическая духовная практика слияния с Абсолютом путем единения души (Сюрат) с Богом в действии.
16 Священное Слово — Бог-Абсолют в творящем вибрационном действии, порождающем Свето-Звук. Кроме Бога-Абсолюта и Бога-Абсолюта в творящем вибрационном движении мириад различных длин волн (СЛОВО) во всем Мироздании ничего нет (Ади Грант Сахиб М5 Gauri, с. 275—278). Сант Кирпал Сингх в своем труде «Секрет Смерти» употребляет следующие названия (синонимы) «Слова»: Шабд, Наам, Сила Бога, Дух Бога, Святой Дух, Свет Жизни, Музыка Жизни, Музыка Сфер, Свет Бога, Жизненный Поток и др. Мусульмане называют «Слово» Банг-и-Асмани, индуисты — Шрути, также известны и другие названия, как-то: Над, Банг-и-Илахи, Сароша и т.д. (прим. пер.).
17 Бог-Абсолют — Безымянный, Бесформенный, Непроявленный, Несозданный, Самосуществующий, Непознаваемый, Океан Безмолвия и блаженства, Вечный и Бесконечный, Неизменный, Совершенный, Неописуемый, хотя цифра 1, или Первый, Последний и Единственный, дает нам некоторое понятие о Нем, составляющем восьмую, наивысшую и бесконечную сферу. Он отделен от Своего Мироздания, но в проявленном состоянии Он составляет это Мироздание (Слово) (Саван Сингх. Философия Мастеров. Том 4, с. 13—24).
Когда Океан Чистого Сознания пришёл в вибрационное действие, Он, Бесформенный и Безымянный Абсолют, принял всевозможные формы, которые были названы различными именами; Звук, порожденный творящими вибрациями, был назван «Священное Слово».
Как прийти в прямой контакт с Духом и Силой Бога, Словом, Первичным Созидающим Принципом (Светом Жизни), и есть область мистицизма.
Если все философии поглощены проявленным аспектом Непроявленного и Творением Несотворенного, то мистицизм, в отличие от философий, имеет дело с самой Первопричиной — вибрационной энергией, Испускающей Свет (Jyoti) и Звук (Sruti).
Процесс общения со Словом начинается с сознательного контакта с Силой Бога в действии (Naam), Наамом или «Святым Духом». Этот контакт дарует человеку возможность практически испытать несказанное блаженство высших миров не после смерти, а здесь и сейчас, еще во время жизни во плоти в материальном, физическом мире.
Творящие вибрации порождают различные звуки, следуя которым18 посвященный пересекает, поднимаясь, сферы различных плотностей, материальные и духовные, и в конечном итоге достигает чисто духовной сферы Sat Naam или Сач-Кханд (Царство Божие), откуда и проистекает Божественная Гармония. И именно эта Божественная Гармония (Слово) (возвращающаяся из Творения обратно к Богу-Абсолюту), которой следует уставшая от физического мира душа, является путем ее возвращения в Отчизну своего любящего Отца, свою Истинную Родину — Рай Блаженства.
Тулси Сахиб19 говорит нам так:
Звук, пришедший издалека,
Теперь зовет тебя обратно к Творцу.
Обращаясь к самому себе, восклицает Шамаз-и-Табриз20:
О Шамаз, слушай голос Бога,
Он зовет тебя к Себе Самому!
То же говорит и Гуру Арджан21:
Тот, кто послал тебя вниз,
В этот мир,
Призывает тебя нынче обратно.
В Коране22 мы находим следующее:
О душа! Вернись к Богу довольная,
Тем доставив Ему удовольствие.
18 См. сноску 139.
19 Тулси Сахиб, Шам Рао Пешеа (1763—1843) — отказался от трона царства Пууны и Ситары во имя духовности; великий поэт и Святой из Хатраса (около Агры). Совершенный Мастер Сант Мата (Пути Мастеров, или Сюрат Шабд Йоги) и автор «Гхат Рамаяны» — «Внутренней Рамаяны»: духовной интерпретации эзотерических Истин, содержащихся в эпосе «Рамаяна». Учитель Соами Джи Махараджи из Агры.
20 Шамаз-и-Табриз — мусульманский Снятой, знаменитый мистик из Тебриза в Персии; Мастер Маулана Руми. Умер мученической смертью.
21 Арджан, Гуру (1563— 1606) — Пятый по счету Гуру сикхов; ученик, младший сын и духовный наследник Гуру Рам Даса. Завершил постройку Золотого Храма сикхов в Амритсаре. Закончил Священные Писания сикхов «ГуруАди Грант Сахиб».
22 Коран, Алкоран — главная Священная книга мусульман, содержащая изложение их учения; составлена преемником Магомета Абу-Бекром по преданиям и записям.
Ныне живущий на Земле Совершенный Мастер является абсолютной необходимостью на пути возвращения к Богу. В Евангелии от Иоанна читаем:
Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня.
От Иоанна 14:6
Все Мастера утверждают, что на Земле всегда существует Мастер, или «Murshid», действующий как Кибла Нума или стрелка, указывающая на Кибла — Святая Святых (Sanctum Sanctorum), и достойный нашего обожания и поклонения.
В Священных Писаниях сикхов сказано: «В непрерывной последовательности приходят сюда Учителя, и это из века в век».
У евангелиста Луки мы находим:
Как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих.
От Луки 1:70
Закон спроса и предложения всегда находится в действии. Есть пища для голодных, есть вода для жаждущих. Где горит огонь, там кислород сам придет ему на помощь. Однако каждый Пророк и Мессия выполняет свою миссию (и только свою) в течение того периода времени, на который Он послан в [этот] мир. Иисус сказал:
Доколе Я в мире, Я Свет миру.
От Иоанна 9:5
Как только заканчивается Миссия Мастера, Он отзывается обратно и покидает место своей активности на Земле23. В природе не существует вакуума. Сила Бога не может бездействовать, не может не продолжать дело духовного возрождения человечества, ибо дело это не ведает конца. Покидая один человеческий Полюс24, Сила Бога выбирает другой, в котором и продолжает проявлять себя в мире. Подобный человеческий Полюс является как бы наместником Бога на Земле. Он вступает в образовавшуюся брешь, заполняет пробел и продолжает работу своего предшественника. Это Его действие можно сравнить с заменой перегоревшей электрической лампочки другой, новой, которая и продолжает давать свет. Таким образом, Сила Христа, или Сила Бога, продолжает, переходя от одного человеческого Полюса к другому, светить без перерыва. Она сияла одинаково как в Зороастре25 и Конфуции26, так и в Иисусе, Магомете, Кабире27, Нанаке28, Тулси Сахибе и Соами Джи29. Как было сказано ранее, мир никогда не остается без Мастера.
23 На Земле — в материальной, или физической, сфере Творения.
24 Полюс — живущий на Земле совершенный Мастер (прим. пер.).
25 Зороастр (Заратустра) — преобразователь народной религии в Персии, живший задолго до царя Кира. В учении его добро олицетворяется в лице Ормузда, который ведет постоянную борьбу с началом зла и тьмы — Ариманом. Единственным предметом почитания служил огонь — символ Света. В Западной Индии и в Пакистане последователи Зороастра называются парсами.
26 Конфуций, Кун-фу-цзы — великий китайский ученый и реформатор (551—479 гг. до н.э.), проповедовал добродетель и справедливость.
27 Кабир (ок. 1440 — ок. 1518) — великий индийский поэт-Святой из Бенареса (Kashi). Считается основоположником Сант Мата или учения Сюрат Шабд Йоги. Современник Гуру Нанака. Его последователем был Дхарам Дас.
28 Нанак (1469—1539) — первый из десяти Гуру сикхов, считается ими основателем сикхизма, религии сикхов. Современник Кабира, был с ним тесно связан; продолжил его миссию, невзирая на религиозное и кастовое различие. Проповедовал практику внутреннего Звука (Наам, Шабд).