Лекция VI
ка, из множества которых состоит ткань искусства. Художественный образ и есть тот критерий, на основании которого мы отделяем искусство от неискусства. Если предмет или процесс, созданный человеком, овеществляет, объективирует, материализует художественный образ, значит он относится к сфере искусства. Если же предмет не содержит в себе художественного образа, относить его к миру искусства мы не можем.
В самом первом приближении художественный образ следует определить как особый, присущий одному лишь искусству, способ освоения окружающего нас мира. В философский и эстетический оборот это понятие ввел Гегель, который указывал, что в противоположность научному понятию художественный образ «являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность». Этот подход в целом разделял и Белинский, трактовавший искусство как «мышление в образах». В гносеологическом плане художественный образ представляет собой отражение действительности, а значит, и ее познание. По способу своего существования, то есть в онтологическом аспекте, художественный образ проявляется как «образ-замысел», «образ-произведение» и «образ-восприятие». «Образ-замысел» при этом есть некий идеальный феномен, возникший в сознании художника в результате отражения определенных сторон действительности, «образ-произведение» - его материализация, закрепление в предметно-физической плоти искусства, а «образ-восприятие» - своеобразное возвращение в идеальную сферу, воссоздание его в рамках внутреннего мира читателя, зрителя, слушателя. Художественные образы бывают статичными (неподвижными) и динамичными (имеющими процессуальный характер) в зависимости от того, какой материал используется в создании предметно-физической основы искусства: в первом случае прибегают к помощи неких природных, внешних для человека средств (дерево, камень, бронза), во втором - к возможностям, которыми обладает сам человек (звуки голоса, телодвижения и т. п.). И, наконец, в искусствознании с помощью особой терминологии подчеркивается неодинаковый масштаб его проявления. «Микрообраз* в этом случае означает структурно-смысловую единицу художественной ткани (в поэзии, например, это тропы, в музыке -
|
224
Сущность и функции искусства
225
интонации), «макрообраз» - персонаж в романе, пьесе, фильме, музыкальную тему или лейтмотив в симфоническом творчестве, и «метаобраз» - единую картину мира, воссоздаваемую в искусстве в целом (в том или ином художественном направлении, в наследии какого-либо художника и т. п.).
Трактовка искусства как формы отражения объективного мира имеет мощную философскую традицию, насчитывающую свыше двух тысяч лет. Искусство как «мимезис» (подражание) подробно обосновал еще Аристотель: «Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая, большая часть авлетики и кифаристики - все это, вообще говоря, искусства подражательные; различаются они друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают, что не всегда одинаково» (цит. по кн.: [1]). Подражание сопровождается удовольствием. Удовольствие покоится на радости узнавания, а узнавание - это переход от незнания к знанию. Утверждая, что искусство по своей природе есть мимезис, Аристотель подчеркивал его огромное познавательное значение.
|
Платон в целом принимал миметическую трактовку природы искусства, однако начисто отрицал его познавательные возможности. В отличие от Аристотеля, который считал, что искусство расширяет реальный жизненный кругозор человека, делает его умнее, добрее, счастливее, Платон был абсолютно убежден в обратном: искусство лишено познавательной ценности, оно вводит людей в заблуждение. Иначе и не могло быть, ведь предметы и явления, которые нас окружают, согласно воззрениям Платона, не составляют подлинного бытия. Они возникают как бледные тени вечных сущностей, образующих первичный мир верховных идей. Когда трудится плотник, он создает не идею скамьи, а ее жалкую копию. Художнику и вовсе остается перенести на полотно только копию копии. Он способен создать лишь тени теней, отражения отражений. Он не приближается к сущности мира, а отдаляется от нее.
Так сложились две философские тенденции, продолжающие существовать и поныне. Одна признает познавательную ценность искусства, другая ее отрицает. Весьма характерно и то, что некоторые философы, соглашаясь в целом с познавательным значе-
нием отдельных областей искусства, считают музыку безусловным исключением. Например, тот же Платон выделял музыку из семьи искусств, поскольку не находил в ней каких бы то ни было миметических свойств. В XIX веке резкое противопоставление музыки другим искусствам стало ведущим принципом эстетики Шопенгауэра и всей интуитивистской эстетики. Австрийский музыковед Эдуард Ганслик (1825-1904) прямо говорил, что теория «мимезиса» Аристотеля давно отвергнута: музыка не является подражанием жизни и в этом смысле «бессодержательна». Справедливо выступая против недооценки специфических особенностей музыки и вульгаризаторских попыток найти в музыкальной ткани прямое изображение конкретных явлений природы или событий общественной жизни, Ганслик впадает в другую крайность. Если у слушателя и рождаются «приятные переживания», то самому музыкально прекрасному «до этих переживаний нет никакого дела». Обозначить что бы то ни было составляющее содержание той или иной музыкальной темы совершенно невозможно. Крайне наивно усматривать в ней «шепот нежности» или «бурление воинственного духа». Один в музыке почувствует «любовь», другому пригрезится «тоска», третьему- «религиозноеблагоговение». Никто не может их оспорить. Любовь, гнев, религиозное чувство «вносятся» в музыку «нашим собственным сердцем».
|
Испанский философ, публицист и общественный деятель Хосе Ортега-и-Гасет (1883-1955) утверждал, что искусство -это «шестой континент, ничем не связанный с пятью континентами Земли». А польский философ Роман Ингарден (1893-1970) пришел к выводу о том, что музыкальное произведение представляет собой «совершенно замкнутый в себе мир» (или мирок), по своему строению ничем не связанный с реальным миром, и в особенности с материальным миром и пространством, в котором оно находится» [2].
«Мимезис», кроме всего прочего, часто понимался упрощенно и трактовался как теоретическая платформа натурализма. Тут-то и вступали в бой сторонники другой, противоположной концепции. Они утверждали, что искусство - не отражение, а преображение действительности, не познание, а созидание ее. Причем каждый из этих подходов опирался на
8 Заказ №• 299
226 |
Сущность и функции иск усства
действительно присущие искусству особенности. Искусство нельзя толковать только кок «подражание», «воспроизведение», «познание» или толькокак «преображение», «творение духа», «созидание новой реальности». Природа искусства диалектически противоречива. Миметическая и твор-ческо-созидательная стороны искусства образуют его неразрывную дихотомию. Миметическая (познавательная) сторона природы искусства нашла подробное обоснование в трудах многих выдающихся мыслителей, среди которых особенно выделяются Аристотель, представители французского Просвещения и Гегель. Первое теоретическое осмысление творческо-созидательной (деятельностной) грани искусства мы находим в XIX веке у сторонников так называемой формальной школы (Вёльфлин, Ригль, Гильдебранд, Фидлер), хотя сам по себе исследуемый ими феномен был, разумеется, присущ искусству изначально. В рамках первой концепции на протяжении многих веков искусство трактуется как воспроизведение духа времени: оно дает нам образ мира, человека и действительности в целом. Согласно же второй концепции искусство само определяет дух времени, а не является просто воспроизведением или воплощением его. Миметическая концепция исходит из того, что искусство должно служить обществу, выполнять свою гносеологическую, социальную, воспитательную роль. Творческо-со-зидательная трактовка связана с отрицанием служебной роли искусства и утверждает его самоценность, суверенность и самодостаточность. Так, некто Гертруда Стайн как-то спросила Пикассо, только что завершившего создание на холсте ее живописного образа: «Вы находите, что этот портрет похож на меня?» и получила ответ: «Нет, я этого не нахожу. Но, быть может, когда-нибудь вы будете похожи на этот портрет».
1.2. Миметическая сторона природы искусства
Старые великие мастера не знали такой, безусловно показавшейся бы им абсурдной, формулы, как «искусство для искусства». Ни один признанный шедевр не создавался в про-
227 |
Лекция VI
шлом только «ради искусства» (ради желания только лишь «сделать красиво»). Сакраментальная надпись «8. Б. О.», выведенная И. С. Бахом за последним аккордом «Рождественской оратории», означает: «8оН Бео С1опа» - Единому Богу Слава. Не зная этого, мы будем иметь превратное представление о том, для кого и ради чего он писал. Все христианское искусство есть искусство символическое. Невозможно по достоинству оценить его творения, если не раскрыт сюжет и не понято символическое значение изображения. Таковы росписи Сикстинской капеллы Микеланджело, «Преображение Христа» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Поклонение волхвов» Боттичелли, «Поругание Христа» и «Шествие на Голгофу» Джотто, «Бегство в Египет» и «Соломея» Альбрехта Дюрера, «Призвание Матфея» и «Иоанн Креститель» Караваджо, «Благовещение» Эль Греко, «Симон в храме» Рембрандта, «Пронзение Христа копьем» Рубенса и многие другие.
Конечно, если предмет научного познания - весь объективный мир, то предмет искусства несколько уже. Как правило, это явления, воспринимаемые с помощью зрения и слуха. Исключение, в отдельных случаях, составляет осязание, значение которого для постижения действительности, формирования человеческого интеллекта, развития способностей также весьма велико (известна, например, деятельность слепых мастеров, добившихся высоких результатов в конструктивно-пластических видах художественного творчества). Кроме того, сами по себе процессы, протекающие в глубинах материи, внутреннее развитие в растительном и животном мире, последовательная смена биологических и физиологических состояний человека (процесс пищеварения, например) и т. п., составляющие безусловный интерес для науки, у искусства особого внимания вызывать не могут. Главный предмет искусства -человек. Явления действительности выступают в качестве предмета художественного освоения лишь тогда, когда они берутся в их отношении к человеку, в их значении для него. Разумеется, искусство может человека непосредственно и не изображать, как это бывает в натюрморте или пейзаже. Но природа в любом случае воспроизводится только так, как ее видит, переживает и осмысливает художник. Когда у
Сущность и функции искусства
М. М. Пришвина спросили, не ограничивает ли он свой талант, обращаясь исключительно к описанию цветов, лесов и животных, он ответил, что «нашел себе любимое занятие: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой». Специфика предмета искусства хорошо раскрывается с помощью термина «личностный смысл». Этот термин был введен в научный обиход крупным отечественным психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903-1979) и трактуется как субъективное значение для человека предметов и явлений окружающего мира. В отличие от объективного значения, существующего для всего общества и признанного общественно-исторической практикой, личностный смысл представляет собой значение объекта для конкретного человека. Субъективное значение - это значение «для меня». Оно зависит от моего противостояния объекту и определяет мои устремления и вкусы. Так, скажем, профессия врача - это, безусловно, нужная и полезная профессия, может быть, даже самая необходимая и благородная на свете. Таково ее объективное значение (или значение «для всех»). Однако «для меня» эта профессия не имеет особого смысла. Она мне не нравится и я никогда не хотел стать врачом. Поясняя понятие личностного смысла в книге «Искусство как процесс», М. Е. Марков пишет:
«Вот женщина, о которой вы знаете достаточно много, но не в такой степени к ней близки, чтобы составить о ней пристрастное представление. Аналогично вашему мнение о ней и большинства других; следовательно, данное представление объективно - разумеется, в степени, доступной людям, когда они судят о себе подобных. Что вы можете сказать об этом человеке? Женщина как женщина, ничего выдающегося ни внешне, ни по душевным качествам. Но вдруг эта личность вырастает для вас до гигантских, всепоглощающих размеров. Уже никакие другие женщины не могут сравниться с ней ни по привлекательности, ни по всем другим признакам. Вы влюблены.
Изменилась ли ваша пассия объективно? Да нет, не особенно. Осталась такой, как была (если не брать в расчет результат ее реакции на ваше отношение). Но она приобрела для вас новый смысл: не сотрудницы по учреждению, не
229 |
Лекция VI
члена одного с вами профсоюза, не «одной знакомой», а, пользуясь несколько архаичным, но верным термином, - вашей возлюбленной. И теперь ваше поведение, ваши действия в связи с ней будут определяться не столько ее объективными качествами, сколько прежде всего этим самым субъективным эмоциональным смыслом» [3].
Личностный смысл - обязательный атрибут искусства. Предмет художественного освоения включает в себя диалектику объективного и субъективного. Вот почему отношение художника к миру включается в предмет художественного познания и образует важнейшую его грань.
Отличие художественно-образного познания мира от познания научного проявляется не только в предмете отражения. Особенно полно оно обнаруживается в содержании искусства и прежде всего в диалектике общего и единичного, объективного и субъективного, эмоционального и рационального.
Диалектика общего и единичного. Важная особенность художественного образа - его индивидуальная определенность. Искусство нередко воспроизводит действительность в формах самой жизни. Однако считать искусство исключительно миром единичного, случайного, непосредственного было бы неверно. На создание копии в искусстве ориентирует лишь платформа натурализма. В высказываниях отдельных теоретиков периода поздней Античности, восхищавшихся по поводу воссоздания в мраморе винограда, который клюют птицы, или изображения цветов, с которых пчелы, якобы, пытаются собирать нектар, сквозит недопонимание особенностей познавательного процесса в искусстве. Нельзя не согласиться с Ю. Боревым, который по этому поводу остроумно заметил, что если искусство обманывает птиц - это еще полбеды; беда, когда оно обманывает людей. Цель искусства состоит отнюдь не в том, чтобы копировать природу или выдавать свои произведения за предметы и явления действительности.
В одной древнеиндийской притче рассказывается о слепцах, которые захотели узнать, что собой представляет слон. Погонщик, сопровождавший слона, разрешил им подойти и ощупать его пальцами. Один обхватил ногу слона и сразу понял, что слон - это столб; другой прикоснулся к брюху
230
Сущность и функции искусства
Лекция VI
231
животного и ему показалось, что слон - это жбан; третьему в руки достался только хвост и он решил, что слон - это корабельный канат. Так и художник, изображающий лишь случайные, единичные черты окружающей его действительности, познает не сущность, но одну только кажимость ее.
♦ Фотографические снимки, - говорится в романе Ф. Достоевского «Подросток», - чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотограф же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк - нежным» [4]. «Задача искусства, - писал О. де Бальзак, - не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать <...> Иначе скульптор исполнил бы свою работу, сняв гипсовую форму с женщины. Ну, так попробуй, сними гипсовую форму с руки своей возлюбленной и положи ее перед собой, - ты не увидишь ни малейшего сходства, это будет рука трупа, и тебе придется обратиться к ваятелю, который, не давая точной копии, передаст движение и жизнь. Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ» [5].
Показательна и следующая мысль М. Горького. Если художник, стремящийся создать образ лавочника, перенесет на полотно первый же попавшийся ему на улице персонаж, он едва ли достигнет успеха. Для того, чтобы каждый из зрителей признал в нарисованном лавочника, художник должен внимательно изучить все, что свойственно многочисленным представителям этого социального слоя и взять у одного из них характерное выражение лица, у другого - манеру держаться, у третьего - детали одежды и т. п. Такой обобщенный, собирательный образ, если он к тому же принимает вид конкретного, индивидуализированного лица, является правдивым отражением действительности и отвечает поставленной цели: у большинства зрителей, хотя бы на интуитивном уровне, имеются соответствующие представления.
«Знакомый незнакомец» - так называл Белинский персонажи классической литературы. Практически каждая из читательниц «Тридцатилетней женщины» Бальзака в письмах к писателю в той или иной форме выражала мысль о том, что в образе главной героини романа маркизы Жюли д'Эглемон она узнала себя. Это не так уж и наивно, поскольку Бальзаку действительно удалось дать совокупный портрет французской женщины XIX века.
Уже Аристотелю было ясно, что художественная правда не сводится к простой точности воспроизведения предметов и явлений окружающей действительности. Он не требовал их абсолютной адекватности. Различие между историком и поэтом состоит не в том, что один пользуется размерами, а другой нет, а в том, что «первый говорит о действительно случившемся, а второй о том, что могло бы случиться». Поэт говорит «об общем», и отражение событий в искусстве совершается «по вероятности и необходимости». Художник может поступаться точностью воспроизведения и даже допускать «ошибки», изображая «лошадь, сразу поднявшуюся на обе правые ноги», или «самку оленя с рогами», если этим обеспечивается необходимая выразительность произведения.
Шиллер изобразил своего Дона Карлоса молодым и красивым. Исторический же Дон Карлос был уродливый карлик. Погрешил ли поэт против художественной правды? Нет, конечно, ведь он отразил главное - антидеспотизм героя.
Чтобы лучше ощутить разницу между отражением действительности в обобщающих абстракциях - с одной стороны, и ее воспроизведением в художественно-образной форме - с другой, сравним определение цветка в научной (или учебной) литературе и воплощение цветов в поэзии. В первом случае цветок чаще всего определяется как часть растения, обычно имеющая вид венчика из лепестков, окружающих пестик с тычинками. Здесь мы имеем дело с мысленным выделением существенных свойств и связей предмета и с отвлечением от других, конкретных, частных его проявлений. Совершенно иначе воспринимается образ цветов в стихотворении С. Васильева:
о я о Л. I/ ~* |
Сущность и функции искусства
У этих цветов
Был неслыханный запах,
Они на губах оставляли следы.
Цветы эти, верно,
Стояли на лапах
У черной
Наполненной страхом поды.
И дело не только в том, что общее дано здесь в индивидуализированной форме, хотя это и само по себе весьма существенно. Важно и другое: отражение в искусстве органично соединяет в себе познание и оценку. Вот почему простое придание обычным сведениям стихотворной формы, как это, например, было сделано в одном из детских журналов, поставивших целью объяснить маленьким читателям, что такое колорадский жук, еще не превращает зарифмованную информацию в художественное произведение:
Жук трижды в год плодится тихо, Его родня растет, растет, До восьмисот яиц жучиха В урочный час всегда кладет. На вид он маленький, неброский, Лишь в сантиметр величиной. На крыльях желтые полоски, Их десять - признак основной.
Достаточно сравнить это с двумя есенинскими строчками:
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне,
чтобы понять, что смысл этого художественного шедевра вовсе не сводится к сообщению о том, что некто примерно в марте или апреле и этак часов в пять-шесть утра изволил проследовать на коне розового цвета. Образ в искусстве имеет ярко выраженный ценностный характер и отражает действительность в отношении к человеку, в ее значении для него. А это и
233 |
Лекция VI
переводит нас к необходимости упомянуть еще одну важную особенность процесса художественного отражения.
Диалектика объективного и субъективного. Едва ли кому-нибудь придет в голову мысль о том, что наука - враг всякой субъективности. Однако приходится все же согласиться: чем меньше субъективного в научных выводах, открытиях и познанных законах природы, тем лучше. Ценность научных трудов прямо определяется степенью адекватности отражения объекта познающим субъектом, воспроизведением его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.
В искусстве же роль субъективного фактора огромна. Индивидуальность художника, своеобразие его взгляда на мир имеют порой решающее значение. Если в сфере научного знания открытия одного и того же закона могут осуществляться учеными, находящимися в различных частях земного шара и обладающими совершенно разными личностными свойствами, то в мире искусства такой параллелизм совершенно невозможен. Когда два или несколько художников берутся за воплощение одной и той же темы, одинаковые произведения искусства появиться не могут.
Правда, один случай совпадения произведений разных художников все же описан Низами в «Книге о славе» из «Ис-кендер-наме». В этом поэтическом отрывке рассказывается о состязании двух прославленных художников - румийца и китайца. Чтобы установить, чье мастерство совершенней, было решено поручить каждому из них расписать по одной из внутренних сторон арки. Арку разделили плотной завесой, чтобы художники не могли видеть работу друг друга. Когда роспись была завершена, ткань откинули и все увидели две прекрасные картины, на которых все - и рисунок, и цвет были абсолютно схожи. Необычайное тождество созданных образов было воспринято всеми присутствующими как непостижимая тайна. Разгадать секрет арки удалось лишь неожиданно появившемуся Искендеру (Александру Македонскому), который приказал вновь задернуть завесу. И как только это было сделано, все увидели, что картина румийца по-прежнему сверкает яркими красками, а картина китайца исчезла. Оказалось, что в
234
Сущность и функции искусства то время, когда румиец создавал свой шедевр, китаец так отполировал поверхность своего камня, что тот словно зеркало отразил работу соперника.
Описанный случай только подтверждает упомянутую нами закономерность: каждый художественный образ уникален; в основе его - неповторимая индивидуальность творца.
Исключительное значение субъективного фактора в искусстве делает совершенно неприложимой к сфере художественного творчества расхожую формулу «незаменимых людей нет». Разве мог бы кто-нибудь создать Илиаду вместо Гомера или Девятую симфонию вместо Бетховена? Благодаря великим и неповторимым художественным шедеврам мы имеем возможность сегодня взглянуть на мир так, как воспринимали его Сервантес, Стравинский или Пикассо.
Вместе с тем художественные образы могут передавать и независимое от художника содержание. По образному выражению Г. Гейне, перо художника оказывается иногда «сильнее самого художника». Логика жизненных обстоятельств порой такова и с такой неумолимостью вторгается в содержание искусства, что даже для самих авторов художественных произведений, судя по их собственным признаниям, становится непредвиденным «сюрпризом». «Слыхали, какую шутку удрала Татьяна? Она замуж вышла», - писал А. Пушкин, озадаченный неожиданным поворотом, наметившимся в сюжетной канве «Евгения Онегина». «Вронский после разговора с Карениным стрелялся», и это явилось полной неожиданностью для самого Л. Толстого, а М. Шолохов часто вспоминал, что «тянул, тянул Григория Мелехова к большевикам», а тот «уперся и не пошел». Художник задает изначальные параметры, обеспечивающие самодвижение, саморазвитие образа. Но сделав это, художник уже ничего не может изменить, не искажая художественной правды.
Объективное и субъективное в образе сливаются в нераздельную целостность. Это дало повод Ю. Бореву охарактеризовать образ как сфинкс. В греческой мифологии сфинкс -это крылатая полуженщина, полульвица, задававшая прохожим неразрешимую загадку. В Древнем Египте сфинкс изображался в виде фантастического существа с телом льва и го-
235 |
Лекция VI
ловой человека. Сфинкс - это человеколев. Он и не лев, и не человек. Он человек, освоенный через льва, и лев, понятый через человека.
Диалектика эмоционального и рационального. Воснове своей наука^- это мир рационального, мир понятий, категорий и законов. Эмоциональное может сопутствовать научному поиску, но в результатах научного труда, в теоретических выводах, в формулах и т. п. оно, как правило, отсутствует. Его может там и не быть. В искусстве же мы сталкиваемся с прямой очевидностью исключительной роли эмоционального начала. Эмоциональность - своеобразная первооснова художественного образа. В древнеиндийской мифологии даже сложилось представление о том, что искусство появилось на свет, когда человек не смог сдержать переполнившие его чувства. В одной из древнеиндийских легенд говорится о мудреце Вальками, охваченном гневом, скорбью и состраданием, когда на его глазах злой охотник пронзил стрелой маленького кулика, нежно перекликавшегося со своей подругой. Вальками проклял охотника и слова, которые вырвались из его сердца, сами собой сложились в особую стихотворную строфу. Таким стихом (каноническим размером «шлока») бог Брахма впоследствии повелел воспевать подвиги Рамы.
Л. Н. Толстой видел специфику искусства в его образности и в исключительной силе эмоционального воздействия. Искусство является важным средством общения между людьми и одним из необходимых условий человеческой жизни. В знаменитом трактате «Что такое искусство?» Толстой стремился показать, что художественная деятельность основана на способности человека воспринимать слухом и зрением выражения чувства другого человека: «...человек смеется - и другому человеку становится весело; плачет — человеку, слышащему этот плач, становится грустно; человек горячится, раздражается, а другой, глядя на него, приходит в то же состояние. Человек высказывает своими движениями, звуками голоса бодрость, решительность или, напротив, уныние, спокойствие, - и настроение это передается другим. Человек страдает, выражая стонами и корчами свое страдание, - и страдание