Окружение автора и его читателей




Если восприимчивость к нюансам древней культуры можно считать за серебряную монету, то знание условий, побудивших пророков и апостолов к написанию книг, — за золотую. Здесь мы зададимся вопросом о том, почему такой-то автор написал то-то и то-то в определенный исторический момент. В чем заключались злободневные вопросы? Когда разум человеческий взывал к разуму Бога? Где ярче всего разгорались духовные битвы? При этом мы должны задаться вопросом: "Что побудило Моисея, Иеремию, Павла или Луку взяться за перо? Чего они стремились этим добиться?"

Приведу такой пример. Два года назад я решил написать статью о планировании семьи, и вот почему. В течение двух лет до этого я периодически проводил занятия на данную тему. Затем в довольно короткий промежуток времени прочитал несколько книг, в которых данный вопрос трактовался совершенно неправильно. В то же самое время я повстречал несколько семейных пар, в которых муж и жена резко расходились во мнениях по поводу того же вопроса, по большей части потому, что прочитали одну из вышеупомянутых книг. Все сводилось к тому, что кому-то надо было написать критический отзыв на эти книги, и через некоторое время я стал проводить время в библиотеке и за компьютером. Вскоре вышла в свет моя статья. Примерно таким же образом были написаны и многие библейские книги, когда Святой Дух использовал местные кризисы для того, чтобы побудить своих служителей взяться за перо.

Так же важно, хотя это и сложнее, найти первых читателей той или иной книги и задуматься над тем, какое влияние на них она оказала. В чем заключались их нужды, проблемы и надежды? Какие события пугали или волновали их? Поводом для написания нескольких новозаветных книг послужили гонения. Большая часть книг Ветхого Завета была мотивирована непрестанным стремлением Израиля служить чужим богам. Но в какой именно форме проявлялись эти искушения, и какие еще вопросы тревожили Израиль или церковь?

Отношения между автором и читателем

Изменив слегка ход мысли, скажем, что часто бывает полезно проследить отношения между читателями и автором. Были ли они старыми друзьями (Послание к Евреям), незнакомцами (Павел и римляне), противниками (Исайя, Иеремия, Иезекииль и большинство израильтян)? Мы можем восстановить картину отношений, проследив, как автор обращается с читателями. Что он от них ожидает? Примут ли они его учение или будут противиться ему? Будут ли они упорно стоять на своем или возрадуются, получив его послание?

Можно определить три общих типа отношения читателей к авторам Библии.

1. Принимающее. Автор может предполагать, что его читатели безоговорочно примут его послание. В таких посланиях не видно даже и намека на то, что читатели могут поставить под сомнение или даже отвергнуть написанное. В эту категорию входят такие книги как Бытие, Книга Судей, Руфь, Псалмы, Притчи, Евангелие от Матфея, Послание к Филиппийцам и к Титу, Первое и Второе послания к Тимофею, Первое послание Петра и Первое послание Иоанна.

2. Двойственное. Сам Господь описывает этот тип читателей, обращаясь к Иезекиилю: "... ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их" (Иез. 33,31-32). Некоторые другие пророческие и исторические книги входят в эту категорию. С виду их почитают, но на самом деле не обращают на их слова внимания.

 

3. Отвергающее. В некоторых книгах, таких как Книга пророка Иеремии, Амоса, в Послании к Галатам и Втором послании к Коринфянам, пророкам и апостолам приходилось иметь дело с настоящей оппозицией. Лжепророки Иудеи обвиняли Иеремию в том, что он


предал свой народ. Многие хотели покончить с ним, его заключали в темницу и бросали в яму (Иер. 37; 38). Когда Амос пророчествовал против безнравственности Северного царства Израиля, один из лжепророков, состоящий на жаловании у царя северян, обратился к нему с такими словами: "Провидец! Пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй" (Ам. 7, 12). Этим лжепророк намекал на то, что возможно царь иудейский (на юге) пожелает заплатить Амосу за пророчества против Северного царства, но для этого ему придется отправиться на Юг!

 

=> Правило 2: Для того чтобы получить представление об отношениях между автором и его аудиторией, обращайте внимание на остро поставленные вопросы, а также на порицания, резкие упреки и выражения нежности.

Мы видим, что существуют какие-то трения, если автору приходится отстаивать свой авторитет, отвечать на сложные вопросы или резко упрекать своих читателей. Но не все вопросы указывают на сопротивление. В Послании к Римлянам и Послании Иакова даются ответы на различные возражения, но они вызваны больше богословскими, чем личными причинами. Павел и Иаков знали, что по причинам духовным или интеллектуальным их читателям нелегко будет согласиться с их словами. Тот факт, что они говорили от имени Бога, не ставился под сомнение, но им все равно приходилось пробиваться через стены самозащиты. Возможно, некоторые из их аудитории были просто глупцами, которые сонно кивают головой в знак согласия, а просыпаются только для того, чтобы вновь поступать по- своему.

Таким же образом и резкие упреки доказывают только то, что читатели повинны в каком- то грехе. В Послании к Евреям и таких книгах, как Числа и частично в Книге пророка Исаии и Иезекииля, авторы обращаются к читателям с довольно резкими упреками, но, тем не менее, они рассчитывают на то, что будут выслушаны с уважением. В Книге же пророка Иеремии или в Послании к Галатам авторам приходится тратить огромные усилия только на то, чтобы быть выслушанными. Иакову приходится упрекать своих читателей, но он часто обращается к ним с нежностью. Он называет их "братиями моими возлюбленными" (Иак. 1, 16.19; 2, 5). Иоанн часто обращается к своим читателям "возлюбленные", "дети", "дети мои". Подобным образом и Павел называет Тимофея "возлюбленным сыном" (2Тим. 1, 2).

Иногда мы можем определить уровень осведомленности, ожидаемый автором от своих читателей. Например, то, что читатели Книг Царств знакомы с ветхозаветным законом, принимается как должное, так как их авторы постоянно ссылаются на закон. Так, читая описание царствования Соломона в 3Цар. 1,28-11, 8, невольно начинаешь сравнивать его царствование с законами царствования из Втор. 17. И хотя автор книги Царств явно не говорит о том, что Соломон преступил каждый из законов, он, тем не менее, предполагает, что его читатели сами это увидят.

Многие утверждают, что Матфей написал свое евангелие для иудеев, Марк — для римлян, а Иоанн — для широкого читателя. Такие утверждения являются результатом чтения каждого Евангелия в свете следующего вопроса: "Какая аудитория получит наибольшую пользу от чтения данного Евангелия?" Матфей часто цитирует Писание, но редко объясняет иудейские обычаи, что прекрасно подходит для иудейской аудитории. Марк редко цитирует Писание, но он объясняет иудейские обычаи и слова, используя для этого понятную римлянам терминологию. Иоанн редко цитирует Писание, но он постоянно ссылается и на него, и на иудейские обычаи. Из этого можно предположить, что он пишет одновременно и для образованных иудеев, и для язычников, неискушенных в подобных вопросах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: