Их можно условно подразделить на три группы: 1) те места, где Бог говорит о Себе во множественном числе, сохраняя в то же время понятие о Себе как о едином. Эти места указывают на множественность и равно лиц в Боге, но число их точно не определяется. По образу Нашему и по подобию Нашему; стал Адам как один из Нас. 2) те места, которые точнее определяют число божественных лиц — 3, но при этом их особые личные имена не употребляются и никаких различий между ними не проводится. Явление Бога Аврааму у дуба мамврийского в виде трех путников. Так же серафимская песня: Свят, свят, свят Господь Саваоф (книга Исайи). Прем. 9:17. 3) места, в которых проводятся различия между лицами Божества. О Лице Сына говорится в мессианских пророчествах. Различные имена Божии в книгах Писания. Под Яхве некоторые подразумевают Бога Отца. На Лицо Святого Духа: Дух Божий носился над водою; Зах. 7:12; мессианские пророчества: Ис. 48:16; Пс. 32:6; Пс. 50:13; Пс. 103:29–30; Пс. 142:10; Пс. 147:7; Неем. 9:20; Иов. 33:4; Дан. 4:6; Иоил. 2:28; Ис. 44:3; Иез. 36:27. На истину о триедином Боге указывают все места Ветхого Завета, которые говорят о Слове: Пс. 32:6; Пс. 32:4; Пс. 89:12; Ис. 40:8; Ис. 55:11; Прем. 16:12; Прем. 18:15–16. Так же те места, которые говорят об Ангеле Господнем, о Божией Премудрости: Притч. 8:22–31; Иов. 28:12–28; Варух. 3:9–37; Сир. 1:1–10; Сир. 24:1–13; Прем. 6:22–24; Прем. 7:21–30; Прем. 8:1–4; Прем. 9:1–4, 9–19; Прем. 10:1–2; Прем. 11:1–4.
Уже в Ветхом Завете мы находим немало свидетельств о тайне внутренней божественной жизни.
Новый Завет — Откровение Святой Троицы о Святой Троице. В нём полностью раскрыт догмат о Пресвятой Троице. Всё от Отца через Сына в Духе Святом. Во всём новозаветном действует Святая Троица. Спасение людей — совместное дело триипостасного Божества. Вся жизнь Христа на земле — проповедь о триипостасном Боге: от Троицы и о Троице.Лк. 1:35. Крещение Господне на Иордане. Вся проповедь Спасителя словами и делами свидетельствует о Божестве Отца, Сына и Святого Духа. Троическое Божество — начало и конец всей жизни. Шедше научите все языки, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Святые отцы свидетельствуют, что спасение сосредоточено в триединстве Божества, без неё Церковь немыслима. Новый Завет показывает, что Бог триипостасен Сам в Себе и Своем отношении к миру.
Ин. 16:27; Ин. 5:17; Ин. 14:10.
При всем различии сохранено единство Божественной Сущности: Ин. 10:30; Мф. 11:27.
Сын и Отец одно: Ин. 14:21.
Никакие страдания не могли разрушить единосущия воплощенного Сына Божия с Богом Отцом. Ин. 17:5.
Различия между Отцом и Сыном — все новозаветные места, которые говорят об Иисусе Христе как об истинном и единородном Сыне Божием.
Проводя различие между Своим Лицом и Лицом Бога Отца, Он так же подчеркивает отличия Себя от Духа: Ин. 14:6, 16–17, 26.
Как самостоятельное Лицо Святой Дух наделяет дарами: 1 Кор. 12:11; Деян. 20:28; Деян. 1:16; Деян. 1:5; Деян. 11:15; Деян. 19:6; 2 Пет. 1:21; 1 Кор. 3:16; Гал. 4:6; Рим. 8:9.
Божество и единосущие Лиц Святой Троицы
В Боге не только 3 лица, эти 3 лица — единое Божество. Различны по Своим свойствам, но едины по существу. Это единство подчеркивается на 1-м Вселенском Соборе.
Каждое Божественное Лицо всецело и нераздельно имеет все божественные совершенства. Различия между лицами — различия на основе их личных свойств. Каждому Лицу Святой Троицы принадлежит Божественная сущность в равной мере.
Божество Отца
Христос обращается к Отцу. Ин. 5:43–46. Бог Отец через Сына предоставляет людям возможность спасения, вечной жизни и веры в Святую Троицу: так возлюбил Бог мир… Вечная жизнь состоит именно в познании и исповедании Божества: Ин. 17:3 (сия есть жизнь вечная). Весь Свой спасительный подвиг на земле Иисус Христос основывает на Божестве Отца и Своём единстве с ним.
Рим. 15:6; 1 Кор. 8:14; 2 Кор. 1:3
Божество Отца является несомненным в плане ересей.
Божество Сына
Ин. 10:30; Ин. 5:19.
По Своей природе дела Сына принадлежат Божеству: воскрешение мертвых, страшный суд, прощение грехов, дарование вечной жизни.
Ин. 10:24–25, 30.
верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить…
Ин. 16:15.
Ин. 14:9.
Как истинный Бог Спаситель требует равного почтения к Себе, как к Богу Отцу: Ин. 14:1.
Ин. 1:49; Мф. 16:16.
Ин. 1:1.
Ин. 1:18.
1 Ин. 5:20.
Ин. 20:28.
Апостол Павел основывает свое благовестие на Божестве Иисуса: 1 Тим. 3:16; Кол. 1:15; Евр. 1:3; Кол. 2:9; Рим. 9:5. Имея такого Бога и Господа, христианин должен ожидать явления славы Божией — Тит. 2:13.
Господь Иисус Христос имеет все божественные свойства: вечен — Ин. 8:58; первый и последний — Откр. 1:8; самобытен — Ин. 5:26; вездесущ — Ин. 3:13, Эф. 4:9–10, Мф. 18:20; неизменен — Евр. 1:10–12; Евр. 13:8; всеведущ — Мф. 11:27, Ин. 10:15; Ин. 2:24–25; Кол. 2:3; Откр. 2:23; Откр. 3:14; всемогущ — Ин. 10:27–29; Ин. 5:21; Флп. 3:21.
Все чудеса Спасителя свидетельствуют о том, что Он — истинный Бог. Ин. 1:3; Кол. 1:16; Евр. 1:2–10. Он — Промыслитель: Кол. 1:17. Он — Жизнь и Жизнодавец: Ин. 5:26. Свет: Ин. 3:5, Ин. 8:12, Ин. 9:5. Чудотворец: Ин. 10:38, Ин. 14:10, Ин. 5:15, Мф. 12:28, Мф. 9:6. Царь царствующих и Господь господствующих: Откр. 19:16.
Его должно почитать как и Отца: Ин. 5:23; 1 Ин. 2:23. Веровать: 1 Ин. 3:23. Надеяться на Него: 1 Тим. 1:1; 1 Ин. 3:3. Его нужно любить: 1 Кор. 16:22. Молиться Ему: Рим. 10:13, Деян. 2:21. Поклоняться Ему: Евр. 1:6. Исповедовать Его: 1 Ин. 4:16.
Казалось бы, противоречие о Божестве Христа. Но эти места относятся либо к человеческому естеству Господа Иисуса. Свойства человеческого естества приписывается к Богочеловеку. Ин. 5:26 (жизнь — плоти, человеческому естеству); Ин. 10:36, Ин. 17:19 — от нашего лица, Он смирил Себя до самой смерти и смерти крестной. Флп. 2:7. Ин. 14:28 — выражается так, потому что стал Человеком, по естеству равен и единосущен Отцу: Ин. 10:30; Ин. 14:9. Ин. 20:17 — Бог Отец Сыну по естеству, а людям по благодати; Отец Сыну Бог как причина и начало Божества, а людям как Творец; Отец стал Ему Богом по домостроительству, а людям Бог по естеству. Никто не благ, только Бог.
1 Кор. 11:3; Эф. 1:3 — это относится не к Божеству Христа, а к Его человечеству.
Притч. 8:21: начало путей Своих в дела Своя — это относится к плоти Спасителя, создал — облёкся в плоть.
Второй член символа веры.
Божество Святого Духа
Новый Завет — Завет в Духе Святом, поэтому полнота новозаветного откровения состоит в раскрытии и свидетельстве истины о Божестве Святого Духа как Третьего Лица Святой Троицы. В Новом Завете Святой Дух называется Богом.Деян. 5:3–4.
Святой Дух исходит от Отца, единосущен с Отцом и Сыном и во всём подобен и равен им по Божеству. Крещение всех народов во имя Отца и Сына и Святого Духа. Об этом учат святые апостолы, когда говорят о Святой Троице. Святой Дух в каждом своем действии нераздельно соединен с Отцом и Сыном.
Самое веское доказательство (по Василию Великому) единства Духа: Он имеет то же самое отношение к Богу, как к каждому человеку дух, пребывающий в человеке.
Дух Святой всеведущ (1 Кор. 2:10, Ин. 14:26, Ин. 16:13), всемогущ (1 Кор. 12:7–11, Мф. 12:28), вездесущ (Рим. 8:9–16, 1 Кор. 3:16, 1 Кор. 6:19, 1 Кор. 12:7–13). Обладая всеми Божественными свойствами, имеет все Божественные действия: Он возрождает крещением (Ин. 3:5, Тит. 3:5, 1 Кор. 12:13), управляет Христовой церковью (Деян. 13:2, Деян. 16:6–7, Деян. 20:28, Эф. 2:22), отпускает грехи (Ин. 20:22–23), усыновляет людей Богу (Рим. 8:14–16, Гал. 4:6–7), делает людей Христовыми (Рим. 8:9, Гал. 4:6, Эф. 2:22, 1 Кор. 12:3, 1 Пет. 2:5), освящает, оправдывает и производит все благодатные действия (1 Кор. 6:11, Рим. 8:26, 1 Пет. 1:2), Ин. 14:17 и Ин. 16:13 — Дух Святой источник истины и света. Он раздает духовные дарования (1 Кор. 12:4, Эф. 3:4–5, Рим. 5:5), содействует во всех добрых делах (Рим. 8:26, Гал. 5:22–23), творит чудеса (Мф. 12:28, Лк. 11:20), Он соделывает людей храмом Божиим, храмом Своим, ибо Сам Он Бог (1 Кор. 3:16; 2 Кор. 6:16), делает Священное Писание богодухновенным (Рим. 14:17), именно Духом Святым Царство Божие становится реальностью (Мф. 12:28, Лк. 4:18, Лк. 11:20).
Приписывая Святому Духу действия и чувства, Новый Завет показывает, что Дух Святой во всём равен Отцу и Сыну.
Божественное величие и неприкосновенность Святого Духа подчеркивает Сам Спаситель: хула на Духа Святого не простится ни в веке сем, ни в веке будущем.
Где в Священном Писании упоминается Отец и Сын, там упоминается и Дух Святой. Дух Святой всегда тот же, ибо единосущен с Отцом и Сыном, Дух неотлучен от Сына, как Сын неотлучен от Отца.
Личные свойства Божественных Лиц
Пресвятой Троицы
Нужно четко различать действие по сущности и действие по домостроительству. По сущности мы не разделяем действия лиц, а разделяем только подомостроительству.
Отец, Сын, Святой Дух — три Лица единого Божества, Бог един по существу, но троичен в Лицах. В одном существе — три совечных Лица, Бог в то же время един и троичен, вечно существует совершенная Троица в совершенной Единице, и совершенная Единица в совершенной Троице.
Личное свойство Отца — нерождённость, ибо Он ни от кого не рождается и не исходит. Личное свойство Сына — рождённость, Он предвечно рождается от Отца. Личное свойство Духа — исхождение, Он предвечно исходит от Отца.
