тетическое сознание - органическое, целостное единство. Раскрывая особенности каждого из компонентов, мы будем одновременно выявлять общие закономерности эстетического сознания.
Эстетическое чувство. Известно, что чувство вообще - это переживание нашего отношения к чему-либо Поэтому, эстетическое чувство - это переживание нашего отношения к эстетическому объекту. Оно связано с удовольствием или неудовольствием от соприкосновения с эстетическими качествами и свойствами реальной действительности.
Вплоть до конца XVII века в трактовке сущности эстетического переживания превалировали религиозно-идеалистические воззрения. Если исходить из божественной природы человека, то эстетическое чувство нельзя истолковать иначе, как некий божий дар.
В XIX веке, в связи с выходом в свет трудов Чарлза Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов» и «Происхождение человека», в основу понимания этого феномена пытались заложить не сверхъестественные божественные явления, а естественные законы эволюции, законы самой природы. Понятно, что после того, как Дарвин разработал свое учение о биологической эволюции и происхождении видов, возник большой соблазн выводить все человеческое в человеке из тех или иных свойств, имевшихся уже у длинного ряда его животных предков. Дарвин утверждал, что некоторые звуки доставляют наслаждение животным, что плащеносцы имеют представление о красоте, а наблюдения над поведением особей противоположного пола у птиц, раскрывающих друг перед другом роскошное оперенье, приводят к выводу о том, что они, якобы, умеют ценить яркие краски. Отсюда следовал вывод: эстетическое чувство - это врожденная биологическая способность.
|
Эта концепция продержалась довольно долго. Ее отголоски можно обнаружить во второй половине XIX века и даже в первой половине XX. Так, в своей книге «Влияние Дарвина на философию» американский прагматист Джон Дьюи (1859-1952) согласился с тем, что некоторым видам птиц и млеко-
питающих (дрозду и лисе, например) действительно ведомы эстетические эмоции. А в книге писателя И. Ефремова «Лезвие бритвы» можно даже столкнуться с абсолютно курьезны-ми рассуждениями относительно того, что красивые брови у человека не должны быть слишком редкими, чтобы защищать глаза от стекающего по лбу пота. Но они, видите ли, не должны быть и слишком густыми - в противном случае там Могут завестись паразиты. Обо всем этом на страницах книги вещает некто Гирин - ее главный герой, энциклопедически образованный «эрудит». И вот этот «выдающийся знаток эстетики» всерьез полагает, что он совершил важное научное открытие: красота человека есть не что иное, как биологическая целесообразность.
Здесь смешиваются физиологические и биологические эмоции - с одной стороны, и эстетические - с другой.
Физиологические эмоции -это особая реакция организма, выработанная природой, могучая сила, способствующая сохранению жизни. Когда в организме заканчивается запас питательных веществ, он «сигнализирует» чувством голода. Человек, навстречу которому неожиданно выскочила огромная собака, может мгновенно перемахнуть через высокий забор. В обычных условиях это покажется ему совершенно невероятным — вот на что способно обыкновенное чувство страха. А боль? Вы случайно прикоснулись к раскаленному утюгу и, не успев ничего сообразить, рефлекторно отдернули руку.
|
Приходилось ли вам задумываться над тем, почему так опасен рак? Он опасен прежде всего потому, что подбирается незаметно. Организм не выработал соответствующей физиологической реакции, и болезнь, к сожалению, распознается несвоевременно, в критической фазе.
Биологические эмоции - это тоже своеобразная реакция живого организма, выработанная природой. Однако, в отличие от физиологической эмоции, которая направлена на сохранение жизни, биологическая эмоция - это могучая сила, способствующая продолжению рода. Поведение особей различного пола у птиц, о чем говорилось несколько раньше, и есть проявление биологического начала. Здесь огромную роль играет инстинкт, сложнейшая система безусловных рефлексов, пере-
92
Эстетика как философская дисцип лин»
Лекция_И_
93
дающихся по наследству. Все это, несомненно, - проявление врожденной биологической способности.
Что же касается эстетической эмоции, то она - качественно иное явление. Эстетические объекты оцениваются не биологической реакцией организма, подобно реакции на особь противоположного пола. Они оцениваются не физиологической реакцией, подобно реакции на холод и тепло, свет и темноту, голод или чувство насыщения. Орел видит дальше, чем человек. Но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Эстетическая эмоция несет достоверный человеческий опыт. Духовное освоение эстетического объекта всегда есть освоение специфической общественной ценности. А это означает, что эстетическое животным недоступно. Оно является результатом всей до сих пор протекшей всемирной истории.
|
Сложность, правда, состоит в том, что физиологические, биологические и эстетические эмоции у человека часто связаны и существуют неотрывно друг от друга. Объекты, обладающие эстетической ценностью, могут выполнять не только эстетические функции: они регулируют психологическое и физиологическое состояние организма. Так, например, музыка, наряду с художественно-образным, эстетическим воздействием, оказывает оптимизирующее физиологическое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Об этом хорошо знал еще великий древнегреческий мыслитель Пифагор. Музыка ритмизует процесс труда, а ритмичная работа намного эффективнее неритмичной, заметно снижает утомляемость и т.д.
Эстетическая эмоция может возникнуть и на основе биологической эмоции. Красивая женщина, красивый мужчина привлекательны и в рамках природного инстинкта, связанного с функцией продолжения рода. Это несомненно. Но эстетическая эмоция и не сводится к биологической. Иначе, как уже неоднократно подчеркивалось в многочисленных трудах по эстетике, учебниках и учебных пособиях, элементы эстетического сознания придется «искать» не только в биологических проявлениях, но и в таких широко известных фактах, как ♦ танец» змеи под музыку восточного заклинателя или уско-
ренный рост некоторых растений (последнее, как результат прямого воздействия акустических свойств музыки, есть твердо установленный научный феномен).
Из сказанного вытекает следующий вывод: эстетическое
сознание (что видно на таком примере как эстетическое" чув
ство) - это явление сугубо социальное. Оно возникает и фор
мируется только у общественн ого че ловека в ходе социально-
исторической практики. ——~
Коснемся теперь проблемы происхождения эстетического сознания на примере возникновения все того же эстетического чувства.
Человечество существует более одного миллиона лет (по некоторым сведениям, даже свыше трех миллионов). Непосредственные предки человека - австралопитековые обезьяны, из которых выделились наиболее развитые формы, начавшие изготовление орудий труда. Это был так называемый Ното ЬаЬШз - человек умелый. И все же это был еще «предчело-век». Более развитыми существами - древнейшими людьми - являлись питекантропы (яванский питекантроп, чадант-роп, гейдельбергский человек, одувайский питекантроп, существовавшие около 500 тысяч лет назад), антропологически близкие к ним синантропы (древность - около 400 тысяч лет), а также создатели археологической культуры раннего палеолита неандертальцы (время существования которых - от 200 до 35 тысяч лет назад). Неандертальцы были предками людей современного типа - кроманьонцев. Кроманьонский человек - это фактически человек нашего с вами физиологического и биологического типа.
Уже неандертальцам были свойственны зачаточные формы родовой организации и большинство исследователей полагает, что на рубеже трансформации неандертальца в кроманьонского человека, то есть на историческом отрезке, длившемся десятки тысяч лет, появились также и первые достоверные факты, свидетельствующие о возникновении зачаточных форм эстетического сознания.
В основе человеческой жизнедеятельности лежат материальные потребности и потребности познания, которые регулируются взаимно. Постепенно формировалась и потребность
94
Эстетика как философская дисциплина
Декция_Л_
выявить общественную ценность предметов и явлений окружающего мира. Древнему человеку было крайне важно научиться различать то, что ему оказывалось полезным и способствовало достижению успеха, и то, что таило в себе скрытую опасность и могло принести вред. При этом освоение утилитарного начала объектов действительности предшествовало освоению их эстетических свойств. Отшлифованная ручка каменного топора вначале была просто удобна, а потом стала радовать и вызывать положительное эстетическое отношение. Зуб огромного и опасного животного на груди первобытного охотника вначале воспринимался как символ его бесстрашия, ловкости и умения, а потом и как украшение.
История формирования эстетического чувства находит отражение в памятниках культуры. Широко известны, например, наскальные росписи пещеры Альтамира (Испания), относящиеся к эпохе верхнего палеолита (около 15 тысяч лет до н. э.). Изображения различных животных (бизонов, ланей, кабанов) на потолке низкой пещеры, высота которой в отдельных местах составляет немногим более одного метра, создавались первобытными художниками в неудобной позе (сидя или лежа) и требовали больших физических и душевных затрат. Что вынуждало их делать это? Некоторые исследователи выдвинули предположение о том, что наскальные изображения животных имели некий магический смысл. Создавая образ своей будущей добычи и пронзая ее (отчетливые следы от ударов копья сохранились до наших дней), первобытный человек верил, что это принесет ему удачу на охоте. И, пожалуй, самым удивительным здесь было то, что это действительно приносило ему большую удачу - не в религиозно-мистическом смысле, конечно, а совсем в ином. Представьте, что вам надо сделать изображение какого-либо животного. Легко ли это, если у вас нет хороших навыков рисования? Ведь чтобы добиться удовлетворительного результата, вам придется в течение длительного времени его внимательно рассматривать, изучать, наблюдать за его повадками. А что может быть полезнее для охотника, чем доскональное знание предмета его охоты? Наскальные изображения были тесно связаны с собиранием, закреплением и передачей сведений, представлявших
для первобытного человека огромное значение. При этом образная наполненность изображенных фигур, их экспрессивность и неповторимое своеобразие несли на себе печать ценностного отношения художника к миру. Результаты познавательной деятельности человека здесь органически слиты с эстетической оценкой.
Эстетическое чувство и потребности стимулируются взаимно. Потребность воспроизводится в деятельности, в деятельности же развивается и эстетическое чувство. Так осуществляется постепенное становление эстетического сознания от примитивных, первобытных его форм до самых высоких взлетов человеческого духа.
Эстетическая оценка. В прошлой лекции мы охарактеризовали эстетическую оценку как субъективное выражение ценности. Такое ее понимание естественно вытекает из диалектики их взаимоотношений. Если же рассматривать эстетическую оценку в структуре эстетического сознания, ее следует определить как специфическое суждение об эстетических качествах и свойствах предметов и явлений окрушц-ющего нас мира. При этом приходится учитывать, что эстетическое суждение предполагает логическое осмысление воспринятого в неразрывном единстве с интуитивным, непосредственным постижением. Эстетическая оценка включает в себя диалектику рационального и эмоционального, логического и внелогического.
Рассказывают, что А. Н. Туполеву, под руководством которого было создано свыше 100 типов военных и гражданских самолетов, как-то оказалось вполне достаточно бросить один взгляд на модель летательного аппарата, чтобы определить, что он не сможет подняться в воздух. На недоуменный вопрос его коллег «почему?» знаменитый авиаконструктор ответил, что самолет некрасив. Скрупулезная проверка ранее сделанных расчетов с помощью самой современной электронно-вычислительной техники показала, что А. Н. Туполев был прав. Колоссальный профессиональный и жизненный опыт, на основе которого приемлемые аэродинамические формы самолета органично сливались с представлениями об эстетическом совершенстве, выработал у него способность непосредствен-
96
Эстетик* как
Лек ция II
ного усмотрения истины без обоснования с помощью дока тельств. Это было живое эстетическое созерцание в единст со знанием опосредствованным, ранее приобретенным.
Оценка определяется эстетическими качествами объекта и целым рядом субъективных факторов. Последние можно подразделить на факторы интерсубъективные и моносубъективные, вытекающие из диалектики общественного и индивидуального сознания.
Специально подчеркнем, что эстетическое сознание, как и сознание вообще, может быть и общественным, и индивидуальным. Индивидуальное эстетическое сознание - это специфическая грань внутреннего мира каждого конкретного человека. Общественное же эстетическое сознание проявляется через сознание индивидуальное (общее выражается в отдельном и существует через отдельное), однако оно представляет собой не совокупность индивидуальных эстетических сознаний членов общества, а целостное духовное явление, которое живет своей собственной, относительно самостоятельной жизнью. Оно имеет конкретно-исторический характер, обладает определенной внутренней структурой (общечеловеческое, классовое, национальное эстетическое сознание) и различными уровнями, начиная от обыденного массового эстетического сознания и кончая высшими формами теоретического мышления. Эстетическая оценка также может включать в себя общечеловеческое, классовое, национальное и индивидуальное.
Общечеловеческое в эстетических оценках проявляется там, где обнаруживается общность в подходах к эстетическим явлениям действительности у представителей разных эпох, национальных культур и социальных слоев. Это бывает не часто и, как правило, по отношению к явлениям природы или культурным ценностям общечеловеческого масштаба.
Хрестоматийным примером проявления классового характера эстетических оценок могут служить отношения к женской красоте крестьянина и аристократа, точно подмеченные выдающимся представителем русской революционно-демократической эстетики, просветителем-энциклопедистом, писателем и литературным критиком Николаем Гавриловичем Чернышевским П 828-1889). «Прекрасное есть жизнь; пре-
красно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова она должна быть по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни». Отталкиваясь от этой теоретической позиции Н. Г. Чернышевский выстраивает систему оригинальных аргументов, которая стоит того, чтобы привести ее целиком.
«Хорошая жизнь, жизнь, как она должна быть», у простого народа состоит в том, чтобы сытно есть, жить в хорошей избе, спать вдоволь; но вместе с этим у поселянина в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе; жить без работы нельзя, да и скучно было бы. Следствием жизни в довольстве при большой работе, не доходящей, однако, до изнурения сил, у сельской девушки будет чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щеку - первое условие красоты по простонародным понятиям. Работая много, поэтому будучи крепка сложением, сельская девушка при сытной пище будет довольно плотна - это также необходимое условие сельской красоты: светская «полувоздушная» красавица кажется поселянину решительно «невзрачною», даже производит на него неприятное впечатление, потому что он привык считать «худобу» следствием болезненности или «горькой доли» <...> У сельской красавицы не может быть маленьких ручек и ножек, потому что она много работает, - об этих принадлежностях красоты и не упоминается в наших песнях. Одним словом, в описании красавицы в народных песнях не найдется ни одного признака красоты, который не был бы выражением цветущего здоровья и равновесия сил в организме, всегдашнего следствия жизни в довольстве при постоянной и нешуточной, но не чрезмерной работе. Совершенно другое дело светская красавица: уже несколько поколений предки ее жили, не работая руками; при бездейственном образе жизни крови льется в оконечности мало; с каждым новым поколением мускулы рук и ног слабеют, кости делаются тоньше; необходимым следствием всего этого должны быть маленькие ручки и ножки - они признак жизни, которая одна и кажется жизнью для высших классов общества, -жизни без физической работы; если у светской женщины большие руки и ноги, это признаки или того, что она дурно сложена, или того, что она не из старинной хорошей фамилии» [1].
Заказ № 299
98
Эстетика как
Ъская дисциплина
Лекция II
99
Национальное своеобразие в эстетических оценках проявляется наиболее полно при сравнении эстетических систем различных этносов, их неодинаковых культур. Представления о красивом негре, красивом европейце, красивом китайце содержат в себе лишь элемент абсолютного. Во всем остальном они весьма относительны. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы отличаются наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью распространения каждой из них. Отсутствие единого, абсолютного эталона человеческой привлекательности или непривлекательности весьма своеобразно выявляется, например, в представлениях о чертях, возникших в христианской мифологии у белых и негров: у белых они черные, а у негров - белые. Эстетическая выразительность цвета кожи, разреза глаз, ширины скул, толщины губ в различных типах культур оценивается по-разному.
И, наконец, индивидуальное содержание эстетических оценок часто определяется различием условий, в которых формируется и живет каждый конкретный человек. Люди имеют неодинаковый жизненный опыт, их ценностные ориентации и пристрастия могут существенно разниться. Сезанн пренебрежительно отзывался о живописи Ван Гога. Лев Толстой не любил Шекспира. Бунин не признавал Блока. Цветаева не любила Чехова. По свидетельству Рихтера, Прокофьев «ненавидел» этюды Рахманинова.
Важную роль в эстетических оценках могут играть различные ассоциации, которые формируются в индивидуальном сознании. Отражая взаимоотношения предметов и явлений в форме закономерных связей между нервно-психическими процессами, ассоциации оказывают сильное влияние на эстетические переживания и в значительной мере определяют содержание эстетического суждения. Так, например, в одном из живописных уголков Германии туристическая группа из России восхищалась красотами природного ландшафта, в то время как один из участников поездки ощущал явный душевный дискомфорт. Оказалось, что человек, о котором идет речь, имел несчастье в прошлом воспринимать этот пейзаж сквозь ограждение из колючей проволоки: в этой местности в пери-
од второй мировой войны находился концентрационный лагерь, где на его долю выпали неимоверные лишения. Природный вид, производивший на всех остальных положительное эстетическое впечатление, казался ему безобразным и вызывал глубокое отвращение.
Эстетический вкус. Этот элемент эстетического сознания представляет собой способность оценивать явления действительности по их эстетическим качествам и свой-ствам.
Эстетический вкус человека раскрывается в его деятельности. Важными показателями здесь является то, как удовлетворяются эстетические потребности человека, какие эстетические ценности он сам производит, как он ориентируется в ценностном мире, что считает подлинными эстетическими ценностями, а что - их суррогатами и т. п.
Эстетический ^ вкус - это объективное выражение меры культурно-эстетического развития личности. Попробуйте выдать себя за интеллигентного, высококультурного человека, если вы таковым не являетесь. Ваши ослиные уши обязательно вылезут не здесь, так там и тогда, когда вы будете прилагать отчаянные усилия, чтобы «прикинуться» личностью, имеющей высокоразвитый эстетический вкус. Чем выше уровень культурно-эстетического развития человека, тем совершеннее его эстетический вкус, и наоборот: чем ниже этот уровень, тем хуже развита способность человека верно оценивать явления действительности по их эстетическим качествам и свойствам.
Эстетический вкус связан с такими характеристиками уровня культурно-эстетического развития, как «эстетический^ горизонт» и «эстетический тезаурус».
Надо сказать, что возможности успешной ориентации индивида в культуре, в мире эстетических ценностей напрямую связаны с его способностью понимать этот мир и верно интерпретировать его. Эта способность находит свое отражение в понятии «герменевтической ситуации» (Гадамер), представляющей собой некую точку зрения, ограничивающую возможность этого зрения. Это значит, что в понятие «герменевтической ситуации», как и в процесс понимания вообще, входит понятие «горизонта».
100 |
Эстетика как философская дисциплина
Горизонт - это поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта. В применении к мыслящему сознанию мы можем, следовательно, говорить об узости горизонта, возможности его расширения, об открытии новых горизонтов и т. д.
«Эстетический горизонт» - это условная линия, ограничивающая эстетические явления природной и социальной реальности, доступные личности при данном уровне ее культурно-эстетического развития. А близкое к нему понятие «эстетический тезаурус» представляет собой систематизированный набор данных эстетической области знания, выраженный ключевыми понятиями и позволяющий человеку ориентироваться в ней. Емкость тезауруса определяется объемом знаний об эстетических ценностях, которые человек, по выражению психологов, «интериоризировал», то есть сделал своим внутренним достоянием. Й понятие «эстетический горизонт», и понятие ♦эстетический тезаурус» близки к понятиям «эстетический кругозор» и «эстетическая эрудиция». Однако «эстетический горизонт», скорее, относится к явлениям эмТ лирического характера, тогда как «эстетический тезаурус» -к явлениям логического типа.
Существуют развитые и неразвитые эстетические вкусы, а также вкусы здоровые и извращенные. Развитые и неразвитые вкусы отличаются друг от друга количественно, а здоровые и извращенные - качественно. Вкус ребенка может быть в основном здоровым, но недостаточно развитым. При этом здоровые вкусы способствуют верному пониманию эстетического объекта, а извращенные приводят к его искаженному отражению.
Существует и весьма непростая проблема антиномии эстетического вкуса, которая введена в эстетику И. Кантом. Антиномизм - это особый метод философствования, включающий в себя принцип изложения конкретных выводов в форме парадоксов и противоречий между одновременно доказуемыми суждениями. Кант констатировал антиномизм рассудка, благодаря чему рассудок неизбежно запутывается в собственных сетях.
101 |
Лекция II
Антиномизм, по Канту, коренится и в суждениях вкуса. Он выражается в двух положениях, одно из которых образует тезис (о вкусах не спорят), а другое - антитезис (о вкусах спорят). Согласно тезису, суждение вкуса основывается не на понятиях, а на некой индивидуальной норме, иначе о них можно было бы вести дискуссию, то есть решать вопрос посредством доказательств. Согласно антитезису, суждение вкуса основывается на понятиях, на некой всеобщей норме, иначе о них нельзя было бы спорить, то есть в конечном итоге рассчитывать на согласие других людей с нашим собственным суждением.
Диалектика эстетической способности суждения, по Канту, является одновременно и подлинной, и мнимой. С одной стороны, он подчеркивает, что это противоречие принципов лежит в основе каждого суждения и не может быть устранено. С другой стороны, тезис и антитезис в суждении вкуса только по видимости противоречат друг другу, поскольку они не являются взаимоисключающими и могут существовать вместе.
Можно ли полностью согласиться с Кантом - об этом мы пока говорить не будем, потому что это слишком серьезный вопрос, чтобы решать его между делом. Вернемся к нему на одном из семинарских занятий. Подумайте, целесообразно ли отказываться от спора, какой вкус предпочтительней - развитый или неразвитый? Здоровый или извращенный? А как быть, если все вкусы здоровые, развитые, но разные? Есть ли смысл спорить о них?
Э с т е т и чески й и д е а^ь В процессе общественной жизни у каждого человека, знает он это или не знает, сознает он это или не сознает, складывается система представлений об эстетическом с овершенстве. Эта система и есть эстетический идеа л.
" Эстетический идеал - это не представление о конкретной вещи, единичном предмете, процессе или человеке. ИдёалГне является представлением об этом цветке или том киноактере. Разве не это имел в виду Н. Г. Чернышевский, когда говорил, что красивой может быть белая как снег кошка, но красивой может быть и черная как смоль кошка. Красив человек с карими глазами, но не менее красив и с голубыми.
102
.Ягтртика как философская дисциплина
Лекция II
103
Когда же мы говорим, что человек с карими глазами красив, нам не приходится сожалеть, что глаза его в то же время не
голубые.
Как и любое представление, эстетический идеал формируется в интеллекте, когда непосредственный контакт с представляемыми явлениями отсутствует. Как и любые образы памяти и воображения, он требует аналитически обобщающей работы психики, осмысления множества фактов обширного эстетического опыта. Эстетический идеал предполагает особую степень синтеза и обобщения, но обобщения именно эстетического, не превращающегося в голую абстракцию и сохраняющую наглядный конкретно-чувственный характер™""
Идеал служит отражением лучшего, что было в прошлом, наиболее существенного и значимого из того, что имеется в настоящем, а также того, что может быть или должно быть в будущем. В нем воплощается оценочная природа эстетического познания, сближающая категорию идеала с такими понятиями, как «интерес», «побудительное стремление» или ♦ цель». Идеал - это не простое отражение действительности, а доминирующий мотив, высшая цель эстетической деятельности в данный, исторически определенный отрезок времени.