Термин «богословие»
Термин «богословие» (по-гречески «феология»)состоит из двух слов «Феос» – Бог и «Логос» –Слово.
Термин этот языческий, он был заимствован у древних греков. Богословами греки называли тех, кто учил о богах, то есть те, кто составлял мифы о богах.
В христианском восприятии термин «богословие» может быть осмыслен двояким образом:
1. Слово Бога о Самом Себе.
Именно Бог открывает нам Себя. В этом смысле «богословие» – это слово о Боге – стало возможно лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге.
По мысли святителя Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал Богословом.
Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божественного Откровения.
Общепринятое значение:
2. Учение о Боге Церкви или какого-то конкретного богослова.
Таким образом, богословие – есть осмысление того Божественного Откровения, свидетельства о постигнутом в Откровении.
Понимание богословия в Древней Церкви
В Древней Церкви область богословия была очень ограничена. Богословами называли тех, кто учил о Святой Троице, то есть собственно о Боге. Неслучайно в богослужебных текстах Божественна Троица именуется Истеннейшим Предметом богословия.
Так святой апостол Иоанн, святитель Григорий Назианзин[1], преподобный Симеон именуются Церковью богословами. Апостол Иоанн яснее других евангелистов изложил учение о Святой Троице, о Божестве Сына Божия. Григорий Богослов ревностно защищал и возвышенно проповедовал троичный догмат. Преподобный Симеон воспел соединение человека с триединым Божеством как цель христианской жизни.
Все остальные части вероучения Христовой Церкви[2] древние отцы относили к области икономии[3].
|
Современное понимание богословия
Ныне богословие – совокупность наук. Различают догматическое, основное, сравнительное, нравственное, пастырское богословие.
Термин «догматика»
Догматика – наука о догматах христианской веры.
Здесь встречается два ударения: до́гматы и догма́ты. Ударение на первом слоге является более литературно правильным, на втором слоге – более распространенным: чаще всего говорят догма́ты, но правильно говоритьдо́гматы. Во всяком случае в греческом языке ударение на первом слоге.
Поскольку в разных христианских вероисповеданиях догматы могут различно пониматься, истолковываться, то православная Церковь, излагая, истолковывая богооткровенныедоматы в духе евангельском, апостольском и вселенском называет свою догматику православной.
Догматы – основные христианские вероучительные истины.
Православное догматическое богословие
̵ наука, которая систематически и в духе единой Святой Соборной Апостольской Церкви излагает и даёт истолкование догматам христианской веры.
̵ наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой православной Церкви.
Взаимоотношение богословия,
науки и философии
Если будем говорить о такой области человеческой жизни как знание, то на статус знания претендуют не только богословие, но также и наука, и философия. Как соотносятся между собой богословие, наука и философия?
|
Иногда может показаться, что богословие противоречит науке. Некоторые говорят, особенно люди, придерживающиеся атеистического мировоззрения: наука не совместима с верой в Бога. Это одна крайность.
Богословие не может противоречить науке в силу разных предметов их изучения.
С другой стороны, некоторые люди пытаются подменить богословие некими философскими или наукообразными рассуждениями о Боге, что тоже является неверным, поскольку к Богу неприложимы те методы и категории, которые применяются к философии и науке.
Здесь для нас наиважнейшим авторитетом являются святые отцы и учителя Церкви. Они не чуждались науки. Они были людьми, глубоко и широко образованными в разных областях человеческого ведения, они охотно пользовались всем, что было в науке родственно христианской истине, и нередко для доказательства или пояснения истин веры они обращались к помощи диалектики, философии, истории, естествознания. Например, если вы прочитаете книгу святителя Василия Великого «Шестоднев», то увидите, что святой Василий на тот момент был человеком, глубоко изучившим естествознание. Конечно же, на том уровне, на каком оно было известно человечеству во время его жизни.
Святые отцы использовали научные факты для подтверждения христианской истины, они пользовались языком и методами современной им философии в богословских построениях.
Целый ряд терминов христианского богословия пришёл к нам из эллинской, языческой философии. Этих терминов либо нет в Священном Писании, либо в Священное Писание они попали из античной философии. Самый известный христианский термин, который вошел в святое Евангелие и богословскую терминологию Церкви – «Слово» или «Логос». Термин этот античный, языческий по своему происхождению. Тем не менее даже святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, который писал своё евангелие не от своего ума, а по Откровению Божиему(мы говорим о Священном Писании как о богодухновенных книгах) использовал античный философский термин.
|
Святитель Григорий Богослов строго порицал тех, кто проявлял неуважение к внешней учености, тех, кто желал бы видеть всех подобных бы себе невеждами. Он вменял в заслугу своему другу, святителю Василию Великому, то, что он в совершенстве владел диалектами, при помощи которых с легкостью опровергал философские построения противников христианства.
Можно ли совместить православие со светской ученостью? Оптинский старец Нектарий рассказал следующее: «Ко мне однажды пришел человек, который никак не мог поверить в то, что был потоп. Тогда я рассказал ему, что в самых высоких горах, в песке находят раковины и другие останки морского дна и как геология свидетельствует о потопе. Он уразумел. Видишь, как нужна иногда ученость».
Митрополит московский Филарет писал, что вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством.
Истинная наука, изучающая мир, сотворенный Богом, не может противоречить Библии.
Безусловно, многое в науке может оставаться неясным, ошибочным, в силу ограниченности человеческого разума, неточности научного опыта.
Поэтому никакую научную теорию Церковь никогда не отстаивала как свою.
Иногда утверждают, что Церковь боролась с гелиоцентрической моделью мира. Это является в некотором смысле неверным истолкованием той дискуссии, которая велась в эпоху Возрождения. На самом деле, геоцентрическая модель мира является отнюдь не догматом христианской Церкви, и нигде в Священном Писании мы не найдем прямого указания на то, что Солнце вращается вокруг Земли. То есть там мы встречаем, скажем так, изложение человеческого восприятия в движении небесных светил, чисто субъективно даже воспринимаем, что Солнце вращается вокруг Земли: оно восходит, заходит. Не обладая достаточным уровнем познания, конечно же, все древние люди считали, что Солнце обращается вокруг Земли. И та геоцентрическая концепция мира была разработана отнюдь не христианскими богословами и даже вообще не богословами, а языческим ученым Птолемеем. Но когда в эпоху Возрождения происходит смена этой научной парадигмы[4], то ряд ученых отстаивали старые птолемеевские позиции, а ряд ученых выдвигали более прогрессивную гелиоцентрическую модель мира, которая на тот момент тоже была несовершенной и потом во многом была изменена.
Иногда, и в наше время в том числе, ученые в борьбе друг с другом используют не очень честные методы. Вместо того, чтобы вести дискуссию на чисто научном уровне, они применяют средства насилия по отношению ко своим оппонентам: обращаются к государству, обращаются к средствам массовой информации, переходят на личности, то есть пытаются как-то опорочить своего оппонента, увидеть его нравственные изъяны и тому подобное, тем самым опорочить и ту теорию, которую он выдвигает. Мы прекрасно знаем из истории нашей страны, как дискуссия между так называемыми мичуринцами, или последователями академика Лысенко и академиком Вавиловым и его учениками привела к очень трагическим вещам, когда академик Вавилов оказался в сталинских лагерях и там умер. Оппоненты в данном случае, прикрываясь марксистской идеологией, просто свели счеты, притом что это были не чистые диалогические научные споры, но в том числе и борьба за те ресурсы, какие государство распределяло между научными школами и лабораториями. Им удалось выдавить оппонента, тем или иным способом, тем самым материально приобретая нечто.
То же самое происходило в эпоху Возрождения. Причем некоторые ученые того времени были облечены священным саном – это было обычным делом, потому что такие уж были времена: доступ к науке имели лишь люди высших сословий. Преимущественно это было духовенство, поскольку дворянству некогда было заниматься особо науками, они занимались политической деятельностью, войной, и духовенство было наиболее образованным. Это было характерно не только для эпохи Возрождения, но для и последующих столетий. Известнейший генетик Мендель, как известно был католическим аббатом, то есть настоятелем монастыря. Иногда они использовали силу и авторитет Церкви для утверждения своих научных воззрений.
Церковь никогда не догматизировала никакую научную теорию. Признавая пользу для христианина в знакомстве с наукой и философией, которая расширяет кругозор, делает мышление более дисциплинированным и гибким, святые отцы, однако, категорически отрицали возможность чисто рассудочным путем получить какое-либо точное сведение о Боге. Они отвергали и философию как метод религиозного познания, поскольку философия, даже религиозная философия, если она не сопряжена с Божественным Откровением, не может составить истинного знания о Боге.
Святитель Григорий Палама писал: «Мы никому не мешаем знакомиться со светской образованностью, если он этого желает, разве только он воспринял монашескую жизнь. Но мы никому не советуем предаваться ей до конца и совершенно запрещаем ожидать от неё какой-либо точности в познании божественного учения о Боге. Итак, у светских философов есть и кое-что полезное, так же как в смеси мёда и цикуты[5]. Однако можно сильно опасаться, что те, кто хочет выделить из смеси мёд, выпьют нечаянно и остаток смертоносный». Святитель Григорий Палама не отрицает значение естественных наук, но признает их относительную пользу, он видит в них одно из вспомогательных средств, опосредованно через видимый мир знание о Боге как о Творце. Вместе с тем он отрицает религиозную философию и науку как путь Богообщения: они не только не могут дать какого-либо точного учения о Боге, но идут искажением, могут стать преградой для Богообщения, то есть оказаться смертоносными. Таким образом святитель Григорий ограждает область богословия от смешения с религиозной философией и естественным природным знанием о Боге. Его позиция по данному вопросу вполне согласна со Священным Писанием.
Святой апостол Павел предупреждает, что между естественным философским знанием и благодатным ведением Бога существует глубокая пропасть[6].
Нужно четко понимать, что богословие основывается на Откровении. Естествознание – на опыте и изучении предметов видимого мира. Философия – на ряде отвлеченных идей или постулатов[7].
Например, Декарт искал, всё подвергая сомнению, такое основание, какое не подлежит никакому сомнению. И в конце концов пришел к выводу: «Я мыслю, следовательно, я существую». То есть существование самого человека определяется наличием у него мыслительных способностей, а всё остальное можно опровергать. От этого он отталкивался.
Кстати, наука тоже использует ряд постулатов, но это больше предмет основного богословия.
Богословие исходит из факта, из Откровения, полнота которого дана во Христе, ибо:
В эти дни последние Бог говорил нам в Сыне.
Евр. 1:1.
Философия, рассуждающая о Боге, исходит не из факта явления живого Бога, а из отвлеченной идеи божества.
То есть для философов Бог – удобная для построения философской системы идея. У многих философов мы можем встретить идею Бога, но не нужно обольщаться: не всегда, когда философ говорит о Боге, он говорит о Личном Боге. Например, тот же Спиноза.
Для богослова Бог есть Тот, Кто ему открывается и Кого невозможно познать рассудочно вне Откровения.
Понятие о Боге в философских системах является слабым отблеском утраченного в грехопадении ведения о Боге, отблеском совершенно недостаточным и часто замутненным ошибочными положениями и мнениями.
Например, в синодике Торжества Православия, составленном в 11в., анафематствованы платоники, то есть последователи древнегреческого античного философа Платона. Те, кто считают идеи Платона реально существующими.
У Платона есть такой миф о пещере, где он описывает некоего человека, жителя этой пещеры, который прикован цепями так, что не видит входа в пещеру, а видит лишь только противоположную стену, на которую падают лучи солнца. Мимо входа в пещеру проходят люди, пробегают животные, пролетают птицы, и тени от этих животных, птиц, людей отражаются на противоположной стороне пещеры. Платон говорит о том, что подлинный мир – мир идей, реальный мир – есть то, что находится за спиной у этого некоего человека. А тот материальный мир, который мы с вами наблюдаем вокруг себя, – это есть мир теней. Святые отцы предают анафематствованию такое учение.
Задачи и метод
Богословие должно служить единению человека с Богом. Богословие нам необходимо, чтобы мы приобщились Божественной вечности.
Святые отцы не были кабинетными учеными, пишущими на определенные богословские темы, отцы богословили на злобу дня: проповеди, слова, обращенные современникам.
Богословие – истина. Стояние в истине неугодно князю мира сего и нередко приводит к мученичеству.
Научный метод
Научный метод состоит в том, чтобы в систематическом порядке раскрыть основы православного вероучения, указать основание догматов в Божественном Откровении и принципиальные положения святоотеческой мысли по рассматриваемым вопросам.
Подробнее о догматах
Догматы – основные истины веры. Но это еще богооткровенные, вечные истины, неизменные правила спасения.
Догма (греч.) – мысль, полагать, считать, веровать.
В Ветхом Завете слово догмат многозначно: политические распоряжения, указы;с другой стороны – заповеди Моисеева закона, либо предписания религиозной жизни вообще.
В Новом Завете слово «догмат» встречается 5 раз.
Еще с апостольских времен сформировалось определение догматов.
Святитель Иоанн Златоуст под догматом понимает церковное вероучение.
Догматы – те истины, которые касаются веры.
Свойства догматов
1. Богооткровенность. Основное свойство, делающее догматы догматами – истинами веры, открытыми Самим Богом. Божественное откровение делает истины непреложными. Если бы Сам Бог не открыл догматы, до них никто не смог бы дойти. Догматы – суть веры.
Вера – от veritos– истина.
Бог открывает истины через воплощение Единородного Сына.
Божественное происхождение отличает христианские догматы от других религий, философских систем. Вне Христа нет истины.
Догматы – догматы Божии, Христовы, Евангельские.
2. Церковность. Догматы – дело Откровения и посему дело Церкви. Откровение дано в Церкви и для Церкви. Церковь непогрешима в своей деятельности, поскольку глава Церкви – Христос, а душа её – Дух Святой.
Нельзя логически разграничивать 1-е и 2-е свойства, так же, как нельзя разграничивать Церковь и Откровение.
Догмат является догматом только в Церкви и через Церковь.
Вне Церкви и без неё догматы утрачивают истинность. Пример – еретики, истолковывающие догматы по-своему. Раскольники впадают в догматические искажения.
Иисус Христос сделал Церковь столпом истины. Церковь не может ни согрешать, ни прельщать, ни заблуждаться.
Членом Церкви может быть только тот, кто верует всем догматам и не противиться им.
3. Общая обязательность – естественное свойство их божественного происхождения, способствующее ко спасению всех членов Церкви.
От всех поступающих Церковь требует исполнения всех догматов.
Принятие догматов веры – общеобязательное условие спасения. Изменяется и нравственный облик.
Догматы поистине глаголы вечной жизни.
Лишь усвоивший деятельно догматы человек может принести плоды духовные.
Догматы – божественные заповеди, правила, обещающие путь человеку. Православная этика – воплощенная в жизнь догматика.
Догматы – святые животворящие силы, перерождающие человека из временного состояния в вечное.
Анафема – не проклятие, не желание зла человеку. Человек сам делает этот выбор.
Искажение догматов – духовное самоубийство, отсечение от Церкви.
Опираясь на догматы, каждый христианин может возвышать себя до недосягаемой божественной высоты.
4. Неизменность вытекает из предыдущих свойств. Догматы неизменны и неприкосновенны. Как не изменяется Бог, так неизменны и Его истины.
Догматы чужды эволюции, умножения и сокращения.
Догматы – истинное Откровение, Богом врученное Церкви в качестве Божественных, неизменных и обязательных для всех верных правил веры, без которых и вне которых нет ни спасения, ни познания вечной жизни.