Хотя вопрос, заданный выше, требует либо "да", либо "нет" в качестве ответа, не все так просто. Даже если мы предварительно ответим "да", нас все равно может постичь неудача, вызванная или незрелостью, или духовной невосприимчивостью, или даже сопротивлением.
Незрелость. Незрелость препятствует толкованию Писания. По мере развития и освоения основных принципов, у людей появляется способность научиться еще большему. Например, для того, чтобы понять библейское учение о любви, необходимо иметь определенный уровень развития. Хотя маленьким детям и нравится говорить о любви, нет смысла в беседах с ними затрагивать более глубокие темы, чем темы любви к семье и друзьям. Дети могут с радостью отдать все имеющиеся у них деньги, но ведь у них нет понятия о покупательной способности денег. И как можно говорить о бескорыстной любви с ребенком, который с радостью делится своей любимой едой с родителями, но начинает кричать, если сестра слишком близко подошла к его тарелке?
Также понятие о церковной дисциплине покажется новообращенным чем-то немыслимым, потому что оно явно противоположно распространенным идеям о нежной любви Бога и о праве каждого человека на жизнь без всякого вмешательства со стороны других. Например, не осознавая свой грех и святость Бога, мы не сможем осмыслить библейское учение о церковной дисциплине. Таким образом, незрелость мешает принять духовное учение.
Невосприимчивость. Невосприимчивость похожа на незрелость, но происходит больше от лености или упрямой приверженности ложным представлениям, чем от простого незнания или сопротивления. Так, ученики Иисуса не могли понять его предсказаний о распятии из-за своей приверженности к ложным представлениям о Мессии. Несмотря на то, что Иисус часто говорил им о своей предстоящей смерти, они поверили ему только после того, как это случилось. Когда он предсказал свое распятие, они не могли этого осмыслить и боялись спросить его об этом (Лк. 9, 45). Петр даже упрекал Иисуса за то, что тот говорил о своей смерти (Мф. 16, 13-23). Ученики не слышали Иисуса, потому что понятие страждущего Мессии противоречило их надеждам на Мессию победоносного.
|
13 D.A. Carson, "Hermeneutics: A Brief Assessment of Some Recent Trends," Themelios 5 (January 1980): 20.
14 Кальвин посвящает этому вопросу небольшой отрывок в Наставлениях. Он также предполагает огромную важность положительного ответа на данный вопрос, описывая в Наставлениях христианскую жизнь как самоотречение.
Мы часто поступаем точно так же, когда находим в Библии что- то, что кажется нам странным. Поначалу мы можем быть озадачены, но со временем мы или начинаем игнорировать этот отрывок, или истолковываем его таким образом, чтобы он удобно сочетался с нашими суждениями. Например, во время Крестовых походов христиане Западной Европы верили, что их долгом является покорение мусульман или, по крайней мере, приостановление их захватнической деятельности. В сохранившихся исторических материалах нет упоминаний о благовестии среди мусульман до начала деятельности святого Франциска Ассизского и его последователей в тринадцатом веке. Почему же до этого никто не проповедовал среди мусульман? Христиане не были в неведении по поводу библейских принципов миссионерской деятельности; они просто считали, что это не относится к сарацинам, которых они не считали за людей, полагая, будто те заслуживают уничтожения.15Таким образом, они позволили своим предубеждениям свести на нет слова Библии.
|
К сожалению, христиан следующих поколений вне всяких сомнений тоже будет бросать в дрожь при мыслях о нашей с вами невосприимчивости. Что же заставит их покачать головой? Наш материализми безразличие к бедным? Легкое одобрение разных деноминаций? Крайности движения роста церквей и церковного маркетинга? Нет простого лекарства от частичной духовной слепоты, но все же большой помощью может послужить методика изучения Библии, которая даст нам уверенность, чтобы сказать: "Может быть, я полностью пока всего не понимаю, но я знаю и принимаю то, что говорится в Библии".
Сопротивление. Приветствуя Петра у порога своего дома в Деян. 10, Корнилий явно демонстрирует свою готовность слушать и изучать Слово. Он говорит: "Теперь мы все предстоим перед Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога" (Деян. 10, 33). К сожалению, если бы многие мнимые христиане были искренни, им пришлось бы признаться: "Теперь мы все предстоим перед человечеством, чтобы услышать все, что удовлетворит наши потребности, все, что не потревожит наш комфорт, все, что подтвердит наши устоявшиеся мнения".
Сопротивление, наивное или преднамеренное, порождает многие искажения Писания. Женщина, проснувшись однажды в холодном поту, решает, что ее брак — бесконечная дорога, покрытая льдом, и начинает планировать развод. Муж ей не изменял, не обращался с ней жестоко и не бросал ее, ей просто хочется убежать от всего. Возможно, она станет изучать Писание, передумает и начнет работать над улучшением семейной жизни. Но может быть и так, что она поступит по-своему и продолжит настаивать на разводе несмотря на то, что Библия это запрещает. Она вцепится в одну лишь фразу, "Бог есть любовь", и будет рассуждать так: "Если Бог есть любовь, то ему не будет угодно, чтобы я до конца своих дней мучилась в этом ужасном браке".
|
Или, быть может, кто-то в семье обратился в буддизм или стал гомосексуалистом. И вдруг у членов семьи появляется желание перевернуть Писание так, чтобы оно заговорило языком, более терпимым к иным вероисповеданиям или иному образу жизни. Спустя некоторое время, искусство искажения Библии станет по своей изощренности напоминать мастерство оригами. В конце концов, если Библия расходится во взглядах с их замыслами, то тем хуже для Библии!
Они научились отмахиваться от нее каждый раз, когда она ставит их в трудное положение. И постепенно она становится для их жестоких сердец закрытой книгой.
В конечном счете, Святой Дух — единственный целитель незрелости, невосприимчивости и сопротивления. Но для исцеления душ Духу угодно использовать свое Слово. Поэтому церковь всегда нуждается в опытных, усердных учителях Слова — таких людях, какими являются некоторые из вас (Еф. 4, 11; 1Тим. 5, 17). Но прежде чем учить других, вы сами должны стать прилежными учениками.
15 William Carver, The Course of Christian Missions: A History and an Interpretation, rev. ed. (Westwood, N.J.: Revell, 1969), 83-85; Kenneth Latourette, A History of the Expansion of Christianity, vol. 2: The Thousand Years of Uncertainty: A.D. 500-A.D. 1500 (New York: Harper and Brothers, 1938), 400.
Зачем? План действия
Эта книга далеко не первая в числе тех, которые предлагают методику для изучения Библии. Что же отличает ее от других? Во-первых, это учебник по толкованию Библии для начинающих. Она написана для тех, кто готов перейти от нерегулярного или же медитативного чтения Писания к богословскому и экзегетическому чтению.16В медитативном чтении нет ничего плохого, но Божьему царству нужны лидеры, обладающие более серьезными навыками. Эта книга — путеводитель начального уровня для тех, кто хочет серьезно заняться экзегезой.
Во-вторых, этот учебник для начинающих использует легко запоминающийся план толкования. Многие книги размещают основные принципы толкования в нескольких главах, организованных по "жанрам" Писания, таким как закон, поэзия, пророчества и послания.17Эта книга предлагает подход к толкованию в том порядке, который вы сможете применить на практике. Основные принципы толкования объединены в одно слово — сокращение КАПТОР:
К = Контекст А = Анализ
П = Проблемы Т = Темы
О = Обязанности Р = Размышления
Существует два типа контекста (гл. 3 и 4). Исторический контекст представляет собой культуру и обстановку, в которых была написана книга или отдельный отрывок. Литературный контекст — это текст, непосредственно окружающий изучаемый отрывок. Проводя анализ, мы изучаем ход событий в повествовании или ход мысли в наставлении (гл. 5 и 6). Проблемы — это слова, обычаи, фразы или имена и названия в тексте, значение которых мы можем не понимать (гл. 7). Темы представляют собой главные идеи отрывка, которые могут проходить через всю Библию (гл. 8). Обязанности — это действия, к которым нас призывает отрывок (гл. 9 и 10). Размышляя, мы попытаемся найти главную мысль изучаемого отрывка и его применение (гл. 11 и 12). Размышление включает в себя попытки увидеть, каким образом данный отрывок показывает Иисуса и даруемое им искупление. Используя эти шесть методических элементов, каждый человек, готовый к углубленному чтению и серьезному размышлению и достаточно дисциплинированный для того, чтобы следовать методике, может толковать Библию довольно точно, даже если у него нет диплома о специальном образовании.
В-третьих, эта книга уделяет особое внимание применению. Слишком многие авторы предполагают, что применение придет само по себе, если только мы прислушаемся к подсказкам Святого Духа и честно отнесемся к собственным проблемам и проблемам других людей. К сожалению, это не так просто. Правильное и последовательное применение требует вовлечения и сердца, и ума (методика).
В-четвертых, эта книга предлагает упражнения. Без практики невозможно ни овладеть мастерством экзегезы, ни отточить его. Если вы отнесетесь к труду о толковании как к любой другой книге, от этого будет мало пользы. Экзегеза — это искусство, требующее навыков, а навыки приобретаются только на практике. Если мы хотим научиться слесарному делу, поварскому искусству или игре в гольф, мы можем обратиться за помощью к книгам, но настоящий прогресс начинается только тогда, когда мы берем в руки инструменты и
16 См. краткий анализ различных способов чтения Библии в Richard Longenecker, "On Reading the Bible Devotionally, Homiletically, and Exegetically" Themelios 20 (October 1994): 4-8.
17 Конечно же, по сути, нет ничего плохого в том, что толкование объясняется от жанра к жанру. Именно этому посвящено Приложение 4. Тем не менее, начинающим необходима методика, действенная во всех жанрах, до того, как они смогут приступить к изучению особых приемов, необходимых в более сложной работе.
начинаем работу над каким-нибудь проектом. Вспомните, как вы научились кататься на велосипеде. Не по указаниям отца, а вскарабкиваясь на велосипед после каждого падения до тех пор, пока окончательно не овладели этим мастерством. Или как мы учимся готовить омлет? Сначала мы перекалим сковородку и сожжем все яйца, в следующий раз переборщим с ингредиентами и так далее, до тех пор, пока мы не получим качественный продукт, по крайней мере на наш вкус. Может, вам нравятся книги по кулинарии, но чтение таких книг не может сравниться с приготовлением и употреблением пищи. То же самое можно сказать и о толковании Библии. Поэтому я советую вам выполнять упражнения после каждой главы, для того чтобы добиться наибольшей пользы.
Заключение
В этой и последующей главах говорится об условиях, стимулирующих качественное толкование Библии. Во-первых, необходимо верить в библейского Бога или, по крайней мере, признавать возможность его существования. Также необходимо верить, что он открыл себя человечеству в Библии. Во-вторых, необходимо желать соприкосновения со Словом и Господом, даровавшим нам Слово. Вы должны стремиться к умению оценивать проповеди и книги, а также самим проводить достойные исследования. Стремление это будет побуждать вас к знакомству с принципами, изложенными в этой книге, а также к применению их на практике. Я надеюсь, что вы читаете эту книгу с желанием углублять познание живого Господа и его истины, а также делиться ими с окружающими вас людьми. Я молюсь о том, чтобы каким-то образом работа эта помогла вам стать служителем, мудро обращающимся со Словом Истины, и чтобы вы могли открыть сокровища — новые и старые — которыми вы сможете поделиться с народом Божьим.
Искусство наблюдения
Смотри сюда!
Возможно, вам приходилось слышать историю об одном профессоре и группе первокурсников? А было это так. Первое занятие в группе профессор начал с того, что наполнил желтоватой жидкостью мензурку и, взяв ее в руку, приступил к объяснению нового материала: "Сущность научного метода, будь то работа с электронным микроскопом или с телескопом Хаббла, заключается в наблюдении. Какие бы приборы мы не изобрели, проводниками всякой информации остаются человеческие чувства. Более того, даже простое чувственное восприятие обладает огромной силой. К примеру, в этой вот пробирке содержится конский пот; давайте посмотрим, чему мы можем здесь научиться. Пожалуйста, повторяйте за мной". Опустив указательный палец в мензурку с потом, он облизал палец. Студенты, потрясенные, но уважающие авторитет преподавателя, послушно окунули свои пальцы в мензурку и облизали их. "Чему вы научились на этом опыте?", - спросил профессор, обводя взглядом их удивленные лица. "Вот вы и познали важность наблюдения! Видите ли, — сказал он, демонстрируя свои пальцы, — я облизал безымянный палец!"
В толковании Библии, как и во многих жизненных ситуациях, наблюдение — основной навык. От него зависят все остальные навыки. Как и в любой жизненной ситуации, мы многого не замечаем в Библии вследствие того, что изучаем ее наспех и невнимательно. Мы можем взглянуть в октябре на дерево, сверкающее желтыми, оранжевыми, багровыми и темно-зелеными красками и сказать: "Как красиво!". А потом отвернуться, ничего на самом деле не разглядев. Точно также мы упускаем многое и в Библии. Мы можем читать второпях, думая: "Я знаю, о чем говорится в этом отрывке и что это значит". Не ожидая увидеть ничего захватывающего, мы пробегаем глазами по тексту, замечая только лишь то, с чем уже знакомы, или на что по чьим-то словам мы должны обратить внимание. Поэтому красота и утонченность Библии остаются нами незамеченными.18
В этом отношении дети часто могут учить взрослых. Они видят мир таким, каков он есть, а не таким, каким по чьим-то словам он должен быть. Однажды зимой, когда моей старшей дочери было три с половиной года, мы с ней отправились на прогулку. Близился вечер, и на снегу лежали длинные тени. Я спросил: "Абигэйл, какого цвета снег?" Любой взрослый ответил бы: "Белого". Но моя маленькая дочь, посмотрев на снег, лежащий в тени при слабеющем свете, медленно и осторожно сказала: "Синего. Снег синего цвета". Тогда я спросил: "И все? Больше никакого цвета ты не видишь?" Она посмотрела еще раз и неторопливо ответила: "Серого. Снег серого цвета. И еще немного фиолетового".
Точно также, читая Библию, мы должны научиться описывать то, что видим на самом деле, а не то, что нам было сказано.
=> Правило 1: Остерегайтесь предубеждений. Замечайте то, о чем в действительности говорится в тексте Библии.
Например, обратите внимание на описание сомнений Иоанна Крестителя в мессианстве Иисуса. К тому времени, когда к нему подошли ученики Иоанна, Иисус уже столкнулся с сопротивлением иудейских начальников.
И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых,
18 Изучение библейских языков доказывает это снова и снова. Когда студенты корпят над каждым словом на греческом или на иврите, чтобы понять смысл библейского стиха, они вынуждены замедлять темп и замечать совершенно все. Часто можно слышать: "Это утверждение великолепно. Почему ни один перевод не выражает то, что увидели мы?" Затем мы находим этот же стих в английских Библиях и видим, что обнаруженный нами нюанс в них тоже отражен. Просто студенты читали на английском так быстро, так невнимательно, что раньше этот нюанс не замечали.
послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. 11, 1-6).
Так как Иоанн был первым свидетелем об Иисусе — о том, что он действительно тот, кому должно прийти, — люди часто бывают озадачены его вопросом. Как мог пророк, приготовивший путь Господу, назвавший Иисуса агнцем Божьим, взявшим на себя грех мира, сомневаться? Ведь он крестил Иисуса, провозгласил его безгрешность, видел небеса отворенными и Духа, спустившегося на него как голубь, и слышал слова Отца: "Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение" (Лк. 3, 22). А теперь вдруг он уже не уверен, является ли Иисус Христом!
В ранней церкви и в эпоху Реформации многие комментаторы отрицали, что вопрос Иоанна был искренним. Они основывались на утверждении, что пророк не мог так ошибаться. Вместо этого они предполагали, что на самом деле Иоанн задал этот вопрос ради своих учеников. Он хотел, чтобы они услышали ответ Иисуса, сам же он ничуть не сомневался.19Согласно нашему первому правилу, мы не можем отбросить вопрос Иоанна, основываясь на традиционном толковании. Мы видим, что в тексте описывается, как Иоанн задает вопрос, и мы не можем пренебречь этим фактом. Но как же нам относиться к традиционному толкованию? Ответить на этот вопрос нам поможет второе правило.
=> Правило 2: Сначала внимательно читайте текст и только затем начинайте объяснять прочитанное. Помните, что объяснение должно соответствовать наблюдениям, сделанным вами во время чтения.
Так был ли искренним вопрос Иоанна? Мы видим, во-первых, что Иисус отнесся к вопросу серьезно (Мф. 11, 4). Отвечая, Иисус не просто обращается к ученикам Иоанна, но говорит, чтобы они отправлялись и передали его ответ Иоанну. Во-вторых, в тексте нет даже намека на неискренность Иоанна, хотя мы вправе ожидать, что Матфей хоть каким-то образом показал бы читателю, что Иоанн на самом деле не сомневался.
Кто-то может возразить: "Какая нам разница, были сомнения Иоанна искренними или нет? От этого ведь не меняется смысл отрывка: Иисус есть Христос, и это находит свое подтверждение в мессианских пророчествах". С точки зрения богословия, это утверждение отчасти истинно: учение о Христе, содержащееся в этом отрывке, не зависит от искренности сомнений Иоанна. Но такой подход к Библии совершенно неверен. Истинные сомнения Иоанна предполагают, что почти каждым человеком могут овладевать сомнения. Обратите также внимание на то, как Иисус отвечает посланникам. Несмотря на то, что Иоанн должен был прекрасно все понимать, Иисус удостоил его ответом и затем похвалил его за бесстрашное и важное служение. Такие моменты помогут сомневающимся людям взглянуть на свои проблемы с новой точки зрения, но они останутся скрытыми от нас, если мы отнесемся к этому эпизоду как к шараде, разыгранной лишь ради учеников Иоанна.
Роль богословия
Краткий обзор эпизода с вопросом Иоанна напоминает нам о том, что мы не должны позволять богословским предпочтениям оказывать чрезмерное влияние на чтение Библии. Мы должны признать, что у Иоанна были сомнения, в каком бы невыгодном свете это его не представляло. Если его сомнения показывают, что даже самые смелые вожди могут колебаться, то так тому и быть. Далее, мы должны считаться с этим уроком, формируя свои представления о принципах веры и лидерства, даже если такой урок поначалу кажется
19 См. список отцов церкви, придерживавшихся такого взгляда в Ante-Nicene Fathers, ed. Alexander Roberts and James Donaldson, 10 vols. (Grand Rapids: Eerdmans, 1985-87), 3:375, note 15.
неприятным. С другой стороны, мы не должны утверждать, будто Иоанн действительно сомневался, только потому, что это утверждение оправдывает сомнения.
=> Правило 3: Не уступайте желанию изменить ваши наблюдения таким образом, чтобы они служили доказательством правоты предпочитаемых вами богословских учений.
Если мы заранее решили, какой смысл должен быть у прочитанного из Писания отрывка, и даем своим предубеждениям одержать верх над собственными же наблюдениями, как мы тогда сможем узнать, что значит отрывок на самом деле? Если мы слишком привержены какой-то определенной системе учений, будет совершенно невозможно исправить имеющиеся в ней изъяны. Научиться чему-то новому будет все труднее. В конце концов, если мы запретим Библии говорить самой за себя, наша богословская система станет традицией, авторитет которой превзойдет авторитет самой Библии.
Разумеется, мы должны прислушиваться к богословам прошлого. Вести себя так, будто до нас не было ни проницательных, ни беспристрастных читателей Писания было бы слишком самонадеянно. Даже если учителя прошлого и ошибались или понимали только часть истины, тем не менее, они обладали обширной мудростью, и, по крайней мере, у них наверняка были важные причины, чтобы придерживаться того или иного мнения, с которым мы можем и не согласиться. К сожалению, мудрость древних учителей зачастую доходит до среднего христианина в "укрощенном", систематизированном и упрощенном виде. Если она касается злободневных вопросов прошлых поколений, то такая мудрость может показаться нам банальной. Поэтому, хотя мы с уважением относимся к ученым прошлых времен, ничто не заменит свежего толкования Библии каждым христианином в любом поколении. Каждое поколение должно с вниманием относиться к тексту Божьего Слова, прислушиваясь ко всему, что в нем говорится о насущных вопросах дня.
Значение подробностей
Но что значит внимательно относиться к тексту? В сущности, вся остальная часть книги и отвечает на этот вопрос. Здесь же мы поговорим о том, как научиться замечать подробности и тонкости текста.
Интерес ко всякому наблюдению возникает не на пустом месте, для этого всегда есть причины. Когда, к примеру, двое молодых людей начинают встречаться, они обращают внимание на каждую мелочь друг в друге, если верят, что у их отношений может быть будущее. Женщина, по словам моей жены, берет на заметку то, как мужчина одевается, каким одеколоном он пользуется, замечает его обувь, прическу, манеры, руки и даже его ногти (чистые или грязные, ровные или грубые?). О чем могут поведать детали? Оба пола внимательно прислушиваются к замечаниям, выдающим теплоту, юмор и романтический интерес.
Мы должны начинать изучение отрывка Писания с не меньшим интересом к подробностям. Это значит читать отрывок как в первый раз: медленно, обращая внимание на то, какая использована терминология, на построение фраз, на упомянутые детали. Читайте Библию, имея при себе ручку и бумагу (или компьютер), записывая непонятное и все, что привлекает ваше внимание.
=> Правило 4: Замечайте все детали, которые по разным причинам показались вам особенно необычными.
Обращайте внимание на неожиданные подробности и на те, что поначалу кажутся незначительными. Запоминайте все, что отражает побуждения и чувства людей. Замечайте образные выражения, а также необычные слова и грамматические формы, местоимения и временные формы глаголов. Не торопясь, взвешивайте значимость деталей.