Локализация
Положите палец одной руки на центр грудной клетки. Здесь — анахата кшетрам (проекция чакры на поверхности тела). Положите палец другой руки на позвоночник так, чтобы он соответствовал горизонтальному уровню первого пальца. Это анахата. Давите на эти области обоими пальцами сильно в течение одной минуты, затем уберите их. Сконцентрируйте внимание на ощущении и продолжайте повторять слово «анахата». Проделайте упражнение несколько раз.
Бхрамари-медитация
Перед этим упражнением необходимо очиститься: для этого, сидя в удобной позе, наблюдайте за своим дыханием. Представьте себе, что на вдохе, когда грудь расширяется, воздух проходит в центр грудной клетки спереди и проникает в анахату на позвоночнике. При выдохе, наоборот, воздух вытекает из анахаты на позвоночнике и насквозь через центр груди выходит из тела. При этом повторяйте слово «анахата». Делайте упражнение несколько минут.
Теперь вдохните медленно и глубоко: зубы слегка разжаты, рот закрыт, чтобы можно было ощутить вибрацию. На протяжении всего выдоха произносите гудящий (жужжащий) звук до полного выдоха, затем перестаньте. При этом глаза должны быть закрыты, а уши заткнуты пальцами. Без дополнительных усилий нужно делать это упражнение 5-10 минут.
Цель упражнения — почувствовать вибрации звука в голове и сконцентрироваться на ней.
Аджапа джап
Сядьте в сидхасану и проследите за естественным ритмом дыхания при вдохе и выдохе. Не должно быть никаких дополнительных усилий при вдохе и выдохе. Теперь сконцентрируйте внимание при вдохе на звуке СО, на выдохе на звуке ХАМ. Сделайте мантру CO-ХАМ неотделимой от вашего естественного дыхательного процесса.
Через некоторое время попытайтесь ощутить психический звук СО от пупка до горла, а ХАМ — от горла до пупка. Делайте это упражнение в течение 15 минут утром или вечером перед сном. Примерно через месяц вы добьетесь автоматизма. Это очень действенный способ для пробуждения анахаты.
ВИШУДХА-ЧАКРА
Вишудха-чакра (горловой центр) расположена на пересечении позвоночника и продолговатого мозга, в шейном нервном сплетении, непосредственно за горловой впадиной. Она отвечает за физические части тела: руки, лицо, горло, рот, зубы. Она способствует защите от простуды, противодействует такой привычке, как курение, отвечает за заботу о ротовой полости. Она являет собой коллективный разум, божественное отношение, двуполую и двойственную личность (равновесие между мужским началом и женским, одинаковое восприятие приятных и неприятных явлений) и веселого наблюдателя. Для центра чакры ее верховным божеством является Бог Кришна и Радхи. Бог Кришна является вечным свидетелем, созерцающим космическую драму абсолютно отстраненно от нее. Божеством левой части чакры является сестра Бога Кришны Вишнумайя, символизирующая, с положительной стороны — взаимоотношения брата и сестры, а с отрицательной стороны — неизбежную смерть, вину, сарказм и бранную речь. Божеством правой стороны является Бал Кришна (Кришна-ребенок). Его положительные аспекты: наблюдение за своим собственным «я», а отрицательные аспекты: курение, проблемы с бронхами, простуды, бранная речь и монотонное песнопение.
Пробуждение этой чакры способствует победе над отрицательными аспектами левой, правой и центральной частями чакры и полной реализации всех ее положительных аспектов. Шудхи означает «очищение», поэтому чакру можно назвать «центром очищения». Пробуждение обещает победу человека над земными страстями. Энергия, которая ранее тратилась на достижение мирских целей, теперь свободна и направляется вверх, чтобы открыть путь к освобождению. Вечные истины муладхары и богатство знаний манипуры объединяются в виде союза субъективного и объективного в вишудхе, ведя человека к истинному значению йоги — союзу. Переход с интеллектуального на более глубокий уровень делает ум спокойным, и приходит ясное понимание прошлого.
Это помогает видеть настоящее и предвидеть будущее. Более продвинутое понимание сути и более четкое разграничение явлений помогают узнать, что следует делать, а чего следует избегать. Человек становится более милосердным к людям, понимая, что все люди —жертвы своего невежества и зависимы от обстоятельств.
Символика
Эта чакра представлена лотосом с шестнадцатью лепестками, соответствующими шестнадцати нади (каналам), темно-серого цвета, согласно тантрическим текстам, или малинового цвета — согласно Свами Сатьянанду Сарасвати. На каждом лепестке одна из букв: ам, аам, им, еем, ум, оом, рим, реем, лрим, лреем, ем, аим, ом, аум, ам, ах. В околоплоднике располагается белый круг со слоном, что олицетворяет область эфира (акаш), открывающую путь к освобождению для очищенных и контролируемых чувств. Практикующий может увидеть себя сидящим на слоне, который переносит его с низшего на более высокий уровень сознания. Вибрацией эфира является звук ХАМ, который показан в круге в качестве исходной мантры. Ее воздухом является удана, которая сохраняется и поднимается наверх. Орган чувств (танматра) — слух, орган познания (гьянендрия) — уши, орган действия (кармендрия) — голосовые связки. Эта чакра принадлежит к пятому духовному плану (уровню) — джана или джнана лок. Вишудха и аджна соответствуют психическому телу (вигьян-майякош).
Муладхара и вишудха создают звуки музыкальной гаммы в нада-йоге, поэтому эти чакры можно легко пробудить песнопением (бхаджан и киртан).
Важность вишудхи
Вишудха неразрывно связана с бинду, дополнительной чакрой между шестой и седьмой чакрами. Божественная жидкость, или нектар (амрита), или сомрас в ведах, преобразуется в бинду, которая омолаживает тело, и в этом секрет молодости йогов. Подобного плана жидкости есть и в других религиях. Например, сладкое вино поэтов-суфиев — источник вечного опьянения. По-видимому, ту же идею символизирует в христианстве ритуальное вино, которое освящено и является частью священного ритуала.
До пробуждения чакры эта жидкость вишуд-хи никак не используется, но после пробуждения она действует как нектар и распространяется по всему телу. Замедляются процессы дегенерации и старения. Как уже говорилось, другим потенциалом вишудхи является способность понимать чужие мысли. Это обусловлено пробуждением другого небольшого центра рядом с ней. Более того, с пробуждением черепашьего нерва (курма нади) человек наделяется способностью долго находиться без пищи и воды.