Общее в троичном Божестве — существо, сущность (усия — греч.), а особенность каждого лица — ипостась.
Отец не умалил Себя, чтобы родить Сына, но так родил из Себя другого Себя, что Сам остался в Себе и пребывает в Сыне таким, какой есть и Сам; точно так же и Дух Святой всецелый от всецелого, не предшествует Тому, от Кого исходит, но таков с Ним, каков из Него, не умаляя Его исхождение и не увеличивая Своим в Нем пребыванием.
Троица в Единице никогда полностью не будет понятна человеческому уму. Ипостаси не разъединяют божественного существа, поскольку Божество нераздельно. Троица — неразлучное событие трех неразлучных совершенных.
Ипостасные различия в Божестве не составляют самого естества, но то, что относится к естеству.
Три ипостаси — единый Бог в единстве существа. Ипостаси — особые образы существования одного и того же Божественного существа. Их свойства вечны и непереносимы с одной ипостаси на другую.
Каждое лицо находится в двух других и не может представляться без них. Три лица взаимопроникают друг в друга, живут другим и для другого.
В неограниченном Божестве нельзя допустить ни временного, ни пространственного расстояния — они не слитны, не разделены.
Три лица едины по существу и раздельны неделимо.
Личное свойство Отца
Нерождённость — то, что не имеет происхождения. Бог Отец безначален, безпречинен, не сотворен, не рожден, не создан, а в отношении к другим божественным лицам Он — безначальное начало, причина. В особом отношении к Сыну — Отец, к Святому Духу — Изводитель.
Божество каждого лица — божество всех трех лиц. Отец как первый в Троице — Бог Сам от Себя, Сын и Святой Дух — от Отца безначально и вечно. Если бы не было Отца, не было бы ни Сына, ни Духа, ибо по причине бытия Отца существуют и Сын, и Дух. Сын и Дух имеют всё, что и Отец, кроме нерождённости. В троичном Божестве — одно начало, одна причина — это Отец, поэтому и Бог один.
Каждое естество определяется не тем, что оно не есть, а тем, что оно есть.
Безначальность, безпричинность исключительно приписывается Богу Отцу только в отношении к Богу Сыну, Который рождается от Отца, и Богу Духу Святому, исходящему от Отца.
Вся Святая Троица собеспричинна и собезначальна.
Новозаветный порядок «Отец, Сын и Дух Святой» ни в коем случае не означает какого-либо подчинения одного лица другим. Отец вечно рождает Сына и вечно изводит Духа.
Когда происходило рождение и исхождение? — Прежде всякого «когда» (Григорий Богослов). Бог Отец не впоследствии стал Отцом, а в собственном смысле Отец.
Природа человеческого мышления такова, что она ни в коем случае не может понять, как рождается Сын и исходит Святой Дух.
Различие между рождением и исхождением существует, но его природу мы никоим образом постигнуть не можем.
Иоанн Дамаскин
Личное свойство Сына
Рождение. Вечно рождается из естества Отца по Своей Воле и в согласии с жизнью абсолютной гармонии, царствующей во всей полноте Божьего существа.
Никак нельзя сравнить с тварным рождением в пространстве. Рождение Сына непостижима ни для кого, кроме Отца и Духа.
Сын рождается из существа Отца, при этом существо Отца не ущемляется, не разделяется.
Сын безначально и вечно рождается от Отца: «из недр Отчих». В вечности не было момента, когда Отец был без Сына, они всегда существовали вместе.
Между слово человеческим и Словом — огромная разница. Слово Божие — ипостасное, живое, совершенное, всегда в Боге пребывающее, Слово Божие — личность, лицо, ипостась.
Лучше говорить: Сын всегда рождён от Отца, а не Сын всегда рождается.
Люди иногда именуются сынами Божиими: по благодати. Только Господь Иисус Христос — Сын Божий по природе.
Сын Божий не есть тварь и не может быть с ней сопоставляем. Сын Божий — Бог единосущный с Отцом и Святым Духом.