.1
дивида. У меня он несколько иной и, очевидно, поэтому березка в степи в моем сознании порождает совершенно другие ассоциации. В любом случае ясно одно - каким бы ни было содержание восприятия или воспоминания» его нельзя считать свойством самой березки.
На это обстоятельство обратили внимание «природники», справедливо отмечавшие в своих публикациях, что «обществен-ническая» концепция, провозглашавшая на словах объектив^ ность эстетического, на деле обнаруживает явную склонность к субъективизму. Отсюда оставался только один шаг до прямого отрицания объективности эстетических свойств. И этот шаг был сделан.
С точки зрения Л. Гениной, «понимать «эстетическое» как нечто имманентно присущее действительности - значит понимать его неверно, значит неправомерно расширять это понятие, сильно обедняя тем самым его содержание» [17]. А по мнению П. Трофимова, «эстетические категории выражают не вещественные свойства предметов и явлений, а общественно-исторические, эстетические человеческие оценки их*; эстетические качества «по самому своему существу являются прежде всего духовными» [18].
Несколько иную, но в целом близкую, позицию занимал в то время М. Каган: «^Эстетическоеесть^ _тох_эффект, который рождается из взаимодействия природы.л, леловека^_матер^и-ального и духовного, объекта и субъекта и который не сводим ни к чисто объективным качествам материального мира, ни к чисто субъективному человеческому отношению» [19]. И далее: «Эстетическую <...> ценностъ^редмет приобрет&етмгог-да, когда мы его созе^паем^ переживаем» [ 1 %^^]\
К сожалению, ни «природникам», ни «общественникам» решит^^о^т~а!вл^ш1ую11роблёму не удалось. Безусловным до-, стоинством первых было последовательное стремление доказать объективность существования эстетических свойств. Вместе с тем, их позиция не была свободна от существенного изъянаТТприродническая» концепция фактически приводила к противопоставлению эстетического и человека, к их отрыву друг от друга. Позиция же «общественников», напротив, характеризовалась отчетливой попыткой обосновать их нераз-
|
78
Эстетика как философская
рывную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимовлияние Однако сама трактовка этой взаимосвязи в рамках «обществен-нической» концепции оказалась весьма неубедительной и вполне резонно приводила к сомнению - а может ли вообще эстетическое существовать независимо от человеческого сознания? Таким образом, вопрос, как совместить признание объективности эстетического и его неразрывную связь с человеком^, стал основным на пути решения поставленной проблемы.
Дальнейшие исследования показали, что такое совмещение вполне осуществимо, если подойти к эстетическим качествам действительности как к явлениям ценностного характера. Такие^ возможности создает аксиологический подход, который в поисках осмысления сущности эстетического был признан как наиболее плодотворный.
Аксиология^- это теория ценностей. Она представляет собой философское учение об их природе, об их месте в реальной действительности, о связи различных ценностей с социальными и культурными факторами, со структурой личности. Будучи социальной формой движения материи, общественная жизнь по своему существу представляет собой все многообразие человеческой жизнедеятельности, различные виды практической и духовной активности людей. Внутренним же побудителем активности человека является потребность. Потребность '-это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом. А ценность как раз и есть то, что может быть объектом влечения, стремления и интереса.
|
Надо сказать, что детальное осмысление понятия ценности составляет немалую теоретическую трудность. Многое здесь еще не устоялось и находится в стадии активных поисков, обсуждений и дискуссий. Еще сравнительно недавно, в начале 70-х годов в нашей отечественной философской литературе доминировало мнение В. П. Тугаринова о том, что ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества, класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Узловыми моментами
Лекция I
этой позиции были утверждения о том, что «материальные блага» и «материальные ценности» имеют один смысл, что «ценное» и «полезное» - вполне адекватные понятия и что ценностью, следовательно, является любой предмет, обладающий способностью удовлетворять те или иные потребности субъекта.
Вскоре, однако, стало ясно, что ценность вещи не тождественна самой вещи. Вещь - только носитель ценности, необходимое условие ее объективного существования. Недопустимо отождествлять фактическую «плоть» пространственно-временного причинно-следственного явления как носителя ценности с самой этой ценностью, то есть с некоей «душой» блага как феномена культуры. Строго говоря, ценность есть отношение, и главным центром этого отношения является субъект. Все известные ценности суть ценности для человека, они как бы «направлены* на него. Ценность проявляется в их взаимосвязи.
|
Известно, что само понятие об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов или явлений (то есть членов отношения) по выбранному или заданному основанию сравнения. Например, сравнение по величине порождает понятие о числовых отношениях, сравнение по времени появления и исчезновения - понятие о временных отношениях. Аналогично складываются понятия о любых отношениях, в том числе и об отношениях, имеющих ценностный характер. Исключительно важной философской проблемой отношений является вопрос об онтологическом статусе отношений, который можно сформулировать так: если существуют ЛиД находящиеся между собой в отношении К, то существует ли само Лив каком смысле можно говорить, что К существует? Реальность отношения можно понимать в том смысле, что если основание сравнения не произвольно (если оно действительно укоренено в сравниваемых явлениях), то отношение, как результат сравнения по данному основанию, также не произвольно. Его онтологический статус в данном случае выражается в существовании основания (при этом само отношение можно рассматривать как свойство этого основания). Понимание единства вещи и отношения приводит к необходимости считать, что вещи не более реальны, чем отношения, поскольку реальная природа свойств вещи может обна-
80
Эстетика как
ружить себя лишь в отношении, во взаимодействии, в связи с
другими предметами и явлениями. Отношения существуют
как отношения вещей, но и вещей нет вне отношений. О телах
вне движения, вне всякого отношения к другим телам, как
известно, вообще ничего нельзя сказать.
Кроме того выяснилось, что полное отождествление ценностей с полезным, выгодным, удобным ошибочно. Ценности произошли от полезного, утилитарно пригодного. И хотя их развив тие как ценностей определялось в конечном итоге их пользой, они кое в чем стали отличаться от полезного. Полезное - это категория праксиологическая, а не аксиологическая. Она представляет собой позитивное значение одного объекта для другого объекта, тогда как ценность есть значение объекта для субъекта. Полезным предмет может быть и для животного, а ценным ^только для человека. Полное и безоговорочное отождествление ценностей с тем, что полезно человеку, ведет к упрощенным характеристикам целого ряда явлений. Недаром сторонники трактовки ценности как чего-то такого, что просто способствует субъекту решать стоящие перед ним задачи, вынуждены к числу «ценностей» относить, например, серную кислоту, поскольку она необходима в химическом производстве. В процессе генезиса ценного от полезного постепенно выкристаллизовывалась специфика ценности как категории отношения между субъектом и объектом. В связи с тем, что в понятии «это нам нужно» содержится два неодинаковых аспекта: (1) «нужно для чего-то» и (2) «нужно само по себе», некоторые исследователи, склонные трактовать ценность как телеологическую, нормативную категорию, пришли к выводу о том, что ценности - это своеобразные цели, к которым стремятся люди, и идеалы общественной, а на этой основе, и личной деятельности. Конечно, в известном отношении ценности указывают на человеческое, социальное и культурное значение определенных общественных явлений, отсылающих к миру желаемого и должного. Ценности - это своеобразные идеалы общественной, а на этой основе, и личной деятельности. В своей главной тенденции они являются своеобразной формой отношения к тем предельным возможностям, от осознания которых нередко зависит способность индивида мечтать, за-
81 |
Лекция I
глядывать в будущее и сохранять память о лучшем наследии прошлого. Однако ценности и цели, ценности и идеалы отождествлять ни в коем случае нельзя. Цели и идеалы могут быть только носителями ценности, но это уже совсем другое дело.
В зависимости от специфики своего содержания ценности бывают этическими, эстетическими, религиозными, правовыми, политическими, экономическими и т. д. В зависимости же от уровня и широты охвата они могут быть личностными (индивидуальными), семейными, классовыми, национальными или общечеловеческими. О бширны й мир ценностей подразделяют, кроме того, на два их основных вида или типа. К первому - относят так называемые предметные ценности, а ко второму -субъектные ценности (или ценности сознания).
«Предметные» ценности -это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для "чёлсР века (социальной группы, общества в целом), определяемая не их свойствами самими по себе, не их, стало быть, экзистенциальными и качественными характеристиками, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, в сферу интересов и потребностей людей.
К «предметным» ценностям относятся:
- естественное благо и зло, заключенные в природных бо
гатствах и стихийных бедствиях^
- социальное благо и зло, содержащиеся в общественных
явлениях (прогрессивное и реакционное значение историчес
ких событий);
- моральное добро и зло;
- эстетическ ие_характеристики природных и обществен
ных объектов, произведений искусства и т. п.
Что красота природы есть своеобразная ценность, видно из того, что она притягивает нас, мы стремимся к ней (а предмет стремления и есть ценность). Эстетическое не является чисто вещественной данностью, натуралистической предметностью. Чувственные и вещественно-природные его характеристики выступают как носители некоторого смысла (значения, ценности), раскрывающегося через вещи и их чувственные свойства. Вместе с тем абстрагирование красоты от чувственно воспринимаемого тела природно-эстетического феномена про-
Эстетика как философская
.-- —---------------------------------
сто невозможно. Лишаясь своего «тела», своего чувственно воспринимаемого облика, красота перестает быть красотой.
В природе до человека никаких ценностей не было и не могло быть. Ценности живут, облекаются плотью только в мире культурн-я-культуротБОрческой деятельности. Они, как уЖе было сказано, неразрывно связаны с человеком. Однако тот факт, что ценности нередко проявляются в соотношении с идеями и побуждениями людей, а также с их целями и идеалами, не означает, что можно было бы ограничиться выводом: ценности существуют только субъективно, как некие внутренние, психологические состояния. Такие утверждения уместны лишь по отношению к «субъектным» ценностям, о которых еще пойдет речь в лекции, посвященной структуре эстетического сознания. «Предметные» же ценности объективны, и это обстоятельство нуждается в специальном рассмотрении.
Прежде всего не следует смешивать понятия «объект» и «объективная действительность» — с одной стороны, и понятия «субъект» и его «внутренний мир» (сознание) - с другой. Объект не тождествен объективной реальности, поскольку лишь те существующие независимо от человека вещи становятся объектами, которые включаются в человеческую деятельность и начинают осваиваться субъектом предметно-практически, познавательно и как-то иначе. Со своей стороны субъект, то есть некое «существо», наделенное активностью, самосознанием, свободой воли, уникальностью и проявляющее себя полимодально в виде личности, группы людей, конкретного социума или человечества в целом, - это одно, а внутренний мир этого «существа», то есть индивидуальное или общественное сознание, сознание семьи, нации, класса и т. п., - это нечто иное.
Все это и дает возможность провести четкую грань между эстетической оценкой и эстетической ценностью. Осознание их различия имеет принципиальное значение для усвоения всех узловых моментов этой трудной лекционной темы.
Эстетическая оценка субъективна. Она существует в рамках внутреннего мира субъекта, является элементом его эстетического сознания и представляет собой специфическое суждение об эстетической ценности предметов и явлений окру-~~
83 |
Лекция I
жающего мира. Эстетическую оценку, следовательно, можно трактовать как субъективное выражение ценности.
Эстетическая ценность объективна. Она существует независимо от сознания субъекта и является объектом эстетической оценки. Вместе с тем, объективности ценности весьма специфична, ее нельзя смешивать с «онтологической» объективностью природного феномена и «гносеологической» объективностью истины. В первом случае объективность равна материальному, а во втором - является характеристикой знания, содержание которого не зависит от человека и человечества.
Объективность ценности - «аксиологическая» объективность. На это обстоятельство обратили внимание Н. 3. Чавчавадзе и М. С. Каган. Дело в том, что субъективное и объективное - категории соотносительные и переходящие друг в друга. Так, например, познание, раскрывающее истину постепенно, шаг за шагом, движется от субъективного к объективному, от более субъективного к менее субъективному. Формы существования субъекта и объекта весьма разнообразны и в системе субъект-объектных отношений, кроме двух основных элементов, есть и другие, производные от этих двух. Так, объект может существовать не только реально, но и в воображении, как некий мнимый конструкт. Образ объекта, возникающий в сознании человека, в принципе является таким же объектом, как и тот, что был отражен. Правда, он не подлинный, не материальный, а идеальный и существует только в сознании, то есть представляет собой психологическую модель реального объекта или некий квазиобъект.
Особое место в спектре субъект-объектных отношений занимает и ценность. По определению М. С. Кагана, она есть~ субъективированный объект, «ибо выражает она реальное отношение объекта к субъекту - то, что объект значит для субъектаГ"а""нё~то, чем он является в его в-себе-и-для-себя бытии» [8, с. 116]. При всем аксиологическом своеобразии ценности, ее объективность проявляется особенно выпукло в сравнении с субъективностью оценки. И разве не существуют объективно в реальной жизни справедливость и добро, свобода и красота? Или, может быть, их вовсе не существует, и они представляют собой лишь несбывшуюся мечту, мираж или плод воспаленного воображения? Если бывают субъективно обус-
84
Эстетика как философская дисциплина
Лекция
ловленные мнимые ценности (а что это бывает, доказывается всем длительным и трудным развитием человеческого познания), то должны же существовать и ценности подлинные обусловленные объективно. Такие ценности, конечно же, существуют. К их числу и относятся эстетические качества и ^свойства окружающей нас действительности.
Теперь, наконец, можно перейти к основным обобщениям. Представим концептуальную часть лекции в виде условной схемы.
Общественники
(общественное содержание восприятия)
Гносеологический уровень
(оценочное отношение)
Ш
Ш я
Е а.
В а.
В
Аксиологический уровень
(ценностное отношение) I
Аксиологический подход
(общественная ценность)
На горизонтальной оси рисунка расположены эстетический субъект и эстетический объект. Их взаимосвязь фактически разрывается вертикалью теоретической позиции «при-родников», сводивших объективно эстетическое к естественно-материальным качествам и свойствам и допускавших его существование в природе до появления человеческого общества. Эта позиция, как ранее уже было сказано, обнаружила
существенные изъяны, главным из которых стал неоправданный отрыв эстетического от человека.
В верхней части рисунка представлена концепция «общественников», которые в отличие от «природников» признавали неразрывную взаимосвязь субъекта и объекта. Однако большинство сторонников этой теоретической позиции в субъект-объектном отношении выделяли главным образом гносеологический (оценочный) уровень и приравнивали эстетическое к общественному содержанию восприятия. Их утверждение о том, что эстетическое представляет собой особое идейно-эмоциональное отношение к вещам и явлениям, занимающим определенное место в системе социальных взаимосвязей, неизбежно приводит к отрицанию объективности эстетических качеств и свойств. Последнее, в свою очередь, делает позицию «общественников» совершенно неприемлемой и вынуждает обращаться к поиску другого, более убедительного решения.
Такое решение, как я старался показать, можно получить с помощью аксиологического подхода. В нижней части рисунка дается графическое изображение ценностного уровня субъект-объектного отношения. Аксиологическая методология позволяет совместить неразрывность субъекта и объекта с представлением о безусловной объективности эстетического. Таким образом, трактовка эстетического как общественной ценности «снимает», казалось бы, неразрешимые противоречия «природнической» и «общественнической» концепций.
Отнесение эстетических качеств и свойств к области общественных ценностей с необходимостью ставит вопрос о специфике эстетического, его отличии от других явлений, которые также имеют ценностный характер или выступают как носители ценностей.
Эстетическое и художественное. Их взаимоотношения складываются весьма непросто. Дискуссии на эту тему выявили самые различные точки зрения. Для нас же сейчас важно одно: эстетическое шире художественного, поскольку оно относится и к природе, и к обществу, и к человеческой личности, тогда как художественное - исключительно к сфере искусства.
Эстетическое и абстрактно-логическое. В отличие от дискурсивно-опосредованной очевидное-
о |
I
ти логического, которая достигается в процессе разного рол выводов и умозаключений, эстетическое проявляется тольк в конкретно-чувственной форме. Не удивительно, что абст рактно сформулированный императив, скажем, принцип ппе данности родине, при всем положительном к нему отноше нии эстетических эмоций вызвать не способен. Другое дело - если он воплощается в конкретных действиях, поступках людей. В этом случае явление может быть прекрасным, возвышенным, трагическим, героическим и т. п. Не следует забывать, что эстетическое - это прежде всего некоторое предметное, чувственно-вещественное бытие, хотя само это бытие в его чувственных качествах здесь, как уже говорилось, нераздельно слито с определенным смыслом (значимостью).
Эстетическое и утилитарно-практическое. Эстетическое носит духовно-практический характер. Оно есть предмет удовлетворения духовных потребностей людей, а утилитарное - естественно-материальных. Эстетическое проявляется там, где существует свобода от материального интереса. Г. В. Плеханов был безусловно прав: если картина нравится человеку только потому, что он может выгодно ее продать, то этот факт не свидетельствует о проявлении эстетического отношения. Эстетическое покоится на незаинтересованности любования. Оно самоценно и носит бескорыстный характер.
Эстетическое и этическое. Обыденные человеческие поступки, укладывающиеся в элементарные нормы нравственности, эстетической ценности не имеют. Молодой человек уступил место пожилой даме в троллейбусе. Студент не украл банку консервов в универсаме. И тот, и другой поступили нравственно, это, конечно, так. Но можно ли сказать, что то, что они совершили, прекрасно или возвышенно? Едва ли. А вот если поступок или действие человека выражают особую меру свободы - тогда другое дело. Приведу несколько примеров.
Много лет назад, будучи студентом, вместе со своими сокурсниками я попал на обувную фабрику. Нас водили по небольшим цехам, которые в то время не отличались высокой технологией производства, и мы, откровенно говоря, уныло переходили с места на место, не проявляя к окружающему особого инте-
Лекция I
реса. И вдруг я остановился, как громом пораженный. Около одного рабочего (по-видимому, это был какой-то передовик) стояла девушка с секундомером и что-то записывала. Человек, за которым она наблюдала, просто-напросто работал. Но что это была за работа! У него было идеально организованное рабочее место, на котором в строгом порядке и аккуратно были разложены нехитрые инструменты и гвозди разной длины. Не глядя, он хватал с быстро двигающейся мимо него ленты транспортера обыкновенный ботинок и вколачивал буквально одним или дву-• Мя ударами гвозди в каблук. При этом вы бы видели его лицо. Оно как-то по-особому светилось. Не оставалось сомнений в том, что этот рабочий был бесконечно предан своей скромной, но очень нужной профессии. Если большинство его товарищей по цеху приходило на фабрику заработать деньги, то он, как мне тогда показалось, на работу буквально «летел на крыльях». Труд для него становился жизненной потребностью и включал в себя, пусть небольшой, творческий элемент. Тогда я, очевидно, впервые задумался над тем, что в самом труде есть некая всеобщая сторона деятельности как универсальное свободное творчество. В нем есть своя красота. Именно здесь воплощается богатство человеческих сил и способностей и обнаруживается особая область бескорыстного наслаждения процессом творческой деятельности.
Специфика эстетического в общественной жизни прояв
ляется в том, что оно выражает особую меру достижения
свободы личности и общества. И если это не так, объясните
мне, почему "прекрасны движения гимнаста на спортивном
снаряде (перекладине, брусьях и т. п.)? Не потому ли, что гим
наст свободен, что он настоящий мастер, что он в совершенстве
овладел соответствующей технологией и физическими возмож
ностями своего тела? Попробуйте подвесить на перекладину
или кольца начинающего «неумеху». Он будет биться в чудо
вищных конвульсиях, не вызывая ни малейшего представле
ния о красоте.___
Если это не так, объясните мне, наконец, почему столь высок и прекрасен подвиг Джордано Бруно - человека, который ушел дальше Коперника, объявил Вселенную бесконечной, исключил бессмертие души и, который, выслушав обвинения инквизиции в ереси и приговор к сожжению в Риме на Поле
______________ ,---- ^ цфукая дисци плин»
■---------------------. |
цветов, не отказался от своих великих научных открытий и с пением гимнов взошел на костер?
Так проявляются свобода физической деятельности и деятельности духовной. Все это вместе с самоценностью и бескорыстным характером, а также способностью удовлетворять не материальные, но духовные потребности и проявляться в особой конкретно-чувственной форме, составляет специфику эстетического в структуре природной и общественно-исторической реальности.
Таковы сущностные черты эстетического бытия. Об эстетическом сознании я расскажу в следующей лекции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гегель Г. В. Наука логики. - М., 1970. - Т. 1. - С. 95.
2. Марксистско-ленинская эстетика: Учеб. пособие для вузов /
Под ред. М. Ф. Овсянникова. - М.: Высш. шк., 1983. - 544 с.
3. Программа курса «Основы марксистско-ленинской эстетики» для
вузов (на 72 часа). - М.: Высш. шк., 1989. - 22 с.
4. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.
-С. 12,82,83.
5. Лосев А. Ф. Эстетика // Философская энциклопедия: В 5 т. -
М., 1960-1970. - Т. 5. - С. 570.
6. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. - М., 1998.
7. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.
8. Каган М. С. Мир общения. - М., 1988.
9. Платон. Софист // Платон. Соч.: В 3 т. - М., 1970. - Т. 2. - С. 361.
10. Эстетическое: Сб. ст. - М., 1964.
11. Корниенко В. С. О сущности эстетического познания. - Новоси
бирск, 1962.
12. Дмитриева Н. А, О прекрасном. - М., 1960.
13. Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. - М., 1965.
14. Столович Л. Н. Эстетическое в действительности и в искусстве.
-М., 1959.
15. Ванслов В. В. Проблема прекрасного. - М., 1957.
16. Борев Ю. Б. Эстетика. - М., 1969.
17. Генина Л. Заметки об эстетике // Сов. музыка. - 1957. - № 4. - С. 104.
18. Трофимов П. Об одной эклектической теории // Сов. музыка. -
1957. - № 10. - С. 79.
19. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. - Л.,
1963. - Ч. 1. - С. 36.
л е к ц и я Ц
2.2. Структура эстетического сознания
Обычно, когда ведется речь о сознании, разделяют три основных модуса его проявления. Первый из них - «сознание-орган». Этот модус характеризует сознание как некий функциональный инструмент субъекта, с помощью которого осуществляются различные виды духовной деятельности - субъективное осознанное отражение, обобщение, идеальное преобразование и т. п. С этой точки зрения сознание есть система нейропсихических и идеальных структур (свойств, способностей и т. д.). Второй модус - это «сознание-процесс». Он представляет собой непосредственные, имеющие конкретную временную продолжительность акты духовной деятельности, в которых и происходит целенаправленная переработка и перевоссоздание отражаемой субъектом действительности. И третий модус - «сознание-продукт», то есть субъективная реальность различных образов (обыденных, теоретических, мировоззренческих, художественных, ценностно-нормативных и др.), полученных в процессе духовной деятельности как результат идеального освоения мира.
Сознание имеет различные грани. Можно говорить о таких его составляющих, как нравственное сознание, религиозное, политическое или правовое. Эстетическое сознание есть также один из компонентов сознания вообще.
Если сознание вообще в гносеологическом плане представляет собой отражение бытия вообще, то эстетическое сознание - отражение эстетического объекта. А это означает, что эстетическое сознание - не что иное, как воспроизведение в рамках внутреннего мира субъекта специфической общественной ценности предметов и явлений окружающего нас мира.
В структурном отношении эстетическое сознание является некой системой компонентов. Эту систему образуют эстетические чувства, эстетические оценки, эстетический вкус, эстетический идеал. Сюда же входят эстетические взгляды, эстетические теории и другие компоненты. От их взаимосвязи можно абстрагироваться лишь временно, поскольку эс-