В XVI веке скоморохи начали объединяться в «ватаги» (артели и труппы), бродить по стране в поисках заработка и оседать в городах. С развитием письменной драматургии, становлением придворного профессионального, а затем и публичного городского театра значение скоморошества стало заметно снижаться. В конце XVII века в подмосковной царе-
Лекция III
-----------------
кой резиденции (село Преображенское) возник придворный театр - комедийная хоромина (или комедиальная храмина) в которой ставились пьесы на библейские и исторические сюжеты. В представления включались комические интермедии, близкие к традициям русских скоморошьих «потех» Первый публичный театр в истории России был выстроен по приказу Петра I на Красной площади в Москве в начале XVIII века.
Но вернемся к развитию эстетической мысли в Западной Европе. Середина XIX века. Комическое порождается движением исторического процесса, противоречиями его развития, - утверждает К. Маркс. Если гибель нового, исторически перспективного - предмет трагического, то общественное явление, которое утрачивает историческое оправдание, но претендует на него, стремится быть или казаться не тем, чем оно является в действительности, становится объектом комического. «История действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть комедия. Богам Греции, которые были уже раз - в трагической форме - смертельно ранены в «Прикованном Прометее» Эсхила, пришлось еще раз - в комической форме - умереть в «Беседах» Лукиана. Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым» [5].
|
Комическое есть противоречие между новым и старым, рождающимся и отмирающим. То, над чем мы смеемся, - обречено и уходит в небытие. Однако комическое может проявляться и в новом. Для этого есть объективные предпосылки. Новое вырастает из старого и может нести на себе его печать; кроме того, любое новое не вечно: оно содержит в себе такие черты, которые в будущем неизбежно приведут к замене его другим, еще более новым, новым.
Одна из значительных линий в эстетике XX века связана с дальнейшей разработкой марксистского толкования комического. Другая в качестве отправного момента имела формальное определение комического И. Кантом. Откровенным субъективизмом проникнута концепция комического
144
Наиболее общие категории эстетики
III
145
А. Бергсона. В индивидуальном сознании видел источник комического 3. Фрейд, для которого оно является одним из способов компенсации неудовлетворенности человека своей жизнью. У позитивистов, например у Г. Спенсера, была попытка свести комическое к физиологическим основам и трактовать его как «род мышечных действий, способствующих ослаблению нервного возбуждения». В психологическом аспекте комическое рассматривал Т. Липпс, связавший его со способностью человека противостоять жизненным невзгодам.
Как видим, попытка объяснить, что такое комическое, разрослась в огромную литературу. Найдется, пожалуй, не так уж и много понятий, причинивших эстетикам столько теоретических хлопот. Трудности исчерпывающего объяснения комического обусловлены его удивительной способностью скрываться под любой личиной. По меткому замечанию Л. Саккетти, комическое - что ртуть: его ни на одно мгновение нет возможности заключить в определенные границы, оно каждый раз ускользает из рук того, кто желает его схватить. ♦ Смешное издавна не укладывается в философские определения», - отметил как-то Жан Поль. Едва ли не все исследователи, пытавшиеся дать общее определение комического, всегда заблуждались. Или вернее было бы предположить, что во всех объяснениях отдельных случаев комического встречается хотя бы небольшая доля истины.
|
Комическое часто противопоставляли трагическому (Ф. Шеллинг), возвышенному (Жан Поль), совершенному (М. Мендельсон), трогательному (Ф. Новалис). Его определяли как противоречие между сущностью и явлением, содержанием и формой, целью и средством, понятием и объектом, действием и результатом. Сущность комического усматривали в ошибке, безобразии, контрасте, несовершенстве, несообразности, разрыве хода событий, обманутом ожидании, отклонении от нормы, внезапном разрешении противоречия в ничто.
Разные эстетические концепции, точно описывающие существо той или иной разновидности комического, оказывались неудовлетворительными в роли универсальных формул. Не подлежит, например, сомнению, что в основе множеств ко-
медийных ситуаций действительно лежит некая несообразность. В «Дневнике паломника» Джерома К. Джерома рассказывается о том, как два англичанина, путешествуя по Германии, отыскивали в путеводителе по железным дорогам подходящий для себя поезд. Они неожиданно для себя «открывали» поезда, которые приходят из Мюнхена в Гейдельберг за четырнадцать минут и при этом почему-то следуют через Венецию и Женеву, имея получасовую остановку в Риме. А ближайший путь из Германии в Париж лежит, оказывается, через Кале, где нужно еще нанять пароход до Москвы и т. д.
|
Однако всякая ли несообразность смешна? Многие из несообразностей способны возбудить скорее иные состояния, нежели веселье и смех. Таковы, например, легенда об Архимеде, изучающем геометрию во время осады, или библейская история о пяти хлебах и двух рыбах, насытивших громадную толпу.
Поясняя свое определение комического, И. Кант ссылается на забавный случай с одним индейцем, который был приглашен на обед к англичанину. За столом была откупорена бутылка эля, превратившегося в пену, с неудержимой силой выскочившую из бутылки. Этот столь обыкновенный случай крайне поразил индейца. На вопрос: «Какая же тут странность?» индеец ответил: «Я удивляюсь не тому, что пена выскочила из бутылки, а тому, как вы могли ее туда заключить». Смех, возбужденный этим ответом, Кант объясняет тем, что «напряжение нашего ожидания внезапно превратилось в ничто».
А. Цейзинг, в связи с кантовским определением комического, резонно указывает на стихотворение Шиллера «Ожидание» и спрашивает, неужели ожидающий прихода своей подруги, целые часы прислушивающийся, как «скрипнули дверцей садовой», как «брякнула ручка замка», стал бы смеяться, если бы вместо радостного свидания получил бы, скажем, письмо с уведомлением о невозможности прийти? И действительно, надо признать, что ожидание, разрешившееся в ничто, далеко не всегда комично.
Часто комическое характеризуется как неожиданный разрыв хода событий, несоответствие между действием и его ре-
146
Наиболее общие категории эстетики
Лекция III
147
т
II
зультатом. В «Физиологии смеха» Г. Спенсер упоминал об одной проделке клоунов в цирке, которая неизменно вызывает дружный смех и аплодисменты публики. Один из акробатов совершает невероятный прыжок через несколько лошадей. Клоун делает вид, что завидует успеху товарища и самоуверенно готовится к такому же скачку. Затем, разбежавшись, насколько это возможно быстро, он вдруг останавливается перед первой лошадью, показывая всем своим видом, что хочет снять с нее какую-то соринку. Присутствующие, разумеется, весело смеются. Спенсер не без основания полагал, что они смеются над несоответствием разбега и его результата, следовательно, над шуткой, «на мгновение нас обманувшей». А Липпс бы по этому поводу обязательно добавил, что в данном случае мы смеемся и над собой, хорошо понимая, что клоун разбежался не для того, чтобы прыгнуть, а чтобы «надуть» нас.
Вместе с тем, отнюдь не всегда несоответствие действия и результата приводит к комическому эффекту. На внезапном разрыве естественного хода событий строится большинство трагедий. Далеко не всегда безобидны и смешны последствия обмана и других неприятных «сюрпризов», используемых мошенниками и авантюристами.
Не лучше обстоит дело и с утверждением, что комическое всегда обнаруживается в противоречии между сущностью и явлением, содержанием и формой, между тем, что в действительности представляет собой тот или иной персонаж, и тем, за кого он себя выдает. Одно дело - Голохвастов или Кречин-ский, и совсем другое - Маргарита Зелле (Мата Хари) или Джек-Потрошитель; понятно, что тайные агенты и убийцы-маньяки, которым удается продолжительное время выдавать себя за добропорядочных граждан, к комическому и смешному никакого отношения не имеют.
Утвердившаяся у нас в недавнем прошлом трактовка этой категории, основанная на мысли К. Маркса о диалектике исторического процесса, о противоречии между старым и новым, отживающим и нарождающимся, также охватывает лишь определенную (хотя и весьма широкую) сферу комического. Для подтверждения этого достаточно вспомнить барона Мюн-
хгаузена, рассказывавшего о борзой, которой пришлось так быстро и подолгу бегать, что она стерла свои лапы по брюхо; но и после этого барон почти целый год пользовался ею как таксой. Возникает вопрос: где же здесь то самое общественное явление, которое утратило историческое право на свое существование? Его здесь нет. И это не удивительно. Наряду с социально санкционированными формами комического, осуждающими или одобряющими определенные общественные явления, существует еще незаинтересованный, игровой, развлекательный смех, смех от радости бытия, беспечности и свободы духа - в противовес повседневной серьезности и гнетущим заботам. Такие формы комического известны всем народам с незапамятных времен. Они составляют необходимый компонент многообразных художественных явлений, тесно связаны с праздничными действами, карнавальными шествиями, играми и народным весельем.
Так что же все-таки мы называем комическим? Как, в конце концов, его можно определить? Следует признать, что за неимением лучшей и более точной трактовки, нам пока приходится довольствоваться определением комического через понятие смешного. Комическое--^-эта~эстетическая категория, характеризующая многообразные проявления смешного (в объекте), вызывающие соответствующую реакцию в смехе.
Конечно, эту дефиницию вряд ли можно считать исчерпывающей, ведь остается невыясненным общий признак смешного. Преодоление этой теоретической трудности, по-видимому, можно считать задачей будущих эстетических исследований. Сегодня же ограничимся тем, что диалектику смешного и комического представим в следующем виде: смешное есть тот или иной конкретный случай комического, а комическое - это своеобразная формула смешного.
Комическое - это явление ценностного характера. Т. Гоббс утверждал, что смех всегда сопровождается радостью. С этим был согласен и Б. Спиноза, писавший, что «смех есть радость, а потому сам по себе - благо». То, что смех от комического является результатом внутреннего удовлетворения, объясняет, по мнению Л. Саккетти, и «свойство людей смеяться тем сильнее, чем интенсивнее испытываемое ими удовольствие».
На иболее общие категории эстетики
Ценностный характер восприятия и переживания комического связан и с определенной степенью свободы. Смех есть реакция против серьезности. Серьезность часто требует напряжения, усилия, выдержки. Комизм как бы устраняет всякое принуждение. Не потому ли облегченное чувство удовольствия сопровождается радостным смехом?
В торжественных случаях люди должны сохранять приличный вид, быть важными и серьезными. Если в такой ситуации произойдет что-нибудь обыденное и случайное, нарушающее атмосферу торжественной важности и благоговения и вступающее в явное противоречие с сосредоточенными минами проникнутых почтением к этому событию людей, нам трудно бывает удержаться от смеха. А что уж говорить о детях, зачастую вообще не способных выдерживать напряжение серьезности? Не вполне сознавая всю важность мероприятия, они жадно следят за всяким поводом к освобождению от принуждения и предаются неудержимому веселью при малейшем происшествии, дисгармонирующим с торжественной обстановкой (вспомним, например, как «с пунцовыми лицами, задыхаясь от подавленного смеха», наблюдали прихожане во время церковной проповеди проделки Тома Сойера с «жуком-кусакой»).
Комическое, как уже было сказано, заключено в самом объекте, хотя и не является его природным качеством. Вот почему смех, вызванный какой-либо другой причиной, не имеющей прямого отношения к подлинно смешному явлению, с комическим никак не связан. Римляне, например, смеялись над гладиаторами, которых вынуждали вступать в бой с завязанными глазами. Поистине, скажи мне, над чем ты смеешься, и я тебе скажу, кто ты. Тысячу раз был прав Гёте, когда говорил: «Ни в чем не обнаруживается характер людей так, как в том, что они находят смешным». Чем более в хохоте обнаруживается высокомерия и презрительного самодовольства, тем он безнравственнее. Польщенное самолюбие не имеет отношения к эстетическому переживанию.
То же самое можно сказать о смехе, вызванном физиологическими причинами. Так, Симплициссимус - герой одноименного романа X. Гриммельсхаузена - рассказывает о сво-
их родителях, которых солдаты в период тридцатилетней войны связали и, намазав им пятки раствором соли, отдали на растерзание козам. Животные стали лизать ступни их ног причиняя невыносимое щекотание, в результате чего несчастные, якобы, умерли от хохота. Если даже и отнести этот случай в разряд художественного вымысла, нельзя не признать тот очевидный исторический факт, что инквизиция пользовалась щекоткой как одной из разновидностей пыток.
Бергсон утверждал, что единственный объект комического - это человек. В его мысли есть важное рациональное зерно: комическое - это общественное явление. Однако на самом деле комическим может быть все, что имеет для человека смысл и допускает игру со смыслом, в том числе и человекоподобное в зверях и птицах. Обезьяна комична своим карикатурным сходством с человеком. Птицы часто смешны задорным и отважным видом, как, например, те куры и гуси, которых так боялся маленький Дэвид Копперфилд. Помню также, каким неудержимым хохотом окружающих сопровождались крайне несообразные ужимки кота, на задние лапы которого кто-то из детей умудрился надеть свои носки. Пытаясь освободиться, вконец растерявшееся животное клубком каталось по полу, медленно передвигалось, шатаясь из стороны в сторону и делая отчаянные усилия, чтобы сохранить равновесие, нелепо подпрыгивало или неожиданно замирало, вытягивая поочередно обутые лапы назад, комично «имитируя» то одни, то другие выразительные балетные позы. У некоторых высших животных, обезьян и собак наблюдаются зачаточные формы беззвучного смеха, вызываемого, разумеется, неэстетическими причинами.
Вместе с тем, сфера комического в общественной жизни подвижна и имеет определенные ограничения. То, что считается людьми особенно ценным, священным, горестным или скорбным, комическому воспроизведению обычно не подлежит. Салтыков-Щедрин утверждал, что если бы ему было доказано, что он предает осмеянию явления почтенные или не стоящие внимания, он, наверное, «прекратил бы деятельность столь идиотскую».
По своему значению, уровню и глубине комического, различают его высокие виды («Дон Кихот» С. Сервантеса) и все-
150
Наиболее общие категории эстетики
Лекция Ш
го лишь забавные, шутливые формы («Медведь» А. Чехова). Соотношение незаинтересованного и социально санкционированного, с одной стороны, высокого и элементарного, - с другой, делают спектр комического весьма разнообразным. На крайних полюсах этого спектра располагаются юмор и сатира. В юморе элементы игры и развлечения преобладают над функцией бичевания пороков. В сатире же их отношения прямо противоположны. Юмору соответствует такой жанр комического, как шутка, сатире - сарказм. Объект шутки - отдельные слабости в целом положительного явления. Объект сарказма - это то, что резко противоречит нашему идеалу.
Юмору и сатире хорошо соответствует карикатура. Карикатура (от сапсаге - преувеличивать) - это изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Чаще всего карикатура встречается в графике и ограничивается лишь эскизными и наскоро набросанными рисунками. Однако карикатурой занимались и величайшие живописцы. Рафаэль заявил себя в этой области, например, в своем подражании античному Лаокоону, в котором вместо людей изобразил обезьян. Карикатура встречается у Микеланджело в его «Страшном суде». У Леонардо да Винчи накопилось множество карикатурных рисунков, в которых, по собственным его словам, он старался достигнуть того, чтобы при их виде «даже мертвые расхохотались». На поприще карикатуры прославились Хогарт, Гойя, умевший подмечать сходство людей и животных, Гранвиль и многие другие художники. Значительно реже карикатура встречается в скульптуре: Ж. Дантан, например, известен своими статуэтками, в которых карикатурно изобразил Талейрана, Веллингтона, Листа и Гюго; замечательны статуэтки-карикатуры русского мастера Н. Степанова, изображавшего Кукольника, Одоевского, Айвазовского, Брюллова, Варламова, Глинку, Даргомыжского и других знаменитых людей. Остроумие— это обнаружение неочевидных, скрытых связей, нарушение стереотипов мышления, при котором вскрывается истинное положение вещей. Остроумие - это искусство выражать свою мысль только наполовину, чтобы дать возможность отгадать ее. Оно связано с мгновенным перевора-
чиванием смысла и предполагает высокое развитие интеллекта, широту взглядов, смелость мысли не только у автора, но и у окружающих.
Об остроумии писалось много. Интересные мысли о нем высказывали Жан Поль, И. Кант, А. Шопенгауэр, Р. Циммерман, Ф- Фишер. Чуть ли не главный признак остроты заключается в легкости процесса ее рождения, ведь она есть игра ума, в ней не должно быть и следа усилия. Острота, кроме того, должна отличаться меткостью и краткостью. Как-то А. Н. Апухтин в сутолоке и совершенно непроизвольно наступил на ногу человеку, от неожиданности закричавшему: «Дурак!» «А я - Апухтин», - сказал знаменитый поэт, вежливо приподнимая шляпу...
Остроумие может проявляться и в форме каламбура - игры слов, оборота речи, шутки, основанной на комическом обыгрывании звукового сходства слов или словосочетаний. Большим мастером каламбура был, как известно, Г. Г. Нейгауз. Рассказывают, что после выступления на Втором международном конкурсе имени П. И. Чайковского замечательного английского пианиста Джона Огдона, разделившего первую премию с В. Ашкенази и сыгравшего не вполне удачно первую часть Большой сонаты Чайковского, но зато совершенно гениально «Виселицу» из «Ночного Гаспара» Равеля, Нейгауз не удержался и изрек каламбур: «Он заслужил сонатой виселицу, а «Виселицей» - рай».
В отличие от остроты, ирония проявляется не в открытом переворачивании смысла, а в сохранении двойного смысла (однако в противовес лукавству или простому обману, скрытый в иронии смысл все же предполагается доступным для воспринимающего). Ирония есть хула под маской одобрения. Она бывает злее остроты и часто безжалостно бичует недостатки. Примером ироничной эпиграммы может служить следующее четверостишие А. С. Пушкина:
Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.
П
_________________ Наиболее общие категории эс те тики
Комическое можно встретить практически во всех видах и жанрах искусства. Исключение составляет, пожалуй, только одна архитектура. Наиболее утонченные формы комического воплощаются в литературе, где виртуозная многоплановость смешного связана, конечно, с языком и речью. В музыке комическое обнаруживается в вокально-сценических жан-Рах_» чемУ помогает словесный текст и драматическое действие. Большим комизмом отличаются, например, романсы Даргомыжского («Червяк», «Титулярный советник») и Мусоргского («Семинарист»). Однако известными возможностями в этом плане обладает и инструментальная музыка, оперирующая своими собственными средствами. Полно комизма Копс1о а Сарпссю для фортепиано О-сЗиг ор. 129 Бетховена, которое, как известно, было «вызвано к жизни» неприятной случайностью. Бетховену попалась прекрасно сохранившаяся старинная монета, которую он хотел отнести приятелю, но потерял на улице. «Едва ли, - писал Р. Шуман, - существует что-либо более веселое, чем эта шутка: недавно, впервые играя ее, я смеялся без конца». Шуман называет и другие примеры воплощения комического в творчестве Бетховена, а также упоминает о комическом у Гайдна, Вебе-ра и других композиторов.
В скерцо своей Пасторальной симфонии Бетховен воспроизвел то, что не раз слышал в одной из гостиниц предместья Вены. Там играли деревенские музыканты, которые, по свидетельству самого композитора, находились в полудремотном состоянии и прямо во время исполнения иногда друг за другом засыпали, опуская свои инструменты. Зато, когда им удавалось очнуться, они «выдували несколько звуков наугад» и обыкновенно «верно попадали в тон». В подражание этому забавному эпизоду Бетховен написал партию фагота, состоящую только из тех звуков, которые деревенские музыканты извлекали «с большим присутствием духа» и притом только тогда, когда «они подходят».
Диапазон воплощения конфликта между реальным и должным в музыке весьма широк. Он охватывает практически все возможные проявления смешного: от легкой шутки (Пер-голези) до беззаботного веселья (Гайдн), от лукавства и озор-
Лек цня III
ства (Россини, Прокофьев) до злой иронии и т
оз, Шостакович). Комическое^ музыке м Р°ТесКа (БеРли-
нарушением устоявшейся логики разв ^ бЫТЬ связано с
мысли («нелепые» кадансыГТнелоги^Г МуЗЫкальн°й
«несуразная» инструментовка и т л > голосоведение,
зимо «фальшивой» игры, а также проя^Гет^ "'^Р*"
суматохе, чудовищных контрастах вокальной и! ПуТЙНИЦе'
ной, оркестровой ткани. инс~рументаль-
И, наконец, завершая эту тему, отметим что смех »
служил могучим оружием против отсталого Д"
омертвелого, способствовал возвышению Г °ТЖИВШего «тем, что низко, подло, уродливо!^Вслед за М^б"8 ^ "*" можем с полным основанием говорить о <™ БаХ™НЬ1м мы рактере смеха», ибо в истории культГь, он'ГерКуЛесовом х«" дал человеческое сознание^ вГ^ГаТч^Г-!0:-ных страхов, навязчивых культов, канувших в Лету авторитТ тов и кумиров. Социально-воспитательное значение комичес кого невозможно переоценить. Недаром говорят смеха бо" ится даже тот, кто вообще ничего не боится.
ЛИТЕРАТУРА
эстетической
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 25. - С. 261.
3. Евангелие от Иоанна. VIII, 32.
4. Буало Н. Поэтическое искусство. - М., 1957. - С. 78.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 1. - С. 418.
154
Л е |
ц и я IV
2. Возвышенное и низменное
У этих категорий странная «судьба». Понятие возвышенного вошло в эстетику сравнительно поздно - лишь в I веке новой эры. Пик интереса к ней и ее разработки приходятся на ХУШ-Х1Х века. В этот период возвышенному посвящены многие и порой лучшие страницы в трудах классиков мировой эстетической мысли, таких как Винкельман, Гердер, Дидро, Гёте, Шиллер, Кант, Гегель, Белинский, Чернышевский. В эстетике XX века интерес к этой категории заметно угасает и это при том, что со страниц и полотен лучших образцов мировой художественной культуры не сходят возвышенные образы, а способность с благоговейным трепетом и почтением склоняться перед высоким, несмотря ни на что, продолжает считаться одним из наиболее существенных проявлений человеческого духа.
В эстетике Древней Греции категория возвышенного, по-видимому, не разрабатывалась. До нас дошли лишь теоретические представления древнегреческих авторов о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом. Возвышенное впервые упоминается на закате Античности в трактате «О высоком», который был создан Цедилием - знаменитым ритором времен римского императора Августа в I веке новой эры. Сочинение Цецилия, к сожалению, не сохранилось, но его содержание отражено в другом трактате (с тем же названием), который долгое время ошибочно приписывался Кассию Лонгину (III век новой эры), затем - Дионисию Галикарнас-скому, Плутарху и Гермагору. Вопрос об авторстве до сих пор остается открытым и создатель трактата вошел в историю под условным именем Псевдо-Лонгин.
У Цецилия возвышенное трактовалось, главным образом, как особый^стиль ораторской речи. В этом подходе просматривается характерная античная традиция, в соответствии с которой эстетические категории анализировались не абстрактно, а в тесной связи с художественной практикой: трагическое - на материале античной трагедии, а возвышенное - с
Лек ция IV
_____________________ * 1/(/
опорой на ораторское искусство, достигшее к тому времени своего расцвета. Возвышенное, по Цецилию, обладает огромной впечатляющей силой. Оно восхищает и потрясает. Автором разбирались технические приемы красноречия, посредством которых у слушателей целенаправленно формируется ощущение возвышенности и благоговения.
Этот же подход сохраняется и у Псевдо-Лонгина. Возвышенное - предмет всеобщего удивления и восхищения. Его важная особенность - «общезначимость». Если все слушатели одновременно потрясены одним и тем же местом речи, то это служит верным и неоспоримым доказательством «присутствия великого и чудесного».'Возвышенные идеи могут выражаться не только с помощью слов, но также многозначительной паузой или выразительным жестом: так, Аякс\ на мольбу проникшего в потусторонний мир Одиссея «гнев изгнать из великого сердца» ответил молчанием и «за другими тенями мрачно пошел», а одного движения бровей Зевса было достаточно, чтобы весь Олимп пришел в смятение и содрогнулся от ужаса.
Вместе с тем у Псевдо-Лонгина мы находим первую попытку выйти за рамки учения об ораторском искусстве и рассмотреть «высокое» как явление окружающей действительности. Автор не стремится определить, что такое возвышенное, но поясняет его примерами. Возвышенное может проявиться как «отголосок душевного величия». Его источник в человеческом обществе - сильная страсть или дерзкая мысль. В природе - это количественно огромное, грозное, страшное. Возвышенное настроение мы испытываем, созерцая большие реки, море, небесные светила, извержение огнедышащих гор.
Сочинения Цецилия и Псевдо-Лонгина оказали значительное влияние на дальнейшее развитие эстетической мысли. Трактовка возвышенного как особого стиля ораторской речи отчасти сохранилась даже в эстетике Ренессанса, а Просвещение в Англии (Поп, Бёрк), Германии (Винкельман) и классическая немецкая философия (Кант) нередко опирались на представление о том, что возвышенное потрясает и внушает страх.
Наиболее общие категории эс тетики Формирование феодальных отношений в Европе сопровождалось сменой общественных идеалов и было связано с распадом гармоничного человека Античности, абстрагированием от него всей человеческой красоты и мощи в пользу Бога Достаточно сравнить прекрасную скульптуру греков и величественные соборы Средневековья, чтобы понять, что само искусство, сама художественная практика требовали от эстетической теории выдвижения на первый план иной трактовки возвышенного. Возвышенное понимается теперь как проявление божественного начала в мире. Оно связано со всем вечным, нетленным, непреходящим, а значит - с аскетической отрешенностью от всего земного, человеческого, конечного. Однако, и в произведениях этой эпохи сквозь религиозно-мистическое представление о мире прорывается понимание подлинной возвышенности деяний самого человека. В острых шпилях средневековых соборов запечатлено извечное стремление людей ко всему чистому, идеальному, возвышенному.