Образовательная область:Ребенок и природа
|
Тема занятия (лексическая): Природные явления зимой (Зима)
|
Группа: вторая младшая (3 – 4 года)
|
Вид занятия по количеству детей: групповое
|
Цель занятия:
Сформировать представления о природных явлениях зимой (состояние погоды, осадки, продолжительность дня).
|
Задачи занятия:
Образовательные:
- расширить представления об основных состояниях погоды зимой (холодно, снежно, морозно, солнечно, пасмурно);
- уточнить представления о свойствах снега (мягкий, тает);
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение устанавливать взаимосвязь между характерными признаками зимнего периода с сезонными изменениями (солнечно – холодно, день короче – ночь длиннее, осадки в виде снега);
- обогащать словарный запас словами: снегопад, метель, сосулька;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению природы.
|
Оборудование:
Иллюстрации с зимними пейзажами, запись фортепианного произведения П. И. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года», календарь погоды, презентация «Природные явления зимы», оборудование для эксперимента, фланелеграф.
|
Этап занятия
| Задачи этапа
| Взаимодействие воспитателя с детьми (виды работы)
| Методы, приемы, формы работы с детьми
| Актуализация компенсаторных знаний и умений
|
|
|
|
|
|
1. Вводная часть
1.1 Организационный момент
| Формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к работе на занятии
| - приветствие;
- сюрпризный момент (волшебная снежинка, на которой написано стихотворение о зиме)
| методы:
- вводная беседа;
- чтение стихотворения;
формы:
- группой
| умения:
- слушать короткий рассказ;
- отвечать на простые вопросы по прослушанному
|
1.2 Постановка перед детьми цели занятия
| Дать целевую установку на работу, мотивировать деятельность детей на занятии
| - мотивация на работу:
просмотр иллюстраций под музыку П. И. Чайковского;
- установка на работу (сегодня мы узнаем какие изменения в природе происходят зимой)
| методы:
- вводная беседа;
- демонстрация;
формы:
- группой;
- парами
| умения:
- рассматривать адаптированные изображения предметов
|
2. Основная часть
2.1. Актуализация знаний.
| Актуализировать представления детей об основных состояниях погоды зимой (снежно, ветрено, морозно, солнечно, пасмурно)
| - беседа (приметы зимы; зимние месяцы; зимние праздники);
- упражнение «Календарь погоды»
| методы:
- беседа;
- моделирование;
формы:
- группой;
- парами
| умения:
- отвечать на простые вопросы;
- составлять графические модели, соотносить с явлениями природы
|
2.2. Восприятие и усвоение новых представлений и умений (расширение, уточнение и систематизация имеющихся)
| Расширить представления об основных состояниях погоды зимой (холодно, снежно, морозно, солнечно, пасмурно), развивать умение использовать в речи слова: снегопад, метель, сосулька
| - наблюдение (за состоянием окружающей действительности за окном;
- рассматривание презентации «Зимние явления природы» (снег, метель, сосулька)
| методы:
- наблюдение;
- демонстрация;
- высказывания детей;
формы:
- группой;
- подгруппами
| умения:
- соотносить явления природы, его характеристики со словом;
- различать и называть явления природы, находить их на изображении;
- определять явления природы в окружающей среде
|
2.3. Динамическая пауза
| Снять общее и зрительное утомление
| - гимнастика «Снег»;
- зрительная гимнастика
| методы:
- упражнение;
формы:
- группой;
- парами
| умения:
- выполнять действия по словесной инструкции
|
2.4. Самостоятельное применение изученного на практике
| Развивать умение устанавливать взаимосвязь между характерными признаками зимнего периода с сезонными изменениями (солнечно – холодно, день короче – ночь длиннее, осадки в виде снега); уточнить представления о свойствах снега (мягкий, тает); воспитывать интерес к изучению природы.
| - упражнение «Найди объяснение» (лежит снег, люди тепло одеты, утром на улице темно);
- элементарный опыт (снег в теплом помещении; манипуляции с тающим снегом; вода на морозе)
| методы:
- упражнение;
- высказывания детей;
- экспериментирование;
формы:
- подгруппами;
- парами
| умения:
- анализировать объект, определять его опознавательные признаки;
- выполнять простые вербальные инструкции
|
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов занятия
| Обобщить знания по теме занятия
| - дидактическая игра «Бывает, не бывает»
| методы:
- дидактическая игра;
- обобщающая беседа;
формы:
- группой
| умения:
- устанавливать временные, количественные, причинно-следственные связи;
- адекватно воспроизводить эмоциональное состояние с помощью неречевых средств
|
3.2. Оценка результатов деятельности детей
| Оценить деятельность детей; рефлексия настроения
| - педагогическая оценка;
- упражнение «Елочка настроения» (выбрать бумажные шары (елочные игрушки) с изображением таких «рожиц», которые соответствуют настроению и прикрепить на елочку)»
| методы:
- высказывание педагога;
- высказывания детей;
формы:
- группой.
|