В заключение коснемся еще одной немаловажной детали. Каждому из нас, очевидно, известны примеры такого воплощения низменного в современном искусстве, когда оно фактичес-
170 |
Наиболее общие категории эстетики
ки трактуется как основное, изначальное и неотъемлемое свойство человеческой природы. В этом случае мы имеем дело не столько с отрицанием низменного, сколько с эстетизацией его. Вместе с тем в художественной практике человечества издавна существует и продолжает развиваться прямо противоположная тенденция, когда отражение духовной нищеты, подлости, предательства, цинизма, стяжательства и жестокости, а также других низменных сторон человеческой натуры сопровождается их разоблачением и отрицанием с позиций высоких общественных идеалов. Примером здесь может служить отрывок из поэмы А. Вознесенского «Оза», где в диалоге автора с вороном развенчиваются скептицизм и мещанство. Птица бросает лишь односложные реплики и только в конце разражается более или менее пространной тирадой. Заключает отрывок поэт.
В час отлива возле чайной
я лежал в ночи печальной, Говорил друзьям об Озе и величье бытия, но внезапно черный ворон
примешался к разговорам, вспыхнув синими очами,
он сказал: «А на фига?!»
Я вскричал: «Мне жаль вас, птица, человеком вам родиться б,
счастье высшее - трудиться, полпланеты раскроя...» Он сказал: «А на фига?!»
«Будешь ты - великий ментор, бог машин, экспериментов,
будешь бронзой монументов
знаменит во все края...» Он сказал: «А на фига?!»
«Уничтожив олигархов,
ты настроишь агрегатов,
демократией заменишь короля и холуя...» Он сказал: «А на фига?!»
171 |
Лекция IV
Я сказал: «А хочешь - будешь
|
спать в заброшенной избушке, утром пальчики девичьи
будут класть на губы вишни,
глушь такая, что не слышна ни хвала и ни хула...»
Он ответил: «Все - мура,
раб стандарта, царь природы,
ты свободен без свободы,
ты летишь в автомашине,
но машина - без руля...
Оза, Роза ли, стервоза -
как скучны метаморфозы,
в ящик рано или поздно... Жизнь была - а на фига?!»
Как сказать ему, подонку,
что живем не чтоб подохнуть, -
чтоб губами тронуть чудо
поцелуя и ручья!
Чудо жить — необъяснимо.
Кто не жил - что спорить с ними?!
Можно бы - да на фига?
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 1. - С. 593-594.
2. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингви
стика. - Ч. 1. - М., 1920. - С. 99.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 42. - С. 148.
172
Лекция V
3. Прекрасное и безобразное
Во все времена и во всех философских системах прекрасное рассматривалось как категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Особую роль в процессе становления и развития представлений о красоте сыграла эпоха Античности, где в зародыше сформировались практически все позднейшие типы мировоззрений. Античной философией обычно называют совокупность философских учений, существовавших в древнегреческом, эллинистическом и древнеримском обществах с конца VII века до н. э. вплоть до VI века н. э. «Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, - писал видный специалист по истории философии, теории и истории логики, эстетики и литературоведения Валентин Фердинандович Асмус (1894-1975), - существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества» [1].
|
Первоисточником греческой (индийской, китайской и всякой другой) философии была мифология и, главным образом, космогонические идеи о происхождении Вселенной. В мифах, повествующих о богах и их борьбе между собой, воплощались представления людей о возникновении и эволюции мира. В центре внимания всей философии досократиков (так в историко-философской литературе называют ранних греческих мыслителей VI—V веков до н. э., не затронутых влиянием сократической традиции) - космос, понимаемый как живой организм, либо как вселенское ремесленно-художественное произведение, либо - у пифагорейцев - на основе числовых моделей.
Пифагореизм - одно из самых влиятельных направлений в античной философии, в истории которого выделяются древний период (последняя четверть VI - середина IV веков до н. э.), период соединения пифагорейства с платонизмом в Древней Академии (IV век до н. э.), эллинистический пифагореизм, представленный псевдопифагорейскими трактатами (IV-
173 |
Лекция V
I века до н. э.) и неопифагореизм (с I века н. э.). Это учение получило свое название от имени знаменитого древнегреческого философа и математика, основателя свободной религиозной общины Пифагора Самосского (вторая половина VI века - начало V века до н. э.), исходившего из представлений о числе как об основном принципе всего сущего.
Пифагорейцы пытались прежде всего осмыслить количественную сторону мирового устройства. Космос, душа, добро, красота - все это в качестве единой основы имеет некое числовое устроение. Гиппас и Архит, заложившие основы музыкальной акустики и использовавшие в своих опытах металлические пластины и сосуды, частично наполненные водой, открыли закон, согласно которому высота музыкального тона находится в определенной зависимости от длины звучащей струны. Руководствуясь раскрытыми числовыми отношениями как законом, они смогли объяснить основные различия между интервалами, дать их строгие количественные характеристики.
|
По свидетельству Аристотеля, пифагорейцы, придававшие музыкальному искусству универсальное значение, распространяли законы взаимоотношения тонов на все мироздание в целом и создали оригинальное учение о так называемой гармонии сфер. В их воображении космос - колоссальный музыкальный инструмент. «Необыкновенный по силе звук» космической музыки обусловлен движением небесных светил, взаимно расположенных в такой же пропорции, что и интервалы между элементами звукоряда. Причиной же того, что мы не слышим музыки мироздания, является ее беспрерывное звучание, вследствие чего люди, привыкнув к ней, якобы перестают ее замечать.
Отождествляя гармонию, совершенство и красоту, пифагорейцы подчеркивали их диалектический характер. Подобно тому, как «одно и многое», «четное и нечетное», «конечное и бесконечное» сочетаются между собой, гармонию (и красоту) образует «согласие несогласных». Для Пифагора и его школы, как и для древнейшего эстетического сознания вообще, не существовало сомнений в объективности прекрасного, которое мыслилось как неотъемлемое свойство предметного мира.
174 |
Наиболее общие категории эстетики
Материалист ионийской школы Гераклит из Эфеса (родился около 540 года до н. э.; дата смерти неизвестна) - первый греческий философ, вышедший за рамки чисто натурфилософских построений мистики чисел и религиозно-этических исканий и попытавшийся определить диалектику как единую объективно-логическую закономерность, лежащую в основе всякого процесса и состояния, разработать элементарную теорию познания и использовать полученные общефилософские выводы для объяснения ряда частных (в том числе и эстетических) проблем своей эпохи.
Диалектика Гераклита - это концепция непрерывного изменения, ассоциирующегося со знаменитым образом реки, в которую нельзя войти дважды. «Прекраснейший строй мира», «прекраснейшая гармония» являются результатом единства и борьбы противоположностей. Прекрасное объективно. Основа красоты - гармония. Гераклит говорил также об относительности прекрасного: «Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей», но и самый красивый человек в соотношении с Богом - обезьяна.
Обращает на себя внимание тот удивительный факт, что учение Гераклита об относительности прекрасного не вступает в противоречие с его представлениями об объективности красоты. Относительность прекрасного, по Гераклиту, обусловлена принадлежностью предметов и явлений к разным родам. Поэтому дело обстоит совсем не так, что их эстетические свойства зависят, якобы, от нашего сознания (захотел я мысленно соотнести человека с обезьяной, и он «стал» красивым, захотел - связал с Богом, и он «стал» безобразным). Речь^идет именно о том, что независимо от моего сознания человек прекрасен в одном отношении, и, одновременно с этим, безобразен в другом. Как видим, представления, согласно которым древняя философия, якобы, наивна, недостаточно критична и рефлексивна, совершенно не соответствуют действительности. Она далеко не так проста, как может показаться с первого взгляда. Во всяком случае она в определенном отношении даже менее наивна, чем некоторые из архисовременных философских систем. Недаром уже Фалес Милетский (640-562 до н. э.) -основатель первой философской школы в Древней Греции -
175 |
Лекция V
приобрел славу одного из семи мудрецов Плутарха после того, как выдвинул оригинальные идеи о мировой душе и материальной первооснове мироздания, удачно предсказал солнечное затмение в 585 году до Рождества Христова, установил продолжительность года в 365 дней и первый сумел вписать равносторонний треугольник в круг. А Эмпедокл из Акрага-ита (490-430 до н. э.), который умер, бросившись в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как бога, и учение которого о гармонии имеет особое значение для эстетики, высказал гениальную догадку о том, что свету требуется некоторое время для распространения (даже Аристотель считал это мнение ошибочным). Эмпедоклу же принадлежит идея выживаемости биологических видов, в которой не трудно увидеть зачатки теории естественного отбора.
В середине V века до н. э. из сицилийской школы красноречия, основанной Эмпедоклом, вышли получившие философское образование мыслители, за которыми закрепилось прозвище «софистов». Они часто появлялись в Афинах, где выступали с публичными лекциями, привлекая многочисленных слушателей и учеников. Техника обучения, которую применяли Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и другие софисты, требовала виртуозного развития способностей к доказательству или опровержению любых положений. Они брались научить обращавшегося к ним человека аргументировано защитить любую точку зрения. Основой обучения служило представление софистов об отсутствии незыблемых ценностей и объективной истины. Оппозиция софистике развивалась в Академии Платона и в Ли-кее Аристотеля, деятельность которых была подготовлена коренным переворотом в истории античной эстетики, связанным с жизнью и учением знаменитого афинского философа Сократа.
Сократ (470-399 до н. э.) никогда ничего не писал. Он развивал свое учение в устной форме и оно стало известно нам в изложении Платона и Ксенофонта. Благодаря теоретическому наследию своего ученика Платона, Сократ остался в памяти последующих поколений как честный и независимый мыслитель, бескорыстный искатель истины. Будучи свидетелем разложения Афинского государства, он верил в возможность реставрации его героического прошлого. В конце жиз-
176
Наиболее общие категории эстетики
Лекция V
177
ни Сократ, критиковавший все известные ему формы правления (монархию, тиранию, аристократию, плутократию, демократию), был необоснованно привлечен к суду за «введение новых божеств и развращение молодежи» и приговорен к смерти. Получив возможность спастись, Сократ отказался от побега и принял чашу с цикутой.
По своему облику Сократ не был похож на философа в традиционном понимании. Он появлялся в жалком рубище среди простого народа и в высоком собрании, большую часть времени проповедовал на улицах, площадях и в гимнастических школах, охотно общаясь с каждым, кто хотел вступить с ним в беседу. Сократ считал достойным внимания лишь чисто человеческие проблемы и не скрывал своего отрицательного отношения к натурфилософским спекуляциям предшествующей эпохи. Вместе с тем для него был неприемлем гносеологический и этический релятивизм софистов, с которыми он вел непримиримую борьбу.
Свои беседы Сократ строил в форме вопросов и ответов. Он видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. Этот вид философствования получил название майевтики или буквально - повивального искусства. Широкое распространение впоследствии приобрело и понятие «сократической иронии», сущность которой состояла в том, что в начале разговора Сократ притворялся несведущим и просил собеседника просветить его, однако последовательно задаваемые вопросы в конце концов заводили самоуверенного противника в тупик, неизменно обнаруживая интеллектуальную мощь Сократа, его безусловное превосходство в споре.
В отличие от предшествующих мыслителей, Сократ мало интересовался внешним миром, космосом, всем тем, что нам противостоит. Он обращал свой взор к человеку, к его внутреннему миру и основным добродетелям, таким как умеренность, храбрость, справедливость. Выдвинутому материалистами принципу причинности он противопоставлял телеологическое миропонимание, согласно которому цель всего существующего - польза для человека. Вот почему целесообразность - основное условие прекрасного.
Мысль о том, что прекрасное и целесообразное суть одно и то же, раскрывается в весьма показательном диалоге философа с Аристиппом, который приводится Ксенофонтом в его «Воспоминаниях»:
- Так, и навозная корзина - прекрасный предмет? - спро
сил Аристипп.
- Да, клянусь Зевсом, - отвечал Сократ. - И золотой щит -
предмет безобразный, если для своего назначения первая сде
лана прекрасно, а второй дурно.
- Ты хочешь сказать, что одни и те же предметы бывают и
прекрасны и безобразны? - спросил Аристипп.
- Да, клянусь Зевсом, - отвечал Сократ, - равно как и хороши,
и дурны: часто то, что хорошо от голода, бывает дурно от лихорад
ки, и что хорошо от лихорадки, дурно от голода; часто то, что
прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для
борьбы, безобразно для бега, потому что все хорошо и прекрасно
по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, на
оборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно
дурно приспособлено» (цит. по кн.: [2]).
В утверждении Сократа о единстве добра и красоты, красоты и пользы в неявном виде содержится догадка о том, что эстетическое представляет собой общественную ценность. Сократ хорошо понимал неразрывную связь прекрасного с человеком. Однако в решении вопроса об относительности красоты он явно уступал Гераклиту. Если относительность прекрасного определяется теми целями, которые ставит человек, положение об объективности эстетических свойств тут же лишается всякого смысла. Ведь цель цели рознь и далеко не всякое средство, способствующее достижению цели, может претендовать на то, чтобы быть носителем положительной эстетической ценности (таковы, например, концентрационные лагеря, крематории, «душегубки», всевозможные орудия пыток, исправно служившие гитлеровцам в их стремлении достичь своих человеконенавистнических целей). Все это и дает основание утверждать, что в трактовке прекрасного у Сократа обнаруживается склонность к субъективизму и релятивизму.
178 |
и |
Наиболее общие категории эстетик
Платон Афинский (427-347 до н. э.), переработав в объективно-идеалистическом духе учение Сократа, основал одно из самых влиятельных направлений в истории философии -платонизм. Нисколько не сомневаясь в существовании мира вещей, которые нас окружают, Платон, тем не менее, не считал этот мир первичным. Бытие, по Платону, есть совокупность идей - умопостигаемых сущностей, отражением которых и является все многообразие вещественного мира. Греческое слово 1б"га означает вид, наружность, род, образ. У Анаксагора и Демокрита этот термин употреблялся для обозначения материальной сущности всех вещей (Демокрит, например, называл атомы идеями или неделимыми умопостигаемыми формами). Для Платона идеи - это идеальные сущности, которые образуют подлинно объективную реальность, находящуюся вне конкретных вещей и явлений. Условно говоря, платоновская идея - это понятие, концентрирующее в себе в обобщенной форме все то, что делает предмет таковым, что объединяет его с другими предметами данного рода. Вместе с тем, это - не голая абстракция. Идея Платона как бы вбирает в себя элемент представления, частицу специфически античной телесности; это - своеобразный «контур», форма, абстрагированная от вещи идеальная оболочка.
Будучи восторженным учеником Сократа, Платон часто делал его участником своих философских диалогов. Устами Сократа Платон излагал и свое учение о красоте. В диалоге «Гиппий Больший» платоновский Сократ просит софиста Гиппия научить его, как вести спор с человеком, который, якобы, будет расспрашивать его о том, что такое прекрасное. Вконец растерявшийся и запутавшийся Гиппий приходит к выводу о том, что прекрасного в окружающем нас мире нет. Он вынужден признать, что отдельные вещи и живые существа не обладают подлинной красотой. Красота девушки, лошади, лиры или горшка весьма относительна. Не является бесспорно прекрасным и золото, которое «красит все прочее, к чему только присоединится», поскольку в определенной ситуации его превосходит слоновая кость, обыкновенный камень или смоковничное дерево. Ответ на вопрос о том, что же такое прекрасное, мы нахо-
1 79 |
Лекция V
дим в диалоге «Пир»: «...начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений1 к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное» [3]. '• '-'г д
Мир идей у Платона есть мир вечной красоты, поэтому процесс познания трактовался им как освоение прекрасного. Познание здесь не отделяется от любви, а любовь - от красоты. Однако любовные отношения не просто лежат в основе неодолимой тяги к чувственной красоте, они представляют собой нечто большее. Сила Эрота у Платона - это напряженное и бесконечное стремление человека к некоему пределу. Любовное стремление лежит и в основе эстетического удовольствия. Все побуждения и деяния людей есть проявление любви к беспредельному, живущей внутри каждого из нас. Таким образом, любовное переживание, по Платону, задано силой высших идей иПпочти целиком лишено тех либидоз-ных мотивов, которые исследуются психоаналитиками фрейдистской ориентации.
Обобщая логику повествования в «Пире», отметим, что чувственная красота - лишь начальный импульс эстетического любования. Его вызывает вид физического совершенства. Однако прекрасные тела изменчивы, преходящи и могут утратить свою привлекательность. Вот почему идею красоты на этом уровне восприятия обнаружить нельзя. Более высокая ступень - духовная красота. Платон здесь имел в виду прежде всего нравственную_чистоту и высокие побуждения благородного человека. Но, оставаясь на этом уровне, идею прекрасного в полной мере постигнуть невозможно, так как души человеческие в своих принципах далеко не всегда устойчивы и постоянны. Следующий шаг - красота знаний, которые воплощают в себе науки и искусство. Казалось бы, именно здесь нас ожидает слияние с чистой идеей красоты. И все же Платон увлекает нас дальше, ибо человеческий опыт не безупречен, науки и искусства часто ущербны и могут вводить че-
180
Наиболее общие категории эстетики
181
I
ловека в заблуждение. Лишь четвертая ступень олицетворяет собой тот желанный предел, который концентрирует всю мыслимую красоту, все совершенство реального мира. Это высшая сфера мудрости и всеобщего блага.,,
С*1 Прекрасное, по Платону, это «нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это предстанет ему (т. е. человеку, наставляемому на путь любви и достигшему конца этого пути. - Е. Г.) не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает» [3].
Сущность прекрасного Платон трактовал как вечную, безотносительную, божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных вещей. Ни одно конкретное явление не может обладать подлинной красотой. Прекрасная ель не может совмещать в себе прекрасные черты всех деревьев на свете. Она не может быть прекрасной елью, прекрасным тополем, прекрасным дубом или кипарисом одновременно. Высшая красота содержится только в идее прекрасного дерева, тогда как каждое действительно существующее дерево есть лишь ее бледная тень. Из этой метафизической конструкции следует выделить два исключительно важных рациональных соображения: (1) источник красоты следует искать прежде всего в объективных условиях, вне субъекта; (2) прекрасное неразрывно связано с идеалом.
Крупнейший философ Античности Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.) является автором значительных трудов по проблемам «первой философии» (метафизики), логики, физики, биологии, многочисленных этических, социально-политических и исторических сочинений, а также трактатов об ис-
кусстве, поэзии и риторике. В 17 лет он отправился в Афины, стал учеником Платона и в течение 20 лет, вплоть до самой смерти своего великого учителя, был участником платоновской Академии. Начало второго периода философской деятельности Аристотеля совпало с его приглашением в Пеллу в качестве воспитателя Александра Македонского. В эти годы у Аристотеля созрело критическое отношение к идеализму Платона и сложились очертания собственной философской системы. По возвращении в Афины Аристотель основал свой знаменитый Ликей (перипатетическую школу), чем и ознаменовал третий, заключительный этап своей творческой жизни.
Аристотель колебался между материализмом и идеализмом: в решении ряда важных эстетических проблем он занимал позицию, близкую к материализму, а в осмыслении общефилософских вопросов (о существовании Бога, например, как ♦формы форм» и «неподвижного, но все движущего начала») склонялся, в конечном счете, к идеализму. х /-
В противовес позиции своего учителя, Аристотель, соглас
но которому общее не существует отдельно от самих вещей,
создал онтологию, основанную на данных чувственного опыта
и преодолевал распространенное противопоставление идеаль
ного и материального. По Аристотелю, само бытие включает в
себя несколько уровней: от умопостигаемого до чувственно
го. Он отвергал теорию платоновских «идей» и, в отличие от
Платона, который абсолютно противопоставлял «ч т о пре
красно» и «что такое п р е.к р ас н ре», пришел к выводу,
что «прекрасное» и «бытие прекрасного» едины. I /■•.
Прекрасное, по Аристотелю, — объективное свойство самой действительности. В «Метафизике» он утверждал, что главные формы прекрасного - это «порядок в пространстве», «со- \ размерность» и «определенность». А в «Поэтике» к этим признакам прекрасного присоединяются еще «ограниченность величины» и «цельность» (единство в многообразии)^Нетрудно видеть, что, наряду с четким обоснованием ^Объективности красотЬ> (это несомненно является сильной стороной воззрё-ншГАристотеля), он трактовалпризнаки прекрасного как экзистенциальные характеристики самих тел, как свойства вещей и отношений между ними. Аналогичная позиция будет
182
_________________________ Наиболее общие категори и эстетики
еще не раз напоминать о себе на протяжении всей истории развития эстетической мысли, возрождаясь в том или ином виде в самых различных философских системах (здесь, по-видимому, достаточно будет вспомнить уже проанализированную нами теоретическую концепцию «природников», относивших к числу таких признаков ритмичность процессов, симметричность предметов, их пропорциональность и т. п.).
Аристотель указывал на специфику проявления прекрасного в различных сферах объективного мира. В живой природ де, например, прекрасное связано с целесообразным. Существует оно и в общественной жизни, где совпадает с благом и добродетелью (особенно с такими качествами, как мужество и справедливость). Прекрасное выражается также в бескорыстном и свободном от эгоистических интересов служении людям и отечеству. Обратите внимание: в бескорыстном и свободном. Здесь, конечно, еще очень и очень далеко до теоретико-эстетических реалий нового времени или наших дней. И все же, - это мысль, которая возвышает Аристотеля над его современниками.
Временем Платона и Аристотеля заканчивается период классики в истории греческой культуры. Начиная со второй половины IV века до н. э. зарождается новая эпоха античной культуры, называемая эллинизмом. Эллинизму было суждено вобрать в себя ряд значительных философских школ и направлений, таких как стоицизм (Клеанф, Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикурейство (Эпикур, Метродор, Филодем, Лукреций), скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик, Тимон, Энесидем), а также период теоретиков искусства (Дионисий, Деметрий, Гермоген, Цицерон, Гораций) так называемого греческого возрождения, связанного с оживлением интереса к периоду классики (Плутарх, Лукиан, Филострат старший, Филострат младший, Каллистрат) и неоплатонизма (Плотин) - философской школы, предфеодальной эпохи.
Для стоиков мужественная красота есть идеал, который должен воплотить в себе индивид. В эстетике скептицизма намечается субъективно-идеалистическое истолкование прекрасного: с точки зрения Пиррона ни прекрасного, ни безобразного в действительности не существует. Цицерон проповедовал иерархическое понимание красоты и применительно к
183 |
Декан»
человеку выделял два ее рода: прелесть и достоинство; при этом прелестное мы должны считать принадлежностью женской красоты, а достоинство - мужской. Объективно-идеалистическое понимание прекрасного возрождается у Плотина, который считал, что прекрасное в телах возникает благодаря приобщению к высшей красоте, исходящей от Бога («тело прекрасно душой», «душа прекрасна умом», «ум прекрасен пер-воединым Богом»).
С IV века н. э. христианство становится господствующей религией и начинает вытеснять слабеющую традицию античного философствования. Император Юстнан распустил платоновскую Академию в Афинах, которая была последним оплотом языческой эстетики. Античная философия прекратила свое тысячелетнее существование.
Проповедь аскетизма, презрение к чувственному миру, усмотрение высшей красоты в Боге - характерные черты теологических концепций феодального Средневековья на Западе (V-XV века н. э.). Эта эпоха не дала законченных трактатов по эстетике. В средние века создатели значительных художественных произведений, по-видимому, не испытывали особой потребности в письменной фиксации и теоретическом обобщении накопленного опыта. Обучение художественному мастерству ограничивалось устной традицией, чему содействовало характерное для средневекового уклада стремление сохранить цеховые секреты. До нас дошли многочисленные руководства с рецептами различных красок, наставления о применении тех или иных технических приемов в искусстве, где, однако, лишь вскользь затрагивались общие вопросы теории живописи, музыкальной эстетики и т. п.