Кхечари мудра
Сядьте в удобную позу, закройте рот и заверните язык назад как можно дальше, чтобы завернутый язык упирался в верхнее нёбо. Кончик языка будет стимулировать многие важные центры около и в самой носоглотке. Дыхание должно быть естественным. Если возникнет ощущение дискомфорта, расслабьтесь и повторите снова. Делайте упражнение в течение нескольких минут. Затем сожмите голосовую щель в горле и продолжайте дышать, ощущая, что вы дышите горлом. Дыхание должно быть медленным и долгим. Это называется уджайи пранаяма. Продолжайте упражнение несколько минут, каждый раз увеличивая время.
Примечание: Желательно до кхечари мудра выполнять джаландхара бандху 5-7 раз.
Локализация и очищение
Положите палец одной руки на голосовую щель, а палец другой руки на позвоночник на том же уровне. Здесь находится вишудха-чакра. Надавите на нее пальцем около минуты и отпустите. Сконцентрируйтесь на ощущении и про себя повторяйте слово «вишудха». После нескольких повторов сделайте кхечари мудра и уджайи пранаяма. Постепенно почувствуйте, что вы вдыхаете голосовой щелью (областью вишудхи или кшетрам), и дыхание «ударяет» чакру в позвоночнике. Выдыхая, представьте, что воздух возвращается из чакры и выходит наружу из голосовой щели. Делайте это упражнение несколько минут.
Асана випарита карани
Сделайте сарвангасану, но тело должно быть под наклоном 45 градусов к полу. Оставайтесь в этой позе 10 минут, увеличивая время. Это очень радикальный способ кундалини-йоги для пробуждения вишудхи. За этим упражнением в течение нескольких минут должна следовать шавасана (поза мертвеца), чтобы снять действие випарита карани и прийти в нормальное состояние.
АДЖНА -ЧАКРА
Аджна-чакра (межбровный центр) является одним из самых важных психических центров. Ее также называют «командный центр», «глаз Шивы», «гуру-чакра» или —наиболее часто — «третий глаз». В астрологии она отождествляется с Юпитером или Брихаспати. Здесь встречаются три канала: ида, пингала и сушумна. В реальности аналогией служит слияние трех рек: Ганга, Ямуна и Сарасвати в индийском местечке Прайаг (современный Аллахабад). Люди верят, что каждые двенадцать лет, когда солнце находится в созвездии Водолея, омовение в их водах принесет им очищение. Каждые двенадцать лет здесь собираются огромные людские толпы. Большинство йогов рекомендуют начать пробуждение чакр именно с этой чакры по двум причинам: другие чакры пробуждаются очень легко, почти одновременно, и отрицательные побочные эффекты пробуждения сводятся практически к нулю. Лично я рекомендовал бы использовать все возможные способы для пробуждения только аджны. За этим последует все остальное.
Аджна-чакра расположена на самой вершине спинного мозга, в продолговатом мозге, она связана с шишковидной железой. Очищение шишковидной железы гарантирует правильное функционирование гипофиза и других желез, таким образом эта чакра заботится об организме в целом.
Верховным божеством центральной чакры является Бог Иисус Христос, олицетворяющий прощение и воскресение; божеством левой части чакры является Бог Махавира, символизирующий подсознание (супер эго). Божеством правой части чакры является Бог Будда, символизирующий аханкар (эго). Положительными аспектами центральной чакры являются зрение, слух и мысль, а отрицательными — плохие ассоциации и бегающие глаза. Положительными аспектами левой чакры являются воспоминания из прошлого, а отрицательными —дурные пристрастия, потворство своим желаниям. Положительными аспектами правой чакры являются эгоизм, а отрицательными — беспокойство, плохое отношение к окружающим, неправильное понимание Бога.
С приходом кундалини в эту чакру интуитивное осознание приносит блаженную тишину, которая является основой творения, человек вступает в прямое общение с создателем и сюда поступают его распоряжения. Йоги претерпевают опыт смерти, и эго дробится на миллионы частей. Человек входит в состояние шуньята (пустота), или абсолютное ничто. Это —второе рождение от матери кундалини с благословения Парамшивы. Согласно учению Иисуса Христа, человек восстает и рождается снова с новым осознанием себя. Карма есть результат прошедших действий эго, и единство с духом поднимает человека над собственным эго и кармой; остаточные признаки несовершенства очищаются и карма сжигается. Сострадание Бога выражается через всепрощение, и прощенный человек может быть не затронут, но в то время, как наши оковы будут разбиты.
Человек становится двуполым (ардханариш-хвара) — наполовину мужчиной, наполовину женщиной — и делается обладателем идеального баланса интеллекта и интуиции. Человек знает больше, чем трех- и четырехмерное пространство, что не может быть описано, а может быть только прочувствовано. Человек начинает испытывать благодарность даже к тем, кто ранее не одобрял его действий и был источником его несчастий. Хотя соблазны существуют даже в жизни святых и йогов, но они менее явные. Ошибку может совершить и гуру, но причина может быть скрыта.
Аджна дает способность осознавать и различать, но над этим должно стоять сострадание. Успешное пробуждение аджны отмечается появлением ее Бога Парамшивы, который, согласно традиционной терминологии, сияет как цепь вспышек во время медитации на тему аджна-чакры.
Символика
Эта чакра изображается в виде лотоса с двумя лепестками, согласно священным текстам, бледно-светло-голубого цвета. Существует также мнение, что она серебристо-белая, хотя некоторые считают, что это неразличимо.
Левый лепесток соответствует ида нади или луне, а правый соответствует пингала или солнцу. Буквы хам написаны на одном и кшам —на втором лепестке серебристо-белым цветом. Это начальные мантры Шивы и Шакти. Круг символизирует пустоту (шуньяту), а перевернутый треугольник в круге означает шакти (творчество и проявление). Черный шивалингам размещен в треугольнике, означая астральное тело, а не фаллос, как некоторые ошибочно думают. Лингам проявляется в трех цветах: в муладхара-чакре он дымчатый (дхумра лингам) и означает наше инстинктивное сознание; в аджне — черный (итаракхъя лингам) и означает самосознание, а в сахасраре светящийся (джоитир лингам), означающий просветление. Поэтому по мере измененений, происходящих в сознании практикующего, изменяется цвет от дымчатого к черному и блестящему. Начальная мантра аджны — ОМ, она изображена на вершине треугольника, а райф на вершине треугольника обозначает след звукового сознания.
Ее чувством (танматра), ее органом чувств и органом действия является ум, так как он может и думать, и анализировать. Чакра принадлежит к шестому уровню, именуемому тапалок, где происходит очищение и сгорание кармы. Аджна и вишудха связаны с психическим развитием. Если человек медитирует на пробужденной аджна-чакре, он видит горящую лампу, подобную восходу утреннего солнца. Достигается союз Брахмы и сверхъестественных сил (сиддхи) в зависимости от характера практикующего.
Важность аджны
Являясь по сути своей более высоким уровнем развития сознания, аджна — чакра ума. Умственная деятельность включает в себя и мечты, и восприятие событий дня, и размышления о будущем. Когда аджна пробуждена, человек осознает события не умом, а интуицией, шестым чувством. Очистив интеллект (ритамбхара буддхи), человек избавляется от узости мышления, изменчивости восприятия, невежества, недостаточной избирательности. Воля (санкальпа шакти) настолько укрепляется, что человек пожинает плоды умственной деятельности незамедлительно. Человек становится сторонним наблюдателем событий, значение символов вспыхивает в сознании интуитивно и происходит освобождение от сиддхи, что открывает узел, именуемый рудра гранти, открывая тем самым проход в сахасрару. Двойственное восприятие событий, такое как победа или поражение, преодолено, и человек пробуждается ото «сна жизни», равно как мы пробуждаемся каждый день ото сна. Более того, познается закон причины и следствия, и вы более не переживаете и не испытываете депрессию от каких-либо событий.
Ничто не нарушает вашего спокойствия, и, будучи отстраненным наблюдателем, вы тем не менее активно участвуете во всех жизненных ситуациях. Вы несетесь в бурном потоке жизни с чувством покорности.