Важную, порой решающую, роль эстетика играет в развитии самой художественной практики. Примером здесь может служить эстетическая теория Никола Буало-Депрео (1636-1711), французского поэта и теоретика классицизма. В дидактической поэме «Поэтическое искусство» он провозгласил незыблемые ♦ правила» поэтического творчества, которым должен подчиниться писатель. Буало настаивал на подражании античным образцам как на абсолютной внеисторической эстетической норме, ориентировал французскую словесность на изображение абстрактно-всеобщего, отвлеченного от индивидуального, требовал строго соблюдать знаменитое правило трех единств, четко разграничивать жанры и т. д. В XVIII веке на эту теорию опира-
лись сторонники классицизма не только во Франции, но и в других странах Европы (И. Готшед в Германии, А. Поп в Англии, А. Д. Кантемир и А. П. Сумароков в России).
Эстетика интегрируется не только с искусствознанием. Она связана с целым рядом гуманитарных и естественнонаучных областей знания (с историей, археологией, этнографией, культурологией, социологией, психологией, логикой, лингвистикой, математикой, кибернетикой, семиотикой и др.). Современная эстетика особенно активно вбирает опыт соседних дисциплин, используя инструментарий междисциплинарных исследований, рождение психоанализа способствовало возникновению психоаналитического направления в эстетике, феноменологии -феноменологического, герменевтики - герменевтического.
При этом следует учесть, что социология искусства, психология художественного творчества, семиотика искусства не являются самостоятельными науками, а представляют собой субдисциплины различных наук (в данном случае соответственно - социологии и искусствознания, психологии и искусствознания, семиотики и искусствознания). Вместе с тем, поскольку семиотика искусства занимается языком художественного творчества вообще и его изобразительными средствами, она может рассматриваться и как субдисциплина эстетики. То же можно сказать и о психологии искусства, и о социологии искусства. Однако суть проблемы заключается в том, что во всех этих случаях важны не просто взаимосвязи. Главное здесь - основание, имеющее значение систематизирующего фактора в комплексе различных областей знания, объектом изучения которых выступает искусство. Одно дело, если значение такого систематизирующего фактора имеет искусствознание или, скажем, семиотика, и совсем другое -если в этом значении выступает эстетика с ее методологическим и мировоззренческим «багажом».
|
Здесь, впрочем, возникает один существенный вопрос. Можно ли в принципе оторвать эстетику от философии и включить в проблемное поле других областей знания? Могут ли сложиться «социологическая эстетика», «психологическая эстетика», «физиологическая эстетика», «искусствоведческая эстетика», «семиотическая эстетика», «кибернетическая эсте-
Зака з № 299
66
Эстетика как философская дисциплина
Лекция I
67
тика», «информационная эстетика» и прочие «эстетики» как абсолютно нефилософские по своему содержанию? Нет, конечно. И вот почему: сущность эстетического отношения к миру и художественного освоения действительности может быть выявлена только при ее философском освещении. А это и делает эстетику философской дисциплиной, и создает возможность использования ею широкого спектра общефилософских категорий (бытие, действительность, сущность, объект, субъект, отношение, часть и целое, единичное и особенное, форма и содержание и т. п.).
|
Одновременно с этим, эстетика обладает рядом черт, которые сближают ее с различными областями научного знания и даже делают ее отчасти наукой. Использование (с необходимой коррекцией) системного подхода, методов теории информации, кибернетики, семиотики привело к включению в ее научный аппарат таких понятий, как система, целостность, структура, функции, уровни, знак, значение и др. Наряду с описанием, объяснением и истолкованием, в эстетике постепенно сложилась и процедура научной интерпретации - особой логической операции, осуществляющей перевод абстрактных символов на язык содержательного знания.
Весьма вероятно, что на первых порах функциональная роль этой операции была ограничена необходимостью экстраполировать общефилософские методологические принципы на область эстетических представлений. А это можно было осуществить лишь с помощью трактовки философской теории через выявление эстетического содержания, объективного смысла абстрактных выражений. Позднее данная логическая процедура стала применяться везде, где эстетическая мысль двигалась дедуктивным путем от теории к объекту.
Широко известно использование в рамках эстетической теории механизма так называемой естественной интерпретации, строящейся на интуитивном соотнесении абстрактных выражений и явлений действительности. Реальное содержание многих фундаментальных эстетических понятий часто «обосновывалось» их интуитивной очевидностью или в лучшем случае протокольной фиксацией эмпирически установленных, но теоретически не осмысленных фактов.
|
Применение научной (семантической) интерпретации как строгой логической операции становится особенно характерным в связи с выделением эстетики в самостоятельную область знания. Этот процесс сопровождался изменением структуры эстетики, разделением экспериментального и теоретического уровней эстетических исследований.
Экспериментальное направление современной эстетики (конкретно-социологические исследования, исследования в области творчества, эстетического восприятия и т. д.) дает обширный материал для теоретических обобщений. Но не только. Экспериментальные методы служат важнейшим средством проверки гипотетических дедуктивных положений. Эмпирическая интерпретация в этом случае есть осуществление перевода с языка абстрактной теории на язык наблюдений и экспериментов. Следовательно, эмпирическая интерпретация предохраняет эстетику от спекулятивных построений.
Если эмпирическая интерпретация функционирует, как правило, в области экспериментальной эстетики, то.семантическая интерпретация применяется главным образом в сфере теоретической эстетики. Семантическая интерпретация используется там, где в силу высокого уровня абстрактности теория не может соотноситься непосредственно с фактическими данными. Семантическая интерпретация осуществляет опосредованную связь абстрактной теории с результатами материального опыта. Абстракция в этом случае интерпретируется средствами других конкретных теорий, эмпирический смысл которых ранее был фиксирован. Этим и объясняется то обстоятельство, что выделение эстетики в область самостоятельного знания сопровождается интенсивным использованием частных методов исследования, заимствованных из физиологии, психологии, конкретной социологии, семиотики, теории информации и т. д. Будучи процедурой отображения одной теории на другую, семантическая интерпретация апеллирует в эстетике к строгому доказательству, несовместимому со вкусовщиной и субъективистским произволом.
Разумеется, как и всякая философская дисциплина, эстетика, наряду с общенаучными и частными методами исследования, использует и свой собственный познавательный инструментарий, свой собственный категориальный аппарат. Одни
68
Эстетика как философская дисциплина
Лекция I
69
эстетические категории, такие как мера, гармония, красота возникли в глубокой древности и сохранили свое значение до настоящего времени. Другие, например, калокагатия, то есть единство прекрасного и нравственного, принадлежат истории. Понятие эстетический вкус появилось в XVII веке, а художественный метод - только в XX. В настоящее время в категориальном аппарате эстетики начинают утверждаться художественная ментальность, художественное видение, самодвижение искусства, неклассический язык художественного творчества и некоторые другие новые понятия.
Категории могут быть основными, например, прекрасное, дополнительными - изящное, грациозное или синтетическими - трагикомическое. Иногда они различаются в зависимости от их качественного своеобразия (онтологический аспект), познавательной природы (гносеологический аспект), формы существования (феноменологический аспект), социального функционирования (социологический аспект) и т. д. Итак, подведем некоторые итоги.
Обычно уже в самом наименовании любой философской дисциплины имплицитно содержится ее видовое отличие и тем самым в определенной мере - указание на специфику ее предмета. Однако, если наименование, как правило, остается неизменным, то конфигурация предмета постоянно видоизменяется. Его жесткая абстрактная структура, «схваченная» в дефиниции, со временем наполняется новым содержанием.
В ходе развития эстетики меняются не только эстетические взгляды, но и круг излагаемых ею вопросов. Предмет эстетики расширялся или сужался в зависимости от тех или иных обстоятельств, в ее содержании постепенно выделялись разные уровни: эмпирический, теоретический, прикладной. По своему же характеру, методам исследования и особенностям категориального аппарата эстетика в прошлом была нормативной (Бу-ало), формальной (Гербарт), психологической (Фехнер), эмпирической {Леонардо да Винчи), спекулятивной (Гегель). Еще более причудливые формы принимали эстетические теории XX века. И в заключение отмечу следующее.
В 1998 году вышла книга О. А. Кривцуна под названием ♦ Эстетика» [6]. Этой детали можно было бы специально и не
упоминать, если бы не одно существенное обстоятельство. Дело в том, что «Эстетика» О. А. Кривцуна рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по ряду специальностей, в том числе и по специальности «Музыковедение». Книга снабжена хорошей библиографией, включающей новейшие издания, и в целом строится с учетом современной методологии эстетического знания. Вместе с тем она, к сожалению, отличается радикальным разрывом с не утратившими своей актуальности положениями, утвердившимися в отечественной эстетике второй половины XX века. Речь, конечно, не идет об изжившем себя наследии прошлых лет, порожденном официальной доктриной тоталитарного государства, чрезмерно политизированной и моноидеологичной. Речь идет о другом - о плодотворных философских традициях, доказавших свою жизнеспособность, достойных сохранения и дальнейшего развития. В этом отношении, как мне кажется, имело бы смысл скорее рекомендовать в качестве учебного пособия для студентов не книгу О. А. Кривцуна, а содержательный труд М. С. Кагана «Эстетика как философская наука» [7], для которого характерно значительно более уважительное отношение к предшествующему этапу развития отечественной эстетической мысли (и это при том, что сам М. С. Каган в течение минувшего лихолетья неоднократно подвергался необоснованным нападкам).
Начиная со второй половины 50-х годов и в 60-е годы XX века в нашей стране наблюдалось заметное оживление эстетической мысли. В сферу познавательных интересов эстетики активно включались новые вопросы, что приводило к быстрому расширению ее проблемного поля. Это было время многочисленных встреч, конференций, дискуссий в периодической печати, выхода в свет полемических книг. Именно тогда и появилась крылатая фраза - когда собираются два эстетика, возникают три точки зрения.
В этот период и несколько позже были опубликованы фундаментальные труды по истории эстетической мысли (А. Лосев, В. Асмус, С. Аверинцев, М. Овсянников, В. Шестаков, А. Гулыга), получили распространение различные варианты системного из-
Эстетика как философская дисциплина |
70
ложения теории эстетики (Ю. Борев, А. Зись, М. Каган, А. Еремеев), становились достоянием общественности взгляды исследователей по широкому спектру отдельных проблем. Среди них -ценностная природа эстетического (Л. Столович, Н. Чавчавадзе), сущность искусства (А. Буров), специфика художественного познания (С. Раппопорт), художественный образ (П. Палиевский, В. Кожинов), художественное произведение (Е. Волкова) и др. Появились анализы явлений искусства с применением методов и понятий социологии (Ю. Давыдов), психологии (В. Соколов), семиотики (Ю. Лотман), кибернетики (Л. Переверзев, Р. За-рипов). Расширение предмета эстетики происходило за счет исследований сферы производства, проблем техники, взаимоотношений человека и машины (К. Кантор, В. Тасалов, Л. Новикова). Серьезным импульсом в развитии послужило также ознакомление с работами отечественных авторов, которые не издавались в течение долгих лет (А. Веселовский, В. Пропп, А. Потебня, М. Бахтин, Л. Выготский, Я. Голосовкер и др.).
Позитивное наследие последних десятилетий будет широко использоваться в нашем учебном курсе. Что же касается попыток вычеркнуть из истории тот или иной этап развития философского знания, то с ними мы встречались и раньше. Эти попытки напоминают легенду о халифе, повелевшем уничтожить Александрийскую библиотеку. Халиф рассуждал так: либо в этих книгах говорится то же самое, что в Коране, и тогда они не нужны, либо в них говорится нечто другое, и тогда они лживы и вредны. Халиф был счастливым человеком, он «знал» некую Истину.
А если частица истины содержится во всякой книге? Ведь многие вещи могут быть истинными одновременно, хотя они противоречат друг другу. Не так ли?
2. Сущность эстетического
ВЫЯСНИТЬ' что представляют собой ос-
то пГоР ЭСТетическо™ двоения мира челове-
оп^„ по«ятие, смысл и значение которого требуется
определить, и есть понятие эстетического. тРе°Уется
Лекция I
Эстетическое - центральная категория эстетики. Это предельно общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные закономерные связи и отношения в рамках определенной сферы действительности. Нашей задачей, следовательно, является осмысление качественного своеобразия этой сферы («эстетосферы») и ее места в общей структуре природной и человеческой реальности (исторической, социальной, духовной).
«Эстетосфера» окружающего мира включает в себя два обширных класса эстетических явлений. Первый из них охватывает все многообразие эстетического бытия, а второй — различные проявления эстетического сознания. Это, в свою очередь, означает, что эстетическое можно мыслить как через онтологические, так и через гносеологические предикаты, поскольку эстетическая онтология представляет собой раздел эстетики, изучающий фундаментальные принципы эстетического бытия, а эстетическая гносеология - ту грань нашей философской дисциплины, которая исследует природу и возможности эстетического познания, отношение знания и реальности, условия его достоверности и т. п.
«Эстетосфера» может также рассматриваться как диалектическое единство эстетического субъекта и эстетического объекта, то есть предполагает обязательное расчленение в своей структуре того, кто действует, и того, на что это действие направлено. Напоминаю при этом, что исходной и определяющей характеристикой субъекта, его главным (хотя и не единственным) признаком, отличающим его от объекта, служит его активность, активность прежде всего преобразовательная и познавательная, и что «субъект» и «объект» - парные, соотносимые, а не взаимоисключающие категории, каждая из которых имеет смысл лишь в формулируемом или предполагаемом единстве с другой. «Субъект» и «объект» не являются абсолютно противоположными и допускают существование переходных и синтетических форм, о чем подробно сказано М. С. Каганом в книге «Мир общения» [8]. И коль скоро мы избрали онтолого-гносеологичес-кий ракурс взаимоотношений объекта и субъекта в «эстетос-фере» реальной действительности, постараемся конкретизи-
Эстетика как философская дисцишщня
ровать поставленную проблему в следующих разделах дальнейшего изложения:
а) объективный характер эстетического в действительности;
б) структура эстетического сознания.
2.1. Объективный характер эстетического в действительности
«Так как мы теперь в затруднении, то скажите нам четко, что вы желаете обозначить, когда произносите «бытие». Ясно ведь, что вы давно это знаете, мы же думали, что знаем, а теперь вот затрудняемся» [9]. Этой цитатой из «Софиста» Платона начинает свое основное произведение «Бытие и время» М. Хайдег-гер. Решение философской проблемы бытия всегда сопровождалось острейшими дискуссиями, выявляло самые разнообразные мнения и взаимоисключающие теоретические позиции.
Так, например, американский философ Джордж Сантая-на (1863-1952), который называл убеждение в существовании внешнего мира «животной верой» и считал абсолютно достоверными только «данные опыта», пришел к выводу о том, что в действительности нет и не может быть объективных,, независимых от человеческого сознания, эстетических качеств и свойств. Один и тот же предмет люди оценивают по-разному. Одни считают его безусловно прекрасным, другие - эстетически нейтральным, а третьи - решительно безобразным. Почему это происходит? Не потому ли, что красота - это всего лишь «объективированное наслаждение»? Не переносим ли мы по наивности свое эстетическое переживание на сам предмет? Не рассматриваем ли мы «эстетическое наслаждение как качество вещи»?
Самыми разнообразными подходами к решению этой проблемы изобилует и наша отечественная эстетика 60-70-х годов. Интересно отметить, что «Краткий словарь по эстетике», изданный в 1963 году, термина «эстетическое» вообще не содержит. Но уже в 1964 году вышел в свет сборник статей [10], специально посвященный этой теме и содержащий теоретический обзор итогов дискуссии «О природе эстетического»,
Лекция I
состоявшейся в 1961 году. Материалы этой дискуссии были также опубликованы в периодических изданиях (в журналах «Вопросы философии», «Вопросы литературы» и некоторых других).
В этот период большинство исследователей, изучавших проблему эстетического, разделились на два основных направления. Одних весьма условно стали называть «природника-ми», других - «общественниками». Представление о занятых ими позициях можно получить, обратившись к наиболее характерным работам прежних лет. Среди «природников» можно выделить В. Корниенко, Н. Дмитриеву и Г. Поспелова [11-13], а среди «общественников» - Л. Столовича, В. Ванслова, Ю. Борева [14-16].
Настоящим камнем преткновения для участников дискуссии стал вопрос о том, существовало ли эстетическое до появления человеческого общества. «Природники» отвечали на этот вопрос утвердительно.) Они были убеждены, что природа имела свое эстетическое лоно и тогда, когда оставалась в естественном состоянии, что эстетические качества и свойства были присущи ей всегда (и поэтому их называли «при-родниками»). Что же касается «общественников», то они отрицали существование эстетического в природе до происхождения человека и связывали формирование эстетического объекта исключительно с развитием общественно-исторической практики (и поэтому их называли «общественниками»), I
Но почему «природники» и «общественники» расходились в ответах на этот вопрос? Конечно же потому, что они неодинаково трактовали сущность эстетического и вкладывали совершенно различные смыслы в понятия объективных эстетических качеств и свойств.
Вот, например, позиция «природника» В. С. Корниенко. В книге «О сущности эстетического познания», опубликованной в 1962 году, он исходит из того, что в неорганической: природе^ можно найти симметричное расположение предметов (или их частей) по отношению друг к другу, гармонические сочетания разнообразных явлений, ритмичность процессов и т. п. Где в природе встречается равномерность и ритмичность процессов, где налицо богатство и многообразие гармонически сочетаю-
Эстетика как философская дисциплин
щихся частей, где строение предметов характеризуется сим
метрией, там эти предметы и явления природы обладают кра
сотой. Но где выявляется противоположная сторона развития
- ломаные линии, неправильные, несимметричные формы, от.
сутствие равномерности процессов и т. п. - такие предметы и
явления обладают отрицательными эстетическими свойства
ми, то есть некрасивы. -■
Эстетические свойства материальных предметов стоят в одном ряду с их механическими, физическими и химическими свойствами. Присутствие железа в различных соединениях создает богатую гамму цветов: от почти бесцветных, светло-зеленых, бледно- и ярко-желтых тонов до бурых, красно-коричневых и черных металлических. Хром своим присутствием обусловливает яркие краски таких самоцветов, как красный гранат, рубин, изумруд, александрит и другие. Соединения с марганцем дают вишнево-розовые минералы. Все соединения меди зеленоватого или синего цвета - малахит, азурит, бирюза и т. д.
Живые организмы также представляют собой огромное многообразие форм, в которых симметричность и соразмерность составляют неотъемлемое свойство. В одном только классе радиолярий скелетные образования обнаруживают большее количество основных форм, чем все остальные классы органического мира; даже более того, в кремнеземном скелете радиолярий пластически представлены все стереометрические формы, которые различаются теоретической геометрией. Автор излагает свои взгляды на сущность эстетических свойств растительного и животного мира и приходит к выводу о том, что в процессе преобразования неорганической и органической природы люди познают ее законы (законы красоты) и опираются на них в многогранной творческой практике. Что же касается непреобразованной природы, существовавшей до появления человеческого общества, то ее предметы и явления безусловно обладали как «положительными» (симметрия, гармония, пропорциональность, ритмичность процессов, яркость окраски), так и «отрицательными» эстетическими свойствами {асимметрия, дисгармония, диспропорциональность, аритмичность, невыразительность цвета и т п)
75 |
Лекция I
Эстетические свойства природы - это естественно-материальные свойства. Их объективной основой служит всеобщая связь и взаимообусловленность материи в ее развитии. Красота ровной глади озера не является результатом какого бы то ни было вмешательства человека. Она представляет собой лишь действие хорошо известной физической закономерности — «жидкие и сыпучие тела стремятся к уравновешенному состоянию». Кристалл имеет правильную форму и ровные грани, но это всего только следствие особой «ориентировки в пространстве молекул вещества». А все бесконечное много-цветие природы оказывается на поверку ничем иным, как результатом «взаимодействия светового луча с физико-химической структурой вещества».
Откровенно натуралистическая позиция «природников» была встречена шквалом критических откликов. Ель симмет-рична,^мява - нет; но разве она менее красива? Хорош красный цвет на щеках у девушки, но каков он будет у нее на носу? Одно дело - плавная извилистая линия в грациозном танце изящной балерины, и совсем другое - в движениях ползущего гада...
Многие исследователи заговорили о том, что между предметом и человеком существует неразрывная и таинственная связь и «эстетическое» каким-то образом должно вобрать в себя человеческое отношение. Было замечено, что природные формы оказывают на человека эмоциональное воздействие не потому, что они сами по себе обладают определенными свойствами, а благодаря особой соотнесенности с закономерностями восприятия, причем не только физиологического, н о и, т ак сказать, социального.
Обратимся, например, к физиологическим закономерностям зрения, особенностям восприятия ритмического чередования линий, пропорций, геометрических фигур или цветовых пятен. Приятные и неприятные ощущения здесь прямо зависят от состояния нервных клеток, которые отдыхают или утомляются от движения глаза. Этим объясняется «удовольствие», которое вызывает восприятие симметрии и некоторых общеизвестных пропорций («золотое сечение», «постоянство в разнообразии» и др.). При их восприятии зона активного отдыха глаза оказывается максимальной.
Эстетика как философская дисциплин^
Лекция I
Интересные результаты были получены экспериментальной эстетикой. Оказалось, что сочетание красного и белого квадратов при соотношении 1:64 у большинства испытуемых вызвало отрицательное отношение. Это было связано с непроизвольно возникающей тревожной ассоциацией: «красный крест; больничное учреждение». Стало быть, здесь важен не столько сам предмет с его экзистенциальными и качественными характеристиками, сколько то, что «видит» в нем человек сквозь призму своего социального опыта.
На этой почве и выросла концепция «общественников». Вот как, например, излагает ее суть Л. Столович в книге «Эстетическое в действительности и в искусстве».
Между человеком и предметным миром конкретно-чувственных форм в процессе общественно-исторической практики обнаруживаются и устанавливаются многообразнейшие связи. Конкретные предметы и явления действительности как бы «включаются» в общественные отношения и «аккумулируют» их. Между такими предметами (или типом таких предметов) - с одной стороны, и их общественно-человеческой значимостью - с другой, образуется устойчивая ассоциативная связь. Место, где произошло важное событие в жизни человека, воспринимается им иначе, чем до этого события. Новое значение, новый смысл может приобрести самый обычный предмет, если он подарен близким человеком. Включаясь в нашу жизнь, такие предметы и явления начинают обладать новым свойством: они вызывают в нас определенное идейно-эмоциональное отношение. Эстетические свойства и есть «способность конкретно-чувственных вещей и явлений вызывать в человеке определенное идейно-эмоциональное отношение к ним благодаря тому месту, которое занимают эти вещи и явления в конкретной системе общественных отношений, и той роли, которую они играют в ней» [14, с. 41]. Таким образом, эстетические свойства являются общественными свойствами по своему содержанию. Размышляя об эстетических свойствах предметов_и явлений природы, другой сторонник «общественнической» концепции пишет о том, что березка в степи вызывает у него ассоциацию с образом одинокой покинутой девушки. Что ж, это вполне возможно, здесь многое зависит от жизненного опыта ин-