Образовательная область:Ребенок и природа
|
Тема занятия (лексическая): Перелетные птицы
|
Группа: старшая (5 - 6 лет)
|
Вид занятия по количеству детей: групповое
|
Цель занятия:
Сформировать представления об изменении в жизни перелетных птиц в разные времена года.
|
Задачи занятия:
Образовательные:
- расширить представления о разновидности перелетных птиц, сезонных изменениях в их жизни (питании, месте обитания);
- уточнить представления об отличительных признаках утки, гуся и лебедя (цапли и журавля);
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и изменениями в жизни птиц;
- обогащать словарный запас словами (стая, клин);
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к птицам (не пугать, подкармливать).
|
Оборудование:
Игрушки-модели и иллюстрации перелетных птиц, настольные дидактические игры, разрезные картинки с птицами, набор материалов для графического моделирования.
|
Этап занятия
| Задачи этапа
| Взаимодействие воспитателя с детьми (виды работы)
| Методы, приемы, формы работы с детьми
| Актуализация компенсаторных представлений и умений
|
|
|
|
|
|
1. Вводная часть
1.1 Организационный момент
| Формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к работе на занятии
| - приветствие
- отгадывание загадок о птицах
| методы:
- вводная беседа
| представления о (об):
- строении тела птиц;
- отличительных признаках птиц
|
1.2 Постановка перед детьми цели занятия
| Дать целевую установку на работу, мотивировать деятельность детей на занятии
| - установка на работу (сегодня мы узнаем какие перелетные птицы живут в нашей стране, как изменяется их жизнь в разное время года);
- мотивация на работу (поможем птицам найти свою стаю)
|
2. Основная часть
2.1. Актуализация знаний
| Актуализировать представления детей о птицах: названия птиц; деятельность птиц (строят гнезда, ловят насекомых, выводят птенцов); отличительных повадках отдельных птиц; видах птиц (перелетные, зимующие)
| - дидактическая игра (настольно-печатная) «Узнай и назови птицу»;
- дидактическая игра (игра с предметами) «Что умеют делать птицы»
| методы:
- дидактическая игра;
- воображаемая ситуация;
формы:
- группой;
- парами
| умения:
- узнавать птиц: по описанию, по голосу;
- рассматривать адаптированные изображения птиц;
- показывать отдельные действия птиц с помощью самографирования
|
2.2. Восприятие и усвоение новых представлений и умений (расширение, уточнение и систематизация имеющихся)
| Расширить представления о разновидности перелетных птиц (утка, гусь, лебедь, цапля, журавль), сезонных изменениях в их жизни (питании, месте обитания); развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и изменениями в жизни птиц; обогащать словарный запас словами (стая, клин); воспитывать бережное отношение к птицам (не пугать, подкармливать)
| - дидактическая игра (игра с предметами) «Что это за птица?»;
- рассказ педагога «Сезонные изменения в жизни птиц»;
- создание коллективного рисунка «Птицы улетают в теплые края» (на магнитной доске)
| методы:
- рассказ педагога;
- демонстрация наглядных пособий;
- познавательная беседа (после прогулки);
- моделирование;
- рассказы детей;
формы:
- группой;
- парами
| представления:
- о схематичном изображении объекта (летящей птицы);
- о себе, как точке отсчета при ориентировке в пространстве;
умения:
- обследовать модели птиц на полисенсорной основе, выявлять отличительные признаки утки, гуся, лебедя, цапли;
- измерять, сравнивать два объекта путем наложения, приложения
|
2.3. Динамическая пауза
| Снять общее и зрительное утомление
| - гимнастика «Прилетели птицы»;
- зрительная гимнастика
| методы:
- упражнение;
формы:
- группой;
- парами
| умения:
- выполнять физические упражнения, контролируя силу и амплитуду движений;
- переводить взор в режим дальнего видения на основе инструкции
|
2.4. Самостоятельное применение изученного на практике
| Закрепить представления о разновидности перелетных птиц; закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и изменениями в жизни птиц; воспитывать бережное отношение к птицам
| - упражнение «Сложи разрезную картинку»;
- дидактическая игра (игра-предположение «что было бы...»);
- упражнение «Помоги птицам найти свою стаю»
| методы:
- упражнение;
- дидактическая игра;
- рассказы детей;
формы:
- группой;
- подгруппами
| умения:
- узнавать объекты по части;
- обобщать объекты в группы по одному основанию (птицы: перелетные, неперелетные)
|
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов занятия
| Обобщить знания по теме занятия
| - упражнение «Закончи предложение»
| методы:
- обобщающая беседа;
формы:
- группой
| умения:
- умение устанавливать количественные, временные, причинно-следственные связи;
- адекватно воспроизводить эмоциональное состояние с помощью неречевых средств
|
3.2. Оценка результатов деятельности детей
| Оценка деятельности детей
| - рефлексия настроения
| - сравнение своих успехов с образом веселой (грустной) птички
|