Протестанты отрицают Священное Предание, не видя в нем пересечений с Писанием.
Священное Предание, как и Священное Писание, – источник святых божественных догматов, слово Божие, изустно переданное апостолам. Священное Предание по сути – устное Священное Писание. Священное Предание старше Священного Писания: и в Ветхом, и в Новом Завете Священное Предание предшествует появлению священных книг. Лицом к Лицу Бога: Ной, Авраам, Исаак, Моисей. Бог дал Писание, чтобы при его содействии развратившееся человечество приняло Волю Божию. Вместо Писания апостолам обещана благодать Духа. Павел получил закон не на скрижалях каменных, но на сердцах плотяных.
В дореволюционных учебниках догматического богословия и катехизисах Священное Писание и Священное Предание противопоставляются: Писание рассматривается как нечто внешнее по отношению к Преданию. Это связано с западным влиянием, связанным с упадком уровня образования на востоке. Преодоление такого понимания началось в православном богословии с 20 в. Католическое учение о Священном Предании возникает во времена реформации: Священное Писание и Священное Предание – два различных параллельных источниках вероучения.
В православии Писание и Предание – взаимодополняющие. Церковь Христова одинаково ревностно хранит и Священное Писание, и Священное Предание. Для правильного разумения Священного Писания необходимо руководство Священного Предания. Предмет веры – та истина, которая не разнится с церковным и апостольским преданием. «Предание объемлет всю жизнь настолько, что самое Священное Писание является одной из его форм».
Соотношение, соблазны: противопоставление, Священное Предание – сумма знаний, набор памятников, в которых это знание содержится.
1. Предание – механизм преемственной передачи боговдохновенной истины во всех его формах;
2. Предание – источник вероучения. Лишь в том случае, если Предание не противопоставляется Писанию и Писание и Предание не рассматриваются изолированно.
Католики отвергли Предание. Для православия противопоставление Писания и Предания недопустимо. В Предании Церкви все догматы имеются в совокупности, чего не получается найти в книгах Писания.
3. Священное Предание – свидетельство Вселенской Церкви о врученной ей Богом истине. Почти неотличимо от Божественного Откровение.
4. Предание – жизнь Святого Духа в Церкви, живая память Церкви, живущая в ней со дня Пятидесятницы. Предание – вечно живая память Церкви, благодаря которой в истории утверждается самотождественность Церкви, поскольку формы церковной жизни могут различаться.
Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь как кафолическое тело Предания. Познание Предания – не есть рассудочный процесс. Священное Предание познаётся только опытом, только тому, кто сам стал носителем Предания. Цель каждого христианина – самому сделаться звеном непрерывной цепи передачи богооткровенной истины.
Формальное Предание
Предание не исчерпывается Священным Писанием и включает в себя другие формы.
Формальное Предание – все исторические источники и способы истинного познания христианского откровения, кроме Библейских книг.
Формы
1. Древние символы и исповедания веры;
2. Древние правила: апостольские правила;
3. Определения и правила Вселенских Соборов и некоторых поместных соборов, которые приняты всей полнотой Вселенской Церкви;
4. Литургическая практика Церкви, церковное искусство: иконопись, музыка, гимнография, архитектура и т.д.;
5. Мученические акты и жития святых;
6. Древние церковные истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского (Евсевия Памфила), труды Сократа, Евагрия, ФеодоритаКирского и т.д.;
7. Творения святых отцов и учителей Церкви;
8. Древняя церковная практика: различные уставы, узаконения, касающиеся постов, например; различные богослужебные правила, благочестивые традиции и т.д.
Древние символы и исповедания веры
Символы
С древнейших времен крещение в Церкви не совершалось без исповедования крещаемым своей веры. Эта вера исповедовалась посредством некоторого символа. Для нас особое значение имеет Никео-Цареградский символ веры, но это не значит, что другие древние символы веры не принадлежат Священному Преданию.
Символов веры в древности было много: у каждой поместной церкви был собственный символ веры, читаемый перед крещением. В настоящее время мы используем практически один символ веры – Никео-Цареградский.
Такой же или похожий символ должны были исповедовать лица, посвящаемые в священный сан. В настоящее время расширенное исповедание веры произносит кандидат в епископы.
Можно предположить, что в основе всех символов лежит некое общее исповедание, восходящее к самим апостолам. Следы существования такого исповедания можно найти у Тертуллиана: «Церковь хранит правило веры, полученное непосредственно от Христа». В Новом Завете также находим указания: Евр. 4:14. 1 Тим. 6:12. Наш Никео-Цареградский символ уходит корнями в это апостольское исповедание.
В литературе встречается упоминание об апостольском символе веры. Исповедание, названное выше, следует отличать от апостольского символа веры, широко распространенного на западе. Этот символ веры не имеет никакого отношения к подлинному апостольскому исповеданию. Этот символ – ничто иное, как переработка крещального символа римской церковью 3−5 вв. Современная его редакция восходит к 6−8 вв., и на православном востоке вплоть до Ферраро-Флорентийского собора этот символ практически не был известен.
Исповедания
Исповедание веры – исповедание, составленное определенным лицом или группой лиц. Исповедание отличается от символа: символ складывается в поместной церкви, вся поместная церковь может рассматриваться как автор этого символа, исповедание же всегда имеет конкретного автора или авторов. Отличия исповедания от символов.
1. Исповедание более пространно, чем символ;
2. Исповедания часто носят полемическую направленность: вступают в полемику с некоторыми еретиками;
3. Исповедания никогда не употреблялись в литургической жизни Церкви.
Древнейшие исповедания веры
1. Исповедание святителя Григория Неокесарийского (Чудотворца. Составлено между 260 и 265 г. В этом исповедании прежде всего рассматривается вопрос о Пресвятой Троице. Исповедание было одобрено на 6-м Вселенском соборе;
2. Исповедание святителя Василия Великого против ариан. Составлено в 4 в.;
3. Краткий катехизис преподобного Анастасия Синаита – 6 в.;
4. Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский – 7 в. О Святой Троице, двух волях Христа. Одобрено 6-м Вселенским собором;
5. Исповедание святителя Григория Паламы 1351 г. В этом исповедании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам: Фаворский свет, границы богопознания. Одобрено Константинопольским собором 1351 г.;
6. Исповедание святителя Марка Эфеского на Ферраро-Флорентийском соборе 1439−1440 гг. Обстоятельное изложение православного учения, особенно о вопросах, по которым был спор с католиками: примат папы и «фелиокве»;
7. Исповедание патриарха Константинопольского Геннадия Схолария. Составлено в 15 в. после взятия Константинополя турками. Патриарх Геннадий Схоларий представил это исповедание турецкому султану Мехмету 2 Завоевателю;
8. Исповедание святителя Афанасия Александрийского. Современная наука утверждает, что оно не принадлежит святителю Афанасию. Возникло во Франции не ранее 6−7 вв. Содержит учение о Христе в латинском духе, с «филиокве». В России было широко известно без «филиокве»;