«В страну нашу, – писал литовский писатель XVI века Михалон, – собрался отовсюду самый дурной из народов – иудейский... Народ вероломный, хитрый, вредный, который портит наши товары, подделывает деньги, печати, на всех рынках отнимает у христиан средства к жизни, не знает другого искусства, кроме обмана и клеветы». В таких же красках несколькими годами позже описывал евреев польский писатель Кленович: «Может быть, ты спросишь, что делают жиды в этом славном городе? А то же, что делает волк, попавший в полную овчарню. Посредством долгов к нему попадают в заклад целые города; он утесняет их ростами и сеет нищету. Червь медленно точит дерево и понемногу съедает дуб, но быстро заводит гниль; от моли погибают ткани, от ржавчины – железо. Так непроизводительный жид съедает частное имущество, истощает общественное богатство. Поздно брались за ум разоренные государи и начинало стенать государство, наученное бедствием; оно повержено долу, как тело, лишенное крови; нет более сил и жизненных соков...»[114].
Не менее сильное влияние евреи оказывали и на другие сферы деятельности. С этой точки зрения особого внимания заслуживает мнение «блестящего», по словам г. А. Леруа‑Болье, еврейского писателя г. Джеймса Дарместетера, высказанное им в сочинении «Взгляд на историю еврейского народа», вышедшем на французском языке в 1881 г.
Джеймс Дарместетер писал: «В глазах историка действительный интерес в еврейском народе представляет то, что это единственный народ на протяжении всей истории, который можно встретить в любой исторический момент, и что, исследуя его судьбу, в большинстве случаев обнаруживаешь его в самом центре всех великих цивилизаций, всех великих религиозных идей, которыми до последнего времени вдохновляется цивилизованный мир. Еврейский народ возникает... на самой заре истории, он принимал участие во всех великих событиях: это вечный и повсеместный свидетель, свидетель не пассивный и немой, но лично участвовавший – действием или страданием – почти во всех драмах. Два раза принес он обновление миру: европейскому – через Иисуса, восточному – через ислам, не говоря уже о влиянии более тихом и скрытом, но, быть может, не менее сильном и длительном, которое он оказывал в Средние века на формирование современной мысли...
|
Магомет, прошедший школу иудаизма и иудохристианства, основывает ислам, догмами которого являются иудейские догмы, воспринятые менее развитым умом, чья мифология по сути дела является раввинской и иудохристианской...[115].
Запертое в тиски догмата и развивающееся только в искусстве и политике Средневековье заимствует восточные науки и философию, которые оно находит в гетто. Науки, как и философия, выходят оттуда; Роджер Бэкон исследует писания всех раввинов; вся медицина в их руках; Ричард Английский изгоняет всех евреев, но, будучи больным, призывает Маймонида. Наконец, целая отрасль литературы вышла из гетто: сказки и новеллы. Исключительно благодаря еврейским переводчикам Франция познакомилась со старинными индийскими баснями, рожденными во времена Будды на берегах Ганга и имевшими столь замечательный успех на берегах Сены, а оттуда и по всей Европе.
Оборотной стороной этих видимых действий является тихая и невидимая деятельность, неосознанная как для тех, кто ее осуществляет[116], так и для тех, кто испытывает на себе ее последствия, деятельность, которая задним числом оправдывает ненависть Церкви: религиозные споры, незаметно подтачивающие Христианство... Еврей умеет находить уязвимые места Церкви, для чего кроме мудрости святых книг у него есть страшная проницательность угнетенного. Он – доктор неверия, и все мятежники духа идут к нему и в сумерки, и в ясный день. Он – за работой в огромной мастерской кощунства великого императора Фредерика и королей Швабии и Арагона. Это он изготовил весь смертоносный арсенал рассуждений и иронии, которые впоследствии передал скептикам эпохи Ренессанса, вольнодумцам великого века, и даже сарказм Вольтера – не более чем самое сильное и громкое эхо слова, нашептанного шестью веками ранее в тени гетто, или еще ранее – во времена Цельса и Оригена, в самом сердце религии Христа... в “антиевангелиях” первого века»[117].
|
Как мы отметили ранее, заявления г. Дарместетера, безусловно, заслуживают самого пристального внимания, учитывая, что они исходят от одного из самых выдающихся евреев нашей эпохи.
На самом деле, если мы рассмотрим большинство ересей Христианской Церкви, а также внешне столь различные явления, как материализм, оккультизм и его ветви (магия, астрология, алхимия и т. д.), Ренессанс, гуманизм, реформацию, масонство, энциклопедистов и Французскую революцию 1789 г., а после нее все революции XIX и XX столетий, – то во всех этих явлениях неминуемо обнаруживается явное или тайное влияние евреев, другими словами, приходится неизбежно признать верность слов г. Дарместетера.
|
* * *
У нас есть замечательный памятник античности: написанное одним из величайших учителей Церкви Оригеном критическое исследование сочинения Цельса «Правдивое слово» – работы, вышедшей, вероятно, в 178 г. после Рождества Христова. Благодаря значительному количеству цитат, приведенных Оригеном, имеется возможность почти полностью восстановить содержание сочинения Цельса.
Безусловно, для своего времени Цельс был человеком высокой культуры, горячим римским патриотом и язычником. Он обстоятельно изучил Христианство именно таким, каким его рисовали римлянам иудеи. Книга Цельса содержит все оскорбления на Христа и Его учеников и все возражения против Него, которые впоследствии повторяют различные антихристианские писатели всех эпох, включая наших современников.
«Правдивое слово» начинается с упрека иудеям, что после исхода из Египта они отказались от единственной истинной религии – язычества. «Но результаты такого же вероотступничества, в котором оказались повинны евреи по исходе из Египта, они почувствовали на себе со стороны христиан. Последние присоединились к одному еврею‑мятежнику, называемому Иисусом, родившемуся не так давно, которого они почитали как Сына Божия. Христиане происходили из самого отребья общества, из ничтожной и малообразованной толпы, которая только и может увлечься подобным учением. Достаточно послушать, что об этом говорят иудеи, чтобы убедиться в лживости этих верований и наставлений, являющихся настоящей чумой для человеческого рода, хотя они и презрительно отвергнуты самым низшим из народов – народом, из которого это учение вышло».
После такого вступления Цельс сообщает обвинения одного раввина против Христа. Это самый важный и самый интересный отрывок во всем сочинении. В нем в полном виде отражены настоящие чувства евреев к христианам с самых первых веков Христианства. Изобличения раввина с первой до последней буквы обнаруживают самую яростную ненависть. Они начинаются с кощунственной клеветы против Божьей Матери: Спасителя называют приемным сыном египетского слуги, а апостолов – «отпетыми мытарями и лодочниками» очень низкой нравственности, которых Иисус длительное время дурачил с помощью магии, которой он обучился в Египте и «которых он не до конца убедил». Воскресение Христа, естественно, полностью отрицается. Так как если бы Иисус действительно воскрес, Он, по мнению раввина, должен был бы показаться старейшинам народа, потому что Ему больше нечего было их опасаться, и Он мог бы постараться сделать так, чтобы все удостоверились в Его Воскресении, так сказать, в официальном порядке. Затем раввин упрекает Христа в следующем: «Он говорит, что некий Сатана повторит Его чудеса; не является ли это признанием того, что все эти чудеса служат отнюдь не доказательством Божественной силы, но являются плодом обмана и преступления?.. Мессия, которого нам обещали пророки, будет великим и могущественным правителем, хозяином земель, всех народов и всех армий»[118].
«Правдивое слово» Цельса замечательным образом подтверждает слова г. Дарместетера, что именно еврей «изготовил весь смертоносный арсенал рассуждений... который незаметно подтачивает Христианство. в самом сердце религии Христа...». При этом помимо попыток подкопаться под Христианство ужасающая клевета, распространявшаяся против Христианства евреями, не только была направлена на уничтожение его основ, но и была причиной чудовищных гонений, которым в первых веках подвергались христиане со стороны римских императоров. Не стоит забывать, что Цельс был современником Марка Аврелия и что точка зрения раввина, эхом которого, как предполагается, выступает Цельс, полностью разделялась императором‑философом, проводившим против христиан гонения, по своей жестокости не уступавшие гонениям Нерона, Домициана и Диоклетиана. Достаточно вспомнить имена мучеников той эпохи: Поликарпа, старца 86 лет, последнего ученика апостолов, Иустина Философа, Понтина в возрасте более 90 лет, епископа Лиона, Понтика, юноши 15 лет и юной Бландины, бесстрашно проповедовавшей в цирке своим братьям по страданиям и умершей последней от когтей хищников. Все они были замучены во времена Марка Аврелия и Цельса, которые оба черпали свою ненависть к христианам у евреев.
Так было всегда, в ходе всей истории, начиная с земной жизни Христа до наших дней. Всегда и везде евреи были самыми страшными врагами Христианства, беспощадно боровшимися с ним изо всех своих сил. В зависимости от обстоятельств менялись только методы этой борьбы.
В Средневековье все их усилия были направлены на разрушение христианского общества посредством развращения его членов и основной приманкой были таинственные чары каббалы.
«Если Талмуд – душа еврея, – говорит Гужно де Муссо, – то душой самого Талмуда является каббала, основной книгой которой является Зоар. Почитатели этой религиозной книги говорят нам, что каббалистическое учение является догмой Высшей Магии. (Здесь Гугно де Муссо делает ссылку на сочинение знаменитого оккультиста середины XIX века, расстриженного монаха Констана, принявшего имя Элифаса Леви[119].) Потому что каббала, говорит нам оракул тайных обществ (Элифас Леви), является матерью оккультных наук; и гностики – эти еретики, доводившие до святотатства ошибки интеллигенции, – и развращение нравов порождены каббалистами...
Г‑н Франк (современный еврейский ученый) дает следующее определение науке каббалы: таинственная наука, отличающаяся от Мишны, Талмуда, священных книг, наука мистическая, порожденная потребностью к независимости и философии... которая получила распространение среди евреев в конце первого века христианской эры»[120].
Мишле, знаменитый французский историк середины XIX века, прославлял революцию 1789 года и приветствовал революцию 1848 года «как реализующую все его чаяния о свободе во Франции и в мире». В его «Введении в современную историю» он представляет Христианство, Реформацию и революцию в качестве трех основных этапов истории человеческой свободы[121]. Однако тот же Мишле, имя которого пользуется таким почетом во всех масонских кругах, в столь же ярких красках изображает картину юга Франции в XII‑XIII веках, когда там процветала ересь альбигойцев: «Семитское присутствие в Лангедоке (евреи и арабы) было очень велико... Было бесчисленное множество евреев, с ними дурно обращались, однако, несмотря на трудности, они процветали в Каркасонне, Монпелье, Ним; их раввины имели там общественные школы...»[122].
Альбигойская ересь приняла такие размеры, что в 1204 г. был объявлен первый крестовый поход против нее, а последний удар был нанесен ей только в 1220 г. Однако она продолжала тайное существование. В начале XIV века король Филипп Красивый уничтожил знаменитый Орден тамплиеров, которые, как и альбигойцы, были последователи манихейства и каббалы. Частью ритуала по вступлению новых членов в Орден было гнуснейшее осквернение святынь и содомский грех[123].
«Впрочем, зло не ограничивалось только Орденом тамплиеров. Примерно в эпоху его разгрома в 1315 г. церковные власти обнаружили в Австрии и Богемии большое число сатанистов, чья ересь, манихейская в своей основе, напоминала ересь тамплиеров... Каббала – эта наука демонского искусства, создателями которой были евреи, – существовала на протяжении всего Средневековья – это слишком реальный факт», – писал г. Н. Дешам в своем знаменитом сочинении «Тайные общества и общество»[124]. Еврейские ученые‑каббалисты были специалистами высокого уровня в искусстве создания тайных обществ и вообще в тайной деятельности разного рода. В этих целях они использовали неуловимых, вечно переезжающих с места на место своих представителей, которые под видом врачей, специалистов по древнееврейскому языку, астрологов, алхимиков и т. д. проникали в христианскую среду. Об опыте евреев в этой сфере можно судить по неудавшейся попытке разрушения Русской Церкви, которую они предприняли в XV веке, породив в ней так называемую «ересь жидовствующих».
Вот как это произошло.
В царствование величайшего государя Руси Иоанна III Васильевича, во время управления русской митрополией Филиппом I, занимавшим митрополичий стол с 1464 по 1474 г., в Москву прибыл какой‑то иудей Феодор. Там он крестился и так повел свои дела, что митрополит поручил ему как знающему иудейский язык перевести на славянский Псалтырь, что тот и сделал. Псалтырь эта сохранилась в собрании рукописей Кирилло‑Белозерского монастыря (под номером 6‑1083) и, по новейшим исследованиям русских ученых, в том числе М. Н. Сперанского, оказывается иудейской молитвенной книгой «Махазор». При этом «ни в одном из псалмов этого перевода нет пророчеств о Христе», которых так много в истинной Псалтыри, так как Феодор‑жид, «фанатически преданный иудейству. перевел вовсе не Псалтырь Давида, а молитвы иудейские, употребляемые при богослужении, в которых ярко просвечивает иудейская оппозиция (неприязнь) учению о троичности лиц Божества»[125].
Одновременно с Феодором‑жидом появились другие, гораздо более опасные разрушители нашей веры. В 1470 г. новгородцы пригласили к себе литовского князя Михаила Олельковича. С ним вместе из Киева прибыл и ученый‑каббалист жид Схария, который был хорошо научен «чародейству же и чернокнижию, звездознанию и астрологии», как его впоследствии описывал один из обличителей[126].
Этот Схария и взялся за прочное насаждение жидовства в лоне нашей Церкви. Первым его учеником был священник Дионисий, которого он, без сомнения, привлек тайнами иудейского чернокнижия или каббалы. Дионисий не замедлил совершенно поддаться опытному жиду‑совратителю и привел к нему вскоре другого священника – Алексея, тоже ставшего усердным учеником Схарии; последний, видя успех своего растления православных священников, выписал еще двух жидов‑учителей из Литвы: Шмойлу Скарявого и Моисея Хапуша. Оба новообращенных священника так усердствовали в новом учении, что они хотели даже обрезаться, но жиды их до этого не допустили, говоря, что в случае падения на них подозрений обрезание будет уликой и что, напротив, жидовства они должны держаться тайно, явно же оставаться христианами и строго соблюдая наружное благочестие.
Так иудейские наставники создали внутри Русской Церкви весьма характерное тайное антихристианское общество, основанное на фарисейской хитрости и лицемерии, которые Спаситель так хорошо обличал.
Наружное благочестие первых еретиков обратило на них общее внимание и содействовало быстрому распространению их учения, причем новообращенные жидовствующие всеми силами старались получать священнические места, чтобы успешно действовать на свою паству. При этом если они «видели человека твердого в Православии, – говорил известный наш историк Соловьев, – перед таким и сами являлись православными; перед человеком, обличающим ересь, они и сами являлись строгими ее обличителями, проклинали еретиков; но где видели человека, слабого в вере, тут были готовы на ловлю». Конечно, они не сразу открывались своим ученикам в жидовстве, а предварительно старались возбудить их сомнение в некоторых местах Нового и Старого Заветов, криво толкуя их, и в то же время заманивали их воображение недомолвленными рассказами о прелестях каббалистики и только после того шаг за шагом переходили к полному отрицанию и хуле Христианства, не признавая ни Божества Спасителя, ни Божественного Его Воскресения. При этом жидовствующие, строго соблюдая наружное благочестие на людях, когда оставались одни между собой, творили самое возмутительное глумление над православными святынями – иконами и крестами, позволяя себе неслыханные кощунства над ними.
Увидя, что дело разрушения православной веры благодаря усердию новообращенных, несомненно обольщенных прелестью открытий, которые им сулила каббала, стало на вполне прочные основания, жид Схария счел благоразумным скрыться со своими жидами‑помощниками из Русской земли.
И действительно, дела их обстояли хорошо. Слава о благочестивой жизни и мудрости двух главных новгородских еретиков – Дионисия и Алексея – дошла до великого князя Иоанна III Васильевича. Спустя два года после присоединения Новгорода к своим землям он взял обоих священников в Москву, причем одному было велено быть протопопом в Успенском, а другому – в Архангельском соборе в Кремле.
Таким образом, гнусная ересь заползла в самое святое место для русских людей. Отсюда оба попа стали усердно распространять пагубное учение среди известнейших и могущественнейших людей, окружавших великого князя, и скоро приобрели много усердных сообщников, в числе которых были: невестка великого князя Елена – вдова Ивана Молодого и мать наследника престола, к которой Иоанн III, охладев к своей жене Софии Палеолог, как раз в то время особенно благоволил; Симоновский архимандрит Зосима, славившийся своей грамотностью и ученостью думный дьяк Феодор Курицын, пользовавшийся величайшим и особо трогательным расположением великого князя; он заведовал сношениями с иностранными государями и сам ездил к ним послом; «звездозаконию бо прилежаху, – говорил святой Иосиф Волоцкий про Феодора Курицына и протопопа Алексия, – и многим баснотворением и астрологии и чародейству; сего ради мнози к ним уклонишася и погрязоша в глубине отступления». Вскоре дерзость еретиков дошла до такой крайности, что во время богослужения протопоп Дионисий плясал за престолом и ругался над крестом.
Между тем умер митрополит Геронтий; Алексий, второй протопоп, взятый в Москву одновременно с Дионисием, успел войти в полное доверие великого князя. Используя свое влияние на него, он поставил на место митрополита Геронтия Симоновского архимандрита Зосиму. Таким образом, во главе всей Русской Церкви стал жидовствующий митрополит, и в ближайшем окружении государя, среди тех, кого он любил, также были жидовствующие.
На самом деле, опасность была велика, тем более что секта существовала уже 17 лет в Москве, Новгороде и других местах, оставаясь совершенно неизвестной правительству. Упорное запирательство и употребление при этом всевозможных клятв составляло одно из основных правил еретиков. Наконец, в 1487 г. она была случайно открыта в Новгороде: пьяные еретики затеяли между собой ссору и в ней стали нарекать друг на друга; затем один раскаявшийся священник покаялся перед новгородским архиепископом Геннадием – человеком крепкой веры. Геннадий начал яростную борьбу с жидовствующими, которая продлилась много лет, и, в конце концов, закончилась для него неожиданным образом в 1503 г. Обвиненный в том, что он ставит священников «за мзду», он должен был сложить свой сан и уйти на покой. «Догадываются, – писал С. М. Соловьев, – что свержение Геннадия было делом еретиков». Лишь только благодаря вмешательству знаменитого настоятеля Волоколамского монастыря святого Иосифа Волоцкого, написавшего шестнадцать обличительных слов против жидовствующих, был нанесен сильный удар по еретикам. В конце 1504 г. был созван новый Собор, приговоривший главнейших еретиков; некоторые из них были сожжены. Однако, несмотря на нанесенный ей удар, ересь не была окончательно искоренена и продолжала тайно существовать. Она возрождается в Москве при Иване Грозном в лице Матвея Башкина, разоблаченного и приговоренного к пожизненному заточению на Соборе 1553 года, созванном митрополитом Макарием; она возрождается в Литве в лице одного из учеников Башкина монаха Феодосия Косого, вора и бродяги, оставившего монашество и женившегося на жидовке; ересь, распространявшаяся Косым, в определенный момент получила такое распространение, что один из ее обличителей – монах Зиновий Отенский, даровитейший ученик Максима Грека, – писал в своем сочинении против жидовствующих: «Восток развращен диаволом – Бахметом (Магометом), Запад – Мартыном Немчиным (Лютером), а Литва – Косым»[127].
Как мы видим, деятельность Схарии и двух других евреев, основавших вместе с ним секту жидовствующих, требует особого внимания. Очевидно, что эти евреи прибыли в Новгород, имея полностью подготовленную программу действий; по хорошо разработанному плану они основывают тайное общество, принимая все возможные меры, чтобы оно не было раскрыто, а затем, как только положение основанного таким образом общества становится прочным, незаметно и бесследно исчезают.
Если они подвергались опасности, которую поначалу представляет такая деятельность лишь для того, чтобы исчезнуть в тот момент, когда она начала приносить свои плоды, представляется, что их деятельность была направлена не на получение личных материальных выгод, а, вероятнее, они были агентами некой тайной еврейской организации, преследовавшей важную и высшую цель уничтожения Христианства в России, и следует признать, что использованные для этого средства были применены с безупречным искусством. В скором времени жидовствующие прибрали к рукам самые основы Русской Церкви: влиятельное духовенство с митрополитом во главе и ближайшее окружение великого князя.
Смерть первого думного дьяка Феодора Курицына, главы светских жидовствующих, охлаждение в отношениях между Иоанном III и некоторыми лицами из его окружения, в частности с великой княгиней Еленой, и примирение со своей женой Софией Палеолог, очень верующей женщиной; наконец и в основном, яростная борьба с ересью двух лучших представителей Русской Церкви архиепископа Новгородского Геннадия и преподобного Иосифа Волоцкого – другими словами, только счастливое стечение обстоятельств помешало полной победе ереси жидовствующих, последствия которой были бы непредсказуемы.
* * *
Создание современного масонства и предшествующих ему розенкрейцеров также связано с могущественной и тайной деятельностью евреев. Основные положения программы, устава и обрядов масонства, играющего столь значимую роль в наши дни, разрабатывались братьями Ордена розенкрейцеров, начиная с XVI столетия.
«Розенкрейцеры напрямую происходят из иудейской каббалы», – сказал г. Клаудио Жанне, хорошо известный исследователь тайных обществ, в своем сочинении «Предшественники масонства»[128].
Церемониал посвящения, обряды, правила соблюдения Таин также взяты из древних традиций иудеев и каббалы.
На первой странице знаменитой «Книги Сияния» («Сефер‑ха‑Зохар») читаем: «Одну из своих бесед равви Хизкия начал так: “Написано: "Как роза среди колючек, подруга моя среди девушек". Что означает слово "роза"? Оно означает "общину Израиля"”»[129].
Роза, по объяснению «Сефер‑ха‑Зохар», является эмблемой каббалистов, благодаря которой они узнают друг друга[130].
Вот почему изображение розы на кресте или креста, сделанного из роз, означает, с точки зрения каббалистов, господство иудаизма над Христом и Христианством, но это настолько скрыто, что христиане, не посвященные в тонкости Каббалы, не могут увидеть в соединении розы и креста ничего, что оскорбило бы их религиозное чувство.
Иосиф Флавий сообщает, что тех, кто вступал в секту ессеев, предварительно подвергали различным испытаниям, и при принятии новым членам давали топор, передник и белое облачение, что очень напоминает посвящение масонов[131].
Филон Иудейский говорит, что члены иудейской секты терапевтов во время своих собраний принимали следующую позу: они подносили раскрытую правую кисть к груди чуть ниже подбородка, опустив левую руку вдоль тела[132].
В масонском «Справочнике всех обрядов» (“Manuel pour tous les Rites”) написано, что знаком масонов первого уровня шотландского и французского обряда является следующее: к горлу подносится открытая правая кисть, большой палец отодвинут, остальные пальцы прижаты друг к другу так, чтобы образовывался наугольник.
Первые три уровня масонского посвящения соответствуют трем уровням посвящения раввинов в высших академиях: товарищи (“kawer”), мастера (“rau”) и мудрецы (“kaham”).
Можно привести еще примеры схожести масонских обрядов с иудейской обрядностью. Но, естественно, ключевым в иудейском влиянии на масонство является дух, который был привнесен в него, и цели, для которых оно было создано, хотя при его создании всякая связь с иудаизмом была тщательно спрятана.
«Иудейское лицемерие проявляется еще отчетливее в том, как из гетто в христианский мир проникнет бич тайных обществ в виде масонства, – читаем в сочинении Жана Берже “Тактика лжи”, включенном во второй том “Revue Internationale des Societes Secretes”. – Весьма любопытно исследовать многообразие мер предосторожности, которые применялись, чтобы сокрыть происхождение лжепророков, на которых возложена задача подготовить правление нового Иерусалима»[133].
Такова была осторожность иудеев в более давние времена. Однако в наше время, точнее, ближе к 90‑м годам XIX века иудеи стали гораздо смелее, что мы подробно рассмотрим в дальнейшем, и некоторые из них посчитали возможным откровенно высказаться о роли иудеев в образовании масонства.
Так, один хорошо известный русский еврей Ю. Гессен, имя которого пользуется большой популярностью в Партии народной свободы (К. Д.), издал в 1903 г. книгу под названием «Евреи в масонстве»[134], в которой он, между прочим, писал: «Масонское искусство в своем совершенном виде имеет целью нравственно облагородить человечество и объединить людей на началах правды, братской любви и равенства. Эта задача была впервые поставлена масонству в начале XVIII века; с этого момента и следует считать возникновение масонства, хотя история союза связана с более ранним временем. Иные масоны относят возникновение масонства к построению Соломонова храма, другие находят корни масонства у пифагорейцев, ессеев и первых христиан... Бесспорным можно признать лишь факт, что масонский союз вырос из братства вольных каменщиков, иначе говоря, строительных товариществ... Реформация в связи с политическими условиями того времени привела к упадку и английские, и немецкие товарищества, а вместе с тем создала условия, наиболее благоприятные для возникновения обновленного масонства. (г. Гессен умалчивает, какими именно были эти благоприятные условия. – Автор) И вот в начале XVIII века братский союз действительных строителей восходит в степень союза символических строителей; место технического дела заступает дело духовное, и построение скоропреходящих видимых домов Божиих уступает место задаче возведения единого незримого храма человечности.
Мысль о братском единении человечества была прекрасна, но осуществится ли она в жизни? И историческая судьба как бы для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, к моменту зарождения масонства в Англии вызывает там к жизни также и еврейский вопрос, этот лучший пробный камень, на котором испытуется прочность и искренность братских стремлений человека. Изгнанные в 1290 г. евреи вновь появляются в Англии около 1657 г. и образуют вскоре в Лондоне и его окрестностях общины из просвещенных членов, для которых события в духовной жизни соседей не могли пройти бесследно. Благодаря этому союз с первых же шагов своей новой деятельности становится лицом к лицу с еврейским вопросом, и вместе с тем в деятельности союза тотчас начинают принимать участие евреи.
В 1717 г. по инициативе нескольких образованных братьев четыре лондонские ложи соединились в одну Великую английскую ложу; затем они поручили брату Андерсену приготовить свод постановлений, хотя и заимствованных из документов строительных товариществ, но примененных к условиям времени, и этот свод, напечатанный в 1723 г. под названием “Книга Уставов”, стал в качестве официального издания законной основой союза.
Главным условием правильной деятельности и развития союза должно было явиться уничтожение граней, которые разбивают людей на обособленные, враждебные группы, особенно религиозные. И поэтому‑то первый из основных законов, указанных в “Книге Уставов”, посвящен отношению масона к Богу и религии. Этот закон, в частности, должен был решить и вопрос о евреях. “Самое призвание – гласит параграф 1 "Книги Уставов", – обязывает масона повиноваться нравственному закону, и если он хорошо уразумел искусство, он не станет ни тупоумным богоотступником, ни нечестивым вольнодумцем. Хотя в старые времена каменщики обязаны были придерживаться в каждой стране религии этой земли или этого народа, но ныне признано более соответственным обязывать их иметь единственно ту религию, в которой все люди согласны [135](предоставляя им, однако, иметь свои особые мнения), т. е. чтобы они были хорошими совестливыми людьми, людьми честных правил и чистосердечности; при этом условии они всегда могут различаться своими наименованиями и религиозными убеждениями. Таким путем масонство становится средоточием единения и средством поселять верную дружбу между людьми, которые иначе оставались бы в постоянном отдалении друг от друга”.
Издатели “Книги Уставов”, несомненно, искренне стремились, выражаясь словами Бокля, “отделить нравственность от богословия”, и, дабы охранить союз от какой бы то ни было агитационной деятельности в пользу той или другой религии, они в дальнейшем вновь отмечают, что “никакие препирательства не должны вноситься в дверь ложи, а еще того менее препирательства о религии [136]... так как мы как каменщики исповедуем только вышеуказанную общую религию...”.