Другие книги серии « Сант Мат» – Путь Мастеров 1 глава




СЕКРЕТ СМЕРТИ

 

ББК 86.39 Инд.

К43

 

 

Перевод с английского Киры Скрябиной Редиин

 

Kirpal Singh. The mystery of death.

 

Перевод выполнен с издания 1968 г.,

издательство Рухани Сатсанг, Саван Ашрам, Дели, Индия.

Дополнения взяты из издания 1986 г.,

издательство Рухани Сатсанг, Анахейм, Калифорния, США.

Сноски взяты из книг Сант Кирпал Сингха, Сант Саван Сингха, профессора Лех Радж Пури, д-ра Джулиана Джонсона, Британской энциклопедии и словаря Ф. Павленкова.

 

Сант Кирпал Сингх

К43 Секрет смерти. — М.: Русский университет, 1999. —с.

 

 

Апостолом Павлом сказано: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но всё изменимся вдруг, во мгновение ока...». Эта книга — своего рода шанс: шанс без страха и болезненного любопытства заглянуть за грань, отделяющую физическое бытие от небытия. И услышать слово надежды и ободрения.

 

© 2004 KTSI (США), “Эдишен Наам”, Россия, Санкт-Петербург.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА.......................................... 2

ВВЕДЕНИЕ..................................................................... 4

Глава I............................................................................ 29

НИЧТО НЕ УМИРАЕТ В ПРИРОДЕ...................... 29

Глава II........................................................................... 39

СВЕТ ЖИЗНИ.............................................................. 39

Глава III......................................................................... 55

ЖИЗНЬ В ЕЕ ПОЛНОТЕ........................................... 55

Глава IV......................................................................... 79

СМЕРТЬ В НЕВОЛЕ.................................................. 79

Глава V......................................................................... 104

ЧТО СЛУЧИТСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ?.................. 104

ОБ АВТОРЕ................................................................ 138

КИРПАЛ СИНГХ ДЖИ МАХАРАДЖ.................. 138

МИССИЯ ЖИВУЩЕГО СОВЕРШЕННОГО МАСТЕРА

ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ПОЗНАНИЕ СЕБЯ И «СВЕРХСЕБЯ»

РЕЛИГИИ И ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РОЖДЕНИЕ — ЗОЛОТАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

 

Сант Кирпал Сингх

(1894 – 1974)

 

ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМОГУЩЕМУ БОГУ,

ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ВО ВСЕХ МАСТЕРАХ,

КОГДА-ЛИБО ПОСЕТИВШИХ ЗЕМЛЮ,

И БАБА САВАН СИНГХУ ДЖИ МАХАРАДЖ,

У ЧЬИХ НОГ АВТОР ВКУСИЛ СЛАДОСТНЫЙ

ЭЛИКСИР БОЖЕСТВЕННОГО НААМА – СЛОВА.

 

 

 

 

Ес­ли в по­тус­то­рон­ний мир же­ла­ешь ты

Свер­шить па­лом­ни­че­ст­во,

Возь­ми с со­бой па­лом­ни­ка-то­ва­ри­ща.

Зна­че­нья не име­ет, ин­дус ли он,

Араб ли он иль ту­рок,

Но будь уве­рен точ­но в том,

Что он есть ис­тин­ный па­лом­ник.

Мау­ла­на Ру­ми

ПРЕ­ДИ­СЛО­ВИЕ АВ­ТО­РА

«Смерть» есть ве­ли­чай­шая за­гад­ка жиз­ни. С не­за­па­мят­ных вре­мен она ста­ви­ла в ту­пик че­ло­ве­че­ст­во. И не­смот­ря на все по­пыт­ки раз­га­дать ее сек­ре­ты, смерть, как и пре­ж­де, так и ос­та­лась тай­ной.

Свя­тым наи­выс­ше­го ран­га — Сант-Сат­гу­ру1, или Со­вер­шен­ным Мас­те­рам, при­хо­дя­щим в наш мир из сфе­ры бес­смер­тия и все­гда на­хо­дя­щим­ся в со­зву­чии с Бес­ко­неч­но­стью, из­вес­тен ее при­зрач­ный ха­рак­тер. Смерть не яв­ля­ет­ся тем, чем она нам ка­жет­ся, го­во­рят Они. Смерть есть ра­до­ст­ное ро­ж­де­ние («ро­ж­де­ние вновь») в бла­жен­ст­во но­вой жиз­ни, бла­жен­ст­во, о су­ще­ст­во­ва­нии ко­то­ро­го мы, жи­вя здесь, на Зем­ле, да­же не спо­соб­ны меч­тать. Смерть мож­но упо­до­бить солн­цу, что за­ка­ты­ва­ет­ся с од­ной сто­ро­ны зем­но­го ша­ра и вос­хо­дит с дру­гой.

Свя­тые объ­яс­ня­ют и на­гляд­но по­ка­зы­ва­ют нам путь, сле­дуя ко­то­ро­му мы, по­бе­див смерть, до­се­ле ка­зав­шую­ся нам не­одо­ли­мой и страш­ной, ока­жем­ся пол­но­стью сво­бод­ны­ми от по­доб­но­го стра­ха. И в этом кро­ет­ся ве­ли­чай­ший урок, ко­то­рый мы смо­жем по­лу­чить от Свя­тых.

Они уве­ря­ют нас, что мы не уми­ра­ем, а про­сто стря­хи­ва­ем фи­зи­че­ское те­ло, чтоб на­чать дей­ст­во­вать в иных те­лах — ас­т­раль­ном и при­чин­ном2; за­тем — вы­ше — мы в кон­це кон­цов осоз­на­ём свою Бо­же­ст­вен­ную сущ­ность и своё един­ст­во с Бо­гом — Все­соз­на­ни­ем и Бла­жен­ст­вом.

 

1 Сант-Сат­гу­ру (Сант — Свя­той, Сат — Ис­ти­на, Гу­ру — учи­тель) — че­ло­век (ду­ша), дос­тиг­ший пя­той сфе­ры Тво­ре­ния, на­зы­вае­мой Сач-Кханд (Сфе­ра Ис­ти­ны), или сфе­ры пер­во­го и глав­но­го про­яв­ле­ния Бо­га-Аб­со­лю­та. Сант-Сат­гу­ру про­яв­ля­ет в сво­их дей­ст­ви­ях ка­че­ст­ва бо­гов, со­став­ляю­щих ин­дуи­ст­скую Трои­цу: Брах­мы, Виш­ну и Ши­вы, ко­то­рые сим­во­ли­зи­ру­ют прин­ци­пы со­зи­да­ния, со­хра­не­ния и раз­ру­ше­ния. Как Брах­ма, Он на­де­ля­ет уче­ни­ка Бо­же­ст­вен­ной муд­ро­стью и зна­ни­ем и та­ким об­ра­зом да­ет ему но­вое ро­ж­де­ние — ро­ж­де­ние в ду­хе. Как Виш­ну, Он за­щи­ща­ет и ох­ра­ня­ет уче­ни­ка от вся­че­ских опас­но­стей и как Ши­ва раз­ру­ша­ет в нем его дур­ные и па­губ­ные ка­че­ст­ва. Од­на­ко Он яв­ля­ет­ся не толь­ко всем этим вме­сте, но и чем-то го­раз­до боль­шим, а имен­но во­пло­ще­ни­ем пер­во­го и глав­но­го про­яв­ле­ния Бо­га-Аб­со­лю­та (в пя­той сфе­ре Тво­ре­ния — Сач-Кханд), на­зы­вае­мым Сат-Пу­руш.

2 Ас­т­раль­ное и при­чин­ное те­ла — те­ла, со­стоя­щие со­от­вет­ст­вен­но из всё бо­лее раз­ре­жен­ной и тон­кой ма­те­рии (в срав­не­нии с ма­те­ри­ей, су­ще­ст­вую­щей в фи­зи­че­ском ми­ре) и даю­щие ду­ше воз­мож­ность дей­ст­во­вать в этих по­смерт­ных сфе­рах Тво­ре­ния, вось­ми об­щим сче­том. Пер­вая сфе­ра Тво­ре­ния (счи­тая сни­зу) есть сфе­ра фи­зи­че­ская, вто­рая — ас­т­раль­ная, а тре­тья — при­чин­ная, или сфе­ра ра­зу­ма (прим. пер.).

 

На по­сле­дую­щих стра­ни­цах пред­при­ни­ма­ет­ся по­пыт­ка раз­ре­шить эту за­гад­ку, за­пу­тан­ную и труд­ную, в фор­ме крат­кой и яс­ной, дос­туп­ной лю­бо­му чи­та­те­лю.

Дан­ное ис­сле­до­ва­ние, на­пи­сан­ное про­стым язы­ком, даст чи­та­те­лю воз­мож­ность уз­нать и по­нять слож­ные эзо­те­ри­че­ские уче­ния, ка­саю­щие­ся ду­ши, те­ла и их взаи­мо­от­но­ше­ний. Оно так­же разъ­яс­нит ме­то­ды кон­тро­ля над ра­зу­мом, ко­то­рые об­ра­тят ра­зум в по­слуш­ный и по­дат­ли­вый ин­ст­ру­мент, при по­мо­щи ко­то­ро­го сде­ла­ет­ся воз­мож­ным пе­ре­сту­пить пре­де­лы те­лес­но­го соз­на­ния, за­ра­нее дав нам та­ким об­ра­зом пред­вку­ше­ние про­цес­са смер­ти — про­цес­са, ко­то­рый ка­ж­дый из нас дол­жен бу­дет ра­но или позд­но ис­пы­тать3.

Ве­ли­чие Со­вер­шен­но­го Мас­те­ра за­клю­ча­ет­ся в том, что Он не толь­ко учит нас на уров­не ин­тел­лек­та, но и да­ет не­по­сред­ст­вен­ный, пря­мой, прак­ти­че­ский опыт все­го то­го, че­му Он учит в тео­рии. Един­ст­вен­ная ду­хов­ная нау­ка, до­ка­зуе­мая в ла­бо­ра­то­рии ра­зу­ма, есть Нау­ка Мас­те­ров.

Она да­ет опыт вы­хо­да из те­ла, от­кры­вая не­обо­зри­мые пер­спек­ти­вы ду­хов­но­го про­бу­ж­де­ния в не­зем­ных сфе­рах не­опи­суе­мо­го ве­ли­ко­ле­пия — и всё это еще при жиз­ни че­ло­ве­ка во пло­ти. Что­бы стать ре­аль­но­стью, спа­се­ние долж­но быть дос­тиг­ну­то имен­но здесь и сей­час.

Путь к Ду­ху, к Си­ле Бо­га все­гда от­крыт для че­ст­но­го ис­ка­те­ля Ис­ти­ны, од­на­ко ус­пех на этом пу­ти все­це­ло за­ви­сит от Ми­ло­сти Бо­га, дей­ст­вую­щей че­рез Бо­го­че­ло­ве­ка4. Тот, кто ох­ва­чен лю­бо­вью к Бо­гу, без­ус­лов­но оты­щет сред­ст­во дос­тиг­нуть Его. Сек­рет за­клю­ча­ет­ся в сте­пе­ни ин­тен­сив­но­сти же­ла­ния. Ес­ли чис­та и ис­крен­на Лю­бовь к Бо­гу, то Бог Сам при­хо­дит к ищу­щим в об­ли­чье Свя­то­го, чтоб при­вес­ти их к Са­мо­му Се­бе.

И да ос­ве­тит Свет Его путь тем, кто стра­ж­дет жить Жиз­нию Ду­ха, и при­ве­дет их к То­му, в ком сия­ет этот Свет.

Я бла­го­да­рен от все­го мое­го серд­ца Шри Бхад­ра Се­на, а так­же дру­гим по­доб­ным ему ду­шам, ко­то­рые вся­че­ски по­мо­га­ли из­дать этот труд и про­во­ди­ли с лю­бо­вью и пре­дан­но­стью дол­гие ча­сы над ма­ну­ск­рип­том.

25авг. 1968г.

Кир­пал Сингх

 

3 Сант-Сат­гу­ру да­ет по­свя­щен­ным ме­тод подъ­е­ма ис­тин­но­го че­ло­ве­ка (ду­ши) из его вре­мен­ной оби­те­ли (те­ла) в по­тус­то­рон­ние ми­ры, при­чем до на­сту­п­ле­ния смер­ти че­ло­ве­ка на Зем­ле (прим. пер.).

4 Бо­го­че­ло­век — Мас­тер или Свя­той, Сант-Сат­гу­ру. См. сно­ску 1.

 

ВВЕ­ДЕ­НИЕ

«Жизнь» и «смерть» — по­ня­тия со­от­но­си­мые. В ми­ре от­но­си­тель­но­сти5 мы не мо­жем ду­мать, го­во­рить и дей­ст­во­вать без со­пос­тав­ле­ния ве­щей друг с дру­гом. Та­ков путь к по­ни­ма­нию фе­но­ме­на (то есть то­го, что вос­при­ни­ма­ет­ся на уров­не чувств). В ок­ру­жаю­щем нас раз­но­об­ра­зии мы стал­ки­ва­ем­ся на ка­ж­дом ша­гу со мно­же­ст­вом за­труд­не­ний и вся­че­ских про­блем, и чтоб хо­тя бы что-то по­нять на уров­не чувств и ин­тел­лек­та, нам при­хо­дит­ся в ка­ж­дом от­дель­ном слу­чае при­ме­нять ана­ли­ти­че­ский ме­тод, сор­ти­ро­вать со­став­ные час­ти, на­зы­вать ка­ж­дую часть в от­дель­но­сти, срав­ни­вать и свя­зы­вать их друг с дру­гом.

5 Мир от­но­си­тель­но­сти — фи­зи­че­ский мир.

 

Та­ким об­ра­зом, под­чи­нен­ные за­ко­нам Ми­ро­зда­ния и свой­ст­вам на­ших по­зна­ва­тель­ных воз­мож­но­стей, ко­то­ры­ми нас на­гра­ди­ла при­ро­да, мы жи­вём толь­ко зна­ни­ем со­став­ных час­тей, но ни­ко­гда не ох­ва­ты­ва­ем ис­тин­ной кар­ти­ны во всей её це­ло­ст­но­сти.

Не по­знав на опы­те ну­мен (то есть сверх­чув­ст­вен­ное), мы не име­ем о нём ни ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния и долж­ны по­это­му все вре­мя до­воль­ст­во­вать­ся лишь фор­мой и цве­том ви­ди­мых на­ми ве­щей, их свой­ст­ва­ми и ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, про­яв­ляю­щи­ми­ся на по­верх­но­сти. Мы не про­ни­ка­ем в глу­би­ну, а имен­но к Прин­ци­пу Жиз­ни, на­хо­дя­ще­му­ся в ос­но­ве все­го су­ще­ст­вую­ще­го и оди­на­ко­во­му во всем и всех, не­смот­ря на ви­ди­мые раз­ли­чия в мас­се, плот­но­сти, объ­е­ме, ве­се и фор­ме на­блю­дае­мых на­ми пред­ме­тов и ве­щей.

По­доб­но ле­ди Чай­лот, мы жи­вем в ми­ре те­ней, от­ра­жаю­щих­ся в зер­ка­ле на­ше­го ра­зу­ма и ин­тел­лек­та, жи­вем, по­вер­нув­шись спи­ной к ок­ру­жаю­ще­му нас объ­ек­тив­но­му ми­ру; что уж го­во­рить о ми­ре субъ­ек­тив­ном, на­хо­дя­щем­ся внут­ри нас, — ми­ре Ре­аль­но­сти с его со­кры­ты­ми чу­де­са­ми, ни с чем не срав­ни­мы­ми в на­шем фи­зи­че­ском ми­ре, чу­де­са­ми ве­ли­ко­леп­ны­ми, без­бреж­ны­ми и не­опи­суе­мы­ми.

С вос­хо­дом в че­ло­ве­ке пер­вой тре­пет­ной ис­кры Бо­же­ст­вен­но­сти — Си­лы, кон­тро­ли­рую­щей и под­дер­жи­ваю­щей всю ор­гани­че­скую и не­ор­га­ни­че­скую при­ро­ду, — в нем воз­ник­ло и раз­ви­лось пред­став­ле­ние о не­ко­ем Прин­ци­пе, яв­ляю­щем­ся Жиз­нью и Ду­шой Все­лен­ной, что при­ве­ло в даль­ней­шем к об­ра­зо­ва­нию раз­лич­ных ре­ли­гий. Ка­ж­дая из воз­ник­ших ре­ли­гий со­от­вет­ст­во­ва­ла пред­став­ле­ни­ям ее ос­но­ва­те­ля и за­про­сам сво­его вре­ме­ни, а так­же ну­ж­дам лю­дей и их спо­соб­но­стям вос­при­ни­мать, ус­ваи­вать и по­ни­мать уче­ния Апо­сто­лов, Мес­сий и Про­ро­ков, вре­мя от вре­ме­ни по­яв­ляв­ших­ся на Зем­ле для ма­те­ри­аль­но­го, ум­ст­вен­но­го, мо­раль­но­го, со­ци­аль­но­го и эко­но­ми­че­ско­го подъ­е­ма че­ло­ве­че­ст­ва. Все ре­ли­гии воз­ни­ка­ют из наи­луч­ших по­бу­ж­де­ний.

Ру­ко­во­ди­те­ли ре­ли­ги­оз­ной мыс­ли яв­ля­ют­ся в та­кой же ме­ре про­дук­том сво­его вре­ме­ни, как и ус­ло­вия, соз­да­вае­мые ими для бла­га масс, сре­ди ко­то­рых они про­по­ве­ду­ют.

По­это­му не бу­дет оши­боч­ным ут­вер­жде­ние, что воз­вы­шен­ные уче­ния про­свет­лен­ных Учи­те­лей для боль­шин­ст­ва их по­сле­до­ва­те­лей об­ра­ти­лись со­ци­аль­ны­ми ре­ли­гия­ми, ины­ми сло­ва­ми — сво­дом об­ще­ст­вен­ных и мо­раль­ных за­ко­нов, ста­вив­ших це­лью мир­ное со­су­ще­ст­во­ва­ние лю­дей и за­ме­нив­ших та­ким об­ра­зом по­ко­ем по­сто­ян­ную тре­во­гу и бо­язнь вой­ны — вой­ны од­но­го про­тив всех и всех про­тив од­но­го.

Все хо­ро­шие и доб­ро­де­тель­ные мыс­ли, как и лю­бые дру­гие мыс­ли, ис­хо­дят от ра­зу­ма. По­доб­ные мыс­ли Учи­те­лей че­ло­ве­че­ст­ва воз­ник­ли как ре­зуль­тат их соб­ст­вен­ной ду­хов­ной жиз­ни, ко­то­рой они сле­до­ва­ли. Од­на­ко очень не­мно­гие под­ни­ма­ют­ся до их уров­ня и из­вле­ка­ют поль­зу из их ис­тин­ных уче­ний, а имен­но из прак­ти­че­ско­го ас­пек­та ка­ж­дой ре­ли­гии — мис­ти­циз­ма, яв­ляю­ще­го­ся су­тью их уче­ний. Та­ким об­ра­зом, прак­ти­че­ская, цен­траль­ная часть уче­ния пе­ре­да­ва­лась не­мно­гим из­бран­ным, то­гда как мас­сам со­об­щал­ся лишь тео­ре­ти­че­ский ас­пект уче­ния в фор­ме ино­ска­за­ний, притч — в на­де­ж­де, что в даль­ней­шем они при­ве­дут мас­сы к по­ни­ма­нию ис­тин­ной су­ти уче­ния.

Ис­сле­дуя глу­би­ны всех ре­ли­гий, мы толь­ко ино­гда, и то лишь мель­ком, спо­соб­ны уви­деть про­блес­ки Ис­ти­ны, ле­жа­щей в их ос­но­ве, ибо на­ши гла­за не раз­ви­ты в та­кой сте­пе­ни, как гла­за их ос­но­ва­те­лей.

Для ря­до­во­го че­ло­ве­ка ре­ли­гия ос­та­ва­лась все­го лишь тео­ри­ей, в луч­шем слу­чае — це­ле­со­об­раз­ной тео­ри­ей, спо­соб­ной ис­пра­вить участь ее по­сле­до­ва­те­ля, сде­лать его луч­шим чле­ном со­ци­аль­но­го строя, к ко­то­ро­му он при­над­ле­жит, ис­тин­ным гра­ж­да­ни­ном сво­ей стра­ны, за­щи­щен­ным со­от­вет­ст­вую­щи­ми гра­ж­дан­ски­ми пра­ва­ми,

от­вет­ст­вен­ным за об­ще­ст­во и се­мью; и ре­ли­гия наи­луч­шим об­ра­зом по­мо­га­ла ему ис­пол­нить все эти обя­зан­но­сти.

Все доб­ро­де­те­ли, дей­ст­вия, все нау­ки и ре­мес­ла, вклю­чая ис­кус­ст­во управ­лять го­су­дар­ст­вом, свя­щен­но­слу­же­ния, а так­же изящ­ные ис­кус­ст­ва име­ют в сво­ей ос­но­ве не­что об­щее (в не­зна­чи­тель­ном ко­ли­че­ст­ве и в раз­ной сте­пе­ни), а имен­но уни­вер­саль­ную Ис­ти­ну, ка­кой ее пред­став­ля­ли се­бе пред­ки.

В ре­зуль­та­те все­го вы­ше­упо­мя­ну­то­го про­изош­ло сме­ше­ние ре­ли­гии с со­ци­аль­ны­ми и мо­раль­ны­ми за­ко­на­ми, сде­лав­шее ее бо­лее при­ем­ле­мой и при­вле­ка­тель­ной для обыч­ных лю­дей.

Это и есть тот ас­пект ре­ли­гии, ко­то­рый соз­да­ет проч­ную ба­зу со­ци­аль­но­го строя раз­лич­ных на­ро­дов.

Ес­ли мы дви­нем­ся даль­ше, то най­дем в ре­ли­гии иной ее ас­пект, а имен­но все­воз­мож­ные мо­раль­ные доб­ро­де­те­ли, вы­ра­жен­ные на раз­лич­ных уров­нях, как-то: об­ряд­ность, ри­туа­лы, це­ре­мо­нии и док­три­ны, ас­ке­тизм и по­сты, фи­лан­тро­пия и бла­го­тво­ри­тель­ная дея­тель­ность, мо­лит­вы и моль­бы о по­мо­щи, об­ра­щен­ные к выс­шим си­лам в на­де­ж­де, что они ук­ро­тят не­при­ми­ри­мые, ан­та­го­ни­сти­че­ские си­лы и по­мо­гут в ча­сы бед­ст­вий и не­сча­стий.

Нель­зя не упо­мя­нуть о йо­гах6 и йо­гиш­ва­рах7, имею­щих боль­шой опыт в раз­лич­ных уче­ни­ях йог, в чем мы и бу­дем иметь вско­ре воз­мож­ность убе­дить­ся.

На вер­ши­не ду­хов­ной ие­рар­хии сто­ят Мас­те­ра-Свя­тые, со­вер­шен­ные ин­ди­ви­дуу­мы, Бо­го­че­ло­ве­ки. Они не толь­ко го­во­рят о Си­ле и Ду­хе Бо­га, но и про­яв­ля­ют Их в сво­их по­свя­щен­ных, соз­на­тель­но со­еди­няя с Ни­ми ин­ди­ви­ду­аль­ные ду­ши. От­да­вая долж­ное Мас­те­рам, мож­но ска­зать с уве­рен­но­стью, что Их ре­ли­гия и есть ис­тин­ная ре­ли­гия в эти­мо­ло­ги­че­ском и прак­ти­че­ском смыс­ле это­го сло­ва, вос­со­еди­няю­щая че­ло­ве­ка с его Твор­цом.

Уче­ния Мас­те­ров не соз­да­ют офи­ци­аль­ных ре­ли­гий, как обыч­но по­ла­га­ют. Их уче­ния яв­ля­ют­ся од­ним из ви­дов нау­ки, а имен­но Нау­ки о Ду­ше. Тот, кто вни­ма­ет ука­за­ни­ям Мас­те­ров и доб­ро­со­ве­ст­но сле­ду­ет им на прак­ти­ке, дос­ти­га­ет тех же ре­зуль­та­тов, что и Мас­те­ра, при­хо­дит к тем же вы­во­дам, не­за­ви­си­мо от то­го, к ка­кой церк­ви или ре­ли­гии он при­над­ле­жит — ка­то­ли­че­ской ли, епи­ско­паль­ной или пре­сви­те­ри­ан­ской.

 

6 Йо­ги — за­ни­маю­щие­ся йо­гой.

7 Йо­гиш­вар — мас­тер йо­ги, ко­то­рый с по­мо­щью ду­хов­ных уп­раж­не­ний дос­тиг кон­ца вто­рой сфе­ры Тво­ре­ния.

 

Нау­ка о Ду­ше есть яд­ро всех ре­ли­гий, ос­но­ва­ние, на ко­то­ром они зи­ж­дут­ся. Мас­те­ра учат, что в Тво­ре­нии име­ет­ся семь сфер, а имен­но: Пиц­ца8, Ан­да9, Брах­манд10, Пар-Брах­манд11, Сач-Кханд12, Алак13, Агам14, и над всем Кос­мо­сом рас­по­ло­же­на 8-я сфе­ра, на­зы­вае­мая Свя­ты­ми по-раз­но­му: Ана­ми (Бе­зы­мян­ная), Ма­ха­Да­ял (Гос­подь Ми­ло­сер­дия), Ни­ра­ла (Са­мый Изу­ми­тель­ный), Со­ами (Все­выш­ний Бог). По­свя­щен­ным Мас­те­ра вкрат­це со­об­ща­ют от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки пер­вых пя­ти сфер, на­зва­ние ха­рак­тер­но­го Зву­ка и Све­та, пре­ва­ли­рую­ще­го в сфе­ре, а так­же име­на гос­под­ствую­щих в ней Сил.

 

8 Пин­да — фи­зи­че­ская сфе­ра. Сфе­ра пер­вая.

9 Ан­да — ас­т­раль­ная сфе­ра. Сфе­ра вто­рая.

10 Брах­манд — сфе­ра ра­зу­ма. Сфе­ра тре­тья.

11 Пар-Брах­манд — сфе­ра сверх­ра­зу­ма. Сфе­ра чет­вер­тая.

12 Сач-Кханд — сфе­ра Ис­ти­ны. Сфе­ра пя­тая. Под­роб­но см. в сно­ске 52.

13 Алак — сфе­ра Не­опи­суе­мая. Сфе­ра шес­тая.

14 Агам — сфе­ра Не­по­сти­жи­мая. Сфе­ра седь­мая.

 

По­свя­щен­ный, ус­пеш­но пе­ре­сек­ший пер­вую сфе­ру Тво­ре­ния, на­зы­ва­ет­ся Сад­хак (уче­ник); пе­ре­сек­ший вто­рую — Садх (дис­ци­п­ли­ни­ро­ван­ная ду­ша); тот, кто очи­стил­ся в Пар-Брах­манд от всех сво­их же­ла­ний и пя­тен гре­ха, на­зы­ва­ет­ся Хан­за (очи­щен­ная ду­ша); тот, кто под­нял­ся вы­ше, — Па­рам-Хан­за (безу­преч­ная ду­ша); дос­тиг­ший пя­той сфе­ры (Сач-Кханд) на­зы­ва­ет­ся Сант или Свя­той. Свя­той, ко­то­ро­му Все­выш­ним Бо­гом по­ру­че­но учить Ис­ти­не (Shiksha) и на­гляд­но де­мон­ст­ри­ро­вать Ис­ти­ну (Diksha), на­зы­ва­ет­ся Сант-Сат­гу­ру (Со­вер­шен­ный Мас­тер). Он вла­стен про­вес­ти че­ло­ве­че­ские ду­ши (jivas) че­рез все по­тус­то­рон­ние ми­ры и дос­та­вить их в сфе­ру Ис­ти­ны (Сач-Кханд) — от­чиз­ну ду­ши, Цар­ст­во Бо­жие.

Йо­га оз­на­ча­ет еди­не­ние ду­ши со Сверх­ду­шой, или Си­лой Бо­га. Су­ще­ст­ву­ет мно­го ви­дов йог: Mantra yoga, Hatha yoga, Ashtang yoga, Karma yoga, Bhakti yoga, Jnana yoga, Raja yoga, Laya yoga и т.д. Эти йо­ги в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни за­ня­ты тре­ни­ров­кой фи­зи­че­ско­го те­ла, ор­га­нов чувств (на­прав­лен­ных во внеш­ний мир), ра­зу­ма и ин­тел­лек­та. Их цель — дос­ти­же­ние фи­зи­че­ско­го здо­ро­вья и дол­го­ле­тия пу­тем фор­ми­ро­ва­ния здо­ро­во­го ра­зу­ма в здо­ро­вом те­ле. Ка­ж­дая из них име­ет свой ра­ди­ус дей­ст­вия и свою цель. Все эти раз­лич­ные ви­ды йог не изо­ли­ро­ва­ны друг от дру­га, со­об­ща они ин­тег­ри­ру­ют че­ло­ве­ка в еди­ное це­лое, соз­да­вая та­ким об­ра­зом не­де­ли­мую лич­ность. (Для бо­лее де­таль­но­го оз­на­ком­ле­ния с этим во­про­сом мож­но по­ре­ко­мен­до­вать кни­гу «Ве­нец Жиз­ни», где эта те­ма ос­ве­ще­на под­роб­но.)

Су­ще­ст­ву­ет еще один вид йо­ги — Сю­рат Шабд Йо­га (Surat Shabd yoga)15, или об­ще­ние со Свя­щен­ным Сло­вом16, внут­рен­ним Све­то-Зву­ко­вым По­то­ком.

И хо­тя Сю­рат Шабд Йо­га ле­жит в ос­но­ве всех ре­ли­гий, од­на­ко факт этот не­пра­виль­но по­ни­ма­ет­ся тео­ло­га­ми.

Сю­рат Шабд Йо­га при­во­дит сво­его по­сле­до­ва­те­ля к ко­неч­ной це­ли — к Бе­зы­мян­но­му Аб­со­лю­ту (Anami), скры­той Си­ле по­за­ди Тво­ре­ния, яв­ляю­щей­ся как его ма­те­ри­аль­ной, так и со­зи­да­тель­ной Бес­при­чин­ной При­чи­ной17.

 

15 Сю­рат Шабд Йо­га. Сю­рат — ду­ша че­ло­ве­ка, соз­на­ние, вни­ма­ние. Шабд — виб­ра­ци­он­ный, тво­ря­щий, соз­на­тель­ный по­ток, Му­зы­ка Сфер, Сло­во, Жизнь или Бог в дей­ст­вии. Йо­га — уче­ние. Сю­рат Шабд Йо­га есть эзо­те­ри­че­ская ду­хов­ная прак­ти­ка слия­ния с Аб­со­лю­том пу­тем еди­не­ния ду­ши (Сю­рат) с Бо­гом в дей­ст­вии.

16 Свя­щен­ное Сло­во — Бог-Аб­со­лют в тво­ря­щем виб­ра­ци­он­ном дей­ст­вии, по­ро­ж­даю­щем Све­то-Звук. Кро­ме Бо­га-Аб­со­лю­та и Бо­га-Аб­со­лю­та в тво­ря­щем виб­ра­ци­он­ном дви­же­нии ми­ри­ад раз­лич­ных длин волн (СЛО­ВО) во всем Ми­ро­зда­нии ни­че­го нет (Ади Грант Са­хиб М5 Gauri, с. 275—278). Сант Кир­пал Сингх в сво­ем тру­де «Сек­рет Смер­ти» упот­реб­ля­ет сле­дую­щие на­зва­ния (си­но­ни­мы) «Сло­ва»: Шабд, На­ам, Си­ла Бо­га, Дух Бо­га, Свя­той Дух, Свет Жиз­ни, Му­зы­ка Жиз­ни, Му­зы­ка Сфер, Свет Бо­га, Жиз­нен­ный По­ток и др. Му­суль­ма­не на­зы­ва­ют «Сло­во» Банг-и-Ас­ма­ни, ин­дуи­сты — Шру­ти, так­же из­вест­ны и дру­гие на­зва­ния, как-то: Над, Банг-и-Ила­хи, Са­ро­ша и т.д. (прим. пер.).

17 Бог-Аб­со­лют — Бе­зы­мян­ный, Бес­фор­мен­ный, Не­про­яв­лен­ный, Не­соз­дан­ный, Са­мо­су­ще­ст­вую­щий, Не­по­зна­вае­мый, Оке­ан Без­мол­вия и бла­жен­ст­ва, Веч­ный и Бес­ко­неч­ный, Не­из­мен­ный, Со­вер­шен­ный, Не­опи­суе­мый, хо­тя циф­ра 1, или Пер­вый, По­след­ний и Един­ст­вен­ный, да­ет нам не­ко­то­рое по­ня­тие о Нем, со­став­ляю­щем вось­мую, наи­выс­шую и бес­ко­неч­ную сфе­ру. Он от­де­лен от Сво­его Ми­ро­зда­ния, но в про­яв­лен­ном со­стоя­нии Он со­став­ля­ет это Ми­ро­зда­ние (Сло­во) (Са­ван Сингх. Фи­ло­со­фия Мас­те­ров. Том 4, с. 13—24).

 

Ко­гда Оке­ан Чис­то­го Соз­на­ния при­шёл в виб­ра­ци­он­ное дей­ст­вие, Он, Бес­фор­мен­ный и Бе­зы­мян­ный Аб­со­лют, при­нял все­воз­мож­ные фор­мы, ко­то­рые бы­ли на­зва­ны раз­лич­ны­ми име­на­ми; Звук, по­ро­ж­ден­ный тво­ря­щи­ми виб­ра­ция­ми, был на­зван «Свя­щен­ное Сло­во».

Как прий­ти в пря­мой кон­такт с Ду­хом и Си­лой Бо­га, Сло­вом, Пер­вич­ным Со­зи­даю­щим Прин­ци­пом (Све­том Жиз­ни), и есть об­ласть мис­ти­циз­ма.

Ес­ли все фи­ло­со­фии по­гло­ще­ны про­яв­лен­ным ас­пек­том Не­про­яв­лен­но­го и Тво­ре­ни­ем Не­со­тво­рен­но­го, то мис­ти­цизм, в от­ли­чие от фи­ло­со­фий, име­ет де­ло с са­мой Пер­во­при­чи­ной — виб­ра­ци­он­ной энер­ги­ей, Ис­пус­каю­щей Свет (Jyoti) и Звук (Sruti).

Про­цесс об­ще­ния со Сло­вом на­чи­на­ет­ся с соз­на­тель­но­го кон­так­та с Си­лой Бо­га в дей­ст­вии (Naam), На­амом или «Свя­тым Ду­хом». Этот кон­такт да­ру­ет че­ло­ве­ку воз­мож­ность прак­ти­че­ски ис­пы­тать не­ска­зан­ное бла­жен­ст­во выс­ших ми­ров не по­сле смер­ти, а здесь и сей­час, еще во вре­мя жиз­ни во пло­ти в ма­те­ри­аль­ном, фи­зи­че­ском ми­ре.

Тво­ря­щие виб­ра­ции по­ро­ж­да­ют раз­лич­ные зву­ки, сле­дуя ко­то­рым18 по­свя­щен­ный пе­ре­се­ка­ет, под­ни­ма­ясь, сфе­ры раз­лич­ных плот­но­стей, ма­те­ри­аль­ные и ду­хов­ные, и в ко­неч­ном ито­ге дос­ти­га­ет чис­то ду­хов­ной сфе­ры Sat Naam или Сач-Кханд (Цар­ст­во Бо­жие), от­ку­да и про­ис­те­ка­ет Бо­же­ст­вен­ная Гар­мо­ния. И имен­но эта Бо­же­ст­вен­ная Гар­мо­ния (Сло­во) (воз­вра­щаю­щая­ся из Тво­ре­ния об­рат­но к Бо­гу-Аб­со­лю­ту), ко­то­рой сле­ду­ет ус­тав­шая от фи­зи­че­ско­го ми­ра ду­ша, яв­ля­ет­ся пу­тем ее воз­вра­ще­ния в От­чиз­ну сво­его лю­бя­ще­го От­ца, свою Ис­тин­ную Ро­ди­ну — Рай Бла­жен­ст­ва.

Тул­си Са­хиб19 го­во­рит нам так:

 

Звук, при­шед­ший из­да­ле­ка,

Те­перь зо­вет те­бя об­рат­но к Твор­цу.

 

Об­ра­ща­ясь к са­мо­му се­бе, вос­кли­ца­ет Ша­маз-и-Таб­риз20:

 

О Ша­маз, слу­шай го­лос Бо­га,

Он зо­вет те­бя к Се­бе Са­мо­му!

 

То же го­во­рит и Гу­ру Ард­жан21:

 

Тот, кто по­слал те­бя вниз,

В этот мир,

При­зы­ва­ет те­бя нын­че об­рат­но.

 

В Ко­ра­не22 мы на­хо­дим сле­дую­щее:

 

О ду­ша! Вер­нись к Бо­гу до­воль­ная,

Тем дос­та­вив Ему удо­воль­ст­вие.

18 См. сно­ску 139.

19 Тул­си Са­хиб, Шам Рао Пе­шеа (1763—1843) — от­ка­зал­ся от тро­на цар­ст­ва Пуу­ны и Си­та­ры во имя ду­хов­но­сти; ве­ли­кий по­эт и Свя­той из Хат­ра­са (око­ло Аг­ры). Со­вер­шен­ный Мас­тер Сант Ма­та (Пу­ти Мас­те­ров, или Сю­рат Шабд Йо­ги) и ав­тор «Гхат Ра­мая­ны» — «Внут­рен­ней Ра­мая­ны»: ду­хов­ной ин­тер­пре­та­ции эзо­те­ри­че­ских Ис­тин, со­дер­жа­щих­ся в эпо­се «Ра­мая­на». Учи­тель Со­ами Джи Ма­ха­рад­жи из Аг­ры.

20 Ша­маз-и-Таб­риз — му­суль­ман­ский Сня­той, зна­ме­ни­тый мис­тик из Теб­ри­за в Пер­сии; Мас­тер Мау­ла­на Ру­ми. Умер му­че­ни­че­ской смер­тью.

21 Ард­жан, Гу­ру (1563— 1606) — Пя­тый по сче­ту Гу­ру сик­хов; уче­ник, млад­ший сын и ду­хов­ный на­след­ник Гу­ру Рам Да­са. За­вер­шил по­строй­ку Зо­ло­то­го Хра­ма сик­хов в Ам­рит­са­ре. За­кон­чил Свя­щен­ные Пи­са­ния сик­хов «Гу­руА­ди Грант Са­хиб».

22 Ко­ран, Ал­ко­ран — глав­ная Свя­щен­ная кни­га му­суль­ман, со­дер­жа­щая из­ло­же­ние их уче­ния; со­став­ле­на пре­ем­ни­ком Ма­го­ме­та Абу-Бек­ром по пре­да­ни­ям и за­пи­сям.

 

Ны­не жи­ву­щий на Зем­ле Со­вер­шен­ный Мас­тер яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной не­об­хо­ди­мо­стью на пу­ти воз­вра­ще­ния к Бо­гу. В Еван­ге­лии от Ио­ан­на чи­та­ем:

 

Ни­кто не при­хо­дит к От­цу, как толь­ко чрез Ме­ня.

От Ио­ан­на 14:6

 

Все Мас­те­ра ут­вер­жда­ют, что на Зем­ле все­гда су­ще­ст­ву­ет Мас­тер, или «Murshid», дей­ст­вую­щий как Киб­ла Ну­ма или стрел­ка, ука­зы­ваю­щая на Киб­ла — Свя­тая Свя­тых (Sanctum Sanctorum), и дос­той­ный на­ше­го обо­жа­ния и по­кло­не­ния.

В Свя­щен­ных Пи­са­ни­ях сик­хов ска­за­но: «В не­пре­рыв­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти при­хо­дят сю­да Учи­те­ля, и это из ве­ка в век».

У еван­ге­ли­ста Лу­ки мы на­хо­дим:

 

Как воз­вес­тил ус­та­ми быв­ших от ве­ка свя­тых про­ро­ков Сво­их.

От Лу­ки 1:70

 

За­кон спро­са и пред­ло­же­ния все­гда на­хо­дит­ся в дей­ст­вии. Есть пи­ща для го­лод­ных, есть во­да для жа­ж­ду­щих. Где го­рит огонь, там ки­сло­род сам при­дет ему на по­мощь. Од­на­ко ка­ж­дый Про­рок и Мес­сия вы­пол­ня­ет свою мис­сию (и толь­ко свою) в те­че­ние то­го пе­рио­да вре­ме­ни, на ко­то­рый Он по­слан в [этот] мир. Ии­сус ска­зал:

 

До­ко­ле Я в ми­ре, Я Свет ми­ру.

От Ио­ан­на 9:5

 

Как толь­ко за­кан­чи­ва­ет­ся Мис­сия Мас­те­ра, Он от­зы­ва­ет­ся об­рат­но и по­ки­да­ет ме­сто сво­ей ак­тив­но­сти на Зем­ле23. В при­ро­де не су­ще­ст­ву­ет ва­куу­ма. Си­ла Бо­га не мо­жет без­дей­ст­во­вать, не мо­жет не про­дол­жать де­ло ду­хов­но­го воз­ро­ж­де­ния че­ло­ве­че­ст­ва, ибо де­ло это не ве­да­ет кон­ца. По­ки­дая один че­ло­ве­че­ский По­люс24, Си­ла Бо­га вы­би­ра­ет дру­гой, в ко­то­ром и про­дол­жа­ет про­яв­лять се­бя в ми­ре. По­доб­ный че­ло­ве­че­ский По­люс яв­ля­ет­ся как бы на­ме­ст­ни­ком Бо­га на Зем­ле. Он всту­па­ет в об­ра­зо­вав­шую­ся брешь, за­пол­ня­ет про­бел и про­дол­жа­ет ра­бо­ту сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка. Это Его дей­ст­вие мож­но срав­нить с за­ме­ной пе­ре­го­рев­шей элек­три­че­ской лам­поч­ки дру­гой, но­вой, ко­то­рая и про­дол­жа­ет да­вать свет. Та­ким об­ра­зом, Си­ла Хри­ста, или Си­ла Бо­га, про­дол­жа­ет, пе­ре­хо­дя от од­но­го че­ло­ве­че­ско­го По­лю­са к дру­го­му, све­тить без пе­ре­ры­ва. Она сия­ла оди­на­ко­во как в Зо­роа­ст­ре25 и Кон­фу­ции26, так и в Ии­су­се, Ма­го­ме­те, Ка­би­ре27, На­на­ке28, Тул­си Са­хи­бе и Со­ами Д­жи29. Как бы­ло ска­за­но ра­нее, мир ни­ко­гда не ос­та­ет­ся без Мас­те­ра.

 

23 На Зем­ле — в ма­те­ри­аль­ной, или фи­зи­че­ской, сфе­ре Тво­ре­ния.

24 По­люс — жи­ву­щий на Зем­ле со­вер­шен­ный Мас­тер (прим. пер.).

25 Зо­ро­астр (За­ра­ту­ст­ра) — пре­об­ра­зо­ва­тель на­род­ной ре­ли­гии в Пер­сии, жив­ший за­дол­го до ца­ря Ки­ра. В уче­нии его доб­ро оли­це­тво­ря­ет­ся в ли­це Ор­муз­да, ко­то­рый ве­дет по­сто­ян­ную борь­бу с на­ча­лом зла и тьмы — Ари­ма­ном. Един­ст­вен­ным пред­ме­том по­чи­та­ния слу­жил огонь — сим­вол Све­та. В За­пад­ной Ин­дии и в Па­ки­ста­не по­сле­до­ва­те­ли Зо­роа­ст­ра на­зы­ва­ют­ся пар­са­ми.

26 Кон­фу­ций, Кун-фу-цзы — ве­ли­кий ки­тай­ский уче­ный и ре­фор­ма­тор (551—479 гг. до н.э.), про­по­ве­до­вал доб­ро­де­тель и спра­вед­ли­вость.

27 Ка­бир (ок. 1440 — ок. 1518) — ве­ли­кий ин­дий­ский по­эт-Свя­той из Бе­на­ре­са (Kashi). Счи­та­ет­ся ос­но­во­по­лож­ни­ком Сант Ма­та или уче­ния Сю­рат Шабд Йо­ги. Со­вре­мен­ник Гу­ру На­на­ка. Его по­сле­до­ва­те­лем был Дха­рам Дас.

28 На­нак (1469—1539) — пер­вый из де­ся­ти Гу­ру сик­хов, счи­та­ет­ся ими ос­но­ва­те­лем сик­хиз­ма, ре­ли­гии сик­хов. Со­вре­мен­ник Ка­би­ра, был с ним тес­но свя­зан; про­дол­жил его мис­сию, не­взи­рая на ре­ли­ги­оз­ное и кас­то­вое раз­ли­чие. Про­по­ве­до­вал прак­ти­ку внут­рен­не­го Зву­ка (На­ам, Шабд).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: