Вопрос о границах богопознания




Учение о содержании, качестве и объеме богопознания содержится в разработанном виде у тех отцов Церкви, которые боролись с ересью. Гностики – полагавшие во главу спасения знание Бога и знание о Боге.

Отцы Церкви утверждали, что Существо Божие непознаваемое и непостижимое. Опровергая гностиков, изображавших себя полностью познавшими Бога, св. Ириней Лионский говорит:

Бог неизмерим сердцем и необъятен душой.

Святой Ириней Лионский

Каким умом человек постигнет Бога, когда он не в состоянии познать сам ум, которым хочет познать Бога?..

Блаженный Августин

Наши глаза не могут созерцать саму природу света, саму субстанцию солнца, но видя лучи, мы можем понять, насколько велико сияние. Наш разум по своей природе не может созерцать Бога, но способен познавать Отца всех тварей из красоты Его дел и благополучия Вселенной.

Ориген

Если одни еретики были одной крайности, то другие (Маккеониты, Македон и им подобные) впадали в другую крайность, утверждая, что Бог абсолютно недостижим человеческому познанию. Арий утверждал, что познание Бога невозможно. В опровержение этого святые отцы излагали и защищали божественную истину святого откровения, согласно которой Бог может познаваться не в Своем Существе, но в Своих проявлениях.

Бог не познается без Бога. Познание Бога – Воля Отца. Видящие Бога причастны жизни, посему Бог делает Себя видимым, познаваемым, доступным для верующих.

Если Божие существо непостижимо, почему ты тогда о Нем говоришь? Если я не в состоянии выпить всю реку, разве мне не взять от неё столько, сколько мне нужно?

Святой Кирилл Иерусалимский

Евномианская доктрина

Евномий из философии Аристотеля воспринял учение о божественной природе человеческого разума. Разум, имеющий одну природу с Богом, может познавать самые сокровенные глубины Божества – саму Божественную Сущность. Причем не просто познавать, но и выражать самыми простыми словами. Во время творения мира Бог присвоил всему определённые имена. Идеи – имена предметов, идеи – реальные сущности.

Евномий учил, каким именем Бог нарек вещь, таковой она и стала.

Согласно учению Евномия, человеческий разум, будучи божественным, носит в себе совокупность всех имён: у Бога тоже есть своё Имя, как и у всего существующего. Среди множества божественных имён, достаточно найти одно имя, выражающее Бога, всю Его Сущность. Евномий считал таким именем – «Нерожденный». Евномий был крайним арианином. Выбор этого имени он объяснял тем, что всё рожденное получило начало во времени и совершенно неподобно Богу по природе. Нерожденный – сущностное имя Бога, в нём выражена вся человеческая сущность.

Согласно Евномию, Бога можно окончательно познать чисто рассудочным путём. Против его теории восстали каппадокийские отцы.

Святоотеческое учение о непостижимости
Сущности Божией, Божиих действий

Каппадокийские отцы отвергли теорию Евномия. Они отмечали, что не только Божественную Сущность, но и сущность тварных вещей не может быть постигнута умом человека.

Мы не можем сказать, например, в чем состоит сущность муравья или дерева, не говоря уже о человеке и о человеческом мышлении.

Бог не нуждается, подобно человеку, в слышимых словах. Различные наименования вещей – продукт нашего рассудка. Мы даем наименования или некоторым свойствам предметов или для удобства общения между собой вводим случайные для них названия. Сущность творений не постижима для нас.

Если бы вдруг нам удалось проникнуть в сущность вещей, то мы были бы ослеплены творческой силой, создавшей их.

После грехопадения человеку свойственно поверхностное восприятие мира. Энергия ума ослабляется при соприкосновении с мыслимыми вещами. Трудности, которые встают перед человеком при познании тварного мира, бесконечно умножаются, когда человек пытается постигнуть Сущность Божию. Полное познание Сущности Бога означало бы слияния с ним по Сущности. Тогда святые, достигшие этого, были бы богами по сущности, а не по благодати.

Пресущественная Природа Божия не может быть охвачена зрением, ибо удалена от всех вещей.

Григорий Палама

Божественная природа есть как бы море сущностей, неопределенное, бесконечное, простирающееся за рамки познаваемости.

Григорий Богослов

Утверждение, что Бог непостижим по своей сущности, вовсе не означает, что человек не может познавать Его. Не постигая сущности тварных вещей, мы познаем их через их свойства.

Священное Писание много говорит о том, что человек не может увидеть Бога и остаться в живых. В Священном Писании есть свидетельства и о том, что люди видели Бога – праотец Иаков, общение с Моисеем, Иове многострадальном. Особо важное значение для нас имеют следующие тексты:

1 Ин. 3:2

Святые отцы дали следующее разъяснение по поводу таких казалось бы взаимоисключающих положений Священного Писания: Бог невидим и непостижим в Своей Сущности, и в то же время он видим и познается в Своих действиях или энергиях.

Божество как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое познается по одной только деятельности. Нет сомнения, что в сущность Божию разум проникать не может, но зато он постигает деятельность Божию. По деятельности Божией в мире человек знает о могуществе Бога, Его благости и справедливости.

1 Тим. 6:16

Эта святоносная энергия как бы заслоняет от тварных существ Божественную Сущность.

Библейский Богличностен и святые посредством благодати познают Его не как Сущность, а как Личность, вернее как Три нераздельные Личности.

Есть еще одна причина, по которой Божество непостижимо для человеческого духа. Человеческий дух помимо ограниченности помрачен, обезображен грехом, тем самым ослаблена еще более его способность к познанию Божества. Зараженный проказой греха, человеческий ум изуродовал свою богоподобную природу и лишил себя возможности чистого богопознания.

Как пример – разбитое зеркало. Оно не может отразить правильно облик человека. Так и человеческий ум, разбитый в грехе, искаженно отражает Творца.

Весь мир лежит во зле, и природа не представляет собой чистого зеркала, в котором мог бы отражаться Пречистый Лик Всевышнего Творца.

Как же Бог допустил такие явные проявления зла? Потому что растленная грехом человеческим природа искаженно отражает образ Бога. Не Бог является виновником зла, а искажение, возникшее в природе. Человек является главой видимого мира, если нормально не работает голова, с телом тоже не происходит ничего хорошего.

Всяк согрешающий не видел Его и не познал Его. Ин.

Единственная возможность для человека открыть в себе возможность богопознания – очистить себя от греха. Это достигается благодатным возрождением человека и всех его органов познания путём упражнения в евангельских добродетелях.

Очищением себя обретается чистое.

Григорий Богослов

Никто не может приблизиться к Божественной Чистоте, не став чистым.

Григорий Нисский

Бога зрят те, кто способен его видеть, у кого поистине открыты очи души. Хотя слепые его не видят, солнечный свет существует и светит.

С прекрасным по природе Божеством душа вступает в общение по мере чистоты.

Григорий Нисский

Только через свое богоподобие человек может приблизиться к познанию Бога.

Познающий себя познает Бога.

Климент Александрийский

В богоподобии человеческой души святой Василий Великий видит самый надёжный путь к богопознанию.

Все имена, приписываемые Богу, не выражают Его сущность и природу, но лишь то, что к Нему относится.

Непознаваемость Божественной Сущности не предполагает нам преграды в восхождении к Богу, точнее это восхождение бесконечно, поскольку бесконечно Божество.

Полемика 4 века продолжилась спустя тысячелетие. Какова природа энергий, исходящих от Бога: тварны они или божественны? Разрешение этих вопросов – Константинопольские соборы середины 14 в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: