Пример: исцеление паралитика65 (Лк. 5,17-26).




Однажды во время посещения Иисусом Галилеи со служением проповеди и исцеления (ср. Мк. 2) возле дома, в котором он находился, собралась огромная толпа: люди уже просто не вмещались внутри. К этой толпе из любопытства решили присоединиться несколько фарисеев и книжников. Затем туда же пришли несколько человек, которые принесли на себе паралитика в надежде, что Иисус сможет его исцелить. Но, как они ни пытались пробиться внутрь, ничего у них из этого не выходило: слишком уж много было желающих. Тогда они решили прибегнуть к крайности: забрались на крышу, проделали в ней отверстие и, обвязав носилки больного товарища веревками, осторожно спустили его вниз. Можно только представить недоумение всех, кто в это время находился в доме: шум разбираемого потолка, отверстие, растущее прямо на глазах, сыплющиеся на голову обломки. Тут откуда ни возьмись появляются носилки с лежащим на них человеком, и, как будто всего этого было недостаточно, Иисус, видя веру паралитика и его друзей, произносит: "Прощаются тебе грехи твои" (Лк. 5,20).

 

Подготовка места действия. Паралитика принесли к Иисусу в такое время, "когда сила Господня являлась в исцелении больных" (ст. 17). Окружающая обстановка (переполненный дом) занимает важное место в этой истории. Присутствие толпы ведет к неожиданному развитию событий (паралитика спустили через крышу) и повышает напряжение драмы (ст. 19). Любой дом обычно представляет собой частное защищенное пространство. Переполненный же дом, заполненный фарисеями и учителями из Иерусалима — совершенно иное дело (ст. 17, 19). Нам остается только догадываться, что думал обо всем происходившем внутри и вокруг дома его владелец.

 

Действующие лица. В этой истории представлены Иисус, ученики, толпа, книжники и фарисеи, предположительно владелец дома, паралитик и его друзья, а также "сила Господня" (ст. 17). Среди этих действующих лиц мы различаем верующих, неверующих и нейтральных свидетелей событий. Лука не говорит, что фарисеи были враждебно настроены по отношению к Иисусу. Но их рассуждения ("Кто это, который богохульствует?" (ст. 21))

 

 
 

65 В синодальном переводе: "расслабленного". (Прим. перев.)


указывают на их враждебность. Лука вначале показывает веру паралитика и его друзей, а затем только говорит, что Иисус увидел их веру.

 

Конфликт. Драма начинается с того, что большая толпа расстраивает попытки паралитика и его друзей добраться до Иисуса, чтобы исцелиться. Переполненная комната — это препятствие, которое они быстро преодолевают посредством удаления части крыши. Когда они спускают паралитика через крышу, до конца их поиска уже рукой подать. Для Иисуса же то же самое событие является испытанием. И не просто испытанием его целительной силы. Иисус повышает ставку, когда, прежде чем что-либо сделать, прощает грехи паралитика. Он говорит, что может прощать грехи, но сможет ли он это доказать? Слова "Прощаются тебе грехи твои" фарисеи понимают как притязание на божественность. К чему Иисусу прощать человека, которого он ранее никогда не встречал? Слова Иисуса предполагают, что паралитик каким-то образом согрешил против него. Но это невозможно, если Иисус обычный человек: паралитик просто не мог бы согрешить против него. С другой стороны, каждый грех — это оскорбление Бога, и поэтому Бог имеет право на прощение всяких грехов.

Так что, когда Иисус прощает паралитика, он тем самым притязает на божественность. Фарисеи понимают это и начинают роптать, думая про себя: "Этот человек богохульствует". Итак, богохульник Иисус или действительно обладает правами и властью, на которые притязает? Все зависит от того, что сейчас произойдет.

Поворотный момент и кульминация. С помощью диалога история продвигается к кульминации. Иисус, зная мысли фарисеев, идет на открытый конфликт, демонстрируя свою власть: "Что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (ст. 22-24).

В сущности, Иисус говорит фарисеям: "Я простил этого человека, я действительно утверждаю, что я Бог, и я докажу и то другое, исцелив его сию минуту". Когда Иисус у всех на глазах приказал паралитику подняться, в комнате, наверное, была такая тишина, что можно было услышать малейший скрип носилок паралитика. Что же сейчас произойдет? Поднимется паралитик или нет? Есть ли у Иисуса власть прощать грехи или нет? Господь Иисус или богохульник?

Развязка. "И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога" (ст. 25). Там, где кульминация находит свою развязку, мы находим основную мысль отрывка: Иисус действительно обладает правом и властью прощать грехи. Он действительно Господь, о чем он и говорил ранее!

Этот эпизод включает в себя и поиск, и испытание. Паралитик и его друзья упорно продолжают свой поиск, по необходимости даже проделав отверстие в крыше. Но в момент кульминации мы видим, что в центре этого отрывка находится испытание Иисуса. Кто он? Насколько велика его сила?

 

Последующие действия. Нам известно, что главным вопросом является власть Иисуса прощать грехи, потому что этот вопрос поднимается три раза перед кульминацией истории (5, 20.21.24). Исцеление доказывает главную мысль драмы: Иисус может прощать грехи, стало быть, он — Бог. Может показаться странным, что на месте событий никто не усваивает этот урок. Толпа прославляет Бога (это хорошо) и говорит: "Чудные дела видели мы ныне" (это не совсем хорошо). Наблюдательный читатель-христианин, конечно, знает, что такая реакция — не без изъяна. Да впрочем, любой искренне настроенный читатель может увидеть, что такие события требуют более глубокого признания. И поэтому он приступает к этой истории, спрашивая себя: "Что должны были сказать и как должны были поступить иудеи? Какова должна быть моя реакция?"


Дополнительные мысли. Отображение действий на диаграмме дает хорошие результаты, но характер библейской драмы требует от толкователя особого внимания еще в некоторых вопросах. Во-первых, ищите повторяющиеся слова или идеи. В нашем примере мы замечаем повторяющуюся фразу "прощать грехи", и действительно это главный вопрос истории. Во- вторых, помните, что в библейских повествованиях приводится очень мало подробностей. Описания, внутренние диалоги и раскрытия мотивов поступков встречаются редко. Это значит, что большинство подробностей играют важную роль (см. гл. 2). С другой стороны, Библия иногда опускает такие подробности, которые нам очень хотелось бы знать. В таких случаях толкователь должен проникнуть в историю и заполнить пробелы, используя свое воображение.

Это напоминает нам о том, что даже после того, как мы предприняли все правильные шаги, мы редко усваиваем урок во всей его полноте, когда все становится четким и ясным. Вместо этого нам часто приходится, почесав в затылке, немного поразмыслить прежде чем мы сможем указать на главную мысль повествования. Можно сказать, что в библейских драмах содержится истина и ничего кроме истины, но полная истина передается в них шепотом, а не криками, иначе говоря, имплицитными, а не эксплицитными "подсказками".66



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: