– Карпетченко, свою роль в задаче прочувствовал?
– Так точно, товарищ подполковник.
– Если ввяжетесь в драку, Марченко с отделением Баравкова свяжет боем душманов, остальных ты уводишь в направлении трассы.
Он показал Сергею маршрут выхода к магистральной дороге, где мы могли подтянуть технику и посадить «вертушки» для эвакуации раненых… Ну, и так далее…
– Понятно.
– Долгий и Гусько, – вмешался Ленцов, – у тебя опытные сержанты, в случае чего – не растеряются.
Вникая в карту, Карпетченко отмечал характерные ориентиры в районе предстоящей задачи.
– Ладно, Ленцов, еще поработайте, я пойду в дивизию, может, что-нибудь есть по агентурной линии.
– С афганцами взаимодействия не проводилось, товарищ подполковник?
Укоряющий взгляд начальника поставил меня в неудобное положение.
– Извините, я на всякий случай…
– Думай, о чём спрашиваешь старого подполковника.
– Есть.
Вжав голову в плечи, я вышел наружу хватить глоток прокисшего кабульского смога.
Взаимодействие с афганским командованием по вопросам засады означало одно – противник будет знать все подробности нашей операции. Проще взять простыню в качестве белого флага и идти сдаваться в плен.
Дни стали прохладней. Не только с Пагмана, но и с севера – Паймунара тянуло острым пронизывающим ветром. Ночи были холодными, зимняя одежда не будет лишней.
– Дневальный, ко мне Баравкова!
– Есть!
Подбежавшему заместителю я уточнил некоторые моменты по экипировке разведчиков, не забыв предупредить:
– «Вшивники» надеть! «Дуба» дадим.
– Приготовили, товарищ старший лейтенант, – улыбнулся Баравков.
– Я что, Гена, еще не все порвал?
Спортивные мастерки, безрукавки, джемпера и прочий хлам на утренних осмотрах я снимал с разведчиков и заставлял их рвать перед строем. Изымание из обращения неармейского обмундирования у солдат преследовало единую цель – соблюдение гигиены. Но сколько бы я не проводил карательных акций в отношении «вшивников», они «чудесным» образом появлялись вновь и вновь. Но холодной ночью сегодня они пригодятся в терпеливом ожидании на камнях «духовсой» ниточки. А улыбка Гены понятна: замкомроты «расслабился», но солдат понимает.
|
У палатки взвода связи курил Есаулков. Николай шел со мной в ночную засаду. Как связист-разведчик в вопросах обеспечения связи группы с базой он проявил себя выдержанным и выносливым солдатом, грамотным специалистом. В течение всего 1980 года он был штатным связистом моей разведывательной группы, выходил со мной на все боевые операции, находясь рядом со мной. Родившийся на Урале парень был немногословным, сдержанным, но основательным в решении задач разведки. Способный, опытный разведчик, он в сложных условиях горной местности выполнял задания, поставленные перед нами командованием.
Иногда проскакивала у него своеобразная уральская ирония, которая мне, командиру, не всегда нравилась, но он никогда не переступал планку воспитанного и добросовестного солдата.
– Все, готово?
– Готово, товарищ старший лейтенант.
– Новенького на «809-й» обучил?
– С группами Карпетченко и Богатикова уже сходил, связь давал нормально.
– Хорошо.
Связисты, ходившие с разведывательными группами на боевые задания, не только поддерживали устойчивую связь с базой, но и наравне с разведчиками выполняли специальные задания. После поступления Сергея Кибиткина в десантное училище со мной связистом ходил Шакуров, чем способствовал успешному выполнению поставленных перед нами задач. Мной он был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги», Тютвин Николай Васильевич – орденом «За службу Родине в ВС СССР» третьей степени. Кстати сказать, разведчики моей разведывательной группы: Сергей Сафаров, Геннадий Баравков, Александр Архипов, Михаил Гапоненко, Андрей Ивонин, Вячеслав Ксендиков, Александр Орлов и Александр Фетисов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1980 года за выполнение специальных заданий по оказанию интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, проявленное при этом мужество были награждены медалью «За отвагу». Этим же Указом Борис Иванов награжден медалью «За боевые заслуги». Передавая взвод Павлу Перькову с уходом на должность заместителя командира 80-й отдельной разведывательной роты, я ему сказал:
|
– В твои руки, Паша, отдаю замечательных парней, прошедших со мной суровые будни войны. Я их сберег. Всех! Повтори и ты этот подвиг!
– Понял, Валерий Григорьевич. Не подведу!
– Надеюсь!
Вылет на боевое задание состоялся в точно намеченный срок по отработанному с авиацией графику. Нам необходимо было прибыть в район десантирования минут за двадцать до начала темного времени, чтобы врасти в обстановку и приступить к следующему этапу операции.
В иллюминатор были видны дороги, тропинки, переплетенные в замысловатую сетку. По одним ходили местные жители из кишлака в кишлак – пути сообщений между населенными пунктами. Другие использовались для прогона скота к водопою, местам пастбищ. Были дороги, по которым машины двигались к предгорьям хребта. А вот те, что ближе к горам, были пригодны только для пешей ходьбы. Какие из них «духи» задействовали для своих караванов? – Сразу не скажешь. Нужны более конкретные данные агентурной разведки. Нужны! Но пока эти вопросы решались не нами.
|
Картинка дорожной паутинки приобретала системный рисунок – вышли в набор высоты. Дорожная сеть, собираясь в пучок, разбегалась в стороны, имея при этом общее направление – юго-восток. Транспортный поток в узких местах и проходах вился «пучком». Я обозначил на карте вероятные участки местности, где, с моей точки зрения, было удобно вести караван. Вдоль транспортных паутинок отметил ряд кишлачков – возможных перевалочных пунктов и баз, зафиксировал ряд площадок, удобных для посадки «вертушек».
Командира звена я попросил вести вертолетную группу таким образом, чтобы у «духов» не сложилось впечатления, что мы что-то искали или проводили разведку. Тем временем, я охватывал взглядом долину, примыкавшую к горам, прикинул места вероятных засад, пути выхода на рубежи эвакуации после выполнения задания. Все это я помечал на карте.
Час полетного времени над душманской долиной принес хорошие плоды: сложилось структурное представление о дорожной сети, расположении кишлачного сектора в системе транспортно-пешеходных артерий. Рождалась тактика действий в борьбе с душманскими караванами во взаимодействии с вертолетными звеньями. Первой реальной наработкой по теме я остался доволен – проанализирую, выработаю замысел.
– Товарищ старший лейтенант, командир экипажа зовет, – толкнул меня в бок Баравков.
Подошел к кабине пилотов:
– Командир, наблюдаю два трактора с тележками, – летчик показал направление кивком подбородка.