Промежуточное место между традиционным структурализмом, рассматривающим художественное произведение исключительно как автономный текст, и рецептивной эстетикой, которая в своих крайних проявлениях практически растворяет содержание в сознании читателя, заняла так называемая нарротология. Стремясь преодолеть крайности структурализма и рецептивной эстетики, нарротолог Роман Якобсон (1896-1982) все же пришел к сходному выводу: реализация
■
302
Сущность и функции иск усств
Лекция VIII
303
структуры художественного целого возможна только в ходе диалогического взаимодействия писателя и читателя.
Попробуем разобраться, как связаны между собой произведение и восприятие, какова структура последнего?
Обратимся к условному изображению процесса распредмечивания в искусстве
II
и придадим этой схеме следующий вид:
В структуре восприятия отчетливо выделяются две стороны: часть восприятия, которая входит в план содержания ния (гГ™ В°СПРИЯТИЯ' кот°Рая не входит в план содержа-
Первая часть является прямым результатом распредмечивания того, что идет от автора, а также включает в себя правомерную интерпретацию (трактовку) содержания, обусловленную творчеством реципиента. Произведение обладает определенной «многосмысленностью». Оно представляет собой достаточно широкое, хотя и не беспредельное, «поле» интерпретации, содержит в себе то, что мы называем «резервами ние иЛт*пРаССЧИТаН° ^ актуализа1*ию' современное осмысле-
Вторая часть - некий «остаток» в восприятии. Он не является следствием распредмечивания искусства и не выте ает непосредственно из самого произведения. Эта часть мо
жет включать в себя неправомерную интерпретацию, которая не соответствует духу произведения, противоречит ему.
|
Абсолютное отождествление содержания и восприятия было бы также ошибочным, как и абсолютное их противопоставление. Отношение между содержанием и восприятием укладывается в рамки конкретного диалектического тождества и подразумевает определенные различия. Идеальный план художественного произведения существует в совокупности восприятий и лишь в этом бесконечном числе вариантов реализуется более или менее полно. Ни одно конкретное восприятие не способно исчерпать содержание подлинного художественного творения. Индивид может воссоздать только некоторые, хотя и существенные, стороны художественного образа, овеществленного в произведении. Восприятие может иметь и свои особенности, обусловленные сугубо индивидуальным опытом, личными ассоциациями, творческим воображением и т. д. Иными словами, оно включает в себя то, что художественное произведение непосредственно не «несет».
Теперь, наконец, настала пора завершить анализ содержания и формы в искусстве еще одним важным обобщением. Успех или неуспех теоретического осмысления поставленной здесь проблемы напрямую зависит от того, как понимаются границы самого художественного произведения. Каждому ясно, что произведение искусства всегда имеет некую предметно-физическую организацию. Оно представляет собой особую материальную конструкцию, создается и существует как сочетание звуков, слов или движений, как соотношение линий, объемов и цветовых пятен, как продукт обработки дерева, бронзы, камня и т. п. Взятое под этим углом зрения произведение искусства есть материальная вещь, некая единица объективной, предметно-физической реальности. И хотя произведение искусства есть прежде всего определенная материально-физическая конструкция, система материально-выразительных средств, образующих его внешнюю предметность как объекта коммуникации, границы его материальной формы не являются границами самого художественного произведения. Произведение искусства не исчерпывается его предметно-физической основой.
|
304
Сущность и функции искусетва
Лекция
VIII
305
Переход на более высокий уровень осмысления границ произведения искусства связан с его трактовкой как некого единства материального и идеального. Предметно-физическая и духовные стороны художественного произведения неотрывны друг от друга. И коль скоро идеальный план произведения искусства не может существовать иначе, как в субъективных формах нашего восприятия, границы художественного произведения приходится основательно раздвинуть. В его состав необходимо включить вариантное множество восприятий, которые, впрочем, войдут в произведение искусства не целиком, а только теми своими гранями, которые образуют план его содержания.
Именно так и снимается названный ранее парадокс: содержание искусства находится в самом художественном произведении и, в то же время, неотрывно от духовного мира воспринимающих искусство людей. Только в процессе восприятия продукт художественного производства становится осуществляющим себя произведением искусства, тогда как вне этого процесса он может быть им лишь потенциально
|
ГГ0 ^ Н6 ВСе> С^ествУет ^е один, более высокий теоретического осмысления названной здесь пробле-
2моп1°МУ ГРаНИЦЫ хУдо^еств^ого произведения необхо-димо раздвигать и дальше.
?ГГВеДеНИе ИСКусства является носителем свойств, ко обнаруживаются в отношении к другим вещам. Его
правомерно рассматривать как вещь и совокупность отношений одновременно. Произведение искусства есть некое качественно-определенное, относительно-замкнутое целое и вместе с тем - «открытая», «разомкнутая» по отношению к социально-исторической действительности и художественной культуре система.
В современной эстетической литературе получил широкое распространение заслуживающий серьезного внимания взгляд на художественное произведение как на особое единство субъекта и объекта, выходящее за рамки субстанциального параметра. Это единство реализуется в ценностном отношении, в социальной значимости художественного произведения для общества и индивида. Как известно, ценность вещи не тождественна самой вещи. Художественное произведение, таким образом, можно рассматривать как единство ценностного объекта и собственно ценности. Оно есть объект не только вещно-физического или материально-идеального, но значительно более сложного, культурно-ценностного порядка. Оно имеет не только и, точнее говоря, не столько онтологический статус, сколько статус социальный. «Его объективность, - пишет видная исследовательница теории художественного произведения Е. В. Волкова, - особого рода, это социально-культурная объективность, нетождественная объективности таких материальных предметов, как книга, кинематографическая лента и т. п., хотя и не отделимая от их бытия» [4].
«Открытость» произведения искусства проявляется в его взаимосвязи с предметом художественного освоения, с общезначимым языком искусства, художественными нормами и традициями. Она проявляется в специфической ориентированности на механизм художественного восприятия, в особом социальном статусе и способах функционирования в обществе. Ведь художественное произведение, как и искусство в целом, определяется, с одной стороны, внутренней логикой художественного процесса, а с другой - социальной детерминированностью. При этом ведущая роль принадлежит, очевидно, конкретно-историческим и социально-культурным детерминантам. Понимание произведения искусства как самодов-
2. 3. 4. |
306 |
Сущность и
леющей, абсолютно автономной вещи лишено смысла. Оно неприемлемо потохму, что в нем заключен отрыв художественного произведения от действительности, изоляция искусства от общественных потребностей, социально-исторических истоков художественной культуры.
Эти отношения проявляются и в том, что материально-физическая сторона произведения искусства приобретает по верному выражению Волковой, «черты реального художественного создания лишь в сфере контакта с накопленной, как бы «спрессованной» в сознании общества системой идеологических, этических, социально-психологических значений, а также норм, выработанных самим искусством» Г 4 с. 77-78].
В историческом процессе происходят закономерные изменения в сторонах, образующих отношения. Это, в свою очередь, неизбежно влечет за собой обновление самих отношений, составляющих конкретное художественное целое. В результате этого произведение искусства развивается и живет, включаясь в иные культурно-художественные контексты.
ЛИТЕРАТУРА
Русские писатели о литературном труде: В 4 т. - М., 1955. -Т. 3. - С. 534.
Белинский В. Г. Собр. Соч.: В 3 т. - М., 1948. - Т. 3 - С 138 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 46. - С. 27-28.
олкова Е. В. Произведение искусства - предмет эстетического анализа. - М., 1976. - С. 74.
307
МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА
1. Система искусств
1.1. Методологические основы морфо
логического изучения искусства
1.2. Дифференциация и интеграция
искусств
1.3. Искусство как система классов,
семейств, видов, разновиднос
тей, родов и жанров
2. Бытийный статус музыкального
произведения
3. Исполнительское искусство
3.1. Творческая деятельность в систе
ме художественного производства
3.2. Признаки исполнительского ис
кусства
3.3. Художественная интерпретация
3.4. Специфическая функция испол
нительства
3.5. Ж. Бреле о творческих результа
тах исполнительского процесса
Лекция IX 1. Система искусств
1.1. Методологические основы морфологического изучения искусства
Морфология (от греческого тогрпе - форма) в широком смысле слова представляет собой учение о строении. Первоначально это понятие употреблялось для обозначения науки о формообразовании растений на организменном и эволюци-онно-видовом уровне, а также о строении животных и человека с такими разделами знаний, как анатомия, цитология, эмбриология и др. Позднее морфология, изучающая закономерности изменчивости человеческого организма, связанные с
308
Морфолог ия_искупСТВа
Лекция IX
309
возрастом, полом, ареалом обитания, превратилась в раздел антропологии, а в языкознании получила широкое применение в области типологической классификации языков, в исследовании различных элементов языковой системы, законов их развития и формообразования. В настоящее время морфология, со сложившимися подходами и принципами исследования, активно используется в различных сферах познания, в том числе и в эстетике, где она стала трактоваться как учение о строении мира искусств^ Морфология искусства сегодня выполняет важную связующую роль между эстетикой и теорией отдельных видов художественного творчества.
Классификация искусств не может быть произвольной. Без единых и обоснованных принципов морфологического строения удовлетворительное распределение чего бы то ни было по группам, разрядам, семействам и видам совершенно неосуществимо. Оно никогда не будет вполне строгим. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить предложенную Л. Борхесом шутливую классификацию животного мира. Животные подразделяются в ней на (а) принадлежащих императору, (б) бальзамированных, (в) прирученных, (г) молочных поросят, (д) сирен, (е) бродячих собак. Среди включенных в классификацию животных есть (к) нарисованные очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, (л) только что разбившие кувшин и даже (м) издалека кажущиеся мухами (!).
Должен признаться, что общие закономерности строения мира искусств в моих собственных работах никогда не были предметом специального рассмотрения. За исключением проблематики исполнительского искусства, тексты этой и следующей лекции не являются результатом оригинального исследования и в основном строятся на материале трудов М. Кагана - наиболее компетентного специалиста в этой области. Правда, содержательная книга этого автора под названием ♦ Морфология искусства», опубликованная в 1972 году, была встречена суровыми и в значительной своей части несправедливыми откликами. Особенно «преуспели» в этом неправедном деле участники дискуссии, проведенной комиссией по искусствознанию и критике Президиума Академии художеств СССР совместно с Институтом теории и истории искусства в
мае 1974 года, а также члены Президиума Координационного совета северо-западного отделения Философского общества СССР, обсуждавшие названную выше монографию в феврале 1975 года (см.: [1]).
Будучи компилятивными по своему изначальному замыслу (если, конечно, не принимать в расчет все, что связано с исполнительским искусством), девятая и десятая лекции настоящего курса содержат краткое изложение узловых аспектов теории Кагана и могут служить лишь небольшим введением в проблему. Каждому, кто почувствует тягу к более углубленной проработке этой интересной темы, придется обратиться к уже упомянутой книге Кагана, а также к четвертому разделу его университетского курса лекций [2].
Итак, что же прежде всего должно составлять основу морфологического анализа искусства? Конечно же - выбор исходной плоскости классификации.
(Надо сказать, что в развитии эстетической мысли в этом отношении сложились три неодинаковых подхода, которые учитывают, во-первых, различия в способах создания художественных ценностей, во-вторых, различия в способах их восприятия и, в-третьих, различия в способах существования.
В рамках первого подхода искусства делятся на продуцирующие и репродуцирующие. Продуцирующие искусства называют еще демиургическими (от слова «демиург» - творец) или первичными, поскольку они охватывают художественно-творческую деятельность в системе «автор» (скульптор, живописец, писатель, композитор), а репродуцирующие - исполнительскими или вторичными, так как они проявляются в системе «исполнитель» (музыкант-инструменталист, дирижер, актер, артист балета).
Второй подход позволяет делить искусства на оптические, акустические и оптико-акустические. Оптические искусства базируются на восприятии художественных произведений с помощью зрения ^графика, архитектура), акустические - с помощью слуха (музыка, радиоискусство), а оптико-акустические - с помощью зрения и слуха (телеискусство, театр).
И, наконец, на основе третьего подхода искусства подразделяются на пространственные (живопись, скульптура), вре-
310
МорфолОГИЯ
Лекция IX
311
менные (поэзия, музыка) и пространственно-временные (танец актерское искусство). Этот подход и составляет первый исходный принцип классификац и^Он базируется на тех различиях, которые характеризуют реальное бытие и строение самих произведений, а не способы их создания или восприятия. Если основу искусства действительно образует некий материальный объект, сопряжение объемов, звуков или цветовых соотношений, то наиболее существенными для нас в выборе исходной плоскости классификации являются именно онтологические закономерности, способ существования художественных произведений во времени и пространстве. ЙВ торой основополагающий принцип классификации искусства - деление художественных структур на «простые» и «сложные». Простые или го-могенные структуры являются однородными, одноэлементными по материалу. К ним относятся словесные, музыкальные или танцевальные искусства. Сложные или гетерогенные структуры имеют другую природу. Они неоднородны, многоэлементны по материалу. Таковы искусства словесно-музыкальные или танцевально-актерские. При этом гетерогенные художественные образования бывают двух типов - синкретические и синтетические. Синкретические - значит слитные, изначально нерасчлененные, характеризующие неразвитое состояние искусства, а синтетические - такие художественные структуры, которые образуются в результате слияния, соединения гомогенных, дифференцированных, «чистых» искусств^ |Третий основополагающий принцип классификации искусств -их деление на «монофункциональные» и «бифункциональные». Если монофункциональная художественная ценность создается как таковая, то есть с единственной для нее целью художественного воздействия (станковая картина, роман, симфоническая поэма), то бифункциональная художественная ценность может существовать только на базе ценности иного рода и призвана выполнять не только художественные функции. Таковы, например, архитектура или декоративно-прикладное искусство, проявляющиеся на основе ценности утилитарной, ораторское искусство или искусство рекламы, существующие на фундаменте ценности аги-
тационно-пропагандистской; культовая ценность сопутствует художественной ценности иконы, церковной утвари, различных элементов религиозного обряда, спортивная - образному содержанию художественной гимнастики, фигурного катания, синхронного плавания и т. п. При этом монофункциональные и бифункциональные искусства в принципе равноценны, равноправны и одинаково нужны человеку. В каждой из этих сфер искусства могут создаваться подлинные шедевры. ^
/Четвертый основополагающий принцип классификации заключается в том, что граница, разделяющая смежные виды, разновидности, роды и жанры искусства, никогда не проявляется в виде барьера или непроходимого рва. В противовес морфологическим закономерностям животного мира, благодаря которым соблюдается «чистота» различных биологических видов и их скрещение в естественных условиях становится практически невозможным, смежные явления в искусстве соединяются пограничной зоной, в которой происходит постепенное перерастание одного явления в другое, в результате чего их качественное своеобразие становится относительным, а не абсолютным. Так, переход от прозы к поэзии включает в себя ритмизованную прозу, стихотворение в прозе, «белый» стих и, наконец, «свободный» стих; путь от пространственных искусств к временным лежит через пространственно-временные искусства, а от изобразительных к неизобразительным - через изобразительно-неизобразительные, то есть через искусства смешанного типа^]
(|П ятый основополагающий принцип к л а с -сификс ции исходит из не! азрывного единства диахронического и синхронического подходов в анализе искусства. Понятие диахронии и синхронии было подробно разработано структурной школой, в частности, в «структурной антропологии» Леви-Строса. Диахронический подход (его также можно назвать историческим) охватывает последовательно развивающиеся стадии художественного процесса, которые сменяют друг друга во временной перспективе; с позиций этого подхода раскрываются закономерности формирования и развития мира искусства как определенной системы. Синхронический подход (или иначе - логический, теоретический, структурный)
Г
312
Морфология искусе
тва
Лекция IX
313
Этот единый поток включает в себя две стороны: первая охватывает искусство в целом и другие сферы человеческой |
предполагает анализ художественных явлений, существующих параллельно, одновременно, в рамках одной и той же эпохи, то есть главным образом в пространственной перспективе. Его задача - представить все формы искусства как одновременно существующие^
Своеобразие этих подходов помогает осмыслить простая метафора. Представим себе искусство в образе обыкновенного дерева. Диахронический, процессуальный подход дает возможность поэтапного рассмотрения отдельных частей дерева, при котором наш взгляд последовательно переходит от корней к мощному стволу и далее к разветвленной и пышной кроне. Другое дело, если мы увидим дерево сверху. Условно говоря, это будет синхронический подход. Он дает возможность нашему воображению представить все части дерева одновременно, в «свернутом виде», воспринимать сразу и листву, и ветви, и проступающие сквозь них торец ствола и корневую систему.
Результаты нашего наблюдения будут совсем иными, если объектом анализа в одном случае станет молодое, неокрепшее растение, а в другом - могучее и полностью развернувшееся. Целостное представление о развивающейся системе могут дать только диахронический и синхронический подходы в их единстве. Делавшиеся неоднократно попытки представить мир искусства как раз и навсегда данную систему видов, например, в форме своеобразной «Таблицы Менделеева», потерпели полный крах. И это закономерно. Подобную таблицу создать невозможно: каждая из ступеней единой линии развития образует новую структуру. Корневая система, ствол и крона претерпевают существенные изменения.[Система искусства имеет конкретно-исторический характер.]
На этом мы завершаем описание методологических основ морфологического изучения художественных структур и переходим к рассмотрению процесса дифференциации и интеграции искусства. Это означает, что в исследовании закономерностей существования и развития художественных явлении мы будем использовать по преимуществу диахронический (или исторический) подход. Когда же придет пора представить искусство как систему одновременно существующих
классов, семейств, видов, разновидностей, родов и жанров (этому будет посвящена десятая лекция цикла), нами будет применяться по преимуществу синхронический (или логический) подход.
1.2. Дифференциация и интеграция искусств
В этом разделе лекции нам предстоит рассмотреть закономерности:
- формирования художественной деятельности как дея
тельности синкретической;
- процесса дифференциации изначального синкретизма и
образования самостоятельных (гомогенных, одноэлементных)
художественных структур;
- процесса интеграции, то есть образования многоэлемен
тных (гетерогенных) художественных структур в результате
скрещения структур гомогенных;
- рождения новых художественных образований на высо
ких ступенях развития искусства и отмирание некоторых ста
рых форм творчества.
Отправным моментом для нас будет служить представление о трех взаимосвязанных формах существования художественных структур (синкретических, дифференцированных и синтетических) и двух встречных тенденциях, характеризующих их развитие (от исходного синкретизма - к дифференцированным образованиям; и от них - к синтезированным гетерогенным структурам).
314
Морфология иск усств
Лекция IX
315
деятельности (дифференциация и интеграция пронизывают их взаимоотношения), а вторая представляет собой жанро-родо-видовое членение и образование новых синтезированных форм внутри самого искусства. Речь, таким образом, идет о человеческой деятельности в целом как о некой метасистеме, с одной стороны, и об искусстве (то есть о художественной деятельности) как о системе, входящей в вышеназванную метасистему и имеющей, в свою очередь, внутреннее членение - с другой.
\ |
Изначально границы между художественной и нехудожественной сферами человеческой деятельности были весьма неопределенными, разные способы практически-духовного освоения мира находились в «диффузном» состоянии. Древние танцы и пантомимы жили в лоне магического обряда, сказания и легенды были мифами, то есть религиозными представлениями, выступающими в образной форме, песни вплетались в трудовые процессы, художественными элементами сопровождалось изготовление всевозможных утилитарных изделий -бытовой утвари, оружия и т. п.
/' Одновременно с этим сама художественная деятельность \' не имела четкой жанро-родо-видовой структуры: словесное не отделялось от музыкального, эпическое от лирического, мифологическое от бытового. Подобно тому, как в борьбе со зверем первобытный охотник использовал и руку, и палку, и зубы, и камень, подобно тому, как в общении с другими людьми он использовал и слово, и крик, и жест, так и в первых опытах художественного творчества он оперировал и словесными, и музыкальными, и танцевальными, и пантомимическими, и графическими, и живописными, и скульптурными средствами. В ход было пущено все: танец, пантомима, пение, звучание инструментов, раскраска тела, украшение его всевозможными ожерельями, браслетами, подвесками. Использовались замысловатые прически и головные уборы, актерские действия и скульптурные маски, короче говоря - все доступные на данной ступени развития общества средства и способы художественной деятельности.
Однако уже с самых первых шагов давали о себе знать две существенно различные возможности: либо употреблялись
средства воплощения, которыми обладал сам человек (движения тела, звуки голоса), либо природные средства, внешние для человека (камень, кость, дерево, глина, естественные красители и т. д.). В результате плоды творчества в одном случае могли носить процессуально-динамический характер, а в другом - были неподвижны, статичны. Так, в развитии искусства образовались два «пучка»,/два «куста» или «комплекса»: мусический, вобравший в се&я древнейшие формы ело- ' весного, муТШк^ЯШого, танцевального и актерского творчества, и технический, объединивший древнейшие формы прикладного искусства, архитектуры, скульптуры, живописи и графики. Границы между ними были весьма условны, "и ~кГтому же в каждом из «пучков» со временем наметились два неодинаковых русла. Первое русло пробивало себе народное творчество -художественная деятельность народных умельцев, создающих ценности, связанные с народным бытом, а второе - профессиональное (или «ученое») искусство, то есть художественная деятельность людей, для которых искусство становится профессией (бродячие скоморохи, танцоры, фокусники и певцы)Л Исторически профессиональное искусство и фольклор (народное творчество) оказались в неравном положении. Фольклор был жестко ограничен косными, малоподвижными условиями жизни, тогда как профессиональное искусство начало довольно быстро развиваться, открывая новые выразительные средства, новые способы художественного освоения мира. Естественным следствием этого явилось то, что язык профессионального искусства все дальше уходил от языка народного творчества. И здесь человечество столкнулось с удивительным парадоксом: традиционализм, консерватизм, вековая устойчивость фольклора, казалось бы, должны были бы дать отрицательные эстетические последствия, однако проявился совершенно противоположный, положительный эффект. Ведь фольклорные формы просеиваются через «сито» эстетического опыта многих и многих поколений. Благодаря этому подавляющее большинство произведений фольклора обладает высокой художественной ценностью, тогда как в профессиональном искусстве художественное совершенство встречается достаточно редко.