Актерское искусство
Первая стадия разложения изначального синкретизма в рамках технического комплекса была связана с постепенным обособлением изобразительных искусств от искусств неизобразительных {кто. архитектонических), а вторая - с обретением «чистыми», одноэлементными структурами самостоятельного, обособленного бытия.
Живопись
Графика |
Изобразительное искусство
Скульптура
Технический комплекс
Архитектура
., Садово-
Изобразительное------- » вое
искусство. ^
' \ искусство
Декоративно-прикладное искусство
318
МорфОЛОГИЯ
Лекция IX
319
Живописные, скульптурные и графические изображения (то есть изобразительные искусства «технического» комплекса) поначалу не имели самостоятельного, самодовлеющего характера. Чаще всего они использовались как средства художественного оформления жилища, орудий труда и т. п. Позднее они обрели самостоятельное бытие, называемое обычно станковым, и превратились в эстетические объекты, независимые от конкретной среды. Их можно свободно перемещать из одного интерьера в другой, и их созерцание требует полной сосредоточенности на них одних. Если особенностью скульптуры, живописи и графики является, как правило, изобразительная конкретность, то архитектонические искусства технического комплекса базируются на широко обобщенной поэтической информации. Отказ от воспроизведения индивидуального облика предметов и явлений имеет здесь тот же смысл, что и в музыке, и в танце. Основные выразительные средства неизобразительного творчества - объемно-пространственные и цветовые соотношения, ритм, тектоника, пропорциональность и т. д. Исторический процесс вел к постепенному очищению зодчества, художественно-ремесленного, а затем и художественно-промышленного конструирования от элементов изобразительного творчества.
|
Особо следует остановиться на судьбах исполнительского искусства, обособление которого протекало параллельно с процессами, рассмотренными выше. Первоначальная стадия дифференциации художественной культуры была связана, кроме всего прочего, с выделением двух основных сфер {производства и потребления), а также с расчленением сферы производства на созидание и воспроизведение художественных ценностей.
Необходимо, однако, учитывать, что эти процессы «просматриваются» в истории искусства лишь в основных тенденциях. В некоторых фольклорных формах динамического искусства (в пении, танце и т. п.) автор, исполнитель и воспринимающий и по сей день бывают соединены в одном и том же лице; в распространенных видах бытового музицирования исполнитель и слушатель нередко слиты, хотя и отделены от автора; в процессе же импровизации, а также в концертно-исполнительской практике ХУИ-ХУШ веков в Европе композитор и исполнитель персонифицируются в одном музы-
канте, в то время как слушатель остается обособленным и т. д. И все же можно сказать, что для высокоразвитых форм искусства наиболее типично именно отчетливое разделение участников художественно-творческого процесса на авторов, исполнителей и воспринимающих, тогда как для первобытной художественной культуры характерна скорее их синкретическая нерасчлененность.
Нераздельность процессов созидания и исполнения проявилась в присущей динамическим искусствам импровиза-ционности. Первобытные поэты, композиторы и хореографы чаще всего и выступали в качестве исполнителей своих же творений, что было подхвачено в дальнейшем фольклорными музыкантами, танцорами и певцами (бардами, менестрелями, баянами, ашугами и др.). Но песня или сказка, ритуальный танец или миф не должны каждый раз сочиняться заново. Их воспроизведение на первых порах осуществляли сами авторы, а позднее - и другие люди, обладавшие необходимым творческим дарованием. При этом воссозданию художественной ценности была присуща особая импровизационная вариантность, в которой авторство практически растворялось. И лишь много позже, с развитием потребности сохранить изо-морфность сочинения, передаваемого в условиях «устной» традиции, появились интерпретаторы-полупрофессионалы.
|
Отсутствие четкой грани между авторами и исполнителями продолжало сохраняться и в художественной культуре рабовладельческого общества. Античная поэзия по своему существу оставалась устной и была неразрывно связана с музыкой, как и фольклорное поэтическое творчество. Произведения сочинялись поэтами-певцами в присутствии многочисленных слушателей. Разделение процессов сочинения и воспроизведения отчетливо выступало лишь в хоровой лирике и драме.
В те времена, когда не существовало специальных средств фиксации поэтического, музыкального и хореографического замыслов, авторы художественных произведений стремились «передать» их будущим исполнителям в практическом процессе обучения. Эта традиция сохранилась и в современном фольклоре. Так, изобретатель пляски в Меланезии обычно собирает своих знакомых, сообщает им то, что, по его мнению,
|
320
М орфология иск усств» Лекция IX
321
должно составлять содержание танца, и организует «репетиционный» процесс, в ходе которого добивается воспроизведения в телодвижениях своего первоначального замысла. Эти пляски нередко настолько сложны, что обучение продолжает-! ся в течение 4-6 месяцев при нескольких часах ежедневных упражнений. Потребность передавать из поколения в поколение ритуальные традиции (охотничьи и тотемические пляски, погребальные и поминальные церемонии) привела к появлению у древних народов особых знатоков, наиопытнейших руководителей, требующих от учеников строгого соблюдения устоявшихся игровых приемов, мимических телодвижений и способов ношения ритуальной одежды.
Столь же постепенно происходило разделение исполнителей и слушателей. Остаточные явления этой формы первобытного синкретизма надолго сохранились в различных культурах. Так, в камланьи алтайцев, где изображается сцена поимки души жертвенной лошади, все присутствующие временно делаются соисполнителями, помогая каму «ловить» и «помещать» душу лошади в приготовленный для этой цели загон. Описывая сеансы шаманского камланья, исследователи отмечают, что их созерцатели редко остаются пассивными зрителями. Они поют хором, играют на бубнах, танцуют, стараясь подражать в движениях шаману.
Социально-исторической почвой дифференциации производства художественных ценностей на сочинение и исполнение служило углубляющееся в общественной жизни разделение труда. Оно означало специализацию в обществе как целом различных социальных функций, выполняющихся отныне определенными группами людей, и сопровождалось обособлением наиболее важных сфер жизнедеятельности человека. Наметившееся разделение духовной и материальной практики, умственного труда и труда физического весьма своеобразно затронуло и сферу художественной культуры, отразившись в обособлении творческого акта художественного проектирования будущего произведения и акта его исполнительской объективации. Вычленение исполнительства в особый род художественной деятельности сыграло в целом прогрессивную роль. Если в те времена, когда автор и исполнитель прак-
тически сливались в одном лице, творческий характер исполнительства был как бы в «свернутом виде», отпочкование исполнительского искусства послужило мощным стимулом бурного развития в нем подлинно творческого начала. Недаром в музыкально-исполнительской практике Европы в XVII-XVIII веках заметно усилилось внимание к исполнительству как творчеству, начался симптоматичный процесс формирования исполнительских школ. В этот период пробуждается интерес к эстетическому осмыслению природы исполнительских искусств. А на рубеже XVIII и XIX веков на смену «играющим композиторам» приходят «сочиняющие исполнители».
Подсистема воспроизведения художественных ценностей в динамическом искусстве продолжала свое расслоение, во-первых, в связи с дифференциацией исполнительского творчества на отдельные классы, семейства, виды и подвиды (в результате чего исполнительская деятельность приобретала черты, свойственные только временным или только пространственно-временным искусствам, изобразительным или неизобразительным, а также распадалась на актерскую, музыкально-исполнительскую, хореографическую и другие разновидности), а во-вторых, в связи с наметившимся отпочкованием в исполнительской практике ряда частных, специфических функций (режиссерской, дирижерской, собственно исполнительской).
Если режиссер выполняет миссию посредника между различными областями творчества (литературой, актерским искусством, музыкой, танцем), то дирижер соединяет первичную и вторичную формы художественной деятельности в одной и той же области. Этой областью является музыка; ни одна другая сфера искусства не породила до сих пор подобной разновидности исполнительского творчества. Как и режиссер, дирижер - основной истолкователь и координатор художественных усилий целого коллектива. Однако режиссерское творчество всегда предшествует конкретному исполнению (представлению, спектаклю), а деятельность дирижера обязательно выходит за пределы репетиционной работы и в своей концертной или театральной форме разворачивается в присутствии воспринимающей аудитории.
В театральном искусстве XIX века режиссер занимал малозаметное, второстепенное место, приоритет принадлежал
1 1 Заказ № 299
322
Морфология искусства
Лекция IX
323
актерскому началу. Когда же театр, а затем и кино выдвинули крупных режиссеров-постановщиков (таких, как К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Е. Б. Вахтангов, С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Ф. Феллини, М. Антонио-ни и др.)» начался стремительный процесс укрепления главенствующей роли режиссерской функции в исполнительстве, что в своих крайних проявлениях вылилось в стремление отдельных создателей фильмов обойтись вовсе без актеров-профессионалов. Аналогичные тенденции не трудно усмотреть и в других исполнительских искусствах, в частности в музыке, где солисты (скажем, певцы в оперном театре) постепенно уступали свою ведущую роль дирижеру.
/Дифференциация - необходимое условие поступательно-го~развития художественной культурыА Искусство предъявляет к исполнителю все более высокие требования. Все чаще здесь становятся необходимыми специфическое художественное дарование, высокий уровень исполнительского мастерства, полная самоотдача артиста.
И, конечно же, самостоятельное значение исполнительство приобретало в длительном процессе трансформации устного творчества в письменное. Появившаяся возможность закрепить художественные замыслы с помощью особых систем записи сыграла исключительную роль в истории художеств. Изобретение письменности превратило искусство слова в литературу и повлекло за собой обособление писателя и чтеца, драматурга и актера. Аналогичные процессы захватили обширную область музыкального искусства, где результатом появления средств фиксации музыки стало отделение композитора от исполнителя. В своих общих чертах эта же тенденция наметилась и в сфере хореографии, в которой, однако, способы записи танца стали успешно вырабатываться лишь несколько десятилетий назад, а сочинение до сих пор не обособилось от исполнения настолько, насколько это оказалось возможным в литературе, музыке и искусстве театра.
Появление письменности, как известно, относится ко времени родового строя. Нотное письмо сложилось позднее но уже к XV веку приобрело достаточно совершенный вид. Не объясняется ли этим, хотя бы частично, тот широко извест-
ный факт, что даже само авторское право в сфере хореографии практически не охранялось (да и не могло охраняться) вплоть до сравнительно недавнего времени. Ни для кого не секрет к тому же, что в один (и, заметим, весьма многочисленный) ряд величайших писателей, поэтов и композиторов можно включить лишь считанные единицы выдающихся сочинителей танца. Некогда связанные «по рукам и ногам» синкретическим единством, «освободившиеся» в процессе дифференциации художественные структуры начали свой стремительный бег, сопровождавшийся активными поисками новых выразительных средств, жанров и форм. Но такова уж печальная диалектика развития: всякое завоевание приходится оплачивать дорогой ценой. Отрицательным последствием дифференциации стала частичная утрата разносторонности и полноты отражения жизни, которые были подвластны синкретическому творчеству. Это создавало предпосылки для «художественной гибридизации», «выведения» оригинальных явлений, неведомых прежде синтетических художественных образований, что возвращает нас к необходимости максимально точного воспроизведения идей М. Кагана, подробно исследовавшего особенности процесса интеграции в искусстве.. га\М'|^ТСуществует по меньшей мере три способа сочетания ис-куоттв:
- конгломеративный, предполагающий механическое объе
динение разных искусств в определенном отрезке простран
ства и времени (примером может служить сочетание музы
кальных, танцевальных, цирковых и других номеров в обыч
ной концертной программе, где каждое явление искусства не
сет вполне самостоятельное значение);
- ансамблевый, отличающийся таким соединением ху
дожественных образований, в котором они играют относитель
но-самостоятельную роль (представим себе архитектурный
комплекс с использованием выразительных возможностей
садово-паркового искусства, монументального творчества,
скульптуры и т. п.);
~ органический, предполагающий такое скрещение двух или более искусств, которое рождает качественно своеобразную, целостную художественную структуру! (таков, скажем
Морфология искусства
театр основанный на искусстве драматурга с его литератур, ным сценарием, художественной деятельности режиссера, актерском творчестве, совмещающем в себе художественное чтение и пантомиму, а также включающий в себя музыку, театрально-декорационное искусство, искусство грима и т. д.).
Последний способ сочетания искусств и имеет прямое отношение к процессу интеграции в системе художественной культуры. В результате словесные, музыкальные, актерские и танцевальные искусства мусического комплекса образуют бинарные (словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, словесно-актерские, актерско-хореографические, актерс-ко-музыкальные) и многочленные синтетические структуры (такие, например, как сценические искусства - драматический, оперный, хореографический театр и др.)- Аналогичным образом осуществляется интеграция в пределах технического комплекса, где также появляются качественно новые бинарные и многочленные художественные структуры. В особых связях и перекрещиваниях интегрируются между собой художественные явления, принадлежавшие ранее только му-сическому или только техническому комплексу. Все это сопровождалось открытием принципиально новых способов художественного синтеза и приводило к появлению оформительского творчества, киноискусства, радиоискусства, телевизионного искусства и т. п. Последнее, в свою очередь, стало свидетельством наметившейся интеграции не только в рамках самого искусства, но и далеко за его пределами: художественная деятельность активно проникает в мир техники, спорта и информации.
И, наконец, характеристика исторической динамики в мире искусства была бы неполной, если бы мы не упомянули о процессе появления новых художественных образований на относительно высоких ступенях развития и отмирания устаревших форм художественного творчества. На одних участках мир искусства расширяет свои границы, а на других - сужает. Это явление получило название «морфологической пульсации».
Важные в прошлом виды, разновидности, роды и жанры искусства лишаются социальной ценности, интерес к ним постепенно угасает. Однако, практически исчезнув на длитель-
325 |
Лекция IX
ный период, они могут «неожиданно» проявить себя вновь. Так, например, надолго и, казалось бы, навсегда утратила свое значение такая форма древнейшего искусства, как художественное оформление человеческого тела. Остаточные явления этого вида (татуировка) сохранились лишь в отдельных и весьма локальных субкультурах. Но сейчас, похоже, нанесение на тело рисунков накалыванием и втиранием под кожу красящих веществ получило какой-то новый импульс и стало постепенно распространяться, принимая довольно экстравагантные формы. Весьма поучительна и драматическая история ораторского искусства, рождение и расцвет которого были возможны лишь в условиях изустности демократических форм социального общения Античности. Первым известным оратором и учителем красноречия в Древней Греции был софист Гор-гий (483-375 до н. э.). Своим искусством построения и публичного произнесения речи славился и древнегреческий публицист Исократ (436-338 до н. э.). Теоретически обосновал ораторское искусство Аристотель в книге «Риторика». В Древнем Риме наиболее значительные труды в этой области принадлежали выдающемуся оратору Античности Цицерону (106-42 до н. э.) и Квинтилиану (35-95). Значение риторики в средние века еще сохранялось, хотя она заметно деформировалась, превратившись в свод схоластических правил. Позднее началась полоса ее быстрого и решительного упадка. Риторика перестала считаться обязательным разделом поэтики, а слово «риторический» даже приобрело отрицательный эстетический смысл («внешне эффектный, но бессодержательный», «выспренный», «напыщенный» и т. п.). М. Каган несомненно прав: хотя блестящие ораторы рождаются не реже, чем в старину, само ораторское искусство, увы, прекратило свое существование. Оно исчезло как отрасль художественной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. К спорам о природе искусства // Художник. - 1974. - № 11;
1975. - № 8.
2. КаганМ. С. Эстетика, как философская наука. - СПб., 1997.
326
ЛекцияX
327
лекса привело к формированию трех онтологических классов искусств. |
пространственно-временные" искусства |
пространственные искусства |
временные искусства |
Лекция X
1.3. Искусство как система классов, семейств, видов, разновидностей, родов и жанров
В прошлой лекции мы рассмотрели особенности диахронического (исторического) процесса формирования системы искусства. Перейдем теперь к синхроническому (логическому) анализу; явления мира искусств должны предстать перед нами как существующие одновременно. В этом случае логика окажется своеобразным инобытием истории. Синхронический анализ - это тот же диахронический, только освобожденный от исторической формы.
статичные искусства |
динамичные искусства |
Начнем с характеристики онтологического критерия классификации, поскольку в качестве исходного принципа мы избрали бытие произведений искусства, а не условия их создания или восприятия. Надо учитывать также, что распад изначального синкретизма проявился прежде всего в раздвоении мира искусств на основе различия используемых материалов: это могли быть либо предметы окружающей среды, либо выразительные средства, присущие человеку. В результате наметилось образование статичных и динамичных художественных структур, объединяющих соответственно искусство технического и мусического комплексов.
В свою очередь динамические художественные образования отчетливо распадались на временные и пространственно-временные, что с учетом существования технического комп-
Искусства, следовательно, могут быть только простран
ственными, только временными или только пространствен
но-временными. Сюда укладывается все, что когда-либо в мире
искусств существовало, существует сегодня и когда-либо бу
дет существовать. Ничего другого в искусстве быть не может:
четвертого, как говорится, не дано. <2А*м и..
Продвинемся немного вперед и введем семиотический критерий классификации, поскольку материальная конструкция произведения искусства важна не сама по себе, а лишь как семиотический объект, как носительница некой художественной информации.
Ранее уже отмечалось, что искусство говорит с человеком либо на языке реальных жизненных впечатлений, либо предлагает нашему вниманию нечто отличное от того, что мы видим и слышим. Эта особенность искусства хорошо известна эстетике с XVIII века. На существование двух основных типов знаков указывали многие философы и искусствоведы. Одни называли их «естественными» и «искусственными», другие -«произвольными» и «непроизвольными». Иногда употреблялись и другие названия («определенные» и «неопределенные»,
^___________ Морфология иск усств
& ёш* О _________ __———■--------------------------------- ' " ■--- —
♦ объективные* и «субъективные* и т. п.). В конечном итоге, однако, за одним из этих художественных языков закрепился термин «изобразительный», а за другим - «неизобрази-тельный* («выразительный» или «архитектонический»). Первый базируется на представлении нашему вниманию носителей ценности в их реальном обличий, то есть предполагает имитацию предметно-физической стороной произведения искусства вещественных форм окружающего мира, а второй - на раскрытии самого ценностного отношения, минующего имитацию предметно-физической плоти отражаемых явлений. Введение семиотического критерия классификации позволяет вычленить три семиотических класса искусств: искусство изобразительного характера, искусство неизобразительного характера и искусство со смешанным, изобразительно-неизобразительным типом художественного языка.
Изобразительное искусство
Изобразительно-неизобразительное искусство
Неизобразительное искусство
На этой схеме семиотические классы мира искусств условно представлены в виде концентрических фигур. Внешнее кольцо символизирует изобразительное искусство, центральное ядро - неизобразительное, а среднее кольцо - искусство смешанного, изобразительно-неизобразительного характера. Как и в случае с делением искусств на пространственные, временные и пространственно-временные, в результате чего были получены два противоположных онтологических класса (пространственные и временные) и один смешанный (пространственно-временные искусства), - при определении трех семиотичес-
329 |
Лекция X
ких классов мы сталкиваемся с аналогичной картиной. Здесь, как и в первом случае, существует два противоположных класса (изобразительные и неизобразительные) и один смешанный (искусства изобразительно-неизобразительного типа).
Получив представление о трех онтологических и трех семиотических классах искусства, сделаем небольшое обобщение: классы — это относительно самостоятельные сферы мира искусств, отличающиеся существенными онтологическими или существенными семиотическими признаками.
Само определение класса как морфологической категории наводит на мысль о возможности совмещения онтологического и семиотического критериев классификации и их одновременного рассмотрения. Достаточно наложить одну схему на другую, чтобы наглядно убедиться в следующем: «скрещение» трех онтологических и трех семиотических классов дает девять основных семейств искусств (словесных и музыкальных, актерских и танцевальных, изобразительных и архитектонических, а также трех семейств смешанного типа).
Каждый из трех онтологических и трех семиотических классов искусства включает в себя три семейства. При этом
330
Морфология искусства
Лекция X
331
каждое семейство одновременно входит в один онтологический и в один семиотический класс. Так, область музыкального творчества относится к временным неизобразительным искусствам, а область актерского - к изобразительным пространственно-временным и т. п.
Одни семейства отличаются друг от друга только онтологическими признаками (например, архитектонические и хореографические искусства, относящиеся соответственно к пространственным неизобразительным и пространственно-временным неизобразительным видам творчества), а другие - только семиотическими (к их числу можно отнести музыкальные, то есть временные неизобразительные, и словесные - временные изобразительные). Бывает, однако, и так, что семейства отличаются друг от друга одновременно и онтологическими признаками,.иг признаками семиотическими (достаточно сравнить между собой область архитектонического и актерского творчества: первая относится к пространственным неизобразительным искусствам, вторая -к изобразительным пространственно-временным). А это, в свою очередь означает, что семейства - это составные части классов мира искусств, отличающиеся существенными онтологическими и (или) существенными семиотическими признаками. С точки зрения таксономии, представляющей собой теорию классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, имеющих иерархическое строение, взаимоотношения классов и семейств искусства есть взаимоотношения таксономические. Класс и семейство могут рассматриваться как таксоны, то есть как иерархически соподчиненные объекты. Таксономические отношения возникают там, где «одно» целиком включает в себя «другое».
Необходимо отметить, что при всей значимости таких уровней морфологической организации искусства, как класс и семейство, основной структурной и классификационной единицей морфологического анализа все же является вид. Недаром подавляющее большинство трудов по эстетике, в которых обсуждаются закономерности строения искусства, представляет многообразный мир последнего прежде всего как систему видов. И если в нашем курсе эта лекционная тема имеет другое название {система искусств, а не система видов), то это
связано с намерением подчеркнуть, что искусство имеет и другие уровни морфологической организации, расположенные как выше, так и ниже видового членения.
Понятие «вид» опирается прежде всего на специфические особенности материала, из которого создается произведение. Слово, музыкальный звук, камень, краска или телодвижение -вот что прежде всего обращает на себя внимание, «бросается нам в глаза», когда мы стремимся сориентироваться в бесконечном разнообразии художественных форм. У каждого вида есть свой предмет отражения, неповторимая грань реальности, которая становится доступной лишь соответствующему способу художественного освоения и предполагает использование соответствующего художественного языка. Виды искусства — это и есть конкретные способы художественного освоения мира, в которых те или иные типы знаковых систем (изобразительные, неизобразительные, смешанные) реализуются на сигнальной базе физических свойств определенного материала.
Виды искусства «распадаются» на разновидности (или подвиды). Границы между ними условны, и надо согласиться с М. Каганом, что морфологические критерии, которые бы позволили отличать виды от разновидностей, до сих пор до конца не определены. Ясно, пожалуй, только то, что разновидность - это форма существования данного вида, и что вид и разновидность - таксоны.
В нашем лекционном курсе мы не ставим задачу охарактеризовать все виды и разновидности мира искусств. Скорее всего, это - задача соответствующих искусствоведческих дисциплин. Чтобы получить представление об этих уровнях морфологической организации художественных образований, кратко остановимся на характеристике видов и разновидностей области изобразительного творчества.
Начнем с процесса дифференциации структур, входящих в это семейство. Первое заметное различие в их материале - объемность (трехмерность) и плоскостность (двухмерность). Этот признак определял различия скульптуры и живописи - двух основных видов изобразительного творчества. Вплоть до начала XX века эстетическая теория не расценивала графику в качестве самостоятельного вида. Рисунок иногда рассматривали как
332 |
Морфология ис кусства
разновидность живописи, а чаще - как основу пластических искусств. В триаде так называемых изящных искусств рядом с живописью и скульптурой ставили зодчество (хотя архитектура, конечно^ не является изобразительным искусством; их объединяло то, что живопись, скульптура и архитектура входят в класс пространственных искусств). И лишь позднее в рисунке стали видеть самостоятельную художественную ценность, в результате чего черно-белое и вообще монохромное изображение на плоскости назвали графикой и отнесли к особому виду изобразительного искусства. Техническими разновидностями графики стали считать рисунок карандашом, углем, пером, пастелью, а также гравюру на дереве, металле, линолеуме и т. д.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что границы между живописью, графикой, скульптурой имеют не абсолютный, а относительный характер. Цветной акварельный или пастельный рисунок приближается к границе, пролегающей между графикой и живописью. В живописи же также имеются пограничные явления - это тональная живопись, в которой к минимуму сведена роль полихромии.
С изображением на плоскости в определенном смысле соприкасаются разновидности скульптуры. Ведь кроме круглой пластики скульптура включает в себя горельеф (разные степени высокого рельефа) и барельеф (совмещающий выступающие объемы с выгравированным на плоскости изображением). Скульптура соприкасается с живописью еще и в том, что прибегает к помощи цвета (таковы первобытные маски, средневековая деревянная или народная глиняная скульптура).
В дальнейшем развитии изобразительного творчества процесс дифференциации пластических искусств стал дополняться встречной тенденцией - их интеграцией и образованием качественно новых синтетических структур. К последним можно отнести искусство панорамы, соединяющее двухмерное живописное изображение задника со всеми формами трехмерного изображения - от барельефа до «чистой» скульптуры. Панорамное изображение имеет и еще одну особенность: оно окружает зрителя и ориентирует на круговое восприятие изнутри. Восприятие панорамы существенно отличается от восприятия живописи, графики или скульптуры.
333 |
Лекция X
Пограничной формой панорамы (или ее разновидностью?) является диорама. Это - картина, нарисованная с обеих сторон просвечивающей плоскости (тонкой ткани или матового стекла). Изображение находится в специальном углублении и освещается так, что создается впечатление не плоскости, а пространства.
К бифункциональным художественным образованиям можно отнести и искусство игрушки. Эстетическая теория этого своеобразного вида пластических искусств разработана слабо, поэтому значительно чаще встречается взгляд на игрушку с позиций педагогики, нежели с художественной точки зрения. Следует, однако, признать, что наряду с многочисленными игрушками, имеющими исключительно дидактическое назначение, существуют и такие, которые имеют прямое отношение к искусству и обладают значительной художественной ценностью. Таковы лучшие образцы народных промыслов, а также произведения японского, китайского, французского «сувенирного» художественного ремесла, в которых, кстати сказать, грань со скульптурой малых форм (статуэткой) также весьма размыта.
Иногда игрушка приобретает черты потенциальной динамичности (имеются в виду заводные игрушки или игрушки с подвижным сочленением частей). Это явление представляет собой особый интерес, поскольку свидетельствует о возможности объединения пространственных и пространственно-временных искусств. Самодвижение пластической формы - особый прием в сфере пространственного творчества. Пограничным явлением здесь служит, например, «игрушка-кукла» (в том числе марионетка или кукла-перчатка в кукольном театре).
Своеобразными видами изобразительного творчества считаются искусство грима, где специфическим средством создания художественного образа стало изображение на лице человека лица совсем другого существа (например, персонажа пьесы или кинофильма) и художественная фотография, которая лишь на первый взгляд дублирует некоторые возможности графики или живописи. На поверку все же оказывается, что художественная фотография - этот новый, складывающийся вид изобразительного творчества, имеет свою образную нишу и отличается от живописи и графики обяза-
I I
334
Лекция X
335
тельной документально-художественной направленностью, поскольку никогда не «отвлекается» от натуры.