| Образовательная область:Искусство (рисование) |
| Тема занятия (лексическая): Зимние забавы (Зима) |
| Группа: старшая (5 – 6 лет) |
| Вид занятия по количеству детей: групповое |
| Цель занятия: Формировать умение создавать сюжетный рисунок. |
| Задачи занятия: Образовательные: - развивать умение рисовать фигуру человека (ребенка) в зимней одежде (комбинезоне), передавая форму частей тела, их расположение, пропорцию, простые движения рук и ног; - развивать умение передавать художественный образ нетрадиционным способом (при помощи руки), использовать в рисунке разные материалы (графитный карандаш, цветные восковые мелки, акварель); Коррекционно-развивающие: - развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца; - развивать умение передавать в рисунке свое отношение к сюжету (зимним играм); Воспитательные: - воспитывать аккуратность при создании рисунка, интерес к здоровому образу жизни. |
| Оборудование: Репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A4; простой карандаш, масляная пастель, акварельные краски. |
| Этап занятия | Задачи этапа | Взаимодействие воспитателя с детьми (виды работы) | Методы, приемы, формы работы с детьми | Актуализация компенсаторных знаний и умений |
| 1. Вводная часть 1.1 Организационный момент | Формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к работе на занятии | - приветствие; - чтение отрывка стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»; | методы: - вводная беседа; - высказывания детей; формы: - группой | умения: - слушать короткий рассказ |
| 1.2 Постановка перед детьми цели занятия | Дать целевую установку на работу, мотивировать деятельность детей на занятии | - мотивация на работу: рассматривание репродукции картины, обсуждение; - установка на работу (сегодня мы нарисуем любимые зимние забавы) | методы: - вводная беседа; - демонстрация; - высказывания детей; формы: - группой; - парами | умения: - рассматривать сюжетную картинку по плану; - устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями |
| 2. Основная часть 2.1. Актуализация знаний | Актуализировать представления о создании сюжетного рисунка | - рассматривание иллюстраций; - упражнение «Сравнение иллюстраций»; | методы: - демонстрация; - упражнение; - высказывания детей; формы: - группой; - парами | умения: - рассматривать адаптированные изображения предметов; - составлять короткий рассказ по плану |
| 2.2. Восприятие и усвоение новых представлений и умений (расширение, уточнение и систематизация имеющихся) | Развивать умение рисовать фигуру человека в зимней одежде (комбинезоне), передавая художественный образ нетрадиционным способом (при помощи руки) | - демонстрация способа рисования фигуры человека при помощи руки; - упражнение «Повтори» | методы: - демонстрация; - упражнение; формы: - группой; - парами | умения: - узнавать предмет в контурном изображении, соотносить с реальным объектом; - выполнять практические действия по подражанию |
| 2.3. Динамическая пауза | Снять общее и зрительное утомление | - гимнастика «Мы построим снежный дом»; - зрительная гимнастика | методы: - упражнение; формы: - группой | умения: - показывать действия с помощью самографирования; - выполнять действия по словесной инструкции |
| 2.4. Самостоятельное применение изученного на практике | Закрепить умение рисовать фигуру ребенка в комбинезоне, передавая форму частей тела, их расположение, пропорцию, передавать простые движения рук и ног; использовать в рисунке разные материалы (графитный карандаш, цветные восковые мелки, акварель); развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца; передавать в рисунке свое отношение к сюжету (зимним играм); воспитывать аккуратность при создании рисунка, интерес к здоровому образу жизни | - создание рисунка: 1) создание контура, дорисовывание частей тела, прорисовывание деталей, 2) обведение всех контуров (восковыми мелками); 3) дополнение сюжета по замыслу (предметы, любимое занятие зимой); 4) раскрашивание рисунка акварельными красками | методы: - практическая работа; формы: - группой; - подгруппой; - индивидуально. | умения: - выполнять практические действия по алгоритму; - ориентироваться на поверхности листа бумаги: лево, право, вверх, низу, посередине (с учетом расположения рисунка); - осознавать свое настроение; - устанавливать взаимодействие со взрослыми и детьми в процессе продуктивной деятельности |
| 3. Заключительная часть 3.1. Подведение итогов занятия | Обобщить знания по теме занятия | - мозаичное панно (объединение рисунков по содержанию: катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки и т.д.) | методы: - обобщающая беседа; формы: - группой | умения: - устанавливать пространственные и смысловые связи; - соотносить свое эмоциональное состояние с соответствующим схематичным изображением, называть это состояние |
| 3.2. Оценка результатов деятельности детей | Оценка деятельности детей; рефлексия настроения и деятельности | - педагогическая оценка; - упражнение «Снежинки» (выбрать снежинки с таким схематичным изображением лица, которое соответствует настроению) | методы: - высказывание педагога; - высказывания детей; формы: - группой |