23 6 |
Сущность и функции
___________________________________________ _^^_аа
это передается другим; человек высказывает свое чувство восхищения, благоговения, страха, уважения к известным предметам, лицам, явлениям, - и другие люди заражаются, испытывают те же чувства восхищения, благоговения, страха, уважения к тем же предметам, лицам, явлениям» (цит. по кн.: [6]). Эти чувства, самые разнообразные, сильные и слабые, значительные и ничтожные, хорошие и дурные, если только они заражают читателя, слушателя, зрителя, составляют, по Толстому, предмет искусства. Искусство - это и чувство самоотречения, и покорность судьбе или богу, передаваемое драмой, это и описываемый в романе восторг влюбленных, и изображенное на картине чувство сладострастия, и бодрость, передаваемая торжественным маршем в музыке, и веселье, вызываемое пляской. Таким образом, если посредством языка люди передают друг другу мысли, то посредством искусства они передают друг другу чувства.
В этой постановке вопроса есть определенный смысл. Однако, трактовка специфики искусства, которую дал Толстой, отличается некоторой односторонностью. Дело в том, что с помощью языка люди передают друг другу не только мысли, но и чувства (слово используется как материал художественной формы в поэзии и прозе, а интонационные свойства разговорной речи составляют основу музыки), тогда как посредством искусства люди передают друг другу не только чувства, но и мысли. Художественный образ представляет собой диалектическое единство эмоционального и рационального. Отрицание рационального начала в искусстве ведет к принижению его познавательных возможностей. Да и сам Толстой, характеризующий искусство как человеческую деятельность, состоящую в передаче от одного человека другому испытываемых им чувств, лишь существенно дополнил определение, которое он давал ранее. В статье «Об искусстве», предшествовавшей эстетическому трактату, о котором шла речь, Толстой подробно говорил о художественном выражении мысли.
|
Специфика искусства проявляется не только в предмете и содержании отражения и познания. Она обнаруживается и в форме протекания этих процессов. Если в науке познание
237 |
Лекция VI
действительности осуществляется в понятиях, категориях, силлогизмах и т. п., то в искусстве - в форме художественных образов. При этом наука есть высшая форма теоретического познания, тогда как искусство - высшая форма эстетического познания мира.
Последнее положение особенно важно, поскольку в нашем общественном сознании на протяжении нескольких десятилетий активно укоренялась точка зрения, согласно которой наука является высшей формой человеческого знания вообще. Это приводило к абсолютизации роли науки в общественной жизни, а также к стремлению «онаучить» все и вся, каждую сферу общественной жизни, любую форму выражения человеческого духа. В своих крайних проявлениях сциентизация мышления приводила к убеждению о том, что наука может (и должна) подменить собой религию, философию, искусство и другие формы знания. В понятие «научный» автоматически вкладывался положительный, а в понятие «ненаучный» - отрицательный смысл. Однако у науки есть границы и это дало повод Гадамеру, одному из ведущих представителей философской герменевтики XX века, бросить крылатую фразу: «Мы живем в такое время, когда до суеверия верят в науку». Гадамер совершенно справедливо имел в виду, что наука есть особый, но далеко не единственный тип знания.
|
Известно, что гносеология рассматривает познание как процесс отражения закономерностей объективного мира в человеческой голове. Гносеология дает объяснение закономерностей отражения действительности в сознании человека во всех формах этого отражения, в том числе и в художественно-образной. Основой человеческого познания является общественно-историческая практика людей. По мере практического освоения человеком действительности развивается и познание, восходящее от знания менее глубокого к более глубокому и многостороннему, от непосредственного созерцания явлений к познанию их сущности. Все знания человек получает из опыта. Источник знания объективен, независим от человека.
238 |
Сущность и ФУ»кции _искупГтп
Первой, начальной ступенью познания является живое созерцание, то есть непосредственное отражение действительности в чувственных образах: ощущениях, восприятиях, представлениях, которые есть не что иное, как субъективные образы объективного мира. В чувственном отражении действительности человек имеет дело по преимуществу с миром единичных явлений и наиболее простых связей между ними. Сущность же процессов, общее и закономерное в них не воспринимаются непосредственно. Человек познает их на второй ступени процесса познания - на ступени абстрактного мышления. Основной особенностью абстрактного мышления является отвлечение от несущественных, второстепенных качеств предметов и обобщение их наиболее важных сторон, признаков. Мышление, основными формами которого являются понятия, суждения и умозаключения, отражает сущность вещей и процессов. В абстракциях мышление воспроизводит объективную реальность глубже, вернее, полнее, чем это может сделать непосредственное, живое созерцание единичных предметов.
|
Получается, что наряду с такими основными формами отражения действительности, как ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение существует еще и художественный образ - специфическая, присущая только искусству форма познания объективного мира. Каково место этой формы в процессе познания в целом и как она соотносится с другими, названными выше, формами?
--Лажная особенность художественного образа состоит в том, что он синтезирует в себе отдельные стороны всех шести основных форм отражения. Его нельзя отнести только к чувственной или только к рациональной ступени познания; он не может считаться исключительно миром единичного, так же, впрочем, как и исключительно миром общего; как и другие образы - формы познания, художественный образ впитывает в себя диалектику объективного и субъективного. И вместе с тем, художественный образ, как показал С. X. Раппопорт, ближе всего к представлению. ~~
_Пр^дставление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений объективного мира, которые воспринимались
239 |
Лекция VI
нами ранее, но которые в данный момент не воздействуют на наши органы чувств. Представление, так же как ощущение и восприятие, есть в конечном счете результат воздействия материального мира. Но представление, в котором воспроизводятся образы уже воспринимавшихся предметов и явлений, -это более высокая форма психической деятельности человека, чем ощущение и восприятие. Огромное значение представлений заключается в том, что в них имеются элементы обобщения не только тех отдельных предметов и явлений, которые в данный момент воздействуют на наши органы чувств, но и предметов и явлений внешнего мира, которые воспринимались в прошлом. Представление тем и отличается от ощущений и восприятий, что оно содержит больше элементов обобщения. Представления (образы памяти, образы воображения) формируются в интеллекте и требуют аналитически обобщающей работы психики.
Принято различать обыденные и специализированные представления.
К последним относят представления научные и художественные. Научные представления, то есть конструкторские замыслы и технические проекты, это своеобразные «схемы» (нередко чертежи) предметов, которые выявляют существенное в них, но в то же время лишены реального чувственного богатства, поскольку из них исключено человеческое отношение. Художественные представления, как показал Раппопорт, отличаются высоким уровнем обобщенности. Они содержат в себе осмысление множества фактов обширного социального опыта и не имеют прямого аналога в действительности. Художественные представления требуют активного участия воображения, интуиции, логического мышления, высшей творческой работы интеллекта, а также сохраняют чувственное богатство отраженной действительности и включают отношение к ней человека. Следовательно, художественный образ и есть представление особого рода.
Учитывая важную роль, которую в художественно-образном познании мира играет воображение, коснемся еще одного вопроса. В книге Я. Э. Голосовкера «Логика мифа» содержится интересная попытка осмыслить воображение как
240
Сущность и функции искусств»
Лекция
VI
241
высшую силу человеческого разума. Автор считает злым недоразумением широко распространенную точку зрения, в соответствии с которой воображение отдают на откуп детскому и художественному творчеству, а мифологическое мышление трактуют только как явление первобытное и примитивное.
Для характеристики сущности творческого мышления Голосовкер вводит понятие имагинацип. Латинское «ппа&о» по-русски передается словом «образ». Поскольку же термин «образное мышление» эстетикой и искусствознанием изрядно затаскан, имагинацию Голосовкера, скорее всего, следует толковать через русское слово «воображение». Надо только иметь в виду, что само-то воображение обязательно должно быть понято как проявление творческой и познавательной способности человека одновременно, тем более, что миф, на материале которого и проводит свой тонкий анализ автор, -это не только «выдумка», но и «познанная объективность мира». Воображение угадывало раньше и глубже то, что только впоследствии докажет наука. В имагинативном (воображаемом) объекте заключен действительный реальный объект. Имагинативный объект, по Голосовкеру, «насыщен смыслом, как рог изобилия - пищей», поскольку тайна действительного бытия «беспредельна и микрокосмична».
Гераклит и Платон, как подчеркивает Голосовкер, познавали мир мифологически, а значит - имагинативно, силой воображения. Достоевский «тоньше, чем логик Кант, понял антиномию высших идей разума»: «галлюцинаторный образ» черта, порожденный воспаленным воображением Ивана Карамазова, поочередно оказывается то жизненной реальностью, то простым «мороком мысли».
Основание и следствие в мифе связаны между собой только творческой волей воображения. Мертвый герой расчленен на части, сварен, изжарен и даже частично съеден. И все же он может воскреснуть. Здесь действует особая, энигматическая логика (от греческого «энигма» - загадка). Это - логика чудесного. Для желания нет предела, для желания нет и невозможного. Шлем-невидимка делает героя невидимым - и все! Почему? - неизвестно.
В воображении (в мифе, сказке, фантазии) имагинативное бытие становится для нас «реальнее любой реальности вещей». Имагинативно по своей природе и культурное сознание в целом. «Имагинативный абсолют» можно обнаружить в социальных утопиях и идеалах, религиозных учениях, системах философии, великих истинах и гипотезах науки. Он воплощается и в художественных образах с их удивительным «много-смыслием», что помогает понять природу искусства - этой специфической формы отражения и познания объективного
мира.
В заключение отметим, что при всей важности миметической стороны искусства, познавательную грань художественной деятельности нельзя абсолютизировать. В период вульгарной гносеологизации нашей философии и эстетики встречались утверждения о том, что сущность искусства гносеологическая (познавательная). Однако это не так, сущность искусства все же иная; об этом речь пойдет в следующей лекции. Здесь же достаточно будет сказать, что степень активности познавательного процесса в различных художественных явлениях неодинакова. Вряд ли целесообразно говорить, например, об активных познавательных процессах в архитектуре или декоративно-прикладном искусстве; не стоит уравнивать в этом плане балет и художественную прозу и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли:
В 5 т. - Т. 1. - С. 116.
2. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М., 1962. - С. 248.
3. Марков М. Е. Искусство как процесс. - М., 1970. - С. 56-57.
4. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1957. -Т. 8. -
С. 507.
5. Бальзак О. Собр. соч.: В 15 т. - М., 1955. - Т. 13.- С. 375.
6. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. -
Т. 4 (первый полутом). - С. 530.
242
Лекция VII
1.3. Творческо-созидательная (деятельностная) сторона
природы искусства
В прошлой лекции уже говорилось о том, что природа искусства диалектически противоречива, и оно включает в себя, наряду с миметической (познавательной), творческо-созпда-тельную (деятельностную) сторону. Искусство нельзя трактовать только как «подражание», «воспроизведение» или «познание». Но его также нельзя понимать исключительно как «созидание», «творческо-преобразующую деятельность». Однако на деле представители миметической и творческо-сози-дательной концепций природы искусства нередко занимают прямо противоположные теоретические позиции. Если бы у нас появилась возможность задать стороннику деятельност-ной концепции вопрос о том, является ли искусство по своей природе миметическим феноменом, мы наверняка получили бы отрицательный ответ: искусство не является подражанием и не имеет отражательных, воспроизводящих функций. Задача искусства совершенно иная. Его нельзя считать чем-то вторичным. Оно самоценно, суверенно и самодостаточно. Представители творческо-созидательной (деятельностной) концепции категорически настаивают на специфической самобытности искусства. Художественное творчество, утверждают они, зиждется на органических законах, присущих его внутренней природе. Причины, вызывающие развитие художественного процесса, и его движущие силы надо искать не «вне», а «внутри», в сфере самого искусства.
Идея самоценности художественного творчества восторжествовала в эстетической теории второй половины XIX века. К этому времени она получила свое завершенное, целостное и достаточно полное выражение в рамках формальной школы в эстетике и искусствознании. Обоснование кардинальной идеи самодостаточности и суверенности искусства мы находим в Германии - у эстетика Конрада Фидлера (1841-1895), скульптора и теоретика искусства Адольфа фон Гильдебранда (1847-1921), в Австрии - у искусствоведов Алоиза Ригля (1858-
2905) и Макса Дворжака 1874-1921), в Швейцарии - у выдающегося теоретика и историка искусства Генриха Вёльфлина (1864-1945).
В официальной советской эстетике формальная школа однозначно рассматривалась как негативное и ошибочное течение в искусствоведческой мысли. Иногда, правда, высокий научный авторитет таких корифеев искусствознания, как Вёль-флин, Дворжак и Ригль признавался, однако считалось, что их достижения в науке об искусстве были получены вопреки разработанному ими формальному методу. А между тем формальная школа ознаменовала собой магистральное направление в эстетике и искусствознании, и лучшие ее представители внесли неоценимый вклад в современные представления об искусстве и природе художественного творчества.
Идея самоценности искусства теперь уже стала общепризнанной. Но это вовсе не означает, будто концепции, выдвинутые предшествующим развитием эстетической мысли, несостоятельны. Представления Аристотеля, просветителей XVII и XVIII веков, Гегеля о миметическом характере художественного творчества, его познавательной сущности, воспитательном значении и т. п. не были ошибочными. Они порождались духовной ситуацией своего времени и сохранили значение для наших дней. По точному суждению А. Зися, представления, привнесенные в науку об искусстве из прошлого, особенно если они не переосмыслены в соответствии с новым социальным и художественным опытом, «звучат несколько архаично». Однако «простой отказ от них вовсе не является свидетельством современного мышления». Взгляды на природу художественного творчества не могут быть неподвижными. Поэтому и «суверенность искусства - отнюдь не окончательное суждение. «Последнее» слово - всегда впереди». Сегодня «таким словом» является именно суверенность, но если оно будет понято односторонне, то его ожидает та же судьба, что постигла вульгарно понятую миметичность» [1].
Поиски источника саморазвития искусства начались задолго до возникновения формальной школы. Для Винкель-мана, например, таким источником служило «равнение» на Античность. Он считал, что культура этой эпохи представляет
244 |
Сущность и функции и скуспта1
собой классическую нормативную форму, которая дает жизнь всем последующим этапам развития искусства и выступает в качестве неоспоримой отправной точки художественного процесса Из «правильного» античного искусства выросло «неправильное» искусство Средневековья с искаженными формами и пропорциями; затем появилось вновь «правильное» искусство Возрождения; за Возрождением - опять «неправильное» Барокко с его необычайной пышностью, вычурностью и «темнотой» стиля, а за ним - «правильный» Классицизм, который отличают ясность мысли, стройность композиции и гармоничность пластических форм. Становлению идеи самоценности художественного творчества в немалой степени способствовала деятельность романтиков, активно разрабатывающих средства отстранения искусства от жизни. Взгляд на искусство как на нечто, имеющее ценность само по себе, отчасти утвердился в наследии Шеллинга. Однако вплоть до появления трудов Канта антимиметическая концепция природы искусства не имела строгой философской основы. Этим, по-видимому, и объясняется сравнительно позднее образование формальной школы. В свете кантовского агностицизма не существовало даже малейшей возможности трактовать искусство как форму отражения или познания мира. Представления Канта о свободной красоте, бескорыстности и незаинтересованности эстетического любования сыграли решающую роль в теоретическом оформлении деятельностного подхода к искусству. Будучи убежденными противниками аристотелевской концепции мимезиса, представители формальной школы ориентировались не на гегельянские, а на кантианские традиции в эстетике.
С идеей деятельностной сущности художественного сознания мы встречаемся уже в теоретических воззрениях Фидле-ра и Гильдебранда. Их антимиметические концепции были направлены против грубого, вульгарного понимания отражения, против «фотографизма», противопоказанного законам художественной выразительности. Так, Гильдебранд, размышлявший над особенностями живописи и скульптуры, пришел к выводу о том, что точное воспроизведение «выставляет за пределы изображения творческую деятельность глаза», поэтому принцип подражания внешней природе был им решитель-
245 |
Лекция VII
но отвергнут. Но этого мало. По Вёльфлину, искусство - это подлинная квинтэссенция духовной жизни. Оно не является неким вторичным духовным образованием. Даже напротив, оно первично по отношению к другим сферам интеллектуальной жизни и само способно формировать дух эпохи (концепция Вёльфлина, кстати сказать, сегодня вполне доступна, поскольку на русский язык переведены его главные труды -«Лекции об искусстве», «Ренессанс и Барокко», «Классическое искусство», «Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса», «Основные понятия истории искусства» и другие). Аналогичной позиции придерживался и Фидлер: «задача художника не в том, чтобы выражать содержание своей эпохи, но, скорее, в том, чтобы дать эпохе «содержание» [2].
В основе метода Ригля — признание созидательной, творческой природы некой «художественной воли», выступающей в качестве движущей силы искусства. Этот подход сформировался не без влияния философии Шопенгауэра, которая при его жизни не пользовалась успехом, но получила распространение во второй половине XIX века. Согласно учению Шопенгауэра, сущность личности определяет воля, независимая от разума. Представляя собой слепое хотение, она делает человека рабом своего характера и служит проявлением космической силы (мировой воли), составляющей истинное содержание всего сущего. С точки зрения А. Ригля и его последователя Г. Зедль-майра, «художественная воля» априорна: она имеет доопыт-ное происхождение и представляет собой врожденное свойство человека. «Художественная воля» коренится в константных «схемах сознания» и, проявляясь в особенностях органов чувств (в том числе и в самом зрении), определяет закономерную смену трех главных фаз в развитии изобразительного искусства. Первая из них охватывает изобразительное творчество Египта, античную архаику и связана в основном с плоскостным воспроизведением предметов. Это — «близкое» или осязательное художественное зрение. Оно проявляется тогда, когда глаз расположен совсем рядом с предметом, вследствие чего последний и воспринимается как плоскость. Близкое зрение фиксирует особое отношение между формой и плоскостью и знаменует собой этап «детства» в
и
246 |
Сущность и функции искусства
искусстве, напоминающий рисунок ребенка. Вторая фаза в развитии изобразительного искусства охватывает высокую классику Античности и Ренессанс и связана с воспроизведением предмета в реальности трехмерного пространства. Это - этап «нормального» или осязательного художественного зрения, выявляющего естественный объем и опирающегося на законы перспективы. И, наконец, третья фаза базируется на «далевом» (от «даль», «издалека») или чисто оптическом художественном зрении. Таковы, например, творчество П. Сезанна или А. Матисса, абстрактная живопись и т. п. Предмет снова воспроизводится как плоскость, но теперь уже в силу его удаленности: на большом расстоянии объемные формы становятся неразличимыми. На этом этапе развития изобразительного искусства преобладают иллюзорность и субъективность видения. В постимпрессионизме и фовизме теоретики формальной школы сумели выявить художественный принцип, который, в полном соответствии с их пророчеством, привел в дальнейшем к настоящей революции в живописи.
Вместе с тем, было бы совершенно неправильно рассматривать формальную школу как обоснование чистого, отвлеченного формотворчества. Формальная школа и формалистическая эстетика - это далеко не одно и то же. Если первая говорит о самоценной суверенности искусе т-в а, то вторая настаивает на самоценной суверенности формы.
Уже у родоначальника формалистической эстетики Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), который был близок кантианской традиции, мы находим отчетливую ориентацию на исследование одной только формальной структуры художественного произведения; да и сама эстетика, по его мнению, -это всего лишь наука о форме. Последователь Гербарта - Роберт Циммерман (1824-1898) придерживался аналогичных взглядов, активно полемизировал с Ф. Фишером и гегельянскими принципами «содержательной» эстетики. И, наконец, Эдуард Ганслик (1825-1904), объявивший прекрасное сферой чистой формы, пришел к выводу о том, что искусство не является отражением жизни и в этом смысле совершенно «бессодержательно». Бетховенская увертюра к Эгмонту могла бы с
24 7 |
Лекция VII
таким же успехом называться «Вильгельм Телль» или «Жан
на д'Арк». Содержание увертюры - не образ Эгмонта, не его
деяния, не его судьба. Содержание увертюры - последования
звуков. Музыка, как утверждает Ганслик, - это «движущиеся
звуковые формы». Она подобна калейдоскопу, орнаменту или
арабескам. Композитору нечего «перерабатывать», он должен
«все создавать вновь». В этом и заключается специфическое
музыкальное «содержание». Только неумолимым отрицани
ем всякого другого «содержания» в музыке можно отстоять
ее «подлинное достоинство». т>?/.
Принципиальное отличие позиции представителей формальной школы можно ощутить, если обратиться к их собственным суждениям. «Слово «формалист», - писал Вёльф-лин, - содержит в себе некое порицание - в том смысле, что анализ пластической формы трактуется не только как первая, но и как конечная задача, в результате чего умаляется смысл, духовное содержание искусства» (цит. по кн.: [1, с. 71]). «Суть искусства, - подчеркивал Дворжак, - не только в решении и развитии формальных проблем. Оно всегда и в первую очередь является выражением владеющих человечеством идей. А его история, в той же мере, как история религии, философии или поэзии, представляет часть всеобщей истории духа» [1].
Надо учитывать, что идея самоценности художественного творчества в концепциях Фидлера, Вёльфлина, Ригля и других представителей формальной школы отнюдь не вела к выводу о существовании пропасти между искусством и действительностью. Они ощущали безусловную очевидность связи художественных процессов с внехудожественными и — что было бы совершенно немыслимым для эстетики формализма - не отвергали влияния социальных и мировоззренческих детерминант. Правда, во взаимоотношениях и взаимовлияниях действительности и искусства последнее пользовалось явным приоритетом и, в конечном итоге, именно в этом и обнаруживало свою автономность.
Утвердившись на Западе во второй половине XIX века, формальная школа постепенно сравнялась по своему влиянию с культурно-историческим подходом в искусствознании, базирующимся на признании конкретно-исторического харак-
248 |
Сущность и функции искусства
тера искусства и определяющей роли в его развитии внехудо-жественных факторов. Социологические направления в изучении искусства на рубеже Х1Х-ХХ веков не только не вытеснили формальный метод, но, в известном смысле, даже способствовали возрастанию его авторитета. В первой половине XX века это привело к разделению науки об искусстве на два важнейших доминирующих направления - формальное и со-цпологически-политизированное, что явилось своеобразным воспроизведением на понятийном уровне реальных противоречий современной художественной культуры.
В качестве одной из философских основ миметической концепции в XX веке и обоснования в ее рамках места и роли искусства в общественной жизни стал «экономический материализм» К. Маркса. Миропонимание марксизма было последовательно материалистическим, то есть признающим первичность материального бытия и вторичность всех форм порожденного им сознания. С точки зрения Маркса, художественные процессы, протекающие в обществе, обусловлены, в конечном счете, саморазвитием материальной культуры.
Сжатая характеристика движущих сил общественного развития содержится в Предисловии к марксовой «Критике политической экономии». «В общественном производстве своей жизни, - писал он, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [3].