ИРТИНЯ
тж ппттп
ния и подчиненности всех явлений неизменным естественным законам. Учение о* «трех стадиях мышления»: «теологической», «метафизической» и стадии «позитивной философии». Относительность знания, которым всегда ограничивается позитивная наука, его зависимость от опыта человечества и степени организации общества. Позитивизм как единственная философия, которая «строит общую теорию искусства». Оценка проблем эстетики под углом зрения того, насколько искусство способно участвовать в совершенствовании социального организма и человеческой личности. Цель искусства - превосходить действительность, побуждая нас к дальнейшему ее совершенствованию.
♦ Переоценка ценностей» в творчестве Ф. Ницше. «Эстетизм» и «философия жизни». Ницше о примате культуры в развитии человеческого общества, о подчинении всего социального бытия целям и интересам художественного творчества, его «высшим» ценностям. «Высокая культура» и существование двух противоположных каст: «работающих» и «праздных», касты «принудительного» и касты «свободного» труда. «Выращивание» небольшого числа олимпийцев - избранных творцов духовных ценностей как конечная цель человечества.
Дионисийское и аполлоническое начала в античной культуре. Современная дионисийская культура и сократовская культура «теоретического человека», основанная на рационализме, логическом мышлении и общезначимости понятий. Несовместимость истины с понятием красоты. Искусство и истина, искусство и воля. «Воля к власти» как основа косми-
ее назначение осуществлять правильный подоор индивидов на основании красоты. Любовь как единственно подлинная тема и предмет искусства. Роль искусства и красоты. Художественное творчество как единство бессознательного зарождения замысла и осознанного процесса его воплощения. Гений и талант. Преобладание в творчестве гения «животворного дыхания бессознательного». Сознательная активность и ее неспособность создавать прекрасное.
|
Вторая половина XIX века как период социальных столкновений и глубоких общественных сдвигов. Возникновение марксизма. Неправомерность попыток выдавать фрагментарные суждения на различные эотетические темы и конкретные проявления личных вкусов и оценок Маркса и Энгельса за целостную и теоретически выработанную систему взглядов. Необходимость дифференцировать в наследии основоположников марксизма отвергнутые реальным ходом истории теоретические положения и те стороны их учения, которые выдержали испытания временем и должны быть сохранены.
Материалистическое миропонимание как методологическая основа марксистской философии истории. Отношение к человеку как к природному и социальному существу. Значение практической, человечески чувственной деятельности. Роль человека в формировании жизненных обстоятельств («как само общество производит человека как человека, так и он производит общество»). Относительная самостоятельность в развитии форм общественного сознания. Определение искусства как способа «практически-духовного освоения» дейстьитель-
22
линное эстетическое суждение». Эстетическая нейтральность простейших элементов формы (ритмов, тонов, пропорций, красок и т. д.)- Их взаимоотношение и взаимодействие - единственный предмет эстетического суждения. Значение математического выражения связей между простейшими элементами. «Средства музыки» как наиболее подходящий объект математического описания «чистых отношений» формальной структуры.
|
О. Конто необходимости упразднения философии как метафизического размышления о первоначалах бытия и познания и подчиненности всех явлений неизменным естественным законам. Учение о' «трех стадиях мышления»: «теологической», «метафизической» и стадии «позитивной философии». Относительность знания, которым всегда ограничивается позитивная наука, его зависимость от опыта человечества и степени организации общества. Позитивизм как единственная философия, которая «строит общую теорию искусства». Оценка проблем эстетики под углом зрения того, насколько искусство способно участвовать в совершенствовании социального организма и человеческой личности. Цель искусства - превосходить действительность, побуждая нас к дальнейшему ее совершенствованию.
«Переоценка ценностей» в творчестве Ф. Ницше. «Эстетизм» и «философия жизни». Ницше о примате культуры в развитии человеческого общества, о подчинении всего социального бытия целям и интересам художественного творчества, его «высшим» ценностям. «Высокая культура» и существование двух противоположных каст: «работающих» и «праздных», касты «принудительного» и касты «свободного» труда. «Выращивание» небольшого числа олимпийцев - избранных творцов духовных ценностей как конечная цель человечества.
|
Дионисийское и аполлоническое начала в античной культуре. Современная дионисийская культура и сократовская культура «теоретического человека», основанная на рационализме, логическом мышлении и общезначимости понятий. Несовместимость истины с понятием красоты. Искусство и истина, искусство и воля. «Воля к власти» как основа косми-
ческого бытия и человеческих отношений. Деаристократиза-ция жизни. «Плебейский дух эпохи» как причина декаданса в культуре. Концепция «героического пессимизма» и проблема «прорыва в будущее» через временный «поворот к прошлому».
Э. Гартман и «философия бессознательного». Бессознательное как суть жизни, основа вещей, единая субстанция воли и представления. Гартман о телеологической правомерности человеческой истории и человека в мире. Инстинкт сохранения особи и облагораживания породы. Всесильность любви и ее назначение осуществлять правильный подбор индивидов на основании красоты. Любовь как единственно подлинная тема и предмет искусства. Роль искусства и красоты. Художественное творчество как единство бессознательного зарождения замысла и осознанного процесса его воплощения. Гений и талант. Преобладание в творчестве гения «животворного дыхания бессознательного». Сознательная активность и ее неспособность создавать прекрасное.
Вторая половина XIX века как период социальных столкновений и глубоких общественных сдвигов. Возникновение марксизма. Неправомерность попыток выдавать фрагментарные суждения на различные эстетические темы и конкретные проявления личных вкусов и оценок Маркса и Энгельса за целостную и теоретически выработанную систему взглядов. Необходимость дифференцировать в наследии основоположников марксизма отвергнутые реальным ходом истории теоретические положения и те стороны их учения, которые выдержали испытания временем и должны быть сохранены.
Материалистическое миропонимание как методологическая основа марксистской философии истории. Отношение к человеку как к природному й социальному существу. Значение практической, человечески чувственной деятельности. Роль человека в формировании жизненных обстоятельств («как само общество производит человека как человека, так и он производит общество»). Относительная самостоятельность в развитии форм общественного сознания. Определение искусства как способа «практически-духовного освоения» дейстъитель-
ности, осуществляемого силою воображения и творческой фан
тазии. Асинхронность духовных процессов и политико-пра
вовой организации общественной жизни. Социальный про
гресс и саморазвитие материальной культуры. Движение че
ловечества из «царства необходимости», где люди находятся
под властью их же собственных материальных и духовных
сил, в «царство свободы», в котором свобода каждого будет
условием свободного развития всех.
Т е м а 11. Развитие эстетической мысли в России
в конце XVIII - первой половине XIX века и эстетические теории революционных демократов
Появление определений эстетики на русском языке (наука вкуса, наука чувственного познания, общая теория изящных искусств, наука о прекрасном в природе и искусстве, философия изящных искусств и др.). Осмысление связи эстетики с психологией («наукой о душе»), «патологией» («наукой о страстях»), логикой и собственно философией. Признание значения эстетики для развития искусства, эстетического воспитания и повышения культурного уровня общества.
Эстетика просветительского классицизма, просветительского реализма, сентиментализма и преромантизма (А. Кантемир, М. Ломоносов, А. Сумароков, Н. Новиков, Н. Карамзин, А. Радищев, Г. Державин).
Неоднородность эстетики русского романтизма: заимствование идей у западных романтиков и его самобытные формы (романтический индивидуализм А. Бестужева-Марлинского, романтический символизм Д. Веневитинова, романтический универсализм В. Одоевского). Критика эстетических принципов классицизма. Освоение эстетических воззрений иенс-ких романтиков и учения Шеллинга об интеллектуальной интуиции как единственном способе постижения абсолюта. Ир-рационалистическое обоснование природы искусства и творчества гения, различие между сферами разума и инстинкта, ^близость к концепции «искусства для искусства».
25
Основная заслуга эстетических взглядов декабристов -пропаганда идей гражданского служения искусства. Тесная увязка проблем народности, самобытности искусства с неприятием подражательства, преклонения перед иностранщиной, унижающих достоинство русского человека (В. Кюхельбекер, В. Жуковский, К. Рылеев, А. Бестужев). Критическое отношение к национальной ограниченности, требование знания образцов мирового искусства, достигших общечеловеческого значения.
Эстетика славянофилов (А. Хомяков, И. Киреевский, П. Киреевский, А. Кошелев, Ю. Самарин, К. Аксаков и др.) как своеобразное развитие романтических тенденций в духовной культуре русского общества. Характерные признаки философско-эстетического осмысления действительности (И. Киреевский, Хомяков), исследований и пропаганды русской старины и народного творчества (П. Киреевский, Кошелев), литературно-критических выступлений (Аксаков) славянофилов - идея народности искусства, понятая, главным образом, в контексте отражения народного быта и особенностей национального характера, православная религиозность, соборность, критика индивидуализма как определяющего свойства западного мировосприятия, убежденность в том, что время подражания в русском искусстве проходит и всякая духовная жизнь народа может быть воплощена в художественных формах, порожденных ею самой.
Революционно-демократическая эстетика (В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев) - принципиально новый этап развития эстетической мысли в России. Тяжелая жизнь крестьянства, произвол власти, отсутствие политических свобод. Отрицание крепостничества как продолжение критики современной цивилизации представителями западноевропейского утопического социализма и коммунизма первой половины XIX века. Апелляция к низам, ясное осознание несовершенства общественного устройства, убежденность в способности человека изменить мир в соответствии со своими потребностями и интересами, надежда на переход России к социализму через революцию и крестьянскую общину - главные отличия мировоззрения революционных демократов от позиции «непротивленцев», «певцов
мировой скорби», сторонников «спасения» в иллюзорном мире мечты и фантазии и т. п. Разработка эстетической теории на основе материалистического мировоззрения. Преобладающее значение действительности в ее взаимоотношениях с искусством. Социально-историческая детерминированность и гражданская функция художественного творчества. Философско-эстетическое обоснование принципов критического реализма, идейности, художественности и народности искусства.
Т е м а 12. Эстетическая мысль в России конца XIX - начала XX века
Русская религиозно-идеалистическая мысль. Мировоззрение Вл. Соловьева. Проблема «осуществления» истины, добра и красоты, их действительного претворения в жизнь. Соловьев о необходимости замены религии «веры» на религию «действия». «Свободная теургия» как требование внутренней упорядоченности сущего, интеграции его, повышения уровня мировой целостности («всеединства»). Значение любви и творчества как высших состояний, с помощью которых «истинно-сущее» развертывает себя в мир. Внутренняя целостность и аксиологическая природа эстетического объекта. Осуществленная идея всеединства как красота.
Эстетические взгляды Ф. Достоевского. Неприемлемость революции как средства изменения общественной жизни (насилие порождает насилие). Путь к мировой гармонии, «всеевропейскому и всемирному» братству людей проходит не через борьбу, а через религиозно-нравственное воспитание. Критика представлений о детерминировании духовного мира человека условиями жизни как невольного стремления «освободить» его от личного нравственного долга. Эстетическое и нравственное воздействие красоты. Социологическая и гносеологическая сущность художественного творчества, проблема реализма и народности искусства. Творческий процесс как глубокое философски осмысленное воспроизведение действительности. Протест против «чистого искусства» и утилитарного подхода к нему. Несводимость полезности искусства к
отражению актуальных событий того или иного исторического периода. Невозможность достижения цели искусства нехудожественными средствами.
Символизм как философское и литературно-художественное течение в России {Д. Мережковский, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, В. Брюсов, А. Белый, А. Блок, Ф. Сологуб). Попытка создания эпохального искусства «большого стиля», направленного на осмысление трагических моментов всемирной истории. Категория творчества и глобальные проблемы жизни и смерти, смысла человеческого бытия, борьбы хаоса с космосом. Время как основная форма самопознания человека. «Надвременные» устремления символистской эстетики, обращение к архаическим формам искусства. Конститутивное значение музыки в мифологическом осмыслении бытия. «Музыкальность» зодчества, скульптуры, живописи и поэзии. «Те-ургизм» как обладание тайным знанием. Восприятие техники (машины) как непостижимой силы Рацио, переход от органического к механическому типу культуры. Чуждость красоте образов города, фабрики, тяжелого физического труда. Ощущение «края культуры», эсхатологические мотивы символизма.
Р а з д е л III Наиболее общие категории эстетики
Т е м а 13. Трагическое и комическое
История эстетических учений о трагическом. Столкновение личности с внеличными силами, крушение идеалов, тягчайшие страдания и гибель человека как основа трагической
коллизии.
Трагическое как эстетическое выражение противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления.
Противоречие между свободой и необходимостью как наиболее общая «формула» трагического, его ценностной природы. Трагическое - эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развер-
тывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческими страданиями и гибелью важных жизненных ценностей.
Диалектика объективного и субъективного, случайного и необходимого, личного и всеобщего, реального и идеального.
Трагическое в искусстве. Трагедия пессимистическая и оптимистическая.
Комическое в истории эстетической мысли. Комическое и смешное. Комическое как родовое понятие для обозначения самых разнообразных оттенков явлений, способных вызвать смех. Комическое - «формула» смешного.
Социальная, ценностная природа комических явлений. Историзм как основа понимания сущности комического в старых, отживших или в новых, нарождающихся явлениях жизни. Объективные предпосылки диалектики комического. Смех, социально санкционированный (осуждающий или одобряющий определенные социальные явления) и незаинтересованный, развлекательный, игровой. Игровое, развлекательное начало, смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа в противовес гнетущим заботам, нужде будней, повседневной серьезности и т. д., как необходимый компонент художественно-комических явлений.
«Высокие» и «элементарные» (забавные, шутливые) формы комического.
Спектр комических явлений (юмор, сатира, шутка, сарказм, ирония, остроумие и т. д.). Комическое в искусстве.
Т е м а 14. Возвышенное и низменное
Категория возвышенного в истории эстетических учений Стремление эстетической теории обосновать внутреннюю значительность явления, несоизмеримого по своему идеальному содержанию с реальной формой его выражения. Возвышенное как выход за пределы обыденного, повседневного.
Связь категории возвышенного с категорией идеала, с тем, к чему стремятся люди в своей жизни, о чем они мечтают.
Цели возвышенные и низменные. Возвышенное как осознанное стремление людей к подлинно гуманистическим общественно значимым целям.
Ценностная природа возвышенного и его связь с категорией свободы.
Низменное - антипод возвышенного, эстетическая категория, в которой, в выходящей за пределы обыденного, форме выражается устремленность людей к антигуманистическим целям. Низменное как ценность чрезвычайно негативная (антиценность), таящая в себе серьезную угрозу для человечества (тирания, шовинизм, захватнические войны, безудержная жажда наживы и т. п.).
Возвышенное и низменное в искусстве.
Тема 15. Прекрасное и безобразное
История эстетических учений о прекрасном, как категории, характеризующей явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное и истинное, прекрасное и доброе, прекрасное и полезное. История эстетики о конкретно-чувственной форме красоты, бескорыстном характере и обращении ее к созерцанию и воображению.
Прекрасное в природе. «Природники» и «общественники» о сущности красоты. Роль аксиологии в интерпретации прекрасного как общественной ценности предметов и явлений. Диалектика объективного и субъективного в прекрасном.
Прекрасное, красивое, прелестное, грациозное.
Прекрасное в человеке. Физическая и духовная красота. Красота созидательной, творческой деятельности. Универсальное свободное творчество как эстетический аспект труда. Относительность красоты. Конкретно-исторический характер представлений о красоте человека. Различные ценностные системы и типы культуры о человеческой красоте.
Прекрасное в мире вещей. Прекрасное и целесообразное. Понятие дизайна и технической эстетики.
Прекрасное в искусстве.
Безобразное в предметах и явлениях окружающей действительности, обладающих отрицательной эстетической ценностью и причиняющих людям более или менее сильное страдание (чаще всего не потому, что очень вредны, а вследствие неприятного впечатления, производимого на наше зрение или слух). Аристотель, Лессинг и Белинский о цели воплощения безобразного в искусстве. Эстетизация безобразного в искусстве XX века.
Р а з д е л IV Сущность и функции искусства
Тема 16. Искусство как высшая форма эстетического познания и эстетической деятельности
Границы искусства.
Художественный образ как специфическая, присущая искусству форма отражения и познания объективного мира. «Образ-замысел», «образ-произведение», «образ-восприятие». «Статичные» и «динамичные» художественные образы в искусстве. Понятие «микрообраза», «макрообраза» и «метаобраза». Миметическая сторона природы искусства. Предмет искусства и понятие личностного смысла. Диалектика общего и единичного, объективного и субъективного, эмоционального и рационального в художественном образе. Художественный образ и представление. Представления обыденные и специализированные. Специфика научных и художественных представлений.
Искусство и наука как формы познания объективного мира. Их сходство и различие в предмете, содержании и форме отражения. Критика «наивного сциентизма», стремления ♦ онаучить» существующие формы человеческого духа, подменить наукой искусство.
Роль воображения в художественно-образном познании мира. Понятия «имагинации» и «имагинативного абсолюта». ♦ Гносеологизм» в эстетике и несостоятельность его попыток обосновать познание как сущность искусства. Характе-
т
ристика неодинаковой степени активности познавательного процесса в различных художественных явлениях (видах и жанрах искусства).
Творческо-созидательная (деятельностная) сторона природы искусства.
Идея самоценности художественного творчества. Формальная школа в эстетике (К. Фидлер, А. Гильдебранд, А. Ригль, М. Дворжак, Г. Вёльфлин) и обоснование суверенности и самодостаточности искусства. Формальная эстетика об органичных законах, присущих внутренней природе искусства, причинах, вызывающих его развитие, и движущих силах, существующих и проявляющихся не «вне», а «внутри» самого искусства.
Формалистическая эстетика (//. Гербарт, Р. Циммерман, Э. Ганслик) и ее учение о самоценной суверенности формы произведения. Принципиальные отличия теоретических позиций представителей формальной и формалистической школ.
Культурно-исторический подход в искусствознании. Формальное и социологически-политизированное направления в науке об искусстве.
Философские основы миметической и творческо-созидатель-ной (деятельностной) концепций художественного творчества.
Семиотика, герменевтика и структурализм - наиболее влиятельные модификации формальной школы XX века.
Понятие деятельности. Практическая и духовная стороны деятельности. Преобразование, познание, ценностная ориентация и общение как всеобщие формы индивидуальной деятельности.
Деятельность творческая (продуктивная) и нетворческая (репродуктивная).
Понятие эстетической деятельности. Современные дискуссии о ее сущности и структуре.
Художественная деятельность. Сферы производства и потребления художественных ценностей.
Дихотомия искусства. Неразрывное единство миметической и творческо-созидательной (деятельностной) его сторон. Искусство - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетаются худо-
Щ
жественно-образное познание жизни с творчеством по зако нам красоты.
Социально-ролевая организация искусства как сложно-динамическая система.
Деятельность и функция. Функция искусства - фактически осуществляемое искусством действие, реальная форма его участия в многообразных проявлениях общественной жизни.
Отражательно-информационный, оценочный, творческий, знаковый, психологический, социальный, воспитательный, игровой аспекты искусства. Познавательная, просветительская, прогностическая, оценочная, эвристическая, коммуникативная, суггестивная, компенсационная, катарсическая, социально-организаторская, социализирующая, воспитательная, гедонистическая, развлекательная функции искусства.
Диалектика сущности, аспектов и функций искусства. Понятие «необходимых» и «достаточных» функций искусства, функций первого, второго и т. д. порядка.
Современные концепции функционального строения искусства. Эволюция теоретических представлений от монофункционального строения искусства через идею полифункциональности к трактовке искусства как сложно-динамического целого, проявляющегося на единой социально-эстетической основе. Удовлетворение эстетической потребности как высшее назначение искусства.
Тема 17. Содержание и форма в искусстве
Гносеологический параметр: два аспекта проблемы содержания и формы в искусстве. Понятия содержания и формы художественного произведения, объекта и предмета отражения в искусстве, художественного замысла и художественного восприятия.
Субстанциальный параметр: содержание и форма как идеальное и материальное. Материальный и духовный «планы», «стороны» художественного произведения.
Семиотический параметр: произведение искусства как семиотический объект. Признаки семиотической система.
Знак и значение. Художественный язык. Специфика информативных и художественных коммуникаций.
Изобразительность - функция имитации предметно-физической стороной художественного произведения предметных форм объективной действительности. Выразительность - функция передачи эстетической ценности мира без непосредственной имитации конкретных предметно-физических форм. Выразительность как непосредственное раскрытие ценностного отношения художника к действительности.
Искусство и язык. Их общность и различие.
Диалектика художественного содержания и художественной формы. Объективное и субъективное в предмете отражения и в содержании искусства. Понятия темы и идеи. Материал искусства. Композиция, фабула, сюжет.
Единство содержания и формы в замысле, произведении и восприятии. Соответствие и несоответствие содержания и формы в искусстве.
Произведение в системе художественной культуры. Способ существования художественного содержания. Содержание и вариантное множество правомерных восприятий.
Произведение искусства как тождество производства и потребления, содержания и восприятия.
Произведение искусства - качественно-определенное, относительно-замкнутое целое и вместе с тем «открытая», «разомкнутая» система.
Произведение искусства как «вещь» и «совокупность отношений» одновременно, как объект не только вещно-физи-ческого, но и культурно-ценностного порядка.
Р а з д е л V Морфология искусства
Тема 18. Система искусств
Морфология как учение о строении мира искусств. Три возможных подхода в выборе исходной плоскости классификации искусства: различия в способах создания художествен-
Змаз Л«290
34
ных ценностей (первичные и вторичные искусства), различия в способах восприятия (оптические, акустические, оптико-акустические), различия в способах существования (пространственные, временные, пространственно-временные).
Реальное бытие и строение художественных произведений как основополагающий принцип классификации искусства. Деление художественных структур на «простые» и ♦ сложные», «монофункциональные» и «бифункциональные». Понятие пограничной зоны, разделяющей смежные виды, разновидности, роды и жанры искусства, в которых происходит постепенное перерастание одного явления в другое. Единство диахронического и синхронического подходов в морфологическом анализе искусства.
Представление о трех взаимосвязанных формах существования художественных структур (синкретических, дифференцированных и синтетических) и двух встречных тенденциях (от исходного синкретизма - к дифференцированным образованиям; и от них - к синтезированным гетерогенным структурам).
Дифференциация искусств.
Закономерности формирования художественной деятельности как деятельности синкретической. Дифференциация изначального синкретизма и образование самостоятельных (гомогенных, одноэлементных) структур. Образование «муси-ческого» и «технического» художественных комплексов. Обособление чисто временных (словесно-музыкальных) художественных структур от пространственно-временных (танца и актерского искусства) и их дальнейшее деление на самостоятельно существующие словесные, музыкальные, танцевальные и актерские формы творчества. Разложение «технического» комплекса с постепенным обособлением изобразительных и неизобразительных искусств и обретением одноэлементными структурами (живопись, графика и скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство) самостоятельного бытия.
Процесс дифференциации и судьбы исполнительского искусства. Выделение сфер производства и потребления художественных ценностей, расчленение сферы производства на
их созидание и воспроизведение. Приобретение исполнительской деятельностью черт, свойственных только временным или только пространственно-временным искусствам, распад на актерскую, музыкально-исполнительскую, хореографическую и другие разновидности. Отпочкование в исполнительской практике режиссерской, дирижерской и собственно исполнительской функции.
Интеграция искусств.
Появление гетерогенных (многоэлементных) художественных структур в результате скрещения структур гомогенных. Конгломеративный, ансамблевый, органический способы художественной гибридизации. Проникновение искусств в мир техники, спорта, информации (рекламы) и т. д.
Закономерности рождения новых художественных образований на высоких ступенях развития искусства, отмирание старых форм творчества.
Онтологический и семиотический критерии классификации искусства. Понятия классов, семейств, видов, разновидностей художественной деятельности. Род и жанр как морфологические категории.
Тема 19. Бытийный статус музыкального произведения
Феноменологическая эстетика (Р. Ингарден)о способе существования музыкального произведения. Музыкальное произведение и «сознательные переживания» композитора, музыкальное произведение и «сознательные переживания» слушателя, музыкальное произведение и ноты (партитура), музыкальное произведение и исполнение. Музыкальное произведение как предмет интенциональный.