1.5. Социально-ролевая организация искусства как сложно-динамическая система
Как-то мне довелось читать про одного персидского шаха, которому вздумалось посетить выставку изобразительного искусства. Оказавшись в картинной галерее, он пришел в неописуемое изумление, когда узнал, что живописное полотно, на котором нарисован осел, стоит сто фунтов стерлингов, а настоящий осел - только восемь. Шах персидский принимал в со-
262
С\ щность и функции искусства
Лекция VII
263
ображение, что на живом осле можно ездить, тогда как на изображенного - лишь смотреть.
И в самом деле - кому и зачем нужно искусство? Как воздействует оно на окружающий мир и способно ли оно что-либо изменить в объективной действительности?
Под функцией общественных явлений обычно понимают совокупность последствий социальной деятельности. Функция искусства - фактически осуществляемое им действие, реальная форма его участия в многообразных проявлениях общественной жизни. Всесторонний обмен деятельностью в обществе опосредован результатами этой деятельности, ее конкретными продуктами. Этот сложный процесс объективно регулируется потребностями, которые представляют собой особые состояния человека, социальной группы или всего общества в целом, выражающие зависимость от объективных условий их существования и развития и являющиеся источниками всевозможных форм их активности. Удовлетворение общественной потребности есть в сущности процесс присвоения человеком, социальной группой или обществом той или иной формы деятельности, детерминированной общественным развитием и представленной предметно.
Искусство с глубокой древности и до настоящего времени служит удовлетворению многообразных общественных потребностей. Пение, пляска, пантомимическое действие, раскраска тела и другие проявления художественного творчества вплетались в повседневный быт, различные обряды, производственные процессы, участвовали в организации трудовых действий, способствовали передаче веками накопленного социального опыта и т. п. Многочисленные свойства искусства, его способность «решать» различные социальные задачи исторически формировались под влиянием разветвленной системы духовных потребностей. Выявление, разграничение, сопоставление сложившихся сторон социально-ролевой организации искусства необходимы не просто для неких чисто логических операции, но и для решения комплекса весьма сложных методологических и практических проблем.
|
Изучение закономерностей функционирования искусства все более настойчиво требует использования методологии си-
стемного анализа. Исследования в этой области показали, что функции художественных явлений не могут быть правильно поняты при их изолированном рассмотрении. Необходимо уяснить особенности строения функциональной системы искусства, ответить на вопрос, почему ей свойственна именно эта структура, а не какая-либо иная, осмыслить, какие конкретные роли ее образуют.
Если на первых порах, осмысливая природу искусства, наши отечественные исследователи делали основной акцент на гносеологических и социально-воспитательных его сторонах, то позднее к углубленной разработке этих вопросов присоединилось изучение и других граней художественно-творческого процесса. Большая группа авторов занялась исследованием семиотических сторон искусства. В центре внимания других ученых оказались аксиологические проблемы. Ряд психологов, эстетиков и искусствоведов вслед за Л. Толстым заинтересовался суггестивными (от латинского еи^езНо - внушение) способностями искусства, то есть таким воздействием на личность, которое приводит к появлению у человека, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения и т. п. Возродился интерес к игровому аспекту художественного творчества. И это не случайно, ведь игра - форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющая радость и удовольствие сама по себе. Игра приковывает человека, очаровывает его. Цель игры - в ней самой, шедаром И. Кант придавал понятию игры широкий философский смысл, а Ф. Шиллер заключил, что человек прекрасен, «когда он играет», и только тогда он «в полной мере человек»\ И не потому ли, наконец, Й. Хёйзинга увидел в игре сущность культуры и назвал человека кото 1ис1еп5, то есть «человек играющий»? Эвристическую (от «эвристика» - наука о творческом мышлении) функцию подробно исследовал Э. Ильенков. Компенсационная грань художественного творчества или его способность идеально восполнять то, что нужно человеку для удовлетворения его потребностей, наиболее успешно была изучена Ю. Давыдовым. Кассандровскому (от имени древнегреческой прорицательницы, предсказавшей гибель Трои), то есть про-
|
Г
Сущность и функции искус ства
|
гностическому началу искусства уделил большое внимание Ю Борев, известный польский исследователь Б. Дземндок специально вычленил катарсическую функцию, А. Еремеев - социально-организаторскую, В. Силин - социализирующую. Одним словом, современная эстетическая литература представляет собой лавину стремительно растущих сведений о различных сторонах и функциях искусства, его самых разнообразных особенностях и нюансах.
Л. Столович насчитал уже 8 аспектов и 14 соответствующих им функций искусства: отражательно-информационный аспект в его трудах представлен познавательной, просветительской и прогностической функциями, творческий аспект - эвристической функцией, оценочный - оценочной, а знаковый -коммуникативной, психологический аспект проявляется в суггестивной, компенсационной и катарсической функциях, социальный - в социально-организаторской и социализирующей, воспитательному аспекту соответствует воспитательная функция, а игровому - гедонистическая (от «гедонизм» - удовольствие) и развлекательная.
Представление о функциональной многогранности искусства утвердилось в работах А. Натева, М. Кагана, А. Зися, С. Раппопорта и других исследователей. Одновременно с этим стала подчеркиваться мысль о том, что не все жанры искусства имеют одинаковое функциональное воздействие (нельзя, скажем, в декоративно-прикладном искусстве непременно усматривать прогностическую функцию). Все чаще стала высказываться обоснованная тревога, что «во множестве быстро растущих данных о разных сторонах и функциях искусства растворялось представление о нем как о целостном организме, обладающем своей качественной определенностью, затуманивалось понимание его природы» и что «в обилии аспектов и функций теряется сущность искусства» [5]. В поисках выхода из этой ситуации М. С. Каган, например, пришел к заключению, что при всех возможных модификациях система основных функций искусства остается целостной и достаточно устойчивой. В противном случае не сохранилось бы качественной определенности искусства как деятельности художественной, а не какой-либо иной.
265 |
Лекция VII
Выявление необходимых и достаточных для данной целостности функций М. С. Каган считает возможным, если подойти к искусству как к части некой метасистемы, то есть извне, из среды, в которую оно вписано. Такой средой для искусства, по его утверждению, является человеческая деятельность. Автор анализирует последнюю и теоретически устанавливает четыре ее компонента: преобразование, познание, ценностную ориентацию и общение. Искусство воссоздает все четыре типа человеческой деятельности в их единстве и представляет собой ее модель во всей полноте и структурной целостности. А это проясняет и функциональное строение искусства: чтобы быть моделью человеческой жизни, оно должно объединять все четыре функциональные направленности, играя одновременно роль средства общения, способа ценностной ориентации, инструмента познания и орудия практически-духовного преобразования объективного мира. Вот почему Каган выделяет четыре функции искусства: коммуникативную, просветительскую, воспитательную и гедонистическую.
Следует, однако, подчеркнуть, что принятая Каганом структура человеческой деятельности, в контексте которой и анализируется затем сущность искусства и его функции, встречена в философской литературе не однозначно. Создание всесторонне детализированной теоретической модели человеческой деятельности вряд ли будет осуществлено с сегодня на завтра и уж едва ли - в рамках эстетической науки. Однако для выявления самых общих контуров художественной деятельности это и не обязательно. По-видимому, в представленной Каганом системе речь идет не столько о структуре деятельности, сколько об определенной классификации всеобщих форм индивидуальной деятельности, о построении системы ее всеобщих видов. Не случайно преобразование, познание, ценностную ориентацию и общение в структуре искусства выделяет и С. X. Раппопорт. Практически те же элементы мы находим и у Л. Н. Столовича, хотя в его концепции одна из функций искусства объединяет познавательный и оценочный моменты. Мотивируется это тем, что художественное познание не может существовать без оценки. Это, конечно, так. Но и другие стороны искусства не изолированы друг от друга.
266 |
Сущность и
Может ли воспитание осуществляться без познания? Общение - без ценностной ориентации? Не объединяются ли социально-воспитательный и творческо-воспитательный моменты искусства в рамках единой воспитательной «стороны», и притом с не меньшей степенью неразрывности, нежели та, которая обнаруживается во взаимосвязи познания и оценки? А само воспитание не есть ли преобразование личности? Важно только учитывать, что преобразование, познание, ценностная ориентация и общение социально детерминированы, и общество в конечном итоге наполняет активность человека во всех наиболее общих тенденциях конкретным социальным содержанием. Именно поэтому система всеобщих видов индивидуальной деятельности не может заменить собой структуру человеческой деятельности, а искусство — претендовать на роль универсального интегратора общественных отношений.
Что же касается социально-ролевой организации искусства как сложно-динамической системы, то ее интенсивная разработка на этом не прекратилась. Новый вариант функциональной теории искусства был предложен все тем же М. С. Каганом [6], сделавшим на этот раз попытку обобщить результаты, полученные не только им самим, но и другими исследователями.
Автор настаивает на необходимости различать «две ситуации: первая - это процесс художественного творчества, в котором функционирует творческое воображение художника, направляющего свою активность на отраженную действительность; вторая - функционирование самого произведения искусства, активность которого направлена на преобразование действительности» [6, с. 13-14]. Поскольку же в художественно-образном освоении окружающего мира объединяются познание, ценностная ориентация, преобразование и общение, Каган выделяют четыре функции художественного творчества, три из которых {познавательная, оценочная и преобразовательная) проявляются по отношению к действительности, а одна {коммуникативная) - по отношению к человеку.
Во втором случае, то есть «когда мы обращаемся к анализу функционирования самого искусства - художественных произведений, однажды созданных и ведущих самостоятель-
267 |
Лекция VII
ную жизнь» [6, с. 14], среда, на которую воздействует искусство, весьма неоднородна: она включает в себя природу\ общество как сферу социальных отношений, человека, представляющего собой синтез природной и социальной «субстанций», и культуру. Искусство же, будучи элементом культуры, связано с ней функционально и вместе с тем обнаруживает особую функциональную направленность в другие сферы действительности.
Первая, социально-организаторская функция проявляется во взаимосвязи «искусство - общество». Эта функция является своеобразным ответом на одну из важнейших потребностей общества как саморегулирующейся системы - потребности в постоянном укреплении целостности, в обеспечении прочности связей своих компонентов. Социально-организатор- -екая функция искусства осуществляется двояко: в подфункции эстетического оформления коллективных действий (то есть в виде придания политическим, военным, дипломатическим, этическим, религиозным церемониям эстетической привлекательности, величественности, поэтичности) и в подфункции социализации индивида (то есть в исторически необходимом процессе формирования человека как личности, в котором он приобщается к общественным ценностям, впитывая в себя социальный опыт, и складывается по определенным общественным меркам).
Вторая функция искусства обнаруживается в подсистеме «искусство - человек» и стимулируется художественной потребностью, необходимостью очеловечивания человека, одухотворения, облагораживания его, пробуждения в нем духовных потенций. Эту функцию М. Каган определяет как развитие духовного потенциала человека и отмечает, что она также распадается на две подфункции - духовного возвышения человека (осуществляющегося искусством на уровне всеобщности человеческого бытия всесторонне и целостно, в единстве мыслей и чувств, воли и воображения, в единстве эстетического, нравственного, гражданственно-политического отношения к миру, а на уровне индивидуального бытия человека - посредством удовлетворения его внутренней эмоциональной потребности испытывать радость, удовольствие, наслаждение от соприкосновения с художественными ценностями) и инди-
268
Сущность и функции
Лекция VII
269
видуализации социума (поскольку необходимость в социализации каждого индивида как бы дополняется встречной общественной потребностью - стремлением к утверждению индивидуальности, к обретению собственного самосознания, к духовному самоопределению). Именно здесь, в подсистеме «искусство - человек» и проявляются выделенные автором в предыдущих работах просветительская, воспитательная, коммуникативная, гедонистическая и художественно-воспитательная функции, но теперь уже на правах так называемых функций второго порядка\
Следующая функция искусства - преображение природы во имя повышения ее эстетического потенциала - стимулируется потребностью общества оптимизировать отношения человека с природой и осуществляется, во-первых, с помощью изображения природы в особой художественно-одухотворенной форме, и во-вторых, - путем внесения в природу новой красоты (садово-парковое искусство, некоторые виды архитектонических искусств, прикладные искусства, дизайн и т. п.). Эта функция проявляется в подсистеме «искусство - природа» и включает в себя, наряду с подфункцией эстетического совершенствования природной среды, подфункцию эстетического совершенствования человеческого тела (вспомним, например, какими возможностями в этом отношении обладает искусство грима или как совершенствуют эстетические качества человеческого тела танец и некоторые синтетические объединения искусства и спорта).
Характеризуя подсистему «искусство - культура», М. Каган отмечает два аспекта потребности культуры в искусстве, первый из них - это внутренняя потребность, которую испытывает культура как таковая и каждый ее социально-исторический или этнический тип, и второй - потребность в искусстве как специфическом инструменте «общения культур» Эти аспекты и обусловливают две главные функции искусства по отношению к культуре - функцию самосознания культуры (поскольку культура «смотрится» в искусство как в!вил^° Г С°*;ершенствУется под влиянием того, что она в нем кусстно И ФУНКЦИЮ *«<*** * общении культур (так как искусство выступает в роли «представителя» культуры, к кото
рой принадлежит и оказывается способным «открывать» ее другим участникам историко-культурного «диалога»).
Как здесь не вспомнить о М. М. Бахтине, который считал «вненаходимость» самым могучим рычагом понимания культуры, ее особенностей? Чужая культура открывает себя более полно и глубоко только в глазах другой культуры. Один смысл обнаруживает свои глубины, когда он входит в соприкосновение с другим, чужим смыслом. Между ними возникает диалог, преодолевающий замкнутость и приводящий к взаимному обогащению.
И, наконец, исследуя подсистему «искусство - искусство», М. Каган указывает на потребность искусства в эстетическом самосовершенствовании. Из этой потребности и выводится далее функция саморегуляции развития искусства, проявляющаяся в равнении на классику, в постоянном освоении профессионального опыта, а также в непрерывном обновлении, самоизменении, в процессе влияния одного этапа развития на другой или во взаимовлиянии различных национальных и иных художественных традиций.
Обратим внимание на то обстоятельство, что функции искусства экстрагируются здесь из реальных общественных потребностей, а не из неких всеобщих форм деятельности, взятых вне системы общественных отношений. Искусство анализируется в своем социально-культурном контексте, в неразрывной связи со средой, которая его порождает, окружает и испытывает его же воздействие.
Однако мера конкретизации предложенной Каганом модели, степень ее реальной «включенности» в систему общественных отношений остаются спорными. Правильно ли, например, утверждение, что искусство в любой конкретно-исторической ситуации осуществляет духовное возвышение человека, способствует развитию его индивидуальности и является средством проникновения в подлинные закономерности бытия? Почему, в таком случае, фактически осуществляемое искусством действие оказывается порою прямо противоположным? 'Почему вместо духовного возвышения человека мы нередко сталкиваемся с его духовным оскудением, а вместо развития индивидуальности и самосознания - с грубым ус-
270
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
Лекция VII
271
реднением, «омассовлением», аиндивидуализацией? Почему, наконец, с помощью все того же искусства может осуществляться приобщение человека к миру иллюзорного опыта, культивирование пассивного, потребительского отношения к жизни?
Не секрет, что характерной особенностью некоторых образцов «массовой культуры» является их способность освобождать человека от необходимости предпринимать интеллектуальные усилия и указывать ему простейший путь к наслаждению. Там, где определяющим показателем духовного производства становится его товарность, неизбежно вступает в силу «потребительское кредо», согласно которому все, что человек покупает, должно быть приятно и удобоваримо. Такой потребитель стремится найти в искусстве нечто занимательное и забавное, рассматривает его лишь как средство, способствующее релаксации, психологической разрядке. В представлении потребителя искусство должно иметь чисто рекреативное значение (с его помощью можно «провести» время, «убить» его и т. д.).
Безудержная погоня за наживой приводит к снижению эстетических критериев, вульгаризации потребностей и вкусов, губит подлинные таланты, делает их жертвами моды. Кинозвезды и прочие знаменитости, рекламируемые в иллюстрированных журналах, в радио- и телепередачах, в развлекательных музыкальных программах и театрализованных шоу, приобретают статус псевдоидеалов, становятся «имиджами» (образцами для подражания), приводят к «идентификации» (стремлению человека хотя бы в воображении отождествить себя с тем, на кого ему хотелось бы походить). Приспосабливаясь к нездоровым и отсталым вкусам, искусство репродуцирует и закрепляет их, способствует воспроизводству «анонимного», «авизированного» человека, приводит к девальвации духовных и материальных ценностей, эрозии нравов манипулирует психикой путем проникновения в сферу подсознательного, в область инстинктов, прибегает к неприкрытой пропаганде жестокости и секса. Подмена подлинных ценностей фальшивыми, низведение естественного чувства на уровень китча - все это наводнило не только изобразительные и литературные формы «массовой культуры» (порнография, сма-
кование в печати подробностей интимной жизни суперзвезд, секс-бомб и т. п.), но проникло также в кинематограф, хореографию, театр и поп-музыку. Калечащее, антигуманистическое действие такого искусства несомненно.
Из сказанного вытекает следующий вывод: чтобы понять закономерности социально-ролевой организации искусства как сложно-динамической системы, мало представить ее в форме идеальной модели, в «чистом» виде, абстрагированном от реальных условий жизни. Только ее включенность в систему общественных отношений создает необходимые предпосылки для того или иного, но всегда вполне конкретного социального воздействия. Различные общественные системы способствуют развитию неодинаковых видов функциональной организации искусства. В разных системах жизнедеятельности и типах культуры они могут существенно отличаться друг от друга.
Остается не вполне выясненным и вопрос о том, правомерно ли относить к числу так называемых необходимых и достаточных функций каждую из перечисленных в модели Кагана социальных ролей искусства? Как, например, расценить включение в эту систему функции преображения природы во имя повышения ее эстетического потенциала? Если необходимые и достаточные функции должны быть присущи любому произведению искусства, если в противном случае не может сохраниться качественная определенность искусства как деятельности художественной, а не какой-либо иной, приходится, очевидно, выбирать одно из двух: либо эту функцию следует исключить из системы основных социальных ролей искусства, либо тогда уж попытаться доказать, что преображение природы во имя повышения ее эстетического потенциала реально осуществимо, скажем, с помощью Пятого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена. Думаю, что последнее утверждение произвело бы не менее странное впечатление, чем стремление непременно усматривать прогностическую функцию в каждом из произведений декоративно-прикладного искусства.
Дискуссионным остается и перечень (пусть даже и систематизированный) многочисленных функций без выделения главного звена, сущностного основания, которое бы отличало искусство от других общественных явлений. Без вы-
272 |
Сущность и функции
деления единого основания идея полифункциональности искусства не свободна от элементов эклектики и плюрализма Думается поэтому, что стремление ряда наших отечественных исследователей обосновать теоретическое положение согласно которому различные стороны искусства проявляются и действуют на единой социально-эстетической основе заслуживает самого пристального внимания. Ибо в чем, как не в удовлетворении социально-эстетической потребности людей состоит высшее назначение искусства, его специфическая миссия? Что, кроме искусства, в окружающем нас мире, в системе материального и духовного производства содержит возможность удовлетворения этой потребности, причем не в виде некоего сопутствующего фактора, дополнительного момента, второстепенного качества, а с необходимостью и по существу? Разве не благодаря своей эстетической сущности искусство в конечном итоге столь мощно и многогранно воздействует на жизнь общества в целом, способствует духовному обогащению и развитию человека, пробуждает в нем художника, способного в каждой конкретной сфере деятельности творить по законам красоты и вносить прекрасное в жизнь?
Итак, высшее назначение искусства - удовлетворение эстетической потребности. Что же касается современной теории функциональной организации искусства, то ее уточнение, по-видимому, станет делом не столь уж отдаленного бу-
ЛИТЕРАТУРА
л.л. на подступах к общей теории искусства. - М., 1995. -
Ех ГсЕ^Г Г, Г- ~ 8-59-
4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - Т.' 12.' - с' 73б"
■ |
, шГ с.:л
искусства. - Л., 1978. |
М. С. Социальные функции
273 Лекция VIII
2. Содержание и форма в искусстве
2.1. Гносеологический параметр: два аспекта проблемы содержания и формы в искусстве
Среди философских аспектов художественного творчества весьма не просто выделить такую проблему, которая могла бы сравниться по своему научно-теоретическому значению с проблемой содержания и формы в искусстве. Это объясняется, конечно, той центральной, узловой позицией, которая по праву ей принадлежит. Природа искусства, специфика его предмета, сущность художественного образа как особой формы отражения и познания действительности, функции искусства, причины его разделения на роды и виды, вопросы о критерии художественности и мастерстве, об идейности и тенденциозности, суверенности и самодостаточности - вот далеко не полный перечень эстетических сфер художественного творчества, в которых без труда обнаруживаются нити, собранные как в фокусе, в понятиях «содержание» и «форма», в диалектике их взаимоотношений.
Глубокая и всесторонняя разработка проблемы содержания и формы - жизненная необходимость, которая во многом определяет судьбы мирового искусства. К сожалению, вопрос о специфических особенностях художественно-творческой деятельности в нашей отечественной эстетике долгое время почти полностью игнорировался и искусство обычно рассматривалось лишь в свете того общего, что роднит его с другими формами общественного сознания. Такой односторонний подход приводил к растворению искусства в политике, социологии, философии, религии или нравственности. Нередко встречались попытки механического перенесения неких общих положений на область художественного творчества. Нельзя забывать, однако, что эти положения могут иметь лишь методологическое значение. Эстетика, разумеется, должна опираться на них, но, в то же время, попытки целиком свести ее к заранее сформулированным принципам выглядят как грубое упрощенчество.
274
Сущность и функции искусства
Лекция УШ
275
■
ства, предмет искусства, художественный замысел и художественное восприятие. |
(!>•'«■/)'■ * |
Если подойти к искусству как к миметическому феномену, то есть как к форме отражения и познания объективного мира, определение понятий содержания и формы может быть получено лишь в самом первом приближении. Гносеологический параметр высвечивает две стороны этой проблемы смешивать которые нельзя. Суть состоит в том, что было бы неверно отождествлять содержание и форму во взаимоотношении действительности и искусства с содержанием и формой в самом искусстве (художественном произведении). Мы говорим здесь о разных явлениях. Первое представляет собой систему «действительность - искусство*, их взаимосвязь, второе - само искусство либо его конкретное произведение.
Если мы рассматриваем содержание и форму в первом аспекте, то есть во взаимоотношении действительности и искусства, то в качестве содержания выступает действительность (объект отражения), а в качестве формы - искусство в целом {к^к специфическая форма отражения и познания объективного мира) или его конкретное произведение. Если же мы берем содержание и форму во втором аспекте, то есть рассматриваем их взаимоотношение внутри самого искусства или внутри конкретного художественного произведения, то содержанием здесь будет не действительность, которая существует вне искусства, а лишь ее отражение сквозь призму мировиде-ния художника, тогда как форма - отнюдь не искусство в Целом и не художественное произведение, а только конкретный способ существования этого отражения, его многосторонняя организация.
Гносеологический параметр проблемы дает возможность