Вероисповедание святых отцов и учителей Церкви




Излагали догматические истины в особых вероисповеданиях.

1. 1-е исповедание – 3 в. Григорий Чудотворец.

2. Вероисповедание святого мученика Лукиана Пресвитера о Троице.

3. Вероисповедание святителя Василия Великого.

4. Краткое изложение православной веры Анастасия Синаита. Катехизис.

5. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский. Исповедание веры во святую Троицу и два естества в Господе Иисусе Христе.

6. «Символ святого Афанасия Великого[8]». Учение о различии и единосущии божественных Лиц.

7. Изложение православной веры святителя Григория Паламы (14 в.).

8. Исповедание веры Геннадия Схолария, патриарха Константинопольского.

9. Три догматических послания Иеремии, патриарха Константинопольского (16 в.).

10. «Исповедание» иерусалимского патриарха Досифея. Одобрено в 1672 г. В 1723 г. было послано Святейшему Синоду Греко-Российской Восточной Кафолической Церкви. В 1838 г. было издано на русском языке: «Послание патриархов православных кафолической Церкви о православной вере».

11. «Православное исповедание Петра (Могилы), митрополита Киевского». 1640 г. – Киев, 1643 г. – Яссы, одобрено всеми православными патриархами. «Православное исповедание кафолической Церкви Восточной».

Краткий очерк истории догматической науки

3 эпохи:

1. До Вселенских Соборов;

2. Вселенские Соборы;

3. После Вселенских Соборов.

Эпоха до Вселенских Соборов

В простых словах Писания сокрыто море премудрости. Апостолы проповедовали мудро между совершенными, на понятном языке – народу.

Ереси иудейского и языческого толка.

Возникновение разногласия сподвигло Церковь бороться с иудействующими и гностиками.

Борьба с ересью: обличение на основании Нового Завета.

Развитие богословия как науки – середина 2 в.

С философами нужно было вести полемику на языке философов.

Этот период – время становления богословия как науки, первое использование научного метода.

Климент Александрийский. «Разум и богопознание».

Киприан Карфагенский. «Единство Церкви».

Ориген – богословская система.

Догматические сочинения

1. «Строматы» Климента Александрийского.

2. Трактат александрийского пресвитера Оригена«О началах». Первый опыт систематического изложения догматов. Этот трактат отвечает научным требованиям. Осужден на 5 Вселенском Соборе. У Оригена было множество учеников. Влияние его системы на дальнейшее развитие богословия огромно.

Эпоха Вселенских Соборов

Время наиболее оживленной догматической деятельности.

В основном – о Личности Иисуса Христа.

На Вселенских Соборах были сформулированы догматические определения.

С середины 8 до середины 9 в. – вопрос о почитании икон.

В ходе борьбы оттачивалась единая догматическая терминология. Капподокийцы.

Трактаты

1. «5 слов о богословии». Григорий Назианзин (Богослов). Раскрывается учение о Троице.

2. «Шестоднев» святителя Василия Великого. Продолжение – «Об устроении человека» святителя Григория Нисского, о природе человека.

3. «О жизни Моисея-законодателя». Григорий Нисский.

4. «Ареопагитики». Приписываются Дионисию Ареопагиту, но вряд ли он был их автором, поскольку для 1-го века эти вопросы не были актуальны.

5. Комментарий на «Ареопагитики». Максим Исповедник.

6. «Слово о воплощении Бога Слова». Афанасий Великий.

7. Три послания Григория Богослова против Аполлинария.

8. Максим Исповедник. «Диспут с Пирром», «О двух волях Христа, Бога нашего», ряд писем о двух волях и действиях Богочеловека.

9. «Три слова против отвержения иконы». Преподобный Иоанн Дамаскин.

10. Три книги отвержений преподобного Феодора Студита.

Систематические сочинения по богословию

1. Катехизические поучения святителя Кирилла Иерусалимского. Проповедническим стилем излагаются догматы, содержащиеся в каждом члене символа веры, о таинствах Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Догматы раскрыты недостаточно полно и без строгого разграничения с другими христианскими истинами.

2. «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского. О Троице, воплощении, Крещении, Евхаристии, о призвании человека.

3. «Сокращение божественных догматов» блаженного Феодорита. Краткий очерк христианской догматики, подкрепляемый преимущественно библейскими текстами.

4. «Полное изложение православной веры» святого Иоанна Дамаскина. Учение о Христе, о Крещении и Евхаристии. Первый учебник по догматике.

Эпоха после Вселенских Соборов

Вопрос о евхаристии

Решен на Константинопольских соборах 1156-1157. Главным деятелем был свт. Николай Мефонский.

Соборы постановили, что евхаристия – бескровная, но действительная жертва, единая с принесенной на Голгофе. В евхаристии Богочеловек является и Первосвященником, приносящим в жертву Свое Тело всей Святой Троице, и Жертвой.

Молитва священника перед Херувимской песнью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: