Изоляция от жизни проступает особенно отчетливо в период развития схоластики. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня - сверхъестественное знание, даваемое в откровении, и естественное, отыскиваемое человеческим разумом; норму первого содержат тексты Библии, сопровождаемые авторитетными указаниями отцов церкви, норму второго - тексты Платона и особенно Аристотеля, окруженные комментариями позднеантичных философов. Потенциально в тех и других текстах уже дана истина и чтобы актуализировать
184
ее, надо вывести из текстов полноту их логических следствий при помощи цепи правильно построенных умозаключений.
«Бог - истина всякой красоты и высочайшая красота», «не созерцаемая красота заслуживает внимания, а лишь умом постигаемый смысл» - такие высказывания доминируют в философских трудах этой эпохи. Трансцендентная духовная и божественная красота ставится выше естественной красоты природы, а все земное трактуется лишь как символическое или аллегорическое подобие небесного.
Возникновение средневековой философии связано с дат-^ристикой -направлением христианской мысли (П-УШ века), признавшим возможность и необходимость использования достижений античной философии для защиты, обоснования и развития христианской доктрины. Представители патристики - от Юстина Мученика (100-165) до Иоанна Дамаскина (675-753) - приобрели огромный авторитет у последующих христианских мыслителей и церкви, считающей их своими «учителями». Патристика разделяется на восточную (греческую) и западную (латинскую).
Виднейшим представителем латинской патристики в плане влияния на последующую философскую мысль явился Ав- релий^Августин (354-430). Августин интересен не только тем, что он - первый крупный философ Средневековья, но прежде всего тем, что общепризнанно считается христианским «учителем Запада», внесшим значительный вклад в разработку принципов, которые легли в основу европейской культуры. Именно Августин ввел в европейскую философию термин «личность» и сумел глубоко и творчески приспособить последние достижения языческой мысли, сконцентрировавшиеся в философской системе неоплатонизма, к нуждам христианского учения. Неоплатоническая эманация (истечение) мира из божества была заменена креоционизмом, то есть учением о свободном творении мира Богом из ничего. В этом свете судьба человека трактуется как провидение, промысел божий. Бог в представлениях Августина осуществляет свой промысел так, как это присуще личности вообще, наделенной, помимо сознания, еще и волей. Бог, по Августину, творит мир непрерывно, ни на один миг не оставляя своего попечения о
|
нем. Все вещи и все существа являются продуктом божественного творчества.
В молодости Августин прошел через увлечение манихейством и скептицизмом и в «Исповеди» с недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом сумел раскрыть противоречивость своего духовного развития от языческих заблуждений и сопровождающих эти заблуждения темных «бездн» души до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве.
Августин постоянно боролся с самим собой, стремясь преодолеть «греховное увлечение красотой чувственного мира». Среди признаков, присущих прекрасным вещам, он называл «единство», «пропорциональность» и «соответствие частей вместе с некоей приятностью цвета». «Каждое тело, - писал он, - представляет собой как бы нечто целое и потому прекрасное, но вместе с тем, оно приятно и тем, что находится в согласовании с другим. Так, отдельный член согласуется со всем телом, обувь подходит к ноге и т. п.»
|
Августин признается в том, что в молодости его «увлекали театральные зрелища» и однажды он даже рискнул «выступить на состязании драматических поэтов». «Есть своего рода прелесть в прекрасных телах, - продолжал он, - и в золоте, и в серебре, и во всем подобном <...> Свою красоту имеют и преходящие почести, и сила власти и господства <...> Жизнь наша, которою мы живем здесь, имеет свою прелесть, благодаря некоей своей красе и согласию со всеми земными прекрасными предметами. Также и дружба людей приятна дорогим своим союзом и единством многих душ. Но по причине всего этого и ему подобного проникает в душу грех, ибо при безмерном стремлении к хорошему забывается лучшее и высшее - ты, господь Бог наш, и твоя истина, и твой закон. Ведь и в земных предметах есть свои наслаждения, но не такие, как в Боге моем, сотворившем всё; ибо в нем веселится праведник, и он есть отрада правых сердцем» [2, с. 261]. Любовь к всевышнему должна наполнять всю жизнь человека, должна вытеснять любовь человека к человеку. Это Августин подкрепил собственной жизнью, изгнав из дома перед обращением в христианство свою любимую жену с единственным ребенком.
186 |
V |
Наиболее общие категории эстетики |
Новые веяния в эстетике Средневековь |
== == |
Вслед за Аристотелем Фома Аквинский описывал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как • чистую фор му». Философия Фомы Аквинского представляла собой гтое дельную систематизацию христианского аристотелизма с це лью установить гармонию веры и разума. Одна из главней ших тенденций философии Фомы Аквинского - стремление ♦ увязать» бытие Бога и бытие мира вещей.
|
Он делает заметный шаг вперед в сравнении с Августином и другими эстетиками раннего феодализма, стремясь подчеркнуть самостоятельность эстетической деятельности и эстетического познания. Тенденция к выяснению специфики эстетического принципа проявилась также и в том, что Фома Аквинский пытался отличить прекрасное от доброго («благом следует называть то, что просто удовлетворяет желание, а о красоте говорить там, где и самое восприятие предмета доставляет удовольствие» [2, с. 289]. Он явно стремился реабилитировать красоту чувственного мира, искал объективные признаки прекрасного. «Для красоты, - говорил он, - требуется троякое. Во-первых, цельность (т1е&гНаз) или совершенство, ибо имеющее изъян уже потому самому безобразно (Ъигре). Во-вторых, должная пропорция или созвучие (сопзопапШ). И, наконец, ясность: вот почему то, что имеет блестящий цвет, называют прекрасным» [2, с. 290].
У Фомы Аквинского мы находим еще одну чрезвычайно важную мысль, которая получит подробную разработку в ряде позднейших философских систем. Всеобщее, согласно его представлениям, существует трояко: «до вещей», ап!е гет (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», т гет (как те же идеи, получившие конкретное осуществление) и «после вещей», роз! гет (в мышлении человека как результат абстрагирования).
Разносторонняя философско-теологическая деятельность Фомы Аквинского явилась вершиной в развитии ортодоксаль-
Лекиия
ной схоластики. Начиная с XIV века и до наших дней учение фомы Аквинского выступает как ведущее направление философии католицизма. В модернизированном виде оно продолжает развиваться в настоящее время в рамках неотомизма
Начало распада феодальной формации в Европе сопровождалось формированием ренессанского движения, направленного на создание новой культуры, отличной от клерикальной культуры Средневековья и отмеченной усилением мирского начала, становлением гуманизма и ростом самосознания личности. Возрождение - это период в развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, охватывающий главным образом вторую половину XV века и XVI век. В Италии так называемый Ранний Ренессанс начинается в XIV веке.
Термин «Возрождение» впервые встречается у итальянского живописца и теоретика искусства Вазари в середине XVI века и быстро становится общеупотребительным. Однако этот термин весьма условен, поскольку он не отражает целостной характеристики эпохи и указывает только на процесс возрождения античной культуры. Вместе с тем эпоха Возрождения сопровождалась мощными социально-экономическими сдвигами, интенсивным формированием раннебуржуазных отношений, кардинальными изменениями в духовной жизни человечества.
Некогда изолированные средневековые города стали превращаться в центры национальной жизни. Расцвет мореплавания и великие географические открытия положили начало заселению Америки европейцами, обеспечили мировой рынок и создали условия для становления единой цивилизации земного шара. Гелиоцентризм Коперника перечеркнул религиозно-мифологическое представление об устройстве Вселенной. Учение Джордано Бруно о множественности миров позволило человеческой мысли устремиться за пределы Земли и Солнечной системы.
Идейные источники эстетики Возрождения весьма многообразны и также не могут быть сведены только к влиянию античной культуры, хотя это влияние было многосторонним и плодотворным. Открытыми противниками официальной религии с ее учением об ущемлении плоти и извечной греховности человека широко использовалось наследие Платона, служившее обоснованием философского идеализма в его но-
Наиболее общие категории эстетики
Лекция V
189
вой. свободной от схоластики форме. Весьма важное значение имел и неоплатонизм, пришедший в эстетику Возрождения и через западноевропейские источники, и через философию Византии. Возрождение опиралось также на взгляды Аристотеля, очищенные от средневековых наслоений. Решающую роль призвана была сыграть и сыграла идеология гуманизма, которая органично влилась в эстетику Возрождения как ее неотъемлемая составная часть. В ней нашли свое выражение новые разносторонние запросы человеческой личности, тем более, что многие гуманисты были крупными представителями философской мысли (Пико делла Мирандола, Монтень, Эразм Роттердамский и ряд других).
Эпоха В озрождения в области эстетики не оставила законченных систем. Однако выдающиеся художники и поэты в трактатах, посвященных отдельным искусствам, разрабатывали более общие теоретические проблемы (Книга о живописи Леонардо да Винчи, Четыре книги о пропорциях человека ^А. Дюрера, Десять книг о зодчестве Л. Альберти и т. д.). «Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину», - говорил Леонардо да Винчи и это было обоснованием новаторского духа всякого живого искусства. Художник должен изучать анатомию, чтобы найти объективные основания прекрасного (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер), а также математику как основу пропорций. Математик Пачоли, друг Леонардо да Винчи, открыл закон «золотого сечения». Трактат о живописи Альберти строился на математических определениях точки, линии, поверхности, круга, угла и т. д. Художник Пьеро делла Франческа, изучая законы перспективы, положил начало начертательной геометрии.
Человек, составляющий средоточие искусства Ренессанса, нередко взят в особом, героическом масштабе. Наиболее часто встречающиеся пропорции - результат отбора «лучшего и благородного» (Дюрер, Альберти, Фиренцуола). Можно сказать, что эстетика Возрождения тяготела к идеализации и по существу сводилась к учению о прекрасном.
Видный итальянский гуманист, глава платоновской Академии во Флоренции Марсилио Фичино проводил идею высокого достоинства человеческой личности, основанной на ши-
роко распространенном в эту эпоху убеждении в божественном характере природы человека. Фичино обосновывал взгляд на прекрасное как на нечто бестелесное, как на отражение в чувственных, материальных вещах всеобщей божественной/ формы. В связи с этим Фичино рассматривал те начала, которые делают материю прекрасной: порядок, меру и облик. Красота, в понимании Фичино, тождественна любви, так что красота и любовь взаимно предполагают друг друга. Близких взглядов придерживался и Пико делла Мирандола, примыкавший к кружку флорентийских гуманистов и увлекавшийся учениями Платоца и Плотина.
Для Леонардо да Винчи, Дюрера и ряда других теоретиков и практиков искусства гармонически и многосторонне развитый человек - высшая мера прекрасного. Человек - микрокосм, концентрирующий в своем существе всю красоту окружающего мира, наиболее совершенное творение природы. Прекрасное, по Леонардо, - «гармоническая пропорция». «В результате этой пропорциональности, - писал он, - получается такое гармоническое созвучие, которое служит глазу одновременно, как и музыка уху. И если такая гармония красот будет показана влюбленному в ту, с кого эти красоты списаны, то, без сомнения, он остолбенеет от восхищения и радости, несравненной и превосходящей все другие чувства» [2, с. 545]. „Мыслители эпохи Возрождения были убеждены в объективности прекрасного. Альберти полагал, что «красота, как нечто присущее и прирожденное телу, разлита по всему телу в той мере, в какой оно прекрасно». Само же прекрасное определялось им как «строгая соразмерная гармония всех частей, объединенных тем, чему они принадлежат» [2, с. 520]. Об этом же говорил и Фиренцуола, для которого красота - не что иное, как «упорядоченное созвучие (сопсопНа) и как бы гармония, сокровенным образом вытекающая из сочетания, соединения и связи многих частей» [2, с.563].
К середине XVII века, там, где бьющая через край энергия эпохи Возрождения стала ослабевать, заметно укрепились монархические династии. К этому времени во Франции, например, завершился процесс становления и укрепления централизованной государственной власти, и абсолютная монар-
I
190
________________________ Наиболее общие категории эстетик-г*
хия достигла апогея своего могущества. Выросшая на этой почве эстетическая доктрина Классицизма подпитывалась также идеями рационалистической философии, нашедшей свое наиболее законченное и последовательное выражение в учении знаменитого философа и математика Рене Декарта (1596-1650). Признавая единственно достоверным методом рационалистическое обобщение и абстракцию, картезианская философия (латинизированное имя Декарта - Картезий) отвергала чувственное, эмпирическое познание. Поэтому ясность отчетливость, то есть то, что наиболее легко улавливается разумом, - суть наиболее важные признаки красоты.
Классицизм трактовал прекрасное и его оценку рационалистически и нормативно. Буало никогда не сомневался в том, что существует абсолютная красота и, следовательно, существуют незыблемые понятия о ней. Для достижения идеала красоты надо лишь руководствоваться строгими правилами, которые могут быть выведены из некоторых ясных положений. Фреар де Шамбре в сочинении «Идеи усовершенствования живописи» утверждал, что ценителями красоты могут быть только «ученые, которые судят о вещах так же, как геометры» и что вся история художеств должна быть подвергнута точному анализу с целью выяснить наилучшие методы прекрасного изображения. Французская академия собиралась даже на регулярные заседания, где Лебрен и другие знаменитые живописцы в присутствии учеников (а иногда и под надзором самого Кольбера - всемогущего министра Людовика XIV) разбирали картины из королевской коллекции Лувра.
Красота вносится в мир неким духовным, разумным началом. «Красота, - считал Пуссен, - не имеет ничего общего с материей, которая никогда к материи не приблизится, если не будет одухотворена соответствующей подготовкой» [2, с. 233]. Действительность в искусстве следует подвергнуть некоторому очищению и даже исправлению на «античный лад». При этом имелось в виду художественное наследие императорского Рима, более отвечавшее идеалам абсолютной монархии, нежели греческое искусство. Но этого мало: классицисты следовали не столько античным образцам, сколько своему видению окружающего мира, своим представлениям о красоте. Если в культуре Античности
191 |
Лекция V
мера трактуется в духе внутренней гармонии, то для теоретиков французского Классицизма - это, скорее, некое внешнее, ограничивающее начало. В природе ценится не естественная красота, а красота «упорядоченная», «облагороженная разумом».
Наиболее ясно классицистское отношение к красоте природы проявилось в творчестве знаменитого французского садовода Ленотра в садах Версаля. Осевое деление сада с широкой центральной аллеей и раскрытием видов на дворец и от дворца создает ощущение исключительной грандиозности и парадности. Этому же способствуют симметричное построение частей сада по обе стороны оси и отсутствие видимых границ, но с сохранением обязательной наружной ограды. Стремление выразить идею недосягаемости королевской персоны требовало освоения огромных участков земли, ровной местности, гигантских зеркал водных поверхностей, увеличивающих пространство. Целям пышного прославления «короля-солнца» служила вся садово-парковая семантика - от аллегорических скульптурных ансамблей до расходящихся, как спицы колеса, или лучше сказать, как лучи солнца, аллей.
Год смерти Людовика XIV (1715) был ознаменован быстрыми изм енениями в общественных настроениях. По мере постепенного утверждения прихотливо грациозного стиля «рококо», искусство перестало «стыдиться» своего обращения к эмоциям. Театр начал превращаться в подлинную «школу нравов» и в трибуну нации. В знаменитом сочинении «Критические размышления о поэзии и живописи» (1719) аббат Дюбо отстаивал новый взгляд: не бесстрастная и рассудочная мораль, а живые образы искусства более всего пригодны для воспитания людей. Во всем этом ощущалось дыхание новой эпохи - эпохи Просвещения.
Выдающиеся представители нового движения, отличавшегося явной антифеодальной направленностью, подвергли беспощадной критике существующее общественное устройство, его принципы, государственные и общественные институты. Они провозгласили идеалы равенства и братства и мечтали о «царстве разума», которое возникнет на путях просвещения и воспитания, формирования человека в духе гражданских добродетелей. И анализ прекрасного у просветителей связан с их
Лекция V
193
поисками гармоничн ых общественны х отношений, преодолевающих крайно"стй~современнои цивилизации.
Основные идеи эстетики Просвещения возникли и получили развитие в Англии. Почву для этих идей подготовили Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Томас Гоббс (1588-1679). Бэкон - лорд-канцлер Англии - был родоначальником английского материализма, осуждал средневековую схоластику за умозрительность и догматизм, боролся за очищение разума от заблуждений (так называемых идолов рода, пещеры, площади, театра) и полагал, что все проблемы общественного развития могут быть решены на путях научно-технического прогресса. Бэкон был не только своеобразным технократом, но и активным сторонником «опытных наук». Он умер, простудившись, когда набивал курицу снегом, чтобы доказать, что холод предохраняет мясо от порчи (и тем самым продемонстрировать эффективность разрабатываемого им экспериментального метода). Бэкон посвятил проблеме прекрасного один из своих «Очерков», в котором утверждал, что прекрасное - это объективное свойство самой природы.
С иных позиций освещал эту проблему Гоббс. Согласно его точке зрения, прекрасное имеет смысл лишь в отношении к человеку. Все вещи, которые являются предметами наших стремлений, мы обозначаем именем «благо» (надо помнить, что понятие блага с конца XIX века вытесняется понятием ценности). Вещь есть благо, если по ее достижении мы испытываем удовольствие. «Красота, - говорил Гоббс, - есть признак будущего блага. Если мы красоту наблюдаем в действиях, то мы называем ее добродетелью. Если эта красота заключается в форме, то мы ее называем красотой формы» [4].
Вообще для эстетики английского Просвещения отождествление прекрасного и приятного, прекрасного и доброго становится весьма характерным. Английские просветители часто называют различные признаки красоты и нам может показаться, что в этом нет ничего оригинального. Однако надо иметь в виду, что новое здесь - в попытке дать психологическое истолкование самого процесса восприятия указанных признаков. Английские сенсуалисты второй половины XVII
первой половины XVIII веков детально исследовали пере-
живание при восприятии прекрасного. Так, Джозеф Аддисон (1672-1719) анализировал воздействие гармонии, пропорциональности и симметричности, Фрэнсис Хетчесон (1694-1747) - гармонии, симметрии и единства в многообразии, Генри Хоум (1696-1782) - правильности, единообразия, порядка и простоты. Хоум при этом отмечал, что существует два рода прекрасного: прекрасное само по себе и прекрасное в отношении к человеку. Прекрасное первого рода постигается чувствами, а прекрасное второго рода - разумом, поскольку предполагает представление о пользе. Выдающийся мастер английской живописи и теоретик искусства Вильям Хогарт (1697-1764) в качестве основного признака красоты называл гармоническое сочетание единства и многообразия (змеевидную линию), а Эдмунд Бёрк (1729-1797) к объективным условиям проявления красоты относил небольшие размеры предметов, гладкость их поверхности, чистую и блестящую окраску, разнообразие в расположении частей и некоторые другие.
Своеобразную позицию в этих вопросах занимал Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671-1713) - английский граф, философ-моралист, представитель деизма, оказавший значительное влияние на эстетическую мысль Франции (Дидро) и особенно Германии (Гаман, Гердер, Гёте, Шиллер). Шефтсбери был активным поборником свободы мысли, выступал против церковной религиозности и скрытой проповеди эгоизма в христианстве. Его учение носило заметный отпечаток платонизма. Космос представляет собой прекраснейшую гармонию. Диссонансы и зло существуют лишь в отдельных частях мироздания и лишь оттеняют красоту целого. Присущая Шефтсбери эстетизация мира связана с утверждением эстетического характера нравственного совершенства, неразрывного единства нравственности и подлинной красоты. Низшей является красота предметов и человеческого тела; более высокой ступенью прекрасного выступает все, что относится к области духовной жизни; высшая ступень красоты - это Бог, живой формирующий принцип, главный источник красоты физической и духовной.
Скептическую позицию по отношению к божественной субстанции занимал Дэвид Юм (1711-1776). С просветителями его сближала критика доказательств бытия Бога и защита
' Заказ № 299
194 |
Наиболее общие категории эстетики
деизма. Юм язвительно высмеивал религиозный культ и обрядность, веру в чудеса и надежды на молитвы, неоднократно выражал отвращение к религиозной морали и отрицал загробную жизнь. Вместе с тем, будучи крайним субъективистом и релятивистом, в лагере теоретиков эстетики английского Просвещения, Юм стоял несколько особняком, хотя у него и можно выявить некоторые взгляды, роднящие его с Шефтс-бери. В эссе «О норме вкуса» Юм писал: «Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту. Один может видеть безобразное даже в том, в чем другой чувствует прекрасное, и каждый должен придерживаться своего чувствования, не навязывая его другим» [5]. Юм сводил основное содержание своей эстетики к психологии восприятия, утверждая, что прекрасное просто-напросто совпадает с удовольствием вообще. При этом отличие эстетических эмоций от эмоций всех других видов оказывалось для Юма неразрешимой задачей.
Французский философ-просветитель Этьен Бонно де Кон-дильяк (1715-1780) находился под сильным влиянием идей родоначальника английского Просвещения Джона Локка и развивал сенсуалистическую теорию познания. Кондильяк переработал и перенес на французскую почву толкование категории прекрасного в традициях английской эмпирической эстетики. Он отвергал декартовскую теорию врожденных идей и считал, что развитие способностей человека, в том числе и способности воспринимать прекрасное, определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием.
Видный французский философ-деист, писатель и историк Шарль Луи Монтескье (1689-1755) отвергал теологическое мировоззрение Фомы Аквинского, а также религиозный фанатизм и инквизицию. Он явился основоположником географического направления в социологии и доказывал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития. Монтескье ставил вопрос о соотношении красоты и пользы и пришел к выводу, что «когда нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной пользы, мы называем его прекрасным».
Лекция V
195
л <7 и
Выдающимся представителем французского Просвещения был философ, писатель, теоретик искусства, организатор и редактор знаменитой «Энциклопедии» Дени Дидро (1713-1784). Он являлся вождем французского материализма XVIII века, убежденным противником феодального строя, абсолютизма, церкви и феодально-клерикального мировоззрения. В своих теоретико-познавательных взглядах Дидро исходил из идей английского Просвещения, но в то же время оставался глубоко оригинальным мыслителем.
Первый шаг способности мышления, считал Дидро, состоит в анализе наших восприятий, в их объединении, сопоставлении, в установлении между ними отношений. Упражнение наших способностей, которое начинается сразу же после рождения человека, помогает нам получить идеи порядка, расположения, симметрии, пропорции, единства и т. п. От представлений о множестве слаженных, симметричных, пропорциональных предметов мы переходим к отвлеченному понятию о слаженности, симметричности, пропорциональности или к отвлеченному отрицательному понятию о диспропорциональности, беспорядке и хаосе. Симметричность, пропорциональность, соразмерность, единство и т. п. и есть не что иное, как конкретные проявления красоты. Все эти явления Дидро обобщал в~понятии отношений. Наличие отношений делает предметы прекрасными. Отношение - это качество, вследствие которого красота появляется,! возрастает, принимает бесконечно разнообразные формы, уменьшается и совсем исчезает. «Итак, - писал Дидро, - я называю прекрасным вне меня все, что содержит в себе нечто, способное пробудить в моем уме идею отношений, а прекрасным по отношению ко мне - все, пробуждающее эту идею» [6]. Дидро подчеркивал, что следует строго различать формы, присущие самим предметам, и то понятие, которое мы о них имеем. А это означает, в свою очередь, что нельзя смешивать объективную и субъективную стороны прекрасного или то, что он называет реально прекрасным и прекрасным в нашем восприятии: «Думаю ли я или не думаю о фасаде Лувра, все части, которые его образуют, имеют, независимо от этого, ту же самую форму и так же расположены одна относительно другой» [6].
196
Наиболее общие категории эстетики
Лекция V
Дидро не ограничивался делением отношений на реальные и воспринятые. Наряду с отношением «реально прекрасное - прекрасное в нашем восприятии*, он выделял еще один существенный аспект - «реально прекрасное - относительно прекрасное*. Одно дело, если мы рассматриваем предмет изолированно и имеем в виду только то, что в частях, из которых он состоит, мы замечаем порядок, симметрию, пропорциональность и т. п. (в этом смысле каждый цветок прекрасен), и другое - если мы рассматриваем предмет с точки зрения его отношения к другим предметам этого же рода и замечаем, что по сравнению с ними он пробуждает в нас «наибольшее количество представлений об отношениях» {этот цветок в сравнении с другими цветами).
Если мы воспринимаем отношения в явлениях природы, перед нами естественно прекрасное, если в нравах — морально прекрасное, в литературном сочинении - литературно прекрасное, в музыкальной пьесе - музыкально прекрасное. Прекрасное проявляется в изяществе, в полезности, в величии, оно бесконечно разнообразно. Но это, считал Дидро, не делает понятие отношений химерой. «Быть может, на всей земле не найдется двух людей, которые в точности увидели бы в том же самом предмете те же самые отношения и которые приписали бы ему одну и ту же степень красоты. Но если бы нашелся хоть один человек, на которого никакой вид отношений не производил бы впечатления, мы бы сказали, что это полнейший идиот <...> Во всех этих случаях мы остались бы столь же далеки от скептицизма, ибо в нашу пользу свидетельствовал бы весь остальной человеческий род» [6, с. 325-326]. Дидро не удалось в полной мере решить сложнейшую проблему диалектики объективного и субъективного в эстетическом. Но его несомненной заслугой является то, что он эту проблему, со свойственной ему определенностью, поставил.