| Образовательная область: Ребенок и природа |
| Тема занятия (лексическая):Свойства песка (Неживая природа) Группа: вторая младшая (3 - 4 года) |
| Вид занятия по количеству детей:групповое |
| Цель занятия: Сформировать представление о свойствах песка путем проведения элементарных опытов. |
| Задачи занятия: Образовательные: - формировать умение различать и называть свойства песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, пластичный); - формировать представления об отличительных свойствах песка; Коррекционно-развивающие: - развивать умение дифференцировать сухой и влажный песок на ощупь; - обогащать словарный запас словами (сыпучий, рыхлый, пластичный); - развивать умение делать выводы на основе проведенных элементарных опытов. Воспитательные: - формировать умение соблюдать основные правила техники безопасности при проведении опытов (не ставить баночку и лейку на край стола, аккуратно обращаться с песком). |
| Оборудование: Баночки с песком (сухим и мокрым), лейка с водой, воронки, ложечки, пустые баночки, стакан, подносы. |
| Этап занятия | Задачи этапа | Взаимодействие воспитателя с детьми (виды работы) | Методы, приемы, формы работы с детьми | Актуализация компенсаторных знаний и умений |
| 1. Вводная часть | Формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к работе на занятии | - приветствие; - создание игровой ситуации «Путешествие в Песочную страну» | методы: - вводная беседа - создание игровой ситуации | умения: - слушать и понимать рассказ педагога |
| 1.1 Организационный момент | ||||
| 1.2 Постановка перед детьми цели занятия | Дать целевую установку на работу, мотивировать деятельность детей на занятии | - установка на работу (сегодня мы узнаем, какие бывают свойства у песка, и научимся их различать); - мотивация на работу (сможем лепить крепкие куличики) | ||
| 2. Основная часть | Актуализировать представления детей о песке: сухой – сыплется, влажный – сохраняет форму | - дидактическая игра (игра-предположение) «Сухой песок сыпучий» | методы: - дидактическая игра - беседа формы: - группой | умения: - умение обследовать песок на полисенсорной основе; - умение различать сухой и влажный песок на ощупь, с помощью остаточного зрения |
| 2.1. Актуализация знаний | ||||
| 2.2.Восприятие и усвоение новых представлений и умений (расширение, уточнение и систематизация имеющихся) | Формировать умение различать и называть свойства песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, пластичный); развивать умение дифференцировать сухой и влажный песок на ощупь; обогащать словарный запас словами (сыпучий, рыхлый, пластичный); формировать умение соблюдать основные правила техники безопасности при проведении опытов | - элементарный опыт «Легко ли сыплется песок» (горсть песка высыпается тонкой струйкой); - элементарный опыт «Куда исчезла вода» (в стакан с песком наливается вода); - элементарный опыт «Мокрый песок принимает любую форму» (из сухого и мокрого песка лепят колбаски, шарики) | методы: - элементарные опыты; - беседа (после проведения опытов) формы: - группой; - индивидуально | умения: - обследовать песок на полисенсорной основе, выделять и называть свойства песка; - умение выполнять точные координированные действия; - выполнять самоконтроль действий; - умение осуществлять словесную регуляцию деятельности (фиксировать результат опытов с песком) |
| 2.3. Динамическая пауза | Снять общее и зрительное утомление | - гимнастика «Следы на песке»; - зрительная гимнастика | методы: - упражнение; формы: - группой | умения: - внимательно слушать и выполнять действия по словесной инструкции |
| 2.4. Самостоятельное применение изученного на практике | Закрепить представления о свойствах песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, пластичный); закрепить умение дифференцировать сухой и влажный песок на ощупь. | - упражнение «Слепим крепкие куличи» (сухой песок, путем добавления воды становится мокрым и из него можно лепить куличи) | методы: - упражнение; - рассказы детей; формы: - индивидуально | умения: - умение различать сухой и влажный песок на ощупь, с помощью остаточного зрения; - умение осуществлять словесную регуляцию деятельности (фиксировать результат действий с песком) |
| 3. Заключительная часть | Обобщить знания по теме занятия | - обобщающая беседа «Каким бывает песок» | методы: - обобщающая беседа; формы: - группой | умения: - устанавливать причинно-следственные связи; - адекватно оценивать свою работу на занятии с помощью предметов разного цвета |
| 3.1. Подведение итогов занятия | ||||
| 3.2. Оценка результатов деятельности детей | Оценить деятельность детей | - рефлексия деятельности на занятии (заложить в Песочной стране капсулу (баночку) с посланием: красная капсула – путешествие прошло успешно, знаю новые свойства песка, могу лепить куличики; синяя – путешествие понравилось, но запомнил не все свойства песка) | методы: - создание воображаемой ситуации; - высказывание педагога; - высказывания детей; формы: - группой |