Прошли века и гуманисты эпохи Возрождения вновь обратились к человеку, стали славить его силу, величие и красоту. В эпоху Ренессанса практически все художники тянулись к возвышенным образам. Человек сам формирует свой облик, очищает душу от страстей и достигает гармонии внутреннего мира. Нет и не может быть границ для возможностей познания и развития титанической личности. По мнению величайшего художника и мыслителя Леона Баттиста Альберти (1404-1472), «природа сотворила человека как самое прекрасное и возвышенное существо среди всего смертного мира». А философ-гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей знаменитой «Речи о достоинстве человека» утверждал, что люди обладают свободой воли и от них самих зависит, поднимутся ли они до уровня божества или «переродятся в существа низшие и неразумные». В эпоху Возрождения сформировалось понимание возвышенного как наиболее полного проявления родовой сущности человека.
В отличие от общечеловеческой направленности эстетики Возрождения Классицизм XVII века скорее был склонен к социально ограниченной трактовке этой категории. Великая
Лек ция IV
личность - наиболее полное воплощение идеалов Классициз-ма. В «Поэтическом искусстве» Н. Буало читаем:
Хотите нравиться и век не утомлять?
По нраву нам должны героя вы избрать,
С блестящей смелостью и доблестью великой,
Чтоб даже в слабостях он выглядел владыкой,
И чтобы подвиги являя нам свои,
Как Александр он был, как Цезарь, как Луи.
Человеческие пороки, слабости черни являются достоянием «низких жанров^-.комедии и сатиры. Большие страсти, страдания и несчастия великих людей (королей, полководцев, придворных) составляют предмет «высокого» жанра - трагедии. Такое деление жанров и, соответственно, изображаемых в них персонажей, стало своеобразным отражением иерархически сословного разграничения в самом феодальном обществе. Не удивительно, что просветительская эстетика XVIII века, боровшаяся с абсолютизмом, решительно отвергала теорию жанров как наиболее консервативную сторону классицистс-кой поэтики.
|
Просвещение призывало воспитывать человека в духе гражданских добродетелей. Искусство должно заставить полюбить добродетель и возненавидеть зло, а это возможно лишь при условии одухотворенности художественных ценностей великими идеалами. «Каждое произведение скульптуры или живописи, -по мнению Дидро, - должно быть выражением какой-либо высокой идеи, должно поучать зрителя. Без этого оно немо».
В трактате английского просветителя Эдмунда Бёрка (1729-1797) «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» возвышенное получило подробную разработку как самостоятельное эстетическое понятие. Эта книга переиздавалась каждые три года в течение 30 лет, превратившись в один из бестселлеров второй половины XVIII века. С этих пор, вплоть до начала XIX века, возвышенное получило особое распространение в эстетике.
Исследование Бёрка было написано с позиций материализма и сенсуализма. Возвышенное и прекрасное - это каче-
IV |
158_____ ^^___________ Наиболее общие категори и эстетики
ства самих тел| однако они имеют совершенно различную природу. Прекрасное характеризуется гармонией и соразмерностью, а возвышенное - необъятностью и безмерностью. Причем, наряду с явно выраженным количественным аспектом, возвышенное имеет еще одну важную особенность: оно внушает страх.
|
Бёрк подразделяет человеческие аффекты на относящиеся к общению и относящиеся к самосохранению. Первые (сочувствие, любовь) доставляют удовольствие и служат основой переживания красоты. Вторые (ужас, изумление, восторг) возбуждают «идеи опасности и неудовольствия» и связаны с душевным состоянием человека, воспринимающего возвышенное.
Утверждение Бёрка о том, что основу переживания возвышенного составляет чувство самосохранения, было подхвачено другими мыслителями и нашло дальнейшее развитие. Возвышенным может быть все, что имеет власть над человеком. Оно, например, широко проявляется в сфере религиозной веры. Таков образ божества (Шива, Вишну, Будда, Христос). Человек испытывает страх перед божеством, ощущает свое ничтожество, чувствует пропасть между миром земного и миром потустороннего. Таковы и земные властелины (образ фараона, феодального деспота и т. п.), которые являются «посланцами Бога на земле», вселяют в душу ощущение робости, невозможности перейти таинственную грань, отделяющую от них простого смертного. Возвышенное - это морская буря, ураган, природные катаклизмы, слепая стихия. Возвышенное - это рок, судьба, это все, что окружено ореолом загадочности. Такова и смерть - неразгаданный мрак, перед которым содрогаются самые надменные умы, несокрушимая сила, грозящая человеку ежечасно и рано или поздно обрывающая его существование.
|
Значительные, этапом разработки категории возвышен
ного сТалгГклассическая немецкая.философия. Общим для ее
представителей явилось убеждение в том, что сущность воз
вышенного заключается в его безграничном, бесконечном ве
личии и несоразмерности с человеческой способностью созер
цания и воображения. ""
159
По Канту, например, возвышенное есть одновременно величина экстенсивная и интенсивная.Существует математически возвышенное, охватывающее величины протяженности пространства и времени (звездное небо, океан) и динамически возвышенное, вбирающее в себя величины силы и могущества (наводнение, землетрясение, ураган). Однако, не следует заблуждаться относительно вопроса о том,.существует ли возвышенное объективно. Будучи агностиком, Кант сосредоточивался исключительно на характеристике условий его восприятия и решал проблему в субъективно-идеалистическом плане. Он нигде не утверждал, что возвышенное есть то, что несравненно велико. Он говорил лишь о следующем: то, что несравненно велико, может обсуждаться нами как возвышенное.
Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека (ибо он - существо и чувственное, и разумное)? На первом этапе восприятия возвышенного мы ощущаем себя мизерными, как существа чувственные. Зато на втором - великими, как существа разумные. Здесь сказывается духовное, нравственное превосходство человека над слепыми и подавляющими его явлениями природы. Вследствие этого нравственного характера возвышенного и его связи с идеей свободы Кант ставит эту категорию даже выше категории прекрасного.
В последующем развитии немецкой эстетики центр тяжести в понимании возвышенного был перенесен с процесса восприятия на соотношение идеи и формы ее проявления, выражаемого и выражения, то есть на объективное начало. К. Зольгер характеризует возвышенное как идею, которая не выявилась полностью и только еще «должна раскрыться», Жан Поль - как «бесконечность, взятую применительно к чувственному предмету», а Ф. Шеллинг - как «воплощение бесконечного в конечном».
ПаХег елю, во звышенно е есть «несоразмерность между еди-ничнымлвлением и выражаемой им бесконечной 1идеей>г, ибо субстанция всегда^ыше того единичного предмета, в котором она находит свою реализацию (таков, например, лев - «царь зверей», воплощение идеи могуществ а и власт и). "Диалектика
160
Наиболее общие категории эстетики
ция IV
идеи и образа состоит в том, что возвышенное есть перевес идеи над образом, тогда как комическое, напротив, - перевес образа над идеею, а прекрасное - их равновесие, их гармоническое соотношение.
Представитель революционно-демократической эстетики в России Чернышевский пришел к выводу о том, что гегелевское определение возвышенного не выдерживает критики. Возвышенное существует в природе и человеческой жизни и никак не связано с абсолютной идеей /Али с представлением о бесконечности. Кроме того, возвышенным нам представляется сам предмет, а не какие-нибудь вызываемые предметом мысли. Вот почему Чернышевский дал простое и естественное определение возвышенного, которое, как ему казалось, «вполне обнимает и достаточно объясняет» все явления, относящиеся к его области: ♦Возвышенное есть то, что гораздо больше всего, с,чем сравнивается нами».
Как видим,\ Чернышевскому не удалось избежать традиционной для этой категории абсолютизации количественной сто/юны. Он не учитывал, что необыкновенная скупость Плюшкина или чувство голода, разросшееся до неимоверных масштабов и подавившее все остальные человеческие побуждения, проявлением возвышенного считаться никак не могут. То же можно сказать и о лягушке в известной басне Крылова, которая раздулась до размеров вола, но возвышенной так и не стала. Чернышевский также недооценивал социальную основу возвышенного и неоправданно противопоставлял его прекрасному, считая, что эти эстетические явления могут быть совершенно не связанными друг с другом.
Важной особенностью представлений о возвышенном у основоположников марксизма был последовательный историзм. Возвышенное трактовалось как социальное, конкретно-историческое явление, связанное со стремлением людей к общественно значимым целям, а также с пафосом борьбы за творческое преобразование мира. При этом изображение в искусстве героев и вождей, их возвышенных характеров и деяний должно осуществляться «суровыми рембрандтовскими красками», без ложной патетики, ходульности и напыщенности. «Собственная сущность человека, - писал Энгельс, -
много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех возможных «богов», которые ведь представпяют собой лишь более или менее неясное и искаженное отображение самого человека» [1].
' В эстетике XX века возвышенному уделяется сравнительно небольшое внимание. Самостоятельное значение этой категории многие исследователи вообще отрицают. Так, итальянский философ Бенедетто Кроче (1866-1952) относил возвышенное к числу псевдоэстетических понятий и считал вполне достаточным сказать лишь «несколько слов, чтобы оправдать решительное изгнание его» из своей системы [2]. Объявляя несостоятельными все известные ему определения возвышенного, Кроче делает язвительное замечание, что оно представляет собой «все то, что было или будет именовать-с я так теми, кто употреблял и будет употреблять» это слово [2, с. 103]. Немногочисленные работы наших отечественных авторов 70-80-х годов затрагивают лишь частные стороны проблемы, такие, как сфера проявления возвышенного в действительности (Борев), диалектика количества и качества (Каган), особенности воплощения в различных видах искусства (Зись) и некоторые другие. А это значит, что определение возвышенного можно получить только на основе обобщения основных тенденций развития классической эстетики, имеющей непреходящую ценность для мировой культуры. Итак, что здесь особенно важно?
Ш е р в о е. Специфика категории возвышенного состоит в том, что она служит для познания явлений, превосходящих особую меру, выходящих из ряда обыденных, обыкновенных. Это - внутренняя значительность явления, нечто безмерное, чрезмерное, сверхчеловеческое в человеке (огромная сила, стойкость, непреклонность, самоотверженность, верность, постоянство). Таковы древнегреческие мифологические герои - Персей, Тесей, Геракл; таков Мцыри Лермонтова, готовый к смерти ради свободы.
Второе. Возвышенное находится в прямой связи с идеей устремленности, направленности к определенной цели, о чем свидетельствует сама этимология этого понятия. С древних времен в сознании людей укоренилась прочная ассоциа-
6 Заказ.V» 299
162 |
Наиболее общие категории эстетики
тивная связь между представлением о физическом верхе и тем, к чему люди стремятся, о чем они мечтают, а также между представлением о физическом низе и тем, от чего они хотят избавиться, что они стремятся преодолеть. На это обстоятельство обратил внимание Гердер. Движение вверх немыслимо без преодоления силы земного притяжения; оно означает устремленность к свету и солнцу и связано со свободой от власти земли, от рабской пригвожденности к низу. Живое растет и тянется вверх. Мертвое падает и погружается вниз. Боги «помещаются» на Олимпе или в небесной выси, а нечистая сила - в подземном царстве, в преисподней.
Цель есть мысленный образ следствия деятельности, а идеальная цель нередко принимает вид идеала. Следовательно, с категорией идеала в прямой связи находится и категория возвышенного. Возвышенное есть выходящее за пределы обыденного стремление к идеалу.
Из сказанного вытекает следующий вывод: возвышенное существует только в общественной жизни. Природе оно не свойственно. В природе есть огромное, гигантское, грандиозное, потрясающее, ужасное и т. п. Но в ней нет и не может быть осознанного стремления к идеалу.
Третье. Однако, цель цели рознь. И идеалы бывают
разные. ~~~ ""'"
Реальные обстоятельства выдвигают людей, которые проявляют себя в смелых замыслах, в отважных предприятиях, в самоотверженных поступках, в подвигах, стоящих иногда жизни. Обладая титаническими возможностями, эти люди поднимаются над узкими интересами своего будничного существования и возбуждают поклонение к себе окружающих. Они стремятся к радости, даруемой победой над трудностями, - той радости, которая заключается в проявлении силы и достижении цели. Герой-божество (Зевс) стремится к верховной власти, к возможности управлять всем происходящим в природе и устанавливать порядок жизни всех смертных, герой-пророк (Магомет) - к обращению людей в свою веру, герой-пастырь (Лютер) - к праведной, ведущей к спасению, жизни прихожан своей церкви, герой-завоеватель (Александр Македонский) -к покорению других народов и государств, герой-вождь (Кром-
163 |
Лекция IV
вель) - к новому устройству общественной жизни, герой-мыслитель (Бруно) - к просветлению ума всего человечества познанием истины, герой-поэт (Байрон) - к привлечению всех сердец к созданному им идеалу. Есть подвиги, совершаемые на грандиозной сцене всемирной истории. Но есть подвиги, требующие не меньше, если не больше мужества, стойкости и энергии, связанные с выполнением повседневного, скромного долга, осуществлением кропотливого, изнурительного труда, что нисколько не умаляет их нравственной ценности и эстетического величия («Голый остров» японского кинорежиссера Акира Курасавы).
Здесь обнаруживается водораздел между возвышенным и низменным. Когда мы говорим «высокие идеалы», мы, очевидно, подразумеваем, что могут существовать и какие-то иные идеалы, может быть «недостаточно высокие» или даже «низменные» (в последнем случае, разумеется, термин «идеал» используется нами весьма условно). И Яго, и Плюшкин обуреваемы всепоглощающими страстями. Но безмерная сила зависти и коварства, скупость и чудовищное корыстолюбие превращают эти образы в нечто низменное: они устремлены к узколичной, сугубо эгоистической, а не к общественно значимой цели. Бывает и так, что зло поднимается над мелочными интересами и творится в известном смысле бескорыстно. Тогда оно приобретает сверхличностный и даже вселенский масштаб (Сатана) или черты особого «мрачного величия» в трагической коллизии ложно понятого «тяжкого долга» (пушкинский Сальери, отравивший Моцарта ради спасения самого искусства).
Вывод, следовательно, таков: речь идет не об осознанном стремлении вообще, а только об осознанном стремлении к подлинным, гуманистическим, общественно значимым целям. Все это и позволяет дать следующее обобщающее определение: возвышенное - эстетическая категория для обозначения явлений, в которых в яркой, выходящей за пределы обыденного, форме выступает стремление людей к осуществлению общественно значимых, гуманистических идеалов.
Примером здесь может служить один из драматических эпизодов времен Великой Отечественной войны. В 1944 году
164
Наиболее общие катего рии эстет ики
Лекция IV
165
терпящие поражение за поражением гитлеровцы решили полностью обескровить несколько десятков детей Полоцкого детского дома, чтобы пополнить резервный запас крови в одном из военных госпиталей. Об этом стало известно партизанам; детей с неимоверными усилиями удалось вывезти и спрятать, но переправить их на большую землю возможности не было. Эту задачу принял на себя летчик Александр Мамкин, которому пришлось в ночной темноте, едва не задевая верхушки деревьев, делать несколько рейсов на небольшом самолете. Во время последнего перелета самолет был подбит, и кабина пилота загорелась. У летчика был парашют, и он мог бы спастись. Однако, и объятый пламенем, он продолжал вести самолет, чудом дотянул до «своих» и сумел так посадить машину, что ни один ребенок серьезно не пострадал. Когда к самолету подбежали люди, обугленные руки пилота продолжали сжимать штурвал. Какой удивительной силой духа обладал этот сгоревший заживо человек!
Из определения возвышенного следует, что эта эстетическая категория, как и те, что уже рассмотрены нами, имеет ценностную природу и выражает особую меру достижения свободы. Возвышенное можно обнаружить во многих областях общественной жизни, широко воплощается оно и в искусстве.
В истории художеств всегда ценилась способность возвышенного вызывать изумление своей необыкновенностью и грандиозностью, возбуждать восхищение несоизмеримостью с нашими скромными силами и возможностями, потрясать душу человека, заставлять его преклоняться перед ним. Воплощая возвышенное, искусство в качестве предмета отражения избирает такие области человеческой жизнедеятельности, которые предполагают особый масштаб проявления духовных сил, напряжения нравственной энергии, которые рождают великие деяния, героические поступки и т. п. Подавая щит идущему на войну сыну, мать-спартанка говорила: «Возвращайся со щитом или на щите», то есть победителем или убитым. Такие явления несравнимы со сферой повседневного быта, частной жизни или семейных отношений, которые не предъявляют человеку столь высоких требований. Вот почему для во-
'■'■А
площения возвышенного в искусстве так важно учитывать специфику жанра.
В архитектуре - это прежде всего храм, дворец, некрополь. Неизгладимое впечатление производит колизей или амфитеатр Флавиев в Риме, служивший для гладиаторских боев и других грандиозных зрелищ и вмещавший около 50 тысяч зрителей. В колизее собирался весь Рим и народ из отвлеченного понятия превращался в абсолютно конкретное явление: он мог видеть самого себя. Из обломков колизея было выстроено три величайших дворца, для сооружения которых оказалось достаточно части внешней стены этого гигантского амфитеатра. Поражает своей громадностью и римский пантеон. Это - величественная ротонда с огромным полусферическим куполом, символизирующим небо. Пантеон воплощал идею поклонения всем богам, которым и был посвящен. Позднее этот храм был превращен в усыпальницу выдающихся людей, как пантеон в Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне и др.
Одним из возвышеннейших шедевров в истории скульптуры была, очевидно, созданная Фидием статуя Зевса, которая находилась в Олимпийском храме. Сила, энергия и величие, присущие работам Фидия вообще, особенно ярко обнаружились в его Зевсе. Зевс Фидия был колоссален. Если бы он встал со своего трона, то проломил бы крышу храма, в котором был помещен. Это произведение до нас не дошло, но во времена Плиния сложилось убеждение, что ничего равного этой скульптуре существовать не может. Эпиктет упоминал о том, что человека, которому ни разу в жизни не удалось увидеть Зевса Фидия, можно считать несчастным, а Квинтилиан называл эту статую «пластическим откровением».
«Венцом современной скульптуры» в свое время называли и «Моисея» Микеланджело. Могучие руки и торс Моисея обнаруживают сверхчеловеческую силу. Кажется, что такой человек в состоянии укротить взбунтовавшуюся толпу, освободить народ от рабства, вывести его в землю обетованную и дать ему божественный закон. А над своими знаменитыми фресками в Сикстинской капелле на библейские сюжеты (сотворение мира, сотворение человека, его грехопадение и т. д.)
166 |
Наиболее общие категории_^стетики
Микеланджело работал пять лет в полном уединении, стремясь возвысить лучшие душевные качества человека. Фрески Микеланджело проникнуты высшей нравственной идеей и согреты страстью к правде и красоте.
Замечательным образцом воплощения возвышенного в живописи является картина Брюллова «Последний день Помпеи», воспевающая красоту и величие человека перед лицом превосходящей его стихии. Люди изображены в возвышенной самоотверженности и самоотречении: они гибнут, но пытаются спасти друг друга.
Если в живописи наиболее приемлемой формой воплощения возвышенного является картина, то в литературе - эпос (роман), в театре - трагедия, в музыке - опера, симфония, оратория, кантата. В литературе - это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Дон Кихот» Сервантеса, «Собор Парижской богоматери» Гюго, в театре - «Прикованный Прометей» Эсхила (едва ли не наиболее возвышенное по своей идее произведение в искусстве слова вообще), трагедии Корнеля и Шекспира, в музыке - Торжественная месса Бетховена (которую сам автор считал своим лучшим произведением), его же Третья, Пятая, Девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Леонора», «Эгмонт», опера «Фиделио», «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано, «Аппассионата» и др. Возвышеннейшими творениями человеческого духа являются Третья симфония Скрябина, его же «Прометей» и «Поэма экстаза».
Воплощение возвышенного в художественной культуре порой сопровождается двумя крайностями: первая находит свое выражение в так называемой теории идеального героя, вторая - в теории дегероизации.
Теория идеального героя ориентирует искусство на некий абстрактный идеал, на такое конструирование художественного образа, который мог бы выступить как образец для подражания, как эталон, полностью лишенный отрицательных черт, слабостей и недостатков. Такой подход нередко приводит к неприкрытой лакировке действительности и делает создаваемые образы ходульными и декларативными.
Не секрет, что над искусством часто нависает призрак неправды: не очень красивая дама хочет, чтобы портретист
167 |
Лекция IV
придал ее чертам сходство с богиней красоты. Так поступают и все деспотические режимы. Примером может служить мрачная эпоха разгула сталинизма, сопровождавшаяся репрессиями, попранием демократических ценностей, разрывом слова и дела, лозунгов и реальности, самоуправством и произволом бюрократического аппарата. После того, как были разогнаны различные художественные объединения, товарищества и ассоциации и созданы по единому образцу новые творческие союзы, мудрейший, великий вождь и учитель, друг всех рабочих и крестьян, а заодно и всех советских физкультурников, обратился к писателям, композиторам, скульпторам и живописцам с призывом: «Пишите правду!» И некоторые из них очень старались. В результате появились «шедевры», вроде картины Гапоненко «Начальник политотдела осматривает поля», не слишком талантливые Суров, Бубеннов, Бабаевский оказались на пьедестале сталинской премии, а Ахматова, Цветаева, Хлебников и Мандельштам были вычеркнуты из искусства. Художественное творчество было ориентировано не на сущее, а на некий фантом, придуманное или предписанное будущее.
В одном из кинофильмов, представляющих культуру совсем другой страны, но также отмеченной печатью культа личности, рассказывается о том, как в целом неплохой, но не очень организованный и не очень сознательный человек попадает в здоровый трудовой коллектив и быстро меняется в лучшую сторону. В этой, пусть и не новой, теме, в общем-то, ничего из ряда вон выходящего нет. Все зависит от того, как она конкретно решается в том или ином случае. Но в этом фильме тема раскрывается в следующем сюжете.
Сцена первая. Обеденный перерыв, молодые рабочие во дворе предприятия играют в волейбол. Больше всех старается «непутевый». Появляется пожилой мастер (он же наставник молодежи) и обращается к играющим с предложением употребить свободное время с большей пользой для общества: вблизи расположена кирпичная стена, которую следовало бы разобрать. Никто из молодых рабочих не возражает, только один «непутевый», ссылаясь на предстоящие соревнования между сборными заводских цехов, считает, что было бы неплохо не-
168
Наиболее общие категории эстетики
Лекция IV
169
много потренироваться. Мастер быстро выходит из затруднительного положения: разборка стены связана с хорошей физической нагрузкой, а потому с успехом заменит любое спортивное упражнение. Этот аргумент убеждает всех.
Сцена вторая. Заводская столовая. Все обедают. Не ест только один «непутевый». «Уж не кормит ли тебя дома жена?» - высказывает предположение наставник. «Непутевый», опустив голову, вынужден признаться, что это сущая правда. Тогда старый мастер обращается к совсем еще юной девушке: «Ну, а ты? Когда ты выйдешь замуж, ты тоже будешь кормить своего мужа?» Девушка сразу же находится: «Когда я выйду замуж, - произносит она с просветленным лицом, - все люди будут питаться в общественных столовых!»
Теория дегероизации, напротив, складывалась на основе чуть ли не полного отказа от воспроизведения в искусстве положительного ге^оя. Персонажи, которые, вопреки всевластию низменного, парализующего и убивающего в человеке все возвышенное и благородное, продолжают сохранять человеческое достоинство, честность и чистоту, стали постепенно исчезать из отдельных областей искусства. Этот процесс протекал под влиянием существенных сдвигов в общественном сознании, которые были вызваны всеобщей усталостью и разочарованием, неверием в идеалы справедливости и разумной организации социальной жизни. «Писатели в последнее время забыли, что хорошие люди еще существуют», - заметил как-то Э. Хемингуэй. При этом принципиальное значение имеет еще и то, что вместе с положительным героем художественную культуру нередко покидают и подлинные духовные ценности. Речь ведь здесь не идет о тех особых случаях, когда в художественном произведении отсутствует какой бы то ни было положительный персонаж, но непременно присутствует положительный идеал (как, например, в гоголевском «Ревизоре», где, как известно, «главным действующим лицом» является смех). Речь как раз идет о такой дегероизации искусства, которая полностью вытравляет из него духовные, нравственные ценности и возвышенное содержание.
<Н измен ное__г1~»Ро ценность чрезвычайно негативная и может таить в себе серьезную угрозу для человечества, стать ис-
точником больших бедствий. Таковы фашизм, шовинизм, тирания. Совершенно очевиден также низменный характер захватнических войн. Всем «великим завоевателям» в прошлом, настоящем и будущем посвятил В. Верещагин свою картину «Апофеоз войны», на которой изображен холм, сложенный из человеческих черепов. Известно и губительное воздействие на отношения людей неутолимой "жажды обогащения; эта страсть становится порой источником всего гнусного и низменного в человеке. С необыкновенной прямотой и циничной откровенностью может проявить себя при определенных условиях извращающая сила денег. Комментируя мысль гётев-ского Мефистофеля о всевластии денег, Маркс писал: «То, что существует для меня благодаря деньгам, то, что я могу оплатить, т. е. то, что могут купить деньги, это - я сам, владелец денег. Сколь велика сила денег, столь велика и моя сила. Свойства денег суть мои - их владельца - свойства и сущностные силы. Поэтому то, что я есмь и что я в состоянии сделать, определяется отнюдь не моей индивидуальностью. Я уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отпугивающая сила сводится на нет деньгами. Пусть я - по своей индивидуальности
- хромой, но деньги добывают мне 24 ноги; значит, я не хро
мой. Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек,
но деньги в почете, а значит, в почете и их владелец. Ден ьги
являются высшим благом - значит, хорош и их владелец.
Деньги, кроме того, избавляют меня от труда быть нечестным,
- поэтому заранее считается, что я честен. Я скудоумен, но
деньги - реальный ум всех вещей, - как же может быть ску
доумен их владелец? К тому же он может купить себе людей
блестящего ума, а тот, кто имеет власть над людьми блестяще
го ума, разве не умнее их? И разве я, который с помощью денег
способен получить все, чего жаждет человеческое сердце, разве
я не обладаю всеми человеческими способностями? Итак, раз
ве мои деньги не превращают мою немощь в ее прямую про
тивоположность?» [3].