Словесное искусство Словесно-музыкальное искусство 4 глава




Важную, порой решающую, роль эстетика играет в развитии самой художественной практики. Примером здесь может слу­жить эстетическая теория Никола Буало-Депрео (1636-1711), французского поэта и теоретика классицизма. В дидактической поэме «Поэтическое искусство» он провозгласил незыблемые ♦ правила» поэтического творчества, которым должен подчинить­ся писатель. Буало настаивал на подражании античным образ­цам как на абсолютной внеисторической эстетической норме, ориентировал французскую словесность на изображение абст­рактно-всеобщего, отвлеченного от индивидуального, требовал строго соблюдать знаменитое правило трех единств, четко раз­граничивать жанры и т. д. В XVIII веке на эту теорию опира-


лись сторонники классицизма не только во Франции, но и в других странах Европы (И. Готшед в Германии, А. Поп в Анг­лии, А. Д. Кантемир и А. П. Сумароков в России).

Эстетика интегрируется не только с искусствознанием. Она связана с целым рядом гуманитарных и естественнонаучных областей знания (с историей, археологией, этнографией, культу­рологией, социологией, психологией, логикой, лингвистикой, математикой, кибернетикой, семиотикой и др.). Современная эстетика особенно активно вбирает опыт соседних дисциплин, используя инструментарий междисциплинарных исследований, рождение психоанализа способствовало возникновению пси­хоаналитического направления в эстетике, феноменологии -феноменологического, герменевтики - герменевтического.

При этом следует учесть, что социология искусства, пси­хология художественного творчества, семиотика искусства не являются самостоятельными науками, а представляют собой субдисциплины различных наук (в данном случае соответ­ственно - социологии и искусствознания, психологии и ис­кусствознания, семиотики и искусствознания). Вместе с тем, поскольку семиотика искусства занимается языком художе­ственного творчества вообще и его изобразительными сред­ствами, она может рассматриваться и как субдисциплина эс­тетики. То же можно сказать и о психологии искусства, и о социологии искусства. Однако суть проблемы заключается в том, что во всех этих случаях важны не просто взаимосвязи. Главное здесь - основание, имеющее значение систематизи­рующего фактора в комплексе различных областей знания, объектом изучения которых выступает искусство. Одно дело, если значение такого систематизирующего фактора имеет искусствознание или, скажем, семиотика, и совсем другое -если в этом значении выступает эстетика с ее методологичес­ким и мировоззренческим «багажом».

Здесь, впрочем, возникает один существенный вопрос. Мож­но ли в принципе оторвать эстетику от философии и вклю­чить в проблемное поле других областей знания? Могут ли сложиться «социологическая эстетика», «психологическая эстетика», «физиологическая эстетика», «искусствоведческая эстетика», «семиотическая эстетика», «кибернетическая эсте-

Зака з № 299


66


Эстетика как философская дисциплина


Лекция I


67


 


тика», «информационная эстетика» и прочие «эстетики» как абсолютно нефилософские по своему содержанию? Нет, конеч­но. И вот почему: сущность эстетического отношения к миру и художественного освоения действительности может быть выявлена только при ее философском освещении. А это и де­лает эстетику философской дисциплиной, и создает возмож­ность использования ею широкого спектра общефилософских категорий (бытие, действительность, сущность, объект, субъект, отношение, часть и целое, единичное и особенное, форма и содержание и т. п.).

Одновременно с этим, эстетика обладает рядом черт, кото­рые сближают ее с различными областями научного знания и даже делают ее отчасти наукой. Использование (с необходи­мой коррекцией) системного подхода, методов теории инфор­мации, кибернетики, семиотики привело к включению в ее научный аппарат таких понятий, как система, целостность, структура, функции, уровни, знак, значение и др. Наряду с описанием, объяснением и истолкованием, в эстетике посте­пенно сложилась и процедура научной интерпретации - осо­бой логической операции, осуществляющей перевод абстракт­ных символов на язык содержательного знания.

Весьма вероятно, что на первых порах функциональная роль этой операции была ограничена необходимостью экстра­полировать общефилософские методологические принципы на область эстетических представлений. А это можно было осу­ществить лишь с помощью трактовки философской теории через выявление эстетического содержания, объективного смысла абстрактных выражений. Позднее данная логическая процедура стала применяться везде, где эстетическая мысль двигалась дедуктивным путем от теории к объекту.

Широко известно использование в рамках эстетической теории механизма так называемой естественной интерпрета­ции, строящейся на интуитивном соотнесении абстрактных выражений и явлений действительности. Реальное содержа­ние многих фундаментальных эстетических понятий часто «обосновывалось» их интуитивной очевидностью или в луч­шем случае протокольной фиксацией эмпирически установ­ленных, но теоретически не осмысленных фактов.


Применение научной (семантической) интерпретации как строгой логической операции становится особенно характер­ным в связи с выделением эстетики в самостоятельную об­ласть знания. Этот процесс сопровождался изменением струк­туры эстетики, разделением экспериментального и теорети­ческого уровней эстетических исследований.

Экспериментальное направление современной эстетики (конкретно-социологические исследования, исследования в области творчества, эстетического восприятия и т. д.) дает об­ширный материал для теоретических обобщений. Но не толь­ко. Экспериментальные методы служат важнейшим средством проверки гипотетических дедуктивных положений. Эмпири­ческая интерпретация в этом случае есть осуществление пе­ревода с языка абстрактной теории на язык наблюдений и экспериментов. Следовательно, эмпирическая интерпретация предохраняет эстетику от спекулятивных построений.

Если эмпирическая интерпретация функционирует, как пра­вило, в области экспериментальной эстетики, то.семантическая интерпретация применяется главным образом в сфере теорети­ческой эстетики. Семантическая интерпретация используется там, где в силу высокого уровня абстрактности теория не может соотноситься непосредственно с фактическими данными. Семан­тическая интерпретация осуществляет опосредованную связь аб­страктной теории с результатами материального опыта. Абст­ракция в этом случае интерпретируется средствами других кон­кретных теорий, эмпирический смысл которых ранее был фик­сирован. Этим и объясняется то обстоятельство, что выделение эстетики в область самостоятельного знания сопровождается ин­тенсивным использованием частных методов исследования, за­имствованных из физиологии, психологии, конкретной социоло­гии, семиотики, теории информации и т. д. Будучи процедурой отображения одной теории на другую, семантическая интерпре­тация апеллирует в эстетике к строгому доказательству, несов­местимому со вкусовщиной и субъективистским произволом.

Разумеется, как и всякая философская дисциплина, эсте­тика, наряду с общенаучными и частными методами исследо­вания, использует и свой собственный познавательный инст­рументарий, свой собственный категориальный аппарат. Одни


68


Эстетика как философская дисциплина


Лекция I


69


 


эстетические категории, такие как мера, гармония, красота возникли в глубокой древности и сохранили свое значение до настоящего времени. Другие, например, калокагатия, то есть единство прекрасного и нравственного, принадлежат истории. Понятие эстетический вкус появилось в XVII веке, а художе­ственный метод - только в XX. В настоящее время в катего­риальном аппарате эстетики начинают утверждаться худо­жественная ментальность, художественное видение, само­движение искусства, неклассический язык художественного творчества и некоторые другие новые понятия.

Категории могут быть основными, например, прекрасное, дополнительными - изящное, грациозное или синтетически­ми - трагикомическое. Иногда они различаются в зависимо­сти от их качественного своеобразия (онтологический аспект), познавательной природы (гносеологический аспект), формы существования (феноменологический аспект), социального функционирования (социологический аспект) и т. д. Итак, подведем некоторые итоги.

Обычно уже в самом наименовании любой философской дисциплины имплицитно содержится ее видовое отличие и тем самым в определенной мере - указание на специфику ее предмета. Однако, если наименование, как правило, остается неизменным, то конфигурация предмета постоянно видоизме­няется. Его жесткая абстрактная структура, «схваченная» в дефиниции, со временем наполняется новым содержанием.

В ходе развития эстетики меняются не только эстетичес­кие взгляды, но и круг излагаемых ею вопросов. Предмет эсте­тики расширялся или сужался в зависимости от тех или иных обстоятельств, в ее содержании постепенно выделялись разные уровни: эмпирический, теоретический, прикладной. По своему же характеру, методам исследования и особенностям катего­риального аппарата эстетика в прошлом была нормативной (Бу-ало), формальной (Гербарт), психологической (Фехнер), эмпири­ческой {Леонардо да Винчи), спекулятивной (Гегель). Еще более причудливые формы принимали эстетические теории XX века. И в заключение отмечу следующее.

В 1998 году вышла книга О. А. Кривцуна под названием ♦ Эстетика» [6]. Этой детали можно было бы специально и не


упоминать, если бы не одно существенное обстоятельство. Дело в том, что «Эстетика» О. А. Кривцуна рекомендована Мини­стерством общего и профессионального образования Россий­ской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по ряду специальностей, в том числе и по специальности «Музыковедение». Книга снабжена хоро­шей библиографией, включающей новейшие издания, и в це­лом строится с учетом современной методологии эстетичес­кого знания. Вместе с тем она, к сожалению, отличается ради­кальным разрывом с не утратившими своей актуальности положениями, утвердившимися в отечественной эстетике вто­рой половины XX века. Речь, конечно, не идет об изжившем себя наследии прошлых лет, порожденном официальной док­триной тоталитарного государства, чрезмерно политизирован­ной и моноидеологичной. Речь идет о другом - о плодотвор­ных философских традициях, доказавших свою жизнеспособ­ность, достойных сохранения и дальнейшего развития. В этом отношении, как мне кажется, имело бы смысл скорее реко­мендовать в качестве учебного пособия для студентов не кни­гу О. А. Кривцуна, а содержательный труд М. С. Кагана «Эс­тетика как философская наука» [7], для которого характерно значительно более уважительное отношение к предшествую­щему этапу развития отечественной эстетической мысли (и это при том, что сам М. С. Каган в течение минувшего лихо­летья неоднократно подвергался необоснованным нападкам).

Начиная со второй половины 50-х годов и в 60-е годы XX века в нашей стране наблюдалось заметное оживление эстетической мысли. В сферу познавательных интересов эсте­тики активно включались новые вопросы, что приводило к быстрому расширению ее проблемного поля. Это было время многочисленных встреч, конференций, дискуссий в периоди­ческой печати, выхода в свет полемических книг. Именно тогда и появилась крылатая фраза - когда собираются два эсте­тика, возникают три точки зрения.

В этот период и несколько позже были опубликованы фун­даментальные труды по истории эстетической мысли (А. Лосев, В. Асмус, С. Аверинцев, М. Овсянников, В. Шестаков, А. Гулыга), получили распространение различные варианты системного из-



 
 

Эстетика как философская дисциплина

70

ложения теории эстетики (Ю. Борев, А. Зись, М. Каган, А. Ереме­ев), становились достоянием общественности взгляды исследо­вателей по широкому спектру отдельных проблем. Среди них -ценностная природа эстетического (Л. Столович, Н. Чавчавадзе), сущность искусства (А. Буров), специфика художественного по­знания (С. Раппопорт), художественный образ (П. Палиевский, В. Кожинов), художественное произведение (Е. Волкова) и др. Появились анализы явлений искусства с применением мето­дов и понятий социологии (Ю. Давыдов), психологии (В. Соко­лов), семиотики (Ю. Лотман), кибернетики (Л. Переверзев, Р. За-рипов). Расширение предмета эстетики происходило за счет исследований сферы производства, проблем техники, взаимоот­ношений человека и машины (К. Кантор, В. Тасалов, Л. Нови­кова). Серьезным импульсом в развитии послужило также ознакомление с работами отечественных авторов, которые не издавались в течение долгих лет (А. Веселовский, В. Пропп, А. Потебня, М. Бахтин, Л. Выготский, Я. Голосовкер и др.).

Позитивное наследие последних десятилетий будет широ­ко использоваться в нашем учебном курсе. Что же касается попыток вычеркнуть из истории тот или иной этап развития философского знания, то с ними мы встречались и раньше. Эти попытки напоминают легенду о халифе, повелевшем унич­тожить Александрийскую библиотеку. Халиф рассуждал так: либо в этих книгах говорится то же самое, что в Коране, и тогда они не нужны, либо в них говорится нечто другое, и тогда они лживы и вредны. Халиф был счастливым челове­ком, он «знал» некую Истину.

А если частица истины содержится во всякой книге? Ведь многие вещи могут быть истинными одновременно, хотя они противоречат друг другу. Не так ли?

2. Сущность эстетического

ВЫЯСНИТЬ' что представляют собой ос-
то пГоР ЭСТетическо™ двоения мира челове-

оп^„ по«ятие, смысл и значение которого требуется

определить, и есть понятие эстетического. тРе°Уется


Лекция I

Эстетическое - центральная категория эстетики. Это пре­дельно общее, фундаментальное понятие, отражающее наибо­лее существенные закономерные связи и отношения в рамках определенной сферы действительности. Нашей задачей, сле­довательно, является осмысление качественного своеобразия этой сферы («эстетосферы») и ее места в общей структуре при­родной и человеческой реальности (исторической, социальной, духовной).

«Эстетосфера» окружающего мира включает в себя два обширных класса эстетических явлений. Первый из них ох­ватывает все многообразие эстетического бытия, а второй — различные проявления эстетического сознания. Это, в свою очередь, означает, что эстетическое можно мыслить как через онтологические, так и через гносеологические предикаты, по­скольку эстетическая онтология представляет собой раздел эстетики, изучающий фундаментальные принципы эстетичес­кого бытия, а эстетическая гносеология - ту грань нашей фи­лософской дисциплины, которая исследует природу и возмож­ности эстетического познания, отношение знания и реальнос­ти, условия его достоверности и т. п.

«Эстетосфера» может также рассматриваться как диа­лектическое единство эстетического субъекта и эстети­ческого объекта, то есть предполагает обязательное расчле­нение в своей структуре того, кто действует, и того, на что это действие направлено. Напоминаю при этом, что исход­ной и определяющей характеристикой субъекта, его глав­ным (хотя и не единственным) признаком, отличающим его от объекта, служит его активность, активность прежде всего преобразовательная и познавательная, и что «субъект» и «объект» - парные, соотносимые, а не взаимоисключающие категории, каждая из которых имеет смысл лишь в форму­лируемом или предполагаемом единстве с другой. «Субъект» и «объект» не являются абсолютно противоположными и допускают существование переходных и синтетических форм, о чем подробно сказано М. С. Каганом в книге «Мир обще­ния» [8]. И коль скоро мы избрали онтолого-гносеологичес-кий ракурс взаимоотношений объекта и субъекта в «эстетос-фере» реальной действительности, постараемся конкретизи-


   
 
 
 

 

Эстетика как философская дисцишщня

ровать поставленную проблему в следующих разделах даль­нейшего изложения:

а) объективный характер эстетического в действительности;

б) структура эстетического сознания.

2.1. Объективный характер эстетического в действительности

«Так как мы теперь в затруднении, то скажите нам четко, что вы желаете обозначить, когда произносите «бытие». Ясно ведь, что вы давно это знаете, мы же думали, что знаем, а теперь вот затрудняемся» [9]. Этой цитатой из «Софиста» Платона на­чинает свое основное произведение «Бытие и время» М. Хайдег-гер. Решение философской проблемы бытия всегда сопровожда­лось острейшими дискуссиями, выявляло самые разнообразные мнения и взаимоисключающие теоретические позиции.

Так, например, американский философ Джордж Сантая-на (1863-1952), который называл убеждение в существова­нии внешнего мира «животной верой» и считал абсолютно достоверными только «данные опыта», пришел к выводу о том, что в действительности нет и не может быть объективных,, независимых от человеческого сознания, эстетических качеств и свойств. Один и тот же предмет люди оценивают по-разно­му. Одни считают его безусловно прекрасным, другие - эсте­тически нейтральным, а третьи - решительно безобразным. Почему это происходит? Не потому ли, что красота - это всего лишь «объективированное наслаждение»? Не переносим ли мы по наивности свое эстетическое переживание на сам пред­мет? Не рассматриваем ли мы «эстетическое наслаждение как качество вещи»?

Самыми разнообразными подходами к решению этой про­блемы изобилует и наша отечественная эстетика 60-70-х го­дов. Интересно отметить, что «Краткий словарь по эстетике», изданный в 1963 году, термина «эстетическое» вообще не со­держит. Но уже в 1964 году вышел в свет сборник статей [10], специально посвященный этой теме и содержащий теорети­ческий обзор итогов дискуссии «О природе эстетического»,


 

 

Лекция I

состоявшейся в 1961 году. Материалы этой дискуссии были также опубликованы в периодических изданиях (в журналах «Вопросы философии», «Вопросы литературы» и некоторых других).

В этот период большинство исследователей, изучавших проблему эстетического, разделились на два основных направ­ления. Одних весьма условно стали называть «природника-ми», других - «общественниками». Представление о занятых ими позициях можно получить, обратившись к наиболее ха­рактерным работам прежних лет. Среди «природников» мож­но выделить В. Корниенко, Н. Дмитриеву и Г. Поспелова [11-13], а среди «общественников» - Л. Столовича, В. Ванслова, Ю. Борева [14-16].

Настоящим камнем преткновения для участников дис­куссии стал вопрос о том, существовало ли эстетическое до появления человеческого общества. «Природники» отвечали на этот вопрос утвердительно.) Они были убеждены, что приро­да имела свое эстетическое лоно и тогда, когда оставалась в естественном состоянии, что эстетические качества и свой­ства были присущи ей всегда (и поэтому их называли «при-родниками»). Что же касается «общественников», то они от­рицали существование эстетического в природе до происхож­дения человека и связывали формирование эстетического объекта исключительно с развитием общественно-историчес­кой практики (и поэтому их называли «общественниками»), I

Но почему «природники» и «общественники» расходились в ответах на этот вопрос? Конечно же потому, что они неодина­ково трактовали сущность эстетического и вкладывали совер­шенно различные смыслы в понятия объективных эстетичес­ких качеств и свойств.

Вот, например, позиция «природника» В. С. Корниенко. В книге «О сущности эстетического познания», опубликованной в 1962 году, он исходит из того, что в неорганической: природе^ можно найти симметричное расположение предметов (или их частей) по отношению друг к другу, гармонические сочетания разнообразных явлений, ритмичность процессов и т. п. Где в природе встречается равномерность и ритмичность процессов, где налицо богатство и многообразие гармонически сочетаю-


       
   
 
 




Эстетика как философская дисциплин

щихся частей, где строение предметов характеризуется сим­
метрией, там эти предметы и явления природы обладают кра
сотой. Но где выявляется противоположная сторона развития
- ломаные линии, неправильные, несимметричные формы, от.
сутствие равномерности процессов и т. п. - такие предметы и
явления обладают отрицательными эстетическими свойства­
ми, то есть некрасивы. -■

Эстетические свойства материальных предметов стоят в одном ряду с их механическими, физическими и химически­ми свойствами. Присутствие железа в различных соединени­ях создает богатую гамму цветов: от почти бесцветных, свет­ло-зеленых, бледно- и ярко-желтых тонов до бурых, красно-коричневых и черных металлических. Хром своим присут­ствием обусловливает яркие краски таких самоцветов, как красный гранат, рубин, изумруд, александрит и другие. Соеди­нения с марганцем дают вишнево-розовые минералы. Все со­единения меди зеленоватого или синего цвета - малахит, азу­рит, бирюза и т. д.

Живые организмы также представляют собой огромное многообразие форм, в которых симметричность и соразмер­ность составляют неотъемлемое свойство. В одном только классе радиолярий скелетные образования обнаруживают боль­шее количество основных форм, чем все остальные классы органического мира; даже более того, в кремнеземном скеле­те радиолярий пластически представлены все стереометричес­кие формы, которые различаются теоретической геометрией. Автор излагает свои взгляды на сущность эстетических свойств растительного и животного мира и приходит к выво­ду о том, что в процессе преобразования неорганической и органической природы люди познают ее законы (законы кра­соты) и опираются на них в многогранной творческой прак­тике. Что же касается непреобразованной природы, существо­вавшей до появления человеческого общества, то ее предметы и явления безусловно обладали как «положительными» (сим­метрия, гармония, пропорциональность, ритмичность про­цессов, яркость окраски), так и «отрицательными» эстети­ческими свойствами {асимметрия, дисгармония, диспропорци­ональность, аритмичность, невыразительность цвета и т п)


 

75

Лекция I

Эстетические свойства природы - это естественно-матери­альные свойства. Их объективной основой служит всеобщая связь и взаимообусловленность материи в ее развитии. Кра­сота ровной глади озера не является результатом какого бы то ни было вмешательства человека. Она представляет собой лишь действие хорошо известной физической закономернос­ти — «жидкие и сыпучие тела стремятся к уравновешенному состоянию». Кристалл имеет правильную форму и ровные грани, но это всего только следствие особой «ориентировки в пространстве молекул вещества». А все бесконечное много-цветие природы оказывается на поверку ничем иным, как результатом «взаимодействия светового луча с физико-хими­ческой структурой вещества».

Откровенно натуралистическая позиция «природников» была встречена шквалом критических откликов. Ель симмет-рична,^мява - нет; но разве она менее красива? Хорош красный цвет на щеках у девушки, но каков он будет у нее на носу? Одно дело - плавная извилистая линия в грациозном танце изящ­ной балерины, и совсем другое - в движениях ползущего гада...

Многие исследователи заговорили о том, что между пред­метом и человеком существует неразрывная и таинственная связь и «эстетическое» каким-то образом должно вобрать в себя человеческое отношение. Было замечено, что природные формы оказывают на человека эмоциональное воздействие не потому, что они сами по себе обладают определенными свой­ствами, а благодаря особой соотнесенности с закономерностя­ми восприятия, причем не только физиологического, н о и, т ак сказать, социального.

Обратимся, например, к физиологическим закономерностям зрения, особенностям восприятия ритмического чередования линий, пропорций, геометрических фигур или цветовых пятен. Приятные и неприятные ощущения здесь прямо зависят от состояния нервных клеток, которые отдыхают или утомляют­ся от движения глаза. Этим объясняется «удовольствие», ко­торое вызывает восприятие симметрии и некоторых общеизве­стных пропорций («золотое сечение», «постоянство в разнооб­разии» и др.). При их восприятии зона активного отдыха гла­за оказывается максимальной.



Эстетика как философская дисциплин^


Лекция I


 



Интересные результаты были получены эксперименталь­ной эстетикой. Оказалось, что сочетание красного и белого квадратов при соотношении 1:64 у большинства испытуемых вызвало отрицательное отношение. Это было связано с непро­извольно возникающей тревожной ассоциацией: «красный крест; больничное учреждение». Стало быть, здесь важен не столько сам предмет с его экзистенциальными и качествен­ными характеристиками, сколько то, что «видит» в нем чело­век сквозь призму своего социального опыта.

На этой почве и выросла концепция «общественников». Вот как, например, излагает ее суть Л. Столович в книге «Эс­тетическое в действительности и в искусстве».

Между человеком и предметным миром конкретно-чув­ственных форм в процессе общественно-исторической практи­ки обнаруживаются и устанавливаются многообразнейшие свя­зи. Конкретные предметы и явления действительности как бы «включаются» в общественные отношения и «аккумулируют» их. Между такими предметами (или типом таких предметов) - с одной стороны, и их общественно-человеческой значимос­тью - с другой, образуется устойчивая ассоциативная связь. Место, где произошло важное событие в жизни человека, вос­принимается им иначе, чем до этого события. Новое значение, новый смысл может приобрести самый обычный предмет, если он подарен близким человеком. Включаясь в нашу жизнь, та­кие предметы и явления начинают обладать новым свойством: они вызывают в нас определенное идейно-эмоциональное отно­шение. Эстетические свойства и есть «способность конкретно-чувственных вещей и явлений вызывать в человеке определен­ное идейно-эмоциональное отношение к ним благодаря тому месту, которое занимают эти вещи и явления в конкретной си­стеме общественных отношений, и той роли, которую они игра­ют в ней» [14, с. 41]. Таким образом, эстетические свойства являются общественными свойствами по своему содержанию. Размышляя об эстетических свойствах предметов_и явле­ний природы, другой сторонник «общественнической» концеп­ции пишет о том, что березка в степи вызывает у него ассоци­ацию с образом одинокой покинутой девушки. Что ж, это впол­не возможно, здесь многое зависит от жизненного опыта ин-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: