Эстетический идеал вбирает в себя диалектику общественного и индивидуального, хотя степень осознанности доминирующего общественного идеала у разных людей, конечно, не одинакова. Эстетический идеал совмещает в своей структуре общечеловеческое и конкретно-историческое содержание: при наличии общих признаков, характерных для эстетических идеалов на разных ступенях общественного развития, важную роль играет и эстетическое своеобразие данной эпохи, ее неповторимый социально-культурный строй. Разве случайно идеалом Древней Греции стал человек, бросивший вызов богам и совместивший в себе физическое и нравственное совершенство? Этот идеал (идеал калокагатии) сложился в аристократической среде гомеровской и архаической эпох, где физическая сила и ловкость, приносившая успех в гимнастических состязаниях, ставились в один ряд с высшей добродетелью -доблестью бесстрашного воина. Затем этот идеал был усвоен
греческой демократией и ярко проявился в искусстве классической эпохи (V век до н. э.), особенно в творчестве скульпторов Поликлета и Фидия, в поэзии Пиндара и трагедиях Софокла.
Совершенно иная картина открывается нашему взору\в
эпоху Средневековья. Присмотритесь к ее искусству, сосредо^
точившемуся на воплощении религиозной догматики, клери
кальной литературе (к житиям святых, гимнам и духовным
стихам), церковной драме, к аналогичным процессам в живо
писи, архитектуре и музыке. «Духовная» и «божественная»/
красота теперь ценится выше красоты природы. «Земное» А
лишь символическое и аллегорическое подобие «небесного».
Поэтому и человек здесь немощен телом; он - «утлый чёлн» и
«лампада на ветру»ге===::: ^» —-~
|
Трансформацию представлений об эстетическом совершен
стве можно обнаружить в процессе смены моды в истори
одежды. Если вы не принадлежите к числу законодателей
моды и как большинство людей идете «на шаг сзади» нее,
наверняка обратили внимание, что вновь появившиеся силуэ
ты одежды и обуви, их покрой, цветовые соотношения и т. п.,
вначале могут показаться довольно странными и вызвать на
стороженное отношение. Это не удивительно, так как ваши
представления о красивой одежде сформировались на основе
фасонов, получивших широкое распространение в практике
повседневной жизни. Но вот все чаще и чаще вам приходится
видеть людей, одетых по последней моде, и вы начинаете заме
чать, что то, что недавно казалось странным и малоприемле-
ым, стало нравиться и явно вызывает положительное отноше-,
ние, а то, что устраивало нас вчера, сегодня не удовлетворяет и
вызывает улыбку. Что же произошлоТЧНичегаособенного: про
сто изменился ваш идеал. ^^___^7\>
Эстетический идеал - это критерий эстетической оцен
ки. Выступая в качестве своеобразной «шкалы отсчета», он
играет важную функциональную роль в структуре эстетичес
кого сознания. ~——■
""' Я смотрю на рояль и говорю: «Этот рояль красив». Как
возникает такая оценка? В результате процесса восприятия в
моем сознании появляется идеальный образ рояля. Этот об-
104 |
Эстетшса как трпло&зфская дясциллина
раз мгновенно и помимо моей воли соотносится с моими собственными представлениями о том, каким должен быть\ красивый рояль. И если он соответствует этим представление ям, я называю его красивым. Если же такого соответствие нет, рояль получает отрицательную оценку. ^подчеркнем, что все^юзжттонёнты эстетического
|
сознания связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Рояль мне нравится, его созерцание доставляет эстетическое удовольствие. Это означает, что восприятие рояля сопровождается появлением эстетических чувств. При этом переживание моего отношения к эстетическим свойствам рояля становится также и следствием того, что идеальный образ, возникший в моем сознании, соответствует моим же представлениям о красоте. Здесь, стало быть, задействован и эстетический идеал, в соотношении с которым формируется эстетическая оценка. А эстетическая оценка, в свою очередь, была бы невозможна, если бы я не обладал эстетическим вкусом, то есть вполне определенной способностью оценивать явления действительности по их эстетическим качествам и свойствам. Наконец, я произношу: «Этот рояль красив». Суждение об эстетических свойствах рояля и есть не что иное, как субъективное выражение его эстетической ценности.
Эстетическое сознание включает в себя и другие компоненты. Среди них есть эстетические взгляды, то есть относительно устойчивая совокупность идей, мнений, суждений об эстетическом в действительности и в искусстве, и эстетические теории- система знаний о сущности эстетического и путях его познания, о природе и общественной роли эстетической и художественной деятельности людей.
В первой лекции мы уже говорили о том, что существует два основных вида ценностей: ценности «предметные» и
|
♦ субъектные». «Предметные» ценности были подробно оха
рактеризованы. Постараемся разобраться теперь, что такое
♦ субъектные» ценности (или ценности сознания).
Носителем ♦субъектных» ценностей служит нормативная, предписательно-оценочная сторона явлений обществен-
105 |
Лекция II
ного эстетического сознания. Если «предметные» ценности -это объекты ценностного отношения, эстетической оценки и деятельности, то «субъектные» ценности связаны со способами и критериями оценок и различных эстетических предпи-саний.
Основная функция «субъектных» ценностей состоит в том, что они осуществляют необходимую социальную регуляцию эстетической деятельности. «Субъектные» ценности усваиваются людьми, создавая специфическую основу структуры личности. Они обеспечивают формирование последней и поддерживают нормативный порядок в обществе.
Нормативная, предписательно-оценочная сторона эстетического сознания включает в себя ценностные ориентации, императивы, нормы (идеальные образцы), установки и т. п.
Ценностные ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, отграничивающие значимое (существенное) от незначимого (несущественного) для данного человека, социальной группы, типа культуры. Они проявляются в склонностях и пристрастиях к эстетическим ценностям определенного круга. Ценностные ориентации выявляются в системе предпочтений индивида и свидетельствуют о том, что он считает подлинными эстетическими ценностями, а что - мнимыми. Ценностные ориентации обнаруживают тесную связь с такими элементами эстетического сознания, как эстетический вкус и эстетический идеал.
Императивы - это общезначимые предписания, требования, запреты, безусловные принципы поведения. Они указывают, как нужно поступать, чтобы получить необходимый результат, и чего делать не следует, чтобы избежать нежелательных последствий.
Показательно в этом смысле требование выдающегося французского композитора, крупного мастера и знатока кла-вирного искусства конца XVII - начала XVIII века Франсуа Куперена (1668-1733) добиваться «изящества исполнения» в полном соответствии с господствовавшим в то время светским этикетом. Независимо от того, что играет исполнитель, он ни в коем случае не должен «гримасничать», делать размашистых движений. Его поведению за инструментом долж-
106
Эстетика как философская дисциплина
Лекция II
107
ны быть присущи изысканные манеры, строгий и безупречный вкус. Исполнение должно сопровождаться приветливой улыбкой, обращенной к слушателям. Одним словом, исполнительский императив Ф. Куперена несет на себе печать аристократического миросозерцания.
Вообще теория эстетического вкуса времен Людовика XIV опиралась на множество правил, обусловленных светскими приличиями. В поэзии, например, отчетливо разделялись «высокие» и «низкие» выражения, вследствие чего известная переводчица античных авторов мадам Дасье вместо слова «осел» вынуждена была писать «терпеливое и сильное животное». А знаменитого живописца Ж. Б. Грёза, обращавшегося в своем творчестве к жизни и быту третьего сословия, даже исключили из Академии как художника, изображавшего «предметы низкие и несовместимые) с достоинством искусства».
Поставленный Альфредом де Виньи в 1829 году на парижской сцене «Отелло» Шекспира не имел успеха. Причина была в том, что актеры на сцене произносили слова «носовой платок». Примеры английской чопорности и без того слишком хорошо известны. В России таких фактов тоже хоть отбавляй. А. С. Пушкин, например, в своих «Записках» с возмущением сообщает, что один из критиков осудил слово «корова», а другие считают недопустимым употребление таких слов, как «усы», «визжать», «вставай», «ого» и т. д.
И еще один пример. По свидетельству Г. Спенсера, у индейцев Ориноко женщина без малейшей тени смущения могла выйти совершенно обнаженной; но она никогда не решилась бы нарушить благопристойность до такой степени, чтобы показаться не раскрашенной (без «грима», без «косметики»). Нормы (идеальные образцы) - это эталоны, воплощающие конкретизированное представление о совершенстве. Они выполняют роль критериев того, что является социально признанным в данном обществе, типе культуры. С помощью эталонов и идеальных образцов строятся системы нормативного контроля. Они призваны указывать на лучшее и пояснять, на что предписано ориентироваться. Думаю, что многим из вас приходилось наблюдать, как профаны равнодушно проходят
мимо картины, пока кто-нибудь из сведущих в живописи людей не обратит на эту вещь своего внимания...
Установки - это состояния предрасположенности субъекта к эстетической активности в определенной ситуации. Установка может характеризовать общую доминирующую направленность личности, а может проявляться только в ее предрасположенности к восприятию или оценке конкретного эстетического объекта, или только в готовности к определенным практическим действиям.
Установка, точно сориентированная на заданную цель, может принести весьма ощутимые практические результаты. Дитя охотнее примет лекарство, если мать, не поморщившись, предварительно попробует его и скажет, что оно очень вкусно. Интерес публики к художественному произведению многократно возрастет, если станет известно, что оно создано крупным писателем, скульптором или композитором. И это естественно. Бывали, однако, случаи, когда произведение ценится, покуда считается работой знаменитого художника или предметом старины. Но как только окажется, что оно ошибочно приписывалось знаменитому автору или прошлым эпохам, его «обаяние» начинает быстро ослабевать.
Наш анализ эстетического сознания как некой структурной целостности был бы неполным, если бы мы не отметили еще одно обстоятельство. Дело в том, что эстетическое сознание не следует смешивать с художественным сознанием. Не ставя перед собой задачу прояснить сложную картину их взаимопроникновения (для этого потребовалось бы раскрыть не только содержание понятия «эстетическое», но и смысл понятия «художественное»), укажем лишь на то, что художественное сознание связано с процессом духовного освоения мира в искусстве. Художественное сознание - это идеальный континуум, в котором возникают, двигаются и существуют художественные образы. Оно представляет собой социально обусловленный идеальный субстрат и механизм художественно-образного освоения действительности, систему идеальных структур, которые порождают, программируют и регулируют художественную деятельность и ее продукты.
108 |
Эстетика как философская дисциплина
В заключение постараемся взглянуть на проблему эстетического в целом, поскольку до сих пор мы рассматривали ее поочередно с двух основных сторон - с точки зрения объективного характера эстетического в действительности, и с точки зрения структуры эстетического сознания.
«Предметные» и «субъектные» эстетические ценности образуют ценностные системы. Эти системы, следовательно, включают в себя эстетико-культурные, художественные ценности в их иерархической соподчиненности (прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное, произведения искусства различных эпох, видов, жанров и т. п.), и способы и критерии нормативной, предписатель-но-оценочной стороны явлений эстетического сознания (императивы, идеалы, ценностные установки и т. д.).
Каждая конкретная общественная форма (система жизнедеятельности, тип культуры) характеризуется и своей ценностной системой. Это особенно заметно в условиях культурной изоляции, которая в отдельных случаях может привести отношения различных ценностных систем к беспрецедентному контрасту. Доказательством этому служит большой фактический материал, собранный в фундаментальном труде Ч. Дарвина «Происхождение человека». На острове Ява, например, желтая, а не белая девушка считалась красавицей; североамериканские индейцы восхищались только желтовато-коричневой кожей; а для негров - чем человек чернее, тем красивее. Шотландский путешественник Мунго-Парк подвергался насмешкам негров за белизну своей кожи и длинный нос (они казались неграм безобразными и неестественными).
Один житель Южного Вьетнама отзывался с большим презрением о жене английского посланника, говоря, что у нее зубы белые как у собаки, а цвет лица розовый как картофельные цветы.
Одна готтентотка, считавшаяся красавицей, была до того толста, что, сидя на ровной земле, не могла встать и должна была «ползти на карачках до первой покатости».
«Спросите северного индейца, что такое красота, - отмечает Ч. Дарвин, - и он ответит: широкое, плоское лицо, малень-
109 |
Лекция II
кие глаза, высокие скулы, три или четыре широкие черные полосы на каждой щеке, низкий лоб, большой широкий подбородок, толстый крючковатый нос, желто-коричневая кожа и груди, висящие до пояса» [2].
Некоторые африканские племена растягивают мочки ушей до такой степени, что они достают плечи, другие - удлиняют шею и даже изменяют форму головы. Широко известны также неестественно малые размеры ног у китайской женщины, которые по традиции ходят в специальных деревянных колодках и т. д.
Ценностные системы имеют конкретно-исторический характер. Они развиваются, могут сменять друг друга или существовать параллельно. Иногда ценности продолжают сохранять свое значение и после гибели породившей их цивилизации - примером здесь может служить культура Античности.
Ценностные системы вырабатывают свои собственные средства общения, хранения и передачи различных сообщений, социального опыта, культурных норм и традиций.
Ценности культуры и искусства представляют собой специфические объекты, полноценное восприятие и оценка которых возможны только при глубоком понимании данных типов культур, особенностей их языков. Их структурная организация, средства выражения смысла, отношения между ними и теми, кто их воспринимает, интерпретирует и использует, в разных культурах могут существенно отличаться друг от друга. Театр кабуки в Японии, яванский топенг, индийский кат-хакали в полной мере доступны только тем, кто имел продолжительный опыт погружения в соответствующую национальную культуру.
И, наконец, завершая общую характеристику субъект-объектных отношений в «эстетосфере» окружающего нас мира, мы не можем не коснуться проблемы истинности или ложности эстетической оценки. Правда, некоторые исследователи считают, что такой проблемы не существует, поскольку истина и ценность, якобы, совершенно различные понятия, никак не связанные между собой. Есть ли смысл, говорят они, спорить о том, чье мнение о человеческой красоте ближе к истине - мнение негра, европейца или китайца?
но |
Эстетика как философская дисциплина
Что можно сказать по этому поводу? Очевидно, что здесь смешиваются совершенно различные вещи. Во-первых, споры о том, какие расы - негроидная, европеоидная или монголоидная - имеют более истинные представления о красоте, действительно лишены смысла: нам уже приходилось говорить о том, что красота человека относительна и содержит в себе лишь зерна абсолютного. Во-вторых, еще раз подчеркнем, что мы собираемся вести речь не об истинности ценности, а об истинности оценки. Разница весьма существенна, не так ли? Сами по себе ценности бывают подлинными или мнимыми (последние, по сути дела, ценностями не являются). Они не истинны и не ложны. А вот представления и суждения о них таковыми являются, поскольку человек вполне может заблуждаться относительно того, какая «ценность» ему противостоит - подлинная или мнимая.
Субъективное выражение ценности может быть истинным или ложным. Чаще всего неадекватное воспроизведение эстетического объекта в человеческом сознании становится следствием невысокого уровня культуры, неразвитого вкуса или отсутствия должного эстетического кругозора. Но известны и другие случаи, когда решающую роль здесь играют особенности эстетической позиции, сильные личные пристрастия, склонности и предпочтения. Вольтер называл Шекспира пьяным дикарем, неуклюжим канатным плясуном, паяцем в лохмотьях, жалкой обезьяной. Резкие отзывы современников вызывало творчество Бетховена. Вот, например, что писал Л. Шпор о его Девятой симфонии: «Четвертая часть 9-й симфонии мне кажется до такой степени чудовищной и неизящной и в передаче оды Шиллера до того тривиальной, что я никак не могу понять, как мог написать ее такой гений как Бетховен; я нахожу в ней новое подтверждение того, что я заметил еще в Вене, именно: Бетховену недостает эстетического образования и у него не развито чувство прекрасного» (цит. по [3]).
Не думаю, что с мнением Вольтера о Шекспире, как и с мнением Шпора о Бетховене, согласятся все остальные люди. Так что же, будем считать, что каждый прав по-своему? Нет, правы, конечно, другие люди. И в качестве критерия истины
111 |
Лекция II
здесь выступает социально-историческая, эстетическая практика человечества, поскольку в истории развития культуры уже было неоднократно доказано, что сочинения Бетховена и Шекспира по праву входят в сокровищницу мирового искусства и обладают безусловной общественной значимостью.
Но здесь существует тонкость, которую нельзя не учитывать. Дело в том, что оценка включает в себя не только гносеологический аспект, но и собственно аксиологический. В рамках первого из них, то есть в рамках гносеологического аспекта, ценностное значение, детерминированное общим социально-культурным контекстом определенной ценностной системы, действительно может отражаться адекватно или не адекватно. Что же касается второго, аксиологического аспекта, то его функциональная роль совершенно иная. В рамках этого аспекта субъект лишь устанавливает ценность объекта, «придает» ему определенный смысл, ибо аксиологическое суждение есть лишь психологический процесс отнесения к ценности. Прав был, по-видимому, Кант, когда утверждал, что такие свойства как незаинтересованность (бескорыстность) и иррациональность (внепонятий-ность) делают суждения вкуса недоказуемыми и неопровержимыми. Поэтому мы присоединяемся к мнению М. С. Кагана о том, что «отнесение к ценности происходит на основе переживания, производится духовным чувством человека и ни в какой сторонней проверке не нуждается - изменить эстетическую, нравственную, религиозную оценку может только само переживание, иное суждение совести, вкуса, религиозного чувства; потому оценку «прекрасно!», «высоконравственно!», «священно!» и т. п. нельзя опровергнуть, ее можно только отвергнуть, если она вынесена другим лицом, или изменить, если это сделано собственным переживанием, которое нашло красоту, справедливость, священность в другом предмете, в другом действии, в другом обряде, в другом произведении искусства» [4].
Еще сложнее найти решение там, где сопоставляются различные системы жизнедеятельности и типы культуры. С точки зрения культурно-исторического релятивизма немецкого философа и историка культуры Вильгельма Диль-
112 |
Эстетика как философская дисциплина
тея такое решение, например, в принципе невозможно. Диль-тей и его многочисленные последователи провозгласили множественность равноправных ценностных систем. Релятивизм в теории ценностей означает такую позицию, в соответствии с которой нет никаких общезначимых ценностей, ценно только то, что там или тут в те или иные времена признавалось каким-то конкретным социумом, какой-то конкретной группой людей. Такой подход с порога исключает правомерность даже самой постановки вопроса о соотношении различных иерархий ценностей, признаваемых разными группами людей. Но в ситуации, в которой все одинаково (и с одинаковым правом) ценно, как справедливо заметил Н. Чавчавадзе, разговоры о ценностях вообще становятся бессмысленными. Общезначимые, общечеловеческие эстетические ценности конечно же существуют, и развитие эстетической теории в дальнейшем обязательно приведет к подробному логическому обоснованию критериев, позволяющих сопоставлять различные системы жизнедеятельности и типы культуры. Это, в свою очередь, и питает надежду, что трудности, которые встают на пути эстетической аксиологии, будут преодолены.
113
НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ
ЭСТЕТИКИ
1. Трагическое и комическое
1.1. Трагическое
1.2. Комическое
2. Возвышенное и низменное
3. Прекрасное и безобразное
Лекция III
В предыдущих лекциях мы рассмотрели сущность эстетического, его специфическую ценностную природу. Теперь пришла пора проанализировать его конкретные формы, ведь сущность, как известно, является, и эстетическое всякий раз предстает перед нашим чувственным взором не само по себе, а лишь в том или ином конкретном обличий. Оно принимает вид прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического. Эстетическое и есть то, что их объединяет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к дей
ствительности (авторецензия) // Чернышевский Н. Г. Эстети
ческие отношения искусства к действительности. - М., 1955. -
С. 159.
2. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Дар
вин Ч. Собр. соч. - М., 1953. - Т. 5. - С. 620.
3. Саккетти Л. Эстетика в общедоступном изложении: В 2 т. -
СПб., 1905. - Т. 1. - С. 39.
4. Каган М. С. Философская теория ценностей. - СПб., 1997. -
С. 80.
1. Трагическое и комическое
В отличие от прекрасного и безобразного, которые проявляются повсеместно, трагическое и комическое существуют только в общественной жизни. Природе они не свойственны. Подобно тому, как чужды природе добро и зло, не знает она, по образному выражению А. Зися, ни трагических слез, ни комедийного смеха. Явления жизни окрашиваются в трагические или комические тона в зависимости от того, какое общественное содержание в них заключено.
Каждый человек, даже не имеющий специальных познаний в области эстетики, с представлением о трагическом связывает большое горе и человеческие страдания, а с представлением о комическом - веселье и смех. Казалось бы, это абсолютно противоположные категории, категории совершенно исключающие друг друга. Однако в жизни горе и радость, смех
X1
II
114 |
Наиболее общие категории эстетики
и страдание часто связаны и как бы шествуют рядом. Трагическое и комическое бывают так тесно переплетены, что порой трудно сказать, где кончается горе и начинается смешное, какая именно краска преобладает в том или ином общественном явлении.
Переплетение трагического и комического в жизни обусловливает и в искусстве возможность комедийного элемента в произведениях трагедийных, и трагедийного в комедийных. Так, фильмы Чарли Чаплина, конечно, - комедии, но комедии, в которых с огромной, потрясающей силой запечатлена трагедия маленького человека в обществе, основанном на несправедливости и антагонизмах.
Правда, общность трагического и комического выражается лишь в наличии у них некоторых сходных черт и в возможности их взаимоперехода и взаимопроникновения. За этими пределами начинаются существенные различия. Трагическое и комическое не только тождественные, но и различные эстетические категории. Поэтому каждая из них требует и самостоятельного рассмотрения.
1.1. Трагическое
В 1941 году в оккупированном Париже престарелого Анри Бергсона (ему было 82 года) заставили зарегистрироваться в качестве еврея. Знаменитому философу, лауреату Нобелевской премии пришлось стоять в очереди в течение нескольких часов на холоде, чтобы заполнить регистрационный лист, после чего он заболел воспалением легких и умер.
Трагическое, как я уже говорил, чаще всего ассоциируется с гибелью человека или с его мучительными страданиями. На этом основании большинство исследователей трагического в истории эстетической мысли усматривало сущность этой эстетической категории в смерти человека, наступившей в результате столкновения личности с грозными внеличными силами. Как правило, основу трагической коллизии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, выраженные в напряженной форме борьбы
Лекция Ш
сильных характеров и страстей. Однако природа этих конфликтов в разные эпохи истолковывалась неодинаково.
Так, например, Эсхил, Софокл и Еврипид в своем творчестве запечатлели сложный период становления рабовладельческого строя на развалинах первобытной общины. В мистическом представлении древних греков земные силы принимали форму неземных. Законы природы и складывающегося рабовладельческого общества преломлялись в их сознании в виде рока, судьбы, фатального стечения обстоятельств, в форме безличной и непостижимой предопределенности событий и поступков. Таковы «Антигона» Софокла, «Медея» и «Ифиге-ния в Авлиде» Еврипида. В трагедии Софокла «Эдип-царь» сбывается страшное предсказание. Эдип расплачивается за ошибку отца несчастьем целого рода. Трагический рок неотступно преследует его. Обстоятельства складываются так, что Эдип, не желая этого, убивает отца, становится мужем своей матери и, таким образом, - братом собственных детей.
На первых порах в эстетике Античности категория трагического была слита с пониманием и назначением трагедии как жанра драматического искусства. Классическое определение трагедии принадлежит Аристотелю и содержится в «Поэтике» - его главном эстетическом сочинении. «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной, посредством действия, а не рассказа, совершающее, благодаря состраданию и страху, очищение подобных аффектов» (цит. по кн.: [1]).