Гносеологические корни теории интенциональности. Неправомерность противопоставления музыкального произведения и продукта исполнительской деятельности. Игнорирование диалектики тождества и различия, дискретного и непрерывного. Пространственно-временные параметры явлений и значение качественных характеристик для установления их границ.
И9
Понятие вариантного множества. Диалектика «бытия-действительности» (звучания) музыкального произведения и его «бытия-возможности» (то есть существования в нотной записи, в памяти композитора, исполнителя, слушателя, в специальных двигательных навыках музыканта-интерпретатора и т. п.).
Музыкальное произведение как исторически конкретная целостная совокупность всех возможных и действительно существующих правомерных вариантов исполнительских объективации продукта первичной художественной деятельности.
Тема 20. Исполнительское искусство
Творческая деятельность в системе художественного производства. «Статичные» и «динамичные» искусства. Первичные и вторичные виды художественной деятельности. Искусства самостоятельные, несамостоятельные и относительно самостоятельные.
Признаки исполнительства: вторичность, относительная самостоятельность, наличие творческого посредника между автором и «потребителем» искусства, осуществление в присутствии воспринимающей аудитории самого процесса творчества, возможность влияния публики на его протекание, совпадение художественной деятельности и ее продукта, заданная исполнителем последовательность фаз восприятия, перевод художественного содержания из материальной нехудожественной системы в художественную.
|
Художественно-интерпретационная сущность исполнительского искусства. Исполнительство как творчество. Понятие художественной интерпретации. Художественная интерпретация, исполнение и продукт исполнительской деятельности. Художественная интерпретация в структуре исполнительского процесса.
Проблема правомерности художественной интерпретации. Исполнительское искусство как глубокое раскрытие художественных образов продукта первичной художественной
деятельности в данной конкретно-исторической социально-культурной среде. Реализация, репродуцирование, реадаптация и ретрансляция продукта первичного творчества — неразрывные грани единой специфической функции исполнительства.
Жизель Бреле о творческих результатах исполнительского процесса. Специфические особенности процессуальных искусств. Реализация художественной идеи как ограничение «горизонта возможных вариантов» и обогащение всем тем, что дает ей «общение с материей». «Незавершенность» музыкального произведения и возможности, которые «таятся в нем». Нотная запись как «фундаментальная архитектура музыки» и «обнажение идеи». Гармония между «сутью произведения» и оригинальным «вкладом его реализации». Две тенденции в исполнении старинной музыки: (1) стремление к исторической точности и (2) к точности в отношении к произведению и к «требованиям современного человека». Достоинства и недостатки концепции Бреле.
Раздел VI
Эстетическое и художественное развитие общества
Т е м а 21. Линейный принцип построения истории искусств и теория локальных цивилизаций
|
Теоретическое противостояние концепции однолинейного и прогрессивного восхождения от одного этапа историко-ху-дожественного процесса к другому и концепции локальных цивилизаций, исключающей линейный характер прогресса и ставящей под сомнение единство развития культур.
Элементы концепции стадийной общественной эволюции в учениях Д. Вико, Ш. Монтескье, Ж. Руссо и К. Сен-Симона. О. Конт о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. Гегелевская интерпретация культур различных эпох как конкретно-исторических ступеней саморазвития абсолютного духа. Учение К. Маркса о закономерностях смены спо-
38
собов производства материальных благ, вызывающей возникновение, функционирование и превращение одной общественно-экономической формации в другую, более сложную и высокоорганизованную.
Критика представлений о единой линии развития человечества. Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского о существовании отдельных, имманентно развивающихся цивилизаций. О. Шпенглер о жизненных циклах культурного «организма», его возникновении, взрослении, старении и гибели. Учение о неизбежном кризисе культуры и ее перерождении в цивилизацию. Круговорот локальных цивилизаций и элементы поступательного развития в теории А. Тойнби. Л. Гумилев об истории отдельных этносов и этногенезе как последовательной смене закономерных фаз. Понятие пассионарности и роль «пассионарного толчка».
Значение линейного принципа построения истории искусств и теории локальных художественных культур в решении конкретных познавательных задач. Необходимость преодоления их односторонности. Поиск методологических основ, коррелирующих выявление общих тенденций историко-художественного процесса и осмысление своеобразия художественных эпох, культур, значительных явлений в искусстве.
|
Тема 22. Творческий метод, направление, течение,
школа и стиль как категории историко-художественного процесса
Художественный метод как исторически обусловленное единство общих принципов творчества.
Параметры художественного метода: гносеологический, аксиологический, семиотический, моделирования. Их диалектическая взаимосвязь.
Поливалентность художественных методов, их «стертые», переходные формы.
Художественное направление как объективированный метод. Взаимосвязь направления, течения и школы в искусстве.
Понятие стиля. Стиль отдельного произведения или жанра в искусстве, индивидуальный стиль (творческая манера), стиль крупных художественных направлений, стиль эпохи.
Историко-художественный процесс в свете диалектики исторического и логического. Идейно-эстетические ориентации и принципы художественного творчества в исторической перспективе.
Нерасчлененность, диффузность художественной культуры первобытного общества. Отсутствие четкой дифференциации творческих методов и художественных направлений эпохи Античности и постепенное формирование в ней стилевых отличий, отдельных норм и принципов творчества. Различное усвоение канонических традиций Античности западным и восточным Средневековьем и их единство в определенных хронологических рамках. «Переход» художественной культуры от развития «хронологическими массивами» к развитию «отдельными потоками». Барокко, классицизм, сентиментализм, преромантизм XVII века, их диалогические и конф-ронтационные отношения. Просветительский реализм и романтизм ХУШ-Х1Х веков. Критический реализм и натурализм. Размежевание «миметической» группы художественных направлений (натурализм, романтизм, реализм) и «антимиметической» (многообразные проявления модернистского творчества, субнаправления и течения авангардизма) на рубеже XIX-XX веков.
Модернизм как тип мировидения и художественно-эстетическая система. Авангардизм - модернизм в искусстве, мощное метанаправление, охватившее значительную часть мирового историко-художественного процесса от конца XIX до последней четверти XX века. Экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм, дадаизм, литература потока сознания, «новый роман», драма абсурда и т. д. Серийная, конкретная и электронная музыка, алеаторика, сонористика, пуантилизм музыкального авангарда.
Принципиальный антитрадиционализм авангарда, отказ от фигуративности, разрушение ладотональных связей, погру-
40
;. сновидении, «языкотворчество» и т. п. Художе-
стоснь^е приемы авангардизма («ассоциативный монтаж», «коллаж», «поток сознания» и др.).
Постмодернизм как общекультурное движение конца XX века. Плюрализм и релятивизм художественной культуры постмодернизма, компилятивность ее художественного сознания. Смешение «несоединимых» художественных черт, пародирование классических канонов или их сочетание с экспериментом. Неопределенность и неустойчивость образов, сближение элитарного и массового искусства.
Творческий метод и мировоззрение художника. 3. Фрейд о конфликте цивилизованного и социализированного человека со своим подсознанием. Учение К. Юнга об архетипах. Продуцирование однотипных фантастических образов, повторяющаяся символика, сходные сюжеты и типы конфликтов в культуре разных этносов. К. Леви-Строс о независимости коллективного бессознательного фантазирования от воздействия социально-экономических факторов. «Логика» воображения.
Художественное творчество как единство сознательного и бессознательного. Диалектика интеллектуального и эмоционально-ценностного в структуре мировоззрения. Миропонимание и миросозерцание (мироощущение, мировосприятие, миропредставление). Творчество как опредмеченное мировоззрение художника. Определяющая роль мировоззрения в той области творчества, которая представляет собой осознанный процесс.
Категории историко-художественного процесса (идеал, метод, мировоззрение, стиль) в исполнительском творчестве.
Т е м а 23. Эстетическое и художественное воспитание
История эстетической мысли о проблемах культурно-эстетического развития общества, теории и практики эстетического и художественного воспитания.
^ Критика модели нормативно-дисциплинарной, авторитарной педагогики, трактовки личности как «объекта» манипу-
лирования и «средства» для достижения определенных целей.
Значение социально-деятельностной концепции эстетического воспитания. Воспитание - деятельностное саморазвитие личности, осуществляемое в процессе общественного воспроизводства человека и реализуемое механизмами культуры. Развитие, социализация и воспитание. Воспитание как процесс формирования базовых основ культуры. Понятия культуры, цивилизации и менталитета.
Формирование эстетически развитой личности - специфическая цель эстетического воспитания. Созидаемая красота человека как доминанта этого процесса.
Уровень эстетической культуры и ее компоненты. Эстетическое и художественное воспитание. «Воспитание средствами искусства», «искусство как средство эстетического воспитания», «художественное воспитание», их отличительные особенности. Формирование художников и высококультурных потребителей искусства - цель художественного воспитания.
Организация эстетического и художественного воспитания. Включение личности в многообразные формы эстетической и художественной деятельности, в процесс созидания ценностей культуры. Институциональная система эстетического воспитания, учет специфических особенностей основных сфер человеческой деятельности (учебно-воспитательной, производственно-трудовой, общественно-политической, досуговой, бытовой) и возраста (дети, родители, пенсионеры).
е м а 24. Студент и эстетика
Эстетика и потребности профессиональной деятельности музыканта. Польза эстетики для тех, кто музыку создает, кто ее исполняет, «потребляет» или изучает, для тех, кому суждено руководить музыкальными коллективами и организациями, управлять ими.
Возможность использования материала курса и книг по эстетике для более глубокого освоения других нефилософс-
ПЛАН КУРСА |
Наименование раздела и темы |
42
ких дисциплин (истории и теории музыки, истории исполнительского искусства, методики преподавания, психологии, педагогики и др.).
Эстетика как школа мысли и рефлексии. Знание теоретических эстетических основ - важный компонент эстетической культуры личности.
Эстетика как притягательная сфера самовыражения художественно одаренных и духовно богатых натур, получивших первые навыки философствования.
Молодость, свободомыслие, любознательность, оптимизм, стремление к поиску истины за гранями дозволенного, отсутствие моральных предрассудков - качества, играющие важную роль в теоретическом развитии эстетики, ее положений и идей. Совпадение с интересами будущего специалиста-музыканта главной сверхзадачи эстетики - критического стимулирования развития наличного эстетического бытия и эстетического сознания.
Процесс общественных преобразований и необходимость совершенствования системы ориентиров и приоритетов культурной политики. Осознание культуры как мощного рычага развития общества, необходимого условия продвижения России по пути экономических реформ, развития демократии, нравственного очищения общества. Понимание самоценности, суверенности и самодостаточности культуры, духовного наполнения нашей жизни как высшего смысла и назначения человеческого бытия (рыночная экономика и государство - лишь обслуживающие средства, но не самоцель).
Актуальные проблемы культурно-эстетического развития. Культура и нравственность, культура и демократия, культура и становление правового государства, культура и межнациональные отношения.
Пополнение рядов отечественной интеллигенции - важная задача высших учебных заведений.
5 6
Эстетика как философская дисциплина
Предмет, категориальный аппарат и ме
тоды эстетики 1
I Сущность эстетического. Объективный
характер эстетического в действительности 2
Сущность эстетического. Структура эс
тетического сознания 2
История эстетических учений Методологические проблемы изучения истории эстетической мысли Античная эстетика
Эстетика западноевропейского Средневековья
Эстетика Ренессанса и эстетическая мысль XVII века в Западной Европе Эстетика XVIII века. Английское и французское Просвещение
Эстетика XVIII века. Немецкое Просвещение
Немецкая эстетика конца XVIII - начала XIX века
Эстетика середины и второй половины XIX века
Развитие эстетической мысли в России в конце XVIII - первой половине XIX века и эстетические теории революционных демократов
Эстетическая мысль в России конца XIX - начала XX века
1 2
1 2 2 1
2 2
2 1
43
44
45
Наиболее общие категории эстетики
1 1 1 |
14 Трагическое и комическое 3
15 Возвышенное и низменное 2
16 Прекрасное и безобразное 3
Сущность и функции искусства
17 Искусство как высшая форма эстетичес- 4
кого познания и эстетической деятель
ности человека
18 Содержание и форма в искусстве 3 ^
Морфология искусства
2 4 |
19 Система искусств
20 Бытийный статус музыкального произ
ведения
21 Исполнительское искусство
Эстетическое и художественное развитие общества
22 Линейный принцип построения истории
искусств и теория локальных цивили
заций 1 1
23 Творческий метод, направление, течение,
школа и стиль как категории историко-
художественного процесса 3 1
24 Эстетическое и художественное воспитание 1 1
25 Студент и эстетика 1
ВСЕГО:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Занятие 1
Лекция Эстетика как философская дисциплина
Семинар Методологические проблемы изучения
истории эстетической мысли
Занятие 2
Лекция Эстетика как философская дисциплина
Семинар Объективный характер эстетического
в действительности
Занятие 3
Лекция Наиболее общие категории эстетики
Семинар Структура эстетического сознания
Занятие 4
Лекция Наиболее общие категории эстетики
Семинар Античная эстетика
Занятие 5
Лекция Наиболее общие категории эстетики
Семинар Эстетика западноевропейского Средне-
вековья
Занятие 6
Лекция Сущность и функции искусства
Семинар Эстетика Ренессанса и эстетическая мысль
XVII века в Западной Европе
Занятие 7
Лекция Сущность и функции искусства
Семинар Эстетика XVIII века. Английское и фран-
цузское Просвещение
Занятие 8
Лекция Сущность и функции искусства
Семинар Эстетика XVIII века. Немецкое Просвещение
Занятие 9
Лекция Морфология искусства
Семинар Немецкая эстетика конца XVIII -
начала XIX века
часа | |
час | |
часа | |
часа | |
часа | |
час | |
часа | |
часа | |
часа | |
час | |
часа | |
часа | |
часа | |
часа | |
часа | |
час | |
! часа | |
■ 2 | ! часа |
46
Занятие 10
Лекция Морфология искусства - 2 часа
Семинар Эстетика середины и второй половины
XIX века - 2 часа
Занятие 11
Лекция Морфология искусства - 2 часа
Семинар Развитие эстетической мысли в России
в конце XVIII - первой половине XIX века
и эстетические теории революционных
демократов - 2 часа
Занятие 12
Лекция Морфология искусства - 3 часа
Семинар Эстетическая мысль в России конца XIX -
начала XX века - 1 час
Занятие 13
Лекция Морфология искусства - 1 час
Семинар Наиболее общие категории эстетики - 3 часа
Занятие 14
Лекция Эстетическое и художественное развитие
общества - 2 часа
Семинар Сущность и функции искусства - 2 часа
Занятие 15
Лекция Эстетическое и художественное развитие
общества - 2 часа
Семинар Система искусств - 2 часа
Занятие 16
Лекция Эстетическое и художественное развитие
общества - 1 час
Семинар Исполнительское искусство - 3 часа
Занятие 17
Лекция Эстетическое и художественное развитие
общества. 1 час
Семинар Эстетическое и художественное развитие
общества. з часа
47
ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
1. Предмет, категориальный аппарат
и методы эстетики. 2 Сущность эстетического.
2.1. Объективный характер эстетического в действительности.
22. Структура эстетического сознания.
Лекция I
1. Предмет, категориальный аппарат и методы эстетики
Приступая к изложению нового философского курса, постараемся прежде всего «оконтурить» его, выявить специфику, ответить на вопрос, что же нам предстоит изучать.
Всякая учебная дисциплина имеет свой предмет. Есть он и у эстетики. Охарактеризовать предмет любой науки или учебной дисциплины - значит указать на те стороны окружающей действительности, которые составляют для них познавательный интерес. Специфический предмет изучения эстетики - это весь мир, взятый под определенным углом зрения. Вот почему краткое определение предмета эстетики представляет большую трудность. Недаром Гегель, предваряя текст своей знаменитой «Науки логики», делает характерное замечание: логика «не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней...» [1]. То же следует сказать и об эстетике: строгое очерчивание ее границ возможно только на основе подробного изложения всего содержания.
И все же, принимая это к сведению, согласимся также и с тем, что углубляться в проблемное поле эстетики без некоего, хотя бы предварительного, определения ее предмета было бы неразумно. Это тем более справедливо, если учесть, что большинство известных нам определений и без того страдают расплывчатостью, неопределенностью и противоречивостью.
48 |
Эстетика как философская_д испип».1ГГЗ |
Лекция I
49
Так, в «Британской энциклопедии» 1975 года издания сказано: «Эстетика - изучение красоты, в меньшей степени ее противоположности - уродства». В немецком «Философском словаре», выпущенном в том же году в Лейпциге, эстетика характеризуется как «собирательное понятие для наук и теорий, осмысливающих эстетическую активность людей*. В нашем отечественном «Философском энциклопедическом словаре», вышедшем в Москве в 1983 году, эстетика определяется как «философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлении: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей». В колумбийском издании «Американской энциклопедии» 1984 года об эстетике говорится как о «ветви философии, рассматривающей сущность искусства и критерии художественной оценки». Словарь «Эстетика» (Москва, 1989) определяет данную область знания как «науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты», а «Эстетический словарь» (Мюнхен, 1992) - как «науку о чувственном познании».
Как сориентироваться в обилии этих подходов? С чего начать?
Известно, что общественная жизнь - не простой хаос разрозненных, случайных событий, а некий закономерный процесс, стороны которого находятся в определенной взаимосвязи, развитии. Этот процесс пронизывается целостной системой многообразных общественных отношений - экономических, правовых, политических, нравственных, атеистических, религиозных... Есть среди них и эстетические отношения. Не будем пока углубляться в теорию (всему свое время!), а лишь постараемся указать на этот феномен, пояснить в самом первом приближении, что мы имеем в виду, когда говорим -♦ эстетические отношения».
Представим себе человека во взаимосвязи с каким-нибудь явлением окружающего мира. Пусть это будет, например, система «человек - природный объект» или еще несколько более конкретно - «человек и мировой океан». Как складывались отношения между ними?
Во-первых, в ходе общественно-исторической практики человечество постепенно осваивало морскую поверхность как удобный и сравнительно дешевый путь сообщения; это повлекло за собой развитие кораблестроения и торговли. Параллельно шло проникновение в океанские глубины, сопровождавшееся добычей рыбы, крабов, устриц и т. п., что привело в конечном итоге к созданию мощной перерабатывающей промышленности, формированию целых флотилий, поставляющих ценные продукты питания. Осваивалось и морское дно, растительный мир морей и океанов, осуществлялась добыча жемчуга, перламутра, кораллов и т. д. Немалый интерес для человечества представляют также нефть, полезные ископаемые, таящиеся в недрах океанского дна, энергетические ресурсы приливов и отливов, ударов штормовой волны, силы ветра, заманчивые перспективы освоения жизненного пространства вплоть до реализации фантастических проектов искусственных островов, плавающих городов и т. п. Иными словами, океан во всех этих проявлениях представляет собой предмет удовлетворения материальных потребностей людей, и здесь, следовательно, мы имеем дело с особым видом взаимосвязи членов названной ранее системы, а именно - с отношениями утилитарно-практического типа.
Во-вторых, мировой океан выступает и как предмет удовлетворения потребностей познания. Это и понятно: без соответствующего уровня осведомленности людей совершенно невозможно его эффективное использование. Надо ли поэтому подробно говорить о том, какое огромное значение в жизни человечества имели великие географические открытия, поиск морских путей к неведомым континентам, исследование конфигурации берегов материковой части, изучение флоры и фауны подводных глубин, характера и направлений морских течений, закономерностей образования цунами и т. д.? Назовем этот тип взаимосвязи в системе «человек - мировой океан» познавательными (научно-теоретическими) отношениями.
Но океан может найти и совершенно иное воплощение. Вспомним образ морской стихии как опоэтизированной, одухотворенной природы в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Наедине с бескрайними просторами океанской шири
50
Эстетика как философская дисциплина
Лекция I
51
человек может оказаться завороженным плеском воды, шуршанием морского песка или гальки при набегании волн, ритмично накатывающихся на пологий берег, шумом прибоя. Он может залюбоваться богатой цветовой гаммой постоянно меняющейся водной поверхности или быть всецело захваченным грандиозной картиной разбушевавшейся морской стихии. И когда, переживая всем своим существом переполняющие его ощущения, он испытывает особое духовное наслаждение в немом восторге или невольно может воскликнуть что-нибудь вроде «как это красиво, черт возьми!» - мы говорим, что здесь проявляется третий тип упомянутой выше взаимосвязи, а именно - эстетическое отношение человека к миру. Морская стихия в данном случае выступает в качестве предмета, удовлетворяющего эстетические потребности людей.
Ослепительной красоты алмаз, изумительная роза, красивый ландшафт, чарующий восход солнца... Эстетическое отношение вызывают и плывущие громады облаков в высоком летнем небе, и полет журавлиной стаи, и гигантский сфинкс у основания египетской пирамиды, и лик склоненной к младенцу Мадонны Рафаэля. Ведь эстетическое - это прежде всего то, что конкретизируется через понятие гармонии, совершенства и красоты.
Все это так, скажете вы. Однако правомерно ли ставить эстетические отношения в один ряд с такими важнейшими типами отношений, как отношения утилитарно-практические и научно-теоретические? Оказывается - правомерно. Такова мощная философская традиция, рассматривающая человеческую активность, деятельность, труд не только (1) как процесс «обмена веществ» между обществом и природой, с помощью которого удовлетворяются материальные, утилитарно-практические потребности людей, не только (2) как своеобразное орудие проникновения человеческого сознания в законы Вселенной, но и (3) как формообразование мира по законам красоты. В самом деле, можно ли согласиться с недооценкой извеч ного стремления человека к совершенству? Разве не дала ему природа (если хотите - само общество или бог) в виде посоха идеал? И не овеществляются ли представления людей о гармонии и красоте в деяниях, результатах творчества, продук
тах труда - будь то каменный топор или современный космический корабль?
Да и что такое богатство, материальное благополучие? Идол, которому все подчинено? Или - только предпосылка, обеспечивающая необходимую степень свободы для достижения максимально возможного в данных конкретно-исторических условиях уровня духовного развития человека, его внутреннего мира, склонностей и способностей?
Для чего живет человек? Неужели действительно для того, чтобы утром надевать брюки, среди дня съедать кусок мяса и вечером ложиться в постель? Повсеместное недопонимание библейской мудрости «не хлебом единым жив человек», недооценка огромного значения эстетической, нравственной и, в целом, духовной культуры закономерно приводят к бездуховности и мещанству, асоциальным побуждениям и потребительской психологии, бессмысленному времяпрепровождению, алкоголизму и наркомании. Без высокой культуры нет подлинной нравственности. Без нее нет и не может быть развитой демократии. Без культуры нет правового государства и нормальных межнациональных отношений.