Символические книги православия




Символические книги. Термин возник на западе в эпоху реформации, провозгласившей принцип «только писание».

Отвергнув Предание, они сами придумали себе предание, основанное на мнение отдельных богословов.

Символические книги православия – весьма условно, проникает под влиянием западного богословия. К числу вероучительных книг относятся:

1. Православное исповедание соборной кафолической и апостольской Церкви Восточной. Составлено в 30-х гг. 17 в. митрополитом Киевским Петром (Могилой). Своё исповедание Петр (Могила) представил на Киевском соборе и через два года на соборе в Яссе. Многим участникам соборов оно казалось слишком проникнутым западным духом. В то время приходилось формально принимать католичество, чтобы получить образование. Впервые это произведение увидело свет на латинском языке в Голландии. При патриархе Андриане был сделан перевод на славянский язык. Исповедание – как бы приспособление, адаптация латинского материала и изложения;

2. Послание патриархов православной кафолической церкви православной вере. Утверждено на соборе 1752 г. В основу положено исповедание Досифея, патриарха Иерусалимского. В основном оно православно, но содержит латинские положения.

3. Катехизис православной восточной кафолической церкви Филарета (Дроздова). Написан в 1723 г. с русскими цитатами, в 1724 г. цитаты заменены на славянский, последнее издание – 1839 г. В последнем издании Катехизис более переработан, особенно это коснулось учения об искуплении – удовлетворении Божьего правосудия. В отличие от первых двух книг Катехизис Филарета (Дроздова) отличается в лучшую сторону.

Первые 2 произведения имеют для нас определенный авторитет, но признать за ними непреходящий авторитет мы не можем: произведения более исторического характера.

Бог в Самом Себе, или Бог в Своей сущности

Бытие Бога

Всё своё догматическое учение православная Церковь основывает на богодухновенной вере. Все догматы Церкви являются предметом веры, поэтому Церковь не доказывает догматические истины, а лишь указывает на них, ибо они в своей данности содержат самое высшие оправдание.

Догмат о бытии Бога является изначальным. Евр. 11:6. Этот догмат, как и все прочие, православная Церковь основывает на вере (символ веры начинается с «верую»). Для Церкви бытие Бога — богодуховенная истина, которую нужно принимать на веру, а не предположение, которое выводится логически. Церковь не доказывает существование Бога, а являет его присутствием в себе вечных божественных истин и наличием сверхъестественного в природе и человеке. Все доказательства бытия Бога зародились в светской философии, святые отцы не видели в этом необходимости.

Откровение не пускается доказывать существование Бога, оно являет Его в Его действии. В Откровении не доказывается, что Бог существует, а раскрывает Его дела. В Бытии не говорится о происхождении Бога, в отличие от язычества, где сначала идёт рассказ о происхождении богов.

Вся богозданная тварь обращает наши взоры на Бога Творца. Незримый Бог сделал Себя отчасти видимым в природе, непостижимый Бог сделал Себя частично познаваемым через природу. Рим. 1:19–20. Прем. 13:5. Не только существование природы, но и само наличие человеческой жизни указывает на Бога. Деян. 17:28. Живя в таком мире, исполненном божественного всемогущества, человек не может иметь предлога к неверию в Бога. Бог столь очевиден в Своих делах, что только безумец может отрицать Бога.Пс. 13:1. Афанасий Великий: «Отрицать Бога Творца и Создателя свойственно только не имеющим разума». Отрицая бытие Бога, человек-безумец идёт дальше бесов. Священное Писание свидетельствуют, что даже бесы не отрицают Бога, а веруют и трепещут.

Атеист — человек, обидевшийся на Бога за то, что Его нет.

Свидетельство о Боге представлено не только в окружающей человека природе, но и в нем самом, в его душе. Бог вложил в человека стремление к Богу и способность познания Бога. Природа человеческого существа жаждет Бога. «Царствие Божие внутрь вас есть» — Лк. 17:29. Богообразие души — то, что даёт человеку познавать Бога, что человека делает человеком. В богообразной человеческой душе развито врожденное чувство к Богу. Божественная сила, наполняющая человеческую душу, служит основой желания знаний о Боге. При благоприятных условиях богообразие расцветает в человеке. Пример — человеческое тело. В каждом человеке есть способность к движению: кости, суставы, мышцы. Но если человека положить на постель, он вскоре теряет способность к движению. Другой пример: если человека на длительный срок поместить в тёмную комнату, куда не попадает свет, он потеряет способность к зрению.Богообразие души содержит тот божественный свет, который преподается и просвещает «всякого человека, грядущего в мир», чтобы человек, ведомый этим светом, смог обрести Творца мира. Григорий Богослов: «Разум дан нам от Бога, чтобы нас через видимую природу привести к Богу». Все доказательства бытия Бога не могут в догматике православной Церкви иметь ценности реальных доводов, поскольку основаны на принципах зараженного грехом человеческого разума. Как божественная реальность это истина не зависит от трактовок, от работы разума. Плоды логики насколько открывают Бога, настолько и закрывают: на любое доказательство можно найти опровержение.

Так как догмат о бытии Бога — вечная истина, то свою силу он почерпает из Откровения. Научным путём в строгом смысле этого слово бытие Бога доказать нельзя. Позитивистская наука занимается фактами, доступными чувственному восприятию. Бог не может быть объектом научного исследования. Недоступный для научных средств познания Бог аналитическим путём не может быть ни познан, ни доказан. Бог не может быть производным от доказательства. Бог в своей бесконечности непостижим для человеческого разума, недосягаем для все средств, к которым прибегает человеческий разум. Иоанн Дамаскин: «Бог не есть что-либо из существующего, не потому, что Он совсем не существует, а потому, что Он выше всего существующего, даже выше самого бытия. Ибо знание предметом имеет то, что существует, следовательно, что выше знания — выше того, что существует». Бога святые отцы называют безыменным, многоименным, надименным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: