Краткий обзор антитринитарных ересей




С древнейших времен церковное учение о Святой Троице стало камнем преткновения соблазна для всех тех, кто мерой человеческого разума стремился постичь богооткровенную истину. Учение Церковь хранила в религиозном сознании своих членов, после сформулировала догмат, чтобы обеспечить единство православной веры. Когда в Церкви возникали те или иные еретические учения, Церковь отвечала на это более ясным и полным раскрытием того момента учения, который подвергался нападкам.

В Евангелии дано учение о Святой Троице, но оно очень краткое. Святые отцы в ходе борьбы за истинную веру развили его, засвидетельствовали и утвердили. Из своего духовного опыта они выносили евангельские истины против всякого заблуждения, и их подвижническая жизнь делала победу истины над заблуждением.

Догматическая наука в основном подразделяет истории антитринитарных ересей на 3 периода:

1) От Керинфа до Ария. Период первых трех веков до Вселенских соборов. Охватывает время, в которое христианское учение ставилось в противовес иудаизму, гностицизму и греческой философии. Одни не различали в Божестве никаких лиц: Керинф, эвиониты (1 в.); Феодот и Артемон (2 в.). Другие считали Иисуса Христа и Святаго Духа эманациями Божества, ниже, чем Сам Бог, — гностики. Третья группа считала, что три Лица — проявления Одного и того же Бога: Праксей (2 в.); Моэт, Савелий и Павел Самосатский (3 в.).

Керинф был современником св. Иоанна Богослова, родом он был еврей. Выше всего существует верховный Бог, но мир сотворен не им, а Демиургом — некая обособленная сила, удаленная от Верховного Бога и не знающая Его. Иисус рождён как и прочие люди естественным путем, прочих людей он превосходит в праведности и разума. После крещения на Иисуса-человека сошёл Христос в виде голубя, тогда Он смог возвещать о духовном невидимом Отце и совершать чудеса. В конце концов Христос как существо, не подверженное страданиям, оставил Иисуса, который пострадал и воскрес.Керинф так же учил, что Бог евреев был не Богом, а одним из ангелов.

Эвиониты принимали христианство как реформированный иудаизм. По их учению существует единый Бог. Иисус — обычный человек, рождённый от Иосифа и Марии. Точно исполняя заповеди, Иисус стал Христом и таким Христом может стать каждый. Практика обрезания необходима для спасения. Из Нового Завета признавали только евангелие от Матфея, отвергали апостола Павла и его послания, потому что считали его отступником от закона.

Феодот Кожевник (2 в.). Он был ученым человеком, во времена гонений отрекся от Христа и дабы скрыть позор он ушёл из Византия в Рим. В Риме, желая оправдаться, он заявил, что отрекался от Христа только как от человека. Иисус для него обычный человек, на Него в крещении сошёл Христос, но это не сделало Иисуса Богом.

Артемон (2 в.). Учил подобным же образом: отрицал Божество Господа Иисуса Христа, ипостасность Сына Пресвятой Троицы.

Гностики придерживались более сложного мировоззрения. Гностицизм возник ещё в апостольскую эпоху, с ним спорил Иоанн Богослов. Гностицизм стремился превратить христианство в религиозную философию. В то время основным направлением философии был неоплатонизм, и в сущности гностицизм является еретической попыткой приспособить христианство к философии неоплатонизма.

Основные положения гностицизма:

1. От вечности существует один верховный Бог, Он — полнота совершенства и блаженства, источник всего. От него эманировали существа — эоны, которых Он ограничил и в каждом из которых проявил некоторые Божественные свойства. Эоны, зная переход от бесконечного к конечному, сотворяли других существ, ещё менее совершенных, чем они сами. Материю гностики считали некой греховной скверной. Видимый материальный мир стал существовать так: ближайший к Божеству эон (София, Премудрость) пал и отторгся от верховного Бога и погрузился во мрак. Тогда мятежный сын Софии Демиург сотворил материальный мир, он и является Богом Ветхого Завета. А Бог Иисуса (Бог, которому поклонялся Иисус, это не Бог Ветхого Завета) отличен от него и более возвышен. Положено начало дуализма: с одной стороны — свет и добро, с другой — материя и зло. Человек состоит из того и другого. Вытеснить материю из человека — высшее совершенство, которому препятствует Демиург. Чтобы сковать злое действие Демиурга, помочь человеку освободиться от уз материи и Демиурга, один из главных эонов пришёл в мир как Спаситель человечества. Он соединился с Иисусом, крещаемым в Иордане, и соделал Его Христом. Миссия эона была двоякой: освободить падшую Софию, а настоящей целью было сообщить людям некое тайное знание. С помощью этого знания, сохраненного в гностическом предании, более высокие люди освобождаются от земных оков и возвращаются в царство света. Смерть Христа — дело злого Демиурга, но перед распятием небесный эон оставил Иисуса, поэтому распятое тело не имело для человека ничего положительного в плане спасения. Эон с падшей Софией вернулся к Богу и тем самым восстановил гармонию в природе. Либо Христос был просто человеком, либо Его тело было мнимым. В гностицизме искупитель, спаситель всегда отличен от исторического Иисуса, Он не более чем учитель, который передал своим ученикам гнозис, с помощью которого спасается человеческое естество.

Близко к гностицизму стоял мыслитель Маркион. Он развил своё учение, как и гностики, на принципе дуализма: существует Бог Ветхого Завета, который сотворил мир, он строг, суров и непостоянный. Бог Иисуса выше Бога Ветхого Завета. Христос хотел сделать мир лучше. Маркион полностью отрицал Ветхий Завета. Распятие Христа — символ искупления людей от Демиурга.

Монархианство. В конце 2 в. появилась ещё одна тринитарная ересь, которая была так же разбита на несколько направлений: модализм и догматизм. 1. Представляет Христа обычным человеком, даже вые пророков. Другие видят 3 Лица как образ проявления Бога. Начальником можно назвать Феодота Кожевника с учениками. Бог един не только по природе, но и по лицу и существу.Патрипассионизм — Отец есть Тот, кто стоял. Христос же говорит: «Я и Отец одно». 2 лица, но одна сила. Не подверженный страданиям называется Отцом, а страдающий за нас и оставленный Богом — сын.

Бог в Самом Себе — чистая манада. В Ветхом Завете Бог является как Отец Законодатель, в Новой — как Сыг Спаситель. Лица — три формы Одного Бога. Лица возвращаются в Божественную манаду, куда уже возвратились Отец и Сын, чтобы Бог был всё во всём.

Павел Самосатский — антитхийский епископ. Против него созывались несколько соборов, последний отлучил его от Церкви как еретика. В Богу существует лишь одна личность, одно лицо, но тем не менее в нём можно различать разум (Логос) и мудрость (Софию). Логос и София не имеют собственной природы, естества. Иисус — только человек, Он от нижних. В итоге Иисус соединяется с Богом. Страдания Христа делают Его драгоценнее всякого сокровища. Бог рождён от Девы, явлен в Назарете.

2) От Ария до Социна, до начала реформации.

Наиболее мощной антитринитарной ересью в Церкви явилось арианство. Своим учением пресвитер Арий (умерший в 336 г.) настолько возмутил Церковь, что в 325 г. был созван первый Вселенский Собор, который осудил Ария и сформулировал окончательно церковное догматическое учение о Сыне Божием в символе веры. Второй Вселенский собор сформулировал учение о Святом Духе. Мы знаем учение Ария только в пересказе полемистов, книги уничтожались.

Арий говорил, что Бог Один, только Он нерожден, безначалени, вечен, непостижим, не имеет Себе равного, не может Свою сущность передавать другим. Бог не всегда был Отцом, было время, когда Он был Один и не был Отцом. Бог хотел сотворить мир, поэтому создал высшее творение, которое на это способно. Слово — посредник между Богом и миром. Но и Слово не вечно и не совечно Богу, Оно сотворено из ничего. Слово прежде всех творений, прежде времени и прежде веков. Слово начало существовать из ничего и было, когда Его не было. Слово сотворено. Оно не одной сущности с Отцом и не обладает Его свойствами. По Арию Сын Бога не по природе, но по благодати. Слово и Премудрость применяется к Иисусу, но лучше надеть тапочки. Слово не единосущно с Богом. Слово обладает меньшим знанием, чем Бог Отец. Развившись, Слово стало достойны. Христос не всецело Бог, но Существо, подверженное страданиям.

Учение Ария о Святом Духе смутно. Дух — существо самостоятельное. Святой Дух бесконечно далёк от остальных. Когда начались дискуссии по поводу учения Ария, оно было осуждено.

Позже православные и ариане приближались.

Полуариане избегали главного термина символа веры. Вместо единосущный они использовали подобосущный. Христос подобен Отцу по сущности и по существу.

Маркел. Необходимо прежде всего утвердить единство Бога. Существует манада, из которой исходят триады. Невоплощенное Слово не есть Сын, оно просто Слово. Слово само всё сотворило. Слово было Богом. Только после воплощения Слово становится видимым. Во Христе Слово стало и истиной и словом Божиим. Плоть Богу не приличествует. С момента воплощения Слово стало Сыном — 1-е расширение, Дух Святой — 2-е расширение.

Последователи арианства: Аэтий и Евномий, представители левого арианства. Негативной стороной превзошли всех остальных Ариан. Всё рождённое Богом не может быть подобным Богу по существу. Сын — иносущный, неподобный. Сын подобен Отцу лишь в нравственном отношении, но не подобен Ему по сущности. Всё его преимущество — Он первый, после Бога.

Видным представителем ариан был епископ Македоний. Он объявил, что Дух Святой — творение Сына, поэтому Он ниже и Отца, и Сына. Дух Святой — то же самое, что ангелы, как таковой Он не может называть себя Богом. Македонианство было осуждено на 2 Вселенском соборе.

Тритеисты — троебожники. Они учили, что Отец, Сын и Дух — три обособленных божественных лица, три сущности. Главным представителем тритеизма был Иоанн Фелапон. Из тритеизма возник тетратеизм (есть ещё некая сущность, из которой все лица черпают начало).

В Символе веры Церковь раз и навсегда сформулировала догматы о Пресвятой Троице.

3) От Социна до настоящего времени.Левий и Фауст Социны, социнианы.

Полностью отвергают догмат о Пресвятой Троице как нечто полностью несогласуемое ни с Писанием, ни с рассудком. Бог по их мнению не может делиться на лица, Бог — только Отец. Сущность Божества не может соединяться с человечеством. Если предположить, что Сын Божий существует как отдельное лицо, невозможно представить единство двух существ во Христе. Иисус Христос — обычный человек, но зачатый в Деве, поэтому свободен от греховных наклонностей. Дух Святой — сила, энергия Божества. Иисусу было сообщено особое высшее знание, дабы лицезреть Бога. До проповеди Он был вознесен на небо, где приобрел знание, которое должен был донести миру. За Своё послушание и безгрешную жизнь вновь взят на небо, Ему вверено управление миром, поэтому Ему подобают божественные почести. Его воскресение было исключительно делом Божиим, новым рождением, после которого Он действительно стал новым творением, свободным от смерти и несовершенств. После воскресения Его следует почитать как Бога, но не стоит упускать из вида, что Он по-прежнему уполномоченный божественный Посланник.

Арминий, арминиане. Во второй половине 16 в. они фактически реанимировали арианство. Не отвергнув полностью догмата о Святой Троице, они учили, что Отец и по порядку, и по власти, и по достоинству, выше прочих лиц. Только Отец имеет божественное совершенство, Сын и Дух получают его от Отца.

Сведенборг, протестантский скандинавский мистик (18 в.). Сведенборгиане учат, что Иисус Христос — единый Бог неба и земли, в Нём — Божественная Троица. Сам Бог Иегова сошёл с неба как божественная истина, которая есть Слово, воспринял человеческое естество, дабы установить порядок в мире и Церкви. Возвратился на небо в прославленном человечестве, все верующие в Него будут спасены.

Нашлось проявление и у философов: Кант, Шеллинг, Гегель и другие рационалисты. Кант признавал одного Бога, но отрицал троичность, считал Иисуса Христа человеком. Шеллинг в своей философской системе отстаивал мнение, что абсолют идеален и реален, Сын Божий — бесконечность, проявляющая в конечности, Дух Святой — начало, возводящее конечное в бесконечное. Бог не столько реальная Личность, сколько философская система. Эта же модель проявилась у Гегеля: он рассматривает Божество как чистую идею, Бог от вечности Самого Себя изучает и познаёт — рождает Себя как Сына и сознаёт Себя единым. Ни Сын, ни Дух не являются какими-то отдельными личностями Божества. Идея — Отец, природа — Сын, дух, самосознание — Святой Дух. Классическая система пантеизма. Рациональное познание этой идеи. Философия — высшее самопознание, религия стоит ниже. Выше всех философских систем ставил собственную систему. Сам Гегель не был атеистом, у него были религиозные последователи. Гегель утверждал, что его систему понял только один ученик, и тот неправильно.

Filioque

Ересь родилась после эпохи Вселенских соборов, в основном обнаружилась она на западе, в католической церкви.

Идея в том, что Святой Дух исходит от Отца и Сына как единого источника.

Начало берет в Испании, хотя некоторые идеи находятся и у блж. Августина. Исторически возникло в середине 6 в. среди христиан Испании — etFilio, Filioque (союз добавлен в конце слова — «Сын и»). В Испании было очень сильно распространено арианство. Чтобы во всем уровнять Отца и Сына, была предложена идея с изведением Святого Духа от одного источника. Особый вклад внёс епископ Исидор Сивильский (6 в.).

3-й Толлетский собор (589 г.): участники собора внесли в Никейский символ веры слова «и от Сына».

Это учение распространялось в Испании, чему способствовали Толлетские соборы. Filioqueвызывало большие споры на востоке и на западе.

В конце 8 в. галлы под предводительством Карла Великого завоевали часть Испании, стали в Галлии вводить символ веры с прибавлением. Это вызвало сопротивление людей с более ярко выраженным вселенско-религиозным сознанием. Карл Великий был пламенным сторонником filioque, считал себя вторым Константином, был человеком образованным. Это оказывало значительное влияние на распространение и принятие символа со вставкой.

На востоке символ со вставкой стал известен в 9 в. Галликанские монахи приехали поклоняться святым мощам в Иерусалим, употребляя свой символ веры, за что были названы еретиками.

Собор в Аахине. Председательствовал сам Карл, большинство высказалось за filioque. Папа Лев 3 принял filioque, но решительно отверг прошение послов внести filioqueв символ веры.

Вставки filioqueв символ веры были приняты на западе в качестве догмата. Эту вставку в символ приняли и все отделившиеся от католической церкви во время реформации.

Происхождение римо-католического учения можно отчасти обнаружить в учении Амвросия Медиоланского, но более в учении Августина. Амвросий Медиоланский дважды говорит об исхождении Духа и от Сына, но делает это без пояснений. По блаженному Августину, Дух исходит от Отца преимущественно, но так же исходит и от Сына. «Начало всей Божественности — есть Отец, следовательно, исходящий от Сына исходит и от Отца». Однако исхождение Духа от Сына он считал своим собственным богословским мнением.

Аргументы в пользу того, что filioqueимеет основание в Священном Писании: Ин. 15:26 — «Я пошлю вам Духа от Отца». Римо-католики рассматривают здесь вечное исхождение Духа от Сына. Римо-католическое понимание подобных слов Спасителя полностью искажено, произвольно натянуто и неточно. «Исходит» — время настоящее, «пошлю» — будущее, что свидетельствует о вечном исхождении Духа от Отца, Христос после вознесения посылает в мир Святого Духа для спасения человеческого рода.

Ин. 16:15: «Всё, что имеет Отец, моё». Если Отец имеет свойство исхождения, то его же имеет и Сын. Правильно понимать: Сын по существу имеет всё, что Отец, кроме личных свойств, которыми они только отличаются один от другого. Если бы смешивались личные свойства, Троица не была бы Троицей. Почему тогда не следует из этой фразы то, что Сын так же обладает нерождённостью и способностью рождения Сына?

Ин. 14:26. Ин. 16:13–14. Эти слова Спасителя говорят не о вечном исхождении Духа, а о Его вечном действии. Дух истины не от Себя говорит, но из общей сущности Божества. Божественная истина одна, Дух возвещает то же самое учение, что и Сам Спаситель. Здесь нет подчиненности Святого Духа Сыну. Речь идёт не о вечном исхождении, но о Его внешнем действии к миру.

Апостолы именуют Святого Духа «Духом Сына», «Духом Христовым» — здесь следует понимать единосущие. По принципу единосущия Дух принадлежит Сыну. 1 Кор. 1:12.

Римские богословы ссылаются на некоторых восточных отцов, которые были до патриарха Фотия.

Сын именуется носящим Святого Духа, но не изводящим Его. (Афанасий Великий)

Григорий Богослов говорит о Сыне как отблеске Отца, а Духа как отблеске Сына. Очевидно, что свт. Григорий говорит о единосущии лиц. При этом он пишет: «Един Святой Дух, исходящий от Отца».

У Григория Нисского есть учение о «просиявании Святого Духа через Отца и Сына». Употребление выражения «через Сына» не имеет у св. Григория никакого обоснования в исхождении Святого Духа. Отец мыслится нерожденным, безначальным и всегда Отцом. Через Сына и с Ним понимается совместно и Дух Святой.

7 в., прп. Максим Исповедник: «Они [западные христиане] не считают Сына причиной Святого Духа, причина — Отец, но они это [и от Сына] говорят, что Дух через Него посылается».

Иоанн Дамаскин: «Святой Дух — Дух Отца, Он исходит от Отца. Он и Дух Сына, потому что исходит от Отца через Сына».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: