Кратко остановимся на понятии материал искусства. Это понятие означает материально-физическую основу художественного творчества, с помощью которой объективирует-
289 |
Лекция VIII
ся замысел и создается коммуникативно-знаковая предметность произведения. Исключительную необходимость обоснованного выбора материала искусства доказать совсем не сложно: вообразите на минуту, что скульптура О. Родена «Весна» была бы выполнена в нержавеющей стали, а монументальное произведение В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - в мраморе. Вряд ли можно представить себе что-нибудь более нелепое.
Важнейший элемент художественной формы - композиция или расположение основных элементов и частей в определенной системе, последовательности. Роль композиции огромна. Возьмите широко распространенное выражение кровь с молоком, символизирующее молодость, здоровье и красоту, румянец на белоснежной коже, и поменяйте местами слова. Вы получите молоко с кровью. Прежнее выражение превратилось в полнейшую бессмыслицу.
Фабула -элемент содержания и формы, известный еще со времени Аристотеля, изложение событий, изображаемых в художественном произведении в их временной последовательности. Обратите внимание: речь идет именно о временной последовательности. Этим фабула отличается от сюжета. Последний может начинаться с середины или даже с конца излагаемой истории и чтобы проникнуть в смысл произведения читателю надо мысленно восстанавливать фабулу, которая станет своеобразным контрапунктом развивающемуся сюжету. Так, скажем, роман Чернышевского «Что делать» начинается с описания таинственного исчезновения одного из героев, а фабула - с описания жизни Веры Павловны в родительском доме.
|
Вообще элементы формы бывают общими для большин
ства искусств и специфическими для каждого из его видов.
Для музыки, например, это особенности гармонического, поли
фонического языка, фактурные особенности и т. д. Учитывая,
что их описание является скорее задачей искусствознания,
перейдем к характеристике взаимодействия содержания и
формы в искусстве. /; /и-■$
Диалектика взаимоотношений содержания и формы в художественном произведении имеет две стороны. Необходимо отличать понятие единства содержания и формы от их соответствия или несоответствия.
10 Закач № 299
290 |
Сущность и функции искусства
Первое означает лишь то, что форма и содержание не существуют отдельно друг от друга. К какому бы предмету или процессу объективного мира мы не обратились, мы вправе рассматривать его и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания. В природе и общественной жизни вообще не существует содержания, так или иначе не оформленного, или формы, не наполненной содержанием. Когда мы говорим, что то или иное явление бессодержательно, имеется в виду, конечно же, не отсутствие содержания, а только то, что перед нами нечто не вполне значительное или даже пустое, не стоящее внимания и т. д. Точно так же, когда мы утверждаем, что данное явление бесформенно, речь идет не об отсутствии формы вообще, а об отсутствии определенного, устойчивого, законосообразного строения. Вместе с тем хорошо известно, что, находясь в неразрывном единстве, содержание и форма могут соответствовать, а могут и не соответствовать друг другу. На этом основании и в течение многих десятилетий в нашей отечественной эстетике укоренялась теоретическая позиция, согласно которой гармоническое соответствие содержания и формы в искусстве является критерием художественного совершенства. Мне кажется, однако, что аргументированного ответа на вопрос о том, возможно ли несоответствие между содержанием и формой в художественном произведении, мы до сих пор не имеем.
|
Приведу несколько наиболее типичных примеров. Ряд исследователей (называть кого-либо специально было бы не очень справедливо) отмечает, что в процессе творческого акта художник наталкивается на серьезные противоречия. С одной стороны, своей, пусть даже богатой фантазией он никогда не в силах охватить всю полноту и глубину жизни, которая непрерывно развивается, изменяется, в которой все время что-то рождается и умирает. С другой стороны, жизненный материал, который претворяется в художественное содержание произведения, никогда не может быть абсолютно идеально оформленным. В завершенном художественном произведении, следовательно, писатель, художник или скульптор всегда фиксирует некоторую степень соответствия между художественным содержанием и художественной организацией (формой). Чем больше таланта и профессионального умения у
Лекция VIII
291
автора, тем это соответствие будет более высоким. Читатель и зритель, таким образом, уже застают в произведении некоторое соответствие (а значит, и некоторое несоответствие) между содержанием и формой.
Не трудно заметить, что в вышеприведенных рассуждениях имеется досадная неточность. В них отсутствует четкое разграничение двух разных, хотя и диалектически взаимосвязанных аспектов проблемы содержания и формы в искусстве. Здесь явно смешивается трактовка содержания и формы во взаимоотношении действительности и искусства с содержанием и формой в самом художественном произведении. Читатель или зритель застают некоторое соответствие (а значит, и некоторое несоответствие) не между содержанием и формой данного произведения, а между содержанием и формой во взаимоотношении действительности и искусства, то есть между явлением действительности, которое служило жизненным материалом для писателя, скульптора или живописца и его воплощением в художественном произведении. Еще более распространена другая точка зрения. Многие авторы отмечают, что в процессе творчества художественный замысел никак не укладывается на бумагу или холст и художнику приходится многократно переделывать уже завершенное произведение. Творческие поиски часто бывают связаны с тем, что общая композиционная схема, хотя и складывается в целом удачно, не получает в деталях архитектонической стройности и ясности. Художнику приходится затратить немало усилий для того, чтобы идейно-композиционный замысел «перевести» в совершенную художественную форму. Случается и так, что справиться с этой задачей художнику не удается, и тогда в его произведении налицо несоответствие между содержанием и формой.
|
Здесь явно отождествляется замысел и содержание художественного произведения, с одной стороны, и воплощение замысла и форма произведения искусства - с другой. С таким отождествлением, однако, трудно согласиться, о чем в свое время мы подробно говорили.
Некоторые работы эстетиков и литературоведов страдают подменой понятия «содержание произведения искусства» пред-
Сущность и функции искусства
ставлением об одном из его элементов. Между содержанием и формой художественного произведения, как утверждают они, может возникнуть и известное несоответствие: если идея хороша а форма слаба и несовершенна, то такое произведение искусства не производит должного впечатления; ведь мастер только тот, кто в равной степени владеет содержанием и формой.
На это можно возразить, что идея не тождественна содержанию и не исчерпывает его. И если такое произведение не производит должного впечатления, то не только потому, а точнее говоря, не столько потому, что его форма слаба и несовершенна, сколько потому, что и содержание имеет серьезные недостатки. В такол. произведении идея оголена, притянута в него искусственно и навязчиво декларируется, а не вытекает естественно из всей художественно-образной структуры. В нем не только форма слаба. В нем несовершенно и само содержание.
Можно было бы привести еще несколько аналогичных примеров, но рамки лекции заставляют воздержаться от этого. Отметим только, что ни один из известчых нам анализов художественных произведений не дает удовлетворительного ответа на вопрос: возможно ли несоответствие между содержанием и формой в произведениях искусства?
Было бы, конечно, неправильно думать, что явление несоответствия между содержанием и формой применительно к искусству в целом вообще теоретически не доказано. Ибо подобного рода несоответствие имеет место во взаимоотношении действительности и искусства, то есть в первом аспекте гносеологического параметра проблемы. Это происходит потому, что действительность как содержание данного отношения находится в постоянном движении, изменении, развитии. Форма же отражения действительности, в силу ее относительной устойчивости, несколько отстает в своем развитии от содержания. На историческом пути развития искусства неизбежно наступают такие моменты, когда старые формы и жанры искусства оказываются не в состоянии отразить новые жизненные явления, настойчиво требующие своего воплощения в художественное произведение. Такие моменты и являются выражением несоответствия между содержанием и формой во взаимоотношении искусства и действительности. Про-
293 |
Лекция VIII
тиворечие между беспрерывно развивающейся действительностью и искусством как формой ее отражения и есть тот самый источник движения, развития искусства, благодаря которому поиски новых выразительных средств, новых жанров и форм являются вечным законом художественного творчества.
Эти положения общеизвестны и с ними нельзя не согласиться, а на вопрос - возможно ли несоответствие между содержанием и формой применительно к искусству вообще -следует, очевидно, отвечать утвердительно. Другое дело - может ли существовать несоответствие в самом художественном произведении.
Интересно сравнить в этом смысле картину Ж. Шардена «Молитва перед обедом», хранящуюся в Эрмитаже, с вариантом этой картины, принадлежащим одному из частных собраний (так называемый «вариант со слугой» из коллекции Абди). На первом полотне художник с необычайной теплотой изобразил небольшую семью, собравшуюся за обеденным столом. Стол накрыт и молодая мать ждет от своих маленьких дочерей предобеденной молитвы. Как видно, одной из них уже удалось справиться с этим нехитрым обрядом и теперь очередь за младшей. Девочка сложила ручонки и как бы силится вспомнить не очень понятные слова молитвы, и это не удивительно: ведь мать смотрит на нее с упреком.
Картина представляет собой бесспорный образец соответствия формы содержанию. Замкнутая центрическая композиция рассчитана безупречно. Стол, вокруг которого происходит все действие, находится в центре и довольно ярко освещен. Расположение окружающих его фигур не нарушает стройности ритма: фигура стоящей матери уравновешивается с двух сторон высокими спинками стульев. Такое композиционное решение великолепно доносит замысел художника. Шарден хотел изобразить небольшую, связанную узами родства, группу людей. Расположив мать и дочерей так, что их фигуры образуют замкнутый круг, автор повествует о тихом семейном уюте, о простоте и безыскусственности домашней жизни.
В картине же, принадлежащей собранию Абди, композиция существенно изменена: комната углублена и расширена;
295 |
Сущность и функции искусств а
слева видна грубовато сколоченная дощатая дверь и фигура мальчика-слуги, несущего к столу какое-то блюдо.
Что здесь изменилось? Форма? Содержание? Очевидно, и то, и другое Художник не может изменить форму, оставляя неизменным содержание, или изменить содержание, не затрагивая совершенно форму. Любая клеточка произведения искусства есть и составной элемент формы, и составной элемент содержания. Любой недостаток художественного произведения есть недостаток и его формы, и его содержания. Любая переделка произведения искусства, наконец, является и переделкой его формы, и переделкой его содержания. Вот почему измененное содержание картины было получено лишь на основе изменения ее материальной плоти. Обе стороны художественного целого изменились соответственно.
Эта особенность исключает возможность существования произведений искусства, одинаковых по содержанию, но различных по форме, с одной стороны, и одинаковых по форме, но различных по содержанию - с другой. В противном случае мы должны были бы Допустить возможность существования неких «чистых» элементов формы, никак не связанных с содержанием, и «чистых» элементов содержания, никак не связанных с формой, ибо только в таком случае и возможны различия и тождество в содержании произведений искусства в отрыве от различия и тождества в их форме.
Впрочем, можно предвидеть одно возражение. Правомерно ли говорить о различии в содержании или форме произведений искусства, если различия эти проявляются лишь в несущественных чертах? Быть может в искусстве существуют художественные произведения, тождество которых выступает преимущественно в сфере формы или преимущественно в сфере содержания? Быть может, существуют такие произведения, различная форма которых служит воплощению одинакового по своим главным чертам содержания и, в свою очередь, такие произведения, разное содержание которых заключено в одинаковую по основным чертам форму?
Ответ на эти вопросы можно получить лишь при учете еще одной особенности взаимоотношения содержания и формы в произведении искусства. Если мы можем назвать идею и тему
Лекция VIII
художественного произведения как основные элементы, из которых всегда в первую очередь слагается качественная определенность его содержания, то выделить элементы, которые всегда в первую очередь лежали бы в основе качественной определенности формы, нам не удастся. Элементы формы видов искусства весьма различны. И если даже мы говорим, к примеру, что основным элементом формы в фигуративной живописи является рисунок, это означает лишь, что именно этот элемент формы чаще всего несет основную смысловую нагрузку. Но далеко не во всех произведениях живописи рисунок «выдерживает конкуренцию» с другими элементами формы. Так, в картине В. Ван Гога «Прогулка заключенных» основным элементом формы является композиция, а в произведении Э. Дега «Голубые танцовщицы» - необычный ракурс и ритм. То же самое можно сказать и о музыкальных произведениях. Если в «Осенней песне» П. Чайковского именно мелодическая структура, ее интонационные особенности являются важнейшим элементом формы, то в «Токкате» С. Прокофьева в качестве таких элементов выступают ритм и динамика, а в ноктюрне К. Дебюсси «Облака» - особый гармонический колорит, переливы тончайших нюансов самых разнообразных тембров.
Следовательно, особенности содержания данного произведения искусства и определяют в каждом конкретном случае те элементы формы, которым суждено взять на себя основную образную нагрузку. Главными элементами формы художественного произведения, таким образом, следует считать именно те элементы, которые воплощают главные элементы1 его содержания; а качественными изменениями формы произведения искусства, например, в процессе его создания следует считать такие изменения, которые влекут за собой качественные изменения содержания (вспомним хотя бы знаменитое брюлловское «чуть-чуть»). Вот почему произведения? искусства могут быть тождественны или различны по содержанию ровно настолько, насколько они тождественны или^ различны по форме.
Именно поэтому мы не можем воспроизвести, «своими словами» содержание произведений искусства. Это происходит потому, что наш пересказ заключен в свою форму, отлич-
Сущность и функции иску сства
ную от формы произведения искусства, содержание которого мы попытаемся изложить. Можно в общих чертах пересказать сюжет произведения, более или менее полно сформулировать его идею, тему и т. д. Можно говорить о содержании, но передать его «своими словами» со всей точностью и полнотой, во всей целокупности его элементов, основных и второстепенных, строго говоря, нам никогда не удастся. Для того, чтобы воспроизвести содержание художественного произведения, надо с такой же точностью и полнотой воспроизвести его форму. В противном случае мы сможем дать только более или менее верное представление о содержании.
Причем, наиболее полное представление о содержании можно получить от пересказа литературного произведения, ибо пересказчик пользуется тем же материалом, из которого создано произведение литературы, то есть языком. Но и в этом случае целостное, законченное, точное представление о содержании литературного произведения можно получить лишь при точном воспроизведении его формы. Любопытно в этом смысле замечание Л. Н. Толстого в письме к П. Д. Голохвастову: ♦ Если бы вы могли в разговоре рассказать то, что вы хотите выразить в своей драме, вам незачем было бы и писать ее» (цит. по кн.: [1]).
Труднее передать представление о содержании произведения изобразительного искусства, например, живописи. И хотя мы можем перечислить персонажи, предметы, изображенные на полотне, охарактеризовать их расположение, цвет, сформулировать тему, идею и т. д., нам не удастся воссоздать в воображении слушателя точного образа картины. Образ этот будет расплывчатым, неясным, очень приблизительным. Еще Лессинг в «Лаокооне» указал на неспособность языка поэзии вызвать в воображении слушателя образы видимых черт действительности с такой исчерпывающей точностью, которая доступна живописи. Это и дало повод Лессингу определить одну из границ поэтического искусства.
Еще труднее дать представление о музыкальном произведении. Мы можем, насколько это в наших силах, охарактеризовать некоторые образы и переживания, воплощенные композитором в его произведении, описать структуру, тематизм, со-
29 7 |
Лекцпя VIII
став «голосов» партитуры и т. п. Но без музыкальных иллюстраций попытка вызвать в воображении слушателя сколько-нибудь удовлетворительную «копию» музыкальной пьесы - дело практически безнадежное. Трудность усугубляется еще и тем, что музыке доступны такие чувства и оттенки чувств, которые далеко не всегда покоряются природе понятий. Именно это имел в виду П. И. Чайковский, говоря, что музыкальный язык предстает перед нами во всей своей красе тогда, когда слова становятся бессильными. Содержание музыкального произведения заключено в звучании. Оторвать содержание от звуков совершенно невозможно. Иначе нам удалось бы невероятное: нам удалось бы отделить содержание от формы. Вот что писал по этому поводу В. Г. Белинский: «Когда форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно, что отделить ее от содержания -значит уничтожить самое содержание; и, наоборот: отделить содержание от формы - значит уничтожить форму» [2].
Теперь можно вернуться к сравнительному анализу полотен Шардена.
Если эрмитажный вариант «Молитвы перед обедом» справедливо относят к шедеврам мировой живописи, то вариант этого же произведения, принадлежащий собранию Абди, представляется значительно менее удачным. Здесь пострадала целостность картины. Полотно как бы распалось на две механически соединенные между собой части. Правая сторона картины - довольно точная копия произведения, хранящегося в Эрмитаже. Но изменения (а точнее говоря, дополнения) в сюжете и композиции не могли, конечно, не сказаться на содержании и форме картины в целом. Левая часть полотна практически в созидании основного образного строя картины участия не принимает. Появление нового персонажа - мальчика-слуги - разрушило обстановку семейного уюта, которая, по первоначальному замыслу Шардена, должна была царить за столом. Центрическая композиция оказалась разомкнутой, левая часть картины отвлекает внимание зрителя.
«Вариант со слугой» не удовлетворил полностью и самого художника. Он неоднократно возвращался к этой же теме. Подобные картины находятся в Париже, Стокгольме, в некоторых частных коллекциях. Но лишь эрмитажный вариант
298
Сущность п функции и скусств?
Лекция VIII
299
имеет подпись Шардена. Это обстоятельство чрезвычайно показательно, ибо художники XVIII века, как правило, подписывали только наиболее значительные свои создания.
Несовершенство «варианта со слугой» - это несовершенство и формы картины, и ее содержания. Иначе и не могло быть, так как изменения содержания и формы художественного произведения всегда взаимообусловлены. Рассмотренные нами произведения Шардена настолько же тождественны и различны по содержанию, насколько они тождественны и различны по форме. Как это ни парадоксально, вариант, принадлежащий собранию Абди, так же заключает в себе соответствие содержания и формы, как и картина, хранящаяся в Эрмитаже. Несовершенному содержанию «варианта со слугой» вполне соответствует столь же несовершенная форма картины. А это, в свою очередь, подтверждает мысль о том, что сам по себе феномен соответствия содержания и формы произведения искусства не может служить в качестве критерия художественного совершенства, как об этом думают некоторые эстетики и искусствоведы.
2.5. Произведение искусства в системе художественной культуры
Итак, содержание произведения искусства существует в нем самом, а не вне его; одновременно с этим оно неотрывно от внутреннего мира субъекта и существует в его сознании, лак разрешить этот парадокс?
В современной эстетике утвердился подход к произведению искусства как к центральному элементу в системе худо-жественнои культуры, в которой все более рельефно выделя-коммД'и °ТНОСИТельно самостоятельные сферы, образующие коммуникативную подсистему. Первым звеном этой подсис-
Г^ЯВЛЯеТСЯ ПР°ЦеСС хУД°жественного творчества, вторым "611116 ИСКУССТВа
Процесс художественного творчества |
Произведение искусства |
Процесс
художественного восприятия
Это дает возможность рассматривать произведение искусства, с одной стороны, как результат труда художника, продукт творческой деятельности, а с другой - как объект художественного восприятия.
Такой подход в принципе правилен, но все же весьма условен: в нем жестко «разведены» процесс художественного производства (создание произведения искусства) и процесс художественного потребления (акт его восприятия). А между тем - это хорошо известно экономической науке - производство и потребление взаимосвязаны и зависят друг от друга. Производство есть непосредственно также и потребление, поскольку процесс производства немыслим без потребления рабочей силы и средств производства; и наоборот, потребление непосредственно есть также и производство, ибо потребление продуктов питания, например, сопровождается производством жизненной энергии, массы тела и т. п. Анализируя взаимообусловленность производства и потребления, К. Маркс писал: «Продукт получает свое последнее завершение только в потреблении. Железная дорога, по которой не ездят, которая не используется, не потребляется, есть железная дорога только [в возможности], а не в действительности <...> только в потреблении продукт становится действительным продуктом. Например, платье становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят; дом, в котором не живут, фактически не является действительным домом. Таким образом, продукт, в отличие от простого предмета природы, проявляет себя как продукт, становится продуктом только в потреблении <...> продукт есть [результат] производства не просто как овеществленная деятельность, а лишь как предмет для деятельного субъекта» [3].
Произведение искусства является продуктом не только общественного производства, но и общественного потребления. Оно создается для восприятия и вне этой цели утрачивает свой социальный смысл. Произведение искусства получает завершение лишь в контакте с воспринимающим субъектом, воссоздающим идеальный план художественного целого. Книга, которую не читают, которая не используется, есть художественное произведение в возможности, а не в действительное-
300
Сущность и функции
Лекция VIII
301
ти Она проявляет себя как продукт художественного производства, становится продуктом только в акте потребления в процессе художественного восприятия.
Произведение искусства является результатом деятельности художника. Это прежде всего. Но оно также, в известном смысле, является результатом деятельности воспринимающего субъекта, что порождает ряд интересных вопросов о существовании идеального плана художественного целого. Здесь исследователь сталкивается с определенными трудностями. Одна из них состоит в необходимости осмыслить следующее противоречие: идеальный план произведения искусства одновременно и зависит, и не зависит от сознания воспринимающего субъекта. Как идеальное, духовное, содержание произведения искусства тождественно восприятию, воссоздается лишь в сознании адресата и неотрывно от человеческого мозга. В этом смысле идеальный план зависит от сознания субъекта. С другой же стороны, идеальный план произведения искусства не тождествен художественному восприятию. В противном случае нам пришлось бы свести содержание, например, Девятой симфонии Бетховена к крайне обедненному восприятию иного дилетанта, не способного из-за недостатка музыкального опыта проникнуть в глубины этого шедевра. И в этом смысле идеальный план не зависит от сознания субъекта, воспринимающего художественное произведение.
Своеобразная зависимость содержания произведения искусства не только от автора, но и от воспринимающего, известна давно. Судьба произведения искусства во мно1 ом зависит от того, кто и как его воспринимает, - утверждали еще Дэвид Юм (1711-1776) и Шарль Баттё (1713-1780). Родоначальник герменевтики Фридрих Шлейермахер (1768-1834) подчеркивал, что произведение искусства есть живая, самоорганизующаяся система. Его форма всегда рассчитана на определенный тип распредмечивания. Воспринимающий должен обладать творческими способностями и даже некой адекватной конгениальностью. Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) - автор ряда оригинальных филолого-лингвис-тических концепций в русской эстетике - пришел к выводу о том, что художественный образ, наряду с основным значением,
вбирает в себя иное и нечто большее, чем то, что в него заложил художник. Произведение искусства располагает к сотворчеству. Искусство рождается там, где соединяются зов со стороны текста и творческий отклик реципиента. Феноменолог Эдмунд Гуссерль (1859-1938), экзистенциалист Мартин Хай- деггер (1889-1976), структуралист Роланд Барт (1915-1980) говорили об одном и том же: произведение искусства потенциально содержит «резервы смысла». Лишь благодаря интенции (направленности, внутренней установке) текста и идущей ей навстречу творческой деятельности воспринимающего субъекта происходит распредмечивание и актуализация содержания. Ганс Яусс (1921-1997) - главный представитель рецептивной эстетики - отталкивался от центрального положения герменевтики, согласно которому человек интерпретирует произведение искусства и тем самым в определенной части творит его. Яусс настаивал на том, что узко понятый эстетический анализ, замыкающийся рамками текста, недостаточен для понимания произведения. Читатель способен воздействовать на него, идет навстречу писателю и участвует в творчестве.
Попутно заметим, что рецептивная эстетика (эстетика реципиента, эстетика воспринимающего) развивается с опорой на новые тенденции в сфере художественной культуры. Так, например, антироман и некоторые другие течения в постмодернизме базируются на художественном тексте, который обладает способностью «наполняться» разными смыслами. В этих произведениях на первый план выходит игровое начало (таковы «Игра в бисер» Г. Гессе или «Игра в классики» X. Кортасара). Содержание здесь лишено однозначности, дидактич-ности и назидательности, проблемные ситуации читатель должен разрешать сам.