Словесное искусство Словесно-музыкальное искусство 6 глава





 

тетическое сознание - органическое, целостное единство. Рас­крывая особенности каждого из компонентов, мы будем одно­временно выявлять общие закономерности эстетического со­знания.

Эстетическое чувство. Известно, что чувство вообще - это переживание нашего отношения к чему-либо Поэтому, эстетическое чувство - это переживание нашего отношения к эстетическому объекту. Оно связано с удо­вольствием или неудовольствием от соприкосновения с эс­тетическими качествами и свойствами реальной действитель­ности.

Вплоть до конца XVII века в трактовке сущности эстети­ческого переживания превалировали религиозно-идеалисти­ческие воззрения. Если исходить из божественной природы человека, то эстетическое чувство нельзя истолковать иначе, как некий божий дар.

В XIX веке, в связи с выходом в свет трудов Чарлза Дар­вина (1809-1882) «Происхождение видов» и «Происхожде­ние человека», в основу понимания этого феномена пытались заложить не сверхъестественные божественные явления, а ес­тественные законы эволюции, законы самой природы. Понят­но, что после того, как Дарвин разработал свое учение о биоло­гической эволюции и происхождении видов, возник большой соблазн выводить все человеческое в человеке из тех или иных свойств, имевшихся уже у длинного ряда его животных пред­ков. Дарвин утверждал, что некоторые звуки доставляют на­слаждение животным, что плащеносцы имеют представление о красоте, а наблюдения над поведением особей противопо­ложного пола у птиц, раскрывающих друг перед другом рос­кошное оперенье, приводят к выводу о том, что они, якобы, умеют ценить яркие краски. Отсюда следовал вывод: эсте­тическое чувство - это врожденная биологическая способ­ность.

Эта концепция продержалась довольно долго. Ее отголос­ки можно обнаружить во второй половине XIX века и даже в первой половине XX. Так, в своей книге «Влияние Дарвина на философию» американский прагматист Джон Дьюи (1859-1952) согласился с тем, что некоторым видам птиц и млеко-


питающих (дрозду и лисе, например) действительно ведомы эстетические эмоции. А в книге писателя И. Ефремова «Лез­вие бритвы» можно даже столкнуться с абсолютно курьезны-ми рассуждениями относительно того, что красивые брови у человека не должны быть слишком редкими, чтобы защи­щать глаза от стекающего по лбу пота. Но они, видите ли, не должны быть и слишком густыми - в противном случае там Могут завестись паразиты. Обо всем этом на страницах кни­ги вещает некто Гирин - ее главный герой, энциклопедически образованный «эрудит». И вот этот «выдающийся знаток эс­тетики» всерьез полагает, что он совершил важное научное открытие: красота человека есть не что иное, как биологичес­кая целесообразность.

Здесь смешиваются физиологические и биологические эмоции - с одной стороны, и эстетические - с другой.

Физиологические эмоции -это особая реакция организма, выработанная природой, могучая сила, способствующая сохра­нению жизни. Когда в организме заканчивается запас пита­тельных веществ, он «сигнализирует» чувством голода. Чело­век, навстречу которому неожиданно выскочила огромная со­бака, может мгновенно перемахнуть через высокий забор. В обычных условиях это покажется ему совершенно невероят­ным — вот на что способно обыкновенное чувство страха. А боль? Вы случайно прикоснулись к раскаленному утюгу и, не успев ничего сообразить, рефлекторно отдернули руку.

Приходилось ли вам задумываться над тем, почему так опасен рак? Он опасен прежде всего потому, что подбирается незаметно. Организм не выработал соответствующей физио­логической реакции, и болезнь, к сожалению, распознается несвоевременно, в критической фазе.

Биологические эмоции - это тоже своеобразная реакция живого организма, выработанная природой. Однако, в отличие от физиологической эмоции, которая направлена на сохране­ние жизни, биологическая эмоция - это могучая сила, способ­ствующая продолжению рода. Поведение особей различного пола у птиц, о чем говорилось несколько раньше, и есть про­явление биологического начала. Здесь огромную роль играет инстинкт, сложнейшая система безусловных рефлексов, пере-


92


Эстетика как философская дисцип лин»


Лекция_И_


93


 


дающихся по наследству. Все это, несомненно, - проявление врожденной биологической способности.

Что же касается эстетической эмоции, то она - качествен­но иное явление. Эстетические объекты оцениваются не био­логической реакцией организма, подобно реакции на особь про­тивоположного пола. Они оцениваются не физиологической реакцией, подобно реакции на холод и тепло, свет и темноту, голод или чувство насыщения. Орел видит дальше, чем чело­век. Но человеческий глаз замечает в вещах значительно боль­ше, чем глаз орла. Эстетическая эмоция несет достоверный человеческий опыт. Духовное освоение эстетического объек­та всегда есть освоение специфической общественной ценнос­ти. А это означает, что эстетическое животным недоступно. Оно является результатом всей до сих пор протекшей все­мирной истории.

Сложность, правда, состоит в том, что физиологические, биологические и эстетические эмоции у человека часто связа­ны и существуют неотрывно друг от друга. Объекты, обладаю­щие эстетической ценностью, могут выполнять не только эс­тетические функции: они регулируют психологическое и фи­зиологическое состояние организма. Так, например, музыка, наряду с художественно-образным, эстетическим воздействи­ем, оказывает оптимизирующее физиологическое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Об этом хоро­шо знал еще великий древнегреческий мыслитель Пифагор. Музыка ритмизует процесс труда, а ритмичная работа намно­го эффективнее неритмичной, заметно снижает утомляемость и т.д.

Эстетическая эмоция может возникнуть и на основе био­логической эмоции. Красивая женщина, красивый мужчина привлекательны и в рамках природного инстинкта, связанно­го с функцией продолжения рода. Это несомненно. Но эстети­ческая эмоция и не сводится к биологической. Иначе, как уже неоднократно подчеркивалось в многочисленных трудах по эстетике, учебниках и учебных пособиях, элементы эстети­ческого сознания придется «искать» не только в биологичес­ких проявлениях, но и в таких широко известных фактах, как ♦ танец» змеи под музыку восточного заклинателя или уско-


ренный рост некоторых растений (последнее, как результат прямого воздействия акустических свойств музыки, есть твердо установленный научный феномен).

Из сказанного вытекает следующий вывод: эстетическое
сознание
(что видно на таком примере как эстетическое" чув­
ство) - это явление сугубо социальное. Оно возникает и фор­
мируется только у общественн ого че ловека в ходе социально-
исторической практики. ——~

Коснемся теперь проблемы происхождения эстетического сознания на примере возникновения все того же эстетическо­го чувства.

Человечество существует более одного миллиона лет (по некоторым сведениям, даже свыше трех миллионов). Непос­редственные предки человека - австралопитековые обезьяны, из которых выделились наиболее развитые формы, начавшие изготовление орудий труда. Это был так называемый Ното ЬаЬШз - человек умелый. И все же это был еще «предчело-век». Более развитыми существами - древнейшими людьми - являлись питекантропы (яванский питекантроп, чадант-роп, гейдельбергский человек, одувайский питекантроп, суще­ствовавшие около 500 тысяч лет назад), антропологически близ­кие к ним синантропы (древность - около 400 тысяч лет), а также создатели археологической культуры раннего палео­лита неандертальцы (время существования которых - от 200 до 35 тысяч лет назад). Неандертальцы были предками лю­дей современного типа - кроманьонцев. Кроманьонский чело­век - это фактически человек нашего с вами физиологическо­го и биологического типа.

Уже неандертальцам были свойственны зачаточные фор­мы родовой организации и большинство исследователей по­лагает, что на рубеже трансформации неандертальца в крома­ньонского человека, то есть на историческом отрезке, длив­шемся десятки тысяч лет, появились также и первые досто­верные факты, свидетельствующие о возникновении зачаточ­ных форм эстетического сознания.

В основе человеческой жизнедеятельности лежат матери­альные потребности и потребности познания, которые регули­руются взаимно. Постепенно формировалась и потребность



94


Эстетика как философская дисциплина


Декция_Л_


 


       
   


выявить общественную ценность предметов и явлений окру­жающего мира. Древнему человеку было крайне важно на­учиться различать то, что ему оказывалось полезным и спо­собствовало достижению успеха, и то, что таило в себе скры­тую опасность и могло принести вред. При этом освоение ути­литарного начала объектов действительности предшествова­ло освоению их эстетических свойств. Отшлифованная ручка каменного топора вначале была просто удобна, а потом стала радовать и вызывать положительное эстетическое отношение. Зуб огромного и опасного животного на груди первобытного охотника вначале воспринимался как символ его бесстрашия, ловкости и умения, а потом и как украшение.

История формирования эстетического чувства находит отражение в памятниках культуры. Широко известны, напри­мер, наскальные росписи пещеры Альтамира (Испания), отно­сящиеся к эпохе верхнего палеолита (около 15 тысяч лет до н. э.). Изображения различных животных (бизонов, ланей, кабанов) на потолке низкой пещеры, высота которой в отдель­ных местах составляет немногим более одного метра, создава­лись первобытными художниками в неудобной позе (сидя или лежа) и требовали больших физических и душевных затрат. Что вынуждало их делать это? Некоторые исследователи выдвинули предположение о том, что наскальные изображе­ния животных имели некий магический смысл. Создавая об­раз своей будущей добычи и пронзая ее (отчетливые следы от ударов копья сохранились до наших дней), первобытный че­ловек верил, что это принесет ему удачу на охоте. И, пожалуй, самым удивительным здесь было то, что это действительно приносило ему большую удачу - не в религиозно-мистичес­ком смысле, конечно, а совсем в ином. Представьте, что вам надо сделать изображение какого-либо животного. Легко ли это, если у вас нет хороших навыков рисования? Ведь чтобы добиться удовлетворительного результата, вам придется в те­чение длительного времени его внимательно рассматривать, изучать, наблюдать за его повадками. А что может быть по­лезнее для охотника, чем доскональное знание предмета его охоты? Наскальные изображения были тесно связаны с соби­ранием, закреплением и передачей сведений, представлявших


для первобытного человека огромное значение. При этом об­разная наполненность изображенных фигур, их экспрессив­ность и неповторимое своеобразие несли на себе печать цен­ностного отношения художника к миру. Результаты познава­тельной деятельности человека здесь органически слиты с эс­тетической оценкой.

Эстетическое чувство и потребности стимулируются вза­имно. Потребность воспроизводится в деятельности, в деятель­ности же развивается и эстетическое чувство. Так осуществ­ляется постепенное становление эстетического сознания от при­митивных, первобытных его форм до самых высоких взлетов человеческого духа.

Эстетическая оценка. В прошлой лекции мы охарактеризовали эстетическую оценку как субъективное вы­ражение ценности. Такое ее понимание естественно вытекает из диалектики их взаимоотношений. Если же рассматривать эстетическую оценку в структуре эстетического сознания, ее следует определить как специфическое суждение об эстети­ческих качествах и свойствах предметов и явлений окрушц-ющего нас мира. При этом приходится учитывать, что эстети­ческое суждение предполагает логическое осмысление воспри­нятого в неразрывном единстве с интуитивным, непосредствен­ным постижением. Эстетическая оценка включает в себя ди­алектику рационального и эмоционального, логического и вне­логического.

Рассказывают, что А. Н. Туполеву, под руководством ко­торого было создано свыше 100 типов военных и гражданс­ких самолетов, как-то оказалось вполне достаточно бросить один взгляд на модель летательного аппарата, чтобы опреде­лить, что он не сможет подняться в воздух. На недоуменный вопрос его коллег «почему?» знаменитый авиаконструктор ответил, что самолет некрасив. Скрупулезная проверка ранее сделанных расчетов с помощью самой современной электрон­но-вычислительной техники показала, что А. Н. Туполев был прав. Колоссальный профессиональный и жизненный опыт, на основе которого приемлемые аэродинамические формы са­молета органично сливались с представлениями об эстетичес­ком совершенстве, выработал у него способность непосредствен-



96


Эстетик* как


Лек ция II


 



ного усмотрения истины без обоснования с помощью дока тельств. Это было живое эстетическое созерцание в единст со знанием опосредствованным, ранее приобретенным.

Оценка определяется эстетическими качествами объекта и целым рядом субъективных факторов. Последние можно подразделить на факторы интерсубъективные и моносубъек­тивные, вытекающие из диалектики общественного и инди­видуального сознания.

Специально подчеркнем, что эстетическое сознание, как и сознание вообще, может быть и общественным, и индивиду­альным. Индивидуальное эстетическое сознание - это специ­фическая грань внутреннего мира каждого конкретного чело­века. Общественное же эстетическое сознание проявляется через сознание индивидуальное (общее выражается в отдель­ном и существует через отдельное), однако оно представляет собой не совокупность индивидуальных эстетических созна­ний членов общества, а целостное духовное явление, которое живет своей собственной, относительно самостоятельной жиз­нью. Оно имеет конкретно-исторический характер, обладает определенной внутренней структурой (общечеловеческое, клас­совое, национальное эстетическое сознание) и различными уров­нями, начиная от обыденного массового эстетического созна­ния и кончая высшими формами теоретического мышления. Эстетическая оценка также может включать в себя обще­человеческое, классовое, национальное и индивидуальное.

Общечеловеческое в эстетических оценках проявляется там, где обнаруживается общность в подходах к эстетическим яв­лениям действительности у представителей разных эпох, на­циональных культур и социальных слоев. Это бывает не час­то и, как правило, по отношению к явлениям природы или культурным ценностям общечеловеческого масштаба.

Хрестоматийным примером проявления классового харак­тера эстетических оценок могут служить отношения к женс­кой красоте крестьянина и аристократа, точно подмеченные выдающимся представителем русской революционно-демок­ратической эстетики, просветителем-энциклопедистом, писа­телем и литературным критиком Николаем Гавриловичем Чернышевским П 828-1889). «Прекрасное есть жизнь; пре-


красно то существо, в котором мы видим жизнь такою, како­ва она должна быть по нашим понятиям; прекрасен тот пред­мет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни». Отталкиваясь от этой теоретической позиции Н. Г. Чернышевский выстраивает систему оригинальных ар­гументов, которая стоит того, чтобы привести ее целиком.

«Хорошая жизнь, жизнь, как она должна быть», у простого народа состоит в том, чтобы сытно есть, жить в хорошей избе, спать вдоволь; но вместе с этим у поселянина в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе; жить без работы нельзя, да и скучно было бы. Следствием жизни в довольстве при боль­шой работе, не доходящей, однако, до изнурения сил, у сельской девушки будет чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щеку - первое условие красоты по простонародным поня­тиям. Работая много, поэтому будучи крепка сложением, сель­ская девушка при сытной пище будет довольно плотна - это также необходимое условие сельской красоты: светская «по­лувоздушная» красавица кажется поселянину решительно «не­взрачною», даже производит на него неприятное впечатление, потому что он привык считать «худобу» следствием болезнен­ности или «горькой доли» <...> У сельской красавицы не мо­жет быть маленьких ручек и ножек, потому что она много ра­ботает, - об этих принадлежностях красоты и не упоминается в наших песнях. Одним словом, в описании красавицы в народ­ных песнях не найдется ни одного признака красоты, который не был бы выражением цветущего здоровья и равновесия сил в организме, всегдашнего следствия жизни в довольстве при постоянной и нешуточной, но не чрезмерной работе. Совершен­но другое дело светская красавица: уже несколько поколе­ний предки ее жили, не работая руками; при бездейственном образе жизни крови льется в оконечности мало; с каждым новым поколением мускулы рук и ног слабеют, кости дела­ются тоньше; необходимым следствием всего этого должны быть маленькие ручки и ножки - они признак жизни, кото­рая одна и кажется жизнью для высших классов общества, -жизни без физической работы; если у светской женщины боль­шие руки и ноги, это признаки или того, что она дурно сложе­на, или того, что она не из старинной хорошей фамилии» [1].

Заказ № 299



98


Эстетика как


Ъская дисциплина


Лекция II


99


 


Национальное своеобразие в эстетических оценках про­является наиболее полно при сравнении эстетических систем различных этносов, их неодинаковых культур. Представле­ния о красивом негре, красивом европейце, красивом китай­це содержат в себе лишь элемент абсолютного. Во всем ос­тальном они весьма относительны. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы отличаются наследственными физичес­кими особенностями, связанными с единством происхожде­ния и определенной областью распространения каждой из них. Отсутствие единого, абсолютного эталона человеческой при­влекательности или непривлекательности весьма своеобразно выявляется, например, в представлениях о чертях, возникших в христианской мифологии у белых и негров: у белых они черные, а у негров - белые. Эстетическая выразительность цвета кожи, разреза глаз, ширины скул, толщины губ в раз­личных типах культур оценивается по-разному.

И, наконец, индивидуальное содержание эстетических оце­нок часто определяется различием условий, в которых фор­мируется и живет каждый конкретный человек. Люди имеют неодинаковый жизненный опыт, их ценностные ориентации и пристрастия могут существенно разниться. Сезанн пренеб­режительно отзывался о живописи Ван Гога. Лев Толстой не любил Шекспира. Бунин не признавал Блока. Цветаева не любила Чехова. По свидетельству Рихтера, Прокофьев «нена­видел» этюды Рахманинова.

Важную роль в эстетических оценках могут играть раз­личные ассоциации, которые формируются в индивидуальном сознании. Отражая взаимоотношения предметов и явлений в форме закономерных связей между нервно-психическими про­цессами, ассоциации оказывают сильное влияние на эстети­ческие переживания и в значительной мере определяют со­держание эстетического суждения. Так, например, в одном из живописных уголков Германии туристическая группа из Рос­сии восхищалась красотами природного ландшафта, в то вре­мя как один из участников поездки ощущал явный душев­ный дискомфорт. Оказалось, что человек, о котором идет речь, имел несчастье в прошлом воспринимать этот пейзаж сквозь ограждение из колючей проволоки: в этой местности в пери-


од второй мировой войны находился концентрационный ла­герь, где на его долю выпали неимоверные лишения. Природ­ный вид, производивший на всех остальных положительное эстетическое впечатление, казался ему безобразным и вызы­вал глубокое отвращение.

Эстетический вкус. Этот элемент эстетического сознания представляет собой способность оценивать явления действительности по их эстетическим качествам и свой-ствам.

Эстетический вкус человека раскрывается в его деятель­ности. Важными показателями здесь является то, как удов­летворяются эстетические потребности человека, какие эсте­тические ценности он сам производит, как он ориентируется в ценностном мире, что считает подлинными эстетическими ценностями, а что - их суррогатами и т. п.

Эстетический ^ вкус - это объективное выражение меры культурно-эстетического развития личности. Попробуйте вы­дать себя за интеллигентного, высококультурного человека, если вы таковым не являетесь. Ваши ослиные уши обязатель­но вылезут не здесь, так там и тогда, когда вы будете прилагать отчаянные усилия, чтобы «прикинуться» личностью, имеющей высокоразвитый эстетический вкус. Чем выше уровень куль­турно-эстетического развития человека, тем совершеннее его эстетический вкус, и наоборот: чем ниже этот уровень, тем хуже развита способность человека верно оценивать явления действительности по их эстетическим качествам и свойствам.

Эстетический вкус связан с такими характеристиками уровня культурно-эстетического развития, как «эстетический^ горизонт» и «эстетический тезаурус».

Надо сказать, что возможности успешной ориентации ин­дивида в культуре, в мире эстетических ценностей напрямую связаны с его способностью понимать этот мир и верно интер­претировать его. Эта способность находит свое отражение в понятии «герменевтической ситуации» (Гадамер), представ­ляющей собой некую точку зрения, ограничивающую воз­можность этого зрения. Это значит, что в понятие «герменев­тической ситуации», как и в процесс понимания вообще, вхо­дит понятие «горизонта».


 
 


100

Эстетика как философская дисциплина

Горизонт - это поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта. В при­менении к мыслящему сознанию мы можем, следовательно, говорить об узости горизонта, возможности его расширения, об открытии новых горизонтов и т. д.

«Эстетический горизонт» - это условная линия, ограни­чивающая эстетические явления природной и социальной реальности, доступные личности при данном уровне ее куль­турно-эстетического развития. А близкое к нему понятие «эс­тетический тезаурус» представляет собой систематизирован­ный набор данных эстетической области знания, выраженный ключевыми понятиями и позволяющий человеку ориентиро­ваться в ней. Емкость тезауруса определяется объемом зна­ний об эстетических ценностях, которые человек, по выраже­нию психологов, «интериоризировал», то есть сделал своим внутренним достоянием. Й понятие «эстетический горизонт», и понятие ♦эстетический тезаурус» близки к понятиям «эс­тетический кругозор» и «эстетическая эрудиция». Однако «эстетический горизонт», скорее, относится к явлениям эмТ лирического характера, тогда как «эстетический тезаурус» -к явлениям логического типа.

Существуют развитые и неразвитые эстетические вкусы, а также вкусы здоровые и извращенные. Развитые и неразви­тые вкусы отличаются друг от друга количественно, а здоро­вые и извращенные - качественно. Вкус ребенка может быть в основном здоровым, но недостаточно развитым. При этом здоровые вкусы способствуют верному пониманию эстетичес­кого объекта, а извращенные приводят к его искаженному отражению.

Существует и весьма непростая проблема антиномии эс­тетического вкуса, которая введена в эстетику И. Кантом. Антиномизм - это особый метод философствования, включа­ющий в себя принцип изложения конкретных выводов в фор­ме парадоксов и противоречий между одновременно доказуе­мыми суждениями. Кант констатировал антиномизм рассуд­ка, благодаря чему рассудок неизбежно запутывается в соб­ственных сетях.


 

101

Лекция II

Антиномизм, по Канту, коренится и в суждениях вкуса. Он выражается в двух положениях, одно из которых образу­ет тезис (о вкусах не спорят), а другое - антитезис (о вкусах спорят). Согласно тезису, суждение вкуса основывается не на понятиях, а на некой индивидуальной норме, иначе о них можно было бы вести дискуссию, то есть решать вопрос по­средством доказательств. Согласно антитезису, суждение вкуса основывается на понятиях, на некой всеобщей норме, иначе о них нельзя было бы спорить, то есть в конечном итоге рассчи­тывать на согласие других людей с нашим собственным суж­дением.

Диалектика эстетической способности суждения, по Кан­ту, является одновременно и подлинной, и мнимой. С одной стороны, он подчеркивает, что это противоречие принципов ле­жит в основе каждого суждения и не может быть устранено. С другой стороны, тезис и антитезис в суждении вкуса только по видимости противоречат друг другу, поскольку они не яв­ляются взаимоисключающими и могут существовать вместе.

Можно ли полностью согласиться с Кантом - об этом мы пока говорить не будем, потому что это слишком серьезный вопрос, чтобы решать его между делом. Вернемся к нему на одном из семинарских занятий. Подумайте, целесообразно ли отказываться от спора, какой вкус предпочтительней - разви­тый или неразвитый? Здоровый или извращенный? А как быть, если все вкусы здоровые, развитые, но разные? Есть ли смысл спорить о них?

Э с т е т и чески й и д е а^ь В процессе общественной жизни у каждого человека, знает он это или не знает, сознает он это или не сознает, складывается система представлений об эстетическом с овершенстве. Эта система и есть эстети­ческий идеа л.

" Эстетический идеал - это не представление о конкретной вещи, единичном предмете, процессе или человеке. ИдёалГне является представлением об этом цветке или том киноак­тере. Разве не это имел в виду Н. Г. Чернышевский, когда говорил, что красивой может быть белая как снег кошка, но красивой может быть и черная как смоль кошка. Красив че­ловек с карими глазами, но не менее красив и с голубыми.


102


.Ягтртика как философская дисциплина


Лекция II


103


 


               
 
 
   
 
   
     
 


Когда же мы говорим, что человек с карими глазами красив, нам не приходится сожалеть, что глаза его в то же время не

голубые.

Как и любое представление, эстетический идеал формиру­ется в интеллекте, когда непосредственный контакт с пред­ставляемыми явлениями отсутствует. Как и любые образы памяти и воображения, он требует аналитически обобщающей работы психики, осмысления множества фактов обширного эстетического опыта. Эстетический идеал предполагает осо­бую степень синтеза и обобщения, но обобщения именно эсте­тического, не превращающегося в голую абстракцию и сохра­няющую наглядный конкретно-чувственный характер™""

Идеал служит отражением лучшего, что было в прошлом, наиболее существенного и значимого из того, что имеется в настоящем, а также того, что может быть или должно быть в будущем. В нем воплощается оценочная природа эстетичес­кого познания, сближающая категорию идеала с такими по­нятиями, как «интерес», «побудительное стремление» или ♦ цель». Идеал - это не простое отражение действительности, а доминирующий мотив, высшая цель эстетической деятель­ности в данный, исторически определенный отрезок време­ни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: