Русская школа догматистов




Русская богословская школа получила своё начало в 1631 г. при основании Киевской Духовной академии архим. Петром (Могилой), впоследствии митрополитом. Настоящая фамилия – Мовиле, по национальности он был молдаванином. Проходил из знатной дворянской молдавской семьи, но жизнедеятельность его связано с Малороссией.

Получил образование в западных школах, где господствовала схоластика. Сама по себе схоластика[10] не является чем-то отрицательным. Это был определенный прогресс в образовании, появилась некая система. Чрезмерная увлеченность философией Аристотеля было заведомо ложным подходом. Схоластика надолго становится чертой русской богословской мысли и тормозит развитие отечественного богословия. По словам проф. Губословского: «чем творить и обогащать, всегда сохраняя отличительный облик в своем православии даже под натиском западных».

Важнейшая дисциплина – догматическое богословие.

1. Православное догматическое богословие. Митр. Макарий (Булгаков). В этой работе он не был вполне самостоятельным, часть мог найти только у западных авторов. Впервые подобный объем материала на русском языке.

2. Архиеп. Филарет Черниговский (Гумилевский). Преемственность и непрерывность догматического учения Церкви. Архиеп. Филарету не удалось показать движение восточной мысли.

3. Свт. Сильвестр Маливанский. Догматические формулы были выработаны постепенно, в результате напряженной деятельности богословской мысли отцов. Истины, глубоко связанные между собой.

Бурные события 20 в. прервали естественный ход развития, но тем не менее даже в эмиграции русские богословы продолжили свою работу. Выдающимися представителями святоотеческой догматики за рубежом были Григорий Флоровский и Лосский. Труд Лосского «Мистическое богословие Восточной Церкви» получил широкое признание. Автор, не вдаваясь в историю богословских споров, смог показать глубину святоотеческой мысли разных веков. В основании догматической системы Лосского легло учение Григория Паламы, это сочинение воспринимается как живое свидетельство православия. В небольшом курсе нельзя было одинаково полно освятить курс догматики. Этот труд считается одним из самых значительных. В данном сочинении заметно влияние предшествующих трудов: прот. Григорий Флоровский, Сильвестр Маливанский.

Понятие о богопознании

Человек сотворен для богообщения и богопознания.

Бог от одной крови произвел род человеческий, дабы они (люди) искали Бога…

Деян. 17:26-28

В контексте Библии «познать нечто» означает изведать на опыте.

Например, познаются страдания:

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Исаия 53:3

Познания сопровождается глубокими изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь – вступить с ним в личные отношения. Познать Бога – божественный призыв, обращенный к человеку. Откликнуться на этот призыв – значит приобщиться к жизни Самого Бога. Сам Господь Иисус Христос говорил:

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Св. Евангелие от Иоанна 17:3

Богопознание не является единичным актом, это бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине. Совершенство совершенных.

Бог – предмет веры. Вера всегда остается верой и лишь до определенного момента может являться знанием. Бог непостижим и всегда надумен. Бог непостижим для человеческого разума, люди могут знать Его лишь отчасти, насколько Он сам благоволил открыть Себя.

Божество в своей сущности недоступно человеческому познанию.

Для нашего благочестия довольно того, если мы знаем, что имеем Бога единого, сущего, вечного, Который всегда подобен Самому Себе и есть Тот же.

Троичность божественных лиц при абсолютном единстве сущности.

Святое Откровение по-разному свидетельствует о непостижимости и непознаваемости Божественного существа. Человеческая природа не способна вынести лицезрения Божественного существа и познать Его.

И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.

Книга Исход 33:20

Апостол Павел видел рай и слышал неизреченные глаголы:

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

Второе послание к Коринфянам 12:2-4

единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Первое послание к Тимофею 6:16

Бог обитает в неприступном свете.

Знание о Боге, совершенство Которого безмерно, превосходит любое наше понятие о совершенстве. По слову Господа Сын познается Отцом, а Отец Сыном.

Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

Св. Евангелие от Матфея 11:27

Дух Святой познается Сыном, а Сын и Отец Духом, ибо того, что в Боге, не знает никто, кроме Духа Святого[11].

Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога…

Первое послание к Коринфянам 2:11,12

Бог может познаваться Богом, без Бога невозможно познать Бога.

Что мы существуем и что знаем Бога – это от Бога!..

Я познал Тебя, но не без Тебя и в Тебе, ибо Ты – Свет, просветивший меня.

Бог открыл людям то, что они могут постигнуть. Отчасти Он сделал это в природе. В Ветхом Завете – через пророков. Самым совершенным образом – в Господе Иисусе Христе. Поэтому два пути к богопознанию: естественный и сверхъестественный.

Прп. Феодор Студит:

Из здешних наземных познаний: одно по естеству…

Естественный и сверхъестественный
пути богопознания

Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследования и взыскания, естественными пользуясь способами и силами, о творении и Виновнике творения, разумеется, сколько это доступно для связанной с веществом души.

Сверхъестественное знание – есть то, которое приходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы или в котором познаваемое сравнительно превышает ум, связанный с плотью, так что такое познание свойственно уму бестелесному. Бывает же оно от Единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым божественной любовью.

Естественное познание может иметь и не просвещенный Христом мир. Сверхъестественное – в исключительных случаях, по Смотрению Божию. При этом естественные силы у просвещенного и непросвещенного различны. У просвещенного они находятся в лучшем состоянии.

Сверхъестественный – посредством святого Откровения, через ветхозаветных избранников и через Господа Иисуса Христа.

Эти два пути не противоречат, но дополняют друг друга. Сверхъестественный путь – восполнение естественного, ибо естественный поврежден грехом.

Цель личности Иисуса Христа – сделать людей способными к познанию истинного Бога, самым явным присутствием показать им присутствие вечного Бога в границах мира сего.

1 Ин. 5:26???

В личности Господа Иисуса Христа явлен истинный Бог и вечная жизнь, а также преподано подлинное откровение Бога и несомненное знание об истинном Боге.

ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Св. Евангелие от Иоанна 1:17

Бог открыл Себя людям сообразно способностям. Из Откровения люди могут разуметь лишь столько, сколько им возможно знать.

Люди могут приобретать знания о Боге, потому что Бог наделил их души способностью к богопознанию. Способность является по природе сверхъестественной, но считается естественной. Степень богопознания соответствует нашей восприимчивости. Все человеческие знания о Боге неадекватны Божиим качествам в их абсолютном совершенстве. Для нашей ограниченной природы эти знания кажутся нам самыми совершенными, но они не являют Бога в Своём существе. Бог недомыслим до человеческой мысли, ибо совершенное знание о Боге принадлежит лишь Самому Богу.

Наше знание о Боге мы получали всегда соразмерно ограниченности человеческой природы и мира. Знания о Боге, получаемые нами из природы, антропологически соразмерны.

Сейчас мы лишь отчасти знаем Бога.

Апостол свидетельствует о богооткровенной истине.

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

Первое послание к Коринфянам 13:12

ибо мы ходим верою, а не видением

Второе послание к Коринфянам 5:7

В природе мы видим отражение Божества, веруя, понимаем Его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: