Подразделение божественных свойств




Происходя из одного источника, все божественные свойства не могут подразделяться на высшие—низшие, абсолютные—относительные. Каждое из них само по себе и во всех остальных. Между ними нет соподчинения. В своей таинственной сути свойства не могут противоречить друг другу. Каждое божественное свойство согласно со всеми и все с каждым. Они действуют в полном согласии.

Когда некоторые свойства Божии нам кажутся более важными, это бывает от того, что такими их воспринимает наше мышление. Все свойства равносущественны и важны.

Распределение на основе человеческого опыта познания.

В человеческом духе мы различаем существо духа и силы духа. Дух и проявления духа, силы души (разум, воля, чувства). По аналогии с этим и в Боге мы можем различать Божие существо и Его силы. Свойства Божии: свойства Божества и свойства Его сил (разума, воли, чувства). Любая классификация в основе имеет более понятно для человеческого разума создать некую схему свойств Божиих. Свойства Божьего существа можно назвать ещё общими свойствами, а свойства ума, воли и чувства — особенными. Общие Божие свойства: самобытность, неизменность, вечность, вездесущие, духовность. Особенные свойства Божии: ума — всеведение, премудрость; воли — свобода, всемогущество, святость, праведность; чувства — блаженство, любовь.

Общие свойства Божьего существа

Самобытность

Божие свойство, означающее, что Бог обладает полнотой жизни и всеми совершенствами и как Таковой существует от Себя, Собой и в Себе и для Своего бытия не имеет потребности ни в ком и ни в чем внешнем. Бог обладает совершенной полнотой бытия, не оскудевая ни в чем. Всему сущему Он дает бытие, поэтому всё зависит от Него — Единого, Независимого.

Это свойство особенно подчеркивается в Ветхом и Новом Заветах. Опыт пророка Моисея: «Аз есмьСый» — Я Тот, Который есть (перевод с греческого).Сый — имя Божие, еще и потому, что оно более свойственно Богу. Самое главное имя Бога — Сый, ибо Бог содержит в Себе полноту бытия.

Содержа в Себе всё бытие, Бог объемлет всю жизнь, будучи единственным источником жизни. Бог — начало, центр и периферия всего сущего, ибо всё из Него, Им и к Нему.

Неизменность

Свойство Божие, означающее, что Бог недоступен переменам и изменениям, ибо Он всегда Один и Тот же в Своей полноте и самобытности. Неизменность равносильна самобытности: Бог неизменен, ибо Он абсолютная полнота Бытия, ничего не заимствует от кого-либо, чтобы существовать вечно.

Богу свойственно все подавать все блага, ни от кого ничего не требовать. Будучи всесовершенной полнотой бытия, Бог не переходит из одного бытия в другое, всегда равен Себе во всём.

Вечная неизменность — свойство не только сущности, но и всех действий Его воли. В Боге невозможно никакое изменение, Он абсолютная полнота всех совершенств. Мал. 3:6. Изменения свойственны существам не самобытным, имеющим начала и идущим к концу. Бог самобытен и не изменяется ни в существе, ни в свойствах, ни в действиях. Бог в отношении к созданной твари всегда Тот же и неизменен.Пс. 101:26–28.

Всё изменяющееся своей переменой свидетельствует о том, что оно сотворено. Божия неизменяемость — не есть окамененная неподвижность. Божие существо — жизнь.

Как сопоставить рождение Сына и исхождение Духа при Божией неизменности? Бог Отец рождает Сына Сам из Себя, без чьей-либо помощи, причем рождает вечно и без ущерба для своей неизменности. Отец никогда не существовал без Сына, ибо не мог называться Отцом. Подобное рассуждение об исхождении Святого Духа.

Произошла ли перемена в неизменной природе Святой Троицы после воплощения Сына Божия? 2 естества в Господе Иисусе Христе соединены не только нераздельно и неразлучно, но неслиянно и неизменно. Монофизитство.

Как Божию неизменность примирить с сотворением мира? В отношении к Богу создание мира — не есть что-то случайное. Идея создания мира существовала в Боге от вечности. Сотворение мира — осуществление вечных решений Божией воли. Тварь сотворена не из сущности Божией, но по воле Его.

Вечность

Божие свойство, характеризующее Бога как существо безначальное и бесконечное, Которое превыше прежде и после времени. Бог не зависит от времени, не ограничен временем. Время — близнец пространства, человек не может представить одного без другого. Время фиксирует изменения, происходящее у существ от начала к концу. Время так же имеет свою смерть (об этом свидетельствует книга Откровение). Мы видим время как введение в вечность. Время обретает в вечности свой смысл и свою полноту. Бог не только прежде и после времени, но и во времени, хотя ничем от него не зависит.

Самобытность проявляет себя в вечности. Бог — начало и конец в том числе и течения времени. Бог — прежде всякого начала и после всякого конца. Божию вечность ничем нельзя измерить, даже приблизительно. 2 Пет. 2:8.

Как Творец времени, Бог властвует временем, Он — Царь веков. В прямом смысле слова вечен только Бог, так как он не имеет ни начала, ни конца.

Бог рассматривает человеческое прошлое как прошлое, настоящее как настоящее, будущее как будущее.

Вездесущность

Бог всецело присутствует везде, всегда и на всяком месте непостижимым для человеческого ума образом. Бог никем и ничем не может быть объемлем. Бог во всём и превыше всего. Как абсолютная полнота бытия Он присутствует везде, даже в пространстве, ибо Его там отсутствие означало бы неполноту.

Пантеизм: Бог и мир — одно, Бог имманентен миру. Деизм: Бог абсолютно трансцендентен миру, Часовщик, сделавший часы и оставивший свою работу. Деизм — шаг к атеизму. Панэнтеизм: Бог творит мир как некое проявление Своей сущности, через мир Он осознаёт Себя Самого. Библейская вера говорит, что Бог одновременно имманентен и трансцендентен миру. Он пребывает везде и всегда, но Его ничто не может ограничить.Иер. 23:23–24. 3 Цар. 8:28. Бог недалеко от каждого из нас, ибо Им мы живём, движемся и существуем. Бог над всеми, через всех и во всех нас.

Бог особенно присутствует на небе, в храме, в человеке и в местах Его особого явления людям. Местом Божиим называется то, что более доступно Его благодати. «Бог везде — ведаем, но как — того не разумеем» (Иоанн Златоуст).

Духовные Божии чувства

В Духе Божием как и в духе человеческом помимо ума и воли существуют ещё и чувства как Его силы. Обычно в Священном Писании называется Божиим сердцем. Все подобные выражения нельзя понимать в антропоморфическом смысле, но как слова, приспособленные для человеческого восприятия. Вечность, самобытность, вездесущие, свобода — все те качества, которые присущи Божественному существу.

Блаженство

Постоянное, непрестанное, непреложное, вечное Божие самоощущение, происходящее от переживаний всех божественных совершенств как сущности Его бытия. Бог обладает совершенным блаженством, нося в Себе полноту всех совершенств. Совершенная и неизменная гармония всех свойств Божьего существа делает Его совершенно блаженным. 1 Тим. 6:16. Божие блаженство — непрестанное, непрерывное состояние, не зависящее не от чего внешнего, оно не может изменяться. Имея все вечные блага в совершенной полноте, Бог всегда блажен, не зависимо от того, почитают Его люди или не почитают. Иов. 35: «Если согрешил, что сотворишь Богу? Если и много беззаконновал, что можешь сотворить Ему?» Бог совершенно не нуждается ни в каком человеческом служении. В Своих проявлениях Бог в сферах мира конечного является источником блаженства для всех тварных существ.

Любовь

Существенное свойство Божьего чувства, которым Бог живет в Себе. Бог не только имеет любовь, но и Сам есть Любовь. 1 Ин. 4:8. Любовь побудила Бога к сотворению мира, промышлению о мире и спасению мира. По любви Бог сотворил мир, чтобы своим созданиям дать удел Своих совершенств, насколько они способны их принять и усвоить. Бог непрестанно промышляет о мире, наставляя существа. Бог посылает в мир Своего Единородного Сына, дабы Он спас мир. Ин. 3:16. Любовь проявляется как совокупность, союз всех совершенств, преображая каждого человека из смертного в вечное, из тленного в нетленное.

Единственность

Бог есть Один и Единственный, иначе не может быть, потому что если бы помимо Бога был ещё кто-то, Ему равный, Он был бы не абсолютным, но относительным — Он не был бы Богом, ибо если Бог не один, то Он не существует. Понятие об абсолютном предполагает понятие об одном, два и более абсолютов существовать не могут, потому что тогда они не будут абсолютами. Вера в единство Божества — основной догмат святого Откровения. Эту истину Церковь выразила начальными словами символа веры: «Верую во Единого…» Основная божественная истина ветхозаветного откровения — вера в одного-единственного Бога и Господа, душа всех прочих ветхозаветных истин. Избранничество Израиля — следствие веры в одного Бога и Господа. Яхве — не верховный Бог богов, но один и истинный Бог. Втор. 4:39. Истину об одном-единственном истинном Боге содержит и первая заповедь, данная Моисею. Впоследствии пророк Моисей возвещает Израилю: «Слыши, израиль, Бог един!» «Я первый и Я последний, кроме меня и нет Бога, прежде не было и не будет» (Исаия). Ветхозаветное учение обретает полноту в новозаветном откровении. Сам Господь свидетельствует, что из 10 заповедей первая — большая (Мк. 12). Ин. 17:3. Святые апостолы пламенно распространяют эту веру, доказывая, что язычество — плод пораженного грехом человеческого ума. Насыщаясь истинами Иисуса Христа, апостолы проповедуют, что есть один истинный Бог, Бог не только евреев, но всех. Священное Предание так же изобилует свидетельствами о единстве и единственности истинного Бога. Святые отцы считают единственность единственно возможной. Бог бесконечен бесконечной единственности. Бог един, но не так как один предмет среди сродных себе предметов, а единственный исключительно, безгранично един, вместо Него и кроме Него не может быть другого истинного бога. Как абсолютная единица, Бог один и единственный, Он не может разделяться и казаться сложным. Мир един, но не многие — это доказывает единство Творца. Бог промышляет о мире, управляет им. Многоначалие есть безначалие. Святые отцы отвергали многобожие и двубожие как совершенно нелогичное. Если бы был ещё один бог, то борьба между ними уничтожила и добро, и зло.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: