Прямо противоположная картина открывается там, где оценивается совершенно иная историческая ситуация. Можно ли считать трагедией, к примеру, поражение фашизма в
ходе второй мировой войны? С точки зрения приверженцев этой человеконенавистнической идеологии - а их, как известно, было немало - по-видимому, да. Разгром гитлеровской коалиции был связан с крушением их идеалов и надежд. И все же, не будем смешивать объективно трагическое и субъективные представления о нем. Истина состоит, безусловно, в том, что поражение фашизма - не трагедия, а правомерный исход борьбы. Антигуманистические устремления активных проводников национал-социализма, их крайний шовинизм, расовая теория, возбуждающая ненависть к другим народам, режим политического террора, пропаганда культа силы, подготовка и развязывание агрессивных, захватнических войн под видом борьбы за «жизненное пространство», открытые притязания на мировое господство обернулись величайшим бедствием не только для народов государств, оккупированных фашистскими державами, но и для народов тех стран, в которых в свое время утвердились фашистские диктатуры. И хотя опасность возрождения идеологии фашизма полностью не преодолена и сегодня, человеконенавистническая практика его не имеет исторической перспективы и в своих главных тенденциях мировым сообществом последовательно отвергается.
Диалектика случайного и необходимого. Трагическая коллизия возникает только там, где действие человека наталкивается на такую необходимость, которая в данных конкретно-исторических обстоятельствах действительно не может быть преодолена. Ведь необходимость не сводится к неизбежности. Последняя - только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Есть внутренняя необходимость, вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира, и внешняя необходимость, порождаемая привходящими обстоятельствами, необходимость более общего, фундаментального порядка, действие которой распространяется на сравнительно широкий круг явлений, и необходимость менее общего порядка, действие которой охватывает сравнительно узкий круг явлений.
|
Необходимость и случайность не встречаются в чистом виде. При определенных условиях они тождественны: слу-
5 Заказ № 299
Наиболее общие категории эстетики
чайное необходимо, а необходимое случайно. В реальной действительности всякое явление (в одно и то же время, но в разных отношениях, или в одном и том же отношении, но в разное время) и случайно, и необходимо, содержит необходимые и случайные моменты в их взаимопроникновении.
Там, где возникает видимость игры случая, сама случайность оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Необходимость действует главным образом в виде стихийной силы, прокладывающей себе путь через бесконечное множество случайностей и обнаруживает себя как конечный результат практического действия людей. Так, в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» гонец задержан в пути чумой, Ромео умирает незадолго до пробуждения Джульетты, а Лоренц, опоздавший всего на несколько минут, появляется лишь тогда, когда и сама Джульетта покончила свои счеты с жизнью. И сквозь всю эту цепь случайных событий с трагической необходимостью прокладывает себе дорогу роковой пережиток Средневековья - кровная вражда двух феодальных семейств.
|
А вот и другой, может быть, не очень серьезный случай. Представим себе, что после лекции по эстетике кто-то из нас вышел из консерватории, поскользнулся и набил себе шишку. Трагедия это или нет? Каждый здравомыслящий человек скажет, конечно, что это не трагедия. Хотя сам факт падения на улице - не просто случайность. Здесь проявилась и определенная необходимость: физический закон трения, например, или невысокий уровень заботы о людях, в результате чего скользкие тротуары своевременно не очищаются от льда и снега и не посыпаются песком, а может быть, чисто экономические причины, недостаток средств для ведения городского хозяйства и т. п. Однако все дело в том, что данная необходимость совсем не того свойства, чтобы никак, ни при каких обстоятельствах в данных исторических условиях она не могла быть преодолена. В противном случае все мы, покидая консерваторию, с роковой неизбежностью ломали бы себе шею. Подумать только, каких талантливых музыкантов пришлось бы оплакивать нашей общественности.
Диалектика личного и всеобщего. Трагичны те, цели которых носят не узколичный характер, а имеют всеоб-
131 |
Лекция III
щее содержание. Таков Прометей, похитивший огонь с Олимпа и принесший его людям. В наказание за противодействие богам Зевс повелел приковать Прометея к скале и пробил ему грудь копьем. Муки Прометея длились тысячелетия, в течение которых к нему прилетал огромный орел и клевал его печень. Недаром сказание о Прометее с древнейших времен привлекало к себе пристальное внимание многочисленных писателей, поэтов, художников и композиторов: ему посвящали свои сочинения Эсхил, Кальдерон, Вольтер, Гёте, Гердер, Шелли, Байрон, Рубенс, Тициан, Бетховен, Лист и Скрябин.
|
Правда, здесь может возникнуть вопрос: а как же быть с образами Тристана и Изольды, Кармен и Хозе? Ведь они преследовали только свои собственные, личные цели. Ответ таков: их судьбы безусловно трагичны. Оставаясь субъективно-личными, эти устремления и действия близки и понятны многим людям, а значит имеют огромное общественное содержание.
Диалектика реального и идеального. В свете взаимоотношений этих понятий трагический конфликт можно охарактеризовать как гибель идеального в борьбе с реальностью и в зависимости от того, как разрешается диалектика реальности и идеала, мы получаем в искусстве трагедию оптимистическую или пессимистическую.
«Формула» оптимистической трагедии такова: гибель человека не является гибелью самого идеала. Время его осуществления обязательно придет. Сущность оптимистической трагедии Ю. Борев - известный исследователь природы эстетических категорий - выразил в следующей триаде: «Жизнь - смерть - бессмертие». Первые классические образцы оптимистической трагедии мы находим у Шекспира («Гамлет», «Ромео и Джульетта»).
А вот и «формула» пессимистической трагедии: гибель идеального - закономерное, неизбежное и окончательное явление. А. Шопенгауэр, например, подчеркивающий иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле к жизни» с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, считал, что в мире вообще нет ничего достойного наших желаний, стремлений, борьбы. Ф. Кафка от-
Наи более общие категории эстетик у
мечал в своих дневниках, что когда он садится писать, чувствует себя человеком с перебитыми руками и ногами, лежащим на середине мостовой, по которой с грохотом несутся экипажи. В отличие от Бальзака, который с гордостью говорил, что носит при себе палку и ею сокрушает все преграды, Кафка мог лишь произнести: «Все преграды сокрушают меня». Аналогичный мировоззренческий и психологический контекст ощущается в новелле Кафки «Превращение». Однажды проснувшись, Грегор Замза почувствовал, что превратился в некое подобие жука или гигантской сороконожки. Превозмогая ужас и омерзение к самому себе, он все же собирается идти на службу. Однако отец, пораженный неожиданным превращением своего сына, загоняет его палкой обратно в комнату. С этой минуты человек-сороконожка начинает жить в одиночестве, преисполненный отчаяния и страха. Он ползает по стенам и потолку, питается отбросами, дремлет на грязном подоконнике, произносит взвинченные монологи. Его нелепое существование доставляет огромные неприятности родным, и отец, взбешенный уменьшением доходов и близостью разорения, в припадке гнева яблоком раздробил спину несчастного существа, которое некогда было
его сыном.
Ф. Ницше один из первых обратил внимание на то, что трагедии, появившиеся в конце VI века до н. э., обычно разыгрывались в период так называемых дионисии (или вакханалий). Великие дионисии считались главными празднествами в Древней Греции и сопровождались торжественными процессиями, состязаниями драматургов, поэтов и хоров. Ницше выделил два основных начала, с которыми, по его мнению, связано все поступательное движение искусства. Первое начало - аполлоническое, праведное и гармоничное, тяготеющее к классическим, уравновешенным образам и чувствам, второе - дионисийское, греховное, неистовое, связанное с безумным порывом и опьянением. Оба начала связаны с известными мифологическими персонажами, сыновьями Зевса: Аполлон (Феб) - целитель и прорицатель, покровитель искусств, Дионис (Вакх) - бог виноградарства и виноделия.
133 |
Лекция III
Ницше был убежден, что сущность мировоззрения грека - пессимизм. Эллин хорошо знал и хорошо ощущал все ужасы земного существования. Вот характерная история, которую можно привести из античных источников в подтверждение этой мысли Ницше. Как-то по заказу Фаладия - тирана города Акрагаита - ваятель Перилл сделал медного быка, который должен был служить орудием пытки. По замыслу Фаладия, быка следовало нагревать на огне, чтобы крики помещенной внутри его жертвы превратились в мычание. Перилл выполнил волю тирана и был первый изжарен для пробы.
Мироощущение эпохи эллинизма воплотилось в мифе о царе Мидасе, который гонялся за спутником Диониса Сире-ном - существом, считавшимся средоточием мудрости, чтобы получить ответ только на один, мучивший его вопрос: что для человека наилучшее и наипредпочтительнейшее? И вот каким был ответ. «Наилучшее недостижимо: не родиться; второе по достоинству - скорее умереть».
Все, что возникает, должно быть готово к страданиям и боли. Но чтобы иметь возможность жить, грек вынужден был заслонять себя «блестящим порождением грез: олимпийским порядком богов радости». Античная гармония, по Ницше, существовала не в реальности, а в сновидениях и мечтах. В образе Аполлона воплотилось все усиливающееся стремление к красоте. И разве не из недостатка, лишения и чувства боли в греческом искусстве появилась гармония, самоограничение и полное чувство меры?
В образе же Диониса воплотилось стремление к безобразному, ко всему страшному, загадочному и злому. Жажда ужасного, трагического и рокового - это потребность «встретить достойного врага, на котором можно испытать свою силу».
В свиту Диониса входят сатиры - низшие лесные божества. Греческая мифология изображает их полулюдьми-полукозлами, с заостренными, похожими на козьи, ушами, козьим (или лошадиным) хвостом, растрепанными волосами. Они ленивы, полупьяны, похотливы (сатиры - демоны плодородия). Они заняты играми и танцами, бродят по лесам и вместе с нимфами ведут веселые хороводы.
134 |
Наиболее общие категории эстетики
Трагедия возникла из лирической поэзии или дифирамбов, которые исполнялись хором, состоявшим из спутников Диониса - сатиров (отсюда название трагедии, буквально означающее «козлиная песнь» или «песнь сатира»)- Музыка -область неясного, смутного переживания. Последнее составляет основу искусства. В подготовительном акте художественного творчества появлению поэтической идеи обязательно предшествует смутное настроение без определенного и ясного предмета - некий музыкальный настрой души. Из этого лона произошла и трагедия. Она родилась «из лона музыки в таинственном сумраке дионисизма».
Искусство пластических образов - искусство аполлони-ческое. Искусство же музыки - искусство дионисийское. «Могучий бег от Баха - к Бетховену, и от Бетховена - к Вагнеру» свидетельствует о том, что в современной Ницше культуре происходит процесс постепенного пробуждения дионисий-ского начала. Новая культура глубоко трагична - такова главная мысль сочинения Ницше «Рождение трагедии из духа музыки: предисловие к Рихарду Вагнеру».
В заключение отметим, что трагические образы находят широкое воплощение в музыке. Примерам здесь несть числа: Четвертая, Пятая, Шестая симфонии Чайковского, его же увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия «Франческа да Римини», опера «Пиковая дама». Величайшие потрясения в истории, трагические судьбы народов, раздумья о смысле жизни, о добре и зле - суть многих симфонических, вокально-симфонических и камерно-инструментальных произведений Шостаковича. Среди них такие шедевры, как Четвертая, Седьмая, Восьмая симфонии, фортепианное трио и т. п. Жаль только, что сам механизм воплощения трагического в музыкальном искусстве исследован недостаточно. До сих пор в полной мере не ясно, можно ли применительно к музыке говорить о трагическом как об эстетической категории, характеризующей неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека. Ведь эта «формула» получена на материале словесного, драматического искусства. Не придется ли нам вносить в сегодняшнее понимание трагического существенные коррек-
Лекция III
тивы с учетом тех данных, которые могут 6ыт7 получены в
ходе эстетико-музыковедческого освещения проблемы? Тут
моим слушателям, как говорится, и карты в руки Может быть
среди „их найдется будущий автор серьезной рабо™ на эту
благородную тему. у
1.2. Комическое
Термин «комическое» происходит от греческого слова 1Хб<; и означает «смешное». К сфере комического обычно относят явления жизни, вызывающие веселье и смех и становящиеся объектами осмеяния. Однако в эстетической теории, наряду с отождествлением комического и смешного, существует и тенденция их противопоставления. М. Каган, Ю. Борев и некоторые другие исследователи настаивают на том, что комическое и смешное - явления разного порядка. Нам бывает смешно, пишет, например, М. Каган, когда мы смотрим в театре веселую комедию, когда слушаем остроумный анекдот. Но нам бывает смешно и тогда, когда нас щекочут или когда нервное возбуждение прорывается в так называемом истерическом смехе. Встречается еще глупый, пустой смех, который имеет такое же отношение к комическому, как и смех от щекотки. Существует даже итальянская поговорка: нет ничего глупее, чем глупый смех, или русская: смех без причины - первый признак дурачины. Чтобы еще основательнее подкрепить свою точку зрения, М. Каган ссылается на известный толковый словарь русского языка, описывающий смех как короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающими у человека, когда он испытывает особые, соответствующие этой ситуации, чувства. И коль скоро определить комическое как «короткие и сильные выдыхательные движения» ни в коем случае нельзя, делается вывод, что смешное - это явление психофизиологическое, а комическое - явление эстетическое.
Отнюдь не разделяя мнение тех, кто абсолютно отождествляет комическое с явлениями, вызывающими смех, отметим все же, что позиция М. Кагана также не убеждает.
136 |
Наиболее общие категории эстетики
Разве сметное только субъективно? Разве оно не может существовать в самом объекте? Ведь это не смешное, а смех есть ♦ короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте». Мы же ведем речь о смешном объекте и о смехе как субъективной реакции на этот объект, ибо иначе как в смешном объекте и реакции субъекта в смехе комическое никогда не проявляется. Комическое - это, бесспорно, эстетическое явление. Но оно, как и смешное, включает в себя объективную и субъективную стороны. Поэтому смешное далеко не всегда есть явление психофизиологическое. Психофизиологической по своей сути может быть только его субъективная грань.
Комическое возникает на ранних ступенях развития общества. В искусстве оно встречается уже у Гомера и оказывается связанным с осознанием радости бытия, с ощущением беспечности и избытка сил (таков, например, смех богов в ♦ Илиаде»). В Античности же появляются первые попытки теоретического осмысления этого понятия. Платон утверждал, что комическое - удел рабов и чужеземных наемников. Оно связано с воспроизведением в искусстве «действий людей безобразных телом и образом мысли». Серьезное и смешное связаны неразрывно и не могут быть поняты отдельно друг от друга. Комическое всегда должно казаться новым, в противном случае оно теряет всякий смысл. Аристотель указал на внутреннюю несообразность как причину комического характера и определил комедию как воспроизведение худших людей. Аристотелю же принадлежит и первое в истории эстетической мысли определение смешного: «Смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное». Однако трактовка комического как явления, которое в противовес трагическому, никому не причиняет страдания, несколько односторонняя, так как с порога исключает сатирическое начало. Художественная практика Античности эту односторонность, по сути дела, преодолевает. Глубокое содержание комического обнаруживается у Аристофана (Греция) и Плав-та (Рим). То же можно сказать о творчестве Марциала, Луки-ана и Ювенала. Последний, например, утверждал, что сатирику стихи «диктует негодование».
Лекция III
Комическое составляет предмет исследования и в эстетических учениях Древнего Востока. В индийском эстетическом трактате «Натьяшастра» подробно анализируется предмет комического и его формы, подчеркивается, что комическое порождается «нелепой одеждой», «бахвальством», «взбалмошностью и сумасбродством», а также «бессмысленным беснованием». Приводится любопытная классификация смеха, включающая шесть следующих видов: улыбка, усмешка, по-смеивание, смех, хохот и бешеный хохот.
Значительно меньше внимания комическому уделяется в эстетической мысли западноевропейского Средневековья. Отцы церкви объявляли смех «искушением дьявола», «признаком надменности душевной», «единственной слабостью, которую никогда не испытывал Христос». Комедия и юмор считаются обманом с низкой целью простого развлечения (св. Августин). Сочинение немецкой монахини Гротсвиты Гандерсхеймской (X век) «Анти-Теренций» направлено против наследия известного римского комедиографа и проповедует подчинение естественных человеческих чувств христианскому долгу. Эстетическая проблематика этого времени в теологических трактатах проникнута пафосом христианского смирения, аскетизма и страдания. Интересно отметить, что параллельно с этим комическое достаточно широко используется в русле народного творчества - в искусстве буффонов и вагантов, которое не получает, правда, отражения в официальных эстетических представлениях. Что же касается фарса, то он проникает даже в некоторые религиозные жанры, например, в мистерию.
Эпоха Возрождения приносит с собой веру в безграничные творческие возможности человека, ощущение богатства, многогранности и красоты реальной жизни. В этот период формируется и новый взгляд на комическое. Теоретики раннего Возрождения в Италии (Даниелло, Чинцио, Скалигер) вначале следуют за Аристотелем, связывая комическое и трагическое с различной социальной принадлежностью изображаемых героев. Однако вскоре здесь появляется^явное осознание жизнеутверждающего, критического начала. Для Рабле комическое - «глубокая и несокрушимая жизнерадостность, перед которой все преходящее бессильно» (пролог к IV книге
138
Наиболее об щие категории эстетики
Лекция III
139
«Гаргантюа и Пантагрюэль»)- Другая особенность эстетики Возрождения заключается_в установлении органической взаимосвязи комичёскогоТдраматическим и трагическим. Эта стихийная диалектика ярко проявляется в многочисленных пьесах Шекспира, в «Дон Кихоте» Сервантеса. А Лопе де Вега это выразил так:
Природа тем для нас прекрасна, Что крайности являет ежечасно.
Пожалуй, высшим достижением итальянского театра эпохи Возрождения явилась комедия масок (комедиа дель арте). Она определила собой начало профессионального периода развития театральной культуры, хотя и унаследовала традиции народного фарса, маски и буффонаду карнавальных действий. Представления комедии масок создавались методом импровизации, основанной на сценарии (сюжетной схеме) без литературного текста. Здесь царили злободневность, сатирическая направленность и бичевание пороков, в действие широко вошли музыка и танцы. Образы комедии масок (Пульчинелла, Коломбина, Арлекин, Пантолоне и др.) отличались яркой зре-лищностью, повышенной динамичностью, схематичной обобщенностью и отсутствием психологической индивидуализации. Каждый актер постоянно играл одну роль-маску, переходившуюиз^спектакля в спектакль. С конца XVI века бродячие труппы актеров выступали во Франции, Австрии, Испании, Англии. В результате их гастролей в Париже возник театр итальянской комедии. Укрепление позиций профессионального театра привело к постепенному упадку комедии масок. Ее метод импровизации решительно отверг К. Гольдони, а К. Гоцци канонизировал лишь некоторые формальные приемы, используя их для создания стилизованных театральных сказок (фиаб). Недолго просуществовал и жанр «ученой комедии» (комедиа эрудита), создаваемой по античным образцам, но выражавшей современное мироощущение.
В XVII веке формируется классицистская система взглядов на комическое. Провозглашая своим основным принципом следование Античности, классицисты берут из нее преж-
де всего то, что соответствует их собственным идеалам. Область комического, ш> Буало,- жизнь низших сословий. Границы между трагедией и комедией оказываются столь же незыблемыми, как и сословные перегородки, установленные в период господства абсолютной монархии Людовика XIV. Театральная драматургия должна подчиняться многочисленным канонам, одинаково пригодным, якобы, для всех времен и народов. Вот как Буало обрушивается на прославленного Лопе де Вега, не соблюдающего правило трех единств:
За Пиренеями рифмач, не зная лени,
Вгоняет тридцать лет в короткий день на сцене.
В начале юношей выходит к нам герой,
А под конец, глядишь, - он старец с бородой.
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет [4].
Незаслуженно, с точки зрения Буало, вознесен и Мольер, за которым числятся систематические нарушения требований аристократической морали:
Узнайте горожан, придворных изучите; Меж них старательно характеры ищите. Присматривался к ним внимательно Мольер; Искусства высшего он дал бы нам пример, Когда б, в стремлении к народу подольститься, Порой гримасами не искажал он лица, Постыдным шутовством веселья не губил. С Теренцием - увы! - он Табарена слил! Не узнаю в мешке, где скрыт Скапен лукавый, Того, чей «Мизантроп» увенчан громкой славой.
Уныния и слез смешное вечный враг. С ним тон трагический несовместим никак, Но унизительно Комедии серьезной Толпу увеселять остротою скабрёзной.
140
Наиболее общие категории эстетики
В Комедии нельзя разнузданно шутить, Нельзя запутывать живой интриги нить, Нельзя от замысла неловко отвлекаться И мыслью в пустоте все время растекаться
[4, с. 93-94].
В середине XVIII века в Неаполе возник новый жанр -опера-буфф (комическая опера, первоначально с уклоном в буффонаду, затем в сентиментализм). Этот жанр, веселый по характеру, близкий по своим сюжетам к городскому и сельскому народному быту, к народному песенному творчеству, внес в оперу меткую наблюдательность и яркую характеристичность, живую струю общественной сатиры и сыграл важную роль в распространении демократических идей. Большой славой пользовались в то время крупные мастера оперы-буфф -неаполитанские композиторы Дж. Б. Перголези, Дж. Паизи-елло, Д. Чимароза, венецианские - Б. Галуппи, Н. Пиччинни; значительны также заслуги К. Гольдони в развитии ее литературной стороны.
Пафос трактовки комического просветителями (Д. Дидро, Г. Лессинг, А. Шефтсбери, Ф. Хетчесон) состоял в преодолении ограниченности и нормативности классицистских взглядов. Комедия должна «просвещать насчет обязанностей и воспитывать вкус» (Дидро), «исправлять то, что не входит в компетенцию закона» (Лессинг). Разрабатывая новую систему жанров, Дидро выступил против метафизического разделения трагедии и комедии. Он указывал на существование многочисленных градаций и оттенков, которые встречаются между этими крайними формами драматургии. Все сословия одинаковы. Художник обязан обращаться ко всему народу, а зритель должен видеть в произведении искусства самого себя (Дидро), смешно как раз стремление чем-то выделиться среди прочих (Лессинг).
Несколько иной характер приобретает комическое в эстетике Канта и Шиллера в свете характерного для них противопоставления мира эстетического и мира действительного. Кант
видел причину смеха во «внезапном разрешении противоречия в ничто» (таков, например, рассказанный им анекдот о
купце, который был застигнут в море внезапно разыгравшейся бурей; купец был так напуган возможностью утратить по груженные на корабль товары, что у него от страха поседел парик). Шиллер указывал на важное нравственное назначе ние комедии, которая призвана служить моральному совер шенствованию человека. Ист.о.нн.ик_^атиш_^.др01иворечие между реальностью и идеалом.
Романтизм с его обостренным интересом к личности обращает особое внимание на субъективную сторону комического, порой абсолютизируя ее. Жан Поль (Рихтер) писал, что комическое «нигде не заключается в объекте, а всегда в субъекте». Иенские романтики разрабатывают теорию иронии, которая становится одним из главных принципов их искусства. Романтическая ирония воплощается в художественной практике Л. Тика («Мир наизнанку», «Кот в сапогах») и означает абсолютный произвол автора по отношению к создаваемым образам: сюжет становится предметом игры авторской фантазии, серьезный тон повествования нарушается алогизмами, а сценическое действие - смешением планов реального и нереального. Г. Гейне развивал ту особенность романтической иронии, когда высмеивается не только изображаемый объект, но и сам автор, и его позиция по отношению к этому объекту. Ирония Гейне явилась способом избавления от чрезмерного лиризма и насыщенной сентиментальности, формой «разложения» романтической иллюзии автора и утверждения его скептической позиции по отношению к действительности.
Целый ряд важных идей о природе комического содержится в эстетике Гегеля. Это относится к его определению комического как противоречия между формой и содержанием, сущностью и индивидуальным проявлением. Гегель обосновал необходимость общественно-исторического подхода к комическому, выдвинул положение о трагических и комических фазах исторического процесса. Идея «примирения с действительностью» сказывается в гегелевской трактовке юмора, который, по его мнению, выражает «радость в покорности судьбе» и во взгляде на сатиру: признавая ее правомерность в прошлом, Гегель пессимистически оценивал ее возможности в
142 |
Наиболее общие категории эстетики
современности, где «всеобщая разумность» получает свое воплощение в действительности.
Чернышевский, отвергавший гегелевский идеализм, определял комическое как «внутреннюю пустоту и ничтожность, прикрывающуюся внешностью, имеющей притязания на содержание и реальное значение». И действительно, разве не в этом суть комического образа Хлестакова? Разве не выявляется эта суть в противоречии между тем, за кого выдает себя Хлестаков и кем является он на самом деле? Ведь комическое - это не просто низкое, а такое низкое, которое выдает себя за высокое, не просто старое, а рядящееся под молодое, не просто глупое, а представляющее себя как разумное, не просто отжившее, а претендующее на то, чтобы выглядеть современным.
Вообще комическое в литературе, драматургии и искусстве театра России имеет давние традиции. Такие шедевры, как «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Ко-былина и другие не возникают на пустом месте. Задолго до их появления (в XI веке) на Руси уже были известны «потешники» или «скоморохи» - средневековые актеры, исполнители веселого «игрища», небольшого танцевального, циркового и драматического действа. Скоморохи были постоянными участниками различных празднеств и обрядов, на которых выступали как дрессировщики животных, акробаты, певцы и острословы. Основным содержанием их творчества был так называемый глум (или сатира). Скоморошьи «позорища» вызывали большой интерес у простого люда и, вместе с тем, грубо и бесцеремонно пресекались. Исполнители скоморошьих «потех» нередко подвергались гонениям церковными и гражданскими властями.