Эстетика немецкого Просвещения входит органической частью в немецкую классическую эстетику. Родоначальник ее -Александр Баумгартен (1714-1762). С точки зрения Ба-умгартена, основа прекрасного - совершенство (то есть соответствие вещей их понятию). Совершенство выступает в трех аспектах - как истина, прекрасное и добро.» Пытаясь конкре-
197
тизировать понятие эстетического совершенства, Баумгартен указывал на гармонию частей и целого как на существенный признак красоты.
Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) - автор знаменитой «Истории искусств древности». Он вошел в историю эстетической мысли как последовательный сторонник идеальной красоты в искусстве. Идеал в трактовке Винкельмана означает устранение всякой природной ограниченности. Отличительными чертами идеала, по Винкельману, служат «благородная простота» и «спокойное величие», являющиеся выражением «великой и уравновешенной души», умеющей повелевать своими страстями. Канон красоты Винкельмана базируется на созерцательном покое греческих богов и героев. Лучшие образы, воплощенные в мраморе античными скульпторами, выражают несокрушимую силу и величие духа, который, по Винкельману, не подчиняется страстям, а господствует над ними. Выводы Винкельмана вызвали оживленную дискуссию во второй половине XVIII столетия. Одним из первых критиков его теории стал Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) - великий немецкий просветитель, теоретик искусства, основоположник немецкой классической литературы. Будучи сторонником активного действия, Лессинг был склонен видеть подлинную красоту не в созерцательном, покое, а в борьбе с несправедливостью и злом. Прекрасный человек не тот, кто стоически переносит страдания, а тот, кто сочетает естественную человечность, полноту и силу чувства с верностью голосу убеждения и долга. Это - герой, идущий против несправедливости и притеснений, смело вступающий в сражение с ними.
|
Еще при жизни Лессинга в Германии оформилось литературное движение, получившее название «Бури и натиска». Наряду с Гаманом, Гейнзе, Бюргером, к этому движению примыкали молодые Гёте и Шиллер. Наиболее видным теоретиком «штюрмеров» и их вдохновителем был Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), который вел острую полемику против своего учителя Канта, в том числе и против его учения о красоте. Прекрасное, по Гердеру, всегда что-нибудь выражает и соответствует какой-нибудь цели: «В основе всего прекрасного лежит истина, всякая красота должна вести к истине и добру».
198 |
Наиболее общие категории эстетики
Дальнейшее развитие эстетика немецкого Просвещения получила у Шиллера и Гёте, однако мировоззрение этих великих мыслителей выходит далеко за рамки просветительских идей.
Высшие достижения немецкой эстетики конца XVIII -начала XIX века, связанные с рассмотрением сущности красоты, составляют работы Канта и Гегеля. Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник немецкого классического идеализма. Признанием существования «вещей в себе» он отдавал дань материализму и даже в известной мере посягнул на основы религии, утверждая о невозможности доказательства бытия Бога. Однако последовательный агностицизм, ограничение возможностей опытного происхождения знаний стали бесспорными свидетельствами того, что в грандиозной философской системе Канта верх брало мировоззрение идеалиста. ♦ Критика способности суждения» - главная эстетическая работа Канта - завершила построение его философии и стала совершенно исключительной по тому влиянию, какое она оказала в истории послекантовского немецкого идеализма и мировой эстетической мысли. Кант сосредоточился на проблеме специфики эстетического, в чем и состояла его величайшая заслуга. Его не устраивало полное отождествление прекрасного с такими явлениями, как совершенное, истинное, приятное, доброе и полезное, чем грешило подавляющее большинство исследователей сущности красоты в прошлом и настоящем. Правда, в отдельных работах (Риддель, Зульцер, Тетенс) нарастало стремление очертить специфическую область прекрасного, отделить красоту от пограничных явлений, а восприятие и оценку в искусстве - от познания в науке. В этих теориях содержалась попытка преодолеть рационализм, введенный в эстетику Декартом во Франции, Лейбницем и Вольфом в Германии, подчинявшим чувство интеллекту и не видевшим в чувстве ничего специфического. Не явилось нововведением Канта и представление о том, что эстетическое вполне автономно и независимо от сферы этического. Кант лишь довел до определенного предела уже развивавшуюся у его предшественников в Англии (Хетчесон, Бёрк) и Германии (Мендельсон, Винкельман) мысль о специфических особенностях
|
Лекция V
199
эстетического суждения. По отношению к их взглядам эстетика Канта выполняла исторически назревшую задачу: она стремилась указать своеобразную область прекрасного, несводимую к смежным с ней областям.
|
,' Здесь нам необходимо сделать весьма существенную ого-
ворку. В центре внимания Канта оказывается не сама красота, а лишь субъективные условия ее восприятия. Главный вопрос для Канта не «что такое прекрасное?», а «что такое суждение о прекрасном?» Суждение вкуса не является познавательным по природе своей. Оно может быть только субъективным. Кант был не согласен с немецкими рационалистами, отождествляющими истину и красоту. Прекрасное и истинное -не одно и то же. Истина - предмет познания, тогда как прекрасное - предмет удовольствия. Важным моментом кантов-ской дефиниции являлось то, что прекрасное есть предмет необходимого любования. Кант, разумеется, понимал, что правила, по которым каждого непременно можно было бы заставить признать что-то прекрасным, не существуют и существовать не могут. Прекрасны ли платье, дом, цветы и т. п. - свое суждение об этом никому нельзя навязать никакими доводами и основоположениями. Однако суждение вкуса и не постулирует согласие каждого. Оно только ожидает такого согласия и тот, кто нечто признает прекрасным, желает, чтобы другой обязательно одобрил воспринимаемый предмет и также признал его прекрасным.
Кант был не согласен с английскими сенсуалистами, отождествляющими прекрасное и приятное. Прекрасное и приятное (в отличие от истинного) доставляют удовольствие, они нравятся нам, но каждое - особым образом. Приятное-ощущают и животные, лишенные разума; красоту - только люди. В отношении приятного каждый человек довольствуется тем, что его суждение основывается лишь на его личном чувстве и ограничивается самой личностью. Если он говорит, например, что Канарское вино приятно, кто-то другой, подчеркивал Кант, поправляет его и напоминает, что ему следовало бы сказать: оно мне приятно. Для одного фиолетовый цвет нежен и мил, для другого - мертв и безжизнен. Один любит звук духовых инструментов, другой - струнных. Спорить здесь было бы не-
200 |
Наиболее общие категории эстетики
лепо. Совсем иначе обстоит дело с прекрасным. Было бы смешно, подчеркивал Кант, если бы кто-нибудь, «кто много мнит о своем вкусе», думал найти оправдание себе в том, что этот предмет (здание, которое мы видим, музыка, которую мы слушаем, стихотворение, которое мы должны оценить) для меня прекрасен. Если он выдает нечто за прекрасное, то он от других ожидает того же самого удовольствия: он судит тогда «не только за себя». Он требует от всех других такого согласия. Прекрасное есть предмет всеобщего любования - и это еще один важный момент дефиниции красоты. Своеобразие суждения вкуса состоит в том, что его «всеобщность» не основывается ни на понятии, ни на объективных свойствах предмета. Она имеет всего лишь субъективное значение.
Кант был не согласен также с многочисленными моралистами всех времен, полностью отождествляющими прекрасное и доброе. Доброе_всегда_содержит в себе, конечную цель. А красота - это такая форма целесообразности предмета, которая воспринимается в нем без представления о цели. Этот (третий) момент дефиниции Канта основывается на его убеждении о том, что может существовать и целесообразность без цели, некая чистая форма целесообразности. Эстетическое удовольствие, определяемое без понятия, может вызываться лишь субъективной целесообразностью. Здесь удовольствие доставляет нам только форма целесообразности и только в представлении, посредством которого нам дается предмет.
Примером формальной целесообразности служит так называемая свободная красота. Попугай, колибри, многие морские моллюски суть такая красота, которая не присуща ни одному предмету, определяемому по понятиям в отношении его цели: они нравятся не обусловлено и сами по себе. Свободной красотой обладают также орнамент, музыка без словесного текста. Они, как считал Кант, ничего не означают, не представляют никакого объекта, подводимого под понятие о какой-либо определенной цели. Цветы, например, - это свободная красота в природе. «Чем же должен быть цветок, вряд ли кто-нибудь знает, кроме ботаника; и даже он, который по цветку узнает орган оплодотворения растения, не принимает во внимание эту цель природы, когда судит о цветах на основании
Лекция V
вкуса» [7]. Наряду со свободной красотой, доставляющей удовольствие в чистом суждении вкуса, существует еще и так называемая обусловленная красота, предполагающая понятие. Примерами обусловленной красоты, по Канту, может служить красота человека, лошади, строения (церкви, дворца, беседки) и т. п. Понятие о совершенстве, которое предполагает обусловленная красота, естественно привело Канта к проблеме идеала. Раскрывая структуру идеала, он солидаризируется с просветительским сближением категорий эстетики и этики: красоте Кант сообщал этический характер и трактовал прекрасное в человеке как символ нравственно доброго.
И, наконец, Кант был решительно не согласен с теми, кто отождествлял прекрасное и полезное. Полезное - это пригод-ное для чего-то» оно предполагает определенный интерес. Прекрасное же есть предмет удовольствия, свободного от всякого интереса. Если мы видим в предметах и явлениях, нас окружающих, лишь средство удовлетворения собственной чувственной потребности, то эти предметы и явления важны для нас не ради них самих, а ради наших потребностей. Эстетическое же суждение как бы предоставляет внешнему предмету возможность существовать в его самостоятельном бытии и проистекает из такого интереса к предмету, когда он нравится сам по себе и когда ему «позволяют» обладать своей, существующей в нем самом целью. В этой, может быть, самой важной, грани своей дефиниции Кант хотел подчеркнуть, что прекрасное бескорыстно и покоится на незаинтересованном любовании, ибо «то суждение о красоте, к которому примешивается малейший интерес, очень пристрастно и не есть чистое суждение вкуса» [7, с. 205].
Здесь также необходимо сделать специальное пояснение.
Часто эта мысль Канта интерпретируется неоправданно широко, как обоснование формализма и безыдейности в искусстве. Для этого вряд ли существуют достаточные основания. Формалистическая эстетика И. Гербарта, Р. Циммермана и Э. Ганслика в определенном отношении отталкивалась, конечно, от его учения о свободной красоте, целесообразности без цели и бескорыстности эстетического переживания. Однако сам Кант крайних формалистических выводов из своих
202
Наиболее общие категории эстетики
Лекция V
203
философских постулатов не сделал. И это не случайно, поскольку в понятие «интереса» и, стало быть, в понятие «свободы от всякого интереса» им вкладывался весьма своеобразный смысл. «Интересом, - утверждал Кант, - называется удовольствие, которое мы связываем с представлением о существовании предмета» [7, с. 204] (разрядка моя. - Е. Г.). Поэтому, «когда ставится вопрос, прекрасно ли нечто, хотят знать не то, важно ли или могло ли быть важным для нас или для кого-нибудь другого существование вещи, а то, как мы судим о ней, просто рассматривая ее (созерцая ее или рефлектируя о ней). Если кто-нибудь спрашивает меня, нахожу ли я дворец, который я перед собой вижу, прекрасным, то я могу, конечно, сказать, что не люблю таких вещей, которые сделаны только для того, чтобы глазеть на них» [7, с. 204], - остроумно замечал Кант. Но ведь речь не об этом. Когда человека спрашивают, считает ли он предмет прекрасным, хотят только знать, сопутствует ли представлению, возникшему в его сознании, удовольствие. И для того, чтобы сказать, что предмет прекрасен и тем самым доказать, что здесь проявляется вкус, человеку важно не то, зависит ли он от существования дворца, а то, испытывает ли он удовольствие. Ибо «чтобы быть судьей в вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей степени быть заинтересованным в существовании вещи, в этом отношении надо быть совершенно безразличным» [7, с. 205]. Таким образом, Кант считал специфическим для вкуса равнодушие не к тому, каков предмет, а равнодушие к тому, существует ли он в реальности.
Но и этого мало. Приходится еще учитывать, что в философской системе Канта закономерность как априорный принцип рассудка применяется к природе, конечная цель практического разума - к свободе, а целесообразность способности суждения - к искусству. Именно искусство, эта специфическая сфера проявления способности человека судить о субъективной целесообразности на основе чувства удовольствия или неудовольствия, составляет для Канта предмет главных теоретических забот. Это и дает В. Ф. Асмусу повод утверждать, что в тезисе о незаинтересованности эстетического суждения, особенно если этот тезис относится к искусству, немецким идеалистам открылась грань истины. «Истина здесь в том, -
пишет Асмус, - что существование созерцаемого предмета есть не непосредственное, а лишь опосредствованное условие эстетического характера восприятия и эстетической оценки. Это особенно ясно, если предмет, изображенный в художественном произведении, есть предмет заведомо фантастический. Вопрос о том, существовал ли в действительности Вий, не имеет значения для эстетического суждения о рассказе Гоголя» [8]. Недаром тезис о незаинтересованности эстетического удовольствия разделяют с Кантом не только предшественники, но также и его преемники - корифеи немецкого объективного идеализма Шеллинг и Гегель. Положительно оценили «Критику способности суждения» Гёте и Шиллер, которые отнюдь не воспринимали ее как апологию безыдейности и формализма. Фридрих Шиллер (1759-1805) рассматривал прекрасное как посредствующее звено между разумом и чувством, моралью и естественными влечениями, как «свободу в явлении». «За Шиллером, - писал Гегель, - должна быть признана та великая заслуга, что он прорвал кантовскую субъективность и абстрактность мышления и сделал попытку выйти за ее пределы, мысленно постичь единство и примирение как нечто истинное и художественно осуществить это единство» [9]. Шиллер считал, что не противоречие между чувственным и разумным является сущностью природы человека, как утверждал Кант, а их согласие в «прекрасной душе», достигшей гармонии («О грации и достоинстве», 1793) и формирующейся на путях эстетического воспитания («Письма об эстетическом воспитании человека», 1794).
В молодости Шиллер восторженно приветствовал французскую революцию, но в ужасе отшатнулся от нее, когда она приняла радикальные формы. С этого момента он отказался от мысли о возможности революционного переустройства общества и пришел к выводу о том, что только путем красоты можно достичь свободы. В игре, в процессе свободного самодеятельного раскрытия человеческой сущности, в эстетической и художественной деятельности, когда все силы души действуют согласованно, Шиллер надеялся восстановить внутреннюю целостность личности, разорванную в результате калечащего действия современной цивилизации, преодолеть истори-
204
Наиболее общие категории эстетики
Лекция V
ческое противоречие между реальным и должным в общественной жизни. В игре человек творит эстетическую реальность самого себя как прекрасную гармоничную личность и закладывает основы будущего общественного устройства на началах справедливости и красоты.
Создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма Георг Гегель (1770-1831) критиковал Канта за то, что тот сосредоточился лишь на субъективных условиях восприятия красоты, и отвергал как ошибочное его представление о полной противоположности «между субъективным мышлением и объективными предметами». Ценнейшими достижениями гегелевской эстетики были диалектический подход к категории прекрасного и понимание исторического развития его форм. I
Гегель принимал за основу всех явлений природы и общественной жизни некое духовное начало («абсолютная идея», ♦ мировой разум», «мировой дух»), которое в своем поступательном движении порождает всю действительность. Вначале абсолютная идея проявляет себя в виде чистых логических сущностей, потом «отчуждает» себя в природу и затем предстает в различных формах конкретного духа. Учение о субъективном духе посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Объективный дух составляет ту часть гегелевской системы, где излагаются воззрения на социально-историческую жизнь человека. Абсолютным духом он называл формы общественного сознания. Объявляя мышление творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную вневременную схему творческой деятельности вообще, Гегель фактически сближал понятие идеи с понятием Бога. Хотя в отличие от теистического Бога идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а до и вне человека осуществляется как внутренне закономерная необходимость.
В полном соответствии со структурой, принятой в его философской системе, Гегель выделял «понятие прекрасного вообще», «прекрасное в природе» и «прекрасное в искусстве». На первой стадии прекрасное характеризуется как идея («прекрасное есть абсолютная идея в адекватном ей проявлении», «прекрасное следует определить как чувственное явление, чув-
ственную видимость идеи», «красота и истина суть одно и то
Же»), а на второй - как ее смутное и неопределенное проявле
ние (формы красоты в природе: правильность; симметрия за
кономерность и гармония). Подлинным «царством прекра. -
ного» Гегель считал искусство - начальную форму самореа
лизации абсолютного духа, которая «встает в один общий круг
с религией и философией и является только одним из спосо
бов осознания и выражения божественного, глубочайших че
ловеческих интересов, всеобъемлющих истин духа» [9, с. 131.
Рождаясь на почве духа, «художественно прекрасное» выше
красоты природы. 0^^>? *^л^ * л
Искусство призвано раскрыть истину в чувственной форме и имеет конечную цель в самом себе. Идея как «художественно прекрасное» не является абсолютной идеей в понимании метафизики и логики. Она есть идея, перешедшая к развертыванию действительности и вступившая с ней в непосредственное единство. Идея и ее формообразование в конкретной действительности должны быть доведены до «полной адекватности». Понятая таким образом идея, получившая соответствующую своему понятию форму, есть идеал. Идеал - не что иное, как «всеобщая идея художественно прекрасного».
Прекрасное в искусстве получает совокупность особенных форм и ступеней. В символической форме, будучи неопределенной и неясной, идея еще не обладает «той индивидуальностью, которой требует идеал». Идеи и образы здесь «несоразмерны друг другу» (указанные черты составляют, по Гегелю, общий характер восточного пантеизма в искусстве). Лишь классическая форма античного искусства, где идея и ее внешний облик находятся в полном соответствии, дает нам возможность созерцать идеал как осуществленный. Однако в классической форме дух все же «определен как частный, человеческий», а не как безусловно абсолютный и вечный, поскольку последний способен проявить и выразить себя лишь в духовной стихии. Это обстоятельство и становится тем недостатком, вследствие которого классическая форма искусства начинает «разлагаться» и требует перехода в высшую, третью фазу. Романтическая форма (то есть средневековое и современное Гегелю искусство) вновь снимает завершенное един-
206 |
Наиболее общие категории э стетик™
ство идеи и реальности и возвращается, хотя и на более высоком уровне, к различению и противоположности этих двух сторон, остававшихся неопределенными в символическом искусстве. На этой ступени предмет искусства составляет свободная, конкретная духовность, которая должна «предстать в явлении внутреннему духовному оку». Развитие искусства в трех перечисленных формах представляет собой, следовательно, стремление к идеалу как истинной идее прекрасного, достижение идеала и выход за его пределы.
В своем поступательном движении идея прекрасного переходит к чувственной реализации в конкретных образах и к созданию системы отдельных искусств, их родов и видов. Символическое искусство достигает своей наиболее адекватной действительности и «величайшего распространения» в архитектуре. Для классической формы безусловной реальностью является скульптура. Наконец, романтическая форма овладевает живописным, музыкальным и поэтическим выражением в их «самостоятельности и безусловности». Поэзия при этом распространяется на все формы прекрасного, потому что ее настоящей стихией является «художественная фантазия», которая необходима для созидания красоты, какова бы ни была форма последней.
Н. Г. Чернышевский (1828-1889) явился создателем цельной системы оригинальных эстетических взглядов, имевших существенное влияние на общественную мысль и искусство в России. Ра^ш^ш^^аджшаль^^^
то же время как замечательный продолжатель "идеи французскихпросветителей и последователь Л. Фейербаха. Он подверг объективно-идеалистическую эстетику Гегеля обстоятельному критическому рассмотрению, однако в силу антропологической и метафизической ограниченности эта критика не всегда достигала результата, потому что сводилась к отрицанию идей немецкого мыслителя в целом[С точки зрения Чернышевского определение прекрасного как полного проявления идеи ъ отдельном предмете схватывает лишь один из признаков искусной, мастерской деятельности человека вообще Не может считаться удачной и характеристика красоты
I
207 |
Лекция V
как единства идеи и образа. Она слишком широка, поскольку акцентирует внимание на лучших в своем роде предметах, упуская из вида, что не все роды предметов прекрасны (чем сильнее, например, в болоте проявляется идея болота, тем больше в нем застоя и гниения).
Вместе с тем Ч^е2н^пде^сюш_от вергал и упрощен ную трактовку^ гфе^кр^с^^ш]о^^^р^с^ 2^тикуя его за то, что тот~прини~-
мал прекрасное «прямо за кач ество~самих тел». ^Гернышевс-кий хорошо понимал, что в определение красоты должнсГвой-ти и отношение человека. Крит^е^ий истинности^прекрас ногоТ как он полагал, коренится в нормах вкусгГ«здоровой~натуры», в «естественных потребностях» людей. Он подчеркивал, чтЪ ощущение, вызываемое в человеке прекрасным, - "особая"свёт-лая радость. Но чтсп уюже т вызывать у человека такое светлое" чувство, какой общий, многообъемлющий предмет? Самое об-щее, что дорого человеку и самое милое ему на свете - это жизнь. Вот почему исследование вопроса о сущности прекрасного привело Чернышевского к убеждению, что «прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова она должна быть по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» [10]. / о<г<-*>. V- У-Ои>.
Представления о «хорошей жизни, жизни, какой она должна быть» у поселянина и людей образованного общества не одинаковы, поэтому не одинаковы и признаки красоты у сельской девушки и светской красавицы. Красота многих видов животных напоминает о человеке и его красоте. В растительном мире нам нравятся свежие цветы и богатство форм^а не увядание и отсутствие жизненных соков и т. п. > •//\ °^. ^ и/>
Из определения «прекрасное есть жизнь» Чернышевский выво^Ц1^вЪжно^_^ме^р^йЧе1!коё следствие: «истиннаяТ^высО; чайшая красота есть именно красота, встречаемая чел овек ом в мире действительности, а не красота, создаваемая^ искусством». Это положение эстетики Чернышевского было реакци-ей не только на известный гегелевский постулат. Своей полемической заостренностью оно было направлено против теории «чистого искусства». Своеобразная деэстетизация художественной деятельности, стремление поставить ее ниже дей-
208
Наиболее общие категории эстетики
V
209
4
ствительности были связаны с принципиальной установкой Чернышевского, отрицавшего всякую самоценность искусства. Недооценка художественной специфики и суверенности искусства в ряду других форм общественного сознания отчасти объясняется эстетическим «аскетизмом», присущим Чернышевскому как революционному идеологу в конкретно-исторической ситуации. Искусство - это, конечно, учебник жизни. Но плохо, если человек знает жизнь только по учебнику. Средствами «искусства для искусства» революционера не воспитаешь. Чтобы добиться необходимой цели, надо обратить его взор на реальные противоречия самой жизни. Прекрасное в действительности надо создавать, а не пытаться восполнить его недостаток строительством «башни из слоновой кости».
К. Маркс (1818-1883) считал, что в процессе обществен-' но-трудовой практики, имеющей исторический характер, предметно воплощается все богатство человеческих сил и способ^ ностей. В отличие от животных, которые производят только под властью непосредственной физической потребности, человек производит и тогда, когда он свободен от нее. Животное производит односторонне, а человек - универсально. «В силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».
Объективная сторона прекрасного, по Марксу, состоит в
предметном утверждении свободы в природном и обществен
ном бытии, субъективная - в историческом процессе рожде
ния и формирования человеческих способностей и эстетичес
ких чувств. В этом процессе возникли и развились «музы
кальное ухо, чувствующий красоту формы глаз». «Наши по
требности и наслаждения порождаются обществом; поэтому,
- с точки зрения Маркса, - мы прилагаем к ним обществен
ную мерку, а не измеряем их предметами, служащими для их
удовлетворения» [11]. : ^ ^ 0
В западной эстетике конца XIX - XX веков проблема пре-
красного рассматривалась преимуществ енно с идеал исти-чёскйзГ~по"зиций_. Р. Фишер, Т. Липпс, Вер ной Ли пришли к выводу о том, что прекрасное есть не что иное, как проецирование на предмет переживаний человека. Для Б. Кроче красота - особая"*адекватность выражения». В эстетике прагма-