Уже в начальной стадии процесс распространения марксизма в эстетике и искусствознании нашей страны сопровождался серьезными противоречиями. Философ-марксист
249 |
Лекция VII
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), который пришел к убеждению, что литературная критика и эстетика «в состоянии будут продвигаться вперед лишь опираясь на материалистическое понимание истории», настаивал на необходимости «перевода» художественных идей с языка искусства на язык социологии. Он считал, что каждому явлению в искусстве можно найти социологический эквивалент и что эстетический и искусствоведческий анализ художественного произведения должен быть нацелен на выявление приверженности автора к идеологии определенного класса, социальной группы и т. п. В теоретических работах известного советского литературоведа, академика Владимира Максимовича Фриче (1870-1929) историко-материалистическое истолкование художественного процесса приняло уже явно вульгарно-социологический оборот. Ученый считал, что «приемы художественного творчества» людей той или иной эпохи зависят прежде всего «от достигнутой ими высоты технической и экономической культуры» и меняются, когда они переходят «к новой форме производства жизненных благ, к новому роду экономических отношений». Фриче видел в художественном творчестве лишь выражение «психологии классового субъекта» и классовых интересов и даже предлагал упразднить эстетику и водрузить на ее место социологию искусства. При этом социология искусства должна стать «точной наукой, как физика и химия»; в этом случае она «сумеет свести историю искусства к ряду математически точных законов». В развитии вульгарно-социологической концепции 20-х годов участвовали также П. Н. Сакулин, И. И. Иоффе, Ф. И. Шмит и некоторые другие исследователи.
|
Советской официальной эстетической доктрине, опирающейся на известное положение Маркса об относительной самостоятельности искусства, определенные периоды расцвета которого «не находятся ни в каком соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и развитием материальной основы последнего» [4], удалось преодолеть крайности вульгарно-социологического подхода. Однако, господствовавший с середины 30-х годов жестко задогматизированный «гносеоло-гизм» философской теории приводил к одностороннему выво-
Сущность и функции искусства
VII
251
Ду о том что искусство есть лишь «способ отражения и познания действительности», отличающийся от аналогичного процесса в науке только своей образной формой. При этом антропология, аксиология и даже онтология выводились за пределы принятого мировоззрения, а фундаментальное марксово определение искусства как способа «практически-духовного освоения действительности», осуществляемого с помощью творческой фантазии и воображения, по сути дела, отодвигалась в тень. В таких условиях не могло быть и речи о полноценном развитии творческо-созидательной (деятельностной) концепции в исследовании природы искусства, хотя отдельные теоретические положения, близкие к воззрениям представителей формальной школы, в нашей эстетике и искусствоведении все же встречались. Так, например, убеждение о том, что искусство развивается по своим имманентным законам, мы находим в трудах литературоведа Бориса Михайловича Эйхенбаума (1886-1959), видного филолога Виктора Максимовича Жирмунского (1891-1971), а также в наследии известных писателей и теоретиков искусства Виктора Борисовича Шкловского (1893-1984) и Юрия Николаевича Тынянова (1894-1943).
|
Философской основой творческо-созидательной концепции в XX веке стало одно из наиболее влиятельных течений в неокантианстве - марбургская школа. Ее основатели Герман Коген (1842-1918) и Пауль Наторп (1854-1924) развивали учение о деятельном характере человеческого духа. Марбугс-кая школа объявила о необходимости привести философию Канта в соответствие с современным естествознанием и очистить его от дуализма, создаваемого учением о «вещи в себе». Согласно воззрениям марбугской школы, объективный мир дан человеку не сам по себе, а в имманентных рассудку формах научного знания, которые только и делают объект предметом познания, «творят» его. Бытие есть совокупность чистых понятийных отношений, поэтому действительность - не субстанция, а «объект», формирующийся в «прогрессирующем опыте». Критикуя Канта «справа», Наторп «устранил» материалистическую трактовку «вещи в себе», характеризуя ее лишь как «предельное понятие» и побудительное начало познания, а Коген, в отличие от Канта, пришел к выводу о том,
что мышление порождает не одну только форму познания, но и само его содержание.
Наиболее влиятельными модификациями формальной школы в XX веке стали семиотика, герменевтика и структурализм.
С е м и о т,и_к..а - это комплекс научных теорий, изучающих свойства знаковых систем, то есть систем объектов (они называются знаками), которым определенным образом придается некоторое значение. Знаковыми системами являются естественные (разговорные) и искусственные языки (например, химическая символика, языки программирования), системы сигнализации в человеческом обществе и животном мире (от азбуки Морзе и знаков уличного движения до «языка» пчел и дельфинов). В качестве знаковых систем можно также рассматривать «художественные языки», то есть «языки» изобразительного творчества, театра, кино, музыки и других искусств.
|
Семиотические идеи появились прежде всего в логике и математике (Г. Лейбниц), а несколько позднее - в лингвистике (Ф. де Соссюр). Основные принципы семиотики как единой науки были сформулированы Ч. Пирсом и развиты в работах Ч. Морриса, Р. Карнапа и А. Тарского. Для семиотического подхода характерно выделение _слнтакти ки, исследующей структуру сочетания знаков и правила их преобразования, семантики, которая изучает знаковые системы как средства выражения смысла, и прагматики, посвященной анализу отношений между знаковыми системами и теми, кто их воспринимает, интерпретирует и использует. В основу семиотических исследований в конкретных областях знания была положена программа Ф. де Соссюра (1857-1913), опиравшаяся отчасти на лингвистические идеи В. фон Гумбольдта. В искусствознании и эстетике семиотический подход широко использовался формальной школой, в том числе и Ю. Н. Тыняновым, В. Б. Шкловским и Б. М. Эйхенбаумом, а также в классической монографии В. Я. Проппа «Морфология сказки», в работах Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина и т. д.
Герменевтика- это искусство и теория истолкования текстов, знаков, смысла чужого языка, памятников культуры. Термин пегтепеиИке восходит к Аристотелю, к его трактату «Об истолковании» и происходит от Ьегтета - «толко-
252 |
Сущность и функции искусства
вяние», ♦трактовка». Корень этого греческого слова связан с именем бога Гермеса, глашатая Зевса, посредника между смертными и богами; согласно античной мифологии Гермес Трис-мегист (Гермес Триждывеличавый) истолковывал людям повеления богов, открывал им все тайны мира. Понятие герменевтики осмысливалось древними как теория и искусство понимания и толкования изречений оракулов, иносказаний, многозначных символов и т. п. У неоплатоников оно было связано с расшифровкой содержания произведений древних поэтов, прежде всего Гомера, однако служило не только для обозначения самой процедуры истолкования поэтических текстов, но и для характеристики принципов их осмысленной трактовки.
Герменевтика, понятая как наука о правилах истолкования, сложилась в экзегетике библейских текстов и использовалась всякий раз, когда возникала необходимость доказывать «истинность» или «ложность» той или иной интерпретации Священного Писания. Особое значение искусство толкования Библии приобрело у протестантских теологов в их полемике с католическими богословами или, скажем, когда апостольская трактовка Ветхого Завета обнаружила несовпадение с тем прочтением Библии, которое дают раввины и т. п. Экзегеза - это учение, цель которого - пенять текст, исходя из его интенции (то есть на основе того, что хотел сказать автор). Экзегеза поставила вопрос о процедуре интерпретации как о работе мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии значения, заключенного в буквальном значении. Интерпретация связана с пониманием и чаще всего направлена на преодоление культурной отдаленности, преодоление той дистанции, которая отделяет воспринимающего от чуждого ему текста. Экзегеза породила герменевтическую проблематику, которая на рубеже ХУШ-Х1Х веков проникла в сферу классической филологии и исторической науки, а позднее,
хеГп7й«1!Р°^СТаНТСК°МУ Т6ОЛОГУ фР«ДРихУ Шлейерма-херу (1 /08-1834), историку культуры и философу Вильгельму
дильтею (1833-1911), закрепилась на уровне общефилософского знания. У Шлейермахера герменевтика мыслится прежде всего как искусство понимания «другого», чужой индиви-
253 |
Лекция VII
дуальности, а у Дильтея - как истолкование «письменно фиксированных жизненных проявлений». При этом основой герменевтики для Дильтея является так называемая понимающая психология.
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) выделял в сознании человека особый «нетематический горизонт», обеспечивающий предварительное знание о предмете. Сливаясь в единое целое, отдельные «горизонты» образуют «жизненный мир», делающий возможным взаимоотношения субъектов. В общении с далекой от нас культурой мы должны прежде всего реконструировать ее «жизненный мир», без чего невозможно понять смысл ее отдельных памятников.
Мартин Хайдеггер (1886-1976) сосредоточился на исследовании языковой реальности «жизненного мира». Язык как исторический горизонт понимания определяет судьбу бытия. Бытие проявляет себя прежде всего через художественное творчество, образы которого всегда многозначны; истолковать их призвана герменевтическая философия. Ханс Георг Гадамер (р. 1900), ученик Хайдеггера, пришел к выводу о том, что основу исторического познания всегда составляет «предварительное понимание», обусловленное традицией, на основе которой можно и жить, и мыслить. Понятным может быть только то, что представляет собой законченное смысловое единство. Подобно тому, как каждое слово входит в состав предложения, отдельный текст включается в контекст всего творчества автора, а это последнее принадлежит художественному направлению, совокупности произведений данного вида и т. д. Понимание принимает очертания кругового движения. Хайдеггер и Гадамер описывают герменевтический круг так, что предвосхищающее движение предпонимания постоянно определяет понимание текста.
Структурализм- научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х годах XX века. Появление структурализма было связано с переходом ряда гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования. Основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Струк-
254
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
Лекция VII
255
турный метод вначале был разработан в структурной лингвистике а затем распространен на литературоведение, этнографию и некоторые другие гуманитарные науки. Основные представители структурализма - Клод Леви-Строс (р. 1908), Поль Фуко (1926-1984), Жак Деррида (р. 1930), Жак Лакан (1901-1981).
Если для историзма понять - значит определить генезис, отыскать предшествующую форму, истоки, смысл эволюции, то для структурализма - упорядочить, отыскать в данном / состоянии систематическую организованность, которая, кста- I ти сказать, изначально интеллигибельна (то есть постигаема 1 разумом и интеллектуальной интуицией). Для структурного метода характерно перенесение внимания с элементов на отношения между ними, а это означает, что структурализм провозгласил методологический примат отношений над элементами системы. Основные процедуры структурного метода сводятся к выделению первичного множества объектов, в которых можно предполагать наличие единой структуры, расчленение объектов на элементарные сегменты (части), раскрытие отношений преобразования между сегментами, их систематизация, выведение из структуры всех теоретически возможных следствий.
Объектом исследования конкретно-научного структурализма обычно выступает культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых - язык, но в которую входят также наука, искусство, мифология, обычаи, мода, реклама и т. д. Вычленение структурного аспекта в гуманитарных дисциплинах осуществляется чаще всего на той или иной знаковой системе, благодаря чему конкретно-научный структурализм переплетается с семиотикой.
Семиотика, герменевтика и структурализм представляют собой антимиметическую тенденцию в эстетике и искусствознании. Учитывая их огромное влияние в современной науке об искусстве, попробуем разобраться в том, что же представляет собой деятельность как таковая. Без этого невозможно понять специфику искусства как формы эстетического познания и эстетической деятельности человека.
1.4. Понятие деятельности
Понятие деятельности охватывает разные сферы функционирования общества и формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная деятельность и т. п.). В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельности утвердилось в немецкой классической философии одновременно с новой для европейской культуры концепцией личности, характеризуемой многообразными проявлениями активности, инициативы и рационализма. В этот период сложились предпосылки для рассмотрения деятельности как фундамента культуры. Путь в этом направлении проложил Кант, и уже в трудах Фихте деятельность была отчетливо возведена в ранг всеобщего основания культуры. Гегель трактовал деятельность как всепоглощающую характеристику абсолютного духа, самоизменение которого является его имманентной потребностью. Анализируя диалектическую структуру проявляющей и рационализирующей работы духа, Гегель обосновал взаимообусловленность цели и средства и высказал ряд существенных соображений о социально-исторической обусловленности деятельности и ее основных форм.
Выявляя свойства человеческой деятельности, Маркс отметил ее предметно-преобразующий и целеполагающий характер и показал, что она общественна по содержанию и способам существования, свободна и универсальна в своих проявлениях и представляет собой творческое формообразование мира также и по законам красоты. Целостность чувственно-практической и теоретической сторон человеческой активности синтезируется в марксовом понимании практики, ставящем во главу угла труд как высшую форму деятельности.
Но даже тогда, когда мы обращаемся к деятельности как к общественному способу бытия человека, не следует забывать уроки истории культуры, которая свидетельствует, что деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если деятельность -специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели
256
Сущность и функции искусства Лекц ия VII
257
нередко лежит вне деятельности, в сфере человеческих ценностей и идеалов. Не случайно в противовес мировоззренческим принципам понятия деятельности, утвердившимся в немецкой классической философии, послегегелевская (немарксистская) философия, сложившаяся в ином социально-культурном контексте, разумному началу в человеке противопоставляет волю (Кьеркегор), рассматривает ее как основу мирового и индивидуального существования (Шопенгауэр), ставит порыв и переживание на место разумного целеполагания (Ницше).
И разве зависимость самой деятельности от других факторов не выражается в том, что в разных типах культуры она занимает отнюдь не одинаковое место, выступая то в роли высшего смысла человеческого бытия, то на правах далеко не почитаемого условия жизни? Возьмите, к примеру, буддийскую культуру во всей совокупности ее синкретических культурных комплексов (архитектуру, скульптуру, живопись, литературу, буддийскую образованность и т. п.), оказавших существенное влияние на все стороны жизни принявших буддизм многочисленных стран (не будем забывать, что как философско-религиозное учение буддизм превратился в ходе своего развития в одну из трех мировых религий). Идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающему, проистекающее из чувства совершенной и всепроникающей удовлетворенности. В интеллектуальной сфере в соответствии с этим идеалом устанавливается практика созерцательного размышления (медитации), результатом которого оказывается переживание целокупности всего бытия, полная самоуглубленность. Состояние же совершенной удовлетворенности, самоуглубления, преодоления желаний и абсолютная независимость внутреннего бытия мыслится в буддийской культуре как подлинное освобождение (или нирвана).
Исследование деятельности стало особенно актуальным в XX столетии, что связано с усложнением ее функций, ростом влияния ее результатов на человека и общество в целом. Как объект рефлексии она выходит за рамки философии и вызывает все больший интерес у представителей конкретных наук. Деятельностный подход успешно используется психологией, социологией, политологией, экономической теорией. Такие
категории, как «активность», «поведение», «практика», «репродуцирование», «творчество» находятся в центре внимания самых различных областей знания.
Деятельность в обществе предстает в виде сложной системы, компонентами которой являются люди, их интересы и потребности, предмет деятельности и ее мотивы, цели, средства и формы их осуществления, продукты деятельности и т. д. Человеческую деятельность обычно характеризуют как социальную форму движения материи, как способ существования и развития общества. Под деятельностью в общефилософском плане имеется в виду всесторонний процесс преобразования людьми природной и социальной реальности, в соответствии с их потребностями, целями и задачами. Содержание понятия деятельности, следовательно, образует целесообразное изменение и преобразование. Этот процесс охватывает не только изменения в предметной (природной и социальной) среде, где протекает жизнедеятельность людей, но также и преобразование самого человека.
Построение теоретической модели системы человеческой деятельности, которая охватывала бы закономерными связями всю совокупность образующих ее элементов, - задача на редкость трудоемкая. Структура человеческой деятельности активно обсуждается в специальной литературе и подводить итоги научной дискуссии, развернувшейся вокруг этой проблемы, было бы преждевременно. По этому вопросу высказаны разные точки зрения и характеризовать здесь каждую из них в отдельности, по-видимому, нет нужды. Достаточно будет подчеркнуть, что деятельность - это и материально-практические, и интеллектуальные операции, и внешние, и внутренние процессы. Деятельностью в той же мере является работа мысли, как и работа руки. Таким образом, человеческая деятельность реализуется в двух наиболее общих формах - практической и духовной. Результатом первой являются изменения в материальном общественном бытии, в объективных условиях существования и развития общества, в реальном поведении человека; результатом второй - изменения в сфере общественного и индивидуального сознания.
Выделение сознания в особый вид духовной целеполагаю-щей деятельности было связано с разветвлением практичес-
9 Заказ № 299
258
Сущность и функции искусства
Лекция VII
259
ки-духовной активности человека в процессе исторического развития, углублением социального разделения труда, объективной потребностью в осознании коллективной общественной цели - то есть мысленного образа будущего результата деятельности и способов ее осуществления. Цель должна быть представлена человеку в качестве факта сознания. Субъективность цели обеспечивает возможность манипулирования образами не скованного необходимостью действительного изменения материального объекта. Это создает предпосылки для творческого характера мышления, целеполагающей и предметно-преобразующей деятельности.
С точки зрения роли деятельности в социальном развитии важное значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную (связанную с реализацией новых целей и использованием соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств). Следовательно, творчество - это сложные процессы, протекающие в сфере духовной и практической деятельности и приводящие к созиданию чего-либо нового, отвечающего потребностям поступательного развития общества, тогда как нетворческая деятельность связана с повторением творческих достижений, распространением, популяризацией их, закреплением в фонде общественных ценностей.
Творческая и нетворческая деятельность не встречаются в чистом виде, и даже простейшие формы отражения действительности в человеческом сознании обнаруживают диалектику репродуктивного и продуктивного начал. Любое обобщение, элементарнейшая общая идея (понятие) не может трактоваться как непосредственный зеркально-мертвый акт. Не составляет исключения и обычная репродукция в живописи, ина никогда не бывает абсолютной копией оригинала. Даже помимо собственной воли копиист может оставить в ней определенный творческий след.
Конечно, когда копируется живописное полотно с ранее избранной темой и осуществленным идейно-образным, сюжетным и колористическим решением, главные творческие цели здесь уже достигнуты, и копиисту следует лишь воспроизвес-
ти то, что было найдено художником. Однако, можно ли сказать, что в деятельности копииста совсем отсутствует какое бы то ни было творческое начало? Едва ли. Укажем хотя бы на одно из них. Ведь для того, чтобы воспроизвести колорит картины, он должен решить конкретную творческую задачу: какие красители смешать и в какой пропорции, чтобы добиться адекватности цветовых соотношений.
Диалектика продуктивного и репродуктивного начал в художественной деятельности выявляет тот безусловный факт, что отношения «оригинал - копия» не столь однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Художественная новизна, неповторимость, оригинальность начинают постепенно растворяться, когда сталкиваешься с изучением конкретного творческого пути того или иного автора, идущего к своей цели через создание многочисленных набросков, этюдов и картин, в которых последовательно выкристаллизовываются образы будущего шедевра. Ведь в этом шедевре, в известном смысле, повторяется то, что уже было найдено художником. В творческой (по своему существу) деятельности ваятеля и живописца можно обнаружить и другие черты репродуктивного мышления - воссоздание, воспроизведение явлений социальной действительности, следование сложившимся художественным традициям и т. п. В условиях, когда наука еще не открыла способов измерения количества творческих и нетворческих элементов в деятельности, нам приходится довольствоваться констатацией, что деятельность художника в основном есть творчество, а деятельность копииста по существу творчеством не является. Однако не следует забывать, что великолепно выполненная копия подлинного шедевра может порой иметь большую художественную ценность, чем иной «оригинал». Неравноценность подлинника и репродукции всегда очевидна по отношению к данному произведению и его повторению, но не к любой отдельно взятой копии и отдельно взятому оригиналу. Для человека, следовательно, важны оба вида деятельности. Творческая и нетворческая деятельность друг без друга не могут существовать.
Исключительную методологическую роль в современной эстетической теории выполняет также классификация всеоб-
Сущность и функции искусства
Лекция VII
261
щих форм индивидуальной деятельности, отражающая системное построение ее всеобщих видов. Чем бы не занимался человек, что бы он ни делал, сколь бы многообразно не проявлял себя в повседневной жизни, его активность, в конечном итоге, обнаруживается лишь в четырех основных направлениях: либо он действительность преобразует (1), либо он ее познает (2), либо участвует в процессе ценностной ориентации (3), либо - в акте общения (4). Преобразование, познание, ценностная ориентация и общение - родовые характеристики индивидуальной деятельности, абстрагированные от конкретно-исторических условий жизни. Они взяты здесь вне системы общественных отношений как некие универсальные формы. Надо помнить, что только общество «наполняет» эти формы реальным, конкретно-историческим содержанием.
Учитывая тот факт, что смысл понятий «преобразование», ♦ познание» и «ценностная ориентация» ранее был подробно раскрыт, специально подчеркнем, что «общение», как это было убедительно показано в трудах К. Ясперса, М. Бубера, М. Дюф-рена, М. Бахтина, В. Библера и М. Кагана, представляет собой межсубъективное взаимодействие, и его нельзя смешивать с простой коммуникацией. Последняя связана с передачей информации, тогда как общение предполагает диалог, особое сопряжение информационных потоков. Эти потоки ориентированы друг на друга и взаимодействуют во имя получения новой информации. Информация же, образовавшаяся в ходе диалога, нередко объединяет ее создателей, сохраняя своеобразие личности того и другого.
Весьма специфическим видом духовно-практической активности людей является эстетическая деятельность, которая на заре развития человеческого общества была вплетена в различные практические операции и утилитарные отношения, в процесс изготовления орудий труда, оружия, бытовой утвари, в магические обряды, мифотворчество и т. п. Этому способствовал синкретический характер человеческой деятельности, ее изначальная аморфность и диффузность, отсутствие четкой дифференциации на отдельные виды и типы. Дальнейшее развитие общественной жизнедеятельности сопровождалось постепенным отпочкованием некоторых видов мате-
риального и духовного производства, в результате чего эстетическая деятельность начала проявляться в двух основных формах: как момент (сторона, грань) других видов человеческой активности, и как самостоятельное эстетическое творчество. В первом случае речь идет, например, о придании эстетической выразительности продуктам материального производства, а также об эстетических аспектах политических, правовых, нравственных и религиозных отношений, а во втором — об эстетической организации окружающей среды, дизайне, художественных промыслах и, конечно же, об искусстве, представляющем собой высшую форму эстетической деятельности человека.
Дальнейшее восхождение по лестнице научной конкретизации приводит от понятия эстетической деятельности к понятию художественной деятельности, которую можно охарактеризовать как практически-духовную активность человека в процессе создания, воспроизведения и восприятия художественных произведений. Не будем забывать, однако, что в данной лекционной теме мы стремились осмыслить искусство как высшую форму эстетического познания и эстетической деятельности человека. Взятое под этим углом зрения, искусство есть особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетаются художественно-образное познание жизни с творчеством по законам красоты. Что же касается понятия «художественная деятельность», постараемся конкретизировать его через понятие «функции искусства».