Упражнения для пробуждения




Локализация

Положите палец одной руки на центр грудной клетки. Здесь — анахата кшетрам (проек­ция чакры на поверхности тела). Положите па­лец другой руки на позвоночник так, чтобы он соответствовал горизонтальному уровню первого пальца. Это анахата. Давите на эти области обоими пальцами сильно в течение одной минуты, затем уберите их. Сконцентрируйте внимание на ощущении и продолжайте повторять слово «ана­хата». Проделайте упражнение несколько раз.

Бхрамари-медитация

Перед этим упражнением необходимо очис­титься: для этого, сидя в удобной позе, наблю­дайте за своим дыханием. Представьте себе, что на вдохе, когда грудь расширяется, воздух про­ходит в центр грудной клетки спереди и прони­кает в анахату на позвоночнике. При выдохе, наоборот, воздух вытекает из анахаты на позво­ночнике и насквозь через центр груди выходит из тела. При этом повторяйте слово «анахата». Делайте упражнение несколько минут.

Теперь вдохните медленно и глубоко: зубы слегка разжаты, рот закрыт, чтобы можно было ощутить вибрацию. На протяжении всего выдо­ха произносите гудящий (жужжащий) звук до полного выдоха, затем перестаньте. При этом глаза должны быть закрыты, а уши заткнуты пальцами. Без дополнительных усилий нужно делать это упражнение 5-10 минут.

Цель упражнения — почувствовать вибрации звука в голове и сконцентрироваться на ней.

 

Аджапа джап

Сядьте в сидхасану и проследите за естествен­ным ритмом дыхания при вдохе и выдохе. Не должно быть никаких дополнительных усилий при вдохе и выдохе. Теперь сконцентрируйте внимание при вдохе на звуке СО, на выдохе на звуке ХАМ. Сделайте мантру CO-ХАМ неот­делимой от вашего естественного дыхательно­го процесса.

Через некоторое время попытайтесь ощутить психический звук СО от пупка до горла, а ХАМ — от горла до пупка. Делайте это упраж­нение в течение 15 минут утром или вечером пе­ред сном. Примерно через месяц вы добьетесь автоматизма. Это очень действенный способ для пробуждения анахаты.

 

ВИШУДХА-ЧАКРА

Вишудха-чакра (горловой центр) расположена на пересечении позвоночника и продолгова­того мозга, в шейном нервном сплетении, непос­редственно за горловой впадиной. Она отвечает за физические части тела: руки, лицо, горло, рот, зубы. Она способствует защите от простуды, про­тиводействует такой привычке, как курение, от­вечает за заботу о ротовой полости. Она являет собой коллективный разум, боже­ственное отношение, двуполую и двойственную личность (равновесие между мужским началом и женским, одинаковое восприятие приятных и неприятных явлений) и веселого наблюдателя. Для центра чакры ее верховным божеством яв­ляется Бог Кришна и Радхи. Бог Кришна являет­ся вечным свидетелем, созерцающим космическую драму абсолютно отстраненно от нее. Божеством левой части чакры является сестра Бога Кришны Вишнумайя, символизирующая, с поло­жительной стороны — взаимоотношения брата и сестры, а с отрицательной стороны — неизбеж­ную смерть, вину, сарказм и бранную речь. Бо­жеством правой стороны является Бал Кришна (Кришна-ребенок). Его положительные аспекты: наблюдение за своим собственным «я», а отри­цательные аспекты: курение, проблемы с брон­хами, простуды, бранная речь и монотонное пес­нопение.

Пробуждение этой чакры способствует побе­де над отрицательными аспектами левой, правой и центральной частями чакры и полной реализа­ции всех ее положительных аспектов. Шудхи оз­начает «очищение», поэтому чакру можно назвать «центром очищения». Пробуждение обещает по­беду человека над земными страстями. Энергия, которая ранее тратилась на достижение мирских целей, теперь свободна и направляется вверх, что­бы открыть путь к освобождению. Вечные исти­ны муладхары и богатство знаний манипуры объе­диняются в виде союза субъективного и объектив­ного в вишудхе, ведя человека к истинному значению йоги — союзу. Переход с интеллекту­ального на более глубокий уровень делает ум спо­койным, и приходит ясное понимание прошлого.

Это помогает видеть настоящее и предвидеть будущее. Более продвинутое понимание сути и более четкое разграничение явлений помогают узнать, что следует делать, а чего следует избе­гать. Человек становится более милосердным к людям, понимая, что все люди —жертвы своего невежества и зависимы от обстоятельств.

Символика

Эта чакра представлена лотосом с шестнад­цатью лепестками, соответствующими шестнад­цати нади (каналам), темно-серого цвета, соглас­но тантрическим текстам, или малинового цве­та — согласно Свами Сатьянанду Сарасвати. На каждом лепестке одна из букв: ам, аам, им, еем, ум, оом, рим, реем, лрим, лреем, ем, аим, ом, аум, ам, ах. В околоплоднике располагается белый круг со слоном, что олицетворяет область эфира (акаш), открывающую путь к освобожде­нию для очищенных и контролируемых чувств. Практикующий может увидеть себя сидящим на слоне, который переносит его с низшего на бо­лее высокий уровень сознания. Вибрацией эфи­ра является звук ХАМ, который показан в круге в качестве исходной мантры. Ее воздухом является удана, которая сохраняется и поднимается на­верх. Орган чувств (танматра) — слух, орган познания (гьянендрия) — уши, орган действия (кармендрия) — голосовые связки. Эта чакра принадлежит к пятому духовному плану (уров­ню) — джана или джнана лок. Вишудха и аджна соответствуют психическому телу (вигьян-майякош).

Муладхара и вишудха создают звуки музы­кальной гаммы в нада-йоге, поэтому эти чакры можно легко пробудить песнопением (бхаджан и киртан).

Важность вишудхи

Вишудха неразрывно связана с бинду, допол­нительной чакрой между шестой и седьмой чак­рами. Божественная жидкость, или нектар (амрита), или сомрас в ведах, преобразуется в бин­ду, которая омолаживает тело, и в этом секрет молодости йогов. Подобного плана жидкости есть и в других религиях. Например, сладкое вино поэтов-суфиев — источник вечного опьянения. По-видимому, ту же идею символизирует в хри­стианстве ритуальное вино, которое освящено и является частью священного ритуала.

До пробуждения чакры эта жидкость вишуд-хи никак не используется, но после пробужде­ния она действует как нектар и распространя­ется по всему телу. Замедляются процессы де­генерации и старения. Как уже говорилось, другим потенциалом вишудхи является способ­ность понимать чужие мысли. Это обусловлено пробуждением другого небольшого центра ря­дом с ней. Более того, с пробуждением черепа­шьего нерва (курма нади) человек наделяется способностью долго находиться без пищи и воды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: