тизма прекрасное трактуется как качество «опыта», взятого в идеалистическом понимании. М. Хайдеггер_и некоторые другие сторонники экзистенциализма^гхредставйтели символического истолкования процесса "художественного творчества (С. Лангер) настаивают на субъективном характере красоты. Эстетика неотомизма усматривает объективность прекрасного непосредственно в Боге, а Н. Гартман и Э. Сурио - в мисти^ чески и телеологически интерпретируемой действительности.
Итак, каковы основные уроки истории эстетической мыс-"" ли, имеющие наиболее важное значение для нашего понимания сущности красоты?
Мне кажется они состоят в следующем.
Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью! ~~
-неразрывно связано с человеком, а значит с другиш Гсмеж- ными явлениями (истинным, добрым, полезным, и т. п.);
-отличается от нравственного и теоретического (добра, истины) тем, что проявляется в конкретно-чувственной форме" и обращается к созерцанию и воображению, а в отличие от полезного - носит бескорыстный характер;
-объективно (и в то же время относительно);
-имеет субъективную сторону (оценочный момент, индивидуальное в восприятии и т. д.);
-связано с идеалом;
-имеет конкретно-исторический характер.
Рассмотрим теперь, как проявляется прекрасное в различных сферах окружающего нас мира.
Огромно ^впечатляющей силой обладает к р а с о т а ч е-
л ое_к_а—
Вот что сказал об обаянии Елены Прекрасной замечательный русский поэт Аполлон Николаевич Майков (1821-1897).
Сидели старцы Илиона В кругу у городских ворот. Уж длится града оборона Десятый год, тяжелый год! Они спасенья уж не ждали И только павших поминали,
|
Наиболее общие |
210
И ту, которая была
Виною бед их - проклинали:
«Елена! ты собой ввела
Смерть в наши домы! Ты нам плена Готовишь цепи!!!»
В этот миг
Подходит медленно Елена Потупя очи, к сонму их; В ней детская сияла благость, И думы легкой чистота: Самой была как будто в тягость Ей роковая красота... Ах, и сквозь облако печали Струится свет ее лучей... Невольно смолкнув, старцы встали И расступились перед ней.
Как известно, Елена - героиня эпоса о Троянской войне, славившаяся необыкновенной красотой. Руки Елены добивались многие герои (Менелай, Одиссей, Диомед, Аякс, Патрокл и др.). По совету Одиссея Тиндарей взял у каждого из них клятву, что они не подымут оружия против избранного Еленой супруга и будут во всем ему помогать. Елена вышла замуж за спартанского царя Менелая. Когда Парис похитил с помощью Афродиты Елену и увез ее в Трою, Менелай призвал на помощь всех связанных клятвой героев и они немедленно выступили в поход. Началась Троянская война.
Миф об Елене Прекрасной вдохновил многих писателей и драматургов (трагедии Софокла и Еврипида, панегирики Горгия и Исократа). Гёте во второй части своей знаменитой трагедии сделал Елену женой Фауста. Художники (Рафаэль, Клод Лоррен и др.) воплощали в образе Елены свой идеал красоты, этому мифу отдавали дань и композиторы (Глюк, Сен-Санс, Рихард Штраус и др.). Эпизод, которому посвящен приведенный выше поэтический отрывок, встречается и в «Илиаде». Увидевшие Елену гомеровские старцы не могли не прийти к единодушному мнению, что из-за такой женщины можно было начать войну:
|
211 |
Лекция V
Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы Брань за такую жену и беды столь долгие терпят: Истинно, вечным богиням она красотою подобна!
С выходом в свет магистерской диссертации и других тРудов~Чё^ныше^кого~многиё1|сслё^оватёли в Рос сии (да"и не только в России][.пррнйклйсь^убёждением, что одно из главнейших условий красоты человека^ействительно заключается в проявленик^жизни, развивающейся легко 1К без; препятствий. Жизненная сила обнаруживается прежде всего" в_р_у_-мянце, бледность же часто воспринимается как признак болезни или упадка жизненной энергии. Может быть и вправду русский язык отразил какую-то глубокую истину? Не раз уже обращали внимание, что русское слово «красота» намекает на красный цвет: красавица в русских песнях - «красна девица», Красная площадь в Москве - красивая площадь.
Поэты и иные «жрецы прекрасного» называют, конечно, и другие проявления физической, чувственной красоты. Не будем их перечислять. Красота, как мы уже убедились, представляет такие трудности для исследования, что они кажутся порой непреодолимыми. В романе Достоевского «Братья Карамазовы» читаем: «Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут». И еще: «Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердце людей».
Что происходит с физической, чувственной красотой, когда жизненные силы уходят, нам поведал Пушкин в рассказе Фина, любившего красавицу Наину. Чтобы зажечь в ее холодном сердце взаимность, Фин прибегнул к волшебству, в изучении которого прошло незаметно слишком много времени. Овладев, наконец, чарами, чтобы победить сердце красавицы, Фин произносит заклинание:
|
- и в тьме лесной Стрела промчалась громовая, Волшебный вихорь поднял вой,
Земля вздрогнула под ногой... И вдруг сидит передо мной Старушка дряхлая, седая, Глазами впалыми сверкая, С горбом, с трясучей головой, Печальной ветхости картина. Ах, витязь, то была Наина!..
А Гамлет, взяв череп Йорика, говорит Горацио: «Ступай-ка теперь в будуар знатной дамы и скажи ей - пусть она хоть на палец наложит румян, а все таки лицо ее будет, наконец, таким же».
Однако, и это общеизвестный факт, красота бывает не только в молодости. И. Эккерман, например, рассказывал, как прекрасен был в старости Гёте. Мало того, Гёте был красив и на смертном одре («совершенный человек в полной своей красе», «глубокое спокойствие и твердость господствовали в чертах его возвышенно-благородного лица»).
Как это объяснить? Правильностью черт лица? Да, но не только. Дело в том, что мы^сак известно, живем не только жизнью физической, но и умственной, нравственной. Для че-ловека существует не одна красота телесная, но йГдуховнаяГГ Сократ, по Платону, был безобразен, когда молчал, и прекрасетгг когда говорил. Дантон влиял на толпу не только своим красноречием, но и внешностью, запечатлевшей его страшную мощь. Некрасивая наружность Мирабо не мешала ему привлекать к себе многочисленных женщин: он говорил, одушевляясь, и ум светился в его глазах. Шекспир писал о сатанинском гении Ричарда III, убившего отца и мужа Анны и все же покорившего ее сердце. Ричард был физический урод и нравственный изверг:
И вышел я таким хромым и гадким, Что взвидевши меня, собаки лают,
однако увлекал настойчивостью, дьявольским упорством, умением осуществлять хитроумные планы и добиваться поставленной цели.
.___________________________________________________________________ --------------------- —______ ________________________________ ** -* V*
Огромную роль играет красота нравственного поступка Брат Антигоны из одноименной трагедии Софокла был объявлен врагом отечества. Закон запрещал предавать его земле И все же, несмотря на грозившие ей страшные кары, Антигона похоронила брата:
Я рождена не для вражды взаимной, А для любви...
Каторга обнаружила всю неизмеримую любовь княгини Волконской к мужу, а Наталье Долгорукой черная изба показалась веселее царских палат. Нет страданий, которые не превозмогли бы женщины, способные на величайшие подвиги ради детей и любимого. Когда маленькая Герда, отправившаяся на поиски своего названного братца Кая в трогательной истории о Снежной королеве, казалось, вконец обессилела, и олень начал умолять старую финку дать ей силы двенадцати богатырей, ответ был: «Нет! Сильнее, чем она есть, ее никто не может сделать. Что может быть сильнее преданного сердца?» Что может быть прекраснее его? - спросим мы.
А вот как ответил на этот вопрос гётевский Фауст. Ему было суждено познать достижения естественных и оккультных наук, постигнуть догматы христианской веры, самые дерзкие проявления язычества и богохульства, изведать все возможные виды наслаждений, все мыслимые и немыслимые пороки, пережить безумства любви, ненависть и предательство, возвыситься до идеала красоты и стать обладателем Елены Прекрасной, пройти испытания властью, богатством и славой, преодолеть пределы пространства и времени, побывать в разных эпохах и самых экзотических странах, проникнуть в глубины земли, где рождаются первообразы всех вещей. Он стал носителем совокупного опыта человечества и его жизненный путь подошел к концу. Фаусту уже сто лет, а «прекрасное мгновение», которое захотелось бы продлить навек, еще не наступило.
Оно пришло тогда, когда Фауст, одушевленный идеей добра, погрузился в пучину самоотверженной созидательной деятельности. Получив в награду от императора затопленный морем берег, Фауст целиком поглощен благородной целью
щ
214____________________ наиболее общие категории эстетики
его переустройства. Он стремится отвоевать часть суши у моря строит плотину, роет траншею и отводит воду, на отмели возводит дворец, на месте болота начинает выращивать сад:
Стада и люди, нивы, сёла,
Раскинутся на целине,
К которой дедов труд тяжелый
Подвел высокий вал извне.
Внутри по-райски заживется.
Пусть точит вал морской прилив,
Народ, умеющий бороться,
Всегда заделает прорыв.
Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно, ежегодно,
Трудясь, борясь, опасностью шутя,
Пускай живут муж, старец и дитя.
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!
О, как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они».
И, это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.
Фаусту кажется, что ему, наконец, открылся смысл человеческой жизни и что подлинная красота таится лишь в созидательной деятельности. Этот идеал во многом совпадает с мировоззренческим принципом, лежащим в основе утвердившегося в немецкой классической философии понятия деятельности, и новой для европейской культуры концепцией личности, характеризуемой многообразными проявлениями активности, инициативы и рационализма. Справедливости ради надо отметить, что в разных типах культуры деятельность занимает отнюдь не одинаковое место, выступая то в роли высшего смысла
человеческого бытия, то на правах далеко не почитаемого условия жизни (вспомним хотя бы идеал буддизма с его практикой созерцательного размышления). Не разделяет в полной мере позицию Фауста и сам Гёте, но это уже совсем другой вопрос. Красота бесконечно разнообразна..Есть свои оттенки и у понятий «прекрасное», «красивое»7«прелестное7, «грациозное». Красивое, скорее всего, означает предметы и явления, способные доставлять нам удовольствие, независимо от утилитарных соображений и только потому, что на них приятно смотреть или приятно их слушать. Прекрасное означает превосходную ст^пен^ь_аг_«к^«^вое^ Тлрекрасное/ Понятие~пре-красного употребляют и тогда, когда, кроме вс^го1фочёго7 хотят подчеркнуть необыкновенные душевные качества человека. Негодяй может быть красивым, не так ли? Прекрасным - никогда. Понятие грациозное происходит от латинского слова «грация». Так в Риме стали называть харит -богинь, олицетворяющих женскую прелесть. В классическую эпоху их изображали одетыми в длинные хитоны, а в III веке до н. э. - прекрасными обнаженными девушками. В настоящее время «грациозное» означает красоту в движении; оно связывается также с понятиями «стройное», «изящное». Грациозной может быть танцовщица, легкая и едва касающаяся земли. Грациозна ласточка, вьющаяся в небе. Неграциозна лягушка, грузно шлепающаяся в грязь. Неграциозна черепаха, с трудом передвигающая свое тело. И, наконец, прелестное- это миниатюрно прекрасное, милое, пленительное. Такова, например, красота драгоценных камней, цветов, причудливых морских раковин, райских птиц с их ярким оперением.
Но «миниатюрность» - лишь внешний признак прелестного. Чем больше красота освобождается от физического элемента и проникается духовным, тем она возвышенней, и наоборот: чем более в ней преобладает чувственный принцип, тем она прелестней. Поэтому Зевс, скорее всего, воплощает в себе символ возвышенной красоты, Венера - символ прекрасного, а Амур - символ прелестного. Мы говорим - «прелестное дитя», «прелестный носик». Но мы никогда не говорим -«прелестный носище».
ркрасное в природе та ^_и прекрасное ^человеке^ имееТ свой^ласштаб^иса-мые разнообразные оттенки. О прекрасном вприроде мы сейчас подробно говорить не будем, так как этот вопрос уже был нами обстоятельно освещен в теме «Сущность эстетического». Хочется обратить ваше внимание на то, что когда I^Н-^М!?МР0^?М^-^1-0^IЯТI1е эстетического применительно к природе, речь фактически шла~о!грёкрасном и безобразном, поскольку в природе, как мы уже выяснили, нет ни |
216 ~
Чувственная прелесть в искусстве находит широкое воплощение в изображении обнаженной натуры: «Купающаяся Афродита» - не богиня, а просто прелестная молодая женщина; «Венера Медицейская» - пленительно-кокетливая красавица, которая, приняв притворно-стыдливую позу и повернув голову, ищет взором зрителя, чтобы он полюбовался ею. В свое время французский эстетик Шарль Баттё, автор трактата «Изящные искусства, сведенные к единому принципу», опасался, как бы изображенная красота не помешала созерцателю возвыситься до эстетического бескорыстия и не возбудила сожаления о невозможности ею воспользоваться. Ханжество и эстетическое изуверство противников воплощения в искусстве чувственной прелести хорошо известны (Людовик XII Орлеанский, между прочим, «прославился» тем, что не вынес слишком сладострастного, как ему показалось, выражения лица Леды, изображенной на одном из вариантов одноименной картины знаменитого итальянского живописца Антонио Корреджо, разорвал полотно и даже сжег его некоторые фрагменты). Но если что-то подобное тому, чего опасался Баттё, происходит, то в этом виноваты не произведения искусства, а те, кто на них смотрит исключительно с чувственной точки зрения. Подлинно художественное воспроизведение обнаженной натуры не рассчитано на восприятие эстетически неразвитой личности.
Существует ли разница между красотой ручья извилис
того, чистого, прохладного, красотой озера с его зеркальной
гладью, отражающей лазурное небо и роскошь растительно
сти берегов, и красотой океана бескрайнего, грозного, величе
ственного в момент разыгравшейся бури? По-видимому, су
ществует, поскольку прекрасное в природе так
же, ^<аки прекрасное ^чело Т ^
Декапя
Кого, ни комического, ни возвышенного, ни низменного Спор между «природниками» и «общественниками», а^иологи ческий подход к проблеме, прекрасное как ценностное явле ние и объект влечения, стремления и интереса - все это пройденный материал, который должен быть хорошо усвоен каждым. То же самое можно сказать о диалектике объективного и субъективного в прекрасном, о соотношении «предметных» и «субъектных» эстетических ценностей, о закономерностях функционирования ценностных систем, их проявления в различных типах культуры. Если для европейца лев чаще всего - красивое животное, олицетворение власти, силы и могущества, а тюлень - увалень, неуклюжий, бесформенный, то для эскимосов, для которых без тюленей была бы немыслима хорошая жизнь племени, эстетические свойства ластоногих представляются в совершенно ином свете. Не удивительно, что на попытку миссионеров обратить эскимосов в христианскую веру, эскимосы ответили твердым отказом. Не помогли и разговоры о райской жизни. «В вашем небе нет тюленей, а небо без тюленей нам не подходит», - заявили они.
Прекрасное широко проявляется и в мире вещей (в мире так назыв^ё^мо^вт^6рой11риродьГ)Т Их красотгГтесно связана с целесообразныму ^ что доказывается реальным, практическим функционированием созданных человеком предметов. Внутренний синтез красоты:й~ пользы"достигается через художественное конструирование (дизайн). Предметы обихода, оборудование, станки, машины, самолеты, космическ ие ко- рабли могут содержать в себе не только эстетическую выразительность, но и отдельные элементы художественно-образного отношения к действительности (они могут, например, стать образами свободных творческих сил человека, воплощением пафоса соперничества или, напротив, гармоничного слияния с природой). Но диза йн вс е же - еще не искусство ^ В своей основе дизайн есть особый вид материально-продуктивного творчества. Совокупность научных подходов к дизайну получила наименование технической эстетики.
Возникает вопрос: в чем состоит специфика^прекрасного и безобразного в и с к у с с т в е?
Наиболее общие категории эстетики
Если для всех других предметов и явлений красота лишь желательна, то для произведений искусства она обязательна. Прекрасное и искусство нерасторжимы. При этом прекрасное в искусстве воплощается двояко: как отражение пре-красных явлений действительности и как прекрасное их отражение (напомним известную мысль Чернышевского о том, что «нарисовать прекрасное лицо» и «прекрасно нарисовать лицо» - это не одно и то же).
Если предметы и явления, созерцание которых независимо от утилитарных соображений доставляет нам удовольствие, называются прекрасными, то наоборот, предметы и явления, причиняющие нам более или менее сильное страдание и чаще всего не потому, что они нам вредны, а лишь вследствие неприятного впечатления, производимого на наше зрение или слух, мы называем безобразными. Прекрасное и безобразное -противоположности, тысячью нитей связанные друг с другом. Шекспир считал такую взаимосвязь закономерной: я имею в виду слова Гамлета о том, что даже такое божество, как Солнце, плодит червей, когда начинает ласкать своими лучами падаль.
Безобразное - негативная ценность и оно далеко не всегда безобидно. В греческой мифологий, например, безобразными считались хромой и уродливый Гефест, трехглавая Геката, страшные одноглазые гиганты цик л опы, лающая ТТци л л а, всё" поглощающая Харибда, морщинистые старухи грей, которые поочередно пользовались одним зубом и одним глазом^ а также горгоны, 6дна""йз"котррых - Медуза - была Существом подземного мира и превращала в..камень все, на что попадаЗГ ее взор, эринии, настигавшие и наказыва^Ёи!^престуТШй*ков7 Янус с двумя смотрящими в противоположные стороны лицами, сатиры, гарпии, сирены и т. п. В качестве безобразного в искусстве разных времен фигурируют смерть, болезни (в произведениях Фукидида^ Лукреция, Боккаччо - чума, в трагедий ях и повестях Шекспира, Гёте и Гоголя - умопомешательство), привидения и призраки (Шекспир, Байрон, Гофман, Пушкин), кошмарные сновидения (Сальвадор Дали) и т. п.
Размышляя о цели воплощения безобразного в искусстве, Аристотель говорил о необходимости снять чувство отвраще-
219 |
Лекция V
ния от безобразного прекрасным изображением, Лессинг подчеркивал контраст, которым безобразное призвано оттенять прекрасное, а Белинский считал, что истинно художественное воспроизведение безобразного оказывается его разоблачением и осуждением с позиций прекрасного. Однако в искусстве XX века мы сталкиваемся не только с развенчанием безобразного и отрицанием его, но и с его эстетизацией. В «фабрику кошмаров» из «фабрики грез» давно уже превратилось коммерческое кино. Сцены сусально-трогательные уступили место зловеще-уродливым. Люди, горящие в небоскребах, гигантские акулы, пожирающие своих жертв, вампиры, утоляющие жажду человеческой кровью, черви, вываливающиеся из глазниц покойников, леденящие душу вопли и треск перемалываемых механизмами костей - все это вызывает у обывателя впечатление, что человеческая культура по своей сущности монструозна и что в жизни каким-то неотвратимым образом утверждается зло.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1976. - С. 3.
2. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. -
М., 1964. - Т. 1. -С. 89-90.
3. Платон. Соч.: В 3 т. - М., 1970. - Т. 2. - С. 142.
4. Гоббс Т. Избранные сочинения. - М.; Л., 1926. - С. 182
5. Юм Д. Соч.: В 2 т. - М., 1966. - Т. 2. - С. 724-725.
6. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В
5 т. - Т. 2. - С. 311.
7. Кант И. Соч.: В 6 т. - М., 1966. - Т. 5. - С. 233.
8. Асмус А. Ф. Проблема целесообразности в учении Канта об
органической природе и в эстетике // Кант И. Соч.: В 6 т.
- Т. 5. - С. 40-41.
9. Гегель Г. Эстетика. В 4 т. - М., 1968. - Т. 1.
10. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к дей
ствительности. - М., 1955. - С. 10.
11. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 6. - С. 446.
О
220
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
1. Искусство как высшая форма эстетического познания и эстетической деятельности человека
1.1. Определение границ искусства
1.2. Миметическая сторона природы
искусства
1.3. Творческо-созидательная (деятельно-
стная) сторона природы искусства
1.4. Понятие деятельности
1.5. Социально-ролевая организация ис
кусства как сложно-динамическая
система
2. Содержание и форма в искусстве
2.1. Гносеологический параметр: два ас
пекта проблемы содержания и фор
мы в искусстве
2.2. Субстанциальный параметр: содер
жание и форма как идеальное и
ма териальное
2.3. Семиотический параметр: изобрази
тельное и выразительное в искусстве
2.4. Диалектика художественного содер
жания и художественной формы
2.5. Произведение искусства в системе
художественной культуры
Лекция VI
1. Искусство как высшая форма эстетического познания и эстетической деятельности человека
1.1. Определение границ искусства
Слово «искусство» имеет в современных языках много значений. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно открыть «Толковый словарь русского языка» под общей ре-
221 |
Лекция VI
дакцией Б. М. Волина и Д. Н. Ушакова и мы сразу же столкнемся с несколькими определениями этого понятия. Искусство определяется там как «творческая художественная деятельность», далее - как «отрасль» творческой художественной деятельности, потом - как «система приемов», «методов» в какой-либо практической деятельности людей, и, наконец, -как «умение», «ловкость», «тонкое знание дела», «мастерство». Как справедливо отметил в свое время М. С. Каган, не представляет особого труда заметить, что речь здесь идет, конечно, о том «искусстве», которое является результатом художественно-творческой деятельности людей, а не о том, которое можно обнаружить в любой практической деятельности, если она совершается мастерски (ведь можно искусно вытачивать деталь или удалять больные зубы). Однако было бы крайне наивно думать, что с помощью такого нехитрого терминологического уточнения сложность проблемы полностью снимается. Ибо тут сразу же встает следующий вопрос: а каковы, собственно, границы художественно-творческой деятельности людей? Или, иначе говоря, какие созидаемые человеком предметы и процессы мы вправе относить к сфере искусства, а какие неизбежно вынуждены будем оставить за его пределами?
Совершенно очевидны, пишет Каган, кардинальные различия между романом и научным трактатом, между скульптурой и машиной, между концертом и лекцией, между спектаклем и футбольным матчем. Даже если мы не всегда можем теоретически обосновать, в чем это различие состоит, ощущается оно с такой отчетливостью, что мы без малейшего колебания именно роман, именно скульптуру, именно концерт, именно спектакль относим к художественным произведениям, а не научный трактат, не машину, не лекцию, не футбольный матч. При этом нас нимало не смущает то обстоятельство, что в «Фаусте» Гёте, например, можно встретиться с массой научно-теоретических, исторических, философских рассуждений, поскольку элементы научного познания, вкрапленные в трагедию, не отменяют ее художественной основы, так же, впрочем, как и элементы художественно-образные, «рассыпанные» Платоном в его «Диалогах», не превращают философские труды в произведения искусства. В еще большей мере
222 ____ ^^л^^ и функции иску сств*.
подобная синтетическая двойственность характерна для архитектуры и декоративно-прикладного искусства, произведения которых выступают одновременно // как некие технические конструкции, //как художественные творения (не следует только забывать, что далеко не всегда строительств дома представляет собой создание произведения зодчества, а производство шкафов, кресел и других предметов домашнего обихода -произведений декоративно-прикладного искусства).
Как видим, найти границы искусства с другими видами человеческой деятельности непросто. Границы эти нельзя представлять себе в виде глухой китайской стены. Попытки жестко разграничить искусство и неискусство столь же метафизичны, как и представления о том, что искусство растворяется в неискусстве, лишаясь какого бы то ни было качественного своеобразия. Таким своеобразием искусство, разумеется, обладает, но, как образно выразился Каган, живет оно не только в собственном царстве, а вторгается и в чужие владения и там каким-то удивительным образом ассимилируется.
Из сказанного вытекает следующий вывод: нельзя постичь законы искусства, делая предметом изучения строго ограниченный набор определенных явлений или совокупность определенных форм художественной деятельности. Надо исследовать сам способ художественного освоения человеком мира. Сложность, однако, состоит в том, что способ этот принимает самые разнообразные обличил: словесное и бессловесное, звучащее и безмолвное, телесное и бесплотное, неподвижное и динамическое. Кроме того, произведение искусства по одним лишь внешним признакам нельзя отличить от предметов и процессов, имеющих не художественную, а какую-то иную ценность. Мы не найдем, пишет Каган, внешних отличий между гипсовой маской, снятой с лица Петра I, и его же скульптурным портретом, между простой газетной корреспонденцией и художественным очерком, напечатанным в той же газете. Это означает, что сущность художественного освоения мира определяется не формальными признаками, а прежде всего особенностями содержания, свойственным ему способом воссоздания действительности, то есть тем, что эстетика давно уже называет художественно-образным началом искусства. Ибо художественный образ и есть та клеточ-