| Образовательная область:Ребенок и природа |
| Тема занятия (лексическая): Перелетные птицы |
| Группа: старшая (5 - 6 лет) |
| Вид занятия по количеству детей: групповое |
| Цель занятия: Сформировать представления об изменении в жизни перелетных птиц в разные времена года. |
| Задачи занятия: Образовательные: - расширить представления о разновидности перелетных птиц, сезонных изменениях в их жизни (питании, месте обитания); - уточнить представления об отличительных признаках утки, гуся и лебедя (цапли и журавля); Коррекционно-развивающие: - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и изменениями в жизни птиц; - обогащать словарный запас словами (стая, клин); Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к птицам (не пугать, подкармливать). |
| Оборудование: Игрушки-модели и иллюстрации перелетных птиц, настольные дидактические игры, разрезные картинки с птицами, набор материалов для графического моделирования. |
| Этап занятия | Задачи этапа | Взаимодействие воспитателя с детьми (виды работы) | Методы, приемы, формы работы с детьми | Актуализация компенсаторных представлений и умений |
| 1. Вводная часть 1.1 Организационный момент | Формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к работе на занятии | - приветствие - отгадывание загадок о птицах | методы: - вводная беседа | представления о (об): - строении тела птиц; - отличительных признаках птиц |
| 1.2 Постановка перед детьми цели занятия | Дать целевую установку на работу, мотивировать деятельность детей на занятии | - установка на работу (сегодня мы узнаем какие перелетные птицы живут в нашей стране, как изменяется их жизнь в разное время года); - мотивация на работу (поможем птицам найти свою стаю) | ||
| 2. Основная часть 2.1. Актуализация знаний | Актуализировать представления детей о птицах: названия птиц; деятельность птиц (строят гнезда, ловят насекомых, выводят птенцов); отличительных повадках отдельных птиц; видах птиц (перелетные, зимующие) | - дидактическая игра (настольно-печатная) «Узнай и назови птицу»; - дидактическая игра (игра с предметами) «Что умеют делать птицы» | методы: - дидактическая игра; - воображаемая ситуация; формы: - группой; - парами | умения: - узнавать птиц: по описанию, по голосу; - рассматривать адаптированные изображения птиц; - показывать отдельные действия птиц с помощью самографирования |
| 2.2. Восприятие и усвоение новых представлений и умений (расширение, уточнение и систематизация имеющихся) | Расширить представления о разновидности перелетных птиц (утка, гусь, лебедь, цапля, журавль), сезонных изменениях в их жизни (питании, месте обитания); развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и изменениями в жизни птиц; обогащать словарный запас словами (стая, клин); воспитывать бережное отношение к птицам (не пугать, подкармливать) | - дидактическая игра (игра с предметами) «Что это за птица?»; - рассказ педагога «Сезонные изменения в жизни птиц»; - создание коллективного рисунка «Птицы улетают в теплые края» (на магнитной доске) | методы: - рассказ педагога; - демонстрация наглядных пособий; - познавательная беседа (после прогулки); - моделирование; - рассказы детей; формы: - группой; - парами | представления: - о схематичном изображении объекта (летящей птицы); - о себе, как точке отсчета при ориентировке в пространстве; умения: - обследовать модели птиц на полисенсорной основе, выявлять отличительные признаки утки, гуся, лебедя, цапли; - измерять, сравнивать два объекта путем наложения, приложения |
| 2.3. Динамическая пауза | Снять общее и зрительное утомление | - гимнастика «Прилетели птицы»; - зрительная гимнастика | методы: - упражнение; формы: - группой; - парами | умения: - выполнять физические упражнения, контролируя силу и амплитуду движений; - переводить взор в режим дальнего видения на основе инструкции |
| 2.4. Самостоятельное применение изученного на практике | Закрепить представления о разновидности перелетных птиц; закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и изменениями в жизни птиц; воспитывать бережное отношение к птицам | - упражнение «Сложи разрезную картинку»; - дидактическая игра (игра-предположение «что было бы...»); - упражнение «Помоги птицам найти свою стаю» | методы: - упражнение; - дидактическая игра; - рассказы детей; формы: - группой; - подгруппами | умения: - узнавать объекты по части; - обобщать объекты в группы по одному основанию (птицы: перелетные, неперелетные) |
| 3. Заключительная часть 3.1. Подведение итогов занятия | Обобщить знания по теме занятия | - упражнение «Закончи предложение» | методы: - обобщающая беседа; формы: - группой | умения: - умение устанавливать количественные, временные, причинно-следственные связи; - адекватно воспроизводить эмоциональное состояние с помощью неречевых средств |
| 3.2. Оценка результатов деятельности детей | Оценка деятельности детей | - рефлексия настроения | - сравнение своих успехов с образом веселой (грустной) птички |