| Образовательная область:Ребенок и природа | ||||
| Тема занятия (лексическая): Природные явления зимой (Зима) | ||||
| Группа: вторая младшая (3 – 4 года) | ||||
| Вид занятия по количеству детей: групповое | ||||
| Цель занятия: Сформировать представления о природных явлениях зимой (состояние погоды, осадки, продолжительность дня). | ||||
| Задачи занятия: Образовательные: - расширить представления об основных состояниях погоды зимой (холодно, снежно, морозно, солнечно, пасмурно); - уточнить представления о свойствах снега (мягкий, тает); Коррекционно-развивающие: - развивать умение устанавливать взаимосвязь между характерными признаками зимнего периода с сезонными изменениями (солнечно – холодно, день короче – ночь длиннее, осадки в виде снега); - обогащать словарный запас словами: снегопад, метель, сосулька; Воспитательные: - воспитывать интерес к изучению природы. | ||||
| Оборудование: Иллюстрации с зимними пейзажами, запись фортепианного произведения П. И. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года», календарь погоды, презентация «Природные явления зимы», оборудование для эксперимента, фланелеграф. | ||||
| Этап занятия | Задачи этапа | Взаимодействие воспитателя с детьми (виды работы) | Методы, приемы, формы работы с детьми | Актуализация компенсаторных знаний и умений |
| 1. Вводная часть 1.1 Организационный момент | Формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к работе на занятии | - приветствие; - сюрпризный момент (волшебная снежинка, на которой написано стихотворение о зиме) | методы: - вводная беседа; - чтение стихотворения; формы: - группой | умения: - слушать короткий рассказ; - отвечать на простые вопросы по прослушанному |
| 1.2 Постановка перед детьми цели занятия | Дать целевую установку на работу, мотивировать деятельность детей на занятии | - мотивация на работу: просмотр иллюстраций под музыку П. И. Чайковского; - установка на работу (сегодня мы узнаем какие изменения в природе происходят зимой) | методы: - вводная беседа; - демонстрация; формы: - группой; - парами | умения: - рассматривать адаптированные изображения предметов |
| 2. Основная часть 2.1. Актуализация знаний. | Актуализировать представления детей об основных состояниях погоды зимой (снежно, ветрено, морозно, солнечно, пасмурно) | - беседа (приметы зимы; зимние месяцы; зимние праздники); - упражнение «Календарь погоды» | методы: - беседа; - моделирование; формы: - группой; - парами | умения: - отвечать на простые вопросы; - составлять графические модели, соотносить с явлениями природы |
| 2.2. Восприятие и усвоение новых представлений и умений (расширение, уточнение и систематизация имеющихся) | Расширить представления об основных состояниях погоды зимой (холодно, снежно, морозно, солнечно, пасмурно), развивать умение использовать в речи слова: снегопад, метель, сосулька | - наблюдение (за состоянием окружающей действительности за окном; - рассматривание презентации «Зимние явления природы» (снег, метель, сосулька) | методы: - наблюдение; - демонстрация; - высказывания детей; формы: - группой; - подгруппами | умения: - соотносить явления природы, его характеристики со словом; - различать и называть явления природы, находить их на изображении; - определять явления природы в окружающей среде |
| 2.3. Динамическая пауза | Снять общее и зрительное утомление | - гимнастика «Снег»; - зрительная гимнастика | методы: - упражнение; формы: - группой; - парами | умения: - выполнять действия по словесной инструкции |
| 2.4. Самостоятельное применение изученного на практике | Развивать умение устанавливать взаимосвязь между характерными признаками зимнего периода с сезонными изменениями (солнечно – холодно, день короче – ночь длиннее, осадки в виде снега); уточнить представления о свойствах снега (мягкий, тает); воспитывать интерес к изучению природы. | - упражнение «Найди объяснение» (лежит снег, люди тепло одеты, утром на улице темно); - элементарный опыт (снег в теплом помещении; манипуляции с тающим снегом; вода на морозе) | методы: - упражнение; - высказывания детей; - экспериментирование; формы: - подгруппами; - парами | умения: - анализировать объект, определять его опознавательные признаки; - выполнять простые вербальные инструкции |
| 3. Заключительная часть 3.1. Подведение итогов занятия | Обобщить знания по теме занятия | - дидактическая игра «Бывает, не бывает» | методы: - дидактическая игра; - обобщающая беседа; формы: - группой | умения: - устанавливать временные, количественные, причинно-следственные связи; - адекватно воспроизводить эмоциональное состояние с помощью неречевых средств |
| 3.2. Оценка результатов деятельности детей | Оценить деятельность детей; рефлексия настроения | - педагогическая оценка; - упражнение «Елочка настроения» (выбрать бумажные шары (елочные игрушки) с изображением таких «рожиц», которые соответствуют настроению и прикрепить на елочку)» | методы: - высказывание педагога; - высказывания детей; формы: - группой. |