ИРТИНЯ
тж ппттп
ния и подчиненности всех явлений неизменным естественным законам. Учение о* «трех стадиях мышления»: «теологической», «метафизической» и стадии «позитивной философии». Относительность знания, которым всегда ограничивается позитивная наука, его зависимость от опыта человечества и степени организации общества. Позитивизм как единственная философия, которая «строит общую теорию искусства». Оценка проблем эстетики под углом зрения того, насколько искусство способно участвовать в совершенствовании социального организма и человеческой личности. Цель искусства - превосходить действительность, побуждая нас к дальнейшему ее совершенствованию.
♦ Переоценка ценностей» в творчестве Ф. Ницше. «Эстетизм» и «философия жизни». Ницше о примате культуры в развитии человеческого общества, о подчинении всего социального бытия целям и интересам художественного творчества, его «высшим» ценностям. «Высокая культура» и существование двух противоположных каст: «работающих» и «праздных», касты «принудительного» и касты «свободного» труда. «Выращивание» небольшого числа олимпийцев - избранных творцов духовных ценностей как конечная цель человечества.
Дионисийское и аполлоническое начала в античной культуре. Современная дионисийская культура и сократовская культура «теоретического человека», основанная на рационализме, логическом мышлении и общезначимости понятий. Несовместимость истины с понятием красоты. Искусство и истина, искусство и воля. «Воля к власти» как основа косми-
ее назначение осуществлять правильный подоор индивидов на основании красоты. Любовь как единственно подлинная тема и предмет искусства. Роль искусства и красоты. Художественное творчество как единство бессознательного зарождения замысла и осознанного процесса его воплощения. Гений и талант. Преобладание в творчестве гения «животворного дыхания бессознательного». Сознательная активность и ее неспособность создавать прекрасное.
Вторая половина XIX века как период социальных столкновений и глубоких общественных сдвигов. Возникновение марксизма. Неправомерность попыток выдавать фрагментарные суждения на различные эотетические темы и конкретные проявления личных вкусов и оценок Маркса и Энгельса за целостную и теоретически выработанную систему взглядов. Необходимость дифференцировать в наследии основоположников марксизма отвергнутые реальным ходом истории теоретические положения и те стороны их учения, которые выдержали испытания временем и должны быть сохранены.
Материалистическое миропонимание как методологическая основа марксистской философии истории. Отношение к человеку как к природному и социальному существу. Значение практической, человечески чувственной деятельности. Роль человека в формировании жизненных обстоятельств («как само общество производит человека как человека, так и он производит общество»). Относительная самостоятельность в развитии форм общественного сознания. Определение искусства как способа «практически-духовного освоения» дейстьитель-
22
линное эстетическое суждение». Эстетическая нейтральность простейших элементов формы (ритмов, тонов, пропорций, красок и т. д.)- Их взаимоотношение и взаимодействие - единственный предмет эстетического суждения. Значение математического выражения связей между простейшими элементами. «Средства музыки» как наиболее подходящий объект математического описания «чистых отношений» формальной структуры.
О. Конто необходимости упразднения философии как метафизического размышления о первоначалах бытия и познания и подчиненности всех явлений неизменным естественным законам. Учение о' «трех стадиях мышления»: «теологической», «метафизической» и стадии «позитивной философии». Относительность знания, которым всегда ограничивается позитивная наука, его зависимость от опыта человечества и степени организации общества. Позитивизм как единственная философия, которая «строит общую теорию искусства». Оценка проблем эстетики под углом зрения того, насколько искусство способно участвовать в совершенствовании социального организма и человеческой личности. Цель искусства - превосходить действительность, побуждая нас к дальнейшему ее совершенствованию.
«Переоценка ценностей» в творчестве Ф. Ницше. «Эстетизм» и «философия жизни». Ницше о примате культуры в развитии человеческого общества, о подчинении всего социального бытия целям и интересам художественного творчества, его «высшим» ценностям. «Высокая культура» и существование двух противоположных каст: «работающих» и «праздных», касты «принудительного» и касты «свободного» труда. «Выращивание» небольшого числа олимпийцев - избранных творцов духовных ценностей как конечная цель человечества.
Дионисийское и аполлоническое начала в античной культуре. Современная дионисийская культура и сократовская культура «теоретического человека», основанная на рационализме, логическом мышлении и общезначимости понятий. Несовместимость истины с понятием красоты. Искусство и истина, искусство и воля. «Воля к власти» как основа косми-
ческого бытия и человеческих отношений. Деаристократиза-ция жизни. «Плебейский дух эпохи» как причина декаданса в культуре. Концепция «героического пессимизма» и проблема «прорыва в будущее» через временный «поворот к прошлому».
Э. Гартман и «философия бессознательного». Бессознательное как суть жизни, основа вещей, единая субстанция воли и представления. Гартман о телеологической правомерности человеческой истории и человека в мире. Инстинкт сохранения особи и облагораживания породы. Всесильность любви и ее назначение осуществлять правильный подбор индивидов на основании красоты. Любовь как единственно подлинная тема и предмет искусства. Роль искусства и красоты. Художественное творчество как единство бессознательного зарождения замысла и осознанного процесса его воплощения. Гений и талант. Преобладание в творчестве гения «животворного дыхания бессознательного». Сознательная активность и ее неспособность создавать прекрасное.
Вторая половина XIX века как период социальных столкновений и глубоких общественных сдвигов. Возникновение марксизма. Неправомерность попыток выдавать фрагментарные суждения на различные эстетические темы и конкретные проявления личных вкусов и оценок Маркса и Энгельса за целостную и теоретически выработанную систему взглядов. Необходимость дифференцировать в наследии основоположников марксизма отвергнутые реальным ходом истории теоретические положения и те стороны их учения, которые выдержали испытания временем и должны быть сохранены.
Материалистическое миропонимание как методологическая основа марксистской философии истории. Отношение к человеку как к природному й социальному существу. Значение практической, человечески чувственной деятельности. Роль человека в формировании жизненных обстоятельств («как само общество производит человека как человека, так и он производит общество»). Относительная самостоятельность в развитии форм общественного сознания. Определение искусства как способа «практически-духовного освоения» дейстъитель-
ности, осуществляемого силою воображения и творческой фан
тазии. Асинхронность духовных процессов и политико-пра
вовой организации общественной жизни. Социальный про
гресс и саморазвитие материальной культуры. Движение че
ловечества из «царства необходимости», где люди находятся
под властью их же собственных материальных и духовных
сил, в «царство свободы», в котором свобода каждого будет
условием свободного развития всех.
Т е м а 11. Развитие эстетической мысли в России
в конце XVIII - первой половине XIX века и эстетические теории революционных демократов
Появление определений эстетики на русском языке (наука вкуса, наука чувственного познания, общая теория изящных искусств, наука о прекрасном в природе и искусстве, философия изящных искусств и др.). Осмысление связи эстетики с психологией («наукой о душе»), «патологией» («наукой о страстях»), логикой и собственно философией. Признание значения эстетики для развития искусства, эстетического воспитания и повышения культурного уровня общества.
Эстетика просветительского классицизма, просветительского реализма, сентиментализма и преромантизма (А. Кантемир, М. Ломоносов, А. Сумароков, Н. Новиков, Н. Карамзин, А. Радищев, Г. Державин).
Неоднородность эстетики русского романтизма: заимствование идей у западных романтиков и его самобытные формы (романтический индивидуализм А. Бестужева-Марлинского, романтический символизм Д. Веневитинова, романтический универсализм В. Одоевского). Критика эстетических принципов классицизма. Освоение эстетических воззрений иенс-ких романтиков и учения Шеллинга об интеллектуальной интуиции как единственном способе постижения абсолюта. Ир-рационалистическое обоснование природы искусства и творчества гения, различие между сферами разума и инстинкта, ^близость к концепции «искусства для искусства».
25
Основная заслуга эстетических взглядов декабристов -пропаганда идей гражданского служения искусства. Тесная увязка проблем народности, самобытности искусства с неприятием подражательства, преклонения перед иностранщиной, унижающих достоинство русского человека (В. Кюхельбекер, В. Жуковский, К. Рылеев, А. Бестужев). Критическое отношение к национальной ограниченности, требование знания образцов мирового искусства, достигших общечеловеческого значения.
Эстетика славянофилов (А. Хомяков, И. Киреевский, П. Киреевский, А. Кошелев, Ю. Самарин, К. Аксаков и др.) как своеобразное развитие романтических тенденций в духовной культуре русского общества. Характерные признаки философско-эстетического осмысления действительности (И. Киреевский, Хомяков), исследований и пропаганды русской старины и народного творчества (П. Киреевский, Кошелев), литературно-критических выступлений (Аксаков) славянофилов - идея народности искусства, понятая, главным образом, в контексте отражения народного быта и особенностей национального характера, православная религиозность, соборность, критика индивидуализма как определяющего свойства западного мировосприятия, убежденность в том, что время подражания в русском искусстве проходит и всякая духовная жизнь народа может быть воплощена в художественных формах, порожденных ею самой.
Революционно-демократическая эстетика (В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев) - принципиально новый этап развития эстетической мысли в России. Тяжелая жизнь крестьянства, произвол власти, отсутствие политических свобод. Отрицание крепостничества как продолжение критики современной цивилизации представителями западноевропейского утопического социализма и коммунизма первой половины XIX века. Апелляция к низам, ясное осознание несовершенства общественного устройства, убежденность в способности человека изменить мир в соответствии со своими потребностями и интересами, надежда на переход России к социализму через революцию и крестьянскую общину - главные отличия мировоззрения революционных демократов от позиции «непротивленцев», «певцов
мировой скорби», сторонников «спасения» в иллюзорном мире мечты и фантазии и т. п. Разработка эстетической теории на основе материалистического мировоззрения. Преобладающее значение действительности в ее взаимоотношениях с искусством. Социально-историческая детерминированность и гражданская функция художественного творчества. Философско-эстетическое обоснование принципов критического реализма, идейности, художественности и народности искусства.
Т е м а 12. Эстетическая мысль в России конца XIX - начала XX века
Русская религиозно-идеалистическая мысль. Мировоззрение Вл. Соловьева. Проблема «осуществления» истины, добра и красоты, их действительного претворения в жизнь. Соловьев о необходимости замены религии «веры» на религию «действия». «Свободная теургия» как требование внутренней упорядоченности сущего, интеграции его, повышения уровня мировой целостности («всеединства»). Значение любви и творчества как высших состояний, с помощью которых «истинно-сущее» развертывает себя в мир. Внутренняя целостность и аксиологическая природа эстетического объекта. Осуществленная идея всеединства как красота.
Эстетические взгляды Ф. Достоевского. Неприемлемость революции как средства изменения общественной жизни (насилие порождает насилие). Путь к мировой гармонии, «всеевропейскому и всемирному» братству людей проходит не через борьбу, а через религиозно-нравственное воспитание. Критика представлений о детерминировании духовного мира человека условиями жизни как невольного стремления «освободить» его от личного нравственного долга. Эстетическое и нравственное воздействие красоты. Социологическая и гносеологическая сущность художественного творчества, проблема реализма и народности искусства. Творческий процесс как глубокое философски осмысленное воспроизведение действительности. Протест против «чистого искусства» и утилитарного подхода к нему. Несводимость полезности искусства к
отражению актуальных событий того или иного исторического периода. Невозможность достижения цели искусства нехудожественными средствами.
Символизм как философское и литературно-художественное течение в России {Д. Мережковский, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, В. Брюсов, А. Белый, А. Блок, Ф. Сологуб). Попытка создания эпохального искусства «большого стиля», направленного на осмысление трагических моментов всемирной истории. Категория творчества и глобальные проблемы жизни и смерти, смысла человеческого бытия, борьбы хаоса с космосом. Время как основная форма самопознания человека. «Надвременные» устремления символистской эстетики, обращение к архаическим формам искусства. Конститутивное значение музыки в мифологическом осмыслении бытия. «Музыкальность» зодчества, скульптуры, живописи и поэзии. «Те-ургизм» как обладание тайным знанием. Восприятие техники (машины) как непостижимой силы Рацио, переход от органического к механическому типу культуры. Чуждость красоте образов города, фабрики, тяжелого физического труда. Ощущение «края культуры», эсхатологические мотивы символизма.
Р а з д е л III Наиболее общие категории эстетики
Т е м а 13. Трагическое и комическое
История эстетических учений о трагическом. Столкновение личности с внеличными силами, крушение идеалов, тягчайшие страдания и гибель человека как основа трагической
коллизии.
Трагическое как эстетическое выражение противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления.
Противоречие между свободой и необходимостью как наиболее общая «формула» трагического, его ценностной природы. Трагическое - эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развер-
тывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческими страданиями и гибелью важных жизненных ценностей.
Диалектика объективного и субъективного, случайного и необходимого, личного и всеобщего, реального и идеального.
Трагическое в искусстве. Трагедия пессимистическая и оптимистическая.
Комическое в истории эстетической мысли. Комическое и смешное. Комическое как родовое понятие для обозначения самых разнообразных оттенков явлений, способных вызвать смех. Комическое - «формула» смешного.
Социальная, ценностная природа комических явлений. Историзм как основа понимания сущности комического в старых, отживших или в новых, нарождающихся явлениях жизни. Объективные предпосылки диалектики комического. Смех, социально санкционированный (осуждающий или одобряющий определенные социальные явления) и незаинтересованный, развлекательный, игровой. Игровое, развлекательное начало, смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа в противовес гнетущим заботам, нужде будней, повседневной серьезности и т. д., как необходимый компонент художественно-комических явлений.
«Высокие» и «элементарные» (забавные, шутливые) формы комического.
Спектр комических явлений (юмор, сатира, шутка, сарказм, ирония, остроумие и т. д.). Комическое в искусстве.
Т е м а 14. Возвышенное и низменное
Категория возвышенного в истории эстетических учений Стремление эстетической теории обосновать внутреннюю значительность явления, несоизмеримого по своему идеальному содержанию с реальной формой его выражения. Возвышенное как выход за пределы обыденного, повседневного.
Связь категории возвышенного с категорией идеала, с тем, к чему стремятся люди в своей жизни, о чем они мечтают.
Цели возвышенные и низменные. Возвышенное как осознанное стремление людей к подлинно гуманистическим общественно значимым целям.
Ценностная природа возвышенного и его связь с категорией свободы.
Низменное - антипод возвышенного, эстетическая категория, в которой, в выходящей за пределы обыденного, форме выражается устремленность людей к антигуманистическим целям. Низменное как ценность чрезвычайно негативная (антиценность), таящая в себе серьезную угрозу для человечества (тирания, шовинизм, захватнические войны, безудержная жажда наживы и т. п.).
Возвышенное и низменное в искусстве.
Тема 15. Прекрасное и безобразное
История эстетических учений о прекрасном, как категории, характеризующей явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное и истинное, прекрасное и доброе, прекрасное и полезное. История эстетики о конкретно-чувственной форме красоты, бескорыстном характере и обращении ее к созерцанию и воображению.
Прекрасное в природе. «Природники» и «общественники» о сущности красоты. Роль аксиологии в интерпретации прекрасного как общественной ценности предметов и явлений. Диалектика объективного и субъективного в прекрасном.
Прекрасное, красивое, прелестное, грациозное.
Прекрасное в человеке. Физическая и духовная красота. Красота созидательной, творческой деятельности. Универсальное свободное творчество как эстетический аспект труда. Относительность красоты. Конкретно-исторический характер представлений о красоте человека. Различные ценностные системы и типы культуры о человеческой красоте.
Прекрасное в мире вещей. Прекрасное и целесообразное. Понятие дизайна и технической эстетики.
Прекрасное в искусстве.
Безобразное в предметах и явлениях окружающей действительности, обладающих отрицательной эстетической ценностью и причиняющих людям более или менее сильное страдание (чаще всего не потому, что очень вредны, а вследствие неприятного впечатления, производимого на наше зрение или слух). Аристотель, Лессинг и Белинский о цели воплощения безобразного в искусстве. Эстетизация безобразного в искусстве XX века.
Р а з д е л IV Сущность и функции искусства
Тема 16. Искусство как высшая форма эстетического познания и эстетической деятельности
Границы искусства.
Художественный образ как специфическая, присущая искусству форма отражения и познания объективного мира. «Образ-замысел», «образ-произведение», «образ-восприятие». «Статичные» и «динамичные» художественные образы в искусстве. Понятие «микрообраза», «макрообраза» и «метаобраза». Миметическая сторона природы искусства. Предмет искусства и понятие личностного смысла. Диалектика общего и единичного, объективного и субъективного, эмоционального и рационального в художественном образе. Художественный образ и представление. Представления обыденные и специализированные. Специфика научных и художественных представлений.
Искусство и наука как формы познания объективного мира. Их сходство и различие в предмете, содержании и форме отражения. Критика «наивного сциентизма», стремления ♦ онаучить» существующие формы человеческого духа, подменить наукой искусство.
Роль воображения в художественно-образном познании мира. Понятия «имагинации» и «имагинативного абсолюта». ♦ Гносеологизм» в эстетике и несостоятельность его попыток обосновать познание как сущность искусства. Характе-
т
ристика неодинаковой степени активности познавательного процесса в различных художественных явлениях (видах и жанрах искусства).
Творческо-созидательная (деятельностная) сторона природы искусства.
Идея самоценности художественного творчества. Формальная школа в эстетике (К. Фидлер, А. Гильдебранд, А. Ригль, М. Дворжак, Г. Вёльфлин) и обоснование суверенности и самодостаточности искусства. Формальная эстетика об органичных законах, присущих внутренней природе искусства, причинах, вызывающих его развитие, и движущих силах, существующих и проявляющихся не «вне», а «внутри» самого искусства.
Формалистическая эстетика (//. Гербарт, Р. Циммерман, Э. Ганслик) и ее учение о самоценной суверенности формы произведения. Принципиальные отличия теоретических позиций представителей формальной и формалистической школ.
Культурно-исторический подход в искусствознании. Формальное и социологически-политизированное направления в науке об искусстве.
Философские основы миметической и творческо-созидатель-ной (деятельностной) концепций художественного творчества.
Семиотика, герменевтика и структурализм - наиболее влиятельные модификации формальной школы XX века.
Понятие деятельности. Практическая и духовная стороны деятельности. Преобразование, познание, ценностная ориентация и общение как всеобщие формы индивидуальной деятельности.
Деятельность творческая (продуктивная) и нетворческая (репродуктивная).
Понятие эстетической деятельности. Современные дискуссии о ее сущности и структуре.
Художественная деятельность. Сферы производства и потребления художественных ценностей.
Дихотомия искусства. Неразрывное единство миметической и творческо-созидательной (деятельностной) его сторон. Искусство - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетаются худо-
![]() |
Щ
жественно-образное познание жизни с творчеством по зако нам красоты.
Социально-ролевая организация искусства как сложно-динамическая система.
Деятельность и функция. Функция искусства - фактически осуществляемое искусством действие, реальная форма его участия в многообразных проявлениях общественной жизни.
Отражательно-информационный, оценочный, творческий, знаковый, психологический, социальный, воспитательный, игровой аспекты искусства. Познавательная, просветительская, прогностическая, оценочная, эвристическая, коммуникативная, суггестивная, компенсационная, катарсическая, социально-организаторская, социализирующая, воспитательная, гедонистическая, развлекательная функции искусства.
Диалектика сущности, аспектов и функций искусства. Понятие «необходимых» и «достаточных» функций искусства, функций первого, второго и т. д. порядка.
Современные концепции функционального строения искусства. Эволюция теоретических представлений от монофункционального строения искусства через идею полифункциональности к трактовке искусства как сложно-динамического целого, проявляющегося на единой социально-эстетической основе. Удовлетворение эстетической потребности как высшее назначение искусства.
Тема 17. Содержание и форма в искусстве
Гносеологический параметр: два аспекта проблемы содержания и формы в искусстве. Понятия содержания и формы художественного произведения, объекта и предмета отражения в искусстве, художественного замысла и художественного восприятия.
Субстанциальный параметр: содержание и форма как идеальное и материальное. Материальный и духовный «планы», «стороны» художественного произведения.
Семиотический параметр: произведение искусства как семиотический объект. Признаки семиотической система.
Знак и значение. Художественный язык. Специфика информативных и художественных коммуникаций.
Изобразительность - функция имитации предметно-физической стороной художественного произведения предметных форм объективной действительности. Выразительность - функция передачи эстетической ценности мира без непосредственной имитации конкретных предметно-физических форм. Выразительность как непосредственное раскрытие ценностного отношения художника к действительности.
Искусство и язык. Их общность и различие.
Диалектика художественного содержания и художественной формы. Объективное и субъективное в предмете отражения и в содержании искусства. Понятия темы и идеи. Материал искусства. Композиция, фабула, сюжет.
Единство содержания и формы в замысле, произведении и восприятии. Соответствие и несоответствие содержания и формы в искусстве.
Произведение в системе художественной культуры. Способ существования художественного содержания. Содержание и вариантное множество правомерных восприятий.
Произведение искусства как тождество производства и потребления, содержания и восприятия.
Произведение искусства - качественно-определенное, относительно-замкнутое целое и вместе с тем «открытая», «разомкнутая» система.
Произведение искусства как «вещь» и «совокупность отношений» одновременно, как объект не только вещно-физи-ческого, но и культурно-ценностного порядка.
Р а з д е л V Морфология искусства
Тема 18. Система искусств
Морфология как учение о строении мира искусств. Три возможных подхода в выборе исходной плоскости классификации искусства: различия в способах создания художествен-
Змаз Л«290
34
ных ценностей (первичные и вторичные искусства), различия в способах восприятия (оптические, акустические, оптико-акустические), различия в способах существования (пространственные, временные, пространственно-временные).
Реальное бытие и строение художественных произведений как основополагающий принцип классификации искусства. Деление художественных структур на «простые» и ♦ сложные», «монофункциональные» и «бифункциональные». Понятие пограничной зоны, разделяющей смежные виды, разновидности, роды и жанры искусства, в которых происходит постепенное перерастание одного явления в другое. Единство диахронического и синхронического подходов в морфологическом анализе искусства.
Представление о трех взаимосвязанных формах существования художественных структур (синкретических, дифференцированных и синтетических) и двух встречных тенденциях (от исходного синкретизма - к дифференцированным образованиям; и от них - к синтезированным гетерогенным структурам).
Дифференциация искусств.
Закономерности формирования художественной деятельности как деятельности синкретической. Дифференциация изначального синкретизма и образование самостоятельных (гомогенных, одноэлементных) структур. Образование «муси-ческого» и «технического» художественных комплексов. Обособление чисто временных (словесно-музыкальных) художественных структур от пространственно-временных (танца и актерского искусства) и их дальнейшее деление на самостоятельно существующие словесные, музыкальные, танцевальные и актерские формы творчества. Разложение «технического» комплекса с постепенным обособлением изобразительных и неизобразительных искусств и обретением одноэлементными структурами (живопись, графика и скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство) самостоятельного бытия.
Процесс дифференциации и судьбы исполнительского искусства. Выделение сфер производства и потребления художественных ценностей, расчленение сферы производства на
их созидание и воспроизведение. Приобретение исполнительской деятельностью черт, свойственных только временным или только пространственно-временным искусствам, распад на актерскую, музыкально-исполнительскую, хореографическую и другие разновидности. Отпочкование в исполнительской практике режиссерской, дирижерской и собственно исполнительской функции.
Интеграция искусств.
Появление гетерогенных (многоэлементных) художественных структур в результате скрещения структур гомогенных. Конгломеративный, ансамблевый, органический способы художественной гибридизации. Проникновение искусств в мир техники, спорта, информации (рекламы) и т. д.
Закономерности рождения новых художественных образований на высоких ступенях развития искусства, отмирание старых форм творчества.
Онтологический и семиотический критерии классификации искусства. Понятия классов, семейств, видов, разновидностей художественной деятельности. Род и жанр как морфологические категории.
Тема 19. Бытийный статус музыкального произведения
Феноменологическая эстетика (Р. Ингарден)о способе существования музыкального произведения. Музыкальное произведение и «сознательные переживания» композитора, музыкальное произведение и «сознательные переживания» слушателя, музыкальное произведение и ноты (партитура), музыкальное произведение и исполнение. Музыкальное произведение как предмет интенциональный.