Тратака (созерцание одной точки)
Созерцание кончика носа очень полезное упражнение; сенсорный участок коры головного мозга, представляющий муладхару, связан с носом. После некоторой практики две линии носа сольются в одну. Удерживайте взгляд на кончикe, сконцентрируйтесь на самом дыхании и на сопровождаемых его звуках, полностью погрузитесь в этот процесс. Постепенно время выполнения упражнения доведите от 1 минуты до пяти, учитывая собственное самочувствие. Созерцание букв ОМ красного цвета помогает пробудить как муладхару, так и аджну одновременно.
Расположение и концентрация
Примите сидячую позу сидхасана. Сконцентрируйтесь на всем теле в течение некоторого времени, затем направьте внимание на контактную точку между пяткой и промежностью. Используя воображение, воспользуйтесь описанием ее местоположения в начале книги.
Трибандх
Сделайте мулабандху (замок в основании), уддuяна бандху (замок в пупке) и джаландхара бандху (замок в подбородке) с nранaямой (задержкой дыхания). Внимание должно оставаться на точке, дающей пробуждение муладхары. Длительность упражнения зависит от ощущений комфортности выполняющего.
По причинам, указанным ранее, одновременно с муладхарой следует выполнять упражнения по пробуждению аджны.
СВАДХИСТАНА ЧАКРА
Свадхистана-чакра (тазовый центр) лежит в основании позвоночника. На ощупь это маленькая округлая косточка сразу над задним проходом на уровне копчика. Есть мнение, что она «подвешена» от манипyра-чакры на своего рода нити, как ее спутник, над гениталиями.
На санскрите «сва» означает «собственность», а «адхистана» означает «жилище», поэтому «свадхистана» означает «собственное жилище». Она связана с репродуктивной и мочеполовой системами: с предстательной железой у мужчин, а у женщин - с маткой и влагалищем.
Эта чакра соответствует интеллектуальности, творчеству, вдохновению, высшему знанию и эстетике. Она отвечает за почки, печень, селезенку, поджелудочную железу и матку. Ее отрицательными аспектами являются: склонность к чрезмерной мыслительной деятельности, вовлеченность в артистическую деятельность, эгоизм, подчиненность, алкогольная зависимость, наркотики, неправильное питание, неестественное и грубое поведение.
Положительные аспекты: в сочетании с пингала нади она одаривает умом и творческими способностями, так как ее верховным божеством является Бог Брахма, а ее сила находится в Сарасвати. Брахма - создатель, а Сарасвати - богиня музыки и искусства в индуистской мифологии. Так как пингала черпает свою силу из сушумна, может возникнуть дисбаланс, влекущий за собой такие болезни, как диабет и сердечные приступы.
Равновесие можно восстановить, отбросив материализм и эгоцентризм. Чрезмерные раздумья и концентрация внимания могут плохо повлиять на печень. Интерес к знаниям умерших или черная магия - недостойные занятия, так как могут повредить чакре. Следует стремиться войти в состояние «бездумного сознания» нирвuчар самадхи и развивать истинное смирение. Развитое сознание, способность к логическому высказыванию, написанию прозы или стихов - дары этой чакры. Достигается свобода от таких «врагов», как жадность, похоть, злоба; развивается чувство преданности и собственное «Я», и разум созерцает красоту Бога. В этом состоянии поэт может даже подняться до высот пророка.
Символика
Чакра изображается в виде лотоса с шестью лепестками алого цвета или оранжево-красного цвета. Так как здесь располагается невежество, ее можно связать с черным цветом. Блестящие буквы бам, бхам, мам, йам, рам и лам написаны на каждом из лепестков. Белый месяц в околоплоднике цветка символизирует водную стихию этой чакры. Лепестки, смотрящие внутрь, означают сохранение кармы, а развернутые наружу - сознание. Две янтры отделены друг от друга крокодилом, олицетворяющим бессознательное. На крокодиле размещается мантра белоснежного цвета вам. Из чувств (танмантра) данная чакра связана со вкусовыми ощущениями, познающим органом является язык (гьянендрuя), действующими органами являются половые органы; почки, мочеполовая система. Эта чакра связана со средним уровнем осознания, называемым бхувак лок. Центр жизни (пранамаякош) располагается в свадхистане и манипуре.
Чистилище
Так как эта чакра хранит все прошедшие кармы, ее пробуждение связано с выходом наружу отрицательных самскарас, которые могут быть очищены с помощью пашупати: «пашу» - («животное», «пати» - «господин») Бога Шивы. В соответствии с Ригведой эта чакра есть всеобщее лоно (хuраньягарбха), где все существует в зачаточном состоянии. Известно, что кундалини возвращается повторно после пробуждения из-за кармического блока в свадхистхану. Могут возникнуть многие проблемы, такие как летаргия, депрессия, леность, сексуальные фантазии, увлечение страстями. Во снах можно увидеть ужасающих драконов и соблазнительную женщину, испытывающих человека. Только имея правильное понимание, что желания нельзя удовлетворить, человек может добиться того, что кундалини сможет пройти через свадхистану. Благодаря своей настойчивости и с помощью учителя ученик видит в соблазнительнице любящую мать. Когда сексуальные желания больше не будут волновать ученика, когда он освободится от личных привязанностей, можно считать, что кундалини преодолела свадхистану.