Текст «Поэтики», явившейся обобщением художественной практики своего времени и сводом правил для творчества, плохо сохранился и дошел до нас в отдельных фрагментах. Терминологический аппарат, используемый Аристотелем, с трудом поддается расшифровке. Знаменитое аристотелевское определение трагедии как «катарсиса», то есть очищения от аффектов, ввиду отсутствия необходимых разъяснений, породило обширную литературу с многочисленными гипотезами, среди которых можно назвать этическую, выдвинутую В. Маджи и впоследствии развитую Г. Лессингом, медицинскую Я. Бернайса, гедонистическую Э. Мюллера, множество
"ЧГ
116
Наиболее общие категории эстетики
Декпия III
117
религиозно-мистических теорий, связывающих понятие «очищения» с мистериями греков, с культом бога Диониса и др.
КаЪпагз18 (буквально - «очищение») - это термин древнегреческой философии и эстетики, который использовался для обозначения сущности эстетического переживания. Этот термин восходит еще к учениям древнего пифагорейства, а также встречается в наследии Эмпедокла, Гераклита и Платона. Согласно Аристотелю, трагедия приводит к катарсису через сострадание (элеос) и страх (фобос). Элеос - это чувство, которое охватывает человека при виде жалостного зрелища, а фобос - это озноб, замораживающий кровь в жилах, это боязливый трепет, это ужас зрителя, который видит, как тот, за кого он тревожится, спешит навстречу неминуемой гибели.
Почему Аристотель назвал воздействие трагедии очищением? Каким образом в горниле трагического потрясения осуществляется катарсис? Можно только предположить, что перед лицом трагической судьбы героя зритель, по Аристотелю, познает самого себя и свое собственное конечное бытие. Трагедия очищает душу от аффектов и страстей и учит человека относиться к превратностям рока с должным смирением, в тоне спокойной резиньяции. Она воспитывает нравственную чуткость, делает зрителя способным принимать участие в судьбе других людей, в судьбе всех тех, кто впал в несчастье.
|
Аристотелевское определение содержит и отдельные крупицы знаний о трагическом как эстетической категории. Трагедия - это «подражание действию важному и законченному», она воспроизводит реальные жизненные обстоятельства, а это означает, что трагическое объективно, оно существует в действительности, в самой человеческой жизни. У Аристотеля мы находим также утверждение о том, что по своему содержанию трагическое есть переход от счастья к несчастью. В полном соответствии с античной традицией оно понимается как результат непреднамеренной, невольной ошибки и последующей мести судьбы. Трагическая коллизия - не столько следствие нравственного заблуждения ответственного за свои поступки человека, сколько итог недоброжелатель-
яого вмешательства внешних, чуждых ему сил. Не сама личность, но боги и рок определяют человеческую участь. Вместе с тем, трагедия нуждается в «благородных» характерах, говорил Аристотель, имея в виду, что их индивидуальность должна быть незаурядной и не может быть ограничена узкими рамками частной жизни.
В древневосточной философии трагическое как эстетическая категория вообще не разрабатывалась: в классической индийской и китайской драме среди «высоких» жанров не существовало трагедии в собственном смысле слова.
|
По существу снимала проблему трагического и эстетика западноевропейского Средневековья. Для миросозерцания этой эпохи характерна безусловная вера в божественное провидение и конечное спасение, поскольку мировое грехопадение фактически преодолевается в искупительной жертве Христа.
В противовес Античности, эпоха Ренессанса в значительной мере свободна от мифологического представления о судьбе. Конфликты трагедий В. Шекспира и его современников в Англии", Лопе де Вега в Испании и др. - столкновение гуманистических устремлений Возрождения с отживающими, но еще значительными, силами Средневековья. «Ромео и Джульетта», «Гамлет» В. Шекспира, «Овечий источник», «Звезда Севильи» Лопе де Вега воспроизводили зрелище трагической борьбы новых жизненных начал с феодальными традициями, представлявшими опору старого миропорядка. Идеалы Гамлета несовместимы с миром подлости, обмана, предательства и насилия. Гамлет погибает, испытав целый ряд разочарований в близких ему людях, в друзьях, в любви. Зло еще настолько всесильно, что ему почти невозможно противостоять. За столкновением принципов, характеров, страстей стоит борьба, достигшая такого напряжения, когда исходом ее может быть лишь гибель одной из противоборствующих сторон.
В XVII и отчасти в XVIII веках в европейском театре господствовала трагедия классицизма, получившая наиболее развитую и законченную форму во Франции. Источником основных коллизий здесь была двойственная историческая роль абсолютной монархии, продолжавшей опираться на отживаю-
|
118 |
Наиболее общие категории эстетики
щие устои феодализма и породившей, одновременно с этим, передовые идеи национальной жизни и правового государства. Великая личность и здесь - носитель трагического начала. Трагедия возникает не столько в результате столкновения с внешними силами (хотя и эта тема продолжает развиваться в трагедиях Ж. Расина «Митридат» и «Федра», основанных на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами), сколько произрастает из внутренней природы гибнущего явления, его неразрешимого самораздвоения. Трагедия «перемещается» во внутренний мир героя, становится следствием конфликта между разумом и чувством. Она основывается на противоборстве страстей в человеческой душе, на необходимости подчиниться требованиям нравственного долга («Британник», «Береника» Ж. Расина). Трагический конфликт пронизывает всю драматургию П. Корнеля («Цинна», «Полиевкт», «Гораций»), гражданский пафос которой порой перерастает идеологические рамки сословной монархии.
В эстетике Классицизма и Просвещения ХУП-ХУШ веков появляются анализы трагедии как литературного жанра, ее концептуальных и структурных аспектов (Н. Буало, Д. Дидро, Г. Лессинг). Ф. Шиллер, развивавший идеи кантовской философии, видел истоки трагического в конфликте между чувственной и нравственной природой человека.
Устремленность к осуществлению идеалов третьего сословия отражена в трагедиях Г. Лессинга («Эмилия Галотти») и Ф. Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь»). На почве романтизма появились трагедии Дж. Байрона («Каин», «Ман-фред»), В. Гюго («Марион Делорм», «Рюи Блаз»), выразившие трагическое разочарование личности, ее мучительный разлад с социальной действительностью, утверждение самоценности духовно-творческой жизни. Величайшим произведением этого времени стала трагедия И. Гёте «Фауст».
К концу XVIII века вместе с пробуждением интереса к закономерностям истории возникла проблема объективно-исторического содержания трагического. Эта новая точка зрения появилась в эстетической мысли у И. Гердера и И. Гёте, впервые отметивших историзм трагедий В. Шекспира и при-
119
близившихся к пониманию исторической необходимости как основы действия трагического героя.
Окончательное вычленение трагического как самостоятельной категории осуществляется в немецкой классической эстетике, прежде всего у Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Оба мыслителя дают сходный анализ античного и новоевропейского понимания трагического: если в Античности человек выступал скорее как пассивный объект претерпеваемой им судьбы, то в культурфилософском контексте Нового времени чаще всего он сам виновен в постигших его ужасах и лишениях.
По Шеллингу сущность трагического заключается в диалектической неразличимости свободы и необходимости. Обе стороны трагической коллизии - «свобода в субъекте» и «необходимость объективности» - одновременно представляются и победившими, и побежденными. Необходимость (или судьба) делает героя виновным без всякого умысла с его стороны, а только в силу предопределенности стечения обстоятельств. Герой обречен бороться с необходимостью - иначе не было бы свободы. Но чтобы необходимость не оказалась победителем, герой должен добровольно искупить свою, предопределенную судьбой, вину. В этом добровольном несении наказания и состоит победа свободы. ~
Проблему объективного исторического содержания трагедии разрабатывал и Г. Гегель. Борьба трагических характеров оправдана объективным ходом развития. Но они все же оказываются в конечном счете «виновными», как только решаются противостоять неумолимому саморазвитию абсолюта. Гегель находит сущность трагического в самораздвоении нравственной субстанции. Каждая из различных нравственных сил (область воли и область свершения) стремится осуществить свою собственную цель. Будучи обуреваема реализующимися в действии страстями, каждая из сторон конфликта неизбежно вступает в противоречие с противоположной стороной и сталкивается с ней. Гибель противоборствующих сил восстанавливает нарушенное равновесие и способствует историческому процессу саморазвития абсолютного духа.
120 |
Наиболее общие категории эстетики
Если немецкая классическая философия, и прежде всего философия Гегеля, в своем понимании трагического исходила из разумности воли и осмысленности трагического конфликта, где торжество идеи достигалось ценой гибели ее носителя, то у Шопенгауэра и Ницше, оказавших определяющее воздействие на развитие новейшей западной эстетики, происходит разрыв с этой традицией, ибо под сомнение ставится само существование какого-либо смысла в мире. Считая волю безнравственной и неразумной, А. Шопенгауэр видел сущность трагического в самопротивоборстве слепой воли, бессмысленном страдании, «гибели справедливого» и «триумфе злобы». А Ф. Ницше (о нем еще пойдет речь), развивая концепцию аполлонического и дионисийского как двух противоборствующих начал, характеризовал трагическое не иначе как изначальную суть бытия - хаотическую, бесформенную, иррациональную.
С совершенно иных позиций взгляды Г. Гегеля решительно отвергал Н. Чернышевский. В действительной жизни трагическое большей частью случайно, оно не вытекает из сущности предшествующих событий и совершенно не связано с необходимостью или с идеей судьбы. Человеческая жизнь -это абсолютная ценность. Смерть же всегда, безусловно, трагична. Вот почему трагическое есть «ужасное в жизни человека».
Отождествление трагического и ужасного явилось следствием антропологического материализма общефилософской концепции Чернышевского. Утверждение о том, что гибель и страдание человека трагичны сами по себе, безусловно, гуманистично. Однако столь же очевидна предельная абстрактность такого гуманизма. Ведь далеко не всякая гибель расценивается нами как трагическая. И это вполне справедливо: нет ничего трагического в смерти Яго или в поражении Черномора. Это не трагедия, а правомерный исход борьбы.
Не убеждает и отрицание Чернышевским действительной диалектики необходимого и случайного, недооценка того реального содержания, которое скрыто за условными понятиями рока и судьбы. За ними стоит безусловная зависимость человека от объективных законов существования и развития
121
общества и природы. Кто станет отрицать, что власть внешних сил, случая или, скажем, простого везения в жизни человека исключительно велика? Но эта власть и не безгранична. Надо понять, что «судьба» в значительной мере - это еще и развертывание «жизненного сценария» личности. Недаром в старину говорили: посеешь поступок - вырастет привычка, посеешь привычку - вырастет характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.
Важный вклад в осмысление объективной закономерности трагического конфликта внесли Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Основоположники марксизма ставили проблему трагического в прямую связь с борьбой классов, с революционным характером исторического развития. В переписке с Ф. Лассалем по поводу его трагедии ♦Франц фон Зикинген» из эпохи Крестьянской войны в Германии К. Маркс отметил, что борьба крестьян против феодализма была подлинным трагическим конфликтом. Лассаль, с точки зрения Маркса, не понял исторического значения борьбы Томаса Мюнцера и всего трагизма его положения. Гибель Мюнцера была обусловлена незрелостью общественных отношений, сделавших невозможным осуществление его идеалов. Трагическая коллизия, говорил Энгельс, возникает «между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления» [2].
Пример с Мюнцером помогает осмыслить сущность многочисленных образов мировой трагики, отражавших сложный процесс возникновения новых жизненных отношений в недрах изжившего себя уклада. Трагична гибель нового, которое еще не успело окрепнуть и которое далеко не всегда способно сразу же проложить себе дорогу. Возможна и трагедийная гибель старого, если оно полностью себя не изжило. Трагической была, например, роль немецкого рыцарства в период Реформации, когда оно объективно содействовало объединению Германии, хотя идеалом его была канувшая в Лету средневековая империя. Рыцарство мужественно боролось с ополчением удельных князей и погибало в этой борьбе.
Раскрытие роли противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его
122
Наиболее общие категории эс тетик-»
Лекция III
123
Щ
осуществления - важный шаг на пути осмысления природы трагической коллизии. И все же - это лишь один, частный случай проявления общей формулы трагического. Последняя - и об этом свидетельствует весь трудный путь развития мировой эстетической мысли - состоит в противоречии между свободой и необходимостью. Все остальное - лишь конкретные формы проявления этого противоречия.
Итак, трагическое — эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческими страданиями и гибелью важных жизненных ценностей.
Комментируя принятую нами формулировку, выделим три существенных обстоятельства.
Первое. В определении трагического специально подчеркивается его ценностный характер. Это не случайно, ведь трагическое - это то же эстетическое, только в особом, специфическом преломлении.
Второе. В центре дефиниции - противоречие между свободой и необходимостью. А это означает, что осмысление природы трагической коллизии напрямую зависит от того, какой смысл мы вкладываем в эти понятия, какую трактовку их взаимосвязи и взаимовлияния принимаем.
Известно, что существует два основных подхода к раскрытию содержания понятия «свобода». Один из них определяет свободу как осознанную необходимость, а второй - как такое состояние, в котором человек делает то, что он хочет сам, а не то, что от него хотят другие. Оба подхода считаются взаимоисключающими и их представители не перестают полемизировать друг с другом. Гегель, к примеру, утверждал, что представление о свободе как о возможности делать все, чего хотят, свидетельствует о полном отсутствии культуры мысли: в этом представлении нет еще ни малейшего даже намека на понимание того, что такое в себе и для себя свободная воля, право, нравственность и т. п.; подлинная свобода связана с идеей детерминации, то есть с представлением об объективной закономерной взаимосвязи и причинной взаимообусловленности всех явлений, она состоит не в воображае-
мой независимости от объективных законов, а в познании этих законов и в возможности пользоваться ими для определенных целей. Представитель другой точки зрения, известный специалист по античной литературе, мифологии, философии, один из образованнейших и глубоких мыслителей Яков Эм-мануилович Голосовкер (1890-1967) пришел к выводу, что свобода как осознанная необходимость - это стоическая покорность, а никак не свобода; действительная свобода есть возможность мыслить и поступать в соответствии со своими собственными представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Как видим, сторонники трактовки свободы как осознанной необходимости находят в позиции своих оппонентов склонность к волюнтаризму, к противопоставлению волевого начала объективным закономерностям существования и развития общества и природы, утверждению независимости человеческой воли от окружающей действительности, абсолютизации роли случайного и т. п., а представители противоположной точки зрения предупреждают своих теоретических противников об опасности фатализма, абсолютизирующего значение необходимости, истолковывающего действительность как нечто предопределенное и провозглашающего неизбежное подчинение человека внешней, трансцендентной ему силе. Первые справедливо утверждают, что свобода не равнозначна произволу, что она не абсолютна, а относительна; вторые, безусловно, правы, когда говорят, что свободы не существует без возможности выбора и что ситуацию, в которой людям остается только осознать необходимость одного-единственного способа действия и добровольно ей подчиниться, назвать свободой ни в коем случае нельзя.
Справедливость требует отметить, что трактовка свободы как осознанной необходимости отнюдь не обязательно и далеко не всегда приводит к фатализму. Дело обстоит совсем не так, что в свете этой концепции жизнь предстает в виде неотвратимого пути, по которому с фатальной неизбежностью должно следовать все человечество, где в каждый данный момент осуществляется только одна реальная возможность. Эта концепция вполне допускает, что в исторической драме мо-
124
Наиболее общие категории эс тетики
125
жет вообще отсутствовать кем-то или чем-то предначертанный «сценарий» да еще и с гарантированным финалом. Вполне вероятно, что этот «сценарий» вершится самими людьми. Люди обладают известной свободой выбора целей, поскольку в каждый данный момент может существовать не одна, а несколько реальных возможностей, пусть даже и с разной долей вероятности. Они часто бывают свободны в выборе средств и имеют возможность идти к одной и той же цели разными путями. Наконец, когда нет альтернативы, люди нередко в состоянии замедлить наступление нежелательных явлений или, напротив, ускорить приближение тех, которых они с нетерпением ждут.
С другой стороны, было бы неправильно думать, что полностью беспредметна позиция тех, кто ратует за свободу воли и предупреждает об опасности ее недооценки. Доказательством этому может служить теоретическое наследие римского стоицизма, явившегося классической формой фатализма Античности. Стоики были предтечей идеи свободы как познанной необходимости, отсюда и их проповедь пассивности, при которой человек примиряется со всем происходящим вокруг. Наиболее последовательные сторонники этого учения на почве безысходности кончали жизнь самоубийством: Зенон из Китиона и Клеанф умертвили себя голодом, а Хрисипп, также решивший лишить себя жизни, по одним источникам, скончался от хохота (!), а по другим - от неразбавленного вина.
Антирационалистической реакцией на учение о свободе как осознанной необходимости стали труды предшественника экзистенциализма, видного датского теолога и философа Серена Кьеркегора (1813-1855), стиль философствования которого становится ныне чуть ли не образцом для иррациона-листических течений современной философской мысли. Кьер-кегор отверг точку зрения Гегеля как отдающую личность во власть ♦анонимного» господства истории и тем самым лишающую ее самостоятельности и свободы. В противовес Гегелю он говорил об абсолютной свободе и полностью освобождал личность от каких бы то ни было зависимостей. Вместе с тем, Кьеркегор был совершенно прав, когда говорил, что свобо-
да немыслима без возможности выбора и проявляется в решении «или - или» (одна из работ мыслителя называется «Или - или»), а также когда утверждал, что только освободившийся человек обретает индивидуальность, только такой человек в состоянии принять на себя ответственность за действия.
Кьеркегору вторит Жан Поль Сартр (1905-1980) - французский экзистенциалист, философ и писатель. Идея свободного выбора стала важным лейтмотивом его философии и драматургии. Свобода человека, по Сартру, неотчуждаема и неистребима. «Приговоренный быть свободным» человек несет на своих плечах тяжесть всего мира: он ответственен за него и за самого себя.
В свете этих важных теоретических положений особенно очевидно, что человеческая история обязательно предполагает момент свободы, а понятие судьбы его отрицает. Автор многочисленных и глубоких исследований о позднеантичной и христианской литературе, видный специалист по библейской мифологии и философии культуры Сергей Сергеевич Аверин-цев (р. 1937) показал, что в строгом смысле слова судьба -это мифологема, выражающая идею детерминации как несвободы. Понятие судьбы связано не только с социальным, но и с биологическим измерением человеческого существования. Оно рождает ощущение слепой неотвратимости жизненного цикла, включающего принудительность инстинктов, подневольный путь к изнашиванию тела, одряхление и смерть. Идее судьбы Аверинцев противопоставляет два других понимания детерминации, оставляющих место свободе. Одно из них - научное, базирующееся на причинности; об этом фактически уже говорилось. Другое понимание - теологическое, допускающее божественное провидение или предопределение. При теологическом понимании, как подчеркивает Аверинцев, человеку предлагается представить бытие как бесконечную глубину смысла, как истину, что опять-таки связано с идеей свободы. Недаром в Библии сказано: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» [3].
Содержание понятий «познание» и «свобода» весьма различно, но связь между ними очевидна. Необходимость и свобода обнаруживают общие грани, если из первой «исключить»
Наиболее общие категории эстетики
фатальную предопределенность, а из второй - произвол. Свобода существует только там, где отсутствует внешнее или внутреннее принуждение. Это бесспорно. Возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями обязательный атрибут свободы. Но несомненно также и то, что одного желания делать то, что хочется, здесь недостаточно. Надо, чтобы это желание совпало с необходимостью как таковой, с ее конкретно-историческим воплощением, с объективной возможностью реализации человеческой ноли.
За этими пределами начинается царство трагического конфликта: свобода и необходимость вступают в неразрешимое
противоречие.
Третье. Трагическое вызывается не случайными внешними силами, а происходит из внутренней природы самого гибнущего явления, его мучительного самораздвоения в процессе свободной самореализации.
В этом отношении весьма показательна трагическая коллизия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников - главное действующее лицо этого сочинения - натура неординарная. Только таким, как он, суждено использовать данную человеку свободу действий. Слабые обречены подчиняться обстоятельствам. Сильные - никогда. Быть человеком (сверхчеловеком), по бредовой теории Рас-кольникова, имеет право только тот, кто способен реализовать свою волю, какой бы она ни была. Ломая свою, восстающую против убийства, натуру, он совершает страшное, нелепое преступление и делает это только для того, чтобы доказать себе свою исключительность, свое право на абсолютную свободу выбора. Он думает, что отвергает некие условные нормы права, пригодные разве только для заурядного большинства, и даже не подозревает, что вступает в борьбу с неизмеримо более мощной силой - законами жизни. Поступок Раскольникова - это вызов самой человечности, действия «сверхчеловека» оказались направлены против него самого.
Итак, преступление свершилось, за ним приходит неотвратимое наказание: душу Раскольникова постепенно охватывают мучительные страдания. Не только рассудком, но всем
127 |
Лекция III
своим существом он ощущает, что «не старуху он убил, а себя убил» как человека.
Настроение напряженной тревоги и глубокого внутреннего смятения преобладает в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». В кризисные моменты душевной жизни Анна и Вронский испытывают тяжелые предчувствия; Анну тревожат печальные предзнаменования, вроде гибели сторожа под колесами вагона, навязчивые галлюцинации, мрачные сновидения, предрекающие несчастья. Аллегорическим образом смерти становится вспыхивающая и потухающая свеча. Все стремления героев романа создать себе счастье в любви терпят крушение. Задумывая свой роман, Толстой первоначально хотел показать в нем судьбу «потерявшей себя» замужней женщины, противопоставить ее «свободному» поведению необходимость соблюдения обязательств но отношению к другим людям, прежде всего к мужу и сыну. И это ему удалось. Трагизм положения ее мужа, Каренина, изображен с поразительным мастерством и огромной силой психологической правды. Но чем дальше продвигалась работа над романом, тем шире раздвигались его рамки. В окончательной редакции «Анна Каренина» превратилась в социальный роман, отразивший целую эпоху русской жизни. Эгоизму Каренина и его круга, ограниченности внутреннего мира Вронского Толстой противопоставил полноту чувства Анны, искренность и цельность ее глубокой натуры. Конфликт Анны с мужем выведен далеко за пределы узколичных рамок. Это конфликт естественных прав человека и бездушных, официальных норм «света». Героическое требование чистоты истинного чувства, освобожденного от лживой казенной морали - вот что в конце концов приводит Анну на Голгофу.
Чтобы разобраться в эстетической сущности трагического конфликта, чаще всего бывает достаточно понимания его общей «формулы» и умения ее «применять». Однако для более полного осмысления многосторонней природы трагического в его конкретном воплощении этого недостаточно. В дополнение к вышесказанному здесь приходится также учитывать диалектику объективного и субъективного, случайного и необходимого, личного и всеобщего, реального и идеального.
128
Наиболее общие категории эстетики
Лекция III
129
Диалектика объективного и субъективного. Ее суть сводится"1с~следугощему положению: нельзя смешивать объективно трагическое и субъективные представления о нем. Трагически завершилось восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года. Пять руководителей движения - Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев были приговорены судом к четвертованию, замененному Николаем I повешением, и казнены в Петропавловской крепости. Солдат, ведущих по поручению декабристов пропаганду в войсках, прогнали сквозь строй. Большинство активных участников движения сослали в Сибирь на каторгу или поселение; значительную часть офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где в это время шла война с горцами. Туда был отправлен как штрафной весь Черниговский полк, а также сводный полк из участников восстания.
Воспринимался ли разгром движения «государственных преступников» представителями официальной власти в России как трагедия? Разумеется, нет. Жестокая расправа с ними вызвала у сторонников царизма явное удовлетворение. Однако объективно поражение декабристов, выступавших против самодержавия и крепостного права, явилось подлинной трагедией. Среди декабристов было немало непосредственных участников Бородинской битвы и взятия Парижа. Это были, главным образом, выходцы из дворян, блестяще образованные, обладавшие разносторонними дарованиями и непоколебимой волей, беззаветно преданные идеалам борьбы за ликвидацию деспотической власти. Задачи декабризма органически выросли из всего хода русского исторического процесса. Однако время для реализации их идей еще не пришло. Исторически необходимое требование уничтожения сословного строя, установления конституционной монархии или республиканского правления, введения равенства всех граждан перед законом, свободы слова, печати, вероисповедания наталкивалось на практическую невозможность его осуществления.