Тринитарные споры 4 столетия. Арий




Учение Ария: Бог один, безначален, не имеет Себе равного. Он не может Свою сущность передавать другим и разделять с кем-либо. Своё существо не может передавать никому и ничему тварному. Всё, сущее вне Бога, сотворено из ничего по воле Божией. Бог не всегда был Отцом, но было, когда Бог не был Отцом. Этот Бог хотел сотворить мир, для чего создал Посредника — Логоса. Он прежде всех веков. Слово не совечно Богу, ибо Оно сотворено из ничего. Оно начало существовать, когда было сотворено. Слово не из Божией сущности, но существует по воле Божией. «Рожденное, родилось, родившись»: Слово — Сын Божий по благодати, Бог соделал Его таковым, предвидя Его поступки. Слово — одна из многих сотворенных сил, используемых Богом по Своей воле. Бог чужд Ему по сущности. Знания Сына не совершенны, ибо по существу Он изменчив, как и все люди. Слово не имеет знания ни о Боге, ни о Себе Самом. Слово удостоилось славы, почитания и самого имени Бог. Христос обожился благодатью.

Учение Ария о Святом Духе смутно. Дух — существо самостоятельное, Он бесконечно далёк от двух других лиц. Не имеет той же сущности и той же славы. Дух сотворён Сыном и Ему подчиняется.

Борьба с арианством: свт. Афанасий Великий, великие каппадокийцы.

Сын создан, чтобы через Его посредство Им могло прийти в бытие и всё прочее.

Для создания Сына потребовался бы свой посредник, и так до бесконечности.

Осуждение арианства — 325 г., 1-й Вселенский Собор, Никея. Составление никейского символа веры: омоусиос — единосущный и другие термины, не входящие в Писание.

Омиусианство. Анкирский собор 358 г. Омиусиане отвергали термин «единосущный». Омиусиос — подобный по сущности. сущность Сына подобна сущности Отца.

Писание о Слове:

1. Оно было в начале (было в Отце потенциально);

2. Оно было у Бога (действительно, как энергия);

3. Слово — Бог.

МаркеллАнкирский: Грешный человек, сроднясь со Словом, стал бессмертным.

Аэтий и Евномий. Бог — существо простое и единое, всецело доступное к познанию.

Сын подобен Отцу в нравственном отношении, но не в телесном.

Указание на троичность лиц в Ветхом Завете: указание на лицо Святого Духа с различением Его от лиц Отца и Сына

На лицо Святого Духа указывают: Быт. 1:2: «Дух Божий носился над водою»; Зах. 7:12, 2 Цар. 23:2. Мессианские пророчества: Ис. 48:16, Ис. 61:1, Пс. 32:6, Пс. 50:13, Пс. 103:29–30, Пс. 142:10, Пс. 147:7, Неем. 9:20, Иов. 33:4, Иов. 27:3, Дан. 4:6, Иоиль 2:28, Ис. 44:3, Иез. 36:27.

Тринитарные споры 4 столетия. Великие каппадокийцы. Троичная этимология

Великие каппадокийцы привели четкую терминологию.

Василий Великий: разграничение понятий сущность и ипостась. Ипостаси отличаются между собой личными ипостасными свойствами.

Личность — новый термин, которого не знал античный мир. Личность не является частью природы. Согласно учению, личность — ипостась бытия.Введено в позднейшее время. В античности был термин «лицо» («просопон»).

Македоний. Дух Святой ниже Отца и Сына. Ересь осуждена на ІІ Вселенском соборе.

Свидетельство Нового Завета: указание на троичность лиц без указания на их различие

Три лица — единое Божество.

Лк. 1:35.

Вся проповедь Спасителя свидетельствует о Божестве ипостасей.

Крещение Господа в Иордане.

Монархианство

«Мы чтим монархию в Троице». 2 вида монархианства:

1. Динамизм (адопцианство, феодотиане). Священное Писание нужно исправить, составляли свои тексты церковных книг. Признавали рождение от Девы, но не считали Богочеловеком. Сила снизошла на Иисуса так же, как нисходила на пророков. Логос и человек — различные природы. Их соприкосновение — не более дружбы.

2. Модализм. Модалисты исходили из следующих предпосылок. Христос несомненно Бог, чтобы не было двубожия, следует как-то отождествить его с Отцом. Савелианство. Отец и Сын различны как два аспекта. Монада — Бог молчащий, Бог вне отношения к миру. Отец создал мир и даровал синайское законодательство. Во всех модусах действует единый Логос. Модус Святого Духа тоже имеет свой конец. В 3-м в. учение Савелия было осуждено.

Свидетельства Нового Завета: указание на различие божественных лиц

Новый Завет ясно показывает, что Бог триипостасен. Ипостасное различие между лицами постоянно подчеркивается в откровении. Ин. 16:28. Богочеловеческая деятельность — единое дело Отца и Сына. Сохраняется единство сущности. Никакие страдания не могли нарушить единосущия.

Различие между лицами Отца и Сына — о Господе, как об истинном, едином и единородном Сыне Божием. Мф. 3:17, Кол. 1:13, 1 Ин. 5:20. Также подчеркивается различие со Святым Духом. Рим. 8:9, Гал. 4:6.

Сущность учения о единосущии лиц Пресвятой Троицы

Три лица — суть единое Божество. Сын — есть Бог. Так же и Дух Святой. Не три Бога, но одно божественное Существо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: