Таким образом, похоже, что в начале XVIII века центром тайного еврейского правительства был не Константинополь, а Салоники. До сих пор в этом городе живет огромное количество евреев. Он был также центром революции младотурков, и именно там родился Комитет союза и прогресса.
* * *
Письменным памятником деятельности Синедриона после разрушения Иерусалима является Талмуд.
В 190 г. после Р. Х. один из самых выдающихся еврейских патриархов Иуда, прозванный Святым, считая, что у евреев еще долго не будет возможности отвоевать обратно Палестину, решил кодифицировать в письменном виде предписания фарисейского учения, которые до последнего времени сохранялись в устной традиции. Приступив к этому громадному труду, он составил «Мишну», или Второзаконие, которая вместе со связанными между собой комментариями (из которых важнейшим является «Гемара», составленная в IV веке раввином Иохананом) составляет Иерусалимский Талмуд, получивший признание иудеев всего мира, за исключением нескольких тысяч, которые впоследствии пополнили ряды караимов.
После переезда Синедриона в Вавилон в период между 440 и 470 гг. были составлены «Заключения Гемара» (Вавилонский Талмуд), в которых еврейская гордость и надежда править всем миром выражены с еще большей силой.
«Издания Талмуда очень многочисленны, особенно Вавилонского Талмуда, наиболее чтимого евреями как выражавшего в наименее скрытом виде чаяния и помыслы еврейского народа. Самое старое издание, почти современное началу книгопечатания, выпущено в Венеции в 1520 г. Бомбергом: оно содержит двенадцать томов in folio. Эти последовавшие одно за другим издания вскоре поставили еврейский народ в большое затруднение. Действительно, до этого времени, когда какой‑либо ученый христианин или крещеный еврей указывали на безнравственность учения Израиля и приводили в подтверждение своих слов выписки из священных книг евреев, эти последние отделывались криком о невежестве переводчиков или же злом умысле переписчика»[92].
|
После выхода печатных изданий Талмуда прибегать к опровержениям такого рода сделалось невозможным и из христианского мира стали раздаваться все более негодующие голоса, выступающие в основном против тех частей Талмуда, где в кощунственных выражениях говорилось о Спасителе. В результате раввины посчитали более осторожным вырезать в последующих изданиях Талмуда указанные части, и на собрании верховного еврейского синода Польши в 1631 г. было решено следующее (что хорошо показывает степень лицемерия и коварства иудеев, заседавших на этом собрании):
«Поэтому мы предписываем, под страхом высшего отлучения, ничего не печатать в будущих изданиях Мишны или Гемары, что имеет отношение, хорошее или дурное, до деяний Иисуса из Назарета. Мы приказываем, следовательно, оставлять белыми места, где вопрос касается Иисуса Назарянина. Кружок, подобный “0”, поставленный на этом месте, будет служить для раввинов и учителей предупреждением, что это место должно быть преподаваемо молодежи исключительно устно. При соблюдении этой предосторожности ученые назаряне не будут иметь повод нападать на нас по этому вопросу»[93].
Тем не менее, несмотря на эти сокращения, в Талмуде было столько оскорбительных вещей, что знаменитый специалист по ивриту аббат Август Ролинг, доктор богословия и профессор Пражского университета, написал в 1878 г. целую книгу «Иудей‑талмудист» (“Le Juif Talmudiste”) о кощунственном и глубоко аморальном характере Талмуда.
|
После того как иудеи через прессу стали заявлять, что многие части были переведены Ролингом с иврита неверно, аббат Максимильен де‑Ламарк, доктор богословия, посвятил десять лет полной проверке сочинения Ролинга и опубликовал его заново в 1888 г. в Брюсселе у издателя Альфреда Врамана, «обещавшего вознаграждение в 10 000 франков всякому, кто докажет, что хотя бы одна из цитат, содержащихся в книге, не верна»[94].
Среди иудеев и представителей «христианского фронта» не нашлось никого, кто смог бы найти ошибку, которая принесла бы ему 10 000 франков. Таким образом, на сегодняшний день можно считать Талмуд находящимся во всеобщем распоряжении. В нем заключено чрезвычайно подробное учение о нравственности, диаметрально противоположное Христианству. И вместе с тем, согласно Талмуду, это учение гораздо выше учения, содержащегося в Библии.
«Если человек переносит изречение Талмуда на Библию, он не будет более счастлив» (Трактат Chag, фолио 10 б). «Читающий Библию без Мишны и Гемары подобен человеку, не имеющему Бога» (Sepher Chafar Zadek, фолио 9). «Не должно иметь общения с тем, кто имеет в руках Библию, а не Талмуд» (Sepher Cad ha Kemach, фолио 77, с. 33).
Верховные правители Всемирного израильского союза полностью разделяют эти принципы Талмуда. В их печатном органе “Archives Israelites” за 1864 г. (с. 149, 150) читаем: «Талмуду мы обязаны многими другими замечательными идеями и законами, которых мы не находим в Библии... Таким образом, для того, чтобы принять взгляды в пользу Талмуда, сначала мне нужно изложить одну из причин, которые приводят меня к пониманию его априорного превосходства...» Таким образом, верховная организация по объединению современных иудеев в своем печатном органе объявляет Талмуд и его предписания высшим законом современной иудейской нравственности.
|
Вот несколько выдержек из Талмуда, показывающие огромное значение для иудеев‑раввинов, которых ставят выше Бога, нормы иудейской нравственности, манеру поведения с неевреями и цели, преследуемые иудаизмом.
«Кто не исполняет слов раввина, достоин смерти» (Трактат Erubin, фолио 21 б).
«Надо помнить, что слова раввинов более сладостны, чем слова пророков» (Septer Caphtar U‑Perach, 1590, фолио 121).
«Слова раввинов суть слова Бога живого» (Bachai ad Pent, фолио 201, 4).
«Все, что раввины решат на земле, является законом для Бога» (Трактат Rosch haschana, 8 б).
«Раввин Iochanan говорил: “Все раввины станут Богом и будут называться Иеговой”» (Трактат Baba Bathra, 75 а).
«Раввин Abbuhu говорил: “Раввины имеют верховную власть над Богом: Бог должен делать то, что они хотят”» (Трактат v Moedkatan, 16 а).
«Колдовство столь опасно, что оно может повредить самому Господу Богу. И, однако же, раввин Chanina не боялся его. Таким образом, он был выше Бога» (Трактат XXXI Chullin, 7 б).
«Раввины имеют власть впускать бесов в тела людей» (Трактат XXXV Meilla, 17 б).
«Было много раввинов, у которых бесы были в качестве прислуги, и они им хорошо прислуживали» (Трактат Chullin, 105 a).
«Грешить разрешается, лишь бы грех совершался тайно» (Трактат Chag, фолио 16 а, и трактат Kidduchin, фолио 40 а).
«Боясь Бога, человек должен быть всегда хитер» (Трактат Berachoth, фолио 17 а).
«Разрешается обман гоев, но таким образом, чтобы мошенничество не было раскрыто; можно также не платить ему долг» (Hochen ha Mischpat, 256, 2).
«Иудею позволено лжесвидетельствовать, в особенности по делам о кражах либо когда ему грозит телесное наказание, даже если при этом оскверняется имя Господа» (Iore D’ea, 239).
«Хорошим действием со стороны иудея будет похитить что‑нибудь у назарея или отобрать у него его торговлю» (Hochen ha Mischpat, 420).
«Когда иудей держит в руках идолопоклонника (дословно: снимает с него шкуру), другой иудей может прийти к такому идолопоклоннику, одолжить ему денег и обмануть таким образом, чтобы он потерял все» (Hochen ha Mischpat, 150, 5).
«Лучше кинуть кусок мяса собаке, чем дать его гоям» (Hochen ha Mischpat, 156, 7).
«Иудею запрещается учить идолопоклонника ремеслу, так как это ремесло может прокормить идолопоклонника» (Iore D’ea, 117).
«В праздничные дни, когда иудей готовит свою трапезу, он может добавить в горшок что‑нибудь, чем можно накормить собак, но строго запрещается добавлять туда что‑либо, чтобы накормить христианина» (Orach‑Haim, 512).
«Запрещено делать подарки идолопоклонникам в их праздничный день. Это разрешается только при условии, что такой идолопоклонник – неверующий или вольнодумец» (Iore D’ea, 148, 5 и 6).
«Еврей может даже посещать их больных, хоронить их покойников, делать добро их бедным, но все это должно быть делаемо, дабы иметь покой, и чтобы нечестивые не делали зла евреям» (Iore D’ea, 151, 12).
«Поэтому поклонись гою, чтобы быть с ним в мире, чтобы сделаться ему приятным и тем избегнуть неприятностей» (Трактат Брахот, фолио 17 а и трактат Gittin, фолио 61 а).
«Лицемерие допустимо в том смысле, что еврей должен казаться вежливым относительно нечестивых, пусть оказывает им почтение и говорит: “Я вас люблю”» (Sepher Cad ha‑Kemach, фолио 30 а).
«Это дозволено лишь в том случае, если еврей имеет нужду в нечестивом или имеет основание его опасаться; в противном случае это является грехом» (Sepher Cad ha‑Kemach, фолио 30 а).
«Тот, кто изучает Талмуд, становится обманщиком» (XIX Sota, 21 б).
«Равви Исмаел говорил: “Иудей, изучающий Талмуд в части, касающейся денег, обязательно станет богатым”» (Baba Bathra, 175 б).
«Раввин Элиесер говорил: “Тот, кто осторожен (хитер), должен стать богат; Запрещается относиться с жалостью к тем, кто не имеет разума”» (Санхедрин, 92 а).
«Как только Яков познакомился с Рашель, она ему сказала: “Мне больно, что ты никогда не сможешь уладить дело с моим отцом, он – большой подлец!” Яков ответил: “Спокойно, я еще больший подлец, чем он”» (XXII Baba Bartha, 123 а).
«Раввин Bathan говорил: “Врать из любви к миру – это хорошее дело. Братья Иосифа врали, пророк Самуил врал, да даже сам Бог врал”» (XIII Jebamoth, 65 б).
«Если иудеи следуют Талмуду, гои должны работать и их кормить» (Трактат Брахот, 35 б).
«Раввин Элиесер говорил: “Нет более жалкого занятия, нежели сельское хозяйство”. Раввин прибавлял: “Если у иудея есть сто экю для ведения коммерческих дел, он может позволить себе питаться каждый день мясом и пить вино, он может жить во дворце, но если он вложит тысячи экю в сельское хозяйство, он будет вынужден питаться овощами с солью, жить в нищенской хижине и спать на голой земле”» (Трактат XIII Jebamoth, 63 а).
«Мир не может жить без ветра: без иудеев он также не смог бы существовать» (трактат XII Taanith, 3 б).
«Когда иудеи прибыли в Палестину, наш Господь Бог дал им способ отпугнуть врагов: от них исходил неприятный запах» (Трактат XIX Sota, 36 а).
«Иудеи бывают либо настолько малы, что по ним пройти, либо настолько велики, что они достают звезд. Не существует средней величины» (Трактат XI Megilla, 16а).
«Раввин Элиесер, брат Абиры, говорил: “Все бедствия в этом мире происходят от иудеев”» (Трактат XIII Jebamoth, 63 а).
«В Baranton сказано: “Семя идолопоклонника – это семя скота. Дети идолопоклонников хуже последних иудейских идиотов. Браки между идолопоклонниками – это спаривание жеребцов с кобылами”» (Iore D’ea, 8).
«Имущество нееврея подобно покинутой вещи, его настоящий владелец – еврей, который первый ее захватит» (Baba Bartha, фолио 57 б, Hochen ha Mischpat, 15 б, I).
«Их (нечестивых) жизнь, о, еврей, в твоих руках, тем более их деньги» (Раввин Rachai, толкование Pentat., фолио 213, 4).
«Заповедь “не убий” означает, что нельзя убивать сына Израиля, а гой и еретик – не сыны Израиля» (Толкование Маймонида, Jad Chag., hilch Rozeach et hilch Melachim).
«Проливающий кровь гоев приносит жертву Богу» (Jalkut Simeoni, ad Pentat., фолио 245, 3; Midderach Bamidebar rabba, с. 21)[95].
«Иудей не обязан сам убивать идолопоклонника, с которым он мирно проживает, однако ему строго запрещается спасать идолопоклонника от смерти (например, если он упал в воду и если идолопоклонник предлагает все свое состояние за его спасение). Более того, запрещается лечить христианина, даже если врачу платят деньги, за исключением, однако, случая, когда он опасается, что по этой причине у идолопоклонников не возникнет ненависть к иудеям.
Иудею также разрешается проверить на идолопоклоннике, является ли лекарство целебным или смертельным. Также иудей должен убить (это обязанность) крестившегося иудея, который перешел на сторону идолопоклонников, и наистрожайшим образом запрещается спасать такого человека от смерти» (Schulchan Aruch, Iore D’ea, 158, 17. Заимствовано из Mamouni и Талмуда Aboda Zara, с. 26; Schulchan Aruch, Iore D’ea, 158, 2. Haga; заимствовано из Tosophath и Mardachai в Талмуде Aboda Zara).
После ряда оскорблений в адрес христиан знаменитый раввин Маймонид говорил: «Приказывается убивать и бросать в ров для погибели всех изменников Израилю, подобных Иисусу из Назарета и его последователей» (JAd. Chaz. Hilch Aboda Zara, Perck, 10).
«До прихода Мессии христианское нечестие[96]распространится по всему миру и люди будут, как собаки» (Трактат XIX Sota, 49 б).
Талмуд содержит много предсказаний о времени явления Мессии, который описан так же, как и в процитированных выше фрагментах «Таргума», составленных во времена земной жизни Спасителя.
«... Придет царь Мессия, который раздавит всех гоев колесами своей колесницы. В это время будет великая война, во время которой погибнет две трети народов. Евреи победители затратят семь лет на сожжение оружия побежденных. Эти последние подчинятся евреям и поднесут им богатые дары, но царь Мессия не примет дани христиан, которые все должны быть уничтожены. Все богатства народов перейдут в руки евреев, богатство которых будет неисчислимо. <...> После истребления христиан глаза оставшихся просветятся: они попросят обрезания и одежду посвящения, мир будет населен исключительно евреями...» (Бренье Флавье. Указ. соч. – С. 61; Трактат Санхедрин, фолио 88 б и 99 а, Jalkut Simeoni, фолио 56; Bachai, фолио 168; Санхедрин, фолио 101 а и б; Maschmia Jeschua, фолио 49 и 65 б; Pesachim, фолио 118 б и 119 а; Bachai, фолио 72 а и др.).
Таков дух Талмуда – этой квинтэссенции фарисейской «мудрости» и «нравственности», этого «евангелия лжи, мошенничества, грабежа и убийств», как пишет г. Флавье Бренье, Талмуда, правилам которого обучали еврейский народ под покровительством целой оравы раввинов на протяжении больше двух тысяч лет, прошедших со времен вавилонского пленения.
Как мы видели исходя из сведений, содержащихся в Талмуде, основной целью иудеев является сначала порабощение, а затем полное уничтожение христиан, которые не представляют собой ничего другого, кроме как ничтожную скотину, хуже собак. Поэтому для достижения этой цели хороши любые средства: обман, надувательство, воровство, преступление при условии неукоснительного соблюдения основополагающих предписаний Талмуда:
«Сообщить гою что‑либо из наших религиозных установлений равнозначно убийству всех иудеев, так как, если бы гои знали, чему мы учим о них, они бы открыто уничтожили нас» (Libbre David, фолио 37).
«Каждый гой, изучающий Талмуд, и каждый иудей, который помогает ему в этом, должны быть убиты» (Санхедрин, фолио 59 а; Aboda‑Zara, фолио 8, 6; Szagiga, фолио 13)[97].
Согласно Талмуду, иудеи являются высшим избранным народом. В книге «Каббала» сказано:
«На этом свете Бог имеет черты иудея».
«Иудей, Иуда, Иевах или Иегова – это одно и то же существо».
«Иудей – это живой Бог, воплощенный Бог. Это небесный человек – Адам, “Кадмон”».
«Остальные люди (гои) являются земными, принадлежат к низшей расе. Они существуют только для того, чтобы служить иудею. Это малые животные» (Каббала, Ad Pentateuchum, фолио 97, 3).
Мнение о превосходстве избранного народа полностью разделяют очень образованные и свободомыслящие евреи нашего времени. Знаменитый еврейский историк XIX века Г. Грец с чувством глубокого удовлетворения сообщает слова александрийского иудея, современника Иисуса Филона, что «только иудеи получили право называться людьми в полном смысле этого слова»[98]. Ранее мы процитировали слова “Les Archives Israelites” – печатного органа Всемирного израильского союза, объединяющего всех либеральных евреев нашего времени, в которых признается «априорное превосходство» Талмуда над Библией.
* * *
Нет особой нужды говорить, что такое воспитание, сохранявшееся в течение тысяч лет, должно было сильнейшим образом повлиять на народ, особенно принимая во внимание глубинные наклонности его души, столь способствующие восприятию такого воспитания.
Если к этому добавить замечательную чистоту расы, которую Израиль сумел сохранить, несмотря на рассеяние благодаря предписаниям все того же Талмуда, становится понятно, почему евреи всегда оставались гранитной глыбой, привнесенной извне в гущу других народов, гораздо более рыхлых и менее сформированных. Становится понятно, почему в своих отношениях с другими народами они неизменно демонстрируют одни и те же качества, вне зависимости от внешних условий таких отношений.
В Египте, Вавилоне, под властью Сасанидов и халифов, в Риме, Испании, Англии, Франции, Германии, Польше, в папской области – всюду мы наблюдаем, как евреи быстро приобретают влияние на государственные дела, вмешиваются в экономическую жизнь страны, захватывают ее финансы. И в каждом таком случае одинаково проявляется их ненависть к нееврейскому населению этих стран. В результате местное население этих государств осознавало опасность, угрожавшую ему от евреев, что вело к росту антисемитизма, принимавшего порой весьма острые формы.
«Нелегко найти на земле обитаемое место, где бы это племя не имело своих представителей и где эти последние не подчинили бы его своему влиянию», – говорил Страбон о евреях[99].
В эпоху расцвета римского могущества при Юлии Цезаре знаменитый Цицерон, не боявшийся метать молнии своего красноречия в самых влиятельных лиц республики, испытывал чувство ужаса перед евреями. Когда во время одного процесса ему необходимо было выступить против них, он произносил свою речь тихим голосом, чтобы ее могли слышать только судьи, так как, говорил он, ему известно, «сколь сильно евреи поддерживают друг друга и как они могут погубить того, кто мешает их махинациям»[100].
Тиберий, который, по мнению многих, был самым способным из всех императоров, считал евреев национальной угрозой. В эпоху Клавдия евреи были изгнаны из Рима (акты, XVIII).
Но при Нероне в городе уже жило значительное количество евреев. Римские евреи вошли в доверие его любовницы Поппеи и любимого актера Алитуруса, и, по всем данным, они подстрекали Нерона начать страшные гонения против христиан. Возможно, что в этой темной истории принял участие и знаменитый историк «дерзкий фарисей Иосиф Флавий», как называет его английский богослов Фаррар в сочинении «Первые дни Христианства»[101].
Во II веке после Р. Х., очутившись в значительном числе на острове Кипр, евреи захотели создать там национальное государство. Для этого однажды была устроена резня, в ходе которой были перебиты все остальные жители острова в количестве 240 000 человек. Затем, чтобы также стать хозяевами города Кирены, расположенного на материке, они устроили там массовую резню 220 000 неевреев[102].
«В 615 году... к концу мая, – писал французский историк Амедей Тьерри, – прекрасная (персидская) армия, которой командовал Румизан... обрушилась на Галилею, продвигаясь по обоим берегам реки Иордан... оставляя за собой лишь руины. В этих святых местах, описанных в Евангелии, теснилось многочисленное христианское население.... После разграбления и сожжения домов жители были скованы, обращены в рабство и отправлены под бичами персов осушать болота вокруг Тигра и Евфрата. С мешками, наполненными золотом, еврейские купцы целыми шайками толпились за армией, скупая все, что можно, из массы пленных христиан – не для того, чтобы их спасти, но чтобы резать поголовно. При этом они старательно выбирали людей, имеющих особое значение: городских судей и других должностных лиц, красивых и богатых женщин, монахинь и священников. Деньги, уплачиваемые персидским солдатам за растерзываемых христиан, поступали из раскладочного сбора, которым были облагаемы все евреи соответственно состоянию каждого, ибо эти страшные злодеяния рассматривались еврейством как дело богоугодное... История свидетельствует, что под ножами этих фанатиков погибли, таким образом, свыше 90 тысяч христиан»[103].
Так действовали евреи в отношении христиан, когда у них была полная свобода действий.
В любых других обстоятельствах они старались извлечь для себя максимальную выгоду.
«С самого начала эпохи вестготов они сумели поставить себя в качестве работорговцев и ростовщиков, продавцов влияния и власти, – писал <английский> писатель <Хьюстон> Чемберлен. –... Карл Великий призвал евреев из Италии для управления своими финансами. Через откуп налогов они быстро приобрели богатство и влияние, которые использовали, чтобы обеспечить своему народу существенные преимущества: торговые льготы, смягчение наказаний за преступления и т. д.; дошло до того, что население было обязано перенести рынки на воскресение, так как суббота, день, когда они обычно проводились, – был неудобен для евреев из‑за их шаббата. Считалось хорошим тоном посещать синагоги... Для изучения Талмуда в Нарбонне Карл Великий основал высшую школу»[104].
Но настоящий золотой век для евреев начался с восшествия на престол сына Карла Великого Людовика I Благочестивого.
«У евреев был свой свободный доступ ко двору и существовали прямые отношения с королем и его близкими. Тот, кто стремился “сделать карьеру” при Дворе, должен был не только говорить о евреях с восхищением, но и посещать синагогу во время служб. Придворная свита изучала еврейских писателей, в основном – Филона и Иосифа Флавия, и просила у раввинов молиться о спасении их душ»[105].
Это происходило в IX веке. В то же время в восточных пределах Европы бескрайние просторы на юге и в центре современной России находились под властью хазар, заменивших господство аварцев – племени, родственного современным туркам. Этнографическое происхождение хазар точно неизвестно, но известно, что господствующее сословие в хазарском государстве состояло из евреев, которым принадлежала вся торговля и власть.
Во главе хазарского государства находился неограниченный глава – Каган или Хакан (вероятно, это слово происходит от еврейского слова «коген» – «священник»), – еврей по национальности и иудей по религии. Под властью Кагана находился царь или царский наместник, также иудей. Как известно, первые русские князья Рюриковичи были вынуждены вести яростную борьбу с хазарами. Хазары отправляли послов Святому Владимиру, чтобы убедить его принять вместе с Русью иудаизм[106].
На другом конце европейского континента на Пиренейском полуострове евреи также занимали господствующее положение в течение долгих веков со времени завоевания вестготов.
«Но именно в правление короля Визигота, щедро одарившего их благодеяниями, они призвали своих братьев по крови – африканских арабов, – повествует <Хьюстон> Чемберлен[107], – безо всякой ненависти, просто потому что они увидели в этом свою выгоду, они предали своего благородного покровителя. И действительно, при халифах они добились все возрастающего участия в управлении. “Они полностью сконцентрировали в своих руках как духовную, так и материальную власть”, – писал Геман, явно юдофильный историк (как отмечает Чемберлен), – в результате чего как с духовной, так и с материальной точки зрения, цветущее мавританское государство быстро погибло. Однако евреи, которые к тому времени уже твердо стояли на ногах в христианском государстве испанцев, призванном заменить мавританское государство, отнеслись к этому с совершенным равнодушием. Все движимое имущество страны находилось в их руках; вся недвижимость постепенно переходила в их руки благодаря ростовщичеству и скупке собственности у обремененной долгами знати. Начиная с поста государственного секретаря и заместителя министра финансов все должности, связанные с налогами или финансовыми вопросами, были заняты евреями. Почти весь Арагон был заложен их ростовщикам... Они использовали свое влияние, чтобы обеспечить себя разнообразными привилегиями. Так, например, слова одного еврея было достаточно, чтобы считать обоснованным обвинение о наличии долга у христианина (как это происходило и в эрцгерцогстве Австрии, и во многих других местах), в то время как свидетельство христианина против иудея в суде не значило ничего... В католической Испании они достигали звания епископа и архиепископа...»[108].
Помимо многочисленных христианских историков об этом последнем факте рассказывает и иудейский историк Давид Мокатта в сочинении, вышедшем на английском языке в середине XIX века и на немецком – немного позднее, под названием «Евреи в Испании и Португалии» (“Les Juifs en Espagne et au Portugal”). В нем автор повествует о том, как в Испании из поколения в поколение евреи жили, сохраняя в тайне свою приверженность к иудейской религии, проникая во все слои общества и занимая государственные должности самого различного уровня, и в особенности «в испанской церкви...».
«Великий Папа Иннокентий III доверял евреям важные задания при своем дворе»[109].
Значительное влияние евреи приобрели во времена Крестовых походов: «Рыцари Франции могли принять участие в крестовом походе, только заняв у евреев или продав им что‑либо ценное»[110].
То же самое происходило в Англии, особенно во времена Ричарда Львиное сердце, который в качестве компенсации за предоставление денег даровал евреям особое покровительство.
Как видим, ростовщичество и все виды финансовых операций всегда были любимым занятием Израиля. В этом отношении они всегда следовали закону Моисея: «Ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор. 15:6).
Но евреям не удалось удержать ту власть и силу, которую они получили почти во всех государствах Европы. По мере роста их могущества повсеместно усиливался антисемитизм, так как евреи слишком открыто выражали свою ненависть к Христианской Церкви.
То же самое происходило и на Руси. После восшествия в 1113 г. на престол в Киеве Владимиру Мономаху пришлось принимать срочные меры по обузданию еврейских ростовщиков. Позднее, на совете, в котором приняли участие все русские князья, было решено изгнать всех евреев из русских владений. Однако некоторым из них удалось остаться, и один из них, Ефрем Моизич, вошел в доверие к внуку Мономаха Андрею Боголюбскому и был впоследствии в числе заговорщиков, злодейски убивших этого замечательного русского князя, причисленного Русской Церковью к лику святых.
Во время монголо‑татарского ига значительное количество евреев снова появляется на Руси. Летописи сообщают, что в 1262 г. из Малой Азии прибыли басурмане – мусульманские и иудейские торговцы, купившие у монголо‑татар право сбора дани в русских землях. Они собирали ее таким образом, что слово «басурман» до сих пор считается оскорбительным у русского народа. Басурмане договаривались оплести неопытного человека сетью штрафов за любую просрочку в выплате дани, после чего в значительных количествах продавали своих должников. Наконец, однажды русские, не выдержав, под звуки набата изгнали басурман из большинства городов, убив некоторых из них. Такое скорое правосудие вызвало взрыв яростного возмущения в Золотой Орде. Хан Берке, узнав об убийстве басурман, пришел в бешенство и хотел бросить на нашу землю армию из 300 000 человек, собранных для похода в Персию. Только посредничество святого Александра Невского, лично отправившегося в Орду, чтобы отвести это страшное бедствие, спасло нашу страну от ужасов нового татаро‑монгольского нашествия. Что касается евреев, то после резни и изгнания басурман они долгое время не появлялись на Русской земле[111].
Примерно в то же время в 1290 г. указом короля Эдуарда I евреи были изгнаны из Англии. Это произошло из‑за всеобщего возмущения против их ростовщичества, нескольких ритуальных убийств и кощунственных посягательств на священные предметы христианского богослужения[112].
По тем же причинам их изгнали из Испании в 1492 г.[113]
В других западноевропейских странах, таких как Франция и Германия, евреи везде потеряли свои особые привилегии и замкнулись в «гетто» или еврейских кварталах, где жили почти полностью отделенными от остального населения, что, однако, не мешало им заниматься финансовыми и ростовщическими операциями и даже в отдельных случаях влиять на все стороны общественной и политической жизни.
Дольше всего евреи сохраняли свое влияние в Голландии и Польско‑Литовском княжестве. В 1264 г. Болеслав, князь Калиша и Гнезно, даровал им очень широкие права. Король Казимир Великий, говорят, под влиянием своей любовницы еврейки Эстер торжественно подтвердил их и еще больше расширил в 1343 г. В Литве в XIV веке евреям были дарованы исключительные права великим князем Витовтом.
В конце XV столетия в Польше и Литве было гонение против евреев в течение непродолжительного времени, скоро сменившееся восстановлением всех их прежних прав, заключавшихся в следующем: они считались «вольными людьми», непосредственными подданными короля и великого князя, были освобождены от воинской службы. Уголовные дела с их участием рассматривались особым «жидовским судьей», а все дела между собой судились своим кагалом. За убийство еврея полагалась смертная казнь и отнятие всего имущества. Уже в XIV веке они получили право на владение землей. Они брали на откуп право взимания налогов у христианского населения, и один из таких откупщиков, Авраам Езофович, в начале XVI века занимал должность министра финансов в царствование короля Сигизмунда I. При этом в Польше, как и в Западной Европе, евреи были объектом яростной ненависти со стороны населения